Поиск по материалам сайта
Cлово "VAR"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Мифы народов мира. Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДАН"-"ДЕВ")
Входимость: 2. Размер: 43кб.
2. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Е" (часть 1, "ЕВБ"-"ЕВР")
Входимость: 2. Размер: 43кб.
3. Словарь средневековой культуры. ДЕРЕВНЯ
Входимость: 1. Размер: 25кб.
4. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "П" (часть 7, "ПЕР"-"ПИМ")
Входимость: 1. Размер: 47кб.
5. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГАБ"-"ГАЛ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАВ"-"ДЕВ")
Входимость: 1. Размер: 41кб.
7. Мифы народов мира. Статьи на букву "Ф" (часть 1, "ФА"-"ФИЛ")
Входимость: 1. Размер: 53кб.
8. Россия. Страноведческий словарь. ВАРЯГИ
Входимость: 1. Размер: 7кб.
9. Мифы народов мира. Статьи на букву "М" (часть 3, "МАН"-"МАТ")
Входимость: 1. Размер: 59кб.
10. Реальный словарь классических древностей. Статьи на буквы "A-Z" (часть 2, "DIF"-"LEX")
Входимость: 1. Размер: 75кб.
11. Мифы народов мира. Статьи на букву "М" (часть 6, "МЕН"-"МИК")
Входимость: 1. Размер: 37кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Мифы народов мира. Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДАН"-"ДЕВ")
Входимость: 2. Размер: 43кб.
Часть текста: словаря По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДАН"-"ДЕВ") ДАНАЯ ДАНАЯ (Δανάη), в греческой мифологии дочь аргосского царя Акрисия и Аганиппы (Hyg. Fab. 63). Узнав от оракула, что ему суждена смерть от руки внука, Акрисий заключил дочь в подземный медный терем и стерёг её. Однако Зевс проник в терем золотым дождём, и Д. родила сына Персея. По приказу отца Д. с сыном в заколоченном ящике были брошены в море. Ящик прибило к острову Сериф, где Диктис вытащил его и спас Д. и Персея. Царь острова Полидект, брат Диктиса, влюбившись в Д., решил услать возмужавшего Персея за головой горгоны, чтобы от него не было помех. По возвращении на остров с головой горгоны Персей нашёл мать вместе с Диктисом у алтаря богов, где она искала убежища от преследований Полидекта. Показав Полидекту голову горгоны. Персей обратил его в камень. Диктис стал правителем острова, а Д. с сыном отправились повидать Акрисия, но тот, опасаясь исполнения предсказания, бежал из Аргоса (впоследствии Персей случайно убил Акрисия во время гимнастических состязаний) (Apollod. II 4, 1-4). По другой версии, Полидект женился на Д. и воспитывал Персея. Д. вместе с сыном вернулась в Аргос после того, как во время игр в честь погибшего Полидекта Персей диском случайно убил Акрисия (Hyg. Fab. 63). а. т.-г. Образ Д. нашёл воплощение в античном изобразительном искусстве (произведения вазописи, помпейские фрески и др.). В европейском искусстве ранее всего использовался в книжной миниатюре, а с нач. 16 в. широко распространился в живописи, особенно в эпоху барокко (Л. Лотто, Корреджо, Ф....
2. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Е" (часть 1, "ЕВБ"-"ЕВР")
Входимость: 2. Размер: 43кб.
Часть текста: классических древностей Статьи на букву "Е" (часть 1, "ЕВБ"-"ЕВР") В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Е" (часть 1, "ЕВБ"-"ЕВР") ЕВБУЛ ЕВБУЛ - Eubūlus, Ευ́βουλος, 1. сын Эвфранора, поэт средней греческой комедии, жил ок. 376 г. до Р. X. и, по преданию, написал 104 комедии. Отрывки и заглавия более 50 комедий уцелели. Он разрабатывал, главным образом, мифические сюжеты и пародировал более древних трагиков, главным образом Еврипида. Многие сентенции по части житейской мудрости уцелели; они отличаются тонкостью и изяществом слога; 2. родом из аттического дема Анафлиста, замечательный оратор и демагог, любимец народа; он имел очень вредное влияние (особенно в финансовом отношении) проведением закона, по которому остаточные суммы из всех касс должны были употребляться на Θεωρικόν (см. Теорикон ), и всякий, кто вздумал бы предложить изменение закона, должен был быть подвергнут смертной казни. Лишь незадолго до сражения при Херонее остаточные суммы получили опять свое первоначальное назначение, т. е. были присоединены к военной кассе. Э. был ожесточенным противником Демосфена, против которого он говорил при защите Мидия и Эсхина (de falsa legatione), бывшего прежде его писцом; благодаря его влиянию...
3. Словарь средневековой культуры. ДЕРЕВНЯ
Входимость: 1. Размер: 25кб.
Часть текста: так или иначе существовавших и прежде и получивших лишь частичное воплощение впоследствии. Совершавшийся в ряде регионов Запада переход от, очевидно, несколько более дисперсного и подвижного расселения раннего средневековья к более концентрированному и стабильному в последующие столетия даже в зонах преобладания новых кучевых Д.ень не приводил к полному исчезновению хуторов и однодворных поселений. Развитие Д.ни от менее формальных норм общежития к более консолидированным, в направлении общины-корпорации с собственным юридическим лицом, особой сферы мира и права совместно живущих и хозяйствующих крестьян, не увенчалось ее полным превращением, подобно городам, в замкнутую сферу особого права. Отражение социальной и хозяйственной динамики средневековья, история единения крестьянства в рамках поселения и корпорации знала подчас и обратные тенденции, в частности в ситуации т. н. кризиса XIV в. Неразведенность в языке и понятийном инструментарии многих средневековых обществ таких концептов, как «однодворное поселение (хутор)» и «Д.ня», «Д.ня» и «город», характерна не только для столетий раннего средневековья, но сохраняется и в те времена, когда в существовании настоящих деревенских поселений сомневаться не приходится. Ничуть не более самобытны обозначения деревенской общины. К сказанному стоит добавить, что средневековая Д.ня развивается с большими региональными и внутрирегиональными различиями, отражающими разные концепции локального сосуществования и аграрной жизни. Деревенские общества в раннее средневековье При всей уязвимости старинной историографической теории, провозглашавшей деревенскую общину позднего средневековья реликтом доисторического аграрного коммунизма, трудно усомниться в том, что совместная жизнь на земле...
4. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "П" (часть 7, "ПЕР"-"ПИМ")
Входимость: 1. Размер: 47кб.
Часть текста: напр., Страбон говорит, что по величине он равен Эвксинскому Понту, и приписывает ему окружность в 20 тысяч стадий; по мнению Плиния, продольный разрез равен 1.125 тысячам стадий, между тем как в действительности он имеет всего 140 географических миль. Strab. 16, 765 сл. ПЕРСИИ ПЕРСИИ - Persĭi. Из них особенно замечательны: 1. С. Реrsius, победивший во 2-ю Пуническую войну (в 210 г.) тарентийцев. Liv. 26, 39; 2. С. Persius, человек, отличавшийся своей ученостью (Cic. Brut. 26, 99), современник поэта Луцилия. Cic. de or. 2, 6, 25; 3. А. Persius Flaccus, поэт, родился 4 декабря 34 г. от Р. X. в Волатеррах, городе Этрурии, от зажиточных и знатных родителей. Уже на 6 году жизни он лишился отца и остался на руках своей матери Фульвии Сизеннии, которая вступила во второй брак с римским всадником Фузием. До 12 лет П. обучался в своем родном городе, затем был отправлен в Рим, где его учителями были грамматик Реммий Палемон и ритор Вергиний Флав. На 16-м году он познакомился со стоиком Аннеем Корнутом, с которым потом подружился и который доставил ему близкое знакомство с двумя учеными греками, Клавдием Агафемером и Петронием Аристократом, а также с молодым поэтом Луканом. В числе его близких друзей юности называются лирические поэты Цезий Басc и Кальпурний Серрант (Sura? Statura?). Пета Тразею, супруга одной своей родственницы, младшей Аррии, Сервилия Нониана и Плотия Макрина он любил чисто детской любовью. Все эти благоприятные обстоятельства - образование, полученное от знаменитых учителей, живое общение с выдающимися в умственном отношении...
5. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГАБ"-"ГАЛ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
Часть текста: Horat. ер. 1, 11, 17. Здесь было место древнего культа Юноны. Огромные каменоломни этой местности доставляли отличный строительный материал, которым воспользовались для отстройки Рима после пожара, постигшего город в правление императора Нерона (Gabinum saxum igni impervium). Tac. ann. 15, 43. ГАБИНА, ВИА ГАБИНА, ВИА - Gabina via, дорога, шедшая из Рима в Габии. На ней, по преданию, Камилл настиг и разбил галлов, отступавших от Рима. Plut. Cam. 29. Liv. 5, 49. ГАБИНА ВИА ГАБИНА ВИА - Gabina via, дорога, шедшая из Рима в Габии. На ней, по преданию, Камилл настиг и разбил галлов, отступавших от Рима. Plut. Cam. 29. Liv. 5, 49. ГАБИНИИ ГАБИНИИ - Gabinǐi, плебейский род: 1. Gabinius, военачальник в городе Скодре в Иллирии в 167 г. до Р. X. Liv. 45, 26; 2. Aulus Gabin., предложил закон lex tabellaria, 139 г. до Р. X., ср. Cic. legg. 3, 16, 35; 3. A. Gabin, пал в войне против союзников, 89 г. до Р. X. Flor. 3, 18, 13; 4. A. Gab., военный трибун, сражался под начальством Суллы при Херонее в 85 г. до Р. X. и был затем послан им в Азию с поручением к Мурене. Cic. de imp. Pomp. 3; 5. A. Gabin. в 67 г. до Р. X. был народным трибуном, отличался своей слепой преданностью Помпею; был виновником нескольких законов, в числе которых особенно замечателен закон, по которому высшая власть в войне с...
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАВ"-"ДЕВ")
Входимость: 1. Размер: 41кб.
Часть текста: ДАВНЫ И ДАВНИЯ - Dauni и Daunia, см. Apulia, Апулия и Italia, Италия , 10. ДАДИКИ ДАДИКИ - Dadīcae, Δαδίκαι, персидское племя на границе с Согдианой, которое вместе с саттагидами, анаритами и гандариями составляло седьмую сатрапию и по вооружению походило на жителей Бактрианы и Согдианы. Hdt. 3, 91. 7. 66. ДАДУХИ ДАДУХИ - Δαδου̃χοι, см. Eleusinia, Элевсинский культ , 6. ДАКИЯ ДАКИЯ - Dacia, нынешняя Валахия, Молдавия, Буковина и Семиградская область или Трансильвания, была богата хлебом, лесом и металлами и к югу была более плоска, а к северу весьма гориста. Главные реки ее, кроме пограничных Дуная и Прута (Hierasus), были Aluta (н. Алюта) и Marisia (н. Марош). Жители, Δα̃κοι, Daci, несомненно фракийского происхождения, были сильны и воинственны, а вместе с тем отличались чистотою нравов. Владения их к югу от Дуная в Мезии завоевал Август, но только Траян, после упорной борьбы против могущественного и храброго царя их Децебала (101-107 г. от Р. X.), подчинил их своей власти и ввел в Д. римских поселенцев, которые скоро распространили между жителями римский язык и культуру; и ныне еще они называются румынами. Адриан разделил страну на две провинции: D. superior - на западе и D. inferior - на востоке. Начиная со времени императора Галлиена (257 г.) римляне стали выходить из края и предоставили его вторгавшимся в него германским народам, а именно во время великого переселения народов - готам, с которыми...
7. Мифы народов мира. Статьи на букву "Ф" (часть 1, "ФА"-"ФИЛ")
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Часть текста: дерева. У неё шестнадцать глаз, которые по утрам открывает ей Легба. Ф. - обладательница ключа от дверей в будущее (дом с 16 дверями, по числу глаз Ф.), который ей дала Маву. Когда началась война в царствах моря, земли и неба, Маву послала сыновей ф. - Дуво, Кити и Зосе, чтобы они обучили людей на земле языку Маву (т. е. системе гадания Фа). После их возвращения Маву отправила на землю всех детей Ф., которых повёл Легба. Ф. дала Зосе имя Фалувоно («владеющий тайной Фа»). По мифам фон, культ Ф. и система гадания Фа пришли к фон от йоруба, из священного города Ифе. Согласно мифу, введение культа ф. приписывается царской династии: Тегбезу, царь Дагомеи (правил в 1728-75), сын царя Агаджа, был отправлен в Ойо как часть дани, ежегодно взыскиваемой йоруба с фон. По возвращении на родину он принёс в Дагомею систему гадания Фа. Другая версия связывает появление в Дагомее культа Ф. и некоторых других божеств с женой Агаджа и матерью Тегбезу. Ф. аналогичен Ифа в мифологии йоруба. Е. С. Котляр. ФАВН ФАВН (Faunus, от favere, «помогать», также Fatuus, Fatulcus,...
8. Россия. Страноведческий словарь. ВАРЯГИ
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Часть текста: о «призвании варягов» из «Повести временных лет» , где говорится о том, что в 862 г. для прекращения междоусобиц некоторые племена восточных славян обратились к варягам с предложением занять княжеский (см. князь ) престол. Три брата - Рюрик, Синеус и Трувор откликнулись на призыв славян. Рюрик стал править в Великом Новгороде , Синеус - в Белоозере, а Трувор - в Изборске. Большинство историков считает, что Синеуса и Трувора на самом деле вообще не существовало (в переводе с древнешведского языка слова сине хус трувор означают ‘с домом и дружиной’). Однако эта легенда послужила исходным пунктом для создания в XVIII в. так называемой норманнской теории происхождения Русского государства, согласно которой варяги были основателями первого государства восточных славян - Киевской Руси. Против этой теории активно выступали многие русские ученые, среди них - М.В. Ломоносов , Д.И. Иловайский и др. Противники норманнской теории (антинорманисты) признают только то, что в основе легенды лежит реальный исторический факт вокняжения в Новгороде варяга Рюрика, заслуга которого состоит в том, что он положил начало первой правящей династии на Руси - Рюриковичей (см. князь , царь ). В XIX ...
9. Мифы народов мира. Статьи на букву "М" (часть 3, "МАН"-"МАТ")
Входимость: 1. Размер: 59кб.
Часть текста: сами М., интерпретировавшиеся уже как души умерших, сливались с ларами и гениями. М. считались также хранителями гробниц. С конца республики вошло в обычай начинать эпитафии с посвящения М. с просьбой даровать покойному загробное блаженство за добродетельную жизнь. Е. Ш. МАНЬЧЖУРСКАЯ МИФОЛОГИЯ Статья большая, находится на отдельной странице . МАНЬЮ МАНЬЮ (др.-инд. Маnyu), в ведий-ской мифологии божество гнева, персонифицированный гнев (прежде всего Индры, ср. РВ Х 83, 84). M. называют убийцей Врчтры и Дасью, убийцей врагов, носителем ваджры, ваджрой Индры и т. п. Он - вождь войска, друг марутов, приносит добычу и защищает своих почитателей, связан с тапасом - «жаром». Иногда M. отождествляется с Рудрой (слезы Праджапати упали на M., и он превратился в Рудру, «Шатапатха-Брахмана»). Ср. авест. mainyuš, «дух», duš-mainyu-, «враг». В. Г. МАПОНОС МАПОНОС (лат. Maponos), в кельтской мифологии бог. Посвящения ему засвидетельствованы в Галлии и на севере Британии, где он отождествлён с Аполлоном. Мать M. - Матрона (богиня-мать) считалась покровительницей реки Марны. В валлийской традиции отцом M. называется Мелт («молния»), он известен как Мабон сын Модрон и включается в окружение легендарного короля Артура. История его похищения на третий день после рождения, таинственного заключения в Каер Лои (потусторонний мир) и освобождения Кеем и Бедуйром перешла вместе с именем M. (Mabuz, Mabenagrain) в континентальные повествования артуров-ского цикла. В ирландской традиции M. соответствует Мак Ок, сын бога Дагда и Боанд, превратившейся в реку. С. Ш. МАРА МАРА (санскр. и пали mâra, букв. «убивающий», «уничтожающий»), в буддийской мифологии божество, персонифицирующее зло и всё то, что приводит к смерти живые существа. Образ M. встречается в текстах всех основных буддийских направлений. Главной функцией M. считается...
10. Реальный словарь классических древностей. Статьи на буквы "A-Z" (часть 2, "DIF"-"LEX")
Входимость: 1. Размер: 75кб.
Часть текста: букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на буквы "A-Z" (часть 2, "DIF"-"LEX") DIFFARREATIO DIFFARREATIO - Diffarreatio, торжественное расторжение брака, заключенного через confarreatio (см. Confarreatio ). Присутствие жреца было необходимо, потому что приносились жертвы, как и при confarreatio только с противоположной целью (см. Divortium, Расторжение брака). DII MAGNI DII MAGNI - Dii magni, minores, indigĕtes, selecti, semōnes peregrini, см. Consentes dii . DIRIBITOR DIRIBITOR - Diribĭtor. Должность Д., состоявших при комициях была - вынимать после голосования таблички из ящика (cista), сортировать (diribere - dishibere) и считать их, чтобы определить большинство голосов по центуриям или трибам. Cic. Planc. 6, 14. 20. Cic. Pis. 15, 36. На выборных комициях Д. под именем каждого кандидата обозначал число полученных им голосов точками (punctum); отсюда произошло выражению puncta ferre, т. е. получать избирательные голоса. Cic. Саес. 22. Cic. Mur. 34. Ноr. а. р. 343. В правление Августа для этих счетчиков было устроено на Марсовом поле особое здание, diribitorium. ср.: Wunder, Var. lect. praef., p. 126. DISCESSIO DISCESSIO - Discessio, особый способ подачи голосов, бывший в употреблении в...