Поиск по материалам сайта
Cлово "VEL"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Словарь средневековой культуры. МОНАРХИЯ
Входимость: 3. Размер: 51кб.
2. Реальный словарь классических древностей. Статьи на буквы "A-Z" (часть 4, "REP"-"VOC")
Входимость: 2. Размер: 56кб.
3. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДЕВ"-"ДЕМ")
Входимость: 2. Размер: 64кб.
4. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "С" (часть 4, "СЕВ"-"СЕН")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
5. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "С" (часть 5, "СЕН"-"СИГ")
Входимость: 1. Размер: 79кб.
6. Словарь средневековой культуры. ДЕРЕВНЯ
Входимость: 1. Размер: 25кб.
7. Мифы народов мира. ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ
Входимость: 1. Размер: 18кб.
8. Мифы народов мира. БАЛТИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 42кб.
9. Реальный словарь классических древностей. ПОМПЕИ
Входимость: 1. Размер: 37кб.
10. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Д" (часть 5, "ДИО"-"ДОМ")
Входимость: 1. Размер: 54кб.
11. Словарь античности. Статьи на букву "И" (часть 2, "ИЛЛ"-"ИПО")
Входимость: 1. Размер: 46кб.
12. Реальный словарь классических древностей. ПОМПЕИ, (II)
Входимость: 1. Размер: 32кб.
13. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "П" (часть 11, "ПОЛ"-"ПОР")
Входимость: 1. Размер: 59кб.
14. Реальный словарь классических древностей. Статьи на буквы "A-Z" (часть 2, "DIF"-"LEX")
Входимость: 1. Размер: 75кб.
15. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 7, "АЛЬ"-"АМИ")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
16. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "С" (часть 9, "СЛУ"-"СОС")
Входимость: 1. Размер: 65кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Словарь средневековой культуры. МОНАРХИЯ
Входимость: 3. Размер: 51кб.
Часть текста: в греческих текстах с VI в. до н. э. как обозначение отрицательно оцениваемого единоличного правления, т. е. тирании. К IV в. до н. э. μοναρχία может относиться уже к любому виду единоличного правления - у Аристотеля применяется как к «хорошей» царской власти, так и к «плохой» тирании. В латынь monarchia проникает не ранее II в. н. э., поскольку встречается впервые у Тертуллиана (ок. 160 -после 220) и Лактанция (ум. после 317). На протяжении всего средневековья на Западе Европы слова monarchia и monarcha (монарх) употребляются редко - преимущественно в ученых теоретических сочинениях. Наиболее распространенное понимание этих слов опирается на, очевидно, «римское» в своей основе представление о единоличном правлении не в отдельной стране или отдельном полисе, а во всем мире. Именно поэтому уже у Филона Александрийского (ок. 25 до н. э - 50 н. э.) «М.ей» обозначалась власть Бога над миром. Это словоупотребление было перенято христианскими апологетами, отцами церкви и использовалось средневековыми теологами для описания владычества Христа во вселенной - monarchya mundi. Тот же смысл - всемирная власть - вкладывалось в слово «М.я» и применительно к земным державам и государям. Когда Исидор Севильский (ок. 570 - 636) говорит, что монархи - это те, кто обладают «единоличной» властью (monarchae sunt, qui singularem possident principatum), как Александр у греков и Август у римлян, он, судя по выбору примеров, также подразумевает «единоличность» (singularitas) власти в пределах всей ойкумены, а не, скажем, в одном городе или стране. В немецких средневековых глоссариях слово monarcha часто переводилось как «единый государь мира» или «князь всего мира (ein einiger herre der weit, furste aller werlde). Такой традицией словоупотребления объясняется, почему средневековые авторы избегали называть monarchia многие «монархии» в современном...
2. Реальный словарь классических древностей. Статьи на буквы "A-Z" (часть 4, "REP"-"VOC")
Входимость: 2. Размер: 56кб.
Часть текста: до сведения сената, который или сам вел следствие, или приказывал вести его комиссии, пока не была учреждена особенная постоянная комиссия, quaestio perpetua, законом Л. Кальпурния Пизона Фругия (lex Calpurnia, Закон Кальпурния ) в 149 г. до Р. X. Cic. off. 2. 21. Cic. Cluent. 53. В нем перечислялись запрещенные действия, ведение процесса и определенные наказания, вероятно дополненные lex Iunia вскоре после 3-й Пунической войны. Другие определения давал lex Servilia, Закон Сервилия , 105(?) г. до Р. X., и lex Acilia, Закон Акилия . После союзнической войны положение провинции делалось все хуже и хуже, и потому диктатор Сулла издал в 81 г. до Р. X. более строгий закон Корнелиев (lex Cornelia, Закон Корнелия ). Испорченность времени и наместников требовала закона, в котором бы были перечислены все притеснения и всем им грозило наказание; таким законом был lex Iulia 59 г. до Р. X. (acerrima, Cic. Vat. 12., optima, Sest. 64., iustissima, Cic. Pis. 16, 37), к которому примыкали все позднейшие распоряжения императоров. Обыкновенно назначалось вчетверо большее вознаграждение ограбленному и в то же время ...
3. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДЕВ"-"ДЕМ")
Входимость: 2. Размер: 64кб.
Часть текста: ДОРОГ - Έννέα οδοί, так называлась местность во Фракии, где после был основал Амфиполь. Hdt. 7. 114. Thuc. 1, 100. 4, 102. ДЕДАЛ ДЕДАЛ - Daedălus, Δαίδαλος, (собственно художник), сын Метиона или Паламаона, внук Евналама, правнук царя афинского Ерехфея, современник Тесея и Миноя . Он считался изобретателем статуй, представляющих тело в движении и с открытыми глазами, и различных орудий, напр. топора, пилы, бурава, ватерпаса и др. Он был также искусным зодчим. Племянника и вместе с тем ученика своего, Тала, который изобрел гончарный станок, токарное долото и другие полезные орудия, он убил из зависти к его искусству, вследствие чего должен был бежать из Афин. Он отправился на остров Крит к царю Миною, которому выстроил близ города Кносса лабиринт, подземное здание со многими извилистыми проходами, в которых легко можно было заблудиться, для помещения Минотавра. Кроме многих других художественных произведений он устроил здесь также дочери Миноевой Ариадне место для хороводов, которое затем изображено было Гефестом на щите Ахиллея. Il. 18, 590. Когда Д. дал Ариадне нить, при помощи которой Тесей выбрался из извилин лабиринта, то Миной заключил его в лабиринте вместе с сыном его Икаром; но Д. подкупил стражей и улетел через море на крыльях, искусно сделанных им из перьев. Во время полета Икар слишком высоко поднялся на воздух, так что от жара близкого солнца расплавился воск, которым слеплены были перья: Икар упал в море (Икарское) и утонул. Ov. met. 8, 183 слл. Труп его был унесен волнами на...
4. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "С" (часть 4, "СЕВ"-"СЕН")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
Часть текста: букву "С" (часть 4, "СЕВ"-"СЕН") СЕВСКАЯ ГОРА СЕВСКАЯ ГОРА - Sevo mons, см. Scandia, Скандия . СЕВТ СЕВТ - Seuthes, Σεύθης, имя двух одризийских царей во Фракии. Старший наследовал своему дяде Ситалку в 424 г. (Thuc. 2, 97); младший вел переговоры с Ксенофонтом при его возвращении с 10.000. Хеn. Anab. 7, 1, 5. СЕГЕСТ СЕГЕСТ - I. Segestes, знаменитый херуск, отец Туснельды, которую похитил у него Арминий; желая отомстить ему, он перешел на сторону римлян и выдал им намерение зятя. Tac. ann. 1, 55 слл. Flor. 4, 12. По смерти Вара он продолжал войну против Арминия и призвал наконец на помощь Германика, который освободил его, когда он был окружен войсками Арминия. Tac. ann. 1, 57. II. Segestus, Άκέστες, см. Акест . СЕГЕСТА СЕГЕСТА - Segesta или Egesta, Σεγέστα, 'Έγ. или Α'ίγεστα, город, находившийся недалеко от северного берега Сицилии, между Панормом и Дренаном, основанный, по обыкновенному преданию, троянцами, почему и 2 реки поблизости получили названия Симоента и Скамандра. Римляне приписывали основание его Энею (Verg. Aen. 5, 718. 755 слл. Acesta. Cic. Verg. 4, 33). Только Страбон рассказывает об основании его греками, товарищами Филоктета....
5. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "С" (часть 5, "СЕН"-"СИГ")
Входимость: 1. Размер: 79кб.
Часть текста: его от преувеличений риторов того времени. Кроме одного, утерянного исторического сочинения, он написал позже: oratorum et rhetorum sententiae, divisiones, colores, т. e. 10 книг controversiae и suasoriae, обзор находящихся тогда в обращении школьных тем, сохранившихся, к сожалению, только в отрывках, которые очень важны для истории римской риторики. Лучшие издания Bursian'a (1857) и Kiessling'a (1872); 2. его сын, L. Annaeus Seneca, философ, родился в городе Кордубе в Испании около Р. X., откуда он рано приехал в Рим и с трудом только смог избежать смерти, которую ему уже приготовил Калигула. После усердных занятий особенно философией и риторикой, он вступил на поприще общественной деятельности в должности претора, но был в первые годы правления Клавдия запутан в какой-то процесс Мессалиной, известной в истории своей дурной славой, и должен был вследствие этого отправиться в ссылку на Корсику, откуда он только спустя 8 лет был отозван в Рим. Тогда Агриппина поручила ему воспитание своего сына Нерона, вследствие чего он снова достиг видных почестей, так что в 57 г. был уже консулом. Между тем он, несмотря на свою твердость и другие достоинства, был несчастлив в своей задаче, и прежнее доверие наследника превратилось мало-помалу в отвращение и ненависть. Его необоснованно упрекают в суетности и славолюбии; может быть,...
6. Словарь средневековой культуры. ДЕРЕВНЯ
Входимость: 1. Размер: 25кб.
Часть текста: после 1000 г., -предпочтительно говорить о серии тенденций в ее истории, так или иначе существовавших и прежде и получивших лишь частичное воплощение впоследствии. Совершавшийся в ряде регионов Запада переход от, очевидно, несколько более дисперсного и подвижного расселения раннего средневековья к более концентрированному и стабильному в последующие столетия даже в зонах преобладания новых кучевых Д.ень не приводил к полному исчезновению хуторов и однодворных поселений. Развитие Д.ни от менее формальных норм общежития к более консолидированным, в направлении общины-корпорации с собственным юридическим лицом, особой сферы мира и права совместно живущих и хозяйствующих крестьян, не увенчалось ее полным превращением, подобно городам, в замкнутую сферу особого права. Отражение социальной и хозяйственной динамики средневековья, история единения крестьянства в рамках поселения и корпорации знала подчас и обратные тенденции, в частности в ситуации т. н. кризиса XIV в. Неразведенность в языке и понятийном инструментарии многих средневековых обществ таких концептов, как «однодворное поселение (хутор)» и «Д.ня», «Д.ня» и «город», характерна не только для столетий раннего средневековья, но сохраняется и в те времена, когда в существовании настоящих деревенских поселений сомневаться не приходится. Ничуть не более самобытны обозначения деревенской общины. К сказанному стоит добавить, что средневековая Д.ня развивается с большими региональными и внутрирегиональными различиями, отражающими разные концепции локального сосуществования и аграрной жизни. Деревенские общества в раннее средневековье При всей уязвимости старинной историографической теории, провозглашавшей деревенскую общину позднего средневековья...
7. Мифы народов мира. ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Часть текста: преимущественно с персонажами священной истории (напр., христианскими или исламскими святыми, евангельскими персонажами), предания же - с персонажами мирской истории, причем элемент чудесного в них не обязателен. Однако различение Л. и предания действительно для традиций, в которых господствующая религия сменила более ранние мифологические системы (практически это произошло только в культурах христианства и ислама), и затруднительно для тех традиций, где мировая религия (напр., буддизм в Индии) не отменила более ранние мифологические системы, а также для политеистических мифологий, не переживавших кардинальных изменений. Такое разграничение теряет всякий смысл в традициях, в которых священная история не противопоставляется мирской (профанической); здесь уместнее говорить о едином «историческом» жанре (противопоставленном мифу, сказке и иногда эпосу - в традициях, знающих этот жанр) и, применяя к нему - по традиции - термин «Л.», следует учитывать, что вне противопоставления преданию он имеет иное содержание. Противопоставление Л. другим жанрам в подобных традициях может основываться на различных признаках. Мифу, объединяемому с Л. по признаку уверенности носителей в достоверности сообщаемого и наличия элемента «чудесного», Л. может противополагаться по таким критериям, как, например, принадлежность текста всему племени или отдельному роду. Согласно описанию американского исследователя Э. Сепира, у индейцев нутка на острове Ванкувер...
8. Мифы народов мира. БАЛТИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 42кб.
Часть текста: восходят к кон. 1 в. н. э. Описывая эстиев, отождествляемых с древнебалтийскими племенами, Тацит сообщает, что они «поклоняются праматери богов и как отличительный знак своего культа носят на себе изображения вепрей» («Германия» XLV). Некоторые сведения о ритуале и идолопоклонстве эстиев и пруссов содержатся в англо-саксонском описании путешествия Вульфстана (кон. 9 в.) и в жизнеописаниях епископа Адальберта Бременского, пытавшегося приобщить пруссов к христианству. Данные источников 12-13 вв. расширяют представления о раннебалтийском язычестве: напр., араб. географ Идриси сообщает о поклонении огню, в булле папы Иннокентия от 5 октября 1199 упоминаются и другие объекты почитания - деревья, травы, водные источники, животные и т. д. С началом агрессии Тевтонского ордена, немецкой колонизации и христианизации в кон. 12 - нач. 13 вв. количество источников по Б. м. (прежде всего у пруссов) резко увеличивается (орденские договоры с пруссами, «Рифмованная хроника», «Ливонская хроника» Генриха Латвийского, польские анналы, русские летописи). Более поздние источники - «Хроника Пруссии» Петра Дюсбурга (14 в.), сочинения польского историка Я. Длугоша...
9. Реальный словарь классических древностей. ПОМПЕИ
Входимость: 1. Размер: 37кб.
Часть текста: едва ли не красивее; но 24 августа 79 г. вместе со Стабиями, Геркуланом, Оплонтидой и Тегланой был засыпан пеплом и залит лавой из Везувия (Plin. ep. 6, 16, 20. Dio Cass. 66, 21 слл.); большей части населения удалось спастись. Сама лава не дошла до П., но их покрыл слой пепла, песка и пемзы в 14 футов. Поэтому, после того как уже в конце 16 в., а потом снова в 1689 г. случайно наткнулись на развалины, благодаря продолжительным раскопкам с 1748 г. удалось открыть около 2/5 города (потому что тут не было препятствия в виде построенного сверху города, как при Геркулане); и т. к. за исключением кровлей и дерева все остальное сохранилось, то восстановленные П. с их улицами, храмами, общественными площадями представляют зрителю и путешественнику восхитительное зрелище греко-италийского города. Т. к. эти открытия прежде всего должны были принести пользу науке, то вся утварь, художественные произведения и т. д. собраны для осмотра в особенном музее (с 1758 г. в Портичи, а с начала нынешнего столетия в Неаполе). Овальная окружность города (3.800 больших шагов) обнесена древними циклопскими стенами, в которые ведут 8 ворот; особенно сохранились северо-западные геркуланские ворота, которые ведут из предместья через так называемую улицу гробниц. П. имели 4 торговых площади: Forum civile, правильный параллелограмм в юго-западной части города, простиравшийся от юга к северу, окруженный галереями и общественными зданиями, напр., величественным храмом Юпитера на севере, домом декурионов, храмом Квирина,...
10. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Д" (часть 5, "ДИО"-"ДОМ")
Входимость: 1. Размер: 54кб.
Часть текста: была уступить Гере свое место возле Зевса и до такой степени была забыта, что многие стали принимать ее не более как за додонскую нимфу. ДИОНИС Статья большая, находится на отдельной странице . ДИОНИСИАД ДИОНИСИАД - Dionysiădes, Διονυσιάδης, родом из Киликии, трагический поэт, живший в период после Александра Великого. Под его именем упоминается драматический альбом, χαρακτη̃ρες или φιλοκωμωδός, род театрального альманаха. ДИОНИСИИ ДИОНИСИИ - Dionysia, τα Διονύσια, см. Dionysus, Дионис , 6. ДИОНИСИЙ Статья большая, находится на отдельной странице . ДИОПЕЙТ ДИОПЕЙТ - Διοπείθης, уроженец сунийский, современник Демосфена, один из наиболее выдающихся афинских полководцев последних времен независимости, который, однако, часто должен был уступать свое место людям менее способным. Когда Филипп Македонский во время мира хотел покорить города на Херсонесе, Д. помешал ему в 343 г. до Р. X. Демосфен защищал его, обвиненного Филиппом в Афинах в нарушении мира и даже Фокион советовал сопротивляться Филиппу. Demosth. de Cherson. и Phil. III. Таково было...