Поиск по материалам сайта
Cлово "VITA"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Реальный словарь классических древностей. ТАЦИТ
Входимость: 3. Размер: 16кб.
2. Словарь средневековой культуры. МИССИЯ
Входимость: 3. Размер: 21кб.
3. Реальный словарь классических древностей. ТЕРЕНЦИИ
Входимость: 2. Размер: 17кб.
4. Кельтская мифология. Энциклопедия. ГЛАВА 27. ПЕРЕЖИТКИ КЕЛЬТСКОГО ЯЗЫЧЕСТВА В НОВЕЙШИЕ ВРЕМЕНА
Входимость: 2. Размер: 37кб.
5. Словарь средневековой культуры. МОНАШЕСТВО
Входимость: 2. Размер: 50кб.
6. Словарь средневековой культуры. ЛИЧНОСТЬ
Входимость: 2. Размер: 42кб.
7. Словарь античности. Статьи на букву "Э" (часть 1, "ЭАК"-"ЭКК")
Входимость: 2. Размер: 33кб.
8. Словарь средневековой культуры. СВЯТЫЕ
Входимость: 2. Размер: 46кб.
9. Словарь средневековой культуры. МОНАСТЫРЬ
Входимость: 2. Размер: 31кб.
10. Словарь античности. Статьи на букву "К" (часть 7, "КРИ"-"КУХ")
Входимость: 2. Размер: 63кб.
11. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "С" (часть 3, "САС"-"СЕВ")
Входимость: 2. Размер: 67кб.
12. Словарь античности. Статьи на букву "Г" (часть 6, "ГОР"-"ГУТ")
Входимость: 1. Размер: 68кб.
13. Словарь античности. Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТЕН")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
14. Словарь античности. Статьи на букву "А" (часть 5, "АНХ"-"АРИ")
Входимость: 1. Размер: 51кб.
15. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "С" (часть 5, "СЕН"-"СИГ")
Входимость: 1. Размер: 79кб.
16. Словарь средневековой культуры. АГИОГРАФИЯ
Входимость: 1. Размер: 32кб.
17. Словарь античности. Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАА"-"БЛА")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
18. Словарь античности. Статьи на букву "С" (часть 2, "САТ"-"СЕН")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
19. Реальный словарь классических древностей. СКУЛЬПТОРЫ
Входимость: 1. Размер: 36кб.
20. Реальный словарь классических древностей. СКУЛЬПТУРА, СКУЛЬПТОРЫ
Входимость: 1. Размер: 34кб.
21. Мифы народов мира. АХИЛЛ
Входимость: 1. Размер: 21кб.
22. Мифы народов мира. МАНИ
Входимость: 1. Размер: 18кб.
23. Словарь античности. Статьи на букву "С" (часть 7, "СТО"-"СЫР")
Входимость: 1. Размер: 62кб.
24. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "В" (часть 3, "ВИБ"-"ВОД")
Входимость: 1. Размер: 56кб.
25. Мифы народов мира. СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 39кб.
26. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 1, "АБА"-"АВИ")
Входимость: 1. Размер: 35кб.
27. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 3, "АГЛ"-"АДР")
Входимость: 1. Размер: 51кб.
28. Словарь средневековой культуры. ДЕТСТВО
Входимость: 1. Размер: 17кб.
29. Словарь средневековой культуры. ИСТОРИОГРАФИЯ
Входимость: 1. Размер: 38кб.
30. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "П" (часть 8, "ПИН"-"ПИТ")
Входимость: 1. Размер: 69кб.
31. Словарь античности. Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАВ"-"ДЕР")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
32. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "К" (часть 3, "КАП"-"КАС")
Входимость: 1. Размер: 47кб.
33. Словарь античности. Статьи на букву "А" (часть 7, "АСК"-"АЯК")
Входимость: 1. Размер: 72кб.
34. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 18, "АФЕ"-"АЯК")
Входимость: 1. Размер: 68кб.
35. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "П" (часть 9, "ПИТ"-"ПЛО")
Входимость: 1. Размер: 66кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Реальный словарь классических древностей. ТАЦИТ
Входимость: 3. Размер: 16кб.
Часть текста: г. О его родителях ничего положительного не известно, точно также о годе его рождения; впрочем, по некоторым собственным его отзывам (см. особ. Tac. hist. 1, 1. Tac. Agr. 7. dial. 1) и по отношению его к Плинию Младшему можно заключить, что он приблизительно родился в пятидесятых годах от Р. X. (между 54 и 56 гг.). Он старался образовать себя изучением права и личными сношениями с отличнейшими ораторами своего времени, М. Апром и Юлием Секундом, которым он предан был всей душой (dial. 1). Plin. ep. 7, 20. В 77 г. он был обручен с дочерью Юлия Агриколы, который тогда был consul suffectus, a в следующем году женился на ней (Tac. Agr. 9). Что брак этот остался бездетным, можно с некоторой вероятностью заключить из того, что, рассказывая о смерти своего тестя, он упоминает только о жене и дочери, оставшихся после него, но не упоминает о его внуках. О государственных своих должностях сам он сообщает нам следующее: Mihi Galba, Otho, Vitellius nес beneficio, nec iniuria cogniti. Dignitatem nostram a Vespasiano inchoatam, a Tito auctam, a Domitiano longius provectam non abnuerim (Tac. hist. 1, 1). Этим, очевидно, обозначаются квестура как первая почетная ступень...
2. Словарь средневековой культуры. МИССИЯ
Входимость: 3. Размер: 21кб.
Часть текста: церкви, заключающаяся в обращении иноверцев. M.я вообще является признаком мировой религии, которая в целом обращается ко всем и каждому, основываясь на истинном знании веры и пути к спасению и вменяя своим адептам в обязанность расширять это знание, дающее шанс на спасение. Средневековая церковь исключала из числа полноценных членов человеческого общества всех нехристиан, а также христиан-еретиков. Но поскольку искупительная жертва Христа имела универсальный характер и христианство обращалось ко всему человечеству, считалось, что церковь должна направить нехристей на путь истинный. Потому христианство предстает «открытой», миссионерской религией. Идеи и принципы миссионерской деятельности наиболее полно изложены в Новом Завете, и они сохраняют свое значение на протяжении всего средневековья. Суть христианской М.и отражена в известной новозаветной максиме: «...идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всякой твари» (Map. 16,15), обращенной к апостолам. Миссионерская деятельность должна служить цели расширения границ христианского мира, и в будущем церковь примет в свое лоно все народы. В Апокалипсисе (Отк. 6, 11) говорится о том, что Страшный суд и всеобщее спасение не наступят, пока не исполнится число избранных, т.е. пока все народы не обратятся в христианство. В целом новозаветная концепция М.и, ставшая основой средневековых христианских представлений, исходит из идеи М.и Христа: «...как послал меня Отец, так и Я посылаю вас» (Иоан. 20,...
3. Реальный словарь классических древностей. ТЕРЕНЦИИ
Входимость: 2. Размер: 17кб.
Часть текста: 215 и 214 гг. командование в Пиценуме. Liv. 23, 32. В 200 г. он отправлен был послом в Африку. Liv. 31, 11 ; 2. А. Теr. Varro, будучи претором, воевал победоносно с кельтиберами в Испании. Liv. 30, 32 слл. 40, 2; 3. Теr. Varro, родственник оратора Гортенсия, был пропретором или наместником в Азии и был предан суду за дурное управление ею, но, благодаря Гортенсию и подкупу судей, был оправдан; 4. M. Ter. Varro, Марк Теренций Варрон, величайший римский ученый, родился в Реате в земле сабинской в 116 г. до Р. X. Он происходил из древнего сенаторского рода и уже с ранних лет посвятил себя ученым занятиям, вероятно, не без влияния учителя своего Элия Стилона (Cic. Brut. 56, 205); впрочем, вследствие этого он не отказался от общественной деятельности. Он был народным трибуном, как он сам об этом упоминает (Gell. 13, 12). В 67 г. он служил под начальством Помпея в войне с пиратами, командуя частью флота (App. Mithr. 95); в этой войне он получил знак отличия «корабельный венок» (corona navalis, Plin. 7, 30, 51). Вероятно, он служил и в следующей затем Митридатской войне. Varr. r. r. 3, 17. Везде во время своих стоянок пользовался он случаем, чтобы собрать сведения о землях и народах. В это же время он тесно сблизился с Помпеем, так что и впоследствии держался его стороны в борьбе с Цезарем и защищал его с большим усердием. В 49 г. в качестве легата Помпея он сражался против Цезаря в Испании (Hispania ulterior), но после тщетных попыток удержать за собой эту провинцию (Caes. b. c. 2, 17 слл.) отправился к Помпею в Грецию. Во время Фарсальской битвы он вместе с другом своим Цицероном находился в Диррахие (Cic. div. 1, 32). Впрочем, после победы Цезарь примирился с ним и поручил ему устройство публичной библиотеки (Suet. Caes. 44). После убиения Цезаря он, благодаря Антонию, тоже попал в список опальных, но при помощи своих друзей избег смерти (App. b. с. 4, 47) и жил с тех пор спокойно, посвящая себя ученым занятиям. Умер он в глубокой старости, в 28 г. до Р....
4. Кельтская мифология. Энциклопедия. ГЛАВА 27. ПЕРЕЖИТКИ КЕЛЬТСКОГО ЯЗЫЧЕСТВА В НОВЕЙШИЕ ВРЕМЕНА
Входимость: 2. Размер: 37кб.
Часть текста: а суровый гуманизм и строгое правосудие римлян. Римляне, как никакой другой народ на свете, известный историкам, отличались удивительной толерантностью (веротерпимостью) к религиозным воззрениям других народов и с готовностью приняли в свой пантеон кельтские божества - причем на правах богов. Дружественные божества галлов и бриттов всегда без особого труда могли получить, так сказать, римское гражданство, распространявшееся и на богов, и быть ассимилированными Юпитером, Марсом, Аполлоном или любыми другими обитателями собственно римского пантеона, с которыми их отождествляли римляне. Итак, римские законы вели борьбу не против самих богов, а против их культов, сосредоточенных в руках местных жрецов. Массовые человеческие жертвоприношения, практиковавшиеся друидами, вызывали ужас даже у суровых воинов, которых никак не заподозришь в том, что им становится дурно при виде крови. Кстати, у себя дома римляне особым указом сената запретили такие жертвоприношения еще до первого похода Юлия Цезаря в Британию в 55 году до н. э., и, таким образом, по свидетельству...
5. Словарь средневековой культуры. МОНАШЕСТВО
Входимость: 2. Размер: 50кб.
Часть текста: ориентирах и задачах. Переход от аскезы к монашеству В текстах Нового Завета отсутствует какая-либо разработанная система христианской аскезы, не упомянуты там и монахи. Однако Иисус учил о тщете всего мирского и призывал следовать за собой, оставив имущество и родных во имя стократного воздаяния (Мат. 19, 10-12, 27-28; Map. 6, 7-9; 10, 17-31; Лук. 12, 22-31). Утверждение бренности «образа мира сего» соседствовало в Писании с предостережением близости конца света (1 Кор. 7,29,31). Отрицая дуализм души и тела, видя в них единое творение Бога, христианство признавало, что человек должен победить не плоть, но свою гордыню и себялюбие во имя любви к Богу. В действительности христианство заимствовало у различных дуалистических учений поздней античности формы неистовой борьбы с плотью, которые впоследствии нередко превалировали в практике М.а, особенно в ситуации обострения эсхатологических ожиданий. Это, в частности, привело к отождествлению аскетов, а затем монахов с мучениками «мирного времени» (когда гонения на христиан уже прекратились) и определило высокий авторитет М.а среди мирян и в церкви. Стремление следовать Христу, понимавшееся прежде всего как выход из системы традиционных социальных связей ради связи (лат. religio) с сакральным (отсюда частое обозначение монахов как religiosi), с ростом...
6. Словарь средневековой культуры. ЛИЧНОСТЬ
Входимость: 2. Размер: 42кб.
Часть текста: о Л .и - фокусе, в который стягиваются все социально-психологические представления, системы ценностей и картины мира, - они суть не что иное, как аспекты Л.и. Важно разграничить понятия «Л.» и «индивидуальность». «Л.» - индивид как член группы, социализация которого происходит в процессе его приобщения к культуре (в антропологическом смысле). Л. может быть условно определена как terminus médius, связующий социум и культуру. Л. существует в любом обществе, на любом этапе истории, и ее изменчивость соотнесена с типом культуры, религии, социальных связей. Допустимо говорить об основном типе Л.и в средневековой Европе; в рамках этого предельно общего типа необходимо вычленять разные конкретные подтипы, в зависимости от социального и половозрастного статуса индивидов, их образования, от стадии эволюции общества. При изучении средневековой Л.и возникают вопросы об ее самосознании, осмыслении природы человека, его места в универсуме, отношениях с Богом, проблемы его спасения, непосредственно связанные с идеей биографии как жизненного пути. Понятие же «индивидуальности» указывает на специфический аспект Л.и - на самобытность отдельного индивида, осознание им самоценности собственного ego, на признание его своеобразия социальной средой. Позитивное утверждение суверенной индивидуальности присуще отнюдь не всем культурам; во многих культурах оно отсутствует. В наибольшей мере индивидуальность признана на Западе, где она стала центральной ценностью культуры Нового времени. Ключ к объяснению конституирования Л.и нужно искать, по-видимому, в происходившей на протяжении средневековья перестройке социальных групп и в особенностях европейской культуры. К проблеме «Л.и на средневековом Западе» приходится подходить в обоих...
7. Словарь античности. Статьи на букву "Э" (часть 1, "ЭАК"-"ЭКК")
Входимость: 2. Размер: 33кб.
Часть текста: "Э" (часть 1, "ЭАК"-"ЭКК") ЭАК ЭАК - сын Зевса и Эгины, отец Теламона и Пелея, считался мифич. основателем рода Эакидов. После смерти за благочестие и справедливость стал вместе с Миносом и Радамантом одним из трех судей в подземном царстве, согласно другому мифу - привратником Гадеса. ЭБОРАК ЭБОРАК (лат. Eburacum), совр. г. Йорк, поселение британских кельтов, со времен Веспасиана - лагерь рим. легионеров и резиденция наместника. В 3 в. Э. стал колонией и столицей Нижней Британии (Britannia Inferior), в 4 в. - резиденцией епископа. Здесь умерли императоры Септимий Север и Констанций 1 Хлор (соответственно в 211 и 306). В 5 в Э. был покинут римлянами и заселен англосаксами. ЭВАНС ЭВАНС - сэр Артур (Evans) (1851 - 1941), англ. археолог, инициатор раскопок дворца в Кноссе (о. Крит), научные результаты которых имели исключительное значение для исследования минойской культуры на о. Крит. Некоторые реконструкции Э. в наши дни оспариваются. ЭВБЕЯ ЭВБЕЯ (греч. Euboia), большой, вытянутый в длину, гористый остров у вост. побережья Центральной Греции, отдел, от нее узким прол. Эврип (у Халкиды шир. прол. 15 м). Остров был заселен главным образом ионийцами. Важнейшие города Э. Халкида и Эретрия в 7 в. до н. э. были крупными торговыми центрами, основавшими колонии на Сицилии, в Италии и Халкидике. Ок. 700-650 до н. э. между обоими городами происходила ожесточенная война за терр. (1-я общегреческая коалиционная война). В 506 до н. э. Халкида была завоевана афинянами, а...
8. Словарь средневековой культуры. СВЯТЫЕ
Входимость: 2. Размер: 46кб.
Часть текста: история их церкви (I-III вв.) была связана с систематическими преследованиями со стороны римских властей. Христиане, не отрекшиеся от веры под пытками, принявшие мученическую смерть , представлялись своим единоверцам истинным примером для подражания. Память о них приобретала характер ежегодного обряда, а их погребения становились местами особого почитания. Утверждение христианства в качестве официально разрешенной религии (313 г.) открыло новые перспективы для почитания С.ых. С этого времени культ С.ых занимает одно из центральных мест в религиозной и церковной жизни христианского общества. Существенная, если не исключительная, роль в этом процессе принадлежала епископам - ключевым фигурам в организационно-административной системе ранней христианской церкви. Усилиями епископов мученики, почитавшиеся в тех или иных общинах, т.е. весьма узким кругом христиан, приобретают широкую популярность, зачастую в масштабах всей христианской ойкумены. Епископы являлись инициаторами создания торжественных мемориалов над могилами...
9. Словарь средневековой культуры. МОНАСТЫРЬ
Входимость: 2. Размер: 31кб.
Часть текста: вокруг тех или иных авторитетных монахов. Собственно первый М. был основан ок. 320 г. св. Пахомием Великим в Табенни-зи (Фиваида Египетская) и рассматривался своим создателем не столько как школа для будущих отшельников, сколько в качестве самостоятельной формы монашеского служения, восходящей к идеалу vita communis (лат. «общинная жизнь») апостольских общин (Деян. 4, 32-35). Размежевание с ере-митизмом выразилось в терминологии. Наиболее распространенными синонимами «М.я» стали в средние века слова, выражающие его общежительный характер - «конгрегация», «конвент» (оба лат. «собрание»), «братство» (лат. fraternitas), «киновий» (греч., лат. coenobium - «общежитие»), или термины, отражающие способ управления общиной, - «аббатство» и «приорат» (от лат. prior - «старший», настоятель дочернего, основанного аббатством, М.я). Так же и монахов нередко называли «братьями» или «киновитами». В нищенствующих орденах, вообще отказавшихся от монашеского уединения, термины «конвент» и «братья» вытеснили все прочие обозначения. Выбор места В идеале место для основания М.я отвечало либо образу райского сада (Быт. 2, 8-10), обогащенному пасторальными идиллиями античной литературы, либо представлению о пустыни (Мат. 4), причем in solitudine (лат. «в уединении») или in heremo (лат. «в пустыни») в условиях Западной Европы означало, как правило, «в гуще леса». Термин же «пустынник» иногда переводился на германское наречие как waldloch, т.е. живущий в лесу, а льва аввы Герасимоса и Иеронима в легендах об основании М.ей сменил медведь. Если отшельники поздней античности нередко обретали свой «Эдем» или «пустынь» уже в пригороде, то в ирландском монашествеVЧ-VII вв. смысл распространенной формы аскезы peregrinatio pro Christo (лат. «странствие Христа ради») заключался в том, чтобы найти «наилучшее место странствий» вдали от родины, в чуждой этносоциальной среде. В соответствии с Пс. 42, 3, гора относилась к излюбленным местам для основания М.я, символизируя...
10. Словарь античности. Статьи на букву "К" (часть 7, "КРИ"-"КУХ")
Входимость: 2. Размер: 63кб.
Часть текста: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "К" (часть 7, "КРИ"-"КУХ") КРИТОЛАЙ КРИТОЛАЙ - др.-греч. философ, уроженец Фаселиды ( Ликия ). В 155 н. э. вместе с другими философами прибыл в Рим с политич. миссией. Благодаря его лекциям идеи греч. философии оказали огромное воздействие на рим. публику. К. возглавлял школу перипатетиков в Афинах. КРИТО-МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА КРИТО-МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА - общее обозначение минойской культуры (по имени легендарного критского царя Миноса), возникшей на Крите в 3 - 2-м тыс. до н. э. и сильно воздействовавшей (начиная с 16 в. до н. э.) на культуру материковой Греции, и микенской культуры, формировавшейся под влиянием минойской. Центры микенской культуры находились на материковой Греции. Несмотря на прочные культурные связи с Ближним Востоком, прежде всего с Египтом, К. - м. к. сохраняла свою самобытность. Политич., экономич. и культурная жизнь крито-микенских государств нашла отражение в дворцовых сооружениях и городских постройках Крита и Микен; наряду с ними существовали, однако, сельские поселения с соответствующим способом производства. С 1900 начались...