Поиск по материалам сайта
Cлово "XXXI"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "А"
Входимость: 3. Размер: 128кб.
2. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 8, "АМИ"-"АНА")
Входимость: 2. Размер: 54кб.
3. 4.4. Система эстетических отношений. Литература и искусство как составляющие культурного пространства
Входимость: 1. Размер: 11кб.
4. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Г" (часть 4, "ГРА"-"ГУС")
Входимость: 1. Размер: 43кб.
5. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Л"
Входимость: 1. Размер: 39кб.
6. Краткий словарь мифологии и древностей. Статьи на букву "А"
Входимость: 1. Размер: 134кб.
7. Мифы народов мира. МАЗДА
Входимость: 1. Размер: 13кб.
8. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 8, "КУК"-"КЭШ")
Входимость: 1. Размер: 52кб.
9. Мифы народов мира. Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГАЯ"-"ГЕР")
Входимость: 1. Размер: 68кб.
10. Мифы народов мира. Статьи на букву "И" (часть 1, "И"-"ИЕФ")
Входимость: 1. Размер: 43кб.
11. Античная культура. Словарь-справочник. Статьи на букву "Л"
Входимость: 1. Размер: 57кб.
12. Мифы народов мира. СКИФО-САРМАТСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 21кб.
13. Мифы народов мира. Статьи на букву "Е" (часть 1, "ЕВА"-"ЕМИ")
Входимость: 1. Размер: 41кб.
14. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "П" (часть 9, "ПИТ"-"ПЛО")
Входимость: 1. Размер: 66кб.
15. Мифы народов мира. БЛИЗНЕЧНЫЕ МИФЫ
Входимость: 1. Размер: 18кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "А"
Входимость: 3. Размер: 128кб.
Часть текста: Геракл отдал их охранять Абдеру, и тот стал их жертвой. В А. родились философы Демокрит и Протагор. В классической Элладе эпитетом «абдерит» называли простака, наивного, недалекого человека. АБОРИГЕНЫ, АБОРИГИНЫ АБОРИГЕНЫ, АБОРИГИНЫ (от лат. ab origine - с начала) коренные жители страны или области. Первоначально древнейшее население Средн. Италии, осевшее в устье р. Тибр, называлось латинами - по имени царя Латина. Маяк И.Л. Рим первых царей. Генезис римского полиса. М., 1983. С. 54-63, 68-72, 83-86. АВГИЙ АВГИЙ (греч. Augeas , Augeias ) в греческой мифологии царь Элиды, сын бога солнца Гелиоса (или Посейдона, Форбаса, Элея) и дочери царя Нелея Гирмины; владел неисчислимыми стадами скота, стойла которого не чистились 30 лет. Геракл их вычистил за один день: выгнал табун на пастбище, провел ров от р. Алфей и пустил в конюшни воду, которая смыла все нечистоты. В переносном смысле выражение «авгиевы конюшни» означает запущенное, захламленное помещение. АВГУРЫ АВГУРЫ (лат. augures ) - члены римской коллегии жрецов (авгурата), которые предсказывали будущее по полету птиц и их поведению. Согласно преданию, коллегия а. была учреждена Ромулом и вначале состояла из патрициев; в 300 г. до н.э. на основании Огульниева закона в нее получили доступ и плебеи; пополнялись путем кооптации, а с 154 г. до н.э. на основании Домициева закона - путем избрания 17 трибами, выбранными по жребию. Авгурат был пожизненным; авгур носил богатую одежду и изогнутый посох. С помощью специальных ритуалов (ауспиций) а. истолковывали волю богов - их согласие или несогласие с действиями людей. А. могли даже отложить проведение народного собрания, произнеся формулу «Alio die!» («В другой день!»). Принадлежность к а. высоко ценилась римской аристократией, поскольку давала возможность влиять на...
2. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 8, "АМИ"-"АНА")
Входимость: 2. Размер: 54кб.
Часть текста: ). Впоследствии А. был убит Гераклом, которого не хотел пропустить через свои владения. Apollod. 2, 7, 7. АМИС АМИС - Amīsus, Άμισός, н. Самсун, укрепленный город в Понте у залива того же имени, основан был, может быть, афинянами (App. Mithr. 8. 83). При Митридате, который расширил этот город, основав при нем Евпаторию, А. попеременно с Синопом был резиденцией. Cic. de imp. Pomp. 8. Strab. 12, 547. АМИСИЯ АМИСИЯ - Amisia, -ius, Άμάσιος или Άμασίας, н. Емс, судоходная река в стране бруктеров, у своего устья образующая большие болота. Tac. ann. 1, 43. 60 и в др. местах. На ней Друз сражался с бруктерами в 12 г. до Р. X. Strab. 7, 290. АМИСОДАР АМИСОДАР - Άμισώδαρος, ликийский царь, сыновья которого, Атимний и Марис, участвуя в Троянской войне, были убиты сыновьями Нестора. Он же воспитал баснословное чудовище Химеру. Ноm. Il. 16, 328. АМИТЕРН АМИТЕРН - Amiternum, древний, прежде довольно значительный город в стране сабинов на Атерне (н. развалины, называемые Torre d'Amiterno или Castello di S.-Vittorino), родина Саллюстия. Liv. 10, 39. 21, 62. 28, 45. АМИФАОН АМИФАОН - Amythaon, Άμυθάων, см. Aeolus, 1., Эол . АММЕНТУМ АММЕНТУМ - Ammentum, αγκύλη, ремень, прикреплявшийся посередине метательного копья (hasta ammentata), чтобы при метании придавать большую силу размаху руки. Koechly, Würzburg. Phil. Verh. стр. 226. АММИАН МАРЦЕЛЛИН...
3. 4.4. Система эстетических отношений. Литература и искусство как составляющие культурного пространства
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Часть текста: рода ответов: красота, присущая природе (знаменитые "природники") и красота, присущая социуму (не менее знаменитые "общественники"). На востоке говорят: "в пустыне красоты нет – красота в душе араба". Если строго следовать этой восточной мудрости, то мы никогда не поймем, что такое красота, мы придем к эстетическому релятивизму, когда каждый кулик будет считать красивым именно свое болото. Такое понимание красоты оправдывает любое безобразие, стирает грань между прекрасным и безобразным. Не менее безнадежным делом оказывается искание красоты в природе. Такие искания требуют анализа, а всякий анализ приводит к тому, что красота просыпается, как песок сквозь пальцы любого, кто хочет взять в руки и "пощупать красоту". Красоту можно только ощутить. Красота – это чувство красоты, которое вызывает у человека и внутренне, и внешне целую гамму положительных эмоций и чувств. Под положительным мы, в данном случае, понимаем все то, что способствует самосохранению и саморазвитию человека и человеческого. Нам думается, что красота как чувство, как ощущение возникает в результате Встречи. Если мир сотворен, и Творец увидел, сотворив этот мир, что это хорошо, (Красиво!?), и если мы носим в себе образ Творца, то возникает возможность Встречи, возможность узнавания человеком в окружающем нас мире божественного. С красотой встречаться человеку надо весьма осмотрительно, поскольку «красота может нести в себе совершенно другую суть – красота суетна» (Притч. XXXI, 31). Надо помнить, что подлинная красота "дарована Богом тварным существам для того, чтобы при ее виде мы свой дух возводили к познанию Творца". [69] Эта радость узнавания и есть то прекрасное чувство, которое в эстетике называется красотой. Самое важное в этом чувстве...
4. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Г" (часть 4, "ГРА"-"ГУС")
Входимость: 1. Размер: 43кб.
Часть текста: ГРАФФИТИ ГРАФФИТИ (ит. graffiti, букв. - нацарапанные) - древние и средневековые посвятительные, магические, бытовые надписи, нацарапанные на стенах зданий, сосудах и т.п. ГРЕВС ГРЕВС - Иван Михайлович Гревс (1860-1941) историк, педагог, публицист, краевед. Учась на историко-филол. ф-те С.-Петербург. ун-та (1879-83), участвовал в "Ольденбургском кружке" (Ф.Ф. и С.Ф. Ольденбурги, В.И. Вернадский , Д.И. Шаховской и др.). Изучая историю рим. землевладения, подолгу работал в Италии и Париже, испытав влияние историка Н.Д. Фюстель де Куланжа. В дис. (опубл. в 1900) обосновывалась мысль, что Римская империя сохраняла прочность автономного дома - "ойкоса"; отвергалось представление о капиталистич. характере рим. хозяйствования. В 1890-х гг. Г. - один из самых популярных проф. Высших женских курсов (Бестужевских); с 1902 - в ун-те. Ученики (среди них Федотов , Карсавин , Анциферов ) называли Г. padre (отцом) и мейстерзингером культуры. В 1917-18 Г. проявил себя как публицист. Приняв Февральскую революцию как ниспровержение всего устаревшего и давящего, он вместе с тем отмечал ее "разрушительную силу". Уйдя в 1923 из ун-та вследствие несогласия с возобладавшими установками М.Н. Покровского, Г. читал лекции об изучении жизни городов и архитектурных ансамблей. О совр. краеведах говорил: "Это подвижники: в старину спасали душу в монастырях, а теперь (ее) поддерживают краеведением". Написал книгу о Данте (не издана) и четыре работы о Тургеневе (две опубликованы). В 1934 продолжил работу в Ленингр. ун-те. В монографию "Тацит" Г. вложил плоды многолетних раздумий, в ее последней главе много личного (1946, нем. перевод 1952). Культура, по Г., - созидаемый "зиждительным трудом" людей "надорганический мир". Она включает в себя не только язык, знания, искусство, юрид. нормы, но также верования, нравы, очеловеченный быт; в ее составе и духовные начала, и "живая плоть". Свобода и культура были для Г. нераздельны. Культурные ценности "выбирают своим сосудом или...
5. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Л"
Входимость: 1. Размер: 39кб.
Часть текста: объединения двух общин (ахейской и дорической), на берегу Эврота возникло поселение Спарта. Одним из его первых царей и реформаторов традиция называет Ликурга. Жители Л. кроме воинственности славились четкостью и краткостью языка - лаконизмом. ЛАНГОБАРДЫ ЛАНГОБАРДЫ (лат. Langobardi ) северо-германское племя, заселявшее левое побережье Нижней Эльбы. Во время войн германских племен в I в. н.э. л. выступили на стороне херусков против маркоманов. Часть из них в VI в. достигла Дуная и, победив герудов, основала между Дунаем и Тиссой государство; после этого л. переселились в Паннонию и Норик. Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств. М., 1984. С. 191-197. ЛАОКООН ЛАОКООН (греч. Laokoon ) в греческой мифологии жрец храма Аполлона в Трое. За то, что он хотел уничтожить оставленного данайцами коня, боги послали на него огромных водяных змей, которые задушили Л. и его сыновей - этот сюжет был чрезвычайно популярен в античном искусстве. ЛАПИДАРИЙ ЛАПИДАРИЙ (от лат. lapidarius -...
6. Краткий словарь мифологии и древностей. Статьи на букву "А"
Входимость: 1. Размер: 134кб.
Часть текста: О П Р С Т У Ф Х Ц Э Ю Я Следующая страница Статьи на букву "А" АБАНТ Абант (Abas, Άβας). 1) Сын Метаниры, обращенный Деметрой в ящерицу за то, что он насмехался над богиней, когда она явилась в дом его матери и с жадностью пила воду для утоления жажды. 2) Двенадцатый царь Аргоса, сын Линкея и Гипермнестры, внук Даная. Когда он сообщил своему отцу о смерти Даная, то получил в награду щит своего деда, посвященный Гере. Этот щит совершал различные чудеса; одного его вида было достаточно, чтобы принудить к покорности восставший народ. АБАНТЫ Абанты (Abantes, Αβαντες). Древние обитатели острова Эвбеи. Они построили город Абы и затем переселились на Эвбею. АБАРИС Абарис (Abaris, Αβαρις). Мифическое лицо, жрец Аполлона, который, по преданию, не принимал земной пищи и летал по воздуху на золотой стреле, полученной в дар от Аполлона; жил около 570 г. до Р. X. АБДЕРЫ Абдеры (Abdera, τά Αβδηρα). Город во Фракии, близ устья реки Неста. Это место рождения Демокрита, Протагора, Анаксарха и других замечательных людей. Несмотря на это, Абдеры считались городом глупцов и "абдерит" было прозвищем нелестным. АБЕЛЛА Абелла или Авелла (Abella = Avella, Άβέλλα). Халкидская колония в Кампании, славившаяся своими яблоками, за что Виргилий назвал ее malifera, т. е. приносящая яблоки. АБИДОС Абидос (Abydus, Αβυδος). 1) Город в Египте, известный храмом Осириса, развалины которого сохранились до настоящего времени, а также оракулом. 2) Город на Геллеспонте, известный любовью Геро и Леандра (см. Леандр ). Отсюда Ксеркс начал строить мост из лодок для перехода персидского войска в Грецию. АБИИ Абии (Abii, Αβιοι). Народ, упоминаемый...
7. Мифы народов мира. МАЗДА
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Часть текста: и др., что М. - это персонифицированное абстрактное понятие, означающее мудрость (ср. Boxy Мана, собств. «благая мысль», Армайти, «благонамеренность» и др.). Однако в результате ряда исследований последнего времени (прежде всего ф. Б. Дж. Кейпера) было показано, что слово mazda- нужно понимать не как абстрактное существительное женского рода, к которому позднее и вторично присоединилось h в качестве показателя именительного падежа мужского рода, а как архаичное прилагательное, восходящее к форме *mazdâH-s, «мудрый». Более того, очень вероятно, что ни М., ни Ахура М., строго говоря, не были именами главного бога, но лишь нетабуированными вариантами его обозначения. Во всяком случае, характерно, что, с одной стороны, в «Яште» (I) перечисляются двадцать «ложных» имён бога, а, с другой стороны, иранцы обозначали его в своём религиозном календаре как «безымянный» или описательно «создатель». Нужно полагать, что таким же дескриптивным обозначением было и М. - «мудрый» или Ахура М. («господин мудрый»). Иначе говоря, эпитет «мудрый» выделял главное божество среди других ахуров, ср. «О Мудрый и (другие) Ахуры» («Яшт» XXX 9; XXXI 4); «(О ты), который могучейший Ахура и Мудрый» (XXXIII 11), хотя «Мудрый» как обозначение главного божества - результат табуирования, сам выбор именно такого эпитета весьма показателен. Авест. и др.-перс. mazda [родственно славянскому *mpdrъ ...
8. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 8, "КУК"-"КЭШ")
Входимость: 1. Размер: 52кб.
Часть текста: «сердце моря», «сердце озера». В эпосе киче «Пополь-Вух» К. играет важную роль в создании вселенной и человечества. р. к. КУЛЛЕРВО КУЛЛЕРВО - в финской и карельской мифологии герой-мститель. Согласно карельским и финским рукам, род К., сына Каллервы (Калевы), был истреблён братом Каллервы Унтамо; уцелел один лишь К., который не тонул в воде, не горел в огне и т. д. Сирота К. нанимается батраком (рабом) к врагам, ломает их лодку, рвёт сети, превращает в волков и медведей стадо хозяйки за то, что та запекла ему в хлеб камень (типичные поступки эпического богатыря в юности). В других рунах К. - богатырь-пахарь: его образ связан с представлениями о великанах-пахарях изначальных времён - калеванпойках (сам К. иногда называется Калеванпойка; ср. также пахоту Калевипоэга). КУЛСАНС КУЛСАНС - также Ани, в этрусской мифологии божество, соответствующее римскому Янусу. Имел четыре лица, которые символизировали четыре небесных региона. КУЛУЛУ КУЛУЛУ (шумер.), в шумеро-аккадской мифологии спутник бога подземного мирового океана Энки (аккад. Эйя), получеловек-полурыба (с верхней частью тела человеческой, а нижней - рыбьей). В новоассирийской глиптике и рельефах в рыбоподобной одежде изображены жрецы - заклинатели культа этого бога. У историка Бероса (3 в. до н. э.) в облике К. выведен первочеловек...
9. Мифы народов мира. Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГАЯ"-"ГЕР")
Входимость: 1. Размер: 68кб.
Часть текста: также ведийский стихотворный размер (три стиха по восемь слогов), священный отрывок гимна «Ригведы», который брахман должен мысленно повторять во время утренней и вечерней молитвы. в. т. ГБАДЕ ГБАДЕ - в дагомейской мифологии младший сын Хевиозо, его любимец; он непослушен и могуществен. Согласно мифам, Г., которому мать завещала гнев, легко возбуждается и стремится всё истребить. Он посылает зигзаги молний, его голос - громовые раскаты; от них раскрываются яйца ящериц, питонов и крокодилов. Всюду за ним следует его мать, вслед. за громом слышен её укоряющий голос: «Не убивай, успокойся». Г. приходит на землю, чтобы наказать людей, делающих зло. Когда вдали собираются облака и слышны отдалённые раскаты грома, это означает, что Г. навещает другие страны. Согласно некоторым мифам, Г. от отца получил радугу-змею Айдо-Хведо, которая переносит его на землю. е. к. ГВЕЛИСПЕРИ ГВЕЛИСПЕРИ («змееподобный»), в грузинской мифологии помощник божества, выступающий в образе змея или дракона, сидящего на цепи. Г. наносит поражение врагам божества и помогает его преданным слугам в несчастье. Вместе с тем спускаемый с цепи, Г. несёт наказание непокорным почитателям божества. а. ч. ГЕБ ГЕБ (gb), в египетской мифологии бог земли. Хтоническое божество. Сын Шу и Тефнут, один из гелиопольской экнеады богов. Обычно изображался в виде человека с короной Нижнего Египта или Верхнего Египта на голове. Согласно мифу, Г. поссорился со своей сестрой и женой Ну т (небом) из-за того, что она ежедневно поедала своих детей - небесные светила, а затем вновь рождала их, и Шу разъединил супругов. Г. он оставил в горизонтальном положении внизу, а Нун поднял вверх. (В египетской паре «небо-земля» половое олицетворение обратно привычному: небо - женщина, земля - мужчина.) Детьми Г. были также Осирис, Сет, Исида, Нефтида. Душой (ба) Т. представлялся Хнум. Считалось, что Г. - добрый бог; он охраняет живых и умерших от живущих в земле змей, на нём растут все необходимые людям растения, из него...
10. Мифы народов мира. Статьи на букву "И" (часть 1, "И"-"ИЕФ")
Входимость: 1. Размер: 43кб.
Часть текста: По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "И" (часть 1, "И"-"ИЕФ") И И - Xоу-и («стрелок И»), в древнекитайской мифологии культурный герой, сын верховного божества Дицзюня, посланный на землю для избавления людей от стихийных бедствий и очищения земли от чудовищ. И был искусным стрелком из лука благодаря тому, что его левая рука длиннее правой. В те времена на небе сразу появилось десять солнц. И поразил стрелами девять из них, избавив людей от засухи, затем убил красного быка-людоеда яюя с человечьим лицом и лошадиными копытами (по другой версии, с головой дракона и когтями тигра). На юге, в пустоши Чоухуа, И убил чудовище цзочи («клык-бурав»), на севере, у реки Сюншуй, - девятиголового зверя, изрыгавшего огонь и воду, у озера Цинцю - свирепую птицу дафэн («большой ветер»), которая могла подымать ураган и разрушать человеческие жилища, а на озере Дунтинху - могучего удава-людоеда башэ; в Санлине («тутовый лес») И поймал свирепого кабана фэнси, пожиравшего людей и скот. Однако Ди-цзюнь разгневался на И и лишил его и...