Поиск по материалам сайта
Cлово "XXXIII"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Мифы народов мира. МАЗДА
Входимость: 1. Размер: 13кб.
2. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "П"
Входимость: 1. Размер: 74кб.
3. Мифы народов мира. РАЙ
Входимость: 1. Размер: 14кб.
4. Большой толковый словарь по культурологии. РАЙ
Входимость: 1. Размер: 12кб.
5. Мифы народов мира. Статьи на букву "Р" (часть 3, "РОЖ"-"РЮБ")
Входимость: 1. Размер: 69кб.
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "З" (часть 2, "ЗАК")
Входимость: 1. Размер: 61кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Мифы народов мира. МАЗДА
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Часть текста: В. В. Маландра и др., что М. - это персонифицированное абстрактное понятие, означающее мудрость (ср. Boxy Мана, собств. «благая мысль», Армайти, «благонамеренность» и др.). Однако в результате ряда исследований последнего времени (прежде всего ф. Б. Дж. Кейпера) было показано, что слово mazda- нужно понимать не как абстрактное существительное женского рода, к которому позднее и вторично присоединилось h в качестве показателя именительного падежа мужского рода, а как архаичное прилагательное, восходящее к форме *mazdâH-s, «мудрый». Более того, очень вероятно, что ни М., ни Ахура М., строго говоря, не были именами главного бога, но лишь нетабуированными вариантами его обозначения. Во всяком случае, характерно, что, с одной стороны, в «Яште» (I) перечисляются двадцать «ложных» имён бога, а, с другой стороны, иранцы обозначали его в своём религиозном календаре как «безымянный» или описательно «создатель». Нужно полагать, что таким же дескриптивным обозначением было и М. - «мудрый» или Ахура М. («господин мудрый»). Иначе говоря, эпитет «мудрый» выделял главное божество среди других ахуров, ср. «О Мудрый и...
2. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "П"
Входимость: 1. Размер: 74кб.
Часть текста: Pausanis ). 1. Спартанский царь и полководец (480 - ок. 470 до н.э.). Командуя объединением греческих войск, одержал под Платеями победу над персами (479 до н.э.); был обвинен в подготовке восстания илотов и осужден эфорами на казнь. 2. Спартанский царь 408 - 394 гг. до н.э. Во время похода в Аттику в 403 г., желая ослабить спартанского полководца Лисандра, П. поддержал там демократическое течение во главе с Фрасибулом. Умер в ссылке. 3. Греческий писатель II в. до н.э., автор труда «Описание Эллады» в 10 кн., своеобразного путеводителя по наиболее известным памятникам истории и культуры Аттики и Мегар (кн. I), Коринфа (кн. II), Пелопоннеса (кн. III-VIII), Беотии и Фокиды (кн. IX-X). Книга представляет особую ценность для искусствоведов, поскольку П. дал детальное и точное описание многих произведений скульптуры, архитектуры, живописи. Павсаний. Описание Эллады / Пер. С.П. Кондратьева. В 2 т. М., 1938-1940; История греческой литературы: В 3 т. Т.3. М., 1960. С. 203-207. ПАЛАТИН ПАЛАТИН (лат. Palatinus ) один из холмов, на которых возник Рим; здесь сохранились остатки оборонительных укреплений VIII в. до н.э. На П. находились храмы Юпитера и Виктории; в эпоху Империи он превратился в огромный дворцовый ансамбль. ПАЛЕОГРАФИЯ АНТИЧНАЯ ПАЛЕОГРАФИЯ АНТИЧНАЯ (от греч. palaios - древний, grapho - пишу) историческая дисциплина, изучающая историю греческого и латинского письма. Выявляет и исследует закономерности античных графических форм. П.а. тесно связана с античной эпиграфикой и папирологией. Как отрасль науки п.а. возникла в XVII - XVIII вв. благодаря трудам ученых Ж. Мабильона и Б. Монфокона....
3. Мифы народов мира. РАЙ
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Часть текста: огороженное место»; из греч. - лат. paradisus и обозначения Р. во всех зап.-европ. языках), в христианских представлениях место вечного блаженства, обещанное праведникам в будущей жизни. С точки зрения строгой теологии и мистики о Р. известно только одно - что там человек всегда с богом (раскаявшемуся разбойнику Христос обещает не просто Р., но говорит: «ныне же будешь со мною в Р.», Лук. 23, 43); он соединяется с богом, созерцает его лицом, к лицу (то, что на латыни схоластов называется .visio beatifica, «видение, дарующее блаженство»). Возможности человеческой фантазии блаженство Р. заведомо превышает: «не видел того. глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку, что приготовил бог любящим его» (1 Кор. 2, 9, переосмысленная цитата Ис. 64, 4). Новый завет (в отличие от Корана) не дает чувственных и наглядных образов Р. (ср. Джанна ), но или чисто метафорическую образность притч о браке, о брачном пире и т. п. (Матф. 25, 1-12; Лук. 14, 16-24 и др.), или формулы без всякой образности вообще (например, «войти в радость господина своего», Матф. 25, 21), дающие понять, что самая природа человека и его бытие «в воскресении» ...
4. Большой толковый словарь по культурологии. РАЙ
Входимость: 1. Размер: 12кб.
Часть текста: Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я РАЙ РАЙ (не вполне ясная этимология рус. слова связывается с авест. ray, «богатство, счастье», и др.-инд. rayis, «дар, владение»), парадиз (греч. гохр&басос; «сад, парк», от др.-иран.раот-iiaeza, «отовсюду огороженное место»; из греч. - лат. paradisus и обозначения Р. во всех зап.-европ. языках), в христианских представлениях место вечного блаженства, обещанное праведникам в будущей жизни. С точки зрения строгой теологии и мистики о Р. известно только одно - что там человек всегда с Богом (раскаявшемуся разбойнику Христос обещает не просто Р., но говорит: «ныне же будешь со Мною в Р.», Лк. 23:43); он соединяется с Богом, созерцает Его лицом к Лицу (то, что на латыни схоластов называется visio beatifica, «видение, дарующее блаженство»). Возможности человеческой фантазии блаженство Р. заведомо превышает: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9, переосмысленная цитата Ис. 64:4). Новый Завет (в отличие от Корана, где Р. именутся Джанна) не дает чувственных и наглядных образов Р., но или чисто метафорическую образность притч о браке, о брачном пире и т. п. (Мф. 25:1-12; Лк. 14:16- 24 и др.), или формулы без всякой образности вообще (например, «войти в радость господина своего», Мф. 25:21), дающие понять, что самая природа человека и его бытие «в воскресении» радикально переменятся («в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божий на небесах», Мф. 22:30; «мы теперь дети Бога, но еще не открылось, что будем; знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть», 1 Ин. 3:2). Еще путь Данте по Р. в конечном счете ведет к узрению Троицы («Р.», XXXIII). Что касается мифологизирующей, наглядно опредмечивающей разработки образов Р. в христианской литературной, иконографической и фольклорной традиции, то она...
5. Мифы народов мира. Статьи на букву "Р" (часть 3, "РОЖ"-"РЮБ")
Входимость: 1. Размер: 69кб.
Часть текста: В начало словаря По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Р" (часть 3, "РОЖ"-"РЮБ") РОЖДЕНИЕ РОЖДЕНИЕ - С времён глубочайшей древности идея Р. (и плодородящей силы женщины) связывалась с идеей плодородия вообще и животворящей силы земли в частности (ср. палеолитические фигурки богинь-матерей, мужские и женские знаки в палеолитической живописи, восприятие пещеры - места Р. как лона земли). С Р. связано также представление, согласно которому ничто живое не умирает, но лишь временно покидает этот мир, чтобы вновь появиться в нём, родившись повторно. С несколько более поздним периодом развития мифопоэтического мышления связаны процессы «космизации» представлений о Р., перевода биологических, сексуальных явлений на уровень астральных, планетарных (ср. особую роль солнца и луны в символике смерти и возрождения; постепенная замена женских и мужских знаков солярными и лунарными отмечается уже в неолите) и других природных процессов (ср. священный брак неба и земли). В этом кругу мифологических символов Р. из женского лона становится лишь частным случаем, преобладает Р. супружеской парой богов неживых...
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "З" (часть 2, "ЗАК")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
Часть текста: чрезвычайного следствия (quaestio extraordinaria) о трех весталках, обвиненных в нарушении целомудрия. ЗАКОН ПЕННАРИЯ ЗАКОН ПЕННАРИЯ - Lex Penaria annalis, см. Маgistratus, Магистрат . ЗАКОН ПЕТИЛЛИЯ ЗАКОН ПЕТИЛЛИЯ - Lex Petillia, плебисцит 187 г. до Р. X. о назначении следствия de pecunia capta ablata coacta ab rege Antiocho, направленный против Л. Сципиона Азиатского. Liv. 38, 54. ЗАКОН ПЕТРОНИЯ ЗАКОН ПЕТРОНИЯ - Lex Petronia de servis, 61 г. от Р. X., запрещал господам присуждать рабов своих к борьбе с дикими зверями в амфитеатре. ЗАКОН ПЕЦИЛИЯ ЗАКОН ПЕЦИЛИЯ - Lex Poetelia de ambitu, см. Амбитус . ЗАКОН ПЕЦИЛИЯ ПАПИРИЯ ЗАКОН ПЕЦИЛИЯ ПАПИРИЯ - Lex Poetelia Papiria de nexis, см. Nexum . ЗАКОН ПИНАРИЯ ФУРИЯ ПОСТУМИЯ ЗАКОН ПИНАРИЯ ФУРИЯ ПОСТУМИЯ - Lex Pinaria Furia Postumia, 432 г. до Р. X., запрещавший кандидатам делать свои тоги слишком блестящими и белыми, ne cui album in vestimentum addere petitionis liceret causa, Liv. 4, 25. ЗАКОН ПЛАВТИЯ ЗАКОН ПЛАВТИЯ - Lex Plautia, 1. agraria, изданный незадолго до 1. Flavia, который, по Cic. ad Att. 1, 18, был одинакового содержания; см. Ager publicus ; 2. iudiciaria, по которому каждая триба должна была выбрать...