3.3. Основной алгоритм цивилизации

III. ЧЕЛОВЕК В ПРОСТРАНСТВЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

В свое время было потрачено немало чернил на критику пороков потребительского общества, но цивилизация всегда стремится в историческом движении к своему пределу – обществу потребления. Счастье составляет смысл жизни многих и многих нормальных людей. Достижение счастья невозможно без потребления, это понятно. Но потребление есть побочный результат. В цивилизации он становится главным. Еще в семидесятых годах прошлого века Дж.Гелбрейт предупреждал: «Главный догмат современной веры, занимающий центральное положение в господствующей экономической теории и усиленно подкрепляемый рекламой и искусством коммерции, состоит в том, что счастье есть функция поступления потребительских товаров и услуг»[43]. Такое превращение побочного в главное харктерно для всего, что попадает в пространство цивилизации. Наиболее ярко это проявляется в изменении функции государства. Оно, как один из важнейших элементов цивилизационной структуры, постоянно проявляет тенденцию к превращению в античеловеческую по своей сути организацию. Кн. Е.Н.Трубецкой предупреждал о том, что "высшее из всех возможных зол государственной жизни заключается в присущей государству тенденции – извращать самый духовный облик человека… Оно (государство) хочет быть для человека безусловной ценностью; оно вообще не склонно признавать никаких высших над собой ценностей, в том числе и ценностей человеческой души или безусловного достоинства человека”[44].

Цивилизация тут же превращает все из блага во зло. Не один народ, не одно поколение людей создавало у себя демократическое государство. Казалось бы, еще чуть-чуть, – и успех так возможен, так близок. И что же? Всякий раз народ и новое поколение, построив демократическое государство, вынуждены были изумляться. Чему? – Ответ дал еще А.С. Пушкин: "С изумлением увидели демократию в ее отвратительном цинизме, в ее жестоких предрассудках, в ее нестерпимом тиранстве. Все благородное бескорыстно, но все возвышающее душу человека подавлено неумолимым эгоизмом и страстью к довольству".

Такие же приключения претерпевают в цивилизации и справедливость, и право.

Максимилиан Волошин, характеризуя государство, писал: "…здесь все строится на выгоде и пользе, на выживании приспособленных, на силе". Его мораль – здоровый эгоизм, так что в цивилизации все обращенные результаты аккумулируются и превращают его в поле абсолютного эгоизма. Нормой в таком поле оказывается поведение человека, которое строится по формуле:

"Я" (человек)

другой человек

цель

средство

Эта формула, по существу, и представляет собой главный алгоритм цивилизации. Так что пространство цивилизации, взятое по отношению к человеку, следует охарактеризовать как ЭГОС в противоположность "коммунитас" культуры.

Вернуться к оглавлению