Приложение 2. Контроверза цивилизации и культуры в понятиях
[1] Вышеславцев Б. П. Сочинения. / Сост. и прим.: Сапов В.В. Вступ. статья. - Левицкий С.А. - М.: Раритет, 1995.- С.171.
[7] См., например: Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов / Сост., ред. и вступ. ст. Б.С.Ерасов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – С.8-26.
[12]См. «Человек» - 1991. - №1. – С. 46
[13] Цит.по: Ванчугов В. В. Очерк истории философии «самобытно-русской». – М.: Пилигрим, 1994. – С.55-56.
[14] Крик Ф. Мысли о мозге. / Мозг. – М.: Мир, 1982. – С.258
[17] Мень А. История религии. В 2-х кн., кн. 1: В поисках пути, Истины и Жизни: учебн. пособ. – М.: ФОРУМ–ИНФРА–М, 2001.– С.18
[22] Воронин А.А. Периодизация истории и проблема определения техники //Вопросы философии. – 2001. - № 8. - С.17.
[25] Цит. по: П. де Лобье. Три града. Социальное учение христианства. - С-Пб.: Алетейя, 2001.- С.73.
[26] Цит. по: Филоненко А. Гостеприимство бездомных / Семья в постатеистических обществах. – К.: Дух і літера, 2002. – С.115.
[27] Как справедливо заметил Иван Ильин, «люди вообще живут на свете не для того, чтобы убивать время и силы на политическую организацию, а чтобы творить культуру» / Ильин И. О грядущей России: Избранные статьи. – М.: Воениздат, 1993. – С.23.
[29] Кутырев В.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура// Вопросы философии. –1996. - №11. - С.23.
[30] Евразийская идея: вчера, сегодня, завтра. Из материалов конференции, состоявшейся в Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО//Иностранная литература. –1991.- №2. - С.226.
[35] Левицкий С.А. Трагедия свободы. – Т.1. / Сост., послесловие и комментарии Сапова В.В. – М: Канон, 1995. – С.276.
[38] Вопрос о соотношении науки и морали до сих пор остается нерешенным. Для обеих точек зрения имеется достаточно оснований. Мы все-таки в большей мере склонны разделять неокантианскую точку зрения, по которой «аксиологическая размеренность бытия отмежевывается от познавательно - когнитивной размеренности.» / Огурцов А.П. Страстные споры о ценностно – нейтральной науке. / Лейси Хью. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание. – М.: Логос, 2001. – С.10.
[39] Цит. по: Суворова Л.В. Православная школа сегодня. – Изд-во Владимирской епархии, 2000. - С.21.
[40] См: Парамонов Б. Шедевр германского"славянофильства". О "Размышлениях аполитичного Томаса Манна"//Звезда. – 1990. - №12. - С.157.
[41] Цит. по: Киприан (Керн), Архимандрит. Антропология св. Григория Паламы. – Париж.: УМКА ПРЕСС. – С.197.
[44] Кн. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. Из гл.1 Мировая бессмыслица и мировой смысл / Русские философы. Антология. Вып.2.–М.: Кн.палата, 1994.- С.268.
[46] Энгельс Ф. Из подготовительных работ к "Анти - Дюрингу"/ Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. -С.631.
[47] Диакон Кураев Андрей. Кто послал Блавацкую? – М: Изд-во. Моск. подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры "Троицкое слово", 2000.- С.27.
[49] Ломоносов М.В. Избр. произведения. – Архангельск, 1980. - С.174. Приводится в изложении Иоанна Сан-Францисского//Епископ Иоанн Сан-Францисский. Беседы с русским народом. М.В.Ломоносов – защитник науки и веры// Юность. – 1991. – №5. - С.49.
[57] Крымский С. К философии семьи / Семья в постатеистических обществах. – К.: Дух i лiтера, 2002. – С.95.
[58] Панич С. "Оправдание семьи" в постатеистическую эпоху / Семья в постатеистических обществах. – К.: Дух i лiтера, 2002. – С.129.
[59] Дунаев М.М. Православие и русская литература: учебное пособие для студентов духовных академий и семинарий. В пяти частях/ Ч.1. - М.: Христианская литература. – 1996. - С.269.
[67] Левицкий С.А. Трагедия свободы. – М.: Канон, 1995. – С.200
[68] Гегель. Лекции по эстетике. / Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4х т. – Т.1 – М.:Искусство, 1968. – С.9.
[70] Гегель. Лекции по эстетике. / Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х т. – Т.1. – М.:Искусство, 1968. – С.8.
[72] Гегель. Лекции по философии религии. В 2-х т. – Т.1. / Философия религии. М.: Мысль, 1975. – С. 259.
* Любознательного читателя мы отсылаем к работам С.С.Хоружего, в которых изложен современный взгляд на энергийные отношения человека с Богом.
[73] Флоровский Г.В. Свящ.Византийские Отцы. V – VIII. Из Чтений в православном богословском институте в Париже. – Париж, 1933. – С.149.
[74] Пушкин А.С. История русского народа. / Пушкин А.С. Полн.собр.соч. В 10-ти т. Изд.4-е. Т.VII. – М.: Наука, 1978. – С.100.
[75] Гегель. Лекции по философии религии. В 2-х т. – Т. 1. / Философия религии. М.: Мысль, 1975. – С.247
[86] Пастернак Б.Л. Охранная грамота// Пастернак Б.Л. Избранное. – М.: Молодая гвардия, 1991. – С.63.
* Укажем в этой связи Диоптра или Духовное зерцало. Спб.,1996. – 352 с.; Добротолюбие. – Избранное для мирян. Изд. Сретенского монастыря, 1997. – 447 с. и мн.мн. др.
[88] Гегель. Лекции по философии религии. / Философия религии. В 2х т. – Т. 1. – М.: Мысль, 1975. – С.211.
[91] Аверинцев С.С. Примечания к работе Шпенглера "Закат Европы" / Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в совр.обществе. – М.: Политиздат, 1991. – С.63.
[92] Цит. по: Мень А. История религии. В 7-ми т. – Т.1. – В поисках пути, истины и жизни. – М.: Слово, 1991. – С.127-128.
[95] Тихомиров Л.А. Альтруизм и христианская Любовь / Русские философы. Антология. Вып. 2. – М.: Книжная палата. – С.228.
[96] Вышеславцев Б.П. Философская нищета марксизма / Вышеславцев Б.П. Сочинения. – М.: Раритет, 1995. – С.171.
[107] Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. Из гл. "Мировая бессмыслица и мировой смысл"//Русские философы (к. ХIХ – ср.ХХ вв.) Антология. Вып.2. – М.: Книжная палата, 1994. – С.268.
[111] Кураев А. Сатанизм для интеллигенции. Религия без Бога. - Т.1. – М.: Отчий дом, 1997. - С. 336.
[112] Шпенглер. Закат Европы. / Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе – М.: Политиздат, 1991. – С.26-27.
[114] "Лицемерие – поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью" / Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: СЭ, 1972. – С.299.
[118] Шпенглер О. Закат Европы. – Т.2 / Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в совр.обществе. – М.: Политиздат, 1991. - С.35,36.
[120] Николаева О. Современная культура и Православие. – М.:Изд. Московского подворья Свято-Троицкой Сергеевой Лавры, 1999. – С.102.