Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "З"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З"

ЗААЛЕ

ЗААЛЕ - река в Тюрингии (Соленая река), о к-рой Страбон упомин. в связи с походом Друза в 9 до н.э. Богатая солью погранич. река между землями гермундуров и хаттов - это, скорее, р. Верра, а не франкская 3.

ЗААЛЬБУРГ

ЗААЛЬБУРГ - погранич. крепость в горах Таунус, севернее Хомбурга, различ. фазы стр-ва к-рой прослеживаются с кон. 1 в. н.э. (земляные валы) до 3 в. н.э. (каменные постройки). К воен. лагерю примыкал город с жилыми и торговыми строениями, термами, гостиницей, святилищем и кладбищем. Со 2-й пол. 3 в. н.э. лагерь и город приходят в упадок.

ЗАБРАЛО

ЗАБРАЛО - передняя часть шлема, прикрывавшая лицо от ударов холодн. оружия противника. З. скреплялось со шлемом наглухо или было подвижным (подъемное З.).

ЗАВЕЩАНИЕ

ЗАВЕЩАНИЕ - первое 3. было составлено предположит. еще до 6 в. до н.э. в Риме или Великой Греции. Согл. первым 3., завещатель мог определять наследника всего своего состояния. По Законам 12 таблиц в Риме состояние могло быть поделено завещателем между неск. наследниками. В Греции такая форма 3. была принята лишь в 3 в. до н.э. В свое время Солон дополнил закон о 3. тремя новыми положениями: приемные сыновья не могли быть наследниками; 3. могло быть составлено даже в том случае, если у завещателя не было законных сыновей; 3. могло быть составлено только по доброй воле. Сначала завещатель выражал свою последнюю волю устно, в присутствии свидетелей, позже она уже стала фиксироваться письменно, этот документ скреплялся печатью и передавался довер. лицу. В эпоху эллинизма в Египте 3. оформлял гос. чиновник, у к-рого оно и хран. В момент составл. документа завещатель должен был быть совершеннолетним и право-способным.

Слабоумным и душевнобольным людям запрещалось составлять 3. В Афинах женщины обладали огранич. правом завещания своего имущества, а в Риме они вообще его не имели (закон, по к-рому женщины мог-ли быть завещателями, был отменен Адрианом). Наследниками могли стать только свобод. граждане, а наследство могло быть оставлено в пользу еще не родивш. детей. Даже рабы могли быть наследниками, если одноврем. с оглашением 3. объявл. свободными. Завещатель мог изменить 3., потребовать его обратно.

Законным считалось только последнее 3.; если же в нем ясно не говорилось об отмене предыдущ., то оба они счит. законными. По требованию наследников 3. зачитывалось довер. лицом в присутствии свидетелей, а в Риме - в присутствии претора.

ЗАВУЛОН

ЗАВУЛОН - в ветхозавет. предании один из двенадцати сыновей Иакова, последний из шести сыновей, рожд. Лией; родонач.-эпоним одного из «колен Израилевых».

ЗАЖИГАТЕЛЬНОЕ СТЕКЛО

ЗАЖИГАТЕЛЬНОЕ СТЕКЛО - в 1 в. н.э. римляне использовали фокусирующую линзу в прикладных целях, в частн., в медицине для прижиганий. Зажигат. зеркало с большим фокусным расст. было впервые изготовлено из металла Анфемием Траллийским, применившим его для экспериментал. целей. Им было дано также теоретич. обоснование его свойств.

ЗАКАРИЯ

ЗАКАРИЯ - в мусульм. религии отец Йахьи. В Коране вместе с Исой и Илйасом отнесен к «праведникам». Соотв. евангельск. Захарии.

ЗАКИНФ

ЗАКИНФ - 1. О-в в Ионийском м. к Ю. от Кефаллении напротив сев. берега Пелопоннеса, диалект жителей к-рого принадлежал к сев.-зап. группе диалектов греч. яз.

2. Город на вост. берегу этого о-ва.

ЗАКИР

ЗАКИР - царь Хамата (кон. 9 в. до н.э.). Разорвал союз с могуществ. Дамасским царством и сблизился с Ассирией. Царь Дамаска Бен-Адад III организовал для борьбы с З. коалицию царей Сев. Сирии и Киликии, однако хаматские войска отбили все нападения противника. Дамасское царство после этого утратило свое преобладание в Сирии.

ЗАКОНЫ 12 ТАБЛИЦ

ЗАКОНЫ 12 ТАБЛИЦ - древнейшая письм. фиксация рим. права, осуществл. в 451 - 450 до н.э. избранной спец. для этой цели коллегией децемвиров (decemviri legibus scribundis - букв. члены коллегии десяти для записи законов). Эти законы были выставлены на форуме, однако плита с их текстом была уничтожена в 387 до н. э. во время нападения галлов на Рим. Эти законоположения составили основу рим. права, дальнейшее развитие к-рого во мн. определяло задачи их комментирования. Гражд., уголов. и процессуал. право в этих законах были еще не разделены. В соотв. с достигнутой рим. обществом в 5 в. до н.э. ступенью соц.-экономич. развития в центре внимания составителей законов оказались вопросы семейного, наследств. и соседского права. Наряду с установл. сурового возмездия за убийство и покушение на собственность, в к-ром отражена идея личной мести, наказанием за нек-рые виды преступл. становятся уже денежные штрафы, что дало толчок для последующего развития частного уголов. права. Реконструкции текста законов основаны на цитатах более поздних авторов.

ЗАЛХИ

ЗАЛХИ - назв. страны в Сирии, упомин. в аккад. клинописной форме в одном письме из Амарнск. архива, где говорится, что З. и Угарит явл. обл., откуда для Египта доставлялось дерево уркарину. З. упомин. также в списке обл., покорен. Тутмосом III, и в надписях Аменхотепа II.

ЗАМА

ЗАМА - в древности город в Сев. Африке (120 км юго-западнее Карфагена), в р-не совр. Эль-Кеф, близ к-рого 19 окт. 202 до н.э. произошло сраж. между прибл. равными по численности (35 - 40 тыс.) рим. войсками во главе с Публием Корнелием Сципионом и карфагенск. войсками во главе с Ганнибалом. Решающее знач. в бою сыграло превосходство рим. армии в коннице (6 тыс. против 2 тыс.) благодаря переходу на сторону Рима вост.-нумидийск. царя Масиниссы. В результате удара конницы в тыл карфагенянам их войско было разбито. Сраж. при З. окончат. решило в пользу Рима исход 2-й Пунической войны.

ЗАМОК

ЗАМОК - античные З. в большинстве своем основаны на том, что задвинутый снаружи с помощью ремня засов можно возвратить в преж-нее положение только при наличии подходящ. ключа. Поскольку дверь должна была запираться туго, то ключ, действовавший как рычаг, был огром. размеров. Самым древ. сохранивш. ключом явл. ключ 6 в. до н.э. от храма Артемиды в Лузах (Аркадия) длиной 50 см. Мастера постоянно стремились уменьшить размеры ключей. Это удалось сделать на рубеже 5 - 6 вв. до н.э. с помощью лакедемонск. «З.-желудя», в к-ром колодка в форме желудя способств. запиранию двери; ее можно было поднять с помощью ключа и отвести в сторону. Вскоре кол-во колодок было увелич., чтобы обеспечить большую безопасность против отмычек. В Риме до сих пор двери двух зданий запираются антич. З. (в Пантеоне и в церкви св. Космы и Дамиана, древ. храме Максенция). Позднее З. стали ставить также на ларцах и редко используемых шкафах.

ЗАПАДНАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ

ЗАПАДНАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ - рабовлад. госуд., образовавш. в результате разделения Рим. империи на зап. и вост. части. Отделение запада от востока и образование двух империй окончат. оформилось в 395 после смерти имп. Феодосия. З. Р. и. включала в себя всю Ю.-З. часть Европы, Британию и зап. часть сев. побережья Африки. В З. Р. и. с большей силой, чем в вост. части, сказался кризис рабовлад. строя, вследствие чего в 5 в. восстания рабов и колонов и вторжения различ. (гл. обр. германских) племен привели к падению З. Р. и. Условной датой падения З. Р. и. считают сверж. предводителем наемников Одоакром последн. рим. имп. Ромула Августула (476). На терр. З. Р. и. было создано неск. т.н. королевств «варваров».

ЗАПАДНОСЕМИТСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАПОВЕДИ

ЗАПОВЕДИ - особые предписания верующим в иуд. и христ. религиях. В Ветхом завете к ним относятся десять «З. Моисея», возникших, очевидно, на рубеже 8 - 7 вв. до н.э.; в Новом завете - «З. блаженства», изложенные, по преданию, Христом, в действит. же написан. не ранее 2 в. н.э.

ЗАРАТУШТРА

ЗАРАТУШТРА - Зороастр, Зардушт - в иран. миф. пророк и основатель религии зороастризма. Историчность З. достоверно не установл., хотя большинство ученых признают З. реал. лицом. По традиц. пехлевийской хронологии, он жил «за 258 лет до Искандара» (Александра Македонского), в 7 - 6 вв. до н.э. Согл. «Ясне», З. - сын Пурушаспы, четверт. человека, выжавш. свящ. сок хаомы; по др. версиям он происходит из вост.-иран. рода Спитама. Первонач. З. выступал с проповедью на родине (в Вост. Иране или Ср. Азии), но не был признан своей «общиной»; согл. пехлевийским источ., он подвергся преследованиям со стороны местн. правителя чародея Дурашрава и вынужден был покинуть родину. Его покровителем и последователем стал царь (кави) Виштаспа, способствовавший распростр. зороастризма в Иране. По пехлевийскому соч. «Датистан-и-Диник», пророк был убит Тур-и-Братарвахшем, одним из врагов, преследовавших его всю жизнь. Через греч. посредство образ З. - Зороастра стал достоянием европ. культуры. Зороастру приписывали множество пророчеств, изречений, книг, в ср. века его считали магом и астрологом.

ЗАРЕР

ЗАРЕР - Зариварай, Зариадр - в иран. миф. богатырь, брат Гуштаспа (Виштаспа).

ЗАХАРИЯ

ЗАХАРИЯ (ум. 752) - рим. папа 741 - 752. Отстаивал независимость зап. церкви от Византии. При З. лангобарды неоднократно подступали к резиденции папы - Риму. Под угрозой захвата Рима лангобардами З. вступил в союз с Пипином Коротким, к-рый с его помощью сделался королем франков (751).

ЗАХАРИЯ И ЕЛИСАВЕТА

ЗАХАРИЯ И ЕЛИСАВЕТА - в христ. религ. представлениях родители Иоанна Крестителя (Иоанна Предтечи).

ЗАХХАК

ЗАХХАК - в иран. миф. и легенд. истории инозем. царь, узурпатор иран. престола. Образ З. восходит к авест. Ажи-Дахака, треглав. дракону, правивш. в Иране после падения первого царя Йимы. В ср.-иран. традиции царствованию Ажи-Дахака - З. соотв. правл. Дахака Бевараспа и Фрасияка Тура, злых царей; однако, не будь они царями, власть могла достаться злому духу Айшме и оставалась бы у него до страшного суда, что принесло бы больше бедствий.

ЗАЩИТНОЕ ВООРУЖЕНИЕ

ЗАЩИТНОЕ ВООРУЖЕНИЕ - средства защиты воинов в бою. В виде долбленых дерев. и плетеных из прутьев щитов, кожаных поясов и шапок оно примен. еще в глубокой древности. З. в. в период 2000 - 500 до н.э. было приспособлено гл. обр. для защиты от метател. оружия. В армиях Др. Востока, Китая, Индии З. в. было из кожи и дерева: дерев. щиты, обтянутые кожей и укрепл. металлич. полосками, кожаные нагрудники, шапки и одежда, прикрытая металлич. пластинами. Военач. были защищены панцырями и чешуйчат. кольчугами. Скифы носили шишаки из кожи (иногда железные или медные). У сарматов всадник и конь покрывались чешуйчатой броней. В Др. Греции 6 - 4 вв. до н.э. тяжеловооруж. воины имели медные или железные панцыри, шлемы, овальные щиты. Такое З. в. стоило дорого и было доступно только богатым. Легкая пехота греков имела З. в. в виде легкого шлема, небольш. кругл. щита, куртки, сшитой из неск. слоев холс-та, и кожаных лат для ног и бедер. Значит. разнообразнее и лучше по отделке было З. в. в Др. Риме, к-рое было приспособлено для защиты в рукопашном бою.

ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ

ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ - в древ. прикладном иск-ве и орнаментике условное назв. стиля, хар-ризующ. использованием изображ. животных. В основе его лежит свойствен. первобытно-родовому обществу почитание зверя-тотема, изображ. к-рого, утрачивая свой свящ., магич. хар-р, постепенно превращалось в условный орнамент. Уже в 3-м тыс. до н.э. иск-во египтян и шумеров создало своеобраз. образцы З. с. - фантастич. изображения птице-зверей - грифона, крылатого быка, сфинкса (лев с головой человека) и др. Во 2-м тыс. до н.э. З. с. был хар-рен для декоративн. иск-ва народов Передней Азии (хеттов), Зап. Ирана и др., оказавш. большое влияние на др.-греч. иск-во 1-го тыс. до н.э. В Индии и особенно в Китае З. с. известен с древнейших времен. Уже в эпоху бронзы (2-е тыс. до н.э.) в прикладном иск-ве Китая известно изображ. дракона. Особенное развитие З. с. в Китае получил в кон. 1-го тыс. до н.э. и в первых веках н.э. (орнаментация бронзовых зеркал, украшений, конской сбруи). Однако наибольш. развития и выразителельности З. с. достиг в скифо-сарматском декоратив. иск-ве 1-го тыс. до н.э. и первых веков н.э. Корни скифск. З. с. уходят в местное творчество предшествующей эпохи и иск-во Передней Азии, Зап. Ирана и Кавказа, но под воздействием греч. иск-ва причерномор. колоний вост. черты в нем постепенно стирались. Сюжетами З. с. скифов и близких к ним по культуре народов 1-го тыс. до н.э. и первых веков н.э. были отдельные фигуры животных (стоящие, лежащие, свернувш. клубком, скачущие, галопирующие) или части их, пары животных, сцены борьбы зверей. В обстановке разложения родового строя, утрачивая постепенно первонач. тотемич. смысл, изображаемые животные сохран. свое магич. значение; образы грифонов и др. хищников на оружии и конской сбруе как бы усиливали боевую мощь воинов и конницы.

ЗЕВГИТЫ

ЗЕВГИТЫ - третья имуществ. группа гражд. населения Др. Афин (после пентакосиомедимнов и всадников) по реформе Солона. Включала афинских граждан, получавших урожай размером от 200 до 300 медимнов (прибл. от 10 500 до 15 750 литров) или его эквивалент. В 6 и 1-й пол. 5 вв. до н.э. составляли, очевидно, подавляющее большинство свобод. населения Аттики. Во время войны служили тяжеловооруж. гоплитами. По реформе Солона могли избираться только на низшие должности. Со времен Клисфена получ. право быть избран. в стратеги, а с 457 до н.э. - и в архонты.

ЗЕВКСИС

ЗЕВКСИС (кон. 5 в. - нач. 4 в. до н.э.) - знаменитый др.-греч. живописец. Одним из первых применял в своих картинах светотеневые приемы, обращая особое внимание на моделировку фигур и иллюзорную передачу действительности. Работы З. не сохран. По свидет. лит. источ., из многочисл. картин З. выделялись: «Зевс на троне, окружен. богами», «Семья кентавров», «Пенелопа» и др.

ЗЕВС

ЗЕВС - Дий - в греч. миф. верхов. божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. З. - исконно греч. божество; его имя чисто индоевроп. происхожд. и означает «светлое небо». З. - сын Кроноса (отсюда имена З. - Кронид, Кронион) и Реи, он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение - титанов. Отец З., боясь быть низложен. своими детьми, проглатывал каждый раз только что рожд. Реей ребенка. Рея обманула мужа, дав ему проглотить вместо родивш. З. завернутый камень, а младенец втайне от отца был отправлен на Крит на гору Дикта. Согл. др. варианту, Рея родила З. в пещере горы Дикта и поручила его воспитание куретам и корибантам, вскормившим его молоком козы Амалфеи. Именно на Крите сохран. древнейшие фетишист. символы почитания З. Критского: двойной топор (лабрис), магич. орудие, убивающее и дающее жизнь, разрушит. и созидат. сила. Изображ. этого двойн. топора встреч. на ритуал. вещах между рогами быка, к-рый на Крите также явл. зооморфным воплощением З. (в образе быка З. похитил Европу). Гл. местопребыв. З. Лабриса, или З. Лабрандского, счит. лабиринт; чудовищный миксантропич. Минотавр - обитатель лабиринта и есть одна из ипостасей З. Критского. В Дельфах почитался архаич. фетиш омфал («пуп земли») - камень, проглочен. Кроном, или камень, как пуп младенца З. Омфал был поставлен З. в Пифоне под Парнасом как памятник на диво всем смертным. Возмужавший З. вывел своих братьев и сестер из утробы Крона, напоив его по совету Метиды зельем. За это они отдали во владение З. громы и молнии. Затем З. начал борьбу за власть с Кроном и др. титанами. В титаномахии, продолжавш. десять лет, З. помогали сторукие; киклопы выковали ему гром, молнию и перун. Побежден. титаны были низвергнуты в Тартар. Три брата: З., Посейдон и Аид разделили власть между собой. З. досталось господствов. на небе, Посейдону - море, Аиду - царство мертвых. В период патриархата З. локализуется на горе Олимп и именуется Олимпийским (или Фессалийским). Утверждение З. происходит с большим трудом. Против З. восстает Гея и насылает на него свое порождение - Тифона, но З. побеждает это дикое терратоморфное существо огнен. молниями. По одному из вариантов З. забросил Тифона в Тартар, по др. - навалил на него Этну. Но борьба с хтонич. чудовищами продолжалась. Гея породила новых детей - гигантов и разразилась гигантомахия. Борьба З. и олимпийцев с миром чудовищ приводит к еще одной смене поколений богов (до этого Урана сверг Крон, а теперь Крона - З.). Т.н. орфич. теогония считала древнейш. владыками мира, бывшими еще до Крона и Реи, Эвриному и Офиона - по всей очевидности, змеевид. существ, владевших Олимпом, тоже уступивших насилию и низринутых в глубь океана. Но самому З. тоже угрожает потеря власти от сына. З. приходится бороться за власть даже со своими ближайш. родственниками, против него восстают Гера, Посейдон и Афина Паллада (по другой версии, Аполлон), но ему оказывает помощь Фетида (дочь Нерея, сестра свергнутой владычицы Олимпа Эвриномы), призвав на Олимп сторуких, к-рые устрашают заговорщиков. З. Олимпий-ский - покровитель общности людей, городской жизни, защитник обижен. и покровитель молящих, ему повинуются др. боги. Благодетел. функции нашли отражение в его эпитетах: «помощник в беде», «спаситель города», «спаситель», «основатель», «Оградитель», Полией - «городской», Полиух - «владетель госуд.». З. Филий - «отчий», «отец», «отеческий». Он следит за соблюдением клятв. З. - помощник воинов и сам стратег, полководец, «воин-ский», «носитель победы». Известен З. Булей - покровитель нар. собрания, скипетродержец, царь, «владыка владык», «совершеннейшая сила блаженных и совершенных», «всецарь», «эллинский» и даже «всеэллинский», к-рому в Афинах был учрежден спец. культ. З. Олимпийский - отец мн. героев, проводящих его божеств. волю и благие замыслы. Его сыновья: Геракл, Персей, Диоскуры, Сарпедон, знаменитые цари и мудрецы Минос, Радаманф и Эак. Атрибуты З. - эгида, скиптер, иногда молот. Культовые праздники в честь З. немногочисл., поскольку ряд его функций был возложен на др. богов - исполнителей воли З., находивш. в гораздо более близких отношениях к человеку: на Аполлона - пророчество, на Деметру - земледелие, на Афину - мудрость и иск-ва. В честь З. Олимпийского устраивались панэллин. Олимпийские игры в Олимпии как символ единения и взаимн. согласия греч. полисов. З. соотв. рим. Юпитер.

ЗЕЛОТЫ

ЗЕЛОТЫ - полит. группировка в Иудее в кон. 1 в. до н.э. - 1 в. н.э., выражавшая интересы земледельцев, ремесленников и мелких торговцев и призывавшая к вооруж. борьбе с рим. господством и с поддерживавш. его иуд. знатью и жречеством. З. откололись от фарисеев, с к-рыми их связывали религ. взгляды (вражда к иноверцам и признание высшим властителем бога Яхве). В сер. 1 в. н.э. от З. откололась радикал. группировка сикариев. З. и сикарии играли решающую роль в Иудейской войне 66 - 73. Осн. данные о З. имеются у Иосифа Флавия; намеки на З. есть в нек-рых Кумранских рукописях.

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ - на терр. Греции, прилежащих к ней о-вах и противополож. побережье М. Азии площадей, пригодных для земледелия, было немного. Поэтому важную роль играло пастбищное скотоводство в горных р-нах. Почти везде отсутств. необходимость в сооруж. оросит. систем. Это облегчало крестьянам, владевшим землей, выход из общин. землепользования, что привело к образованию совершенно новой структуры с.-х. уклада.

Единолич. крестьян. х-во велось по двупольной системе. Достаточно примитивн. орудиями труда в год удавалось обрабатывать от 4 до 5 га земли. Плуг, запряж. в пару быков, представлял собой не асимметрич. отвальный плуг, а симметрич. плуг-пропашник, оставлявший на пашне борозду. Для разрыхл. почвы и запахивания удобрения приходилось делать от трех до четырех загонов вдоль и поперек поля. Часто возникала необходимость после каждой пролож. борозды убирать с пашни камни, выпалывать сорную траву и дополнит. обрабатывать мотыгой те места, к-рые плуг взрыхлил недостаточно глубоко.

Мотыжная обработка разравнивала пашню, и боронование было ненужным. Сеяли ручным способом ячмень, пшеницу, кунжут - как маслянич. культуру. Овес считался сор-няком, ко ржи относились пренебрежительно. На орошае-мых участках сеяли просо. После посева выпалывали сор-няки. Жали серпами, солома практич. не использовалась. Из бобовых выращивали бобы, чечевицу, вику, люпин, реже горох, а после перс. войн и люцерну. О выращивании льна и конопли сведений не имеется. Помещичье земледелие использовало труд рабов и наем. рабочих с применением в кач-ве тягловой силы скота. В Спарте в с.-х. работах использовался труд гос. крепостных - илотов. Привлечение большого кол-ва рабочей силы не приносило, однако, успехов. Нельзя утверждать, что трехпольная система впервые была применена в х-вах крупных земледельцев, скорее это произошло у мелких собственников. Кризис З. наступил с увеличением задолжности крестьян; он вынудил сократить посевы зерновых культур и отдать освободивш. площади под возделывание винограда и выращ. олив. Только в эллинистич. период с расширением использования труда рабов свободные участки во фруктовых и оливковых садах начали засеваться зернов. культурами. В Италии, где почва была более плодородной, пшеница вытеснила пользовавш. меньшим спросом др. зерновые культуры раньше, чем в Греции. Однако и в Италии предпочтение отдавалось спец. культурам - оливам и особенно винограду. Во время Катона Рим превратился в большой город, вследствие чего уменьшились естеств. пастбищные угодья. Это увеличило потребность в сене и ограничило земледелие в пользу развития лугового х-ва. В Италии скотоводство играло большую роль, чем 3., т.к. импорт зерна из пров. полностью удовлетворял продовольств. потребности страны. Попытки организовать крупное с.-х. произ-во окончились неудачей. Введ. колонат вернул прежние аграр. отношения. Римляне продолжали совершенствовать с.-х. орудия. Предположит. в 1 в. до н.э. зубчатая борона сменила плетеную борону. Согл. Плинию Старшему, в 1 в. н.э. существовали уже четыре типа плугов, а в Греции был изобретен плуг с колесным передком.

Лемех и асимметрич. отвал появ. сначала в далмат. и кельт. обл. Косилка использовалась иногда в латифундиях при недостатке рабочей силы.

ЗЕНОБИЯ

ЗЕНОБИЯ - Зиновия, Септимия - вторая жена правителя Пальмиры Одената, после убийства к-рого в 267 объявившая Пальмирское царство независимым. 3. была регентшей при своем сыне Вабаллате и расширила пределы своего царства вплоть до М. Азии, Аравии и Египта. В 271 приняла титул Августы. При ней Пальмира украсилась роскошн. зданиями, к ее двору были созваны греч. художники и ученые. 3. потерпела пораж. от Аврелиана под Антиохией и Эмесой. В 272 попала в плен. В 274 в числе др. пленников прошла в триумфал. процессии. Остаток жизни провела в поместье в Тибуре (ныне итал. Тиволи).

ЗЕНОДОТ

ЗЕНОДОТ (ок. 325 - ок. 260 до н.э.) - др.-греч. филолог, первый руководитель знаменитой б-ки в Александрии. Ему принадлежало первое критич. издание (рукописное) поэм Гомера и «Теогонии» Гесиода. Он разделил «Илиаду» и «Одиссею» каждую на 24 песни (рапсодии), обозначив все их буквами т.н. общего греч. алфавита (из 24 букв): заглавн. - песни «Илиады», строчн. - песни «Одиссеи».

ЗЕНОН

ЗЕНОН (ок. 336 - 264 до н.э.) - основатель стоич. философской школы в Афинах, ученик киника Кратеса. Примыкая к киникам во взгляде на задачи философии (главное в философии - этич. вопросы; идеал мудреца воплощен в жизни Сократа и Диогена Синопского), З., однако, отвергал их пренебрежит. отношение к науч. знанию и учил, что нравственность должна основываться на познании природы. З. разделил философию на логику, физику и этику.

ЗЕНОНА АРХИВ

ЗЕНОНА АРХИВ - крупнейшее собрание греч. (частично демотических) папирусов сер. 3 в. до н.э., содержащее переписку Зенона, секретаря, затем управляющ. имением диойкета Аполлония в Филадельфии египетской. З. а. весьма ценен как источ. по истории х-ва, обществ. отношений, этнич. структуры, управления, быта птолемеевск. Египта (в особенности Файюма) и ряда зависимых от Египта обл. З. а. хранится в разных музеях и б-ках (в основном в Египте, Италии, США, Англии), полностью еще не издан.

ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ

ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ (р. ок. 500 до н.э.) - др.-греч. философ, ученик Парменида, главы элейской школы.

ЗЕРВАН

ЗЕРВАН - Зрван, Зурван, Зарван - в иран. миф. бог, персониф. времени и судьбы, верхов. бог зерванизма - религ. теч., соперничавш. с маздеизмом (религией Ахурамазды) вплоть до эпохи Сасанидов (3 - 7 вв.) З. мыслился как Бесконечное время (Зерван Акарана), существующее изначально, когда мир пребывал в эмбрионал. состоянии (поздняя «Авеста» различает Бесконечное время и Зереван даргахвадата - время конечное, к-рое соотносилось с этим миром, создан. и обреч. на гибель). Миф рисует З. андрогинным божеством; он в теч. тысячелетия совершает жертвопринош., чтобы у него родился сын Ормазд (Ахурамазда), призван. сотворить мир. З., однако, усомнился в пользе этих жертвопринош., и от этого сомнения вместе с Ормаздом зародился Ахриман. З. дал обет даровать власть над миром тому, кто появ. на свет первым. Ормазд предугадал мысли З. и поделился своим знанием с Ахриманом, а тот, разорвав чрево З., преждеврем. вышел на свет и назвал себя Ормаздом. З., увидев его отвратит. внешность и стремление ко злу, отверг Ахримана. Тогда родился прекрасный Ормазд, но З. вынужден был уступить царство над миром Ахриману на девять тысяч лет; затем должен воцариться Ормазд и исправить все содеян. духом зла. В противо-положность маздеизму для последователей З. хар-рна пессимистич. тенденция рассматр. земной мир как владение «князя тьмы». З. - Зарва как верхов. божество, «Отец величия», был воспринят манихейством, а также митраизмом.

ЗЕРКАЛА

ЗЕРКАЛА - круглые ручные и стоячие 3. из полиров. металла (бронза, серебро) с декорирован. ручкой либо подставкой, выполн. в виде фигуры, были известны в эгейской Греции и Великой Греции с архаич. времен. Ручные 3. производились уже в микенскую эпоху. Ручные 3. с гравировкой в виде фигур и орнаментов появл. у этрусков. В 5 в. до н.э. в Греции было изобретено складное 3. Его зеркальная поверхность нередко защищалась крышкой с украшениями. Античность не знала стекл. зеркал.

ЗЕТ

ЗЕТ - Зеф - в греч. миф. сын Зевса и Антиопы, брат-близнец Амфиона. З. посвятил себя пастуш. занятиям, Амфион - игре на кифаре. З. был женат на Фиве, именем к-рой назван г. Фивы. Стены города возвели братья: З. носил и складывал камни, Амфион игрой на лире приводил их в движение и заставлял укладываться в установл. место.

ЗЕФИР

ЗЕФИР - в греч. миф. один из сыновей Астрея и зари Эос, брат Борея и Нота, бог зап. ветра. С гарпией Подаргой З. породил знаменитых своей быстротой коней Ахилла. Известен свой губительностью, позднее представл. как нежный, мягкий ветер; этот З. по велению Эрота унес Психею в его владения.

ЗИЛОТЫ

ЗИЛОТЫ - церк.-политич. партия в Византии, выступавшая с 8 в., со времени иконоборчества, против вмеша-тельства императора в церк. дела и отстаивавшая независим. церкви от светской власти.

ЗИНДЖИИ

ЗИНДЖИИ - араб. назв. рабов из Вост. Африки, к-рые поступали в Багдадский халифат Аббасидов (750 - 1258) с невольнич. рынка на о-ве Занзибар (по-арабски аз-Зиндж).

ЗИНОН

ЗИНОН - Зенон (ум. 491) - вост.-рим. император 474 - 491. Вождь племени исавров, З. стал начальником малоазиатской армии, а затем - императором. Жестоко подавил крестьян. восстание в 484.

ЗИУСУДРА

ЗИУСУДРА - Ут-напишти - герой шумеро-аккад. мифа о потопе. З. узнает о предстоящем потопе (к-рый должны наслать на людей боги) от бога - покровителя людей Энки. По его же совету З. строит ковчег и в нем переживает потоп, длящийся семь дней и семь ночей. После потопа он, как «спаситель семени человечества», получает «жизнь как боги» и «вечное дыханье» (т.е. вечную жизнь) и поселяется вместе со своей супругой на о-ве блаженных Тильмун. Отцом З. явл. (согл. лит. традиции) знаменитый мудрец Шуруппак.

ЗИХИ

ЗИХИ - зиги, джики - древ. племенное объед. Сев.-Зап. Кавказа. Впервые названы Страбоном (1 в. до н.э.). З. локализовались в приморских нагорных р-нах от совр. Новороссийска до Гагры. Заним. земледелием, скотоводством и мор. разбоем; были осн. поставщиками рабов для боспорских городов.

ЗЛАТНИК

ЗЛАТНИК - первая золотая монета, чеканивш. в Киев-ской Руси в кон. 10 - нач. 11 вв. при Владимире Святославовиче. Чеканкой, внеш. видом и весом З. был подобен визант. солиду. Вес визант. солида и киевск. златника (ок. 4,2 г) со временем стал русской ед. веса под назв. золотник (4,266 г). Др.-русск. монета со славян. надписью, портретом князя и родовым знаком Рюриковичей, изготовл. на высоком художеств. уровне, была своеобразной и самобытной. Как средство купли продажи З. существен. роли не играл; он, скорее, сужил знаком силы и независим. госуд.

ЗЛАТОСТРУЙ

ЗЛАТОСТРУЙ - сборник слов и поучений визант. проповедника 4 - 5 вв. Иоанна Златоуста. По преданию, «З.» был переведен с греч. яз. на болгарский в 9 - 10 вв. при болгарском царе Симеоне.

ЗЛИЧАНЕ

ЗЛИЧАНЕ - многочисл. чешское племя, населявшее в древности земли по верх. теч. р. Лабы. К кон. 9 в. находились на последней стадии разложения родов. строя; занимались в основном земледелием.

ЗМЕЯ

ЗМЕЯ - в раннюю эпоху развития культуры отношение к 3. было различным. У мн. первобыт. народов 3. почитали (змеепоклонство). Вавилоняне видели в ней олицетв. зла, египтяне - олицетв. мудрости. В тех местах, где водились ядовитые 3., образовались с древ. времен касты заклинателей 3. Во времена греч. античности 3. часто содержали как домаш. животных для борьбы с мышами. К З. не чувств. отвращения и даже позволяли детям играть с ними. Знатные женщины в жару носили 3. вокруг шеи для прохлады. В Эпидавре 3. высоко почитались. Бог врачевания Асклепий (Эскулап) изображ. с посохом, обвитым З. Жезл Эскулапа до сих пор явл. символом медицины. В Афинах в спец. храме содержалась свящ. З.

Афины. Почитательницы бога Диониса (вакханки) во время празднеств несли в руках кинжалы, тирсы (жезлы Вакха) и 3. Во время войны во вражескую крепость подбрасывали глиняные сосуды с ядовит. 3. В знак победы в битве под Платеями в 479 до н.э. в Дельфах была воздвигнута бронз. колонна из трех сплетен. змеиных тел, к-рые несли золотой треножник. Рим. племена марсов и офиогенов вели свой род от 3. Римляне заимств. у парфян жезл с шелковой 3., к-рая на ветру надувалась, как сетка для ловли бабочек. Плиний Старший считал наиболее опасным укус 3. аспида. Отвращение к 3. появ. только во времена поздней античности под влиянием христианства.

ЗНАК ДОВЕРИЯ

ЗНАК ДОВЕРИЯ - в егип. папирусах и в общегреч. пра-ве - любое частное или публич. юридич. обязательство, как правило принятое в односторон. порядке. К З. д. относятся различ. расписки в получ. денег или товаров, в особых случаях - закладные документы. По предъявл. 3. д. выдавались условл. деньги или ценности. В Афинах 3. д. в узком смысле означал соглашение о правовой помощи, к-рая гарантировалась гражданам одного госуд. на терр. др. В первую очередь это были гарантии на случай воровства.

Поскольку чужеземцы, как правило, были торговцами, то 3. д. становился торг. договором, напр., договором о безопасности движения судов и об обязательствах по перевозкам.

Существовал обычай из соображений правовых гарантий дарить гостю в кач-ве 3. д. половину сломан. кольца или аналогич. предмета, к-рый должен служить напоминанием и опознават. знаком. Складывая половины условн. предмета, гостеприимцы узнавали друг друга. Отсюда возникло юридич. понятие - идентификац. знак.

ЗОИЛ

ЗОИЛ (ок. 400 - ок. 330 до н.э.) - др.-греч. ритор и софист. В недошедшем до нас соч. «Против поэзии Гомера» в 9 кн. придирчиво и мелко критиковал «Илиаду» и «Одиссею», нападая на язык Гомера и т.д. Поверхностные нападаки на общепризн. в народе авторитет Гомера, за к-рые З. был прозван «бичом Гомера», создали ему репутацию пустого и злобн. критика.

ЗОЛОТО

ЗОЛОТО - резиденции владык микенских госуд. располагали немалым кол-вом 3. Гробницы умерших имели богатые золотые украшения. В послемикенское время 3. практич. не использовалось. В 7 и 6 вв. до н.э. ионийские греки познакомились с изделиями из 3. от своих соседей - лидийских, фригийских и карийских царей, к-рые применяли 3. не только для украшений, но и чеканили из него монеты. Дарий I ок. 516 до н.э. урегулировал двойную денежную систему Персидского царства (1 золотой дарик = 8,4 г З. = 10 «тяжелых» или 20 «легких» сиклей = 112 г серебра), на основе, установл. Крезом в лидийском царстве, соотнош. 3. и серебра 1 : 13. Месторождения 3. в Греции были откры-ты на Фасосе, где имелось трудное для добывания кварцевое 3. (его начали добывать еще финикийцы), и на Сифносе, где запасы 3. были исчерпаны уже ок. 450 до н.э. 3. афинянам доставлялось из Пангейских рудников (приблизит. с 470 до н.э.). Сев. соседи греков (фракийцы) добывали много 3. путем промывки песка на фракийских реках и отправляли его на переработку в Афины, реимпортируя изделия греч. ювелиров; нек-рые из таких предметов были обнаружены даже в скифских курганах. Фракийские месторождения были захвачены Филиппом II Македонским, к-рый начал чеканить золотые монеты - филиппики, заменившие дарики. Южноитал. и сицилийские греч. города редко чеканили золотые монеты, но этрусская чеканка была довольна широко распростр. в 3 в. до н.э. Этруски украшали золотые изделия зернью. Карфагеняне не наладили в Испании добычу 3., однако скупали все 3., к-рое имелось на п-ове. В самой Греции во все времена 3. оставалось мало. В период эллинизма общие запасы 3. резко выросли. Цари претендовали на исключит. пользование этим металлом. При Птолемеях развернулись обширные работы по добыче 3. в копях Нубийской пустыни, к-рые были освоены еще во времена фараонов. Много З. использовалось для чеканки монет, получивших широкое хождение. Позже других к З. приобщились римляне, однако уже Законы 12 таблиц, одного из древнейших сводов рим. права, свидет. об их знакомстве с З. В кон. 2 в. до н.э. римлянами были открыты месторождения З. Для работы на этих приисках сенат установил макс. допустимое кол-во рабов в 5000 чел., это позволяло обеспечить за ними тщательный контроль. После истощения издавна разрабатывавш. месторождений З. в Испании, римляне организовали там в 1 в. н.э. разработку месторождений с применением гидравлич. обработки под давлением. После завоев. Дакии при Трая-не в 106 римляне стали обладателями прибыльных золотых приисков и рудников, оборудован. всеми известными тогда средствами горной техники. Прииск имел форму четырехугольника с 7 укреплениями; на произ-ве было занято мн. свободных горняков, наемных рабочих, трудовые договоры с к-рыми сохран. (они относятся к 160). З. должно было очищаться, порода с содержанием серебра хлорировалась путем добавления поварен. соли, чистота З. проверялась с помощью пробирного камня, по удельному весу (метод Архимеда). Для очищения З. применялся также метод амальгамирования: золотоносная порода измельчалась в муку, просеивалась, осаждалась для обособления частичек перед плавкой. Этот трудоемкий процесс не был механизирован. Для подъема воды из глубоких копей применялись вычерпывающее колесо и водоподъем. винт, сконструир. Архимедом.

ЗОЛОТОЕ РУНО

ЗОЛОТОЕ РУНО - в греч. миф. золотая шкура барана, к-рую отправились добывать греч. герои - аргонавты. Согл. легенде, золоторун. баран, обладавший даром речи, был подарен детям орхоменск. царя Афаманта - Фриксу и Гелле - их матерью богиней Нефелой. Спасаясь от преследований мачехи, Фрикс и Гелла на спине барана отправились к берегам Азии. По дороге Гелла упала и утонула в море, назв. в связи с этим Геллеспонтом - «море Геллы» (нынешний Дарданелльский пролив). Благополучно достигший берега Фрикс высадился в стране Эе, отожд. древ. греками с Колхидой (совр. Зап. Грузия). Здесь он принес барана в жертву Зевсу, а снятое З. р. подарил царю Колхиды Ээту. Потомку Фрикса, аргонавту Ясону, удалось похитить З. р., усыпив дракона, стороживш. руно, и увезти сокровище в Грецию. По преданию, золото на Кавказе добывали, погружая шкуру барана в воды золотоносной реки; руно, на к-ром оседали частицы золота, приобретало большую ценность. В связи с этим могла возникнуть легенда о походе за З. р.

ЗОЛОТОЙ ВЕК

ЗОЛОТОЙ ВЕК - миф. представление, существовавшее в антич. мире, о счастливом и беззаботном состоянии первобыт. человечества. Отчетливее всего это представл. выражено в поэме «Труды и дни» Гесиода и в «Метаморфозах» Овидия. По Гесиоду первое поколение людей в правл. верхов. бога Кроноса наслаждалось полным блаженством. «Жили те люди, как боги, со спокойной и ясной душою, горя не зная, не зная трудов. И печальная старость к ним приближаться не смела... А умирали как будто объятые сном... Большой урожай и обильный сами давали собой хлебодарные земли...» Умершие люди З. в. сущест-вуют и теперь в виде добрых «демонов», охраняющих порядок на земле.

Но за З. в. наступил серебряный, затем медный, - каждый тяжелее и бедственнее предыдущего. Четвертым был век героев (воевавших под Фивами и под Троей) и, наконец, наступил теперешний - железный век, испорч. и жестокий, когда «ни днем не прекращаются труды и печали, ни ночью». Как своего рода З. в. хар-ризуется заря мироздания в сканд. миф. (только что сотвор. мир гармоничен, асы радостны, все из золота и т.д.); конец ему кладет «первая война» (асов и ванов). В кит. миф. говорится о привольной жизни древ. людей во времена миф. государей Яо и Шуня. В егип. миф. счастливая по-ра - это время, когда на земле царствовали Осирис и Исида. В Шумере верили в существов. райской страны Тильмун, «страны живых», не знающих ни болезней, ни смерти.

ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ

ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ - в ветхозавет. традиции золотой (либо позолоч.) идол быка, поставл. Аароном по требованию народа, обеспокоен. долгим отсутствием Моисея, говоривш. с Яхве на Синайской горе.

ЗОНАРА

ЗОНАРА - Иоанн - визант. чиновник (1-я пол. 12 в.). Впослед. монах, автор «Всемирной истории», охватывающей период вплоть до 1118. Это ист. соч. представляет большую ценность, т.к. при написании своего труда З. добросовестно использовал ист. труды, ныне утрач., в частн., авторов визант. эпохи. Для периода приблизит. до 300 одним из осн. источ. 3. послужило соч. Диона Кассия и извлечение из этого соч., сделан. Ксифилином.

ЗОНТ

ЗОНТ - начиная с 4 в. до н.э. женщины, выходя на улицу, пользовались З., к-рые пришли с Востока. Более ранних упомин. о них в Греции не сохран. Если юноша, следуя моде, выходил с З., то это восприним. как неприлич. изнеженность. Имелись спец. механизмы для раскрывания З. и поддержания его раскрытым, однако были и простые жесткие З. с дерев. палкой вместо ручки. Рукоятку часто делали удлин. и сильно загнутой, чтобы идущая сзади рабыня могла нести З., отбрасывающий тень на ее госпожу. Неизвестно, употребл. ли 3. для защиты от дождя. В рим. время вновь появ. мода на З.

ЗОРОАСТРИЗМ

ЗОРОАСТРИЗМ - в древности дуалистич. религия народов Востока, назв. по имени Зороастра. З. возник, по мнению большинства исследователей, в Ср. Азии, вероятно, в 7 в. до н.э.; распростр. в Мидию, Персию, Каппадокию и др. страны Бл. Востока. Осн. источ. наших знаний о З. явл. Авеста. Согл. З., в мире борются два начала - добро и зло. Добро олицетв. бог Ахурамазда и его помощники, персонифиц. идеи добромыслия, правдивости, совершенства, бессмертия и т.д., зло - бог Анхра-Майнью и его помощники девы; человек создан Ахурамаздой, но свободен в своих мыслях и поступках и поэтому доступен воздействию духов зла; он должен своими мыслями, словами, делами, а также телесной чистотой бороться против злых существ. Аскетизм осужд. как дело, способствующее победе духов зла. Согл. З., существует загробная жизнь: если человек способств. победе добра, то душа его попадает в рай, а в противном случае он обречен на вечные муки в аду; в конеч. счете добро одержит полную победу над злом и возникнет идеал. царство на небе и земле.

ЗОСИМ

ЗОСИМ - 1. Греч. историк 2-й пол. 5 в. Напис. им «Новая история» в 6 кн. имеет большую ценность для изуч. позднеимператорской эпохи в силу того, что мн. ист. труды того времени до нас не дошли. «Новая история» основывается на достовер. источ. и охватывает период от времени правл. имп. Августа до захвата Рима Аларихом в 410. З., будучи ревностным сторонником язычества, связывал упадок Рим. империи с отходом римлян от религии предков и обращением в христианство.

2. 3. Панополитанский (род. в 4 в. в г. Панополь, Верх. Египет), алхимик. Б.ч. жизни провел в Александрии. З. написал посвящ. женщине-алхимику Теосебии соч. «Химическое знание» приблизит. в 28 кн., содержавшее сведения по теории и практике химии и алхимии того времени и сохранивш. во фрагментах.

Для З. химия была тайным учением, направл. на превращение одних элементов в др. Материал излагается аллегорич. образом, понятным лишь посвящ. в тайны иск-ва. Тем же аллегорич. и мистич. яз. описано устройство химич. приборов и печей. Осн. часть фрагментов трудов З. происходит из соч. Олимпиодора (5 в.) и Пелагия (4 в.).

ЗУБОВРАЧЕБНОЕ ИСКУССТВО

ЗУБОВРАЧЕБНОЕ ИСКУССТВО - лечение зубов практиковалось греч. врачами уже в архаич. период. В эпоху эллинизма появл. врачи, специализир. только по стоматологии. Лечение зубов состояло в их удалении или пломбировании. Прописыв. также лекарства для прикладывания к зубу и для полоскания. Для укрепл. ослабевших зубов использовались золотые обручи, искусств. зубы делались техниками из слоновой кости или зубов животных, чаще всего - крупн. рогат. скота. Антич. З. и. включало также операции на челюстях. Впервые эти операции описаны в трактатах Гиппократовск. корпуса.

ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО

ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО - З. к. (шестерня)было изобретено греками в кон. 4 в. до н.э., хотя слова для его обознач. не было. Уже перипатетиков интересовало, почему колеса, захватывающие друг друга зубцами, вращаются в противоположных направл. Вначале З. к. применялось лишь в точной механике, в 1 в. н.э. появл. описания водяных подъемников с шестереноч. приводом. Тогда же Героном Александрийским была разработана теория З. к., позволившая решить важную для ремесленников проблему изготовл. З. к. с заданным кол-вом зубцов.

ЗУБЫ

ЗУБЫ - для ухода за З. в античности пользовались зубными порошками, а также зубочистками, изготовлявш. из ценных древес. пород (напр., фисташков. дерева) или металлов. Зубные порошки, нек-рые из к-рых были очень дорогими, применялись одноврем. как лекарства (напр., от зубной боли или при заболев. десен). Способы их приготовления описыв. и в сборниках мед. рецептов.

ЗУ-Л-КАРНАЙН

ЗУ-Л-КАРНАЙН - в мусульм. религии герой, дошедший до пределов земли и построивший стену против Йаджуджа и Маджужда. Мусульм. комментаторы и совр. исследователи идентифиц. Зу-л-К. с Александром Македонским. Широко известный в доислам. и раннеислам. Аравии «Роман об Александре» был одним из источ. кораническ. рассказа о Зу-л-К.

ЗУ-Л-КИФЛ

ЗУ-Л-КИФЛ - в мусульм. религии персонаж, выступающий в коранич. текстах в одном ряду с пророками Исмаилом и Идрисом. Комментаторы идентифиц. Зу-л-К. с Исайей, Иезекиилем и др. библейск. пороками.

ЗУ-Л-ФАКАР

ЗУ-Л-ФАКАР - в мусульм. религии меч Мухаммада. Согл. преданию, меч был захвачен Мухаммадом в битве, позднее перешел к Али, а после него - к халифам. Традиция наделяет меч магич. силой.

ЗУ-Л-ХАЛАСА

ЗУ-Л-ХАЛАСА - в др.-араб. миф. бог, почитавш. племенами, обитавш. в Цент. Аравии (хасам, баджила, азд, хавазин и др.). Он, по-видимому, считался могуществ. божеством, но функции его не определены. Культ Зу-л-Х. отправлялся в гг. Мекка и Табал, где находилось его святилище. Идолом Зу-л-Х. служил белый камень, увенчан. высечен. на нем короной. Там также находилась статуя воина, вооруж. луком (возможно, Зу-л-Х. связывался с войной). Зу-л-Х. был посвящен ежегод. праздник, сопровожд. ярмаркой (сохранивш. во времена ислама). При Мухамадде табальское святилище было уничтожено; на его месте была построена мечеть, а идол бога сделан ее порогом.

Предыдущая страница Следующая страница