Словарь античности
Статьи на букву "А" (часть 2, "АГР"-"АЛИ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 2, "АГР"-"АЛИ")

АГРИППИНА

АГРИППИНА - 1. Випсания, Старшая (14 до н. э. - 18. 10. 33 н. э.), дочь М. Випсания Агриппы и Юлии, дочери императора Августа. В 5 н. э. А. вышла замуж за Германика, которого сопровождала во время походов в Германию в 14 - 16, на Ближний Восток в 17 и позднее. У них было 9 детей, в их числе будущий император Калигула и Агриппина Младшая. После внезапной смерти Германика А. в 19 - 20 возвратилась в Рим и обвинила императора Тиберия в участии в отравлении мужа. Оппозиционные настроения А. по отношению к императору повлекли за собой ее ссылку в 29 на о. Пандатерия возле Неаполя, где она покончила с собой.

2. Юлия Младшая (6. 15. 15 - апрель 59 н. э.), рим. императрица, дочь Германика и А. Старшей. От ее первого брака с Гн. Домицием Агенобарбом родился будущий император Нерон. В 49 А. вышла замуж за своего дядю, императора Клавдия, на которого оказывала большое влияние и побуждала всячески продвигать своего сына. Наконец, чтобы посадить Нерона на императорский трон, она в 54 отравила мужа. В период правления Нерона, воспитание которого поручили философу Сенеке, огромная власть А. начала ослабевать. В итоге Нерон, у которого возникли определ. подозрения относительно намерений матери, приказал своим слугам убить ее в Байях. А. родилась в военном лагере Ара Убиорум, на месте которого в 50 в ее честь была основана колония Клавдия Ара Убиорум, ныне Кёльн. На этот сюжет опера Генделя (1709).

АДАМКЛИССИ

АДАМКЛИССИ - небольшой город в Румынии, в Юж. Добрудже, в котором находятся развалины монумента, построенного по указу императора Траяна в 109 н. э. в честь победоносного завершения войн с даками. Овальное сооружение диаметром 38 м покоилось на многоступенчатом цоколе и завершалось куполообразным конусом, увенчанным трофеем. Венец монумента опоясывал фриз, метопы которого были украшены барельефами, изображавшими сцены окончившейся войны. Отдельные обломки скульптур, среди которых и зубчатый барельеф, изображавший пленных варваров, хранится в оригинале в А. В непосредств. близости от победного монумента находятся развалины рим. г. Tropaei Traiani, преим. позднеантичного периода.

Адамклисси

рис. Монумент в Адамклисси (реконструкция)

АДВОКАТ

АДВОКАТ (греч. syndikos - сосудья, synegoros - соговорящий; лат. advocatus - призванный, orator - судебный оратор, patronus - покровитель). Функции А. в Греции развились из взаимной обязанности членов общины поддерживать друг друга. Каждая фила должна была представить на разбор дела определ. число А., в задачу которых первоначально входила лишь дача кратких свидетельств о поведении тяжущегося, но с течением времени они стали принимать непосредств. участие в процессе. По имеющимся данным, плата им была запрещена. А. вели дела политич. партий, союзов и городов. В императорскую эпоху они превратились в постоянных чиновников. Такое явление греч. правового развития, как профессиональная деятельность с установл. государством обязанностями, имело место и в птолемеевском Египте. В рим. процессуальном праве имевший юридич. образование А. защищал своего клиента как перед претором во время предварительного следствия, так и перед судьей. Должность А. в республиканское время не оплачивалась, в императорскую эпоху законом был установлен максимальный гонорар в 10 тыс. сестерциев (Сенатское постановление Клавдия - Senatus consultum Claudianum, 47 н. э.).

АДИАБЕНЕ

АДИАБЕНЕ - местность восточнее р. Тигр в совр. Курдистане. После завоевания ее Траяном в 166 н. э. относилась к рим. пров. Ассирия.

АДИАФОРА

АДИАФОРА (греч. безразличное), понятие, введ. софистом Продиком и употреблявшееся киниками и стоиками. Означает вещи и взаимосвязи, которые сами по себе ни положительны, ни отрицательны. В то же время по отношению к благу они являются добродетелью, а по отношению ко злу - пороком (например, жизнь, здоровье, богатство).

АДИТОН

АДИТОН (греч. недоступный), святая святых храма, куда могли входить только священники. Располагался сзади целлы (части храма, в которой находилось изображение божества) или во внутр. дворе гипетрального храма, как, например, в Дидимах.

АДМЕТ

АДМЕТ (лат. Admetus), мифич. фессалийский царь. Мойры, богини человеч. судьбы, пообещали Аполлону продлить жизнь А., если в его предсмертный час кто-нибудь добровольно обречет себя на смерть ради него. Т. к. родители А. отказались принести себя в жертву, на это решилась супруга А. Алкестида. На этот сюжет оратория Генделя.

АДОНИС

АДОНИС (от финик, adon - господин), финик. - сирийск. божество плодородия и растительности с центром культа в г. Библ. В 6 в. до н. э. культ А. был занесен финик, торговцами в ионич. приморские города, где он получил особое распространение среди женщин. Являвшийся первоначально культом произрастания (праздники в честь А. - адонии - летом, садики А. с быстро увядающими цветами), культ А. в сочетании с богиней Афродитой был облечен в историко-мифологич. форму. А. превратился в возлюбленного Афродиты, убитого на охоте. Первоначальное подразделение года на два временных отрезка - зиму и лето - миф объяснял тем обстоятельством, что Персефона и Афродита поделили молодого прекрасного бога между собой. А. было разрешено шесть месяцев в году пребывать на земле, а остальное время он должен был находиться в подземном царстве.

АДОНИЧЕСКИЙ СТИХ

АДОНИЧЕСКИЙ СТИХ (по имени бога Адониса), стихотворный размер, имеющий формулу: - UU - U(например, Гораций, стих 2, 8, 8: publica сurа). Употреблялся преим. в заключительных строках и сентенциях.

АДОПТАЦИЯ

АДОПТАЦИЯ (лат. усыновление), с некоторыми различиями А. была широко распространена как в греч., так и в рим. праве. Так, согласно городскому уставу Гортины, каждый взрослый мужчина, даже если он и имел сыновей, мог принять на рыночной площади перед народным собранием обряд усыновления. В отличие от этого в Афинах право на усыновление полноправных граждан имели только те, кто не имел детей мужского пола. Правом А., согласно законам Папирия, обладали без ограничения как мужчины, так и женщины. В рим. праве наряду с самим усыновлением, во время которого дети посредством правового акта освобождались от власти отца семейства в присутствии городского претора и передавались в другую семью, существовало также т. н. adrogatio, дававшее право усыновлять перед народным собранием лиц, на которых не распространялась власть отца семейства. Первоначально этим правом обладали только мужчины, в дальнейшем, в императорскую эпоху, оно распространилось также на женщин и на вольноотпущенников. Побудительными причинами А. могли служить различные факторы, но гл. из них было сохранение рода при отсутствии потомства. Однако часто, и чем далее, тем более, А. служила установлению семейных связей в политич. целях. В период Римской империи А. играла особую роль при наследовании императорского престола. Так, к примеру, Цезарь усыновил своего внучатого племянника, будущего императора Августа. С 98 и до сер. 2 в. н. э. А. представляла собой единств, способ выбора наследника престола.

АДОРАНТ

АДОРАНТ (лат. просящий), фигура (преим. женщины) с простертыми к небу руками в античном и раннехристианском искусстве (особенно в росписи катакомб), служившая для передачи образа просящего или его просящей души.

АДРАСТ

АДРАСТ (лат. Adrastus), в греч. мифологии аргосский царь. Предпринял вместе со своим зятем Полиником знаменитый поход Семерых против Фив, после которого единств, остался в живых. Десять лет спустя А. возглавил новый поход т. н. эпигонов - сыновей погибших - против Фив, который закончился разрушением города.

АДРИАН

АДРИАН - П. Элий (лат. Hadrianus) (24. 01. 76 - 10. 07. 138), рим. император с 11. 08. 117. Происходил из Италики (Юж. Испания), как и его родственник Траян, который был его опекуном и в 100 женил его на своей внучатой племяннице Сабине. А. принимал участие в Дакийской и Парфянской войнах Траяна, в 108 был консулом и наместником в Паннонии и Сирии. Благодаря влиянию Плотины был перед смертью Траяна усыновлен и объявлен наследником. А. отказался от завоевательной политики своего предшественника, в 117 он окончил Парфянскую войну, отказавшись от Армении и Месопотамии и ограничившись защитой и обеспечением безопасности своих границ. В Сев. Британии в 122 начал строительство вала А. с 17 кастеллами и 80 воротами на линии Сольвэй - Тайн. Верхнегерм. пограничная защитная полоса (лимес) была расширена, укреплена граница на Дунае. В продолжительных поездках А. инспектировал («путешествия императора») в 121 - 125 зап. и вост. пров., в 128 Африку и в 128 - 132 вновь вост. пров. Последнее крупное восстание иудеев под руководством Бар-Кохбы А. подавил с крайней жестокостью (132 - 135). Во внутриполитич. сфере А. уменьшил влияние сената. В 118 он велел казнить четырех сенаторов-полководцев Траяна, в 136 - некоторых других сенаторов. Власть императора была укреплена созданием чиновничьего аппарата. Прежде всего вместо вольноотпущенников к сотрудничеству были привлечены всадники, в т. ч. во вновь созданный Государственный совет (Consilium principis). Бессрочный эдикт (Edictum perpetuum) благодаря унификации завершил развитие преторского права (128). Наряду с правовой и финансовой реформами была проведена реформа войска, которая давала солдатам возможность подняться до сословия всадников. Ослабление налогов, продолжение действия алиментарных учреждений, забота о колонах, гуманизация рабского права должны были привести к консолидации государства. А. вел интенсивную строительную деятельность. В Риме был перестроен Пантеон и сооружен мавзолей императора, совр. замок св. Ангела. В его вилле возле Тибура (Тиволи), монументальном ансамбле с дворцами, библиотеками, театрами, термами и палестрой, находилась копия любимого архитектурного сооружения А. - афинского Stoa Poikile. В пров. поощрялась романизация, основывались города и колонии, в т. ч. Андрианополь. А. способствовал развитию искусства и философии, оказал влияние на архаизм. Отчетливо выраж. филэллинизм А. заметен на фоне развивающейся итало-эллинистич. государств, культуры. А. велел украсить Афины роскошными постройками, в т. ч. был закончен начатый Писистратом Олимпейон и возродилась олимпийская идея. Незадолго до смерти (в Байях) бездетный А. усыновил своего наследника Антонина Пия. Биография в «Истории Августов». Бюст А. в Пергамон-музее.

АДРИАНОПОЛИС

АДРИАНОПОЛИС (Hadrianopolis), др. назв. Адрианополя.

АДРИАНОПОЛЬ

АДРИАНОПОЛЬ - др. фрак. г. Ускудама, названный в честь императора Адриана (совр. турецк. г. Эдирне). В 323 при А. единый император Запада Константин Великий одержал победу над Лицинием, повелителем Востока. Здесь же вестготы в 378 разбили рим. войска под предводительством императора Валента, погибшего в сражении. Этой победой готы открыли себе путь на Балканы.

АДРИАТИЧЕСКОЕ МОРЕ

АДРИАТИЧЕСКОЕ МОРЕ (греч. Adrias от Atria, лат. назв. Mare superum, Верхнее море), первоначально так назывался лишь сев. участок моря, а с 4 в. до н. э. все А. м. в совр. границах. В эпоху Империи к нему причисляли и Ионическое м. Важность А. м. для мор. коммуникаций не была столь значительной, как Тирренского м., из-за частых штормов и малого числа портов на италийск. побережье. К этому добавлялся страх перед нападениями пиратов, которые укрывались в многочисл. бухтах.

АДРИЯ

АДРИЯ - назв. двух небольших городов в Италии.

1. Hadria в Юж. Пицене, родина предков императора Адриана.

2. Atria в Венеции. Возник на месте этрусск., а позднее греч. колонии, давшей назв. Адриатическому м.

АДСКРИПТИЦИЙ

АДСКРИПТИЦИЙ (лат. adscriptus glebae - прикрепл. к земле), первоначально adscriptus censibus назывался включ. в податные списки зависимый крестьянин. Понятие А., с одной стороны, было более широким, чем колон, с другой - более узким. В общем оно обозначало арендатора, который вместе со своим участком числился в податных списках. А. образовывали в колонате поздней Римской империи особую социальную прослойку, положение которой постепенно ухудшалось. Позднеантичные юристы часто подчеркивали социальную близость А. к рабу. Имущество А. приравнивалось к пекулию раба, а он сам, как и раб, принадлежал фамилии своего господина.

АЗИАНИЗМ

АЗИАНИЗМ - стилистич. направление в искусстве красноречия, сложившееся в эллинистич. эпоху в некоторых городах М. Азии. Местные ораторы, свободные от аттич. традиций, старались развить в пику стилю классич. греч. красноречия более пышный и впечатляющий способ изложения мыслей. Их речь изобиловала множеством выразительных средст в, что выглядело стремлением произвести эффект, вело к напыщенности и манерности. Гл. представителями А. в греч. риторике являлись Гегесий из Магнезии в Лидии (сер. 3 в. до н. э.) и Гортензий в Риме (114 - 50 до н. э.). Цицерон в своих трудах, особенно в «Бруте», дал анализ А. и противоположного ему течения агтицизма; он различал два вида А.: стиль, основанный на коротких, построенных на антитезах, остроумно заостр. и ритмизованных предложениях (стиль сентенций), и патетически-высокопарный стиль (напыщ. стиль). В раннюю императорскую эпоху А. нашел продолжение в рим. искусстве красноречия в т. н. совр. стиле; виднейший представитель его - философ Сенека.

АЗИАТСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА

АЗИАТСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА - введ К. Марксом термин для обозначения специфич. способа производства, на базе которого сформировалось классовое общество. В условиях А. с. п. индивиды относятся к земле - осн. средству производства и объекту труда - как владельцы и как члены «того или иного коллектива (Gemeinwesen)» (Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., т. 46, ч. I, с. 462). При этом «объединяющее единое начало выступает как высший собственник или единственный собственник, в силу чего. . . общины выступают лишь как наследственные владельцы» (с. 463). Прибавочный продукт принадлежит поэтому высшему единому началу. Последнее выступает отчасти как деспот, отчасти как воображаемое плем. существо или в демократич. форме «как связь отцов семейств между собой» (с. 464). Город создается как центр высшего единого начала и «только там, где место особенно благоприятно для внешней торговли» (с. 464). Данный способ производства получил последовательное развитие только в Азии. Одновременно он затронул также, согласно К. Марксу, всю Европу (др. кельтов) и америк. цивилизации (в Мексике и особенно в Перу). Новейшие исследования подтвердили существование А. с. п. также в Африке. Лишь в средизем. регионе он был вытеснен начиная с 9 в. до н. э. античным обществом и присущим ему античным способом производства. В 1-й пол. 1-го тыс. н. э. на смену А. с. п. эволюционным путем пришел феодализм.

АЗИЯ

АЗИЯ (греч. Asia, лат. Asia), др. грекам первоначально были известны только две, позднее три части света: кроме причислявшейся сначала к А. Ливии (Африка), также Европа и А., последняя часто включала Египет. Определ. мнения о границе между А. и Африкой не существовало, одни утверждали, что она проходит но р. Нил, другие считали, что ее образует Красное м. И в отношении границ между А. и Европой высказывалось множество различных мнений (например, граница по р. Фасис, совр. Риони, или Танаису, совр. Дону). Ионич, колонизация, Персидские войны и военные походы Александра Македонского значительно расширили представления и звания об А. В узком смыспе А. считались лежавшие против Греции малоазийские области (Asia minor), о которых упоминал еще Гомер; из этих областей в 133 - 129 была образована рим. пров. А.

АИД

АИД (греч. Aides, также Hades, Aidoneus, вероятно - невидимый), мрачный царь подземного мира, сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона, Геры, Деметры и Гестии, супруг Персефоны. При разделе мира он получил подземное царство, неумолимо и безжалостно управлял мертвыми, поэтому назывался также Zeus katachthonios (подземный Зевс). Поскольку А. не давал возможности мертвым возвращаться из его царства, он был страшен и ненавистен людям. После Гомера А. иногда отождествляли с Плутоном, в более позднее время под А. понимали также его царство, сам подземный мир. В искусстве часто изображалось похищение А. Персефоны.

АКАДЕМИЯ

АКАДЕМИЯ - первоначально назв. «А.» носила первая в своем роде строго организованная философская школа Платона (от назв. местности в Афинах по имени героя Академа, где располагался гимнасий, в помещении которого и прилегающих садах Платон собирал своих учеников). А. была основана Платоном в 388 до н. э. по образцу пифагорейского братства и имела правовой статус культового союза. Члены А. платили ежемесячные членские взносы. Руководство А. (схолархат) и распоряжение ее состоянием Платон завещал племяннику Спевсиппу. В дальнейшем схоларх определялся выборным путем. Учителя и ученики проживали совместно в пригородных домах. Учебные занятия и диспуты проходили по строго определ. расписанию. Созданная первоначально для распространения учения Платона, А. на протяжении почти тысячелетней истории претерпела многочисл. изменения. Древняя (или первая) А. (388 - 270 до н. э.) придерживалась преим. поздней философии своего основателя и сочетала его идеи с пифагорейскими элементами. В частности, ставила число на место идеи и провозглашала различие между единством и множеством как первопричину мира. Интенсивные занятия математикой велись одновременно с культивированием веры в чудеса и пророчества, что положило нач. постеп. сближению идей Платона с религией и привело к упадку диалектики. В период Средней (или второй) А. (270 - 150 до н. э.) произошел отход от философии Платона. Основываясь на аргументации Пиррона и в некоторой степени софистов, А. встала на позиции оспаривания принципа познаваемости действительности. Раз нет критерия достоверности, то всякое суждение о действительности недостоверно. Для объяснения челостровеч, поведения, по мнению Средней А., вполне достаточен принцип случайности. Новая (или третья) А. (150 до н. э. - 529 н. э.) началась с выработки и сбора всей скептич. аргументации в защиту принципа непознаваемости действительности и подвергла учение всех крупных философов скептич. критике. Ее борьба против стоич. теологии и понятия о боге привела в какой-то мере к возникновению атеистич. идей. В дальнейшем А. отошла от позиций скептицизма и приступила к эклектич. обобщению идей Аристотеля, Платона и стоиков, в первую очередь в области этики. С первыми шагами христианства в Новой А. началось интенсивное изучение оригинальных произведений Аристотеля и Платона, которое привело в 5 в. под воздействием неоплатонич. теософич. умозаключений к выработке системы неоплатонизма. В 529 А. была закрыта Юстинианом. Продолжателем дела А. считала себя платоновская А. во Флоренции, основанная в 1459 и на деятельность которой большое влияние оказывала философия эпохи Возрождения. А. называются с тех пор объеднения ученых и определ. научные или учебные заведения.

АКАНТ

АКАНТ - род растений из семейства акантовых, произрастающих в регионе Средиземного м. В данном случае A. mollis (медвежья лапа), стилизованные листья которого нашли широкое применение в греч. искусстве (начиная с 5 в. до н. э.), в частности в коринфских капителях колонн. Акантовый орнамент играл большую роль в эллинистич., а затем и в рим. искусстве как декоративный элемент в консолях, орнаментах их фризов и карнизов (например, алтарь Мира Августа), торевтике и ювелирном искусстве. А. использовался также как декор в визант. и рим. архитектуре, особенно в архитектуре эпохи Ренессанса и в стиле барокко.

АКАРНАНИЯ

АКАРНАНИЯ (лат. Acarnania), зап. прибрежная область Центральной Греции между Амбракским зал. (совр. Артрийский зал.) и Коринфским зал. (совр. Калидонический зал.), омываемая Ионическим м. Жители области занимались преим. выращиванием зерновых культур и винограда. А. с ее открытым зап. побережьем и располож. в непосредст. близости от него островами Итака, Кефалления и Левкас имела важное стратегич. значение. В 342 до н. э. А. заключила союз с Афинами против Спарты, в 27 до н. э. была включена в состав рим. сенатской пров. Ахайя. Жители А. считались отсталыми в культурном отношении.

АКАТАЛЕКТИЧЕСКИЙ СТИХ

АКАТАЛЕКТИЧЕСКИЙ СТИХ (греч. akatalektos - не оборванный), стих с неусеч. последней стопой (например, акаталектич. ямб триметр U - U - U - U - U - U - U U, Катулл, стих 52,1: Quid est, Catulle, quid moraris emori?) В отличие от этого каталексом (греч. katalexis внезапная остановка) называют усечение последней стопы стиха и вызванное этим преждеврем. окончание его (например, акаталектич. ямб U - U - U - U - U - U, Гораций, стих 2, 18, 40: Vocatus atque nоn vocatus аndit).

АКВЕДУК

АКВЕДУК (от лат. aqua - вода и ductus - веду), желобочные водоводы, перекрытые сверху для предохранения от загрязнения и испарения, с характерными арочными пролетами в местах понижения уровня земной поверхности были известны еще в древности на Ближнем Востоке, например, водовод, построенный при Синахерибе в Ниневии в 691 до н. э. Греки для водоснабжения прокладывали под землей водопроводные трубы и даже пробивали туннели в горах. Крупные гидротехнич. сооружения впервые стали строить римляне. Первый из 14 А. протяженностью 16,5 км - «Аква Аппия» - Рим получил в 312 до н. э.; последний крупный А. был сооружен по указу Клавдия; с его завершением Рим получал ежесуточно ок. 700 тыс. м3 воды. Самый длинный А. протяженностью 132 км был сооружен при Адриане в Карфагене. Кёльн снабжался водой из Эфеля по А., дл. которого составляла 88 км. К наиболее хорошо сохранившимся А. принадлежит Гарский А. близ Нима. А. вел воду от источника через резервуар и воздуховыпускные устройства к городскому распределителю, который при малом уровне воды обепечивал только обществ, потребности. При более высоком уровне вода начинала поступать также к обществ, купальням, и лишь при полном уровне снабжались частные потребители. Ок. 100 городов Римской империи получали питьевую и технич. воду с помощью А.

Акведук

рис. Схема распределения воды между городскими потребителями в соответствии с уровнем воды: для общественных источников (1 - непрерывное снабжение), для общественных купален и фонтанов (2 - при удовлетворении потребностей 1), для частных нужд (3 - только при полном уровне воды)

АКВИЛА

АКВИЛА (лат.), орел; со времен Мария - военный знак рим. легиона, который нес аквилифер.

АКВИЛЕЯ

АКВИЛЕЯ - рим. город в вост. области Венеции, со 181 до н. э. - лат. колония Рима. А. являлась важным торговым центром на путях в Сев. и Вост. Европу; со времен Марка Аврелия А. была одной из крепостей Римской империи. У стен А. в 167 н. э. были разбиты маркаманы; в 238 она была осаждена войсками Максимина Фракийца; в 361 завоевана Юлианом и в 452 разрушена Аттилой. В наст, время небольшой приморский город.

АКВИНК

АКВИНК - рим. крепость, располагавшаяся на терр. совр. Будапешта; первоначально - эравиское поселение. В 106 А. стал местом дислокации второго легиона и столицей пров. Нижняя Паннония. Вокруг крепости возникло военное поселение, а рядом с ним муниципий (гражданское поселение, город), остатки которого сохранились до наших дней. В ходе Маркоманских войн А. был разрушен. Восстановление города особенно ускорилось при императоре Септимии Севере; военное поселение превратилось в рим. колонию. В 400 рим. войска были вынуждены уйти в Галлию и оставить А. гуннам. С 1845 в А. проводятся раскопки (возобновлены в 1947). Обнаружены жилые кварталы с многочисл. остатками обществ, (бани, святилища Митры) и частных зданий с художеств, росписями, мозаиками и ремесл. изделиями (среди них знаменитый орган); т. н. дворец наместника; остатки военного поселения, а также два амфитеатра. Отдельные находки хранятся в наст, время в музее, располож. на терр. бывшего муниципия.

АКВИТАНИЯ

АКВИТАНИЯ - первоначально область между Пиренеями и Гаронной, насел, иберийскими племенами. При императоре Августе - рим. пров. между Пиренеями и Луарой. По новому административному делению, провед. Диоклетианом, часть А. была отделена как Новемпопулана от остальной А., которая продолжала сохранять свое назв.

АКВЫ

АКВЫ (множеств, форма от лат. aqua - вода), назв. целебных источников у римлян, например A. Albulae возле Тибура; A. Apollinares (совр. Баньи-ди-Викарелло) возле Браччианского оз. севернее Рима; А. Cutiliae возле совр. Патерно в Сабинской области; А. Gran(n)i (совр. Ахен); A. Helveticae (совр. Баден возле Цюриха); A. Mattiacae (совр. Висбаден); A. Sextiae (совр. Экс) в Нарбоннской Галии (Прованс), известные в связи с победой, одержанной здесь Марием над тевтонцами в 102 до н. э.; A. Sulis (совр. Бат) на Ю. Британии.

АКИД

АКИД (лат. Acis), сын Фавна и нимфы, возлюбленный Галатеи. Был убит Полифемом из ревности. Кровь убитого А. превратилась в реку, носящую его имя. Любовь А. и Галатеи была частым сюжетом в живописи (Романо, Лоррен, Л. Сильвестр Младший, Тишбейн Старший) и оперном искусстве (Люлли, Гендель, Гайдн).

АКИЛИИ

АКИЛИИ - др.-рим. плебейский род, выходцы из которого были политич. деятелями, военачальниками.

1. М. А. Глабрион - народный трибун 201 до н. э.; будучи претором, подавил в 196 восстание рабов в Этрурии. В должности консула вел в 191 войну против Антиоха III и победил при Фермопилах. При проведении ценза 187 испытывал особое противодействие со стороны Катона.

2. М. А. Глабрион - в 70 до н. э. претор, вместе с Кальпурнием Пизоном консул в 67. Ими был проведен закон, направл. против служебных злоупотреблений (Lex Acilia Calpurnia de ambitu). Выступал против предоставления Помпею неогранич. свободы действий в борьбе против мор. разбойников. В 67 - 66 главнокомандующий в третьей войне против Митридата.

АКИНАК

АКИНАК - кинак, короткий меч скифов, который вмеcтe с определ. разновидностью трензеля (уздечки) являлся одним из элементов т. н. скифской триады. Археологич. находки этих предметов позволяют проследить засвидетельствованное Геродотом и Диодором проникновение вост. - иран. «царских скифов» через Переднюю Азию и Кавказ до Сев. Причерноморья.

АККА ЛАРЕНЦИЯ

АККА ЛАРЕНЦИЯ - согласно рим. мифологии - жена пастуха Фаустула, кормилица Ромула и Рема. Известна также как возлюбленная Геркулеса. А. Л. почиталась как божество. Ей посвящен один из праздников, т. н. ларенталии, отмечавшийся 23 декабря в Риме.

АККЛАМАЦИЯ

АККЛАМАЦИЯ (лат. acclamatio - возглас).

1. В военном значении - провозглашение императором победоносного рим. полководца его войсками.

2. Выражение обществ, мнения возгласами во время шр.

3. Возгласы одобрения или неодобрения во время заседания сената, которые заносились в протокол и постепенно заменили обычную процедуру принятия решений.

4. В наст. время под А. понимают одобрение или поддержку, выраж. возгласами или открытым голосованием.

АКОНТИЙ

АКОНТИЙ - бедный юноша с о. Кеос, во время праздника Артемиды на Делосе влюбился в афинянку Кидиппу. А. завоевал ее хитростью. Он бросил в храме к ногам девушки яблоко с нацарапанной на нем клятвой, что она выйдет за него замуж. Кидиипа, как было положено в старину, громко прочла надпись, а Артемида проследила, чтобы она выполнила произнес, клятву. Миф послужил материалом для произведений Каллимаха и Овидия.

АКРАГАНТ

АКРАГАНТ (греч. Akragas), см. Агригент.

АКРОЛИФ

АКРОЛИФ (греч. akros - острый и lithos - камень), статуя, обнаж. фрагменты которой (голова, руки, ноги) выполнялись из мрамора, а прикрытые одеждой части - из окраш. или позолоч. дерева, например А. Константина Великою, сохранившиеся фрагменты которого находятся в Риме.

АКРОПОЛЬ

АКРОПОЛЬ (греч. верхний город), укрепл. часть греч. городов, как правило pacполагавшаяся на возвышенности, господствовавшей над нижней частью города. На А. часто находились городские святыни, как, например, на Афинском А. где лежат руины микенских архаич. и классич. зданий

Акрополь

рис. Афинский акрополь

АКРОТЕРИЙ

АКРОТЕРИЙ (греч. острие), в античной архитектуре скульи т урное украшение но yглам фронт онов зданий, надгробных и жертв, рельефов, преим. в виде пальметок или акантовою орнамента, а также скульптурных украшений. А. использовался также в архитектуре Возрождения, барокко и классицизма.

АКСУМ

АКСУМ - столица возникшего в 1 в. н. э. и процветавшего с 300 по 500 государства на С. совр Эфиопии с портом Адули на побережье Красного м. В 4 в. Аксумскому государству частично принадлежали располож. на противоположном берег у южноаравийск терр. Начиная с 4 в. государств, религией стало распространившееся из Александрии христианство. В 7 в. А. был отрезан от моря арабами, захватившими Сев. Африку, и пришел в упадок.

АКТЕОН

АКТЕОН (лат. Actaeon), в греч. мифологии сын Аристея и дочери Кадма Автонои; знаменитый охотник, воспитанный Хироном. А. неожиданно застал Артемиду и ее нимф купающимися. За это разгневанная богиня превратила А. в оленя, и ею растерзали собственные собаки. На эюг сюжет полотна Тициана, Рембрандта, Тьеполо.

АКТЕР

АКТЕР - Примерно в кон. 6 в. до н. э. к хору, участвующему в музыкально-поэтич. представлениях, Феспид для ведения диалога добавил партнера. Так возникла функция А. Ею роль, как правило, брал на себя сам поэт. Второго А. ввел Эсхил, третьего - Софокл; он же создал и непреложный для античной драмагич. поэзии эстетич. закон, согласно которому в одной пьесе (сколько бы ролей в ией ни было) одновременно участвовать в разговоре могло не более трех лиц. Первый А. представления назывался протагонистом, второй дейтерагонистом, третий тритагонистом. Поэт или сам выбирал А. для своих произведений, или поручал найти таковых спец. служащим. Жалованье А. выплачивало государство. В эпоху эллинизма А. нередко объединялись с другими артистами, например с танцовщиками. В Риме с 3 в. до н. э. существовали труппы А., патрон которых (dominus gregis), как правило вольноотпущенник, приобретал пьесы у поэтов и разучивал их с А. Гонорар А. получали от государства. В то время, как в Греции А. были свободными гражданами, в Риме их набирали из рабов и вольноотпущенников. Поэтому сословие А. презиралось: выступить в качестве А. в к.-н. представлении, кроме любительской ателланы, означало для свободного гражданина уронить свою честь. Тем не менее отдельные выдающиеся А. пользовались огромной популярностью и наживали значительные состояния. Гардероб античных А. состоял из костюмов, масок с париками, котурнов, а также кожаного фаллоса, использовавшегося в др. комедии и сатировской драме. Женские роли исполнялись мужчинами (женщины участвовали только в мимич. представлениях). Средствами художеств, выразительности А. были речь, пение и жесты.

Актер

рис. Позднеримская статуэтка, изображающая трагического актера (слоновая кость).

АКТОВЫЙ ХРАМ

АКТОВЫЙ ХРАМ - прямоугольное культовое сооружение с двумя колоннами в торце со стороны входа, образующими паперть.

АКУСТИКА

АКУСТИКА (греч. наука о звуке), в античные времена - учение о восприятии звука. Другие вопросы, которые ныне относятся к совр. А., рассматривались в то время наукой о музыке и гармонии. Архит пришел к заключению, что гармонии, выраж. отношением натуральных чисел, имеют в своем физич. основании периодич. колебания (высота звука пропорциональна количеству колебаний в единицу времени), которые передаются окружающему воздуху. Аристотель объяснял причину распространения звука передающимися друг другу воздушными ударами, а эхо - как отражение звуковых ударов от преграды. Стоики утверждали, что звук распространяется сферич. волнами. О скорости распространения звука существовали самые разнообразные и противоречивые суждения.

АКУШЕРСТВО

АКУШЕРСТВО - В античности А. было возложено на повивальных бабок. Врач принимал участие только при особо сложных родах, это касалось и оперативного А. К акушерским операциям относились: содействие в устранении ненормального положения плода, при необходимости его расчленение и удаление, кесарево сечение и устранение последа вручную. Хирургич. инструментарий акушера включал родильные крюки, нож для разрезания плода в утробе женщины (Embryotome), раздробители черепа краниокласты.

АКЦЕНТ

АКЦЕНТ (лат. призвук), выделение отдельного слога в речи форсированием звука (экспираторный, динамич. А.) или повышением его высоты (музыкальный А.). Как правило, оба А. проявляются во взаимосвязи, но к.-л. из них остается превалирующим. В греч. и, вероятно, лат. яз. первоначально преобладал музыкальный А. В эпоху Империи гл. роль стал шрать экспираторный А. В связи с этим изменился и принцип стихосложения, который основывался с этих пор не на долготе слогов, а на более или менее одинаковом числе ударений в строфе (акцентный стих). Вследствие этого риш стиха стал определяться чередованием ударных и безударных слогов.

АКЦИЙ

АКЦИЙ - 1. Луций (род. в 170 до н. э. в Пизавре, Умбрия), рим. поэт, сын вольноотпущенника. Считался у римлян величайшим трагиком. Известно более 40 его произведений, преим. вольных обработок греч. трагедий (в первую очередь Еврипида и Софокла), а также две трагедии на сюжеты из рим. истории («Брут», «Энеады», или «Деций»).

2. (лат. Actium), мыс в сев.-зап. Греции и одноим. город на берегу Амбракского зал. (совр. Артрийский зал.). В А. находится др. храм Аполлона. При А. 2. 09. 31 до н. э. флот Октавиана под командованием Агриппы разбил мор. силы Антония и Клеопатры, что решило спор о единовластии в Римской державе в пользу Октавиана. По указу Октавиана храм Аполлона был расширен и украшен; вблизи города были проведены состязания в ознаменование победы и в честь Аполлона.

АКЦИЯ

АКЦИЯ (лат. actio - действие), в рим. праве первоначально любой правовой акт, позднее обвинение на судебном процессе, жалоба, частный иск. Например, человек, который посчитал, что к.-л. новшества на земельном участке соседа вызвали усил. сток дождевой воды на его землю и нанесли ущерб, мог с помощью «жалобы по поводу защиты от дождевой воды» (А. aquae pluviae arcendae) потребовать от соседа устранения причины ущерба и его возмещение. В случае шантажа возмещение ущерба могло быть истребовано подачей в суд «жалобы по поводу действия, состроверш. из страха» (A. quod metus causa), а при обмане - «жалобой по поводу обмана» (A. de dolo).

АЛА

АЛА (лат. крыло), первоначально - образованные из войск союзников фланги рим. сил. Со времен Цезаря А. назывались только отряды конницы (alae), впоследствии - отряд внеитал. союзников, численностью в 500 - 1000 всадников.

АЛАБАСТР

АЛАБАСТР - сосуд из алебастра с крашеным орнаментом, а также из стекла, металла или обожж. глины, имеющий продолговатую, закругл. книзу форму, плоское горло и ушко, за которое его подвешивали для хранения.

Алабастр

рис. Алабастр.

АЛАНЫ

АЛАНЫ - кочевые иран. племена, родств. сарматам. В 1 в. н. э. пришли из Внутр. Азии и осели на Южно-Русской равнине восточнее Дона и севернее Кавказа. Первые упоминания об А. относятся к сер. 1 в. н. э. В 3 в. А. неоднократно вторгались в пределы рим. пров. Фракия, в 242 достигли стен Филиппополя. Ок. 370 А. были вытеснены гуннами с их оседлых терр. на З. В 5 в. часть из них примкнула к свевам и вандалам в Галлии и Испании. Отдельные отряды А. переправились в 429 вместе с королем вандалов Гейзерихом в Сев. Африку, где их следы затерялись.

АЛАРИХ

АЛАРИХ - имя вестгот, королей.

1. А. I (род. ок. 370, ум. в 410 возле Казенции на р. Бузенто); первоначально являлся союзником Феодосия I, в дальнейшем добился у Аркадия самостоятельности внутри Восточной Римской империи, став наместником Иллирии. В 401 А. вторгся в пределы Италии и оказался в самом центре событий в Западной Римской империи. В качестве компенсации за утрату своего положения в Иллирии А. должен был получить Галлию, однако смерть Стилихона сорвала эти планы. В 409 А. провозгласил королем Аталла и в 410 захватил Рим. Падение Рима явилось тяжелым поражением Римской империи.

2. А. II сменил на престоле своего отца Эвриха в 484. В 506 он издал Lex Romana Visigotorum - свод рим. законов, имевших силу на терр. его королевства. В 507 А. II погиб в сражении с Хлодвигом и бургундским королем Гундбадом при Вуилле. Вестготы потеряли б. ч. галльск. владений и перенесли столицу из Тулузы в Толедо.

АЛБАНИЯ

АЛБАНИЯ - в античные времена закавказская местность по берегам р. Кирос (совр. Кура) на терр. совр. Азербайджанской ССР. Через Албанские ворота в вост. части Кавказа А. имела сообщение с терр., лежащими севернее Кавказа. Жители А. были втянуты в события 3-й Митридатской войны и в 65 н. э. покорены Помпеем. Элементы их языка встречаются в местных диалектах.

АЛГЕБРА

АЛГЕБРА (араб, algabr - улаживание). Термин «А.» впервые был использован в назв. одной из работ перс, математика аль-Хорезми, умершего в 850 н. э., для обозначения определ. метода решения уравнений. Среди греч. ученых первые попытки составления букв, уравнений А. (без спец. наименования) встречались у Диофанта.

АЛГОРИФМ

АЛГОРИФМ (араб, от латинизир. и ошибочно принятого за термин имени перс, математика аль-Хорезми, ум. в 850 н. э.); прикладной метод счета. Евклид ввел А. для получения наибольшего общего делителя двух произвольно взятых натуральных чисел, а А., названный «ситом Эратосфена», - для нахождения простых чисел от данного числа.

АЛЕЗИЯ

АЛЕЗИЯ - город в Мандубии (Центральная Галлия), совр. назв. Ализ-Сент-Рен, недалеко от Семюра. Здесь в 52 до н. э. Цезарь в упорном сражении разбил восставшие племена галлов под предводительством Верцингеторига. До 5 в. н. э. А. был процветающим рим. провинциальным городом.

АЛЕКСАНДР

АЛЕКСАНДР (лат. Alexander - защитник мужей).

1. А., или Парис, сын Приама, похитил Елену.

2. Молосские цари в Эпире.

3. Македонские цари. Наиболее знаменит из них Александр III, названный Македонским (род. в 356 до н. э. в Пелле, ум. 1З. 06. 323 до н. э. в Вавилоне), сын царя Филиппа II и Олимпиады; один из великих античных полководцев и завоевателей, военные кампании которого отличались дерзостью и полководческим иск-ом. Воспитанный Аристотелем, он, несмотря на спорность своего престолонаследования, 20 лет, после убийства отца в 336, взял власть в Македонии. А. предполагал укрепить свое господство в Греции и расширить его в Азии. Осн. предпосылками экспансии было укрепление единоличной власти А., стабилизация македонской гегемонии внутри раздробл. в политич. отношении Греции (подчинение Фессалии, разрушение Фив, война против Фракии, покорение Афин, верховная власть в Коринфском союзе), поддержка его захватнич. политики македон. крестьянством и придворной аристократией, а также создание хорошо вооруж., организованного, боеспособного и преданного войска. В 334 А. после тщательной подготовки начал поход против персов, империя которых к тому времени начала распадаться и не имела единого правления. Причиной войны явилось в первую очередь стремление ликвидировать перс, влияние в средиземномор. районах и в М. Азии (торговля между Востоком и Западом) и обеспечить Македонии мировое военное господство. Т. о., поход против «кровных врагов греч. народа» (Исократ) представлял собой типичную захватнич. войну. Первый этап войны: в 334 до н. э. переправа через Геллеспонт; в 333 битва на р. Граник (освобождение греч. городов, покорение зап. части М. Азии, завоевание Сард), взятие Гордия (здесь А. разрубил т. н. «гордиев узел»); в 332 сражение при Иссе, завоевание Финикии; осада Тира, поход в Египет (в 331 основание Александрии); обеспечение господства в средизем. районе и границы с Аравией, посещение святилища Аммона западнее Мемфиса (обожествление А.); финансовая реформа в Египте. Второй этап: поход в Месопотамию; сражение при Гавгамелах в 331; вступление в Вавилон, Сузы, Персеполь и Экбатану; покорение исконных перс. терр. и Мидии; обеспечение тыла; чистка в оппозиционно настроенных правящих кругах (убийство Филота и Пармениона); роспуск греч. вспомогательных войск, убийство Дария перс. сатрапом Бессом, после чего народы Персии смотрели на А. как на законного властителя. Третий этап: в 329 окончательное покорение Средней Азии, захват Бактрии и Согдианы (Узбекистан) и битва на Иаксарте; обеспечение торговых путей, войсковая реформа (создание небольших оперативных отрядов), женитьба на бактрийской княжне Роксане; подавление оппозиции ь собств. войсках (Каллисфен, Клит). Четвертый этап: поход в Индию; переправа через Инд, формирование нового войска; в 326 битва против Пора у Гидаспа; преследование инд. войск; в 325 захват Индо-Гангской низменности. Истощение войск и мятежи в них заставили А. на «краю света» повернуть в обратный путь через пустыню Гедросия (Белуджистан). Окончание войны: женитьба одновременно на Статире (дочери Дария) и Парисатиде (кроме Роксаны) в Сузах; массовые свадьбы между македонянами и персиянками в знак политики «слияния» и «примирения». После окончания военной кампании владения А. Македонского простирались от Дуная, Адриатики, Египта и Кавказа до Инда. Внезапная смерть А. от лихорадки помешала осуществлению его планов покорения Аравии и Сев. Африки. Описание жизни А. сделал один из его военачальников - Птолемей, а Аристобул описал его походы. Окутанные ореолом славы и возвыш. Каллисфеном до божеств., деяния А. вызывали восхищение современников и потомков (скульптура, живопись, литература). К положительным последствиям политики А. можно отнести оживление торговли, основание городов, повышение уровня развития социально-экономич. отношений на Ближнем Востоке, расширение зоны влияния греч. культуры (синкретизм с ближневост. в эллинизме), дальнейшее развитие науки и техники, единый язык (койне), врем, равноправие народов. Однако социально-экономич., политич., этнич. и культурные различия внутри Империи А. предопределили ее распад.

4. Александр Афродисийский из Карий, перипатетик, учительствовал между 198 и 221 н. э. в Афинах, комментатор и защитник философии Аристотеля от критики платонизма и стоицизма. В своем учении о познании исходил из конкретных, существующих в природе частностей, принимая их за первичное и утверждая, что общее (понятие) существует только в сознании. Эту точку зрения, содержащую эмпирич. и зачаточные материалистич. тенденции, отстаивали в средние века т. н. левые приверженцы учения Аристотеля (номиналисты), а в 17 в. Д. Локк (английский сенсуализм).

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА - Создание Александрийской библиотеки привело к развитию целого направления в классич. филологии. Гл. его заслуга заключалась в систематизации фондов этой обширнейшей библиотеки др. мира и в составлении комментариев к произведениям классич. авторов.

АЛЕКСАНДРИЯ

АЛЕКСАНДРИЯ (лат. Alexandria), поселение, основанное Александром Македонским и служившее первоначально стратегич. и административным целям. А., основанная в 332 - 331 до н. э. в Египте, в дельте Нила, была из-за удобного расположения столицей Птолемеевской династии (323 - 30 до н. э.), а также международным торговым и культурным центром Востока. Как предполагают в настоящее время, широкие, имеющие твердое покрытие, пересекающиеся под прямыми углами улицы А. были проложены согласно гигиенич. соображениям (влияние прохладных сев. ветров). План А. разработал архитектор Дегинократ. В «царском квартале» находились дворцы и склепы правителей, Мусейон со знаменитой библиотекой и храм Сераписа. На связанном с материком с помощью дамбы о. Фарос стоял построенный в 299 - 279 до н. э. и разрушившийся лишь в 1326 стодесятиметровый маяк - одно из семи чудес света. В 4 - 5 вв. постепенно наступил экономич. и культурный упадок города. Мусейон, последняя цитадель античных наук, был разрушен в ходе ожесточ. религиозных распрей между язычниками и христианами в 391. А. была также центром неоплатонизма, христианского богословия и изучения катехизиса. С араб, завоеванием в 640 н. э. связан окончательный экономич. упадок города.

АЛЕКСАНДРОВСКАЯ МОЗАИКА

АЛЕКСАНДРОВСКАЯ МОЗАИКА - найд. в доме Фавна в Помпеях мозаика, находящаяся в наст, время в Неаполе. Мозаика изображает фрагмент сражения Александра Македонского с перс, царем Дарием III, который изображен спасающимся на колеснице. Один из преданных ему воинов бросается между ним и нападающим Александром. Мозаика выполнена в белых, желтых, красных и темно-коричневых тонах и имеет размеры 5,82 х 3,13 м. А. м. могла попасть в Помпеи не раннее 2 в. до н. э. Вероятно, в основе мозаики лежит один из рисунков эпохи Александра Македонского, возможно, Филоксена из Эретрии. Копия А. м. находится в Потсдаме, в Рим. купальнях парка Сан-Суси.

АЛЕКСАНДР ТРАЛЛЬСКИЙ

АЛЕКСАНДР ТРАЛЛЬСКИЙ (ок. 525 - ок. 605), греч. врач, живший преим. в Риме. Написал трактат о патологии и терапии внутр. болезней в 12 книгах, трактат о температуре, письмо о кишечных глистах, а также трактат о лечении глазных заболеваний. А. Т. отличала удивительная для его времени независимость от учений своих предшественников; правда, в своих работах он делал ссылки на магич. средства.

АЛЕКТО

АЛЕКТО (лат. Al(l)ecto), имя одной из эриний.

АЛЕМАННЫ

АЛЕМАННЫ (лат. Alamanni), известное с кон. 3 в. рим. назв. германцев, живших в верховьях Дуная и Рейна на противоположном рим. владениям берегу. Герм, по происхождению, оно означало нечто схожее по смыслу с «толпой». Вероятно, что оно служило назв., которым именовали себя вооруж. отряды, вторгшиеся из Юж. Германии в Галлию. Однако сами А. в отличие от римлян именовали себя швабами. Алеманнские наемники, по всей видимости, уже с 4 в. стали играть заметную роль в Римской империи. Так, в 306 алеманн Крокус способствовал выдвижению Константина I. Константином II войска А. были обращены против своего соперника, императора Магненция; однако в 357 их разбил Юлиан Отступник при Аргенторате (Страсбург). В позднем Ср.-век. ср.-лат. назв. Alamannia трансформировалось в «Германия», во франц. и исп. яз. соответственно Allemagne и Alemania.

АЛИЗОН

АЛИЗОН - залож. Друзом в 11 до н. э. рим. укрепление на Липпе, идентифицируемое с раскопанным в Вестфалии лагерем (Хальтерн или Обераден у Хамма). А. являлся важнейшим опорным пунктом на правом берегу Рейна во время походов рим. рейнской армии во внутр. Германию; А. был сдан в 9 - 10 н. э. и вновь возвращен Германиком в 16 н. э.

Предыдущая страница Следующая страница