Словарь античности
Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭКК"-"ЭНЕ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭКК"-"ЭНЕ")

ЭККЛЕСИЯ

ЭККЛЕСИЯ (греч. ekklesia - народное собрание).

1. В Э. все свободные и полноправные граждане имели право голоса. В ходе демократизации рабовладельч. общества (в Афинах - реформы Солона и Клисфена) расширились политич. права Э. (выборность должностных лиц, контроль за исполнением ими своих обязанностей, решения о войне и мире, высшая законодательная власть, компетенция в отношении государств, процессов и право высылки). Теоретически Э. обладала верховной властью, однако на практике реализация демократии была затруднена не только из-за олигархич. устройства, но и огранич. числа самих граждан - участников Э.

2. В раннем христианстве обозначение собраний отдельных общин (и мест богослужения), а также всей церкви. В христианской скульптуре Э. распространилась с 9 в. в виде женского олицетворения церкви, победоносной по отношению к синагоге.

ЭКЛЕКТИЗМ

ЭКЛЕКТИЗМ (греч., лат. отбор), в философии возникшее в позднеэллинистич. время течение, в котором смешивались элементы философии Платона, Аристотеля, стоиков и скептиков, проявлялось с 1 в. до н. э. во всех философских школах, не говоря уже об эпикурейцах. Э. не занимались самостоятельными исследованиями, ограничиваясь поверхностными связками чужих мыслей. Гл. целью Э. было создание нравств. норм поведения человека в условиях распада рабовладельческого общества, поэтому эклектики преим. занимались этич. наблюдениями. Центром Э. была т. н. Новая академия, представители которой под руководством Антиоха из Аскалона (ум. в 68 до н. э.) искали средний эклектич. путь в этике между взглядами Аристотеля, Платона и стоиков, отказавшись от скептицизма. Э. широко распространился в стоич. (Боэций) и перипатетич. школе. В искусстве Э. охватывает период позднего эллинизма и ранней Империи (сер. 2 в. до н. э. - сер. 2 в. н. э.); для него характерен синтез эллинистич. и классич. стиля. Это явление, тесно связанное с программой искусства новоаттиков, было продуктом позднего греч. времени, когда потери в содержании пытались компенсировать роскошью формы, обращаясь преим. к эстетствующей дилетантской публике.

ЭКЛИПТИКА

ЭКЛИПТИКА (от греч. ekleipsis - затмение). Греки называли Э. круг через сер. зодиака, по которому происходит ежегодное видимое движение Солнца. Круг делился на 12 знаков, отстоящих друг от друга на 30 ° и названных именами созвездий, имеющими вавилонское происхождение. Из Вавилона греч. и лат. наукой были заимствованы совр. обозначения знаков зодиака.

ЭКЛОГА

ЭКЛОГА (от греч. отбор), избранные стихи; после Вергилия - буколич. поэзия, прежде всего поэзия пастушеская.

ЭКОЛОГИЯ

ЭКОЛОГИЯ (греч. учение об окружающей среде), понятие создано ок. 1890 Эрнстом Геккелем. Уже ок. 430 до н. э. медики-мыслители школы Гиппократа эмпирически, на основании наблюдений вывели зависимость типа почвы от состава воздуха, который считался осн. фактором воздействия, направлений ветра и гидрогеографич. условий. На основании этих и других, иногда очень точно подмеч. факторов объяснялась изменчивость образа жизни человека и животных в зависимости от места обитания. Э. находила практич. применение не в обобщающих теориях, а в учениях о здоровье и в диетич. предписаниях, принимающих во внимание данные специфич. условия. У Аристотеля и его последователей есть наблюдения за Э., подводящие к концепции «биоценоза» (Геккель называл его также «син-Э.»), констатирующие основные жизн. взаимосвязи между сообществами животных, растений и людей.

ЭКОНОМИКА

ЭКОНОМИКА (греч. oikonomia - домашнее хозяйство, порядок, управление), совр. значения - хозяйство, экономичность, рациональное использование коллективного труда и наука экономика. В этом смысле у др. греков и римлян Э. не выходила за пределы понятия «домохозяйство». Под Э. понимался практич. опыт главы семейства и землевладельца, его домашнее хозяйство, семейные отношения, умение содержать в порядке земельную собственность, обучить рабов и заставить их трудиться. Систематич. теоретич. исследования по экономич. проблемам не проводились, а теоретич. выводы естествознания не применялись на практике. Начала экономич. мысли содержатся прежде всего у Ксенофонта, Аристотеля, а также в сельскохозяйств. сочинениях рим. авторов - Катона, Варрона, Колумеллы, Палладия, Плиния Старшего и Плиния Младшего - и, как правило, в связи с этич. проблемами.

ЭКСЕДРА

ЭКСЕДРА (греч.).

1. Полукруглая ниша со скамьей на открытом воздухе.

2. Помещение, одна сторона которого имеет выход в портик или на улицу (часто в палестрах и жилых домах).

ЭКСЕКИЙ

ЭКСЕКИЙ (греч. Exekias), выдающийся гончар и вазописец аттич. чернофигурного стиля 3-й четв. 6 в. до н. э., имя которого сохранилось на 11 вазах. Из его работ известны ватиканская амфора, на которой нарисованы играющие Аякс и Ахилл, ваза с изображением возвращения Диоскуров, мюнхенская чаша с сюжетами поездки Диониса, сохранившиеся куски неск. блюд (музеи Берлина, Афин). Э. принадлежал к ведущим художникам своего времени.

ЭКСОД

ЭКСОД (греч. выход).

1. В античной драме заключительный выход хора в представлении.

2. Назв. 2-й Книги Моисея, повествующей об исходе израильтян из Египта.

ЭКСПЕРИМЕНТ

ЭКСПЕРИМЕНТ - Целевое систематич. экспериментирование для античности не было характерно. Попытки проведения Э. обнаруживаются у Архимеда при определении плотности, площадей поверхностей и объемов тел (мысленный Э.). Птолемей экспериментально определил индекс преломления воздуха по отношению к воде, воздуха по отношению к стеклу и воды по отношению к стеклу, причем определил с высокой степенью точности без применения математич. формулировки закона преломления.

ЭКСПЕРТИЗА

ЭКСПЕРТИЗА - Выдача юридич. справок в раннем рим. государстве осуществлялась только членами высшей коллегии жрецов (понтификами). С 3 в. до н. э. развилась обществ, правовая служба, представители которой проводили юридич. Э. (лат. responsa), для частных лиц и чиновников, как правило безвозмездно. Во времена Империи право Э. отдельные юристы получали от императора, однако частная Э. постепенно была вытеснена имперской юстицией (рескрипт императора имел силу закона).

ЭКСТАЗ

ЭКСТАЗ (греч. выходить из себя), необычное психич. состояние человека, переход к исступлению. Начиная с античности Э. был характерен для предсказателей, магов, поэтов. Медицинское толкование понятия Э. - безумие, воодушевление или одержимость. В орфизме, отдельных мистериальных и гностич. культах Э. достигался различными средствами, в т. ч. через литургич. элементы. Ранняя христианская церковь признавала Э. как явление, которому сопутствовали видения, слуховые галлюцинации, пророчества, исцеления как знак божьего всемогущества. У Платона Э. - черта, присущая поэтам, у неоплатоников Плотина и Филона - симптом вселения или воплощения в человеке высшего божества, т. е. бога. Все эти взгляды были затем унаследованы Ср.-век. мистикой.

ЭЛАГАБАЛ

ЭЛАГАБАЛ - или Гелиогабал (лат. Elagabalus), прозвище М. Аврелия Антонина (204-11. 03. 222), рим. императора с 8. 06. 218. Происходил из сирийской крупнопоместной аристократии, рода жрецов г. Эмес (Хомс). С 217 Э. был верховным жрецом бога солнца Элагабала, от него и получил свое имя. Благодаря влиянию своей бабки Юлии Мезы, сестра которой Юлия Домна была супругой Септимия Севера, Э. стал императором. Он пытался сделать сирийского бога солнца универсальным государств, богом и его культ превратить в общеримский. Священный метеорит из Эмесы был установлен в специально построенном для этого храме на Палатине в Риме. Опрометчивая ориентализация, расточительный образ жизни и хозяйничанье фаворитов быстро породили всеобщую оппозицию. Чтобы спасти династию, Юлия Меза добилась провозглашения цезарем двоюродного брата Александра Севера в 221 и сделала его наследником бездетного императора. Э. вместе с матерью Юлией Соэмиадой убили преторианцы. Биография - в «Истории Августов».

ЭЛЕАТЫ

ЭЛЕАТЫ (греч.), греч. философская школа, основанная ок. 540 до н. э. Ксенофаном в юж. - италийском г. Элее, отсюда ее назв. Знаменитейшим представителем этой школы был Парменид. Э. в большинстве случаев принадлежали к аристократич. партии. В их учении противопоставляется истинное содержание мышления иллюзорности чувств; бытие и сознание они отождествляли. Э. отрицали реальное существование к.-л. движения, изменения и множества, которые являются лишь обманом чувств. Существует лишь (материально мыслимое) единств, и неподвижное вечное бытие. Утверждения о вечности, несотворимости и неуничтожимости бытия свидетельствовали о материалистич. тенденциях Э. Тем не менее они способствовали прежде всего развитию идеалистич. философии. Так, Платон дал идеалистич. интерпретацию разделению сущности и явления, направл. прежде всего против материальной действительности мира, поставив на место элеатского бытия царство идеи. Связывая взгляды Гераклита и Э., Эмпедокл, Анаксагор и атомисты сохранили материалистич. характер элеатских представлений. Посредством апорий Мелисса и Зенона Э. влияли на софистику, развитие логики и диалектики.

ЭЛЕВСИН

ЭЛЕВСИН (греч. Eleusis), город со знаменитым святилищем мистериального культа, расположен в 22 км от Афин, с которыми Э. связан т. н. священной дорогой. Это уже в микенскую эпоху укрепл. место с 7 в. до н. э. принадлежало Афинам. С 403 до 401 до н. э. Э. был убежищем афинских олигархов, еще раз став независимым. Мистерии Деметры и Посейдона считались частью афинского государств, культа. Они праздновались в телестерионе, сооруж. на месте микенского мегарона в 6 в. до н. э. (квадратном колонном зале, снабженном рядами сидений по периметру). Его окончательная постройка завершена в 5 в. до н. э. при Иктине. Греч, раскопками 1882 - 1890 святилище было полностью исследовано. В 1859 здесь был найден большой элевсинский священный рельеф.

Элевсин

рис. План святилища Деметры.

ЭЛЕГИЯ

ЭЛЕГИЯ (греч. elegos - скорбная песнь; elegeion, elegeia - стихотворение в дистихах). Э., видимо, возникла в ионийской М. Азии из оплакивания усопших; первоначально Э. пели в сопровождении игры на флейте или декламировали, позднее - произносили. Их метрич. форма - дистих (гекзаметр с последующим пентаметром). Наиболее др. греч. Э. (7-6/5 вв. до н. э.) исполнялись на пирах, им присуще тематич. разнообразие: призывы к борьбе и напоминание об аристократич. сословном сознании (Каллин, Феогнид), размышления о мировом и государств, порядке (Солон), а также о человеч. жизни, мифы, любовь (Мимнерм), житейская мудрость (Фокилид), философское учение (Ксенофан). В 5 в. до н. э. Э. использовались реже (Симонид, Э. - посвящения, Ион из Хиоса, поэзия пиршеств), но в эллинизме вновь достигли большого значения среди малых лит. форм. Художеств, образцом считалась «Лида» Антимаха (объединение различных мифов о несчастной любви). Эллинистич. Э. создавались для избранных кругов лит. знатоков; для них характерны поиски нового в языке и содержании; темой являются легенды, сказки, любовь; ссылки на политику и обществ, жизнь отсутствуют; в форме заметно стремление к художеств, совершенству (Каллимах, Филет, Гермесианакт). Характерной особенностью рим. Э. являются субъективные любовные переживания как центральный мотив; нередки сентиментальные изображения печалей и радостей любви, возлюбленным часто даются псевдонимы. Э. собирались в сборниках. После первых опытов при неотериках (Катулл) творцом рим. Э. считался К. Галл. Темами его Э. были счастье, мучения и всесилие любви. После него Тибулл воспевал нравств. ценность идеальной любви и независимую, только любви посвящ. жизнь. У Проперция наряду с любовной темой появляется также нац. материал, легенды об основании Рима (4 книги), его разработкой Проперций продолжает эллинистич. традиции. Этот вид элегич. поэзии развивается в «Фастах» Овидия. Любовную тему он освещает в «Песнях любви», язык и форма делают их шедевром мировой литературы. Последними произведениями античности в этом жанре стали Э. Максимиана (ок. 550); в средневековье они были популярным школьным чтением. Позже под Э. стали понимать грустные стихи. Из Э. нового времени следует упомянуть «Римские элегии» Гёте. От короткой Э. часто трудно отличить эпиграмму.

ЭЛЕГОС

ЭЛЕГОС (греч.), первоначально оплакивание мертвых, подобное френосу, пение или декламация коротких строф в сопровождении флейты. Позднее из Э. развились элегия и эпиграмма в форме дистихов.

ЭЛЕКТРА

ЭЛЕКТРА (лат. Electra), дочь мифич. царя Агамемнона и Клитемнестры, сестра Ифигении, Хрисофемиды, Ореста. Когда Клитемнестра и ее любовник Эгисф убили отца Э., Э. доставила Ореста в безопасное место. Униженная недостойным обращением в родительском доме, она побудила Ореста к мщению убийцам отца. Позже стала женой Пилада, преданного друга своего брата. Писатели неоднократно обращались к образу Э. от античности («Хоэфоры» Эсхила, Софокла, Еврипида) до современности, особенно часто в драмах (Дж. Бодмер, фон Гофмансталь, А. Суарес, О'Нил, Жироду, Сартр «Мухи», Г. Гауптман), опера Р. Штрауса (на слова фон Гофмансталя).

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО (от греч. elektron - янтарь). Знания об Э. в античности ограничивались известной еще Фалесу способностью наэлектризованного трением янтаря притягивать к себе легкие частички. Объяснить это явление Фалес не смог. Другие известные эффекты Э. (молния, огни св. Эльма, животное Э. - электрич. скаты) с Э. как явлением не связывались.

ЭЛЕКТРОН

ЭЛЕКТРОН (греч. elektron).

1. Белое золото. Представлял соединение золота и серебра в соотношении 40-50: 50-60 для древнейших электроновых монет (Лидия, Карфаген). Во времена Римской империи Э. применялся для изготовления кубков и других ювелирных изделий, т. к. Э. не чернел, подобно серебру. Легирование Э. не представляло трудности уже с 500 до н. э.

2. Янтарь. С микенских времен янтарь применялся для изготовления украшений, в Италии он ценился больше, чем в Греции (обработка янтаря в Пицене известна с 6 в. до н. э.). И греки, и римляне знали неск. сортов янтаря. Излюбл. цветом Э. был не янтарно-желтый, а красный. И греки и римляне правильно объясняли происхождение янтаря из смолы хвойных деревьев, не определяя его возраста. Янтарь скорее давал пищу для рождения различных легенд, чем для научных исследований. Явление электричества, связанное с янтарем, не было объяснено, хотя была замечена связь между янтарем и магнетиками.

ЭЛЕМЕНТ

ЭЛЕМЕНТ (лат. elementum - первоначальное вещество, составная часть).

1. В философском смысле понятие «Э». стало употребляться уже досократиками, хотя они называли его иначе. Под ним понималась простейшая, неразложимая дальше составная часть всех тел. Фалес видел Э. в воде, Анаксимен - в воздухе, Гераклит принимал за Э. огонь, воду и землю. Основателем учения об Э. считается Эмпедокл, сам он называл их корнями (rhizai) или основными Э. (stoicheia), за которые принимал огонь, воду, воздух и землю. У Анаксагора Э. называются гомеомериями, у атомистов (представитель которых Лукреций впервые употребил слово «Э.») ими являются атомы. Платон рассматривал 4 Э., различавшиеся по геометрич. форме; аналогичные взгляды развивали пифагорейцы. Учение об Э. Аристотеля, предусматривавшее не имеющую качества праматерию, из которой создаются составные части, сохранило свое значение в алхимии. Четырех Э. придерживались также стоики. Во многих отношениях учение об Э. оказало положительное влияние на развитие химич. науки.

2. Назв. мн. трудов, в которых математики обобщали знания своей науки, наиболее значительными из них были «Элементы» Евклида, оттеснившие более ранние произведения подобного рода и оставшиеся эталоном для последующих работ.

ЭЛЕФАНТИНА

ЭЛЕФАНТИНА (Elephantine), остров на р. Нил, постровидимому, назван так из-за торговли слоновой костью с Центральной Африкой, а также город того же назв. близ Сиены (совр. Асуан), который считался юж. точкой Египта. Здесь находился указатель уровня воды в реке. В Э. найдены историч. архивы арамейских документов иудейской общины (5 в. до н. э.), древнейший подлинник греч. брачного договора (311-310 до н. э.).

ЭЛИАН

ЭЛИАН (лат. Aelianus Claudius), живший ок. 200 н. э. грекоязычный писатель из Пренесте возле Рима, из вольноотпущенников. Э. написал труд «О природе животных» («Peri zoon idiotetos») в 17 книгах. В нем он, как приверженец учения стоиков, восхвалял удивительную гармонию природы. Рассказы о природе и истории «Poikile historia» в 14 книгах с моралистич. уклоном сохранились б. ч. в сокращ. виде. Дошло до нас также его сочинение «Крестьянские письма» («Epistolai agroikikai»). Другие труды Э. утрачены. Э. был популярен в средневековье.

ЭЛИДА

ЭЛИДА (греч. Elis, местное наименование Valis - долина), местность на С.-З. Пелопоннеса. Внедрившиеся в связи с дорийским вторжением элейцы заняли вначале только равнинную, или «впалую», Э. В этой плодородной, известной своим коневодством, обильно орошаемой стране преобладало крупное землевладение. Окружающие Э. горные области (Акрорея, Пизатида, Трифилия) были постепенно покорены, а их жители превращены в периэков. С завоеванием Пизатиды ок. 570 до н. э. организация Олимпийских игр перешла к Э. В политич. истории Греции Э. играла лишь второстепенную роль. До 420 она была союзницей Спарты, а с 400 до 371 после военного поражения полностью попала под ее господство. В 3 в. до н. э. Э. стала членом Эолийского, а со 191 до н. э. Ахейского союзов. На Пенее в 471 до н. э. путем объединения неск. ранее обособл. городов и поселений в полис (синойкизм) возникла столица Э. (совр. Палеополь с плохо сохранившимися остатками античных построек).

ЭЛИДО-ЭРЕТРИЙСКАЯ ШКОЛА

ЭЛИДО-ЭРЕТРИЙСКАЯ ШКОЛА - философская школа, основанная в Элиде одним из любимых учеников Сократа Федоном, позже была переведена в Эретрию. В Э. - э. ш., постровидимому, уделялось большое внимание эристике и диалектике понятий; необходимо отметить софистич. влияние.

ЭЛИЗИУМ

ЭЛИЗИУМ (греч. Elysion, лат. Elysium), легендарная, простирающаяся на зап. краю земли страна блаженных, райские поля с вечной весной или небольшая область в подземном мире, где живут герои, праведники и благочестивые люди (Диомед, Ахилл, Кадм, Менелай). В Э. царствует Кронос, один или вместе с Радамантом. В понятии Э. сосредоточиваются представления об островах Блаженных, которые позднейшая география локализовала в Атлантическом ок. С времен Империи Канарские острова именовались Fortunatae insulae (острова Блаженных).

ЭЛИИ

ЭЛИИ - почитаемый др.-рим. плебейский род. Известными юристами своего времени являлись:

1. Элий Пет Кат, Секст, консул в 198 до н. э., цензор в 194 (автор т. н. Ius Aelianum).

2. Л. Э. Туберон, 61-58 до н. э., легат Кв. Туллия Цицерона в Азии. Он или его сын Кв. Э. Туберон написали рим. историю от истоков до своего времени.

3. Кв. Э. Туберон, вероятно, народный трибун в 130 до н. э., автор астрономическо-метеорологич. трактата.

4. Л. Э. Сеян, ок. 20/16 до н. э. -18. 10. 31 до н. э., могуществ. фаворит и преторианский префект Тиберия, склонивший последнего в 26 покинуть Рим, чтобы самому в качестве его доверенного лица управлять империей. Свое влияние на императора Сеян использовал для устранения неугодных ему (например, сына императора Друза в 23), преследовал семью Германика; однако в ходе борьбы за престол был обвинен в государств, измене и казнен. 5. Л. Э. Стилон Преконин, ок. 150-90/70 до н. э., из семьи всадников в Ланувии; первый значительный лат. философ и грамматик, учитель Варрона и Цицерона, приверженец философии стоиков. Стилон переработал комедии Плавта, дал толкование песен салиев и Законов 12 таблиц.

ЭЛЛАДА

ЭЛЛАДА (греч. Hellas). Греч, наименования Э. - сама Греция - и эллины - самоназв. греков - прежде, согласно «Илиаде» Гомера, применялись к области в юж. части Фессалии. Каким это образом сев. - греч. наименование стало всеобщим, неизвестно. Первоначально общим наименованием всех греков был термин «панэллины» («все греки»).

ЭЛЛАДСКАЯ КУЛЬТУРА

ЭЛЛАДСКАЯ КУЛЬТУРА - совр. назв. культуры бронзового века греч. материка от сер. 3-го тыс. до 12 в. до н. э. Носителями Э. к., особенно в ср. фазе, были греч. переселенцы, которые смешивались с местными племенами и вступили в позднюю (микенскую) фазу, испытав влияние минойского Крита. Они занимались преим. земледелием и скотоводством. В микенское время образовали городские производящие центры (с дворцовой культурой) и интенсивной торговлей, в которых энергично накапливалось богатство, особенно благодаря военной добыче (например, в Троянской войне). Для раннеэлладской фазы, которая продолжалась до 19 в. до н. э., были характерны примитивные покрытые обмазкой изделия с линейным орнаментом, для ср. - элладского периода, длившегося до 16 в. до н. э. - укрепл. поселения, серая и желтая минийская монохромная керамика и живопись с линейным орнаментом. Сменяющая его позднеэлладская (микенская) культура находилась прежде всего под сильным влиянием культуры Крита (находки в шахтовых погребениях). Известно и обратное воздействие микенской культуры на культуру Крита. Появляются города (например, Тиринф, Микены), купольные гробницы (т. н. сокровищница Атрея), а также нарядная настенная живопись и утонч. дворцовая керамика. Культурно-историч. значение имеют найденные в шахтовых погребениях золотые маски (например, маска Агамемнона), а также глиняные таблички с линейным письмом, расшифровка которых еще не вполне закончена.

ЭЛЛАНОДИК

ЭЛЛАНОДИК (греч. hellanodikai), смотритель и распорядитель на Олимпийских и Немейских играх.

ЭЛЛИН

ЭЛЛИН (греч. Hellen), в греч. легендах родоначальник племени эллинов, сын Девкалиона и Пирры. Его сыновья Дор, Эол и Ксуф (отец Иона и Ахея) считались предками гл. греч. племенных объединений (дорийцев, эолийцев, ахейцев, ионийцев).

ЭЛЛИНИЗМ

ЭЛЛИНИЗМ (hellenismus). Первоначально Э. обозначал правильное употребление греч. языка, особенно негреками, затем - распространение греч. культуры. После опубликования работы И. Г. Дройзена «История эллинизма» (1836-1843) понятие «Э.» вошло в историч. науку. В немецкоязычной литре это понятие стало обозначать историч. эпоху, которая началась с воцарением Александра Македонского и окончилась с включением Птолемеевского Египта в состав рим. государства (336-30 до н. э). Причины формирования эпохи Э. были следующие. В Греции 4 в. до н. э. значение полисов упало, и они переживали острый социально-политич. кризис. В этих условиях усилившаяся Македония добилась политич. господства над греч. полисами. В Македонии к тому времени утвердилась централизованная монархия (Филипп II) со столицей в г. Пелла, хотя в горных районах еще было сильным влияние родовой знати. В то же время в перс, державе Ахеменидов вследствие центробежных тенденций в сатрапиях (Египет, Вавилон, Фригия и т. д.) обнаружились отчетливые кризисные явления. Для преодоления кризиса в Греции были предприняты под руководством Македонии завоевания на Востоке (Персидское царство). Эллинистич. эпоха охватывает, т. о.: 1) период походов Александра Македонского вплоть до Инда (334-323 до н. э.); 2) распад этого государства и образование на его основе «эллинистич.» и вост. государств в течение войн диадохов (323-280 до н. э.); 3) историю этих государств до их подчинения Римом или Парфией (280-30 до н. э.). Наиболее существ, вопрос для оценки этой эпохи, в отношении которой мнения ученых расходятся, это вопрос об объеме и последствиях, которые имело образование государств с македонскими династиями на Востоке и в греч. регионе. Это касается как социально-экономич., гак и культурных аспектов. Главная проблема - преобладали ли античная, т. е. полисная, собственность на землю и классич. рабство на В. или нет. Важнейшими эллинистич. государствами были сама Македония с династией Ангигонидов (основателем которой был полководец Антигон Одноглазый, стратег Великой Фригии при Александре Македонском), государство Селевкидов, основанное начальником конницы Селевком (включавшее прежде всего Сирию, Месопотамию, позднее Палестину и большую часть Анатолии, временно охватывающее также Иран, области), Египет под властью Птолемеев (к которому также относилась Киренаика) и, наконец, Пергам, в котором царствовала династия Атталидов. Кроме того, существовали более мелкие самостоятельные образования на юж. побережье Черного м. (Вифиния, Каппадокия, Понт) и в Армении. Первоначально подчиненные Александром Македонским Иран, области и мелкие княжества на инд. границе уже в 3 в. до н. э. не устояли перед Парфянским государством и расширяющейся империей Маурьев. Т. н. Греко-бактрийское государство под руководством вождей греч. наемников продержалось некоторое время между этими государствами. Полисы Балканской Греции получили некоторую автономию, но тем не менее находились в зависимости от великих держав, особенно от Македонии. Лишь Этолийский и Ахейский союзы временами могли проводить самостоятельную политику. В культуре вост. эллинистич. государств отчетливо прослеживается сильное греч. влияние (в архитектуре, официальном языке и т. д.). Греч, переселенцы, образовавшие новые полисы в эллинистич. царствах, распространили здесь античную форму частной собственности в ремесле и в сельском хозяйстве (в районах, непосредственно прилегающих к городам). В них существовало также классич. рабство (Александрия в Египте, Антиохия в Сирии, Селевкия на Тигре). Однако эти города больше не представляли собой самостоятельных политич. и социально-экономич. единиц, как в классич. периоде греч. истории. Они являлись частью государства (например, др.-греч. города на малоазиатском побережье), в лучшем случае - зависимыми союзниками. Они должны были платить налоги или дань (если не освобождались от этого в отдельных случаях). В греко-эгейском регионе античный социально-экономич. базис не изменился, он и в дальнейшем основывался на частной собственности на средства производства и на господстве рабовладельч. отношений. Хозяйство по-прежнему концентрировалось в городе. Т. к. число рабов вследствие многочисл. войн возрастало, уровень жизни свободных граждан, зависевших от заработка, падал. В вост. эллинистич. государствах основой аграрного производства оставалась сельская община, типичной формой собственности - царская (особенно на землю). Личная зависимость царских крестьян составляла основу производств, отношений. Значительную часть земель с живущими на ней крестьянами эллинистич. цари, как и др.-вост. деспоты, передавали сановникам и храмам, которые должны были выплачивать за ее использование налог. В эллинистич. городах культурная жизнь определялась господствующим классом, состоявшим преим. из греков. В философии того времени отразился кризис полисной системы, гл. направлениями стали скептицизм, стоицизм и эпикуреизм. В области религии все больше граждан обращалось к мистериальным культам, обещавшим лучшую, загробную жизнь. Драматургия, прежде всего комедия, отвернулась от крупных политич. событий и углубилась в частные заботы и нужды отдельных людей. С возникновением царских дворов греко-македонских династов в новых столицах и их музеях стало концентрироваться искусство. Изобразительное искусство все более ориентировалось на заказ и потому становилось надуманным и манерным. Литература обогащалась вост. формами, в т. ч. легендами и апокалипсич. мотивами. Начиная со 2 в. до н. э. эллинистич. государства стали жертвами рим. экспансии: Македония и Греция - в 148-146 до н. э., Пергам - в 129 до н. э. государство Селевкидов (в 83 до н. э. завоеванное Тиграном Армянским) - в 64 до н. э., Египет - в 30 до н. э. В эллинистич. эпоху были преодолены тесные рамки полиса и созданы относительно жизнеспособные государства, элементы которых были восприняты римлянами и позднее привели к созданию нового феодальною порядка.

Эллинизм

рис. Государства Александра Македонского и диадохов.

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - период греч. литературы, следовавший за классич.; начался при распаде полисного порядка и образовании больших многонациональных государств и нашел свое продолжение в греч. литературе Римской империи. Наступившие обществ, и политич. изменения определили характер Э. л.; в ней приняли участие наряду с греч. и другие народы; в качестве места действия дворцы монархов сменили демократич. полисы, что определило их содержание. Сознание, находившееся в зависимости от превосходящего прошлого, привело к imitatio (подражанию), словесному классицизму и к образу poeta doctus (ученого поэта). Нов. лит. потребности, например в области спец. дисциплин, позволили создать нов. лит. формы.

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО - фаза в развитии греч. искусства (3-1 вв. до н. э). Э. и. зародилось в предэллинизме (2-я пол. 4 в. до н. э.), на поздней ступени (с сер. 2 в. до н. э.) существовало параллельно с рим. республиканским искусством (в тесном взаимодействии с ним, например искусство портрета), дожило до начала Римской империи (особенно в оккупированных Римом областях эллинистич. Востока). Частично сохранилось в новоаттич. школе. Гл. отличительная черта эллинистич. стиля - взаимодействие изобразительных и архитектурных элементов, проявившееся в создании ансамблей в окружающем пространстве. Это отражало переход от городов-государств к союзам государств, федеративным государствам, империям, вобравшим в себя различные племена и нации, языки, религии, правовые нормы и т. д. Хотя художники по-прежнему придерживались мифологич. сюжетов (например, алтарь Зевса в Пергаме), внутр. содержание и формы изображения сближались, что отражало развитие рационально обостр. чувства процессов, происходящих в природе и обществе.

ЭЛЛИНЫ

ЭЛЛИНЫ (греч.), первоначально назв. сев. - греч. племени. Вскоре это назв. распространилось на всех греков, с 5 в. до н. э. употребление его способствовало отграничению греков от всех не говорящих по-гречески чужих народов (варваров). В эллинизме этот термин означал носителей греч. смешанной культуры, возникшей внутри государств Александра Македонского и диадохов.

ЭЛЬБА

ЭЛЬБА - 1. (греч., лат. Alois). Река Э. стала известна римлянам ко времени Цезаря. Император Август задумал распространить рим. господство до Э. Друз достиг Э. в 9 до н. э., а Тиберий в 5 н. э. прошел к сев. ее течению. Л. Домицию Агенобарбу в 3 до н. э. удалось даже перейти Э. Однако позже рим. войска не достигали этой реки.

2. (этрусск. elba - железо, лат. ilva, греч. Aithale, Aithalia), известный в античности благодаря своему металлургич. производству остров между Корсикой и Этрурией. Приблизительно с 10 в. до н. э. заселен этрусками. Высокий уровень добычи железа (и его обработки в Популонии и Арреции, располож. на материке) способствовал расцвету этрусской культуры. С 300 до н. э. Э. стала владением римлян, которые прекратили разработку местной руды после завоевания Испании (частично из-за нехватки угля).

ЭМАЛЬ

ЭМАЛЬ (от лат. smaltum - эмаль, глазурь), наплавление стекловидной массы на металл. Впервые было осуществлено ок. 1400 до н. э., возможно, на Кипре, о чем свидетельствует большое количество находок. Э. была распространена в эпоху античности в окраинных областях, например в Галлии с 3 по 1 в. до н. э. Стеклянная масса сплавлялась при температурах порядка 585-850°, при этом металлич. основа при выемчатой Э. и тонкие металлич. перегородки при перегородчатой Э. оставались твердыми. Окрашивающим действием обладали добавки металлич. окислов (до 35% ферритовой массы): коричневый и черный цвет достигался введением окислов железа, зеленый - медных или железных окислов, голубой - медных, красный - свинцовых и медных, широко распространенный молочный цвет придавала окись цинка.

ЭМАНАЦИЯ

ЭМАНАЦИЯ (лат. emanation - истечение), понятие из философии неоплатоников, обозначающее излияние мнимых миросодержащих божеств, ираединпц (to proton) в несоверш. мире. Э. часто образно представляется светом. Учение об Э. существенно повлияло на христианскую философию (И. Скот Эриугена), а также решающим образом воздействовало на позднейшие пантеистич. системы (Бруно).

ЭМАНСИПАЦИЯ

ЭМАНСИПАЦИЯ (лат. emancipate), в Др. Риме сложный правовой процесс, посредством которого отец фамилии освобождал к.-л. из детей от родительской власти (манципация). В новое время Э. предполагала освобождение от устаревших, условных обязательств и представлений, особенно часто связывалась с правовым и социальным положением женщины.

ЭМБАТЕРИЙ

ЭМБАТЕРИЙ (греч.), строевая песня под аккомпанемент флейт, была особенно употребительна в Спарте, где Тиртей писал их в ритме анапеста.

ЭМЕНДАЦИЯ

ЭМЕНДАЦИЯ (лат. улучшение), исправление ошибок текста для возможно более точного восстановления его первоначального написания.

ЭМИЛИЕВА ДОРОГА

ЭМИЛИЕВА ДОРОГА (лат. via Aemilia), дорога, пролож. консулом 187 до н. э. Марком Эмилием Лепидом по терр. совр. итал. области Эмилия-Романья от Аримина (совр. Римини) через Бононию (совр. Болонья) до Плаценции (совр. Пьяченца), где Э. д. переходила во Фламиниеву дорогу.

ЭМИЛИИ

ЭМИЛИИ - др.-рим. патрицианский род, восходящий к мифич. царю Нуме.

1. Из ветви Лепидов: М. Э. Лепид - военачальник и государств, деятель, сторонник Цезаря, сделавшего его претором. В 46 до н. э. - консул, в 44 - Великий понтифик. В 43 избран членом 2-го триумвирата вместе с Антонием и Октавианом. Умер в 13 до н. э.

2. Из ветви Павлов: Луций Э. Павел Македоник - полководец, политич. деятель и ритор, 228 - 160 до н. э. В 182 - претор в дальней пров. Испания; покорил племя лигуров. В 168 до н. э. одержал победу во 2-й Македонской войне над Персеем при Пидне.

3. Из ветви Скавров: М. Э. Скавр - политич. деятель. Род. в 163/162 до н. э. В 115 до н. э. стал консулом. Возглавлял рим. миссию, посланную к Югурте. В период своего цензорства отдал распоряжение о строительстве дороги, которая была впоследствии названа в его честь Via Aemilia. Его внук Марк С. в 56 до н. э. был наместником Сардинии.

ЭМИССАРИЙ

ЭМИССАРИЙ (лат. emissar - спуск воды). Раннерим. Э. Альбанского оз. представлял собой подземный туннель для стока воды под горой длиной 1,8 км. Он препятствует затоплению берега выше установл. уровня и в наши дни. Э. Фуцинского оз., оконч. еще при императоре Клавдии, в 52 имел внушительную длину в 5,64 км. Достижением гидротехники был Э. из Коза Анседония (Cosa Ansedonia) для отвода мор. воды, которая при волнении моря могла бы проникать через прибрежную полосу и мешать течению реки.

ЭМОНА

ЭМОНА (лат. Emona), совр. Любляна в Югославии, была рим. колонией со времен императоров Августа и Тиберия на пути из Италии на Балканы. Э. была известна добычей железа, свинца, своими каменоломнями, здесь находились императорские земельные владения. До кон. 6 в. Э. была резиденцией епископа.

ЭМПЕДОКЛ

ЭМПЕДОКЛ - из Акраганта (греч. Empedokles) (ок. 495-435 до н. э.), др.-греч. философ. Согласно легенде, погиб, добровольно совершив прыжок в кратер Этны, в действительности умер на Пелопоннесе. После свержения тирании в Акраганте отклонил предлож. ему знаки царского достоинства, возглавлял демократич. движение родного города. Почитался своими приверженцами, которые оказывали ему почти божеств, почести. Э. занимался врачеванием и был жрецом. В круг его интересов входили астрономия, космология, математика, физиология, психология, зоогония. Сохранились фрагменты его осн. труда «О природе», а также «Очищения». В сочинении «О природе» изложена его натурфилософия. Корни всех вещей, по Э., - огонь, вода, воздух и земля. Они вечно неизменны, несоздаваемы и неразрушаемы. Они не могут превращаться один в другой, а могут только смешиваться механически друг с другом. Таким образом, Э. был создателем классич. учения об элементах, он заложил основы их научного понимания. Мир явлений, по Э., существует благодаря соединению и разделению элементарных частиц; причина соединений-любовь, а разъединений - ненависть. Любовь и ненависть суть универсальные вечные движущие силы. Это наивно-образное понимание предвосхищает концепцию противоположности, притяжения и отталкивания. Материя и энергия существуют неразделимо одна от другой, мировые процессы представляют собой колебание между крайностями полного смешивания (исключительное господство любви) и полного разделения (исключительное господство ненависти). Отдельные вещи, в т. ч. и люди, могут существовать лишь на промежуточных ступенях. Многообразие мира есть результат различных пропорций смесей между элементами. Среди живых существ могут возникать совершенно случайные образования, однако сохраняются лишь целесообразные. Этим Э. предвосхищает появление некоторых совр. биологич. теорий. Отвергая гипотезу о помощи божеств, сил, Э. пытается объяснить и такие сложные явления природы, как день и ночь, времена года, солнечный и лунный свет. В области теории познания Э. исходит из посылки, что разнообразным органам чувств свойственны различные поры, в которые внедряются лишь одинаково сформированные и равновеликие материальные образы внешних вещей и тем самым вызывают ощущения. Равное узнается через равное. Например, «солнце может быть познано через чувствительные к нему глаза», как позднее выразился Гёте. В «Очищениях» или «Искуплениях» проявляется религиозный настрой Э. Он - представитель учения о переселении душ: кто обременен виной, тот должен блуждать в различных образах трижды десять тысяч ор. Для Э. характерно истолкование народных верований через явления природы. В этом проявилось влияние на его мировоззрение орфико-пифагорейского учения о душе. Образ Э. и его труды оказали большое воздействие на все последующие поколения, нашли отражение в творчестве таких поэтов, как Гёте, Гёльдерлин и Брехт.

ЭМПОРИЙ

ЭМПОРИЙ (греч., лат. emporium - рынок), оборудованные ряды, обычно на берегу моря, для оптовой дальней торговли, где предоставлялись пошлинные и складские льготы (вольная гавань, например Пирей). Э. существовал обособленно или находился за стенами города (с 5 в. до н. э. Э. организовывался также и внутри городов).

ЭМПУСА

ЭМПУСА (греч. Empusa, лат. Empusa), в народных поверьях греков привидение из окружения Гекаты, многоликое и изменчивое (ослиная морда, пес, прекрасная дева).

ЭМФИТЕВСИС

ЭМФИТЕВСИС (греч. emphyteusis - право насаждения), наследств, аренда участка земли. Э. часто осуществлялся в целях распашки пустующих земель; с 4 в. н. э. был особенно распространен на В. рим. государства. Э. оказал влияние на раннесредневековое право.

ЭНГЕЛЬС

ЭНГЕЛЬС - Фридрих (Engels) (1820-1895), один из основоположников научного коммунизма. Благодаря гуманитарному образованию, получ. в гимназии, и непрерывному самообразованию обладал глубокими познаниями в области политич. экономии, истории и культуры древности, а также др. языков. Методологич. значение его работ, особенно «Анти-Дюринга» (1877-1878), «Происхождения семьи, частной собственности и государства» (1884), военно-научных статей, работ по истории раннего христианства «Бруно Бауэр и первоначальное христианство» (1882), «Книга откровения» (1883), «К истории первоначального христианства» (1894-1895), для науки о древности актуально до сих пор.

ЭНДИМИОН

ЭНДИМИОН (лат. Endymion), в греч. сказаниях прекрасный возлюбл. богини луны Селены, охотник или пастух. В мифах существуют различные версии: согласно одной, Зевс даровал ему бессмертие и вечный сон, сохранив красоту и юность; согласно другой, Э. погрузила в непробудный сон Селена, чтобы тайно целовать его. Изображения Э. часто встречаются на рим. саркофагах; спящий Э. и Селена неоднократно вдохновляли позднейших живописцев (Тинторетто, Ван Дейк, Рубенс, Пуссен).

ЭНЕЗИДЕМ

ЭНЕЗИДЕМ - греч. философ из Кносса, был учителем в Александрии в 70-е гг. до н. э. Как главный представитель т. н. третьей школы античного скептицизма примыкал прежде всего к Пиррону. Э. считал, что раз о действительном положении вещей мы ничего не знаем, то нельзя и ничего утверждать о них. Т. о. достигается истинное блаженство, атараксия, душевный покой. В 10 тропах (троп - способ, оборот; здесь - основополагающий аргумент) он обосновал недостоверность и относительность любого представления или знания. Согласно его учению, различия между людьми, их воспитанием, привычками, религией и т. д. определяют своеобразие их представлений и суждений. Какой из перечисл. факторов является истинным и являлся ли вообще к.-л. из них истинным, с достоверностью решить нельзя, считает Э.

ЭНЕЙ

ЭНЕЙ (греч. Aineias), в греч. - рим. мифологии сын троянца Анхиса и Афродиты, муж Креусы. После захвата греками Трои Э. с сыном и родственниками покинул по совету матери горящий город и вынес парализованного отца, при этом потерял Креусу. В Делосе он, повинуясь предсказанию оракула, принял решение отправиться в страну своих предков (Италию). Во время путешествия Э. посетил Гелена в Эпире и Акеста в Сицилии, где умер Анхис. Посланная Эолом буря прибила его корабли к берегам Карфагена. Его встретила карфагенская царица Дидона и влюбилась в него. Тщетно пыталась она задержать Э. у себя. Верный своему решению, Э. покинул Карфаген. Дидона не вынесла разлуки и лишила себя жизни, как только корабли возлюбленного отплыли. После прибытия в Италию Э. вместе с кумской Сивиллой спускается в преисподнюю, где Анхис предсказывает ему будущее вплоть до времен императора Августа. После этого Э. на корабле отправляется в Лаций, знакомится с царем Латином и просит руки его дочери Лавинии. В тяжелом поединке Э. побеждает жениха Лавинии Турна, царя рутулов, женится, наследует трон и основывает г. Лавинии. В «Илиаде» Гомера, а также в его гимнах Афродите Э. - выходец одной из ветвей троянского рода и самый отважный воин после Гектора - играет второстеп. роль. Миф об Э. был известен римлянам уже ок. 500 до н. э. от этрусков. В 5 в. он упоминается в греч. литературе как основатель Рима. Позднее, исходя из хронологии, между деяниями Э. и основанием Рима (Троя была разрушена в 1184 до н. э., а Рим основан в 753 до н. э.) был включен период правления династии альбанских царей. Э. считался мифич. родоначальником римлян (которые в связи с этим иногда назывались энеадами), в частности рода Юлиев, берущего свое назв. от имени сына Э. Юла. Юлий Цезарь, а также его приемный сын и наследник Август использовали свое мифич. генеалогич. происхождение от Э. и Венеры в интересах укрепления своей великодержавной власти. Своей верностью долгу, благочестием и любовью к детям Э. как нельзя более подходил римлянам как герой. В «Энеиде» Вергилия Э. предстает как яркое воплощение этих высокочтимых рим. качеств. Однако наделен он был ими ранее, как основоположник рим. политич. власти в соответствии с существовавшими в то время этич. взглядами. Одну из причин вражды между Римом и Карфагеном видели в отношениях между Э. и Дидоной. В многочисл. Произведениях искусства (преим. в скульптуре) Э. изображался несущим на плечах своего отца. Использовался также сюжет о любви Э. и Дидоны (полотна Рубенса, Тинторетто, Пуссена). В лит. произведениях послеантичного периода образ Э. отходит на второй план, уступая центральное место Дидоне.

ЭНЕЙ СИЛЬВИЙ

ЭНЕЙ СИЛЬВИЙ - Эней Сильвий де Пикколомини, Пий II (1405-1464). Взошел на папский престол в 1458. Блестящий писатель-гуманист, увенчанный в 1442 во Франкфурте лаврами Poeta laureatus. Автор многочисл. церковно-политич. и географич. трудов; среди них «Германия» («Germania»), написанная в 1458 под влиянием одноим. монографии Тацита; новелла о любви «Эвриал и Лукреция» («Euryalus et Lucretia»); комедия «Хрисеида» («Chrysis») в стиле Теренция, а также стихотворения и письма. Э. С. в значительной степени способствовал развитию гуманизма в Германии.

ЭНЕЙ ТАКТИК

ЭНЕЙ ТАКТИК (лат. Aeneas Tacticus), очевидно, политич. деятель и полководец Аркадийского союза в 367 до н. э.; один из др.-греч. военных писателей. Из его книг по теории военного дела сохранился лишь труд об осадном искусстве.

Предыдущая страница Следующая страница