Этнопсихологический словарь
Статьи на букву "Д"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д"

Дагестанские народы

Дагестанские народы - представители коренных этнических общностей, издревле населяющих республику Дагестан.

Представители дагестанских народов очень самобытны, впечатлительны, смелы, обладают хорошими организаторскими способностями, с лучшей стороны зарекомендовали себя, по свидетельству социологов и социальных психологов, в деятельности в экстремальных условиях. Большинство из них достаточно слабо знают русский язык, в многонациональных коллективах держатся независимо, в их среде очень сильны родо-племенные связи.

На первых порах для них характерны замкнутость, скованность в общении с сослуживцами, настороженность в поведении. Трудовую деятельность любят, им нравятся профессиональные ритуалы, практические действия с техникой. Находясь в составе многонационального коллектива, его общественно-политической жизни уделяют очень мало внимания. В сфере межличностных отношений не стремятся занимать лидирующее положение, отличаются при соответствующих условиях общительностью и веселым нравом.

У большинства дагестанцев высоко развито чувство национального достоинства и чести, в сельских районах сохранились любовь к холодному оружию, пережиток кровной мести. У них относительно низкий по сравнению с представителями других народов Кавказа, общеобразовательный уровень. Часто они очень религиозны.

Данилевский Н. Я.

Данилевский Н. Я. (1822-1885) - известный русский философ, этнограф и публицист, разрабатывавший проблемы славянизма и создавший первую в истории социологии антиэволюционную модель общественного прогресса.

В конце 60-х годов XIX века Д. предложил своеобразный способ исследования национальной психологии, опубликовав фундаментальную работу "Россия и Европа" (1869), в которой в альтернативу западным ученым выдвинул социологическую теорию обособленных "культурно-исторических типов" людей, находящихся в непрерывной борьбе друг с другом и внешней средой. Согласно ей существуют десять культурно-исторических типов в общей и отнюдь не единой, но взаимосвязанной человеческой цивилизации, которые возникли в силу самостоятельного исторического пути различных народов. Каждый из них проходит свои циклы развития: от зарождения до дряхления и гибели, от расцвета до деградации. Все же они в целом отличаются друг от друга тремя главными особенностями:

1) этнопсихологическими (на языке Д. "племенными" качествами, выражающимися в своеобразии "психического строя" народов);

2) различиями исторического воспитания, способствующими объединению людей в единые этнические общности;

3) различиями в духовном начале (религиозными).

Исторически перспективным Д. считал молодой "славянский тип", вступающий в стадию расцвета и наиболее полно выраженный в русском народе и противостоящий культурам Запада. Д. последовательно рассмотрел все его основные характеристики, противопоставляя их преимущественно европейскому (романо-германскому) типу. Большинство культурно-исторических типов, как считал Д., пережило свою историю, исчерпало возможности своего развития. Будущая история, по мнению Д., за славянским типом, который более богат по своему содержанию.

В отличие от других типов, славянский тип - четырехосновной. Он более выраженно совмещает в себе четыре элемента - религиозный, культурный, политический и социально-экономический. Славянский тип может реализовывать себя в будущей всеславянской православной федерации, которая обеспечит развитие всех основ этого типа.

Для отыскания своеобразия культурно-исторического типа Д. предлагал избрать путь не описания, а вычленения и изучения таких черт национального характера, которые накладывают отпечаток и проявляются в исторической действительности, во всей национально-культурной жизни народа и поэтому являются действительно существенными, важными, реально проявляющимися у всех представителей данного культурно-исторического типа.

Значение учения Д. о культурно-исторических типах состоит в том, что каждый из них выражает развитие разных по своим характеристикам людей по-своему, а все они вместе, взятые как единое целое, составляют обобщенный образ человечества. Однако предложенная Д. концепция и его взгляды были в то время еще недостаточно аргументированы и слабо подкреплены прикладными исследованиями, в ряде случаев они отличались субъективностью и тенденциозностью. Воззрения Д. в общественно-философской мысли России получили неоднозначную оценку. Известный русский философ В. Соловьев (см.) подверг идеи Д. критике в своей книге "Национальный вопрос в России". Он показал, что некоторые взгляды Д. заимствованы у немецкого историка Рюккерта. Другой же русский мыслитель К. Леонтьев, считавший себя последователем Д., отмечал, что труды Д. предвосхитили весьма похожие идеи немецкого философа начала XX в. О. Шпенглера.

Девиантный

Девиантный (от англ., нем. deviant - отклоняющийся, отклонение) - отклоняющиеся от общепризнанных норм социальные действия, поступки людей или групп, приводящие к нарушению этих норм и вызывающие необходимость соответствующего реагирования со стороны социальной группы или общества в целом.

Дезинтеграция национальная

Дезинтеграция национальная - процесс разрушения функциональных связей между элементами национальной (этнической) культуры как системы. Он сопровождается и определенными трансформа циями психологии представителей этой культуры.

Действие социальное

Действие социальное - термин, используемый в различных общественных науках для обозначения единицы активности индивида, группы, класса, нации (этноса), описываемой через направленность на использование определенных средств и непосредственно связанной с удовлетворением определенных потребностей, намерений, желаний.

Демократия

Демократия - народовластие, политический строй, в котором установлены и осуществляются на практике способы и формы народовластия, закрепленные в законе государства (общества) свободы и равноправие граждан.

При Д. действует основной принцип - подчинение меньшинства большинству. Демократическое устройство государства с необходимостью включает решение национальных вопросов, проживающих на территории народов. Исторически выдержал испытание опыт Швейцарии, неплохо зарекомендовал себя опыт решения национальных проблем в странах Скандинавии. В то же время этнические процессы деструктивного характера и объема практически дают о себе знать в странах с самым различным уровнем развития экономики, культуры, цивилизации (США, страны Африки и Азии, страны СНГ, бывшая Югославия, Англия и др.).

Детерминация этнопсихологическая

Детерминация этнопсихологическая (от лат. determine - определяю) - процесс проявления причинной зависимости, выражающийся в способности национальной психологии (национально-психологических особенностей) влиять на характер протекания и функционирования других психологических явлений.

Д.э. закреплялась исторически. Появление человека, выделение его из мира животных, весь последующий ход развития был процессом развития у него качеств, необходимых для жизни в обществе. И уже с возникновением родоплеменных отношений социально-психологические качества людей подвергались строгому отбору. Сложившийся в системе родоплеменных связей механизм ограничения психики определенным кругом явлений продолжал функционировать в последующее время. Причем с образованием государственности, с разделением общества на классы сила его воздействия непрерывно возрастала за счет принятия идеологических теорий господства и подчинения, которые все чаще акцент делали на национальной исключительности. Предписываемые этим механизмом стереотипы реагирования и поведения людей принимали все более жесткий характер и почти в неизменном виде передавались новым поколениям.

Опыт психической деятельности и характер функционирования психики носил уже сугубо национальное (этническое) своеобразие, поскольку его развитие шло только в границах этнических общностей. Межнациональные отношения, возникавшие в ходе торговли и войн между странами, способствовали закреплению специфических национальных черт психики людей, т. к. они выделяли их среди представителей других этносов и обеспечивали приоритет в тех или иных видах деятельности. С развитием капитализма доминирование национального над общечеловеческим, национально-психологического над общепсихологическим получило свое окончательное закрепление.

Диагностика этнопсихологическая

Диагностика этнопсихологическая - пограничный раздел между психодиагностикой и этнопсихологией; теория и практика выявления и измерения этнопсихологических особенностей представителей различных народов и наций с помощью специальных методик.

В рамках Д.э. могут быть использованы все основные методы современной психодиагностики, специально адаптированные к изучению национальных психологических факторов. Центральной проблемой Д.э. является использование надежных и высоко валидных методик исследования.

Динамика национальная (этническая)

Динамика национальная (этническая) (от греч. dynamicos - подвижный, сильный) - процесс изменения качественных и количественных характеристик этноса при сохранении его целостности.

Являясь социокультурной группой людей, частью социума, этнос находится в состоянии постоянного развития и изменения. Причем эти изменения могут иметь как прогрессивный (поступательный), так и регрессивный характер. Д.н. сочетает в себе два взаимосвязанных процесса: изменение формы и содержания этноса в соответствии с закономерностями его внутреннего саморазвития и, как результат, взаимодействие с внешней природной и социальной средой. Эти процессы осуществляются на основе интеграции и дезинтеграции различных этносов, а при определенных условиях и их ассимиляции.

Д.н. может осуществляться постепенно в эволюционной форме, а также в форме скачка, социального взрыва. Если процесс прогрессивных изменений этноса сталкивается с серьезными препятствиями со стороны других национальных общностей или этнических групп,-то преодоление возникающих межэтнических конфликтов, противоречий потребует значительных усилий и: времени (см.: Межэтнические противоречия). Динамика и механизмы развития этноса охватываются понятием этногенеза. Однако и статичное состояние этноса также может рассматриваться как элемент этногенеза. Но такое его состояние характеризуется относительно медленным ходом развития. Этапы этногенеза нередко сопровождаются высокой активностью и творческим подъемом энергии нации, представителей этноса по освоению инноваций других народов, созданию своих материальных и духовных ценностей.

Как правило, культурные изменения сопровождаются развитием других жизненно важных сфер. Так, например, в экономической и социально-политической деятельности они сопровождаются стремлением к расширению сфер влияния, к обладанию новыми ресурсами, переделу уже поделенного. Периоды активной динамики могут сопровождаться замедлением темпов развития, кризисными политическими изменениями,, связанными с установлением новой политической власти.

Динамические компоненты психологии нации

Динамические компоненты психологии нации - позволяют, в отличие от ее системообразующих компонентов (см.), осмыслить и с использованием экспериментальных методик наиболее точно выявить специфику проявления и функционирования национально-психологических явлений.

Принято считать, что в структуру динамических компонентов национальной психологии входят мотива-ционно-фоновые, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие национально-психологические особенности (см.), проявляющиеся как результат непосредственного реагирования психики представителей конкретных этнических общностей на воздействия окружающего мира. Они относятся, во-первых, к определенному классу психологических феноменов и поэтому могут быть точно и адекватно объяснены с позиций закономерностей, свойственных для этого класса явлений. Во-вторых, при этом национально-психологические особенности исследуются в генезисе их формирования, развития и функционирования, что позволяет избежать нечеткости их осмысления, которая имеет место при изучении их в рамках проявления разноплановых черт, например, национального характера.

Дискриминация

Дискриминация (от лат. discriminatio - различение) - преднамеренное ущемление прав, интересов отдельных лиц, социальных групп, организаций, государств по сравнению с другими; несправедливое, отличающееся в негативную сторону от общепринятого отношение, основывающееся на произвольных мотивах. Термин Д. часто применяется для характеристики отношения к представителям отдельных рас, этносов, политических и религиозных объединений и т. д.

Д. может быть принципом государственной политики, а также проявляться на бытовом уровне в форме антипатии или открытой враждебности в отношении индивидов, являющейся следствием предубеждений (в первую очередь имевших расовую и национальную окраску), распространенных в обществе. Д. осуществляется как легальными, открытыми методами (через соответствующие законы, административные решения и т. д.), так и скрытыми, официально не зафиксированными.

По своему содержанию различается политическая, экономическая, правовая Д. Первая из них предполагает ущемление человека в его политических правах, ограничение возможностей его участия в политической жизни общества (например, недопущение к участию в избирательном процессе, отказ в регистрации в качестве кандидата на ту или иную выборную должность и т. п.).

Экономическая Д. проявляется в недопущении человека (или целой социальной группы) к занятию избранной экономической деятельностью, к которой он профессионально подготовлен и пригоден, а также нанесении непосредственного ущерба его благосостоянию. Под правовой Д. понимается обычно практика использования дискриминационных по содержанию законов или необеспечение гражданам равноправного, справедливого отношения со стороны органов правосудия.

По своей направленности различаются расовая, национальная Д., а также Д. по признаку пола и др. Каждая из них понимается как Д. в зависимости (и по причине) принадлежности к соответствующей социальной группе. В последнее время в политическую практику стало входить явление с противоположной направленностью, которое обозначили как позитивную (благоприятную, утвердительную) дискриминацию. Под ней понимается преференциальное отношение к различного рода меньшинствам, в т. ч. расовым, национальным, ущемленным в социально-экономическом плане группам и социальным категориям, члены которых ранее подверглись Д. Таким образом, позитивная дискриминация представляет собой способ поддержания определенного баланса внутри общества, попытку устранить ущерб, ранее нанесенный Д. Позитивная дискриминация предполагает представление материальных и правовых льгот соответствующим категориям населения. Так, например, за представителями определенного национального меньшинства может резервироваться известное количество мест в высших учебных заведениях, определенный процент рабочих мест и мест в представительных органах власти того или иного уровня. Они также могут получать различного рода субсидии и льготы.

Дискриминация этническая (национальная)

Дискриминация этническая (национальная) (от лат. discriminatio - различение) -ограничение прав группы граждан в силу их этнических (национальных) различий.

Д.э. проявляется прежде всего в межэтнических отношениях; на уровне государства - в принятом законодательстве и негативной политике, обычно в отношении этнических меньшинств. Неформальный аспект Д.э. проявляется в утвердившихся в обществе обычаях, стереотипах, предрассудках, моделях поведения.

Д. э. ведет к этнической поляризации общества, закреплению этнического неравенства, преимуществ в осуществлении интересов, устремлений, возможностей одной этнической группы, общности над другой. Д. э. провоцирует напряженность в обществе, ведет к межэтнической конфронтации, проявлению насилия и агрессивности. Д.э. вызывает противодействие политике диктата, ведет к консолидации и росту этнической сплоченности (см.: Этническая сплоченность).

Д.э. в сфере политики проявляется в принятии законов, закрепляющих этническое неравенство, осуществлении на практике политики диктата, угроз в отношении национальных меньшинств, этнических групп, общностей. Дискриминация русских и русскоязычного населения в Прибалтике и других государствах, отколовшихся от СССР, - факт, на который не обращает внимание ООН.

Д. э. в сфере культуры осуществляется в отрицании и непризнании ценностей других культур, в наличии ограничений в сфере образования, языка, литературы. Д.э. в экономической жизни проявляется в сужении круга экономических возможностей для других этнических групп, общностей. Д.э. в социальной сфере проявляется в ограничении социальных гарантий, в снижении уровня жизни, благосостояния.

Д. з. осуждена на международном уровне документами ООН, направленными на ликвидацию Д.э. в области межэтнических отношений (см.: Правовая защита этнических меньшинств).

Диспозиционная концепция

Диспозиционная концепция - концепция, характеризующая социальное поведение личности в зависимости от состояний ее готовности к определенному способу действий.

Диспозиция

Диспозиция - готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку, их последовательности.

Дихотомия восток-запад

Дихотомия восток-запад (от греч. dichotomia - разделение на двое) - понятие, имеющее древние исторические корни.

Современная "западная" цивилизация во многом явилась преемницей греко-романской античной культуры, издавна противопоставлявшей себя так называемому "Востоку", (т. е. всему тому, что лежало за ее восточными пределами). Представления о "Востоке" как о совершенно ином мире, в той или иной мере варьируясь, сохраняются и до наших дней. Одно из наглядных доказательств этого - существование такой специфической и многоотраслевой науки, как востоковедение.

Можно поэтому говорить о имевшем на разном этапе развития человечества определенном психологическом "противостоянии" восточных и западных образов жизни и социальных ценностей, влияние которого до сих пор присутствует в национальном самосознании многих народов.

Догматизм этнокультурный

Догматизм этнокультурный - термин обозначает состояние традиционных обществ, когда в нем господствует родоплеменная мифология, существует табу. На их смену приходят заповеди, предписания, содержащие требования и законы, ориентированные на передачу заскорузлых ценностей от одного поколения к другому, в свою очередь выделяющие из себя различные регуляторы человеческих отношений. Однако этот процесс совершается чрезвычайно медленно; традиционные общества придерживаются как бы "раз и навсегда" сложившихся отношений.

Сам человек в традиционном обществе становится своего рода стандартом оценки обычаев, правил, традиций, ритуалов и т. п. Д.э. начинает разрушаться тогда, когда в обществе происходит противопоставление, диалог, анализ, показательное рассуждение. Человеческая мудрость начинает нарушать свои устоявшиеся связи с обычаями, вступает в конфликт с родо-племенной мифологией, с традицией, подмечает и объясняет ограниченность сложившихся в обществе образцов человеческого взаимодействия.

Доминирующие идеи

Доминирующие идеи - убеждения людей, которые принимаются априори как самые важные, определяющие взгляды, установки и поведение личности независимо от реально меняющейся ситуации, в том числе и негативного отношения окружающих, несовпа-.дения этих убеждений с официальной пропагандой, общепринятыми взглядами, ценностными ориентациями большинства представителей данного этноса.

Так, у народов Индии таковой выступает идея примата духовного над телесным, у русских - идея соборности, коллективизма. Без учета доминирующих идей нации, народности трудно рассчитывать на успех в принятии тех или иных политических решений, при изменении социального строя государства, при экономических и иных реформах.

Духовность

Духовность - термин, употребляемый в гуманитарных областях знания. Д. - важнейший фактор развития цивилизации, открытия новых форм общественной жизни, соответствующих изменившимся условиям существования; преобладание в человеке духовных, нравственных, интеллектуальных качеств (ценностей) над материальными запросами. Складывается обычно в результате влияния материальной и духовной культуры.

Духовные референты нации

Духовные референты нации - персонифицированная в образе реальных исторических личностей духовно-нравственная сущность культуры нации (ее "вертикаль"), которая выступает эталоном личностного развития, фактором культурно-национального единства и одновременно замыслом, проектом идеального состояния культуры нации в ее "человеческом измерении".

Каждая культурная эпоха имеет определенный "культурный проект" (модель, замысел) в персонифицированном виде, возникающий в ответ на актуальные проблемы времени и олицетворяющий биографией конкретного человека путь и способ их преодоления.

Духовный вакуум

Духовный вакуум - термин, употребляемый в культурологии для обозначения кризиса социальной и национально-культурной идентичности, сопровождаемый чувством тревоги, страха, ощущением исторической обреченности, "бездомности" и потерянности человека в мире.

В личностном плане кризис национального самосознания переживается как Д. в.

Духовный кризис

Духовный кризис - кризис общественных идеалов и ценностей, составляющих нравственное ядро культуры и придающих культурной системе качество органичной целостности, аутентичности.

Кризис сопровождается усилением этносоциальных процессов развала и распада, моральным, экономическим и интеллектуальным хаосом, потерей нравственных приоритетов, резкой поляризацией общества, разрушением социальных институтов. Духовный кризис общества и реальная опасность утраты культурной идентичности резко активизируют процессы консолидации национального самосознания, в сфере которого происходит интенсивный поиск ценностей культурной интеграции и национальной консолидации.

Мировоззренческой предпосылкой преодоления духовного кризиса является: воссоздание тех ценностей, которые составляют ядро национальной культуры и определяют ее уникальность; возрождение национальных идеалов; актуализация в общественном самосознании людей духовных референтов нации (см.).

Предыдущая страница Следующая страница