Этнопсихологический словарь
Статьи на букву "П"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П"

Паниационализм

Паниационализм - идеология и практическая деятельность, в основе которых лежит стремление выделить одни народы, близкие по тем или иным этническим характеристикам, в противовес другим.

П. может быть классифицирован в зависимости от характера общности, лежащей в основе его проявления - территориальной (паназиатизм, панамериканизм, панафриканизм, паневропеизм и т. п.) или этнической (панславизм, пантюркизм, панарабизм, панмонголизм, пангерманизм и пр.).

П., как правило, ориентирован на сплочение группы однородных этносов перед лицом общего врага. Так, панславянизм обосновывал необходимость объединения славян в борьбе против немецкого, турецкого или австро-венгерского угнетения; а панарабизм возник в ходе освободительного движения арабских народов Северной Африки против турецкого владычества. Источником панафриканизма явилась идея объединения африканских народов в борьбе против колониализма, пангерманизма - объединение германоязычных народов.

П. обычно ориентирует на выделение основного народа, на который возлагается миссия объединения родственных этносов. Так, избранность русских панславянизм объяснял их исторически проверенной способностью противостоять чужеземному господству, силой и могуществом московского государства. Ведущую роль североамериканцев теоретики панамериканизма обосновывали ссылками на экономическое могущество Соединенных Штатов и высокие нравственные качества его населения. Паневропеисты, в свою очередь, исходили и исходят из особой роли Европы в развитии мировой культуры. В японском варианте паназиатизма руководящей ролью наделяется Япония как наиболее развитая держава региона, китайском - Китай.

Пассионарность

Пассионарность - понятие, употреблявшееся Л.Н. Гумилевым для объяснения особенностей процесса этногенеза.

П.могут обладать как отдельные личности, принадлежащие к конкретному этносу, так и этносы в целом. Для пассионарных личностей (пассионариев) присущи исключительная энергичность, честолюбие, гордость, исключительная целеустремленность, способность к внушению. Л. Н. Гумилев дал следующее определение этого понятия: "Пассионарность - это способность и стремление к изменению окружения, ... к нарушению инерции агрегатного состояния среды".

П.является атрибутом не сознания, а подсознания. Проявление П. фиксируется в истории этноса особенно важными событиями, которые качественно изменяют жизнь этноса. Такие изменения возможны при наличии П. как признака не только у индивида, но и групп людей. Таким образом, пассионарный признак приобретает популяционный (очень часто встречаемый, закономерный) характер. К личностям, обладающим пассио-нарностью, могут быть отнесены Наполеон, Александр Македонский, Ян Гус, Жанна Д'Арк и др. Для пассионариев характерно посвящение себя одной цели, длительное энергетическое напряжение, соотносимое с пассионарным напряжением всего этноса.

Кривые роста и падения П. являются общими закономерностями этногенеза. Личности, обладающие свойством пассионарности, по мнению Гумилева, способны оказывать огромное влияние на других людей: могут способствовать развитию этноса и прогрессу его общественной жизни, но могут и серьезно препятствовать этому. С точки зрения П., этногенез - это ряд фаз, определяемых деятельностью пассионариев: фаза подъема - увеличение количества пассионариев; акматиче-ская фаза - наибольшее число пассионариев; фаза надлома - резкое уменьшение их числа; инерционная фаза - медленное уменьшение их численности; фаза обскурации - замена пассионариев субпассионариями- возможное исчезновение этноса.

Патриотизм

Патриотизм (от греч. patris - родина, отечество) - сложное явление общественного сознания, связанное с любовью к Родине, Отечеству, своему народу, которое проявляется в виде социальных чувств, нравственных и политических принципов жизни и деятельности людей.

Содержанием патриотизма являются любовь к Отечеству, преданность Родине, гордость за ее прошлое и настоящее, готовность служить ее интересам и защищать от врагов. Отдельные элементы П. в виде привязанности к родной земле, языку, традициям и обычаям своего народа начинают формироваться уже в глубокой древности. С возникновением классов и государственности в обществе содержание П. становится качественно иным, поскольку уже выражает свое отношение к Родине, Отечеству через присущие классу и государству специфические интересы. В условиях формирования наций, образования национальных государств П. становится неотъемлемой частью общественного сознания всего народа. В нормально развивающемся обществе латриотизм - такое же естественное чувство, как чувство личного самоуважения и достоинства человека, как любовь к своей семье.

Любовь к Родине, чувство привязанности к ней, внутренней, свободно возникающей у человека (а не навязанной так или иначе извне) обязанности служить своему народу и отчизне, формируется в повседневной жизни по мере расширения связей отдельного человека с другими людьми - сначала с земляками, а потом уже с народом всей страны, по мере осознания зависимости личной судьбы не только от самого себя, родственников и знакомых, но и от судьбы родины и ее народа в целом. Любовь к Родине, родному народу не противостоит осознанию человеком своей принадлежности ко всему человечеству, а, напротив, помогает каждому из нас осознать себя представителем всего человечества.

Патриотизм - путь возвышения личности от ограниченной любви к самому себе и любви к ближним, до любви к любому человеку как таковому и тем самым -к человечеству в целом. Пренебрежение же своим народом и отечеством означает равнодушие, безразличное отношение и ко всему человечеству, узко эгоистическое отношение к другим людям фактически лишь как к средству удовлетворения своих целей и интересов. В конечном счете именно к этому и сводится подлинная сущность космополитизма как противоположности патриотизма.

Космополитизм выступает не чем иным, как прикрытой лицемерной формой выражения симпатии и готовности служения не стране проживания, а какой-либо другой стране и другому народу.

Переговоры межнациональные

Переговоры межнациональные - процесс обсуждения назревших проблем и противоречий и принятия решений между представителями этнических групп, наций.

П.м. осуществляются с целью достижения договоренности, которая полностью или частично удовлетворяла бы участников переговорного процесса. Предварительное определение и выяснение позиций и интересов участвующих сторон может способствовать достижению компромисса. В этом случае имеют место успешные переговоры. При действиях с позиции силы или односторонних необоснованных уступках иногда достигается результат, выгодный только одной стороне.

Сложность и длительность П.м. зависит от содержания обсуждаемой проблемы и интересов их участников, а также от наличия условий и возможностей для их реализации. Собственно процесс П.м. включает подготовку, анализ, планирование, прогнозирование результата, дискуссии, принятие соглашения. Послепереговорный этап предполагает реализацию достигнутого соглашения и контроль за его выполнением. Результатами П.м. являются - договор, резолюция, соглашение, меморандум и т. д. В ходе переговоров, как правило, согласовываются интересы, но не позиции, при этом разрабатываются различные модели взаимовыгодных вариантов соглашения, строго придерживаясь объективных критериев.

П.м. являются процессом общения между людьми, следствием использования эффективных конструктивных технологий общения, что способствует их положительной результативности. Промежуточным этапом в переговорном процессе (для достижения окончательного результата) в условиях обостренных противоречий является достижение "согласительного предложения", содержащего возможность для дальнейшего ведения П.м. Конечным результатом П.м. могут стать взаимовыгодное соглашение, межэтнический компромисс, решение о продолжении П.м. В ходе переговоров может возникнуть тупиковая ситуация, которая потребует новых переговоров, возможно выдвижение новых предложений, привлечение новых экспертов, информации, а также замена, либо расширение участников П.м. и т. д.

Пограничные ситуации

Пограничные ситуации - особо значимые для личности ситуации (в том числе война, стихийное бедствие, стресс и т.д.), в которых она проявляет существенные, самые сильные свойства своей психики, в других условиях остающиеся невостребованными и для сознания как бы несуществующими, и тем самым глубже познает себя.

Именно в П.с. проявляются особо отчетливо национально-психологические особенности людей, которые как бы актуализируются совместно с повышением активности, роли, значимости этой или иной этнической общности в ходе исторического развития. П.с.позволяют глубже познать национально-психологические особенности.

Подавление (этнопсихологическое)

Подавление (этнопсихологическое) - процесс торможения определенной психической активности представителей той или иной нации, народности под воздействием внешних, социальных факторов.

При проявлении эффекта П.э. наблюдается ситуация, когда некоторые черты психологии представителей того или иного этноса не проявляются. Чаще это бывает в условиях экономической, политической, духовной зависимости той или иной нации, народности (или их представителей) от других.

Поляризация этническая

Поляризация этническая - начальный этап межэтнического конфликта (см.: Межэтнические конфликты), состояние взаимоотношений между этническими группами, характеризующееся напряжением, наличием взаимной неудовлетворенности действиями групп.

Такое состояние возможно при возникновении проблем по поводу распределения ресурсов, условий и возможностей, благоприятных для реализации потребностей, сформировавшихся к настоящему времени у этнических групп. Например, настоятельная необходимость в них, возникшая у этнических меньшинств, требует дополнительных средств и действий со стороны этнического большинства.

П.э. может принимать затяжной характер, и тогда потенциальный межэтнический конфликт будет все отчетливее превращаться в реальность, т.к. сопровождается процессом накопления нерешаемых проблем. Если П.э. имела конкретный локальный характер, то в силу последних обстоятельств она постепенно переходит в этап групповой межэтнической конфронтации, что является начальной стадией конфликта.

Основные содержательные характеристики П.э.: появление напряженности во взаимоотношениях между этническими группами; апелляция к прошлым обидам, негативным отношениям как аргументам враждебных действий; периоды отчуждения во взаимоотношениях, приобретающие все более длительный период. П.э. сопровождается ростом этнической сплоченности, укреплением намерений добиться разрешения возникших проблем в соответствии с выгодными для конкретных этнических групп результатами. Если же она происходит в интегрированном обществе, то напряжение между этническими группами будет увеличиваться. Каждая группа стремится защитить свои ценности, напряжение возрастает и осознается как конфликт, в результате чего может иметь место открытое насилие.

Процесс П.э. может завершиться либо конфликтом, либо члены этнических групп придут к совместному выводу о необходимости поиска взаимоприемлемых решений, например, посредством компромисса.

Понятийный и категориальный аппарат этнопсихологии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Поршнев Б. Ф.

Поршнев Б. Ф. (1908-1979) - советский социальный психолог и историк, автор работ: "Принципы социально-этнической психологии" (1961), "Социальная психология и история" (1966).

Главной методологической проблемой этнопсихологии П. считал выявление причин, которые обусловливают существование национально-психологических особенностей. Он критиковал тех ученых, которые стремились выводить своеобразие психологических особенностей из физических, телесных, антропологических черт, считая, что необходимо искать объяснение специфических характеристик психического склада нации в исторически сложившихся конкретных экономических, социальных, культурных условиях жизни каждого народа. Кроме того, П. настоятельно призывал к исследованию традиционных форм труда, формирующих особенности национального характера.

П. особо акцентировал необходимость изучения связи языка с глубинными психическими процессами, подчеркивал, что письмо иероглифическое и письмо фонетическое вовлекают в работу разные зоны коры головного мозга. Он также советовал изучать механизмы общения, в частности, мимику и пантомимику, указывая на возможность даже без применения точных методов заметить, что в сходных ситуациях представители одной общности улыбаются во много раз чаще, чем другой. Однако П. предупреждал: суть дела не в количественных показателях, а в чувственно-смысловом значении движений лица и тела.

И, наконец, П. особо подчеркивал, что не следует увлекаться составлением для каждой этнической общности социально-психологического паспорта - перечня характерных для нее и отличающих ее от других психических черт. Нужно ограничиваться лишь узким кругом существующих признаков психического склада конкретной нации, составляющих ее действительную специфику. Кроме того, он исследовал механизмы функционирования "суггестии" и "контрсуггестии", проявляющиеся в межнациональных отношениях.

Посредничество в межэтническом конфликте

Посредничество в межэтническом конфликте - деятельность третьей стороны, непосредственно не заинтересованной в межэтническом конфликте и участвующей в организации процедуры его урегулирования.

В роли посредников в межэтнических конфликтах могут выступать государственные органы, политические, общественные, международные организации, комитеты, а также политические лидеры, отдельные лица, являющиеся авторитетами в международных делах и пользующиеся доверием субъектов межэтнического конфликта. Посредники стремятся понять интересы и потребности каждого субъекта этнического конфликта, получить наибольшую информацию об их позициях, а также о причинах, его вызвавших и приведших к конфликтным отношениям.

Главное требование к П.в м.к. - содействие в поиске взаимоприемлемых соглашений для всех субъектов межэтнического конфликта с целью завершения. Оно может быть направлено на прекращение процесса непосредственного силового взаимодействия конфликтующих сторон, в частности, прекращения вооруженных столкновений. Посредники в межэтническом конфликте при согласии его субъектов могут быть непосредственно включены в процесс обмена информацией и обсуждения решения. И тогда одна из их функций будет состоять в регулировании переговорного и коммуникационного процессов.

Наряду с регуляцией межличностных отношений субъектов посредники могут осуществлять действия, направленные на переоформление, перекодирование и интерпретацию содержания информации, получаемой от субъектов межэтнического конфликта с целью уменьшения ее эмоционального накала, агрессивности и придания переговорам конструктивного характера. При введении посредника в конфликтные отношения происходит снижение степени поляризации между их субъектами, появляется возможность сближения их позиций. Институт посредничества является одним из средств управления межэтническими конфликтами (см.: Управление межэтническим конфликтом).

Потебня А. А.

Потебня А. А. (1831-1891) - украинский и русский филолог-славянист, член-корреспондент Петербургской АН (1875), разрабатывавший вопросы теории фольклора, этнографии, языкознания и этнопсихологии.

В отличие от исследований других русских ученых, предметом изучения которых был в целом национальный характер, описание национальной психологии представителей той или иной этнической общности, П. стремился раскрыть и обозначить механизмы формирования этнопсихологической специфики. Его фундаментальный труд "Мысль и язык" (1878), а также статьи "Язык народов" и "О национализме" содержат глубокие и новаторские идеи и наблюдения, позволяющие понять природу и специфику проявления интеллектуально-познавательных национально-психологических особенностей.

По мнению П., главным не только этнодифференцирующим, но и этноформирующим признаком любого этноса является язык. Все существующие в мире языки роднят два свойства - звуковая "членораздельность" и то, что все они есть системы символов, служащих выражению мысли. Все остальные их характеристики этно-своеобразны и главная среди них - система приемов мышления, воплощенная в языке. П. считал, что язык -не есть средство обозначения уже готовой мысли. Если бы это было так, было бы неважно, какой язык использовать, они были бы легко взаимозаменяемы. Но этого не происходит, потому что функция языка, согласно П., - не обозначать уже готовую мысль, а творить ее. При этом представители разных народов посредством национальных языков формируют мысль своим, отличным от других способом.

Развивая в последующем свои положения, П. пришел к целому ряду важных выводов: а) утрата народом своего языка равносильна его денационализации; б) представители разных национальностей не всегда могут наладить адекватное взаимопонимание, т. к. существуют специфичные особенности и механизмы межэтнического общения, которые должны учитывать мышление всех сторон общающихся людей; в) культура и образование развивают и закрепляют этноспецифические характеристики представителей тех или иных народов, а не нивелируют их.

За исследования и заслуги П. в области этнопсихологии Русское Географическое общество наградило его в 1891 году высшей своей наградой - Золотой Константиновской медалью. Многие идеи П. не утратили своего значения и сегодня.

Прибалтийские народы

Прибалтийские народы - представители коренных наций Прибалтики, проживающие на территории Латвии, Литвы и Эстонии (см. "Латыши", "Литовцы", "Эстонцы").

Современная Прибалтика в историко-культурном отношении представляет собой особый регион. Ее населяют три крупные нации: литовская, латышская и эстонская.

Сложные исторические условия, в которых развивались народы Прибалтики в эпоху средневековья (начиная с XIII века происходили захваты прибалтийских земель немецкими рыцарями, Данией, Швецией, Польшей), сказались на их этническом и культурном развитии. Был в определенной степени нарушен процесс их самобытного социально-экономического развития. К тому же в прошлом из всех народов Прибалтики только литовцы имели в XIII веке свою государственность.

В XVIII веке Прибалтика была включена в состав России, однако господствующее положение в Эстонии и Латвии продолжали занимать немецкие бароны, а в Литве - польские феодалы и пропольски настроенная литовская знать. В условиях феодальной России продолжался процесс консолидации народов Прибалтики, а в период развития капитализма происходило формирование литовской, латышской и эстонской наций. После 1917 г. в Прибалтике установилась на короткий период советская власть, но местные националисты, опираясь на помощь иностранных войск, восстановили старые порядки. В 1940 г. народы Прибалтики вошли в состав СССР.

Латыши, литовцы и эстонцы в силу специфики исторического развития обладают общими национально-психологическими характеристиками, отличающими их от других народов, к числу которых можно отнести:

- сравнительно высокую образовательную и техническую подготовленность, любовь к технике;

- уравновешенный темперамент, высокую эмоциональную устойчивость, невозмутимость, хладнокровие в сложных ситуациях, терпеливость и обстоятельность во всех видах деятельности, способность выдерживать большие нагрузки, стойка переносить трудности и лишения повседневной жизни;

- приверженность к строгой логике в мышлении,, тщательное осмысление явлений, событий, фактов;

- трудолюбие, добросовестное отношение к выполнению трудовых обязанностей, пунктуальность, аккуратность, исполнительность, высокое чувство ответственности за порученное дело, умение доводить начатое до конца;

- некоторую замкнутость и слабую общительность во взаимоотношениях с представителями других национальностей.

Как правило, представители этой группы народов внешне спокойны, внутренне уравновешенны, в движениях, действиях кажутся несколько медлительными, что объясняется их склонностью к рациональности, выверенности действий и поступков, а также привычкой работать только обдуманно. Среди представителей этих этнических общностей заметно стремление к образованию микрогрупп на национальной основе. Сдержанность в отношениях, скупость в проявлении чувств, осторожность в высказывании личного мнения часто людьми других национальностей воспринимаются как скрытность, обособленность. В то же время при выполнении трудовых обязанностей, особенно в сложных ситуациях, прибалты проявляют активность, разумную инициативу, находя порой своеобразные, неординарные решения. Они стойки и мужественны в сложной обстановке, в условиях стихийных бедствий, невзгод. Однако есть и особенное в социально-психологическом облике представителей каждой из республик Прибалтики. Скажем, для литовцев характерна большая общительность. Объясняется это во многом тем, что народ Литвы исторически был более тесно связан со славянами, в частности, русскими, белорусами, поляками.

Привычки национальные

Привычки национальные - сформировавшиеся в ходе исторического развития этнической общности устойчивые способы действий, стереотипы поведения и образа жизни людей.

П.н. находятся в тесной связи с условиями экономической, политической и духовной жизни этнической общности. На индивидуально-личностном уровне П.н. могут отражаться в форме устойчивых внутренних убеждений, представлений, ценностных ориентации, установок, стереотипов, которые не всегда адекватно отражают объективные закономерности и тенденции развития данной этнической группы. П.н. личности оказывают существенное влияние на выбор ее жизненного пути, способы поведения и деятельности.

В ряде случаев некритическое восприятие жизненных ситуаций может вести к деформации П.н., превращению их в национальные предубеждения и предрассудки. Поэтому П.н., особенно если они проявляются в форме национальных предубеждений и предрассудков, могут не совпадать со шкалой общих ценностей, присущих данной этнической общности. На этой основе могут возникать противоречия и национальные конфликты, которые, в конечном итоге, могут привести к разрушению сложившихся традиционных взглядов, привычек, стереотипов поведения представителей конкретных этнических общностей

Принципы сравнения и сопоставления национально-психологических особенностей людей

Принципы сравнения и сопоставления национально-психологических особенностей людей - это исходные положения, с помощью которых можно добиваться точности и эффективности в изучении и осмыслении национально-психологических особенностей представителей различных этнических общностей.

Принцип четко обоснованных и достоверных показателей ориентирует на изучение национально-психологических особенностей людей на основе обоснованных критериев и показателей с учетом своеобразия проявления того класса психологических феноменов, которые составляют их содержание и которые функционируют в процессе осуществления конкретного вида деятельности. Только в этом случае может быть достигнута методологическая и теоретическая достоверность, обеспечивающая практические возможности их правильного осмысления.

Принцип сравнения и сопоставления значимых и рав-нозначных величин нацеливает исследователя на сравнение и сопоставление лишь существенных и равнозначных феноменов национальной психологии.

Могут быть некоторые отклонения в их проявлении у различных представителей одной нации, т. к. форма функционирования и сущность явлений в ряде случаев непосредственно не совпадают. Вместе с тем необходимо находить точные обобщающие их характеристики.

Принцип историко-гносеологического подхода показывает, что сравнение и сопоставление национально-психологических особенностей людей должно осуществляться с учетом тех условий, в которых, с одной стороны, они (формировались, закреплялись и развивались, а с другой - в которых проводилось исследование. Необходимо познавать каждое национально-психологическое явление с точки зрения того, как оно в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем оно стало теперь.

Проекция (этнопсихологическая)

Проекция (этнопсихологическая) - форма замещения, механизм психологической защиты, заключающиеся в сознательном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний, переживаний на внешние объекты, других людей.

П.э. может носить как защитный характер (бессознательная попытка в критической ситуации найти "козла отпущения"; интерпретация ситуаций, событий с переносом на них собственных чувств, собственного опыта; бессознательное приписывание другим людям собственных морально не одобряемых, нежелательных мыслей, чувств, действий), так и характер творческий, созидательный. Кроме того, П.э. может проявляться в виде бессознательной попытки представителя (ей) нации, народности избавиться от навязчивой идеи, внутреннего морального конфликта путем обвинения представителей других наций, народностей; бессознательное стремление в критической ситуации найти "козла отпущения".

Экспериментальные данные показывают, что если какая-то группа людей, состоящая из большинства представителей одной нации и представителей меньшинства других, попадает в сложную, критическую, неопределенную, изматывающую ситуацию, из которой можно выйти путем собственной активности, но это не удается, то бессознательно поиск виновных идет нередко по пути обвинения национального меньшинства. Типичное проекционное развитие национального сознания наблюдается на Кипре в период нынешнего обострения отношений между турецкой и греческими общинами. П. оживает в напряженных, стрессовых ситуациях. Иногда П. проявляется во взаимных претензиях, обвинениях представителями различных наций, народностей друг друга (чаще это бывает после неудач, в ситуации психического напряжения). И далеко не всегда эти взаимные упреки и обвинения служат интересам общего дела, рационально оправданы. Нередко единственным оправданием им служит потребность людей найти выход своей раздражительности, своим обидам. Подобные психические реакции субъективно снимают с личности, национальной общности чрезмерную напряженность, что совпадает с общечеловеческим механизмом снятия психического напряжения.

Протекционизм национальный

Протекционизм национальный - влиятельная поддержка, лоббирование интересов представителей одной этнической общности в ущерб другим.

П.н. в нашей стране порождают прежде всего извращения кадровой политики в субъектах Российской Федерации, когда при подборе и выдвижении на руководящую работу решающими факторами зачастую являются не деловые, политические и нравственные качества, а национальная принадлежность, родовые и земляческие связи и в соответствии с ними личная преданность людей. В результате усиливается процесс монополизации руководящих постов всех уровней представителями одного (своего) народа, имеет место стремление, в частности, этнических групп установить исключительное право контроля над территорией, ресурсами и институтами власти.

Названные и другие тенденции с неизбежностью ведут к ущемлению конституционных прав других народов, проживающих в регионах, к созданию атмосферы вражды и ненависти по отношению к ним. В массовом сознании "коренного" населения ряда субъектов Российской Федерации начинают доминировать идеи национального сепаратизма и этнофобии. В подобных ситуациях П.н. не только создает атмосферу групповой и круговой поруки, но и ведет к возникновению коррупции, взяточничества. Руководящие работники одной национальности, стремясь отвести от себя ответственность за кризис, экономические неурядицы, недостатки в снабжении населения, травят неугодных им людей, представителей других этносов.

П.э. способствует неправильному подходу к принципу подбора и расстановки управленческого аппарата, берущего свое начало еще с первых лет Советской власти. При формировании в тот период этого аппарата предпочтение национальным кадрам было исторически необходимым, позволяло воспитывать и расставлять их на важнейших направлениях общественной и хозяйственной деятельности. Однако в сегодняшней обстановке требуется учет многонационального состава населения субъектов РФ, в частности республик и автономных образований. Борьба с коррупцией и взяточничеством -важная задача для всех регионов и республик страны.

Противоположная реакция (этническая)

Противоположная реакция (этническая) - процесс формирования негативного отношения к объекту (личность, нация, народность) на основе бессознательного, эмоционального отвержения какой-либо идеи, какого-либо явления, которые при бесстрастном рациональном восприятии не должны были бы отвергаться.

В результате П.р. нередко формируются отношения представителей того или иного народа, полностью противоположные вытесненным в бессознательное. Так, за фасадом крайней любезности может скрываться неосознанная враждебность и др. Например, в период советско-польских отношений под прикрытием интернационализма, внешней любезности в отношениях правящей ПОРП и КПСС, соответствующих правительств скрывались недоговоренности, противоречивые чувства в отношениях между двумя нациями. После распада СССР в определенных кругах Польши проявилась типичная противоположная реакция к советскому, а порой и русскому. При этом часто забывались, отрицались общность экономических интересов, единая принадлежность к славянским народам.

Противоречия межэтнические

Противоречия межэтнические - разногласия в отношениях между этническими группами, общностями.

Социальные субъекты, отличающиеся друг от друга, в зависимости от конкретных условий либо достигают согласия, либо вступают в междоусобные противоречия из-за материальных и духовных различий, неодинаковых возможностей и условий для удовлетворения индивидуальных и социальных потребностей своей общности, группы.

П.м. имеют различное содержание. Наиболее сложными и неразрешимыми являются территориальные противоречия между этническими группами и общностями. П.м., носящие политический характер, например, стремление этноса к политическим изменениям (включая самые радикальные - создание независимого государства), являются деструктивным и дестабилизирующим социальным фактором в обществе. Возникающие на основе обострения данных противоречий межэтнические конфликты (см.: Межэтнические конфликты) приобретают затяжную форму, имеют тенденцию перерастать в вооруженный конфликт.

П.м. между этническим большинством и меньшинством в границах государства разрешаются путем ин-ституционализации межэтнических отношений (см.: Институционализация межэтнического конфликта), закрепления законодательным путем прав, гарантий, обязанностей граждан. Многие П.м. разрешаются путем достижения национального согласия (см.: Национальное согласие), компромисса, регулирования процессов удовлетворения интересов и потребностей конкретных этнических групп, общностей.

Современные экономические отношения включают в себя конкуренцию, соревнование по проблемам производства, торговли товарами, обладания и использования природных ресурсов. Обладание природными ресурсами, их использование является одним из актуальных П.м. между этническим большинством и меньшинством в современных обществах. Создание культурной автономии, политической, территориально-государственной единицы, совершенствование парламентской и избирательной системы, использование федеральных типов государственной структуры - все это является формами разрешения П.м.

Психический склад нации

Психический склад нации - синоним понятия "национальная психология" (см.). В отличие от последнего отражает не содержательную часть психики, а ее преемственность, связь с народным опытом и традиционной практической деятельностью, историческим развитием и культурой нации, влиянием на нее природных условий, географической среды и государственности.

Психологическая антропология

Психологическая антропология - междисциплинарная область научных знаний, изучающая процесс приобретения индивидуумом культурных и других навыков в процессе социального взаимодействия представителей различных этнических общностей.

П.а. использует результаты исследований биологии, психологии, психиатрии, социологии, лингвистики, на основе которых и осуществляет как отбор, так и интерпретацию данных.

Психологический подход к исследованию культуры

Психологический подход к исследованию культуры - используемый в культурологии подход, который ориентирует исследователей на изучение субъективных механизмов поведения и деятельности носителей конкретной культуры, их индивидуальных и личностных качеств, сознательного и бессознательного в их психике.

Культурология считает психологический подход чрезвычайно важным средством исследования особенностей национальной культуры.

Психологическое воздействие в ходе межнационального общения

Психологическое воздействие в ходе межнационального общения - это такое влияние на психику личности, а также групп людей, представителей различных этнических общностей в процессе взаимодействия и взаимоотношений, которое в конечном итоге сказывается на их поведении, способствует адаптации и взаимопониманию.

Оно неизбежно несет на себе отпечаток проявления национально-психологических особенностей субъектов общения. Психологическое воздействие в ходе межнационального общения возникает вместе с началом; самого процесса межнационального общения и присутствует независимо от желания или нежелания субъектов его осуществлять. Оно может проявляться спонтанно или целенаправленно, преднамеренно или непреднамеренно, иметь двух- или многостороннюю направленность (в зависимости от количества субъектов и ситуаций общения) и происходить непрерывно на протяжении всего процесса межнационального общения.

Непреднамеренное психологическое воздействие присутствует всегда и обусловлено различиями в проявлении национально-психологических особенностей его субъектов и не преследует какую-либо конкретную цель. Преднамеренное психологическое воздействие представляет собой совокупность различных способов и приемов воздействия на психические процессы, свойства и состояния представителя другой этнической общности, позволяющие изменять поведение его объекта в необходимом направлении. Психологическое воздействие в межнациональном общении оказывает влияние на теоретический и обыденный уровни общественного сознания людей другого этноса, а также на их подсознание.

Психология класса

Психология класса - форма духовного освоения классом условий его бытия, включающая в себя потребности и интересы класса, его взгляды, убеждения, чувства, настроения, традиции и др. элементы.

Различают психологию крупной и средней буржуазии, мелкой буржуазии (крестьянства, мелких собственников предприятий торговли и сферы обслуживания), пролетариата (индустриальных и сельскохозяйственных рабочих), интеллигенции и т. д.

Основные различия в проявлении психологии классов порождаются доминированием в сознании разных общественных ценностей и отношения к ним. В психологии класса отражаются и национально-психологические особенности представителей класса. Психология класса детерминируется его социально-экономическим положением в обществе, местом класса в системе общественного производства и отношением к средствам производства, уровнем развития класса, его образом жизни. На психологию класса оказывает влияние его идеология.

Психология народов

Психология народов - одна из первых социально-психологических теорий, сложившаяся в Германии во второй половине XIX в. Теоретической основой ее стали философское учение Гегеля о "народном духе" и идеалистическая психологическая концепция И. Гербарта о сознательном и бессознательном в психике (душе).

Создателями теории П.н. были немецкий философ и языковед X. Штейнталь и швейцарский философ М. Лацарус. Первоначальный ее вариант, объединяющий результаты историко-филологического и психологического исследования, был изложен в редакционной статье первого номера журнала на немецком языке "Психология народов и вопросы языкознания" (выходил с 1860 г. по 1890 г.). В этом же журнале в статье "Вводные рассуждения о психологии народов" они опубликовали программное положение своей новой концепции.

Основная идея П.н. заключалась в признании ее основателями "духа народа" как единого целого, выражающего психологическое сходство представителей одной нации в языке, нравах, обычаях, мифах, религии и т. д. Индивидуальное же сознание, по их мнению, являлось продуктом "духа народа", развитие которого зависело от внутренних причин. Главная задача "психологии народов" как отдельной науки виделась авторам в психологическом познании сущности "духа народа" и открытии законов, по которым протекает духовная деятельность народа.

Идеи основателей школы систематизировал и развил немецкий философ и психолог В. Вундт, предложивший программу эмпирических исследований языка, обычаев, мифов и т. д. Он рассматривал "психологию народов" как описательную науку, фиксирующую глубинные особенности духовной жизни людей, но не претендующую на открытие законов. Согласно его взглядам, индивидуальная психика, вместе с коллективной, т. е. психологией народов, образует единое целое.

Важной заслугой школы П.н. стала попытка комплексного решения социально-психологических проблем с привлечением достижений таких наук, как психология, этнография, лингвистика и философия.

Психология нации

Психология нации - синоним понятий национальная психология (см.), национальная психика, психический склад нации (см.).

Предыдущая страница Следующая страница