Этнопсихологический словарь
Статьи на букву "Ш"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш"

Шовинизм

Шовинизм (от франц. chauvinisme) - крайняя, наиболее опасная форма национализма, выражающаяся в безудержном возвеличивании собственной нации, проявляющаяся в национальном чванстве и высокомерии.

Термин "шовинизм" появился во Франции. В 1831 г. в комедии братьев И. и Т. Коньяр "Трехветная кокарда" одним из героев был агрессивно-воинственный новобранец Никола Шовен. Считается, что прототипом этого персонажа была реальная личность - ветеран наполеоновских войн Н. Шовен (N. Chauvin), воспитанный в духе преклонения перед императором - создателем "величия" Франции.

Словом "шовинизм" впоследствии стали обозначать и различные проявления националистического экстремизма. На практике он зачастую сочетается с расизмом. Разновидностью шовинизма является великодержавный шовинизм - идеология и политика господствующих классов нации, которая занимает главенствующее (державное) положение в обществе. Великодержавный шовинизм направлен на порабощение других наций, их дискриминацию в различных областях общественной жизни.

Шпет Г. Г.

Шпет Г. Г. (1879-1940) - известный русский и советский философ, профессор Московского университета, вице-президент Российской академии художественных наук (1923-1929), первым в России начавший читать курс этнопсихологии и организовавший в 1920 году в стране кабинет этнопсихологии. Опубликовал в 1927 году работу "Введение в этнопсихологию", где в форме дискуссии с В. Вундтом (см.),М. Лацарусом (см.) и X. Штейнталем (см.) выразил свои взгляды на предмет и основные методы исследования этнопсихологии.

Этническая психология, с точки зрения Ш., должна быть описательной, а не объяснительной наукой. Предметом этнопсихологии, по его мнению, является выявление типичных коллективных переживании представителей конкретного народа, которые выступают следствием функционирования их языка, мифов, нравов, религий и т. п. Как бы отдельные представители той или иной одной этнической общности не были индивидуально различимы и сколько бы не схожим было их отношение к подобным социальным явлениям, всегда можно найти нечто общее в их реакциях. При этом общее, по Ш., не есть усредненное, не есть совокупность сходств, всегда объединенная по сравнению с некоторыми индивидуальными слагаемыми. Общее понималось им как "тип", как "общее проявление психики многих индивидов", как характеристика, объединяющая и показывающая нюансы всего своеобразия мыслей, чувств, переживаний, поступков и действий людей конкретной национальности.

По мнению Ш., этнопсихология должна позаимствовать у этнологии классификацию социальных явлений, а затем ставить следующие вопросы: "А как это переживается народом данной эпохи? "Что он любит, чего боится, чему поклоняется?" и т. п.

В целом взгляды Ш. были во многом эклектичными, не давали возможности непосредственно изучать многообразие этнопсихологических явлений. Однако главная заслуга Ш. состоит в том, что он одним из первых после 1917 г. способствовал их распространению в стране.

Штейнталь (Steintal) X.

Штейнталь (Steintal) X. (1823-1889) - немецкий философ, языковед, получивший широкую известность своими трудами в области языкознания, а также исследованиями отношений между грамматикой, логикой и психологической сущностью языка, один из основателей психологического направления в языкознании, автор звукоподражательной теории происхождения языка.

Ш. является виднейшим, наряду с М. Лацарусом (см.) и В. Вундтом (см.), представителем школы "психологии народов" (см.) - одного из первых социально-психологических направлений XIX века. В 1859 году вместе с философом М. Лацарусом основал журнал "Психология народов и языкознание", который издавался до 1890 года. В журнале печатались материалы, связанные с изучением языка, традиций, обычаев и нравов людей, их жизнедеятельностью. Выдвинул идею создания специальной науки, объединяющей историко-филологические исследования с психологическими.

Признавая наличие у каждого народа своеобразной культуры, Ш. объяснял это своеобразие первичными психическими связями "духа народа", выражающегося в языке, обычаях и нравах, мифах, религии и народной поэзии. Основную задачу школы психологии народов как науки он видел в том, чтобы психологически понять сущность "духа народа" и выявить законы, по которым протекает духовная деятельность народов. Ш. полагал, что представители одного народа имеют некую специфику, которая накладывает свой отпечаток на физические и духовные особенности этого народа. Наличие у представителей одного народа сходных социально-психологических характеристик он объяснял результатом воздействия одинаковых "телесных влияний" на душу. Психологическое сходство же индивидов, согласно Ш., проявляется в их сознании, понимание природы которого весьма затруднительно. Возможно лишь описание проявлений этого самосознания.

Предыдущая страница Следующая страница