Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Статьи на букву "Р"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р"

РАВЕННСКИЙ ЭКЗАРХАТ

РАВЕННСКИЙ ЭКЗАРХАТ - визант. провинция на Апеннинском п-ове (северо-восток Италии) с центром в г. Равенна. Известен с 584 г. как форпост против наступления варваров. Был завоеван лангобардами в 751 г. После завоевательных походов Пипина Короткого (754, 756) земли Р.э. от лангобардов перешли к франкам. Затем Пипин Короткий «подарил» их вместе с Рим. областью рим. папе, что положило начало Папскому государству.

РАДЕГУНДА

РАДЕГУНДА - франкская королева (521-587), жена Хлотаря I. Ушла в монастырь после того, как он убил в борьбе за власть во Франкском королевстве своего брата. В 567 г. Р. основала монастырь в Пуатье; духовником Р. в монастыре был поэт Фортунат Венанций.

РАЗДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ 1054 Г.

РАЗДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ 1054 Г. - окончательное разделение христиан. Церкви на католич. (западную) и православную (восточную). Начало процессу р.ц. было положено разделом в конце IV в. Рим. империи на Западную и Восточную. В дальнейшем этот процесс обусловливался различными ист. судьбами Зап. Европы и Византии и христианства в них.

Уже в IV в. выявилось соперничество за лидерство в христиан, церкви между епископами двух крупнейших центров христианства - Рима и Константинополя. Определенные расхождения в догматике, обрядности, в церк. организации между ними существовали и ранее, но особенно они обострились и умножились в Раннем и нач. Высокого Средневековья. Разными были языки богослужения: латинский - на западе, греч. и ряд местных языков - на востоке; в Зап. Европе крестились всей ладонью, в Византии - тремя пальцами; на востоке хлебом и вином причащались и священники, и миряне, причем хлеб был квасным, на западе же миряне причащались только хлебом, и хлеб был пресным (облатки); в Зап. Европе все духовенство обязано было строго соблюдать целибат, а в Византии священнослужители (кроме епископов) могли вступать в брак; вост. монашество, в отличие от западного, не знало монашеских орденов; в XI в. обострился спор о филиокве.

Острые конфликты между папами римскими и константинопольскими патриархами случались и до сер. XI в. Напр., в 858 г. непризнание папой римским Николаем I константинопольского патриарха Фотия и стремление папы подчинить себе христиан Болгарии привело к взаимным анафемам папы и патриарха. Конфликт 1054 г. разгорелся из-за спора о церк. юрисдикции над Юж. Италией. В ходе его константинопольский патриарх Михаил Керуларий и папа римский Лев IX обвинили возглавляемые ими церкви в догматических и культовых ошибках. Папа отправил в Константинополь своих легатов, которые в храме св. Софии прямо во время богослужения возложили на алтарь буллу, которая отлучала от церкви патриарха и его последователей. Михаил Керуларий тут же созвал собор, который предал анафеме папу и его сторонников. Взаимные анафемы были сняты только в 1965 г.

Р.ц. по сути зафиксировал уже сложившееся разделение христиан, мира на «мир католический (латинский)» и «мир православный (греческий)». Западноевропейцы и византийцы с неприязнью и враждебностью относились друг к другу. Византийцы считали себя истинными преемниками величия и традиций Древнего Рима, западноевропейцев же они считали пришлыми варварами, людьми грубыми, жестокими, необразованными. Обитателям Зап. Европы византийцы представлялись изнеженными людьми, живущими в незаслуженной роскоши, не умеющими должным образом обращаться с мечом. Завоевание Константинополя крестоносцами в 1204 г. еще более усугубило неприязнь между католиками и православными.

Лит.: Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992; Лозинский СГ. История палства. М, 1986.

РАТУША

РАТУША -

1) Здание для заседаний гор. советов (магистратов). Находилась в центре средневекового города, являлась символом гор. независимости и (после собора - главной церкви) самым большим и красивым зданием в городе. В нижнем этаже р. располагался склад или арсенал, далее находились парадный зал и ряд мелких помещений для заседаний. В подражание замку р. имела башню, т.наз. «беф фруа», где висел набатный колокол, хранились гор. хартии и казна.

2) Орган самоуправления в средневековых городах.

РАФАЭЛЬ, САНТИ

РАФАЭЛЬ, САНТИ (1483-1520) - гениальный ит. живописец, архитектор. Представитель Высокого Возрождения. Наряду с Леонардо да Винчи, Микеланджело был создателем искусства Высокого Возрождения. Художник синтеза и гармонии (в созвездии мастеров Высокого Возрождения Леонардо олицетворял интеллект, Микеланджело - мощь, а Рафаэль был носителем гармонии).

Родился в Урбино, сын придворного живописца и поэта Джованни Санти. Учился у отца (до 1494 г.), затем в мастерской местного живописца Тимотео Вите (до 1499 г.), ок. 1500 г. переехал в столицу Умбрии Перуджу и 4 года провел в мастерской Пьетро Перуджино, оказавшего на Р.С. сильное влияние. В Перудже он написал ряд своих ранних произведений: поэтичную «Мадонну Конестабиле» (1502-1503), «Обручение Марии» (1504) - лучшее произведение этого периода и некоторые др.

В 1504 г. Р.С. уехал во Флоренцию, где его творчество обрело зрелость и спокойное величие. Создал картины, прославившие его имя и превратившие его из провинциального мастера в ведущего художника Высокого Возрождения.

Слава Р.С. докатилась до Рима, и в 1508 г. его пригласили к папскому двору, где папа Юлий II поручил ему расписать парадные апартаменты- станцы (комнаты, личные покои папы) в Ватиканском дворце. Эта работа занимала художника до самой смерти.

Параллельно с работой в Ватиканских станцах Р.С. писал ряд своих лучших портретов - «Портрет кардинала» (ок. 1512), т.наз. «Дама с вуалью», или «Донна Велата» (ок. 1514), портрет графа Бальдассаре Кастильоне (1515), а также алтарные картины, мадонн, среди которых особенно известна «Сикстинская мадонна» (1513- 1514) - одно из самых вдохновенных произведений мастера.

Рафаэль Санти Помимо живописи занимался также архитектурой: после кончины Браманте с 1514 г. руководил строительством собора Св. Петра.

Лит.: Бернсон Б. Живописцы итальянского Возрождения. М., 1965; Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. 3. М, 1970; Вельфлин Г Классическое искусство. Введение в изучение Итальянского Возрождения. СПб., 1912; Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс XIII-XVI вв. Т. 2. М, 1977; Вышеславцев А. Рафаэль. СПб., 1894; Габричевский А. Рафаэль Санти. М, 1956; Гращенков В.Н. Рафаэль. М, 1975; Кустодиева Т.К. Рафаэль. Л., 1964; Мюнц Э. Рафаэль. СПб., 1908; Романов Н. Рафаэль. М; Л., 1964; Элиасберг Н.Е. Рафаэль Санти. М, 1969.

РЕАЛ

РЕАЛ - исп. серебряная монета; имела хождение с XV по XIX в.

РЕАЛИЗМ

РЕАЛИЗМ - см. Схоластика.

РЕГАЛИИ

РЕГАЛИИ (от лат. regalis - царский).

1) Королев, привилегии, монопольные права королев, власти на получение доходов. Являлись переходным этапом к развитию налоговой системы. Королев, р. заключались в праве чеканить монету (монетная); в праве суда (судебная); в праве сбора налогов, рыночных пошлин (рыночная) штрафов; в монопольном праве государства на разработку рудников, лесов и т.д.; им принадлежали горная лесная, табачная, винная, соляная р р. рыбной ловли, охоты и пр. Часто р. отдавались на откуп частным лицам. В XIX в. они были заменены налогами и гос. монополиями.

2) Внешние знаки монархич. власти - корона, скипетр, держава, трон, порфира, титул и др.

РЕЙНСКИЕ СОЮЗЫ ГОРОДОВ

РЕЙНСКИЕ СОЮЗЫ ГОРОДОВ -

1) Первый союз (города Майнц, Вормс, Оппенхейм и Бирген) возник в 1254 г., в дальнейшем к нему присоединилось более 70 городов по Рейну (от Базеля до Кёльна), а также некоторые светские и духовные феодалы. В условиях раздробленности Германии Рейнский союз городов должен был обеспечить безопасность торговли (для чего было создано особое ополчение и флот сторожевых кораблей) и бороться против произвольного взимания пошлин князьями и феодалами. Распался в 1257 г.

2) Новый Рейнский союз городов образовался, вероятно, в 1379 г. В него вошли города Майнц, Вормс, Страсбург, Ульм, Шпейер, Кёльн и др. В 1381 г. Рейнский союз объединился со Швабским союзом. В коалицию входило более 50 городов с целью борьбы с князьями и рыцарством, обеспечения своей независимости, т.е. преследовались интересы сугубо политические (в отличие от Ганзы). В 1388 г. усилиями нем. князей распалось сначала объединение швабских, а потом и рейнских городов.

РЕЙХСТАГ

РЕЙХСТАГ (от нем. Reich - государство, империя и Tag - в значении: собрание) - с XII в. орган сословного представительства в Священной Рим. империи, часто на рус. языке назывался имперским сеймом. Вначале состоял из князей, но в XIV в. расширился за счет участия графов и др. феодалов. В 1255 г. в р. впервые были приглашены представители городов, с 1489 г. они присутствовали на всех собраниях. С XV в. р. состоял из 3 коллегий, или имперских чинов: из имперских князей, имперских рыцарей и имперских городов.

РЕКОНКИСТА

РЕКОНКИСТА (исп. reconguistar - отвоевывать) - борьба народов Пиренейского п-ова в VIII-XV вв. против арабов (мавров), захвативших часть п-ова в 711-714 гг. Р. началась в 718 г. битвой в долине Ковадонга. Решающее значение имела битва при Лас-Навас-де-Толосе в 1212 г., где объединенные силы Кастилии, Арагона, Португалии и Наварры нанесли арабам крупное поражение. К сер. XIII в. большая часть п-ова (за исключением Гранадского эмирата) была освобождена. Р. завершилась в 1492 г. взятием испанцами Гранадского эмирата, последнего оплота мавров на Пиренейском п-ове.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ - войны, которые велись под религ. лозунгами (напр., крестовые походы, альбигойские войны, гуситские войны и др.). Под этими же лозунгами проходили завоевание Пиренейского п-ова арабами и Реконкиста, завоевание турками Константинополя и т.д.

РЕМЕНСЫ

РЕМЕНСЫ (от каталан. remensa - выкуп) - личнозависимые крестьяне средневековой Каталонии, которые не имели права уходить со своих участков. Их можно было менять, дарить, продавать с землей и без земли. Р. особенно страдали от т. наз. «дурных обычаев». Институт р. существовал с X-XJ вв., был уничтожен в 1486 г.

РЕМЕСЛО

РЕМЕСЛО - мелкое товарное производство промышленных изделий, основанное на труде ремесленника и ручной технике. В ремесленной мастерской не было разделения труда, производство носило индивидуальный характер. Ремесленники либо работали у себя на дому, в мастерской, либо ходили по домам заказчиков и работали у них (напр., бондарь, точильщик и др.). С развитием товарного производства ремесленники стали работать также на рынок.

РЕНЕССАНС

РЕНЕССАНС - см. Возрождение.

РЕНТА

РЕНТА (от лат. reddita - возвращенная) - постоянный доход, получаемый владельцем (собственником) земли, не связанный с предпринимательской деятельностью; часть производимого крестьянами прибавочного продукта, который присваивал землевладелец. Р. была трех видов: отработочная (барщина), натуральная - продуктами и изделиями своего хозяйства (оброк) и денежная.

РЕНТА ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ

РЕНТА ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ - налоги, выплачиваемые крестьянством феод, государству.

РЕНТНЫЙ ФЕОД

РЕНТНЫЙ ФЕОД - см. Феод.

РИГСДАГ

РИГСДАГ (от дат. rige - государство и dag - в значении: собрание) - сословно-представительское собрание в Дании с 1468 г. В работе р. принимали участие светские и духовные феодалы, горожане, крестьяне.

РИКОС ОМБРЕС

РИКОС ОМБРЕС (от исп. rico - богатый, знатный и hombre - человек) - высшая знать в средневековой Испании. Термин появился в конце XII в. Р.о. пользовались иммунитетом в своих владениях, были освобождены от податей, обладали рядом привилегий, напр., подлежали суду только равных. В период войн были обязаны возглавлять отряды воинов из своих вассалов. Самые могущественные и независимые р.о. были в Арагоне. В период Высокого Средневековья значительно утратили свою независимость, а в XVI в. термин вышел из употребления.

РИКСДАГ

РИКСДАГ - сословно-представительское собрание в Швеции в XV в. В работе р. 1435 и 1436 гг. кроме светских и духовных феодалов принимали участие горожане и крестьяне.

РИКСРОД

РИКСРОД - ригсрод - гос. (корол.) совет, существовал в Норвегии с XIII в., в Дании - с 1305 г., в Швеции - с 1319 г.

РИНУЧЧИНИ АЛАМАННО

РИНУЧЧИНИ АЛАМАННО (1426-1499) - ит. гуманист второй пол. XV в., выходец из состоятельной купеч. семьи. Учился во Флорентийском ун-те. Посвятил себя гос. службе, ставшей основным источником его доходов. Карьера Р. во многом зависела от взаимоотношений с домом Медичи, которые фактически управляли Флоренцией. Занимал ряд высш. должностей, в 1471 г. стал гонфаланъером справедливости. Конфликт с Лоренцо Медичи (1475) привел к его отставке. Полит, взгляды Р. нашли отражение в «Диалоге о свободе» - гл. произведении его жизни, написанном после неудавшегося заговора против Медичи (1479), и в «Исторических записках» - хронике, начатой его отцом Филиппо и с 1460 г. продолженной Р., а позже - его братом Нери. Наследие Р. включает многие письма и речи, особенно известна «Речь на похоронах Маттео Пальмиери» (1475). В его мировоззрении наблюдается тесная взаимосвязь социально-полит, и этич. идей. Р. выступал за активную гражданскую жизнь, служение общему благу, патриотизм, связывал осуществление этих гражданских принципов с наличием полит, свободы, равенства граждан, справедливости, пополанской демократии. В отличие от ранних представителей гражданского гуманизма Р. связывал этич. идеал не только с полит, и гражданской активностью, но и с науч. занятиями.

Лит.: Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век) / Под редакцией Л.М. Братиной. М., 1985; История Европы. Т. 3. От Средневековья к Новому времени (конец XV - первая половина XVII в.). М., 1993.

РИПУАРСКАЯ ПРАВДА

РИПУАРСКАЯ ПРАВДА - одна из т.наз. варварских правд, памятник обычного права рипуарских франков (одно из герм, племен). Создавалась с VI по VIII в. и отражает древние суд. обычаи для установления истины - ордалии, суд. поединок и некоторые другие, архаический суд, а также королев, законодательство (в основном в период правления короля Дагоберта (629-639), а также начавшееся имущественное расслоение, появление частной собственности на землю и установление зависимости крестьян, укрепление королев, власти и усиление позиций церкви.

РИТОРИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

РИТОРИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ - центры обучения аристократич. молодежи Италии в период Раннего Средневековья. Особенно славились в VI-VIII вв. р.ш. Рима, Милана, Равенны, Вероны, Павии. Напр., в Павии существовала знаменитая школа Эннодия, в Риме - Симмаха Младшего.

Р.ш. существовали еще во времена Рим. империи (на территории Италии и Галлии вплоть до V в.). В р.ш. Раннего Средневековья сохранялись традиции риторич. образования античности. В них получили образование многие писатели, ученые, мыслители V-VI вв.: Кассиодор, Боэций, Сидоний, Аполлинарий и даже папа Григорий I. Здесь готовили нотариев и правоведов для королев, службы; они вели практически все дела, связанные с управлением страной. Преподавали в р.ш. риторы, знатоки светских наук и лат. литературы, ученые монахи, миссионеры, приехавшие из Ирландии и Византии, епископы, пресвиторы. Остготские и лангобардские правители поддерживали деятельность р.ш., поскольку они обеспечивали двор кадрами образованных и ученых людей.

Лит.: Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. М., 1989.

РИЧАРД II

РИЧАРД II (1367-1400) - король Англии (1377-1399), последний из династии Плантагенетов. Сын «Черною принца», внук короля Эдуарда III. Оказался на престоле в возрасте 10 лет после смерти Эдуарда III. До 1389 г. Англией фактически управлял совет во главе с дядей P.II - Джоном Гонтом, герцогом Ланкастерским. Правление P.II было ознаменовано деятельностью Виклифа и восстанием Уота Тайлера, в подавлении которого P.II принял непосредственное участие (1381). В 1397 г. он установил единоличное правление. Был крайне непопулярен среди дворянства и гор. буржуа, не имел серьезной опоры в англ. обществе. В 1399 г. изгнал из Англии сына Джона Гонта - крупнейшего барона Англии Генриха Болингброка, герцога Ланкастерского, что вызвало (когда P.II отправился в Ирландию подавлять восстание) мятеж крупных феодалов севера во главе с Генрихом Ланкастером (1399). Узнав о выступлении Генриха, P.II поспешил вернуться из Ирландии, но почти все его сторонники уже перешли к герцогу Ланкастерскому. P.II осталось только сдаться, что и произошло у Флинт Касла. 29 сентября 1399 г. в Лондоне он отрекся от престола в пользу Генриха Болингброка, своего двоюродного брата. После избрания новым королем Англии Генриха Ланкастера (Генрих IV), был отправлен в Тауэр и тайно умерщвлен по приказу Генриха IV (по другой версии, умер от голода). В. Шекспир посвятил P.II ист. драму «Ричард II».

Лит.: Штокмар В.В. История Англии в средние века. Л., 1973.

РИЧАРД III

РИЧАРД III (1452-1485) - король Англии с 1483 г., последний из династии Йорков. Младший брат англ. короля Эдуарда IV (1461-1483), герцог Глостер (с 1461 г.). Принимал участие в войне Алой и Белой розы. Регент при 12-летнем Эдуарде V (1483). Заключив его вместе с братом Ричардом в Тауэр, совершил гос. переворот, инсценировал свое «призвание на трон»; коронован под именем Р.III 6 июля 1483 г. Сыновья Эдуарда IV (Эдуард V и Ричард) по приказу Р. щ были убиты в Тауэре (задушены). Не исключено, что P.III приложил руку к убийству короля Генриха VI. Традиция, особенно поздняя, изображает Р.Ш сухоруким, горбатым, с демонич. лицом. Образ злобного карлика присутствует и у Шекспира.

P.III провел ряд реформ, популярных в народе: упорядочил судопроизводство, запретил производить насильственные поборы (т. наз. «добровольные пожертвования», или «беневоленции»), охранял интересы англ. купечества. С 1483 г. столкнулся с волной мятежей (мятеж герцога Бекингема и др.), затеянных сторонниками Ланкастеров. 7 августа 1485 г. родственник Ланкастеров - Генрих Тюдор - высадился в Уэльсе. В состоявшейся у Босворта 22 августа 1485 г. битве с его войсками Р.Ш потерпел поражение и погиб. Битвой при Босворте закончилась война Алой и Белой розы. P.III посвящены «История Ричарда III» Томаса Мора и «Ричард III» В. Шекспира.

Лит.: Штокмар В.В. История Англии в средние века. Л., 1973.

РИЧАРД I ЛЬВИНОЕ СЕРДЦЕ

РИЧАРД I ЛЬВИНОЕ СЕРДЦЕ (1157- 1199) - король Англии (1189-1199), из династии Плантагенетов, сын Генриха II Плантагенета и Алиенор Аквитанской. Король-авантюрист, коронованный трубадур, типичный средневековый рыцарь. Родился в Оксфорде, вырос и воспитывался на юге Франции, в Аквитании. В Англии почти не бывал. Став королем, передал управление Англией наместнику. Вел беспрерывные войны, участник 3-го крестового похода; захватил остров Кипр и крепость Акру (в Палестине); возвращаясь инкогнито из крестового похода, таинственно исчез; как стало известно только в 1193 г., попал в плен к императору Генриху VI Гогенштауфену, который потребовал за него выкуп в 150 тысяч марок. Был выпущен на свободу за этот выкуп в 1194 г. благодаря стараниям Алиенор Аквитанской. С 1194 г. - во Франции; вел войну с Филиппом II Августом и во время нее погиб.

Лит.: Добиаш-Рождественская О.А. Крестом и мечом. Приключения Ричарда I Львиное Сердце. М., 1991.

РИШАР СЕН-ВИКТОРСКИЙ

РИШАР СЕН-ВИКТОРСКИЙ (7-1173) - фр. философ, теолог, представитель мистицизма. Шотландец по происхождению. Ученик Гуго Сен-Викторского, приор монастыря Святого Виктора (Сен-Виктора) в Париже, преподаватель Сен-Викторской богослов, школы. Развивал идеи Гуго Сен-Викторского и Бернара Клервоского. Пытался примирить веру и разум с приоритетом веры. Ставил мистич. созерцание выше логич. мышления.

Лит.: Вертеловский А. Западная средневековая мистика и отношение ее к католичеству. Вып. 1. Харьков, 1888; Сидорова Н.А. Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. М., 1953; Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. М., 1957.

РОБ

РОБ - муж. длинная одежда со стоячим воротником и надрезом у ворота спереди или сзади. Надевался через голову. Спереди р. был узким, обычно опоясанным в талии. Иногда имел сзади своеобразный шлейф («полотенце»), представляющий собой полотнище ткани, пришитое на спине под воротником. Рукава р. имели вверху вид буфа, а от локтя до кисти были узкими. Носили р. в период «бургундских мод», в XV в.

РОБА

РОБА - верхнее жен. платье, напоминавшее муж. упленд. Р. имела узкий рукав с воронкообразным манжетом и шлейф. Длина шлейфа строго регламентировалась и зависела от положения женщины в обществе. Так, королева имела право носить шлейф в 11 локтей (один локоть равен 45 см), герцогини, принцессы - в 8 локтей и т.д., до одного локтя. Появление шлейфов определило и новое занятие пажам, приставленным к дамам. Церковь боролась со шлейфами, называя их «чертовыми хвостами». Лиф р. был укорочен, так что пояс находился почти под грудью. Неширокая юбка спереди была несколько укорочена, а сзади имела шлейф, который ввела в моду знаменитая красавица, фаворитка Карла VII Аньес (Агнесса) Сорель. Характерной формой декольте был треугольник. Часто платье имело треугольный вырез до пояса спереди и сзади; спереди вырез прикрывали вставкой из другой ткани. Вырез платья обрамляли мехом, а иногда вдоль выреза пришивали воротник. Носили р. в период «бургундских мод», в XV в.

РОБЕР ДЕ КЛАРИ

РОБЕР ДЕ КЛАРИ (ок.1170-после 1216) - фр. хронист. Выходец из мелкопоместного феод, семейства, которое приобрело благородный титул и стало именоваться «де Клари». В 4-м крестовом походе был в окружении своего сеньора Пьера Амьенского. Р. де К. - автор хроники «Завоевание Константинополя», которую писал на протяжении нескольких лет уже после возвращения на родину в 1206 г. Правда, рядовой рыцарь Р. де К. не знал скрытой, закулисной стороны 4-го крестового похода, поэтому изложил ход событий с точки зрения простого участника (хотя и стремился придерживаться ист. канвы) и отразил настроения, царившие среди рыцарей. Хроника Р. де К. - важный источник, особенно по истории захвата Константинополя крестоносцами в 1203-1204 гг.; замечательный памятник ист. мысли феодальной эпохи. Кроме того, это первый историко-литературный труд на пикардииском диалекте.

Лит.: Заборов М.Л. Робер де Клари и его хроника // Робер де Клари. Завоевание Константинополя. М, 1986.

РОБЕРТИНЫ

РОБЕРТИНЫ - фр. феод, род, давший начало династии Капетингов.

РОБИН ГУД

РОБИН ГУД - герой средневековых англ. народных баллад, благородный разбойник, защитник бедных и обиженных. Собрав в Шервудском лесу (близ Ноттингема) братство «веселых людей», он грабит богачей и отдает деньги бедным, спасает от тюрьмы невинных, борется с королев, чиновниками и феодалами. Р. Г. был любимым героем англ. простонародья, как король Артур - героем рыцарства. Р. Г. умен, храбр, дерзок и весел, он отличный стрелок из лука. Известно 36 оригинальных баллад о Р.Г., действие которых относится к XII - нач. XIII в. Первый сборник баллад о Р. Г. под названием «Малая песнь о подвигах Робин Гуда» был напечатан ок.1495 г. Упоминания о Р. Г. можно встретить во 2-м изд. поэмы У. Ленгленда «Видение о Петре Пахаре» (ок. 1377), в «Подлинных хрониках Шотландии» Э. Уинтоуна (ок.1420).

Лит.: Баллады о Робин Гуде / Под редакцией Н. Гумилева. Пг., 1919; Баллады о Робин Гуде. Л., 1963.

РОГИР ВАН ДЕР ВЕЙДЕН

РОГИР ВАН ДЕР ВЕЙДЕН (ок.1400- 1464) - крупнейший нидерл. живописец. Родился в Турне, в семье резчика по дереву. Начал работать как скульптор, в зрелом возрасте стал учиться живописи у Робера Кампена в Турне. В 1435 г. (или в 1432) переехал в Брюссель (в связи с женитьбой на уроженке этого города). Стал членом городской гильдии живописцев, разбогател. Многому научился у ван Эйка. Цель творчества художник видел в постижении индивидуальности личности, был глубоким психологом и прекрасным портретистом. Ранние работы Р. ван дер В. - «Благовещение» (ок. 1435), «Евангелист Лука, рисующий Мадонну» (ок.1435- 1440). Одна из лучших работ - «Страшный суд» - полиптих (вернее, триптих), написанный в 1443-1454 гг. по заказу канцлера Николаса Ролена для алтаря капеллы госпиталя, основанного последним в г. Бон (Бургундия) Его наиболее значительное произведение позднего периода - триптих «Поклонение волхвов» (ок.1458-1459).

В 1450 г. Р. ван дер В. совершил поездку в Италию; был в Риме, Ферраре, во Флоренции.

Портретам Р. ван дер В. присущи некоторые общие черты, что в значительной степени обусловлено тем, что почти все они изображают представителей высшей знати Бургундии, на облик и манеру держаться которых наложили отпечаток общая среда, воспитание и традиции. Особой известностью пользовался портрет «Франческо д'Эсте» (ок.1460).

Лит.: Гершензон-Чегодаева Н.М. Нидерландский нортрет XV в. М., 1972; Никулин Н.Н. Рогир ван дер Вейден. Лука, рисующий Мадонну. М.; Л., 1964.

РОЛАНД

РОЛАНД - один из любимых героев средневековых легенд. О его подвигах писали поэты Франции, Италии, Испании и др. стран Европы. В XII в. была создана «Песнь о Роланде».

РОМАН О ЛИСЕ

РОМАН О ЛИСЕ - памятник фр. гор. лит. Создавался рядом авторов на протяжении полутора веков (сер. XII-XIII в.). В его основе лежат сказки о животных, сложившиеся еще в Раннем Средневековье. К сер. XII в. эти сказки начали объединять в обширный эпич. цикл, используя, кроме того, различные средневековые обработки греч. и рим. басен. «Р. о Л.» состоит из 30 частей, или «ветвей». Основной его темой является успешная борьба хитрого, дерзкого, находчивого Лиса Ренара (в образе которого выведен зажиточный, умный, предприимчивый горожанин) с грубым и кровожадным Волком Изенгримом (рыцарь) и с сильным и глупым Медведем Бреном (крупный феодал). Лис обводит вокруг пальца Льва Нобля (король), постоянно насмехается над глупостью Осла Бодуэна (священник). Но Лис - и обидчик простого трудового люда, который выведен в романе под видом кур, зайцев, улиток и др. животных. В последних «ветвях» (XIII в.) романа развлекательный, маскарадный, комич. элемент сменяется острой сатирой на королев, власть, феод, знать и духовенство. Роман был переведен на многие европ, языки. Имел большой успех и вызвал ряд подражаний. В XV в. в Германии возник нем. вариант животного эпоса - поэма «Рейнеке-Лис» (1498), обработанная впоследствии Гёте (1793).

Лит.: Роман о Лисе /Пер. со старофр. А.Г. Наймана. М., 1987; Алексеев МЛ., Жирмунский В.М., Мокульский С.С, Смирнов АЛ. История зарубежной литературы. М., 1987.

РОМАН О РОЗЕ

РОМАН О РОЗЕ - памятник фр. средневековой лит. Соч., сложное по содержанию и огромное по объему (22 тыс. стихов), состоит из двух частей, заметно отличающихся друг от друга. Первая часть принадлежит перу поэта-рыцаря Гильома де Лорриса и написана ок. 1230 г. в изысканной и тонкой манере. Повествование облечено в форму сна юного поэта. Он попадает в чудесный, цветущий сад, где в Источнике Любви видит отражение прекрасной Розы, навсегда пленившей его. Борьба за обладание чудесным цветком составляет содержание этой части. В ней действуют аллегорич. образы Дружбы, Искренности, Жалости, Ревности и др., часто приобретающие черты живых людей. Вторая часть «Р. о Р.» отличается сатирич. и дидактич. направленностью. Написана ученым Жаном де Меном ок. 1270 г. Разрабатывая далее сюжетную линию Гильома де Лорриса, он вводит в поэму новые аллегорич. образы Разума и Природы. От их имени автор высказывает свои взгляды на человека и окружающий мир, ратует за свободную любовь, разум, равенство людей, пропагандирует новые филос. и социальные идеи.

Лит.: Зарубежная литература средних веков/ Сост. Б.И. Пуршпев. М., 1974; Чернеет МЛ.,

Жирмунский В.М., Мокульский С. С, Смирнов А А. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. М., 1987; Михайлов АД. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанров средневековой литературы. Штейн АЛ., Яхонтова МА. История французской литературы. М., 1965.

РОМАН РЫЦАРСКИЙ

РОМАН РЫЦАРСКИЙ - эпич. жанр. средневековой куртуазной лит. В его формировании большую роль сыграло ант. наследие, христиан, традиция, фольклор (кельтский - легенды и лат предания, которые хранились в народе, а также восточный, который стал известен после крестовых походов). Предметом изображения в p.p. стали судьба героя-рыцаря, его внутренние, чаще любовные, переживания, подвиги ради славы, любви, религиозно-нравственного совершенствования. P.p. - это светский жанр, в котором отразились новые отношения между человеком и миром, он создавался на нац. языках. В зависимости от тематики романов их условно принято делить на три цикла: античный, бретонский и византийский. Возникнув во Франции, p.p. быстро распространился в др. европ. странах (XII-XIV вв.). Известными авторами p.p. были Кретьен де Труа, Генрих фон Фельдеке, Вольфрам фон Эшенбах, Готфрид Страсбургский и др.

Лит.: Алексеев М.П., Жирмунский В.М., Мокульский С.С., Смирнов А А. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. М., 1987;

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ - романика (от romanum - римский) - общеевроп. стиль средневекового искусства X-XII вв. Термин появился в XIX в., когда была установлена связь архитектуры XI-XII вв. с древнерим. архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов),

В Целом РС условен и отражает лишь одну не главную, сторону искусства.

Однако он вошел во всеобщее употребление. Основной вид искусства РС Романский стиль архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы). Гл. тип романского храма - базилика, как правило, трехнефная. Это храм-крепость с толстыми мощными стенами, узкими оконными и Дверными проемами, полуциркульными арками (в окнах, порталах аркадах). В плане напоминал лат. крест. В вост части, в центре средокрестия, помещался алтарь, в зап.- гл. вход. Храм сооружался обычно на возвышенных местах.

Р.с. лучше всего представлен во франции, в Германии, Италии, получил распространение в Испании, Англии. Вершина романики - соборы в Клюни, Отене, Пуатье. Строгие романские храмы во многом подготовили готику.

Лит.: История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под редакцией Ц.Г. Несселынтраус. М., 1982; Нессельштраус ЦТ Искусство Западной Европы в средние века. Л., 1964; Сопоцинский О.И. Искусство западноевропейского Средневековья. М., 1964.

РОМУЛ, АВГУСТУЛ

РОМУЛ, АВГУСТУЛ - последний западнорим. император (475-476). В 475 г. отец Р.А. Орест сверг императора Юлия Непота и провозгласил в Равенне малолетнего Р.А. императором. Его права на престол не признали Восточная Рим. империя, ни Сиагрий, правитель Галлии, ни Непот, правивший в Далмации. В 476 г. против Р.А. и Ореста восстали восточногерм. наемники во главе с Одоакром и провозгласили своим царем Одоакра. Р.А. был низложен в Равенне и сослан на бывшую виллу Лукулла в Кампании. Императорские инсигнии Р.А. были отправлены в Константинополь.

Низложение Р.А. считается датой падения Западной Рим. империи.

РОНКАЛЬСКИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ 1158 Г.

РОНКАЛЬСКИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ 1158 Г. - решения созванного императором Фридрихом I Барбароссой Ронкальского сейма. В них обосновывались притязания императора на власть над городами Сев. Италии. По Р.п. к императору переходили многочисленные регалии: назначение подеста, высшая юрисдикция, чеканка монет, раздача ленных пожалований и т.д., что ликвидировало самостоятельность городов Сев. Италии. Констанцский мир 1183 г. отменил большую часть Р.п.

РОНКАЛЬСКИЕ СЕЙМЫ XI-XII ВВ.

РОНКАЛЬСКИЕ СЕЙМЫ XI-XII ВВ. - съезды крупнейших феодалов Священной Рим. империи в Ронкальской долине (Сев. Италия, близ Пьяченцы). В Р.с. принимали участие представители папства и городов; они решали вопросы войны и мира, вводили налоги, принимали законы. Особое значение имел Р.с. 1158 г., принявший Ронкальские постановления 1158 г.

РОСЦЕЛИН ИОАНН

РОСЦЕЛИН ИОАНН (ок. 1050 - ок. 1122) - фр. философ, теолог, первый крупный представитель номинализма.

Родился в Компьене, был каноником и преподавателем логики. Сочинения Р. не сохранились (до нас дошло только одно письмо к Абеляру, где Р. очень осторожно высказал свои теоретич. воззрения). О филос. взглядах Р. можно судить по критич. изложению Ансельма Кентерберийского, Абеляра, Иоанна Солсберийского и др.

Р. сформулировал основные идеи номинализма и применил их к учению о триединстве Божьем. Он пришел к положениям, во многом несовместимым с догматикой католицизма. Защищал права разума против слепого авторитета церкви. В 1092 г. церковный собор в Суассоне осудил учение Р. как еретическое и заставил его отречься от своего учения.

Лит.: Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. М, 1957.

РУОДЛИБ

РУОДЛИБ - нем. средневековый роман; написан на лат. языке ок.1050 г. неизвестным клириком (вероятно, в Тегернзее). Герой романа - молодой рыцарь Руодлиб. В романе нашли отражение раннекуртуазные мотивы.

РУТЕНБУРГ, ВИКТОР ИВАНОВИЧ

РУТЕНБУРГ, ВИКТОР ИВАНОВИЧ (1911- 1988) - историк-медиевист, доктор ист. наук, профессор Ленинградского ун-та, зав. сектором всеобщей истории ЛОИИ АН СССР (с 1965 по 1987 г.), чл.-корр. АН СССР (1976). В исслед. тематике Р. значительное место отведено проблемам экономич. истории, нар. движениям XIV-XV вв., истории города средневековой Италии, проблемам культуры эпохи Возрождения. Р. написаны работы по истории Италии и учеб. пособия. Науч. наследие Р. составляет более 200 работ не только по истории Италии, но и по многим важным проблемам европ. Средневековья. Работы Р. опубликованы на многих европ. языках. Важное значение для науки имела его деятельность по публикации рукописных материалов из архива ЛОИИ («Акты Кремоны XIII-XVI веков в собрании Академии наук СССл. М; Л., 1961; «Итальянские коммуны XIV-XV веков». М, 1965). Р. был отв. ред. сб. «Средние века» (с 1981 г.), представлял отечественную науку на многих междунар. конгрессах и конференциях.

Основные работы Р.: Очерк из истории раннего капитализма в Италии: Флорентийские компании XIV века. М; Л., 1951; Народные движения в городах Италии XIV-начала XV века. М.; Л., 1958; Италия и Европа накануне нового времени: Очерки. Л., 1974; Титаны Возрождения. Л., 1976; Итальянский город раннего средневековья до Возрождения. Л., 1987.

Лит.: Брагина Л.М. Виктор Иванович Рутенбург // СВ. 1989. Вып. 52; Ролова АЛ, Курбатов ГЛ. К 70-летию члена-корреспондента АН СССР В.И. Рутенбурга // СВ. 1981. Вып. 44.

РЫЦАРСКИЕ ДОСПЕХИ

РЫЦАРСКИЕ ДОСПЕХИ - Оборонительные р.д. - панцирь или броня, кольчуга, латы, шлем, щит. Вначале броню делали из кожи и покрывали ее металлическими бляхами (кольцами). Затем появилась кольчуга (с 1-й пол. XII в. вошла во всеобщее употребление), сплетенная из стальных колец, иногда в 2-3 слоя. Кольчуга напоминала сетчатую тунику, свисала до колен и имела разряды спереди и сзади для удобства при верховой езде; просуществовала до сер. XIV в. Достоинством ее была подвижность и прочность. Однако постепенно подвижность принесли в жертву прочности - стали защищать наиболее уязвимые части тела металлическими пластинами. С XIV в. появились латы. Вызвано это было усовершенствованием оружия, появлением огнестрельного оружия, от которого кольчуга не защищала.

С сер. XIV в. р.д. превратились в совершенно закрытую полую цельнометаллическую статую. Весило такое снаряжение 35 кг и более, и нужно было обладать большой физич. силой, чтобы переносить в нем тяготы битвы.

К оборонительным р.д. относился и шлем. Первоначально он был конусообразной формы. Делали его из железа. На шлем часто надевали нашлемник (коронованные особы носили нашлемник в виде короны). Кроме того, к шлему крепился набородник, а к нему прикрепляли забрало, наносник, нащечники. С XII в. появились массивные горшковидные шлемы, которые покрывали голову целиком и опирались на плечи. Носили их только во время сражения, поскольку они были очень тяжелы. В обычное время надевали более легкие шлемы с острым гребнем. В XIV в. шлемы часто украшались нашлемниками из дерева с геральдич. фигурами. Их формы становились более разнообразными, варьировались в разных странах. Совершенной формой считалась остроконечная, так как она смягчала силу удара, оружие соскальзывало со шлема.

Щит был также оружием защиты. Первоначально рыцарские щиты были громоздкими и прикрывали все тело. Затем их размеры стали меньше, треугольной формы, они стали более легкими - для удобства манипулирования. Встречались щиты круглые и полукруглые. Как правило, на щите изображался герб рыцаря. Главная часть герба - т.наз. «щит», имел овальную, треугольную или иную форму. Щит герба расписывался разными цветами: лазурным, зеленым, красным, черным. Для гербов употребляли два металла - золото и серебро и Два меха - горностая и белки. Щит герба украшали геральдич. фигурами льва, леопарда, волка, орла.

Длина копья достигала в XIV в. 4,5 м; делали его из легкого дерева: липы, вяза, сосны, осины, ясеня. Самыми лучшими считались ясеневые копья. Копье состояло из древка, железного наконечника, под которым прикрепляли флажок. Флажок имел сугубо практическое назначение: он мешал копью войти слишком глубоко в тело противника. Но применение такого копья стало возможным лишь после введения стремян: они давали всаднику опору при метании. Копье редко переживало одно сражение. В конном бою задача рыцаря состояла в том, чтобы выбить противника из седла, поскольку в тяжелом вооружении всадник уже не мог подняться без посторонней помощи.

Помимо недолговечного копья рыцарь был вооружен железным мечом - самым почетным оружием. Раннесредневековые мечи были сравнительно короткими, широкими, заостренными только с одной стороны, но самого высокого закала, чтобы не ломались о броню и шлемы. Позднее, в IX-X вв., получили распространение массивные мечи длиной до 1 м. Эфес меча представлял собой крест - символ Христа. Мечи украшали драгоценными камнями, давали им имена, личные прозвища, на мечах приносили клятвы, о них складывали легенды. Меч переходил от отца к сыну.

Рыцарь имел 2-3 коня: обычного и боевого, в доспехах. Такого коня можно было поразить только в брюхо. Голову лошади закрывали металлическим или кожаным наглавником, грудь - железными бляхами, бока - кожей. Кроме того, коня накрывали попоной или чепраком из бархата или другой дорогой материи с вышитыми гербами рыцарей. Лошади, «вооруженные» таким образом, назывались «латными».

РЫЦАРСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

РЫЦАРСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - система воспитания сыновей светских феодалов: до 7 лет в семье; при дворе сеньора - до 14 лет - пажи; до 21 года - оруженосцы. Р.в. включало обучение 7 рыцарским добродетелям (верховой езде, фехтованию, владению копьем, плаванию, соколиной охоте, сложению стихов в честь дамы сердца, игре в шахматы), а также придворному этикету. Будущие рыцари получали и религиозное воспитание. В 21 год оруженосцы проходили обряд посвящения в рыцари.

РЫЦАРСТВО

РЫЦАРСТВО (от нем. Ritter - конник) - военно-землевладельч. сословие в средневековой Зап. Европе. В широком смысле р. включало в себя всех светских феодалов-воинов, нобилитет. Но рыцарем не рождались (даже короли), а становились через обряд посвящения (см. Посвящение в рыцари). Р. начало складываться в VIII в. в процессе развития феодально-иерархич. отношений. Смысл, который вкладывали в понятие «рыцарь» в VIII-IX вв. и в XII в., был различным. В нач. IX в. рыцарь - это воин, который несет вассальную, обычно конную, воен. службу своему сеньору. В IX-X вв. рыцари были низшими представителями господствующего класса, у которых отнюдь не всегда были вассалы. Как особый слой средневекового общества р. сложилось лишь к XI в., а в эпоху классич. Средневековья и позднее превратилось в особое военно-аристократич. сословие, в воен. аристократию, касту. Рыцари считали себя «цветом мира», высшим слоем общества.

Пройдя обряд посвящения, рыцарь почти сразу становился чьим-либо вассалом - включался внутри класса феодалов в личные и имущественные связи, для чего проходил оммаж и в результате акта инфеодации получал землю, вступал во владение фьефом (см. Инвеститура).

Р. возникло во Франции, а затем и в остальных странах Европы. Фр. влияние особенно сказалось в период крестовых походов, когда все зап. р. перемешалось и объединилось. Немало способствовали распространению рыцарских взглядов и ордены, которые образовались в тот же период.

Одна из основных доблестей р. - щедрость; богатство - не самоцель в рыцарской жизни, оно приобретается с тем, чтобы потом быть растраченным. В отношении сеньора рыцари были безропотны, сохраняли вассальную верность, в отношении врага - беспощадны. Основные занятия р. - война, охота, рыцарские турниры. Ведением хозяйства рыцарь не занимался. Не манила его и семейная жизнь. До крестовых походов женщина занимала незначительное место в жизни рыцаря, большую часть времени жена проводила на своей половине, редко показываясь перед обитателями замка. Но к XII в. идеал грубого, малообразованного рыцаря уступил место Другому: в рыцарях стали ценить обходительность, галантность, любезность, вкус к изящному, образованность, хорошие манеры. XII столетие принесло особое явление в жизни рыцаря - культ Дамы и куртуазную любовь.

Во Франции рыцарей называли Шевалье, в Испании - кабалъерос, в Германии - риттеры.

С распространением огнестрельного оружия р. начинает терять свое значение, и с XV в. роль его сводится на нет.

Лит.: Иванов КА. Многоликое Средневековье. М., 1996. Кардини Франко. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987; Руа ЖЖ. История рыцарства. М., 1996. Ястребицкая АЛ. Западная Европа XI-XIII веков. Эпоха. Быт. Костюм. М., 1978.

РЮДЕЛЬ ДЖАУФРЕ

РЮДЕЛЬ ДЖАУФРЕ (сер. XII в.) - провансальский трубадур. Как свидетельствуют «биографии» поэта, составленные в XIII в., Р. был знатным человеком - князем Блаи. Участвовал во 2-м крестовом походе. С именем этого поэта связана одна из самых популярных легенд о возвышенной любви. В жизнеописании трубадура рассказывается, что Р., сеньор Блаи, полюбил графиню Триполитанскую за красоту, добродетель и благородство, о которых слышал от паломников, и сложил в ее честь много прекрасных стихов. Чтобы увидеть графиню, он отправился в крестовый поход, но во время морского путешествия заболел и скончался в Триполи на руках графини. Она приказала похоронить его с почестями в соборе триполитанского ордена тамплиеров, а сама в тот же день постриглась в монахини. Возможно, эта легенда придумана «биографами» трубадура на основании его кансон, в которых повествуется о безнадежной любви поэта к далекой прекрасной женщине - о «любви издалека». Эта легенда была очень популярна в европ. лит. XIX-XX вв.

Лит.: Зарубежная литература средних веков/ Сост. Б.И. Пуришев. М, 1974; Песни трубадуров. М, 1979; Чернеет МЛ., Штейн АЛ., Яхонтова МЛ. История французской литературы. М, 1965.

РЮТБЁФ

РЮТБЁФ (ок. 1230-1285) - фр. поэт и автор драм, произведений. Парижанин, судя по ряду стихов, принадлежал к низшему слою гор. населения. Был одним из последних жонглеров. Принимал деятельное участие в полит, событиях своего времени. Разрабатывал многие жанры современной ему лит. В нескольких циклах сатирич. стихов, которые носят живой и злободневный характер, Р. дал широкую панораму эпохи, затронул острые вопросы своего времени, отразил жизнь средневекового города. В своих произведениях, в т.ч. и в фаблио, полных сарказма и юмора, Р. клеймит пороки дворянства, корыстолюбие гор. верхушки, лицемерие служителей церкви («Завещание Осла», «Брат Дениза» и др.). Р. написал для сцены «Миракль о Теофиле» (это ранняя литературная обработка сказания о продаже человеком своей души дьяволу). Католич. церковь усматривала в произведениях Р. прямую угрозу, поэтому его сочинения в конце XIII в. буллой папы Александра IV были осуждены на сожжение.

Лит.: Алексеев М.П., Жирмунский В.М., Мокульский С. С, Смирнов А А. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. М., 1987; Михайлов АД. Старофранцузская городская повесть «фаблио» и вопросы специфики средневековой пародии и сатиры. М., 1986.

РЯСА

РЯСА (от греч. rason - вытертая поношенная) - повседневная верхняя одежда монахов и духовенства с длинными рукавами. Р. могла быть черного цвета (у бенедиктинцев), коричневого темно-синего, белого, реже серого и кремового цветов. По цвету р. можно было определить принадлежность монаха к тому или иному ордену.

Предыдущая страница Следующая страница