Статьи на букву "В"
ВАКХАНКИ (БАССАРИДЫ, МЕНАДЫ) Спутницы, почитательницы бога Диониса, согласно описанию Еврипида в «Вакханках». Толпами, в безумном восторге, ходят они за Дионисом. Лишены всех человеческих страхов и условностей. Живут свободно, бродят по лесам и горам, едят сырое мясо диких животных. Существовала традиция изображать их в ритуальном танце, полуобнаженными, в звериных шкурах, часто подпоясанными задушенными змеями, с тирсами в руках. В живописи Ренессанса они мало чем отличались от танцующих нимф, хотя Тициан в своей картине «Вакханалия» передает чувственную непринужденность их разгула. Пуссена скопировал Пикассо, придав сюжету тревожную тональность. |
Греческий лирический поэт, родился на острове Хиос в конце 6 в. до н. э., племянник Симонида и соперник Пиндара. Он поселился, возможно в изгнании, на Пелопоннесе и какое-то время жил при дворе Гиерона в Сиракузах. Большая часть его уцелевших стихов - это победные оды, заказные дифирамбы, гимны. |
Так греки называли всех тех, кто не говорил на греческом языке (barbaros - «непонятно болтающий»). Отсюда возникло презрительное обозначение грубого и некультурного человека. Похожий эквивалент в русском языке - немцы (от «немой»). |
Марк Теренций (116-27 до н. э.) Крупнейший римский ученый-энциклопедист. Варрон получил образование в Риме и Афинах и делал обычную общественную карьеру, пока Юлий Цезарь не поставил его во главе новой публичной библиотеки в Риме. После смерти Цезаря он удалился от дел, чтобы продолжать свои научные занятия, и, по преданию, написал более 600 книг с охватом тем. Основным произведением были «Человеческие и божественные древности». До нас дошли фрагменты «Менипповых сатир», трактат «О сельском хозяйстве», а также сочинение «О латинском языке». |
Ренат Флавий Автор первого устава староримской армии, из- ложенного в «Кратком изложении военного дела» (написан ок. 400). |
Полководец императора Юстиниана, чьи подвиги записаны его секретарем Прокопием. В 534 разгромил вандалов; в последующие годы вел успешные боевые действия против остготов, персов и гуннов. Зависть «друзей» полководца стала причиной того, что Велизарий был отозван в Константинополь. Потом его вызвали из отставки для защиты города от болгар. Позднее Велизария арестовали по обвинению в заговоре против императора, однако через год восстановили в правах. Он умер в 565, но, согласно позднему преданию, он кончил свои дни ослепленным и нищим. Именно таким нарисовал его французский художник-неоклассицист Давид в первой из его героических картин - «Подайте Велизарию грош». |
Фригийская богиня Кибела, культ которой с 204 до н. э. установлен в Риме. Иногда отождествлялась с Реей. Кибелу представляли на золотой колеснице, в окружении львов и пантер. Культ Кибелы требовал полного подчинения себе ее жрецов, когда в безумном экстазе они совершали самооскопление или наносили друг другу глубокие раны. Празднества в честь Великой Матери были наиболее пышными во время заката Империи, когда Кибела отождествлялась с покровительницей городов, дарующей им благосостояние. Овидий в «Фастах» упоминает об учреждении в ее честь Мегализийских игр, а Лукреций Кар в поэме «О природе вещей» описывает шествие в честь богини - защитницы городов, дарящей им плоды земли. |
Главный представитель государственной религии в Риме. Пожизненная должность. Император Август в 12 до н. э. объявил себя великим понтификом, и с этих пор религия была прочно спаяна с императорской властью. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
В одной из ранних римских легенд, рассказанной Ливией в 3-й книге «Истории», она убита своим отцом Децимом Вергинием, спасавшим ее от домогательств Аппия Клавдия, одного из Коллегии Десяти, избранной для создания кодекса законов. Это привело к плебейской революции 449 до н. э., которая свергла децемвират. Неизвестно, была ли эта история придумана, чтобы объяснить историческое восстание, или преследовалась цель дискредитации старинной патрицианской фамилии Клавдиев. |
Гай Печально известный правитель римской провинции Сицилии, оставшийся в памяти преимущественно благодаря речам Цицерона, возбудившего против него иск от имени сицилийских городов в 70 до н. э. Веррес обвинялся в вымогательстве, растрате собранных в качестве налога денег, похищении произведений искусства, подкупах и несправедливом управлении: Были произнесены только две речи из шести, остальные написаны и опубликованы, после чего Веррес был приговорен к ссылке и возмещению ущерба. Ювенал, однако, предполагает, что он взял с собой большинство награбленного; и казнен был потому, что Марк Антоний домогался его имущества. |
В римской мифологии божество превращений и сменяющихся времен года. Культ Вертумна берет начало из этрусского города Вольсинии. По преданию, Вертумн повернул вспять воды разлившегося Тибра и, благодаря искусству принимать различные образы, покорил сердце Помоны. |
Вождь кельтского племени авернов (Центральная Франция), поднявший восстание в 52 до н. э. против римской оккупации Галлии; был побежден только после долгого героического сопротивления. Его доставили в Рим в триумфальной процессии Цезаря и вскоре казнили. Цезарь отдает дань его способностям в своих «Галльских войнах». |
Тит Флавий (римский император, 69-79) Первый император династии Флавиев после убийства Нерона и года гражданской войны; легионы восточных провинций провозгласили его императором. Веспасиан был послан Нероном подавить иудейское восстание, но тот оставил в Палестине своего сына Тита и повернул на Рим. Веспасиан представлял из себя провинциального италийца с характерным набором добродетелей: бережливость, практичный здравый смысл, грубоватый прямой язык, и, если верить Светонию, ему было присуще выразительное остроумие. Веспасиан принес мир в изможденный распрями Рим и стабильность - в империю. Он заполнил вакансии в сенате такими же италийцами, как он сам, и держал свой бюрократический аппарат под строгим контролем, так что он оставил Рим в платежеспособном состоянии и был одним из немногих императоров, кто всеми оплакиваемый умер в собственной постели. Он начал строительство Храма Мира и огромного флавианского амфитеатра на месте Неронова Золотого Дворца, позже ставшего известным как Колизей (по имени огромной статуи Нерона, стоявшей рядом с ним). Колоссальный скульптурный портрет Веспасиана, этого самого выдающегося после Августа правителя раннего принципата, хранится в Пергамон-музее. |
Римская богиня домашнего очага (соответствовала греческой Гестии), почиталась в каждом доме, а также официально - в храме на римском Форуме; в нем поддерживался огонь, который, по преданию, был принесен из Трои и который запрещалось выносить. До конца 4 в. за огнем смотрели девы-весталки, служительницы, число которых в исторические времена было шесть и которые служили тридцать лет под контролем верховного жреца. Карой для них, если они теряли девственность, было сожжение живьем; такой случай известен во времена Домициана. Вообще же весталки окружались большим почетом и пользовались многими привилегиями. Гестия-Веста почти не персонифицировалась ни в какие времена, оставаясь древним символом огня как источника жизни, а очаг символизировал личную безопасность, как это было во всех примитивных обществах. Общественный культ Весты, возможно, вырос из убеждения, что царский очаг имел особенную жизненную важность для его народа. |
Богиня победы (по-гречески «Ника», «Виктория» по-латыни); согласно Гесиоду, Ника была возвеличена Зевсом за то, что сражалась на стороне олимпийцев в войне с титанами. Иногда она идентифицировалась с Афиной, как в небольшом храме Афины-Ники на афинском Акрополе (Храм бескрылой Виктории). Наиболее известна из всех Викторий, вероятно, Крылатая Виктория Самофракийская, которая сейчас разместилась на главной лестнице в Лувре. Первоначально она изображала Викторию, осенившую нос корабля, и стояла в огромном бассейне, отражаясь в воде, как напоминание о морской победе; датируется примерно 190 до н. э. Она была найдена в 1813 разбитой на более чем сто мраморных обломков, которые затем собрали в знакомую всем, подхваченную ветром фигуру с большими распростертыми крыльями. В Риме Виктория имела храм на Палатинском холме и, естественно, почиталась армией, но самым священным ее символом был алтарь Виктории в здании сената. О его исчезновении рассказывает Симмах. |
Пастух, предводитель лузитанов (Испания), выступивших против Рима в 147-139 до н. э. Поводом к восстанию лузитанов, перешедшему в освободительную войну, был приказ, нарушавший мирное соглашение, разрешавший убивать и обращать в рабство лузитанов. В 141 до н. э. Вириат был признан в Риме в качестве правителя, но в 139 до н. э. подкупленные слуги убили его. Только после его смерти Лузитания была полностью покорена Римом. |
Третий из римских императоров в 69. Он командовал легионами на Рейнской границе, когда пришло известие о смерти Нерона, и был провозглашен его наследником. Армия Вителлия через Альпы достигла Италии и в апреле 69 одержала победу над Отоном, однако уже в июле потерпела поражение от легионов Веспасиана. Сам Вителлий был убит. |
Римский архитектор и инженер, землемер императора Августа, известный своим трактатом «Десять книг об архитектуре». Эта книга, охватывающая все типы греческих и римских построек, городской планировки, водоводов, строительной техники, также геометрию, астрономию и методы декорирования лепкой и фресками, - единственная в этом роде, дошедшая до нас из античности. Она несколько раз переиздавалась в средние века, но более всего Витрувий известен архитекторам Возрождения благодаря изданию 1486, оказавшему сильнейшее влияние на таких специалистов, как Брамант, создавший собор Святого Петра, и Палладио - автора Базилики в Виченце и церквей в Венеции. Таким образом, можно сказать, что Витрувий определил классический стиль для Европы. «Человек Витрувия» относится к его объяснению теории идеальных человеческих пропорций посредством квадрата, соотнесенного (не вписанного) с кругом, и существует много рисунков, сделанных для иллюстрации этого. Самым знаменитым, вероятно, является рисунок Леонардо да Винчи, но прекраснейший из них - «Веселый лень» Блейка в Британском музее, о котором было сказано, что «геометрически совершенный человек вновь обретает часть утраченной Аполлоновой жизненности». |
Власть обожествленного при жизни правителя, которому воздавались такие же почести, как богу (строились храмы, приносились жертвы и т. п.). Власть царя-бога была характерна для Римской империи. |
Война мышей и лягушек, «Batrachomyomachia», греческая героико-комическая поэма VI или V вв. до н. э. Шуточная эпическая поэма (в 303 гекзаметрах) представляет собой пародию на героический эпос типа Илиады. Торжественная форма (язык и стих героической эпопеи) составляют явное противоречие с содержанием, что служит созданию комического эффекта. Мыши объявляют войну лягушкам. Ее судьбами, как и в Илиаде, распоряжается сонм богов. Поединки героев также напоминают описания их у Гомера. Война в конце концов заканчивается победой лягушек, с подкреплением к которым приходят раки. Еще во II в. до н. э. Произведение приписывали Гомеру, другая древняя традиция усматривает автора в Пигрете Галикарнасском. Поэму, чрезвычайно известную и в новое время, много читали, она нашла множество подражателей. В Европе под влиянием поэмы стали создавать эпос о животных и героико-комический эпос. |
Римский бог огня, идентифицированный с Гефестом и иногда называемый Мульцибером, «плавильщиком». Вулкан с циклопами, работающий в кузнице, представлял собой популярный сюжет для художников, и существует много второстепенных примеров наряду со знаменитыми картинами Тинторетто и Веласкеса; а Мортон в «Фонтанах Рима» описывает примечательное гидравлическое сооружение в садах Квиринальского дворца, датируемое концом 16 в., - пещера с мраморными фигурами в натуральную величину, бившими молотами по наковальне, когда вода пускалась в механизм. Но самые замечательные изображения Вулкана дал Пьеро ди Козимо. Он почерпнул информацию у Лукреция и у Витрувия (отрывок в книге 2), где описывается примитивное начало цивилизации до открытия огня и добавляется странное замечание, что Вулкан был воспитан обезьянами. Вулкан почитался в магических трактатах, так как якобы имел способность на десять лет отсрочивать веления судьбы. |