Икона
Техника древнерусской иконописи своеобразна: писали на дереве, сухом и выдержанном в течение нескольких лет. Маленькие вещи выполнялись на одной доске, большие на трех-четырех, скрепленных шпонками сзади. Доски тщательно обрабатывались вгладь с лицевой стороны, на них наклеивалась скрепляющая их паволока (холст), на нее накладывался левкас (слой мела), затем писали красками. Краски растирались на яйце (на желтке), откуда техника живописи получила в наше время название "яичной темперы". Натуральные красители давали очень чистые и яркие тона: красная киноварь, зеленая краска, желтые охры, синяя ляпис-лазурь и другие. Они употреблялись и в чистом и в смешанном виде, в свучном сочетании с белой и черной и с золотом.
Ист.: ГТГ, 1968
Икона (от греч. εικών - изображение, образ), в христианской религии (православии и католицизме) в широком смысле - изображение Иисуса Христа, богоматери и святых, которому церковь приписывает священный характер; является предметом культа; в узком значении - произведение станковой живописи, имеющее культовое назначение. В католицизме преобладают скульптурные изображения, в православии - живописные на дереве.
Ист.: БСЭ, 1978
См. также : иконостас
Иллюстрации:
Москва. Часть иконостаса Владимирского собора Сретенского монастыря.
Икона Спасителя на стене первого яруса колокольни Покровской церкви в Воскресенском Ногинского района Московской области.
Икона Николая Чудотворца в Сергиевской церкви Николо-Пешношского монастыря в Московской области.
Икона святителя Тихона, патриарха Всероссийского и священномученика Илариона, архиепископа Верейского в церкви Вениамина и Никифора Соловецких в Северодвинске Архангельской области.
Икона с изображением Сергия и Никона Радонежских на Святых воротах Троице-Сергиевой лавры. Сергиев-Посад Московской области.
Деталь интерьера церкви Михаила Архангела в Бушарино Одинцовского района Московской области.
Икона Св. Пр. Геннадия и Никифора Важеозерских в Троицкой часовне Александра Свирского мужского монастыря Ленинградской области.
Соловецкий монастырь. Секиро-Вознесенский скит. Церковь Вознесения Господня, придел Чуда Архистратига Михаила в Хонех. Икона «Воскресение Христово»
Соловецкий монастырь. Секиро-Вознесенский скит. Церковь Вознесения Господня, придел Чуда Архистратига Михаила в Хонех. Икона «Собор святых новомучеников и исповедников российских».
Соловецкий монастырь. Секиро-Вознесенский скит. Церковь Вознесения Господня. Икона «Чудо Архистратига Михаила в Хонех».
Ильинская (Воскресенская) церковь в Курске. Интерьер.
Икона св. преподобного Владимира Белопесоцкого в Сергиевской церкви Троицкого Белопесоцкого женского монастыря в городе Ступино Московской области.
Икона Богоматери «Живоносный источник». Часовня на Святом роднике недалеко от села Иванищи Старицкого района Тверской области.
Космодамианский храм в селе Летово Рыбновского района Рязанской области. Правый придел.
Космодамианский храм в селе Летово Рыбновского района Рязанской области. Иконы в правом приделе в основном объеме.
Часть интерьера Иверской часовни Иоанно-Богословского монастыря в Пощупово (Рязанская область). Справа на стене видны старые росписи в арке прежних Святых ворот, внутри которых устроена часовня.
Икона «Святая Троица» над входом в церковь Троицы Живоначальной в с.Ломное Грайворонского района Белгородской обл.
Москва. Церковь Покрова в Филях. Интерьер верхнего храма Спаса Нерукотворного Образа.
Спас Вседержитель - родовая семейная реликвия первых ярославских князей, икона домонгольского периода, список с которой с конца XVIII-го века находился в Успенском соборе в Ярославле.
Лукинская церковь при Городской клинической больнице N7 в Москве. Храмовая икона Луки, архиепископа Крымского.
Москва. Церковь Покрова в Филях. Икона «Успение» из местного ряда иконостаса верхней (летней) Спасской церкви.