Дик П.Ф.: Основы культурологии. Учебный комплекс. Часть II. Хрестоматия.
Государство, право, образование, наука.
Древний Китай

ДРЕВНИЙ КИТАЙ

Конфуцианство

Князь Ай-гун спросил:

- Как заставить народ повиноваться?

- Если возвышать честных над бесчестными, народ будет повиноваться. А если возвышать бесчестных над честными, народ повиноваться не будет...

Цзыгун спросил, как нужно управлять государством.

- Обеспечить в достатке пищей, — ответил Учитель, - обеспечить в достатке оружием и чтобы народ тебе доверял.

- А если бы, — спросил Цзыгун, — пришлось вдруг от чего-то отказаться, так от чего в первую очередь?

— сказал Учитель.

- А если бы, — спросил Цзыгун, — пришлось вдруг еще от чего-то отказаться, так от чего в первую очередь?

- От пищи, — сказал Учитель. — Ведь издревле повелось, что люди так и так умирают. А вот когда народ не доверяет — государству не устоять.

Учитель отправился в Вэй, и Жань Ю правил повозкой.

- Как здесь многолюдно! — сказал Учитель.

— сказал Жань Ю, — то, что еще следует сделать для этих людей?

— сказал Учитель.

- А когда разбогатеют, — сказал Жанъ Ю, — то что бы еще для них сделать?

- Воспитать их, — сказал Учитель.

(Из книг мудрецов: Проза Древнего Китая. М., 1987)