Дик П.Ф.: Основы культурологии. Учебный комплекс. Часть II. Хрестоматия.
Искусство.
Казахская культура

КАЗАХСКАЯ КУЛЬТУРА

Музыка

В традиционной казахской музыкальной и материальной культуре значительное место занимают народные музыкальные инструменты. К ним относятся домбыра, қобыз, сыбызғы, дауылпаз, ысқырық, қамыс сырнай, қос сырнай, бұғышақ, муiз сырнай, керей, шертер, жетiген, шаңқауыз, дабыл, даңғара, шың кепшiк, асатаяқ, қоңырау. Из указанных инструментов одни относятся к ударным — мембранофонам, другие — духовым аэрофонам, третьи — ударно-шумовым — идиофонам, четвертые — к группе струнно-щипковых и струнно-смычковых — хордофонам.

— сыбызғы, изготавливаемый из полого стебелька зонтичного растения — курая. Простая форма и доступность материала, из которого изготавливался сыбызғы, конструкция способствовали его популярности среди казахских народных музыкантов.

қылқобыз, относящийся к смычковому двухструнному инструменту, входящий в класс хордофонов. Термин «қобыз», а также созвучные названия «хомус», «хомыс», «комуз», «кубуз», «хомуз» бытуют неслучайно. О қылқобызе упоминается еще в книге «Китаби деде Коркут», датируемой VIII—IX вв. Название встречается и в других ранних письменных источниках. Слово «қыл» связано со струнами из конских волос. Қылқобыз был в употреблении у баксы (шаманов) и народных исполнителей.

История кобызового исполнительства была связана с религиозно-магическими ритуалами бақсы (кам)— шаманов. Қобыз служил средством общения баксы со своими духами-помощниками (аруахами). Наряду с этим кобызовая традиция носит не только ритуальный характер, но и связана с эпическим творчеством жырау, который в кочевой культуре занимал одно из видных мест, поскольку он находится на высоком социальном положении. Жырау (сказитель, советник, предсказатель)находились обычно при ставке ханов, являлись военными и политическими советниками, воспевали героические подвиги ханов, батыров и соплеменников, вдохновляя народ на новые подвиги. Постепенно историческая судьба как қобыза, так и қобызовой традиции стала угасать, поскольку с исторической арены жырау стал сходить в связи с социально-экономическими изменениями в кочевом обществе казахов. Исполнение эпических произведений перешло к акынам-жыршы, их эпическим сказаниям в сопровождении домбыры. И лишь устойчивыми носителями қобызовой традиции оставались только бақсы.

Домбыра была излюбленным инструментом народных музыкантов. Она имела различные формы корпуса и грифа и разное количество пернеладки (от 7—9 до 21—23 перевязей на грифе). В прошлом струны домбры изготавливались из козлиных кишок (iшек), а в древности из кишки рогатого горного козла (тау теке). Струны делали также из бараньих кишок, однако, они издавали тусклый, матовый звук и плохо держали строй инструмента. Нежная, мягко певучая и бархатная (қоңыр үндi, күмбiрлеген дыбысты), звучность домбыры издавна известна многим. Домбыру можно было изготовить и использовать в условиях нелегкого кочевого быта. Значение термина «домбыра», мы связываем с анимистическими понятиями людей о том или ином предмете, которым они пользовались в своей жизни. В человеческой жизни и его истории «аниматизм является, по-видимому, первой попыткой целостного осмысления мира человеком и связан со склонностью людей приписывать окружающему миру черты своего характера, психических переживаний и жизнедеятельности».

қсы (кам)— шаманов. Известно, что главным инструментом в древности также считался бубен — даңғара. Символика бубна «отражает понимание шаманских бубнов как животное». Следуетотметить, что «животное, шкурой которого был обтянут бубен, шорский шаман называл таг-бура (таг — гора бура — дикое рогатое животное) и считал своим главным духом-покровителем».

О древности домбровой традиции свидетельствуют также кюйи-легенды, выполнявшие роль сопровождения ритуально-обрядовых действий, отражая архаичные верования, тесно связанные с древней мифологией, точнее — мифотворчеством.

— сольная форма игры на инструменте. Она способствовала выдвижению ярких личностей в различные исторические эпохи. Народ сохранил имена своих лучших представителей, как Кет-Буга, Асан-Кайгы, Карт-Ногая, Байжи-гита, Бежена и др.

В домбровой культуре сложились две ведущие инструментально исполнительские традиции: западноказахстанский "токпе-кюй" и восточноказахстанский «шертпе-кюй».

— профессионалов устной традиции. Искусство каждого кюйши и его стиль отличались яркой индивидуальностью, характерной манерой исполнительства, определенным арсеналом средств музыкальной выразительности и разнообразием тематики домбровых кюйев. Среди выдающихся кюйши, можно назвать Байжигита (XVII—XVIII вв.), Богда (1765—1845 гг.), Махамбета (1804—1846 гг.), Курмангазы (1818—1889 гг.).

В музыкальной культуре казахов видное место занимают народные песни. Они представлены как в фольклорном, так и народно-профессиональном плане. Раскрытие специфики и особенностей музыкального фольклора, прежде всего, связано с народной терминологией, складывавшейся на протяжении многих столетий.

Народное творчество, по-существу, включало в себя и музыку, и поэзию, и обряд, и нередко элементы сценическо-драматического и певческого искусства, а также инструментальное музыкальное исполнительство. Акыны, жыршы, домбристы обладали высокими ассоциативными способностями, чутким восприятием мира, кратковременной и долгосрочной памятью, способствовавшие сохранению в традиции казахов многих видов и родов народного музыкального искусства. Слово «ақын» включает в себя широкое собирательное понятие. Например, акынами киргизы и казахи называли тех певцов, которые с домброй в руках пели перед публикой или же выступали в айтысе, т. е. в песенно-поэтическом состязании. Настоящим считался тот, «кто захватывал слушателей стремительной искусной импровизацией». Акын был своего рода носителем возвышенной, высокой поэзии, создателем орнаментально-музыкального полотна. Расшифровывая этимологию термина «ақын», мы предлагаем следующую версию. В казахском языке есть слово «ағын» (бурное течение, бурный поток, широкий разлив), от которого образуется производное слово «ағылу» (бурное течение), несущееся по руслу. Отсюда акын дословно переводится как «чистая интонация, чистый голос, гармония возвышенных слов и музыки, благородная речь». Не случайно певцы, акыны-импровизаторы, музыканты пользовались почетом и уважением. Они были желанными гостями, любимцами народа. Хорошая песня ценилась дороже отар овец и косяков коней. «Верблюда-нара я отдал за песню... Пусты мои кошары, но песней я богат,— с гордостью заявляли народные певцы».