Дик П.Ф.: Основы культурологии. Учебный комплекс. Часть II. Хрестоматия.
Искусство.
Средневековая Европа

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПА

Поэзия вагантов

Бог сказал апостолам: «По миру идите!»
И по слову этому, где ни поглядите.
Мнихи и священники, проще и маститей,
Мчатся — присоседиться к нашей славной свите...
Саксы, франки, мейсенцы, свевы и батавы,
 В орден наш собравшие все концы державы,
 Молвите, прослушавши ордена уставы:
 «Сгиньте, скряги алчные! Сгибните без славы!»
Образ милосердия мы одни являем:
Бедного, богатого — всех мы принимаем:
Знатных с низкородными, дельного с лентяем,
Кто из монастырских врат в шею был толкаем.
Рады и монаху мы с выбритой макушкой,
Рады и пресвитеру с доброю подружкой;
Школьника с учителем, клирика со служкой
И студента праздного — всех встречаем кружкой.
Принимает орден наш правых и неправых,
Старых и измученных, молодых и бравых,
Сильных и расслабленных, видных и плюгавых,
И Венерой раненных, и всецело здравых...
Ордена бродячего праведна основа:
— несурова;
Нам милей говядины жирный кус здоровый.
Чем болтушка постная из крупы перловой...
Возбраняет орден наш раннее служенье –
Встав, мы ищем отдыха, ищем угощенья,
Пьем вино и кур едим, судьбам в посрамленье:
Это нам угоднее времяпровожденъе.
Возбраняет орден наш быть в двойной одеже –
Сверху свитки плащ носить можно лишь вельможе;
Мы же в кости спустим плащ, да и свитку тоже,
А потом расстанемся с поясом из кожи.
Твердо это правило помнит мир досужный:
Кто в рубахе чванится, тем штанов не нужно.
Коль наденешь лишнее — если не недужный, —
Будь под отлучением: мы с таким не дружны.
Сан не дозволяет нам уходить голодным:
Выклянчив, дарением поживись угодным!
Будет нам и медный грош нужным и доходным,
Коли с ним ты сядешь в зернь игроком свободным...

(Поэзия вагантов. М., 1975)

Из «Божественной комедии»

Мучительной державы властелин
Грудь изо льда вздымал наполовину;
И мне по росту ближе исполин,

По этой части ты бы сам расчел,
Каков он весь, ушедший телом в льдину.
О, если вежды он к Творцу возвел
И был так дивен, как теперь ужасен,
Он, истинно, первопричина зол!
И я от изумленья стал безгласен,
Когда увидел три лица на нем;
Одно — над грудью; цвет его был красен;
А над одним и над другим плечом
Два смежных с этим в стороны грозило,
Смыкаясь на затылке под хохлом.
Лицо направо — бело-желтым было;
Окраска же у левого была,
Как у пришедших с водопадов Нила.
Росло под каждым два больших крыла,
Как должно птице, столь великой в мире;
Таких ветрил и мачта не несла.
Без перьев, вид у них был нетопырий;
Он ими веял, движа рамена,
И гнал три ветра вдоль по темной шири,
Струи Коцита леденя до дна.

Из трех пастей кровавая слюна.

По грешнику; так с каждой стороны
По одному, в них трое изнывало.