Дик П.Ф.: Основы культурологии. Учебный комплекс. Часть II. Хрестоматия.
Быт и нравы.
Первобытная культура

БЫТ И НРАВЫ

ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА

Гигиена

Человек никогда не был равнодушен к тому, как он выглядит. Внешность человека — это всегда «произведение искусства» — несомненно, одного из древнейших искусств. В отличие от животных, которые довольствуются той внешностью, которую им дала природа, человек сам создает свой внешний облик, выражая в нем свое мировоззрение, вкусы и привычки. Поэтому если животные одного вида похожи друг на друга, где бы они ни жили, то люди разных времен и народов выглядят до неузнаваемости различно.

— наказание, им наделены люди, совершившие тяжкие грехи в своих прежних перерождениях. В китайских преданиях общественные несчастья пошли от того, что государство было доверено наследнику с поврежденной ногой. В Древнем Риме жрицами огня — весталками — могли быть только девушки без телесных недостатков.

Но телесный порок мог быть и знаком особой отмеченности, избранности. Хромота или слепота могли обозначать особую мудрость и магическую силу. Хромыми или слепыми часто были колдуны и сказители. Хромым был библейский патриарх Иаков и древнерусский богатырь Илья Муромец, одноглаз был верховный бог скандинавов, вещий Один, слеп был легендарный сказитель Греции Гомер.

Удивительно, как различаются взгляды разных народов на человеческую красоту. Так, у некоторых полинезийских народов вожди должны были быть очень полными, и их специально для этого откармливали. Кроме того, они должны были отличаться от соплеменников светлой кожей.

Но где бы и когда бы ни жили люди, они одинаково стремятся к чистоте и опрятности своего тела. Омовение гостя — непременная часть обряда гостеприимства, ритуальные омовения сопровождают большую часть религиозных церемоний. Там, где в достаточном количестве имеется вода, туземцы стараются поддерживать чистоту своего тела частыми купаниями. Замечание: «Ты моешься как белый!» — одно из худших оскорблений, которое может нанести один обитатель джунглей другому. Туземцы острова Понапе (Полинезия), по свидетельству очевидца, купались по два или три раза в день, и те из них, которые пренебрегали чистоплотностью, лишались общественного положения, опускались и подвергались бойкоту. Индеец племени крик должен был купаться хотя бы раз в день, а зимой по четыре раза в день вываливаться в снегу. Тех, кто не соблюдал этого правила, строго наказывали, царапая кожу на руках и ногах зубами змеи. Ежедневное посещение бани было непременным требованием для образованных греков и римлян. Там, где вода труднодоступна, например, в пустыне, туземцы очищают свое тело сухим песком. В Коране содержится подробное предписание относительно ритуального омовения песком перед молитвой, которое должно заменять в пустыне омовение водой.

В холодном климате, где купание в естественных водоемах невозможно из-за погодных условий, строят специальные помещения для мытья, которые были в каждом крестьянском хозяйстве. Таковы знаменитые финские бани (сауны) и русские паровые бани, которым, как упоминает «Повесть временных лет», путешественники на Руси удивлялись еще в XI веке. Попарившись в бане, прыгали потом в холодную воду реки или снег. Очистительное и возбуждающее действие этой процедуры на организм было для первобытного человека сродни магическому, и бани служили не только для гигиенических, но и для лечебных и ритуальных целей. Так, у калифорнийских индейцев существовали такие «ритуальные парильни», а в русской деревне до XX века ни одна свадьба не обходилась без ритуального мытья невесты в бане, чтобы охранить ее от всякого вреда в будущей супружеской жизни.

В Средиземноморье в этих целях чаще всего пользовались божественным елеем — оливковым маслом. Многие африканские племена для косметических целей употребляют масло пальмы рафия, предохраняющее также и от насекомых. В Океании содержащие жир косметические вещества изготавливаются главным образом из кокосового масла, которое входит также в состав большинства современных косметических препаратов. Для этого мелко растертое ореховое ядро подвергается на солнце процессу брожения. При этом выделяется масло, которое смешивается затем с пальмовым маслом, касторовым маслом, животным жиром и даже коровьим маслом с добавкой красного дерева, имбирного корня, трав или металлической пыли.

Приготовление мыла путем обработки жиров растительной золой и известью, по свидетельству Плиния Старшего, было известно еще древним германцам. Но в европейский быт оно вошло лишь к XVIII веку.

Ароматические масла служили не только для очищения и смягчения кожи, но и для придания ей приятного запаха, который всегда считался признаком культуры и комфорта. Так, в Древней Греции благовоние — признак свободного человека. Что же касается спиртовых духов, то они стали известны в Европе с XVI века, называясь первоначально «венгерской водой».

«Умащение» маслом, как и всякое гигиеническое действие, имело также ритуальный смысл: из Библии мы знаем, что им благословляли на царство царей (обряд, сохранившийся во всех позднейших монархиях), и им провожали в могилу покойников.

Чрезвычайно распространен обычай смешивать жир с краской для раскраски кожи лица и тела. Искусство грима, основанное на применении окрашенных жирных паст, было известно с каменного века. Относящиеся к эпохе палеолита находки свидетельствуют, что тогда употреблялось, по крайней мере, 17 различных красок для грима, среди которых наиболее распространенными были белила (мел, мергель, известь), черная краска (древесный уголь, марганцевая руда) и целая гамма оттенков охры — от светло-желтого до оранжевого и красного. Те же краски использовались и создателями шедевров палеолитической живописи.

руки. Позднее точно такие же лопаточки делались в Египте из драгоценных металлов. Те же туалетные принадлежности часто встречаются в древних могилах, свидетельствуя, что и загробная жизнь человека не мыслилась без ухода за лицом и телом. Несомненно, раскрашивались и сами мертвецы. В погребениях часто находят следы краски и целые костяки, окрашенные охрой. Так же, как живые и мертвые люди, раскрашивались и их скульптурные изображения. Так, знаменитая женская скульптура эпохи палеолита — «Виллендорфская Венера» — сохраняет отчетливые следы красной краски.

Точно такое же употребление находят натуральные красители у современных первобытных народов. Обладание красящими веществами настолько важно для них, что племена, не имеющие месторождений на своих территориях, получают доступ к рудникам на территории других племен. Разработка этих месторождений восходит к ледниковому периоду.

Раскраска тела и особенно лица была не простым украшением. Как и всякое действие, производимое с человеческом телом, она была призвана защитить его от внешнего вредоносного влияния и принести ему удачу. Поэтому такая раскраска часто была признаком мужчины-воина и часто приобреталась им во время посвятительного обряда инициации. Помимо своей защитительной функции орнамент раскраски заключал в себе всю информацию, которую нужно было знать о ее обладателе — о его родовой и племенной принадлежности, общественном положении, личных качествах и др. Воинская окраска должна была отпугивать не только злых духов, но и врагов в бою. Даже на Цезаря произвела впечатление синяя боевая окраска бриттов: «Все британцы красят себя вайдой, отчего они становятся синими, и это придает им более страшный вид в бою». Известно, что североамериканские индейцы раскрашивали себя в военных походах в красный цвет, за что и были названы «краснокожими».

(Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры. М., 1995)