Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия
Статьи на букву "Ж"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ж"

Жаргон

Жаргон (jargon), разновидность речи, используемой преимущ. в устном общении, для к-рой характерна специфическая терминология. Ж. применяется относительно устойчивой социальной отд. группой, объединяющей людей по признаку профессии (программисты, лингвисты и др.), положению в об-ве, интересам (филателисты) или возраста (молодежный Ж.)- Ж. зачастую вызывает раздражение общественности, к-рая борется за чистоту языка и культуру речи. Использование некрых видов Ж. (напр., воровского - арго) часто указывает на принадлежность к опред. социальной группе. Ж. частично совпадает со сленгом.

Женевские конвенции

Женевские конвенции (Geneva Conventions), ряд междунар. соглашений но защите жертв войны, ратифицированных целиком или частично большинством стран и нек-рыми негос. орг-циями, такими, как ООП (Организация освобождения Палестины) и СВАПО (Народная организация Юго-Западной Африки). Первая Ж.к., разработанная основателем Красного Креста швейцарцем Анри Дюнаном в 1864 г., касалась проблемы обращения с ранеными на войне. Последующие Ж.к. 1907, 1929, 1949 и 1977 гг. определяли принципы обращения с военнопленными и защиты гражд. лиц и запрещали такие действия, как депортация, пытки, захват заложников, коллективные наказания и репрессии, а также использование хим. и биол. оружия. Конвенция 1977 г. (доп. протоколы к Ж.к.) предусматривала более широкий комплекс мер по защите гражд. нас. и рассматривала проблемы, связанные с внутр. войнами.

Женское движение

Женское движение (в развивающихся странах) (womens movement, developing world), движение, к-рое, как и Ж.д. в зап. странах, преследует цель - добиться равенства между мужчинами и женщинами. В развивающихся странах женщины обычно в большей степени страдают от неравенства, чем в зап. странах: процент женщин в общем числе работающего нас. и уровень их грамотности ниже, тогда как Коэффициент рождаемости и показатель смертности женщин при родах, как правило, выше. Ограниченный доступ к образованию, низкий уровень подготовки, традиционно заниженная оценка женского труда по сравнению с мужским - все это принижает роль женщин в эконом., обществ, и полит, жизни стран. Работающих женщин, как правило, направляют на низкооплачиваемую и неквалифицированную работу, а общая их нагрузка больше, чем у мужчин, т.к., помимо прочего, они ведут домашнее хво, обслуживая большую семью. Во мн. странах женщины пытались улучшить свое положение, напр., протестуя против существующего законодательства о завещании имущества и принятых в исламских и араб, странах правил, предписывающих женщинам вести затворническую жизнь. В Африке прогрессивные орг-ции поддерживают женщин, занимающихся с.х. (на долю их приходится 70% производимого на континенте продовольствия), предоставляя им более широкую возможность использовать технику. В развивающемся мире в женских орг-циях, как правило, состоят женщины из более образованных слоев, как, напр., в Индии, где вызывают протест нек-рыс обычаи вроде вымогательства денег в счет приданого.

Жертвоприношение

Жертвоприношение (sacrifice), ритуальное приношение божеству или сверхъестественному существу, нередко сопровождаемое уничтожением жертвы. Ж. в том или ином виде существует в большинстве известных религий, при этом виды жертв, сопутствующие обряды, а также мотивы и цели жертвователей могут быть весьма различными. В жертву обычно приносится либо живое существо, либо что-то символизирующее собой жизнь, или просто ценная вещь. Акт Ж. может заключаться в убийстве, сжигании, уничтожении или захоронении приносимого в жертву существа или предмета, либо символического изображения жертвы. Большинство Ж. совершается гл.об. с целью восхваления, благодарения, просьбы либо искупления (включая очищение и умилостивление). Существуют разл. теории происх. Ж., каждая из к-рых дает объяснение отд. их видов, но не всего явления в целом. Одни исследователи рассматривают Ж. как особый вид дара - либо в знак уважения, либо с целью задобрить божество, - что, подобно обмену дарами между людьми, подразумевает взаимные обязательства. Др. отмечают, что Ж. может принимать форму общей трапезы, когда ритуальное заклание жертвы и совместное вкушение пищи способствуют сплочению общины. Кроме того, Ж. служит ср-вом установления связи между миром божественным и миром земным. Согласно еще одной теории, Ж. - это не столько обращение к какому-то опред. божеству, сколько способ вызвать к действию божественные или магические силы. Примером обряда Ж., совершаемого в наши дни, может служить христ. таинство причащения, к-рое является мистическим приобщением верующих к Телу и Крови Господней и понимается как подлинное присутствие Иисуса Христа, принявшего крестную смерть во искупление грехов человечества. Христианство заимствовало идею искупительной жертвы из древн. иудаизма, но сами иудеи не практиковали Ж. со времен Вавилонского плена (586-539 гг. до н.э.), вместо Ж. гл. формой богослужения стала молитва. Реформатская христ. церковь рассматривает причащение как таинство поминовения, не имеющее жертвенной силы. Вместе с тем христианство с самого начала утверждало необходимость самопожертвования или внутр. самоотречения, поэтому особое значение придавалось аскетизму. Ислам запрещает совершение обряда Ж. во время офиц. богослужения, однако в мусульм. обвах Ж. широко практикуется во время хаджа, или паломничества, а также во время праздника Ид аль-адха, отмечаемого в память о Ж. Авраама и носящего вместе с тем благотворительный характер (закат, один из пяти столпов ислама), поскольку мясо жертвенного животного раздается неимущим. В индуизме принесение в жертву пищи (прасад) является составной частью богослужения (пуджа). В соответствии с учением ахимсы буддизм запрещает Ж., связанные с пролитием крови, но древн. обычаи сохраняются в новом облике, как, напр., в Тибете, где древн. обычай человеческого Ж. заменен символическим жертвоприношением теста у алтаря.

Жестокое обращение с детьми

Жестокое обращение с детьми (child abuse and neglect), физ. и моральный ущерб, причиняемый взрослыми детям. Что считать Ж.о. с д., зависит от норм, принятых в об-ве (в одних принято бить ребенка за плохое поведение, в др. - нет). Дети могут страдать от физ. или душевных травм (напр., вызванных длительной изоляцией), от невнимательного отношения, приводящего к недоеданию, болезням и несчастным случаям. Ж.о. с д. чаще всего встречается в неблагополучных семьях, где царит нездоровая обстановка, объясняющаяся, как правило, бедностью или внутр. конфликтами. Существуют разл. пути решения этой проблемы - от превентивных мер в виде помощи родителям, оказываемой разл. социальными службами, в т.ч. здравоохранения и охраны детства, до прямого вмешательства, часто заканчивающегося лишением родительских прав. Термин жестокое обращение об-ва с ребенком иногда используется в отношении наносимого детям ущерба, когда это объясняется неблагополучной средой или неблагоприятными социальными и полит, условиями. Конвенция ООН о правах ребенка выдвигает на первый план обязанность гос-ва защищать всех детей и принимать спец. меры в отношении являющихся жертвами жестокого обращения со стороны об-ва. Однако возможности решения этой проблемы с помощью междунар. права ограничены, т.к. roc-во часто само является правонарушителем, а ООН, не имея ср-в принудительного воздействия на пр-ва, может лишь наблюдать за их деят-тью.

Жизненный уровень

Жизненный уровень (standard of living), термин, используемый для х-ки материального благосостояния людей. Ж.у. измеряется покупательной способностью дохода по отношению к имеющимся в наличии товарам и услугам. Для сопоставления Ж.у. в разных странах и в разные периоды времени в кач-ве прибл. показателя часто используется реальный национальный доход (или ВНП) на душу нас. В тех случаях, когда в кач-ве такого показателя берется частное потребление, а не ВНП на душу нас., следует учитывать социальные выплаты (т.е. бесплатные социальные услуги, такие, как образование и здравоохранение). Иногда при этом следует принимать во внимание и др. факторы, напр., состояние окруж. среды.

Жилье, жилище

Жилье, жилище (housing), здание или к.-л. сооружение для проживания людей. При выборе Ж. существует три критерия: кач-во (соответствие существующим стандартам), гарантии (право проживания) и удобство местонахождения (напр., приближенность к месту работы, учебы и пр.). В разных ситуациях тот или иной критерий выступает на первый план. Бедная семья вынуждена отдавать приоритет близости объектов, где есть спрос на неквалифицированную раб. силу (возможность трудоустройства). Обычно возможности выбора расширяются по мере роста благосостояния семей, но выбор всегда зависит от таких факторов, как наличие Ж., возможность его получения - напр., дома, построенные пр-вом, могут быть зарезервированы за гос. служащими, а в отд. р-нах этнич. меньшинствам может быть запрещено пользоваться магазинами (сегрегация); стоимость Ж., на крую, в свою очередь, влияет возможность получения субсидий и налоговых льгот, а также спекуляция зем. участками и политика планирования. В богатых странах мира обеспечение нас. соответствующим Ж. считается важной обязанностью пр-в; в этих странах осуществляется стр-во домов для сдачи жилых площадей в аренду, а также поощряется приобретение Ж. в собственность с помощью субсидий. Тем не менее опред. группы нас., напр., мигранты и неполные семьи, рискуют оказаться бездомными (бездомность). В развивающихся странах бурный рост нас., нехватка правит. ресурсов и тот факт, что мн. граждане способны оплачивать лишь мизерную часть стоимости Ж., вынуждают пр-ва ограничить свои обязательства в области жилищного стр-ва и признать, что они не в состоянии брать на себя ответственность за обеспечение нас. Ж. Их усилия сводятся в осн. к улучшению жизненных условий в гор. лачугах и трущобах, обеспечению водоснабжения, стр-ву канализации и предоставлению др. услуг, а также к разработке общих проектов развития и поддержке самостоятельной инициативы нас.

Журналистика

Журналистика (journalism), сбор, обработка и распространение новостей и иной информации посредством печати (газеты), радио, телевидения. В прессу журналисты поставляют новостные, тематические статьи и комментарии. Своевременное появление новостей и актуальных статей в ср-вах массовой информации обеспечивается штатными и внештатными корреспондентами и репортерами, а также информационными агентствами. В центре внимания новостных сообщений - текущие события; в статьях дается более детальное описание событий и явлений, а также освещаются темы общего характера. Редакционная статья газеты обычно помещается на первой полосе. В полноформатных газетах журналистам нередко отводят место для всестороннего освещения последних известий. Сила радио- и тележурналистики - в ее немедленном отклике на события. Напр., в 1991 г. в начале войны в Персидском заливе журналисты Си-Эн-Эн (CNN, Кабельная сеть новостей) вели прямой репортаж из Багдада во время бомбардировки города авиацией стран коалиции, возглавлявшейся США (кабельное телевидение). Национальный союз журналистов Соединенного Королевства и Ирландии предписывает журналистам соблюдать объективность, точность, не вторгаться в частную жизнь граждан и не разглашать источники информации. В бульварных газетах эти принципы уступают место интересам рекламодателей и владельца газеты. В Великобритании работа теле- и радиожурналистов находится под более строгим контролем, и от них требуется макс, объективность освещения событий. Во всем мире журналисты постоянно подвергаются давлению, цель к-рого - заставить их отказаться от независимой, объективной позиции. Опасения, что присутствие журналистов, теле- и кинооператоров может повлиять на освещаемые события (как это произошло в Пекине в 1989 г.), в тоталитарных странах могут заставить власти контролировать или запретить работу журналистов, а в демокр. - изыскать возможности убедить их воздержаться от непродуманных шагов.

Жэнь

Жэнь (jen, кит. - гуманность), термин, используемый в конфуцианстве для обозначения проявлений любви, заботы и уважения по отношению ко всему человеческому. Кит. иероглиф для обозначения этого термина состоит из знаков два и человек; он подразумевает, что истинная человечность заключена в отношениях между людьми. В самом общем смысле Ж. является основой всех добродетелей, в более узком - это понятие родственно верности и безусловной необходимости соблюдать пять связей: между правителем и мин., мужем и женой, отцом и сыном, старш. и мл. братом, между двумя друзьями; эти гармонические связи Конфуций считал основой идеального об-ва, возглавляемого царственными особами. Сыновняя почтительность особо выделяется как сердцевина отношений в семье и как образец для поведения в об-ве и госве. Задача нижестоящего - подчиняться, а задача вышестоящего - вести себя по отношению к нему справедливо и благосклонно. Конфуций считал Ж. добродетелью, к-рую следует внушать или прививать, но более поздние кит. философы, такие, как Мэн Цзы (ок. 372-289 гг. до н.э.), полагали, что Ж. - врожденное кач-во и человек по своей природе добр (что было поставлено под сомнение в позднейшей кит. философии). 3

Предыдущая страница Следующая страница