Лосев А.Ф.: Мифология греков и римлян
Система.
А. Хаос

[740]

II СИСТЕМА

А. ХАОС

В систематическом плане самой первой и в этом смысле наиболее абстрактной ступенью тео-космогонического процесса является Хаос. О том, что, по этимологии, это - «зияние», «зияющая бездна» или «зияющее пространство», уже говорилось выше («История». Введение). Гомер о нем не знает. У Гесиода он - подлинное начало (§ 1 а), но у орфиков выше него - Хронос (из которого Эфир и Хаос), а у Гигина («История», § 49 с) - Туман (Caligo). Овидий (§ 1 b) понимает его менее абстрактно - просто как бесформенную материальную массу. Понимали его в античности и как воздушное пространство (§ 3 b, с), и как пространство просто (отчасти уже Гесиод - § 3 а, но особенно философы - § 2 а, b), и как Аид (§ 4 а-с), и как вечность (§ 5), не говоря уже о метафорах (пример - в § 6). Наиболее осознан миф о Хаосе у орфиков и неоплатоников. Учитывая изначальность Хаоса и предшествие его всему чувственному и всему смысловому, они полагают его в основе самой идеальности, а учитывая его беспредельную распространенность, они учат о его диадичности. Получается, таким образом, миф об интеллигибельной материи, о «безднах» в недрах самой идеальности (не говоря уже о реальном). Кроме материалов из «Истории», § 44 d, см. Syr. in Arist. Met. II 1, 996 а 1; 4, 1000 a 19; XIV 4, 1091 b 4; Procl. in Tim. 24 e (I 176, 13 D.), in Parm. 137 d (VI, р. 1 21, 27 Cous.); Damasc. 50 (I 100, 19 Rue.).

1. a) Hes. Theog. 116 («Зияющая бездна» и беспорядочная масса)

См. «История», § 7.

b) Ov. Met. I 7 («Грубая и беспорядочная масса») См. «История», § 49 а.

[741]

2. а) Arist. Phys. IV 208 b 31 (Хаос - пространство) Видимо, и Гесиод правильно говорит, делая Хаос первым

началом... как если бы существам надлежало раньше дать пространство, ибо, как и большинство людей, считал, что все предметы находятся где-нибудь и в каком-нибудь месте.

b) Sext. Emp. Adv. math. Χ 11 -12 (Хаос-место)

(11) Древние мыслители относительно распорядка целого

предположили в качестве принципа всего место. Отправившись

отсюда, и Гесиод провозгласил:

Прежде всего во всей вселенной Хаос зародился, а следом Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный, -

утверждая, что Хаос есть место, вмещающее в себя целое. Именно, если бы он не лежал в основании, то ни земля, ни вода, ни прочие элементы, ни весь космос не могли бы и возникнуть. (12) Даже если мы по примышлению устраним все, то не устранится место, в котором все было, но оно остается, содержа три измерения: длину, глубину и ширину, не считая сопротивления. Вот это-то и специфично для тела.

3. а) Hes. Theog. 700 (Хаос - мировое пространство, - во время титаномахии)

Жаром ужасным объят был Хаос...

b) Aristoph. Nub. 424 сл. (Хаос - воздушное пространство)

И не будешь иных ты богов почитать, кроме

тех, кого сами мы славим! Безграничного Воздуха ширь (chaos), Облака

и Язык - вот священная троица!

c) Aristoph. Αν. 192

...С богов взимайте пошлину Со всякой жертвы, приносимой смертными По городу чужому и через Хаос.

[Последний стих отсутствует в переводе А. Пиотровского.]

4. а) Ov. Met. Χ 29-31 (Хаос - Аид, - слова Орфея в Аиде об Эвридике)

5. а) Verg. Aen. IV 509 сл. (О Дидоне)

И жрица, власы распустивши,

Трижды сто раз богов призывает, Эреба, Хаос...

[742]

b) Verg. Aen. VI 264 сл.

Обрати вниманье на то, как быстро все

предается забвенью, На хаос времени, беспредельного в ту и другую сторону...

7. Ср. важные места: кипение Хаоса («История», № 17); рыдание («Гермес», § 15); тождество с Янусом («История», § 49 b)