Поиск по материалам сайта
Cлово "1916"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ТЦАРА
Входимость: 5. Размер: 9кб.
2. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ДАДА
Входимость: 4. Размер: 11кб.
3. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДРА"-"ДЮФ")
Входимость: 4. Размер: 52кб.
4. ЭРН Владимир Францевич (1882 - 1917)
Входимость: 3. Размер: 12кб.
5. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАД"-"ДЕР")
Входимость: 3. Размер: 53кб.
6. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "М" (часть 3, "МАЯ"-"МЕТ")
Входимость: 3. Размер: 64кб.
7. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "С" (часть 4, "СОЛ"-"СРА")
Входимость: 3. Размер: 88кб.
8. ДЬЮИ (Dewey) Джон (1859-1952)
Входимость: 3. Размер: 4кб.
9. Большой толковый словарь по культурологии. ЭРН
Входимость: 3. Размер: 15кб.
10. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "О" (часть 2, "ОРА"-"ОЧЕ")
Входимость: 3. Размер: 38кб.
11. ДАДА, ДАДАИЗМ
Входимость: 3. Размер: 5кб.
12. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛЕН"-"ЛИТ")
Входимость: 3. Размер: 58кб.
13. МЕЙЕР Александр Александрович (1875-1939)
Входимость: 3. Размер: 6кб.
14. БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874-1948)
Входимость: 2. Размер: 14кб.
15. СОРОКИН Питирим Александрович (1889-1968)
Входимость: 2. Размер: 8кб.
16. Альтернативная культура. Энциклопедия. АЛКОГОЛЬ
Входимость: 2. Размер: 9кб.
17. Большой толковый словарь по культурологии. РУССКАЯ ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА
Входимость: 2. Размер: 12кб.
18. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Г" (часть 4, "ГРА"-"ГУС")
Входимость: 2. Размер: 43кб.
19. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. БЕЛЫЙ
Входимость: 2. Размер: 27кб.
20. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФЕТ"-"ФРА")
Входимость: 2. Размер: 61кб.
21. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТЕЛ")
Входимость: 2. Размер: 57кб.
22. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Л"
Входимость: 2. Размер: 39кб.
23. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "И"
Входимость: 2. Размер: 36кб.
24. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Б" (часть 3, "БИБ"-"БОГ")
Входимость: 2. Размер: 42кб.
25. БИЦИЛЛИ Петр Михайлович (1879-1953)
Входимость: 2. Размер: 6кб.
26. Кун Н.А.: Легенды и мифы Древней Греции. Переводы важнейших произведений древнегреческих и латинских авторов, содержащие изложение греческих мифов
Входимость: 2. Размер: 5кб.
27. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "Э"
Входимость: 2. Размер: 57кб.
28. Народы и религии мира. ТЭДЖОНГЁ
Входимость: 2. Размер: 8кб.
29. ГУССЕРЛЬ (HusserI) Эдмунд (1856-1938)
Входимость: 2. Размер: 9кб.
30. Большой толковый словарь по культурологии. БЕРДЯЕВ
Входимость: 2. Размер: 17кб.
31. РУССКАЯ ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА
Входимость: 2. Размер: 10кб.
32. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "О"
Входимость: 2. Размер: 26кб.
33. ОРТИС (Ortiz) Фернандо (1881-1969)
Входимость: 2. Размер: 4кб.
34. Большой толковый словарь по культурологии. КОЛЛИНГВУД
Входимость: 1. Размер: 17кб.
35. ВУНДТ (Wiindt) Вильгельм Макс (1832-1920)
Входимость: 1. Размер: 6кб.
36. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛИТ"-"ЛЮЦ")
Входимость: 1. Размер: 33кб.
37. ЛОСЕВ Алексей Федорович (1893-1988)
Входимость: 1. Размер: 12кб.
38. Мифы народов мира. ПОЛИНЕЗИЙСКАЯ И МИКРОНЕЗИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 17кб.
39. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. РЕЛИГИОЗНАЯ ЭСТЕТИКА РОССИИ
Входимость: 1. Размер: 24кб.
40. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДИА"-"ДЮР")
Входимость: 1. Размер: 45кб.
41. ИВАНОВ-РАЗУМНИК (псевд.; наст. фамилия Иванов) Разумник Васильевич (1878-1946)
Входимость: 1. Размер: 5кб.
42. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "Т"
Входимость: 1. Размер: 15кб.
43. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Д"
Входимость: 1. Размер: 49кб.
44. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "М" (часть 1, "МАВ"-"МЕГ")
Входимость: 1. Размер: 43кб.
45. ЛИНТОН (Linton) Ральф (1893-1953)
Входимость: 1. Размер: 4кб.
46. Мифы народов мира. ПРАЗДНИК
Входимость: 1. Размер: 20кб.
47. Народы и религии мира. Статьи на букву "А" (часть 3, "АПО"-"АШУ")
Входимость: 1. Размер: 41кб.
48. Мифы народов мира. ИНДЕЙЦЕВ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 21кб.
49. Большой толковый словарь по культурологии. БЛОК, АЛЕКСАНДР
Входимость: 1. Размер: 15кб.
50. Мифы народов мира. Статьи на букву "А" (часть 5, "АЛО"-"АМИ")
Входимость: 1. Размер: 53кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ТЦАРА
Входимость: 5. Размер: 9кб.
Часть текста: культурные ценности, которые потеряли свою сущность и значение». После раннего увлечения символизмом в Бухаресте Т. в 1916 г. отправился учиться в Цюрих, где вошел в круг поэтов и художников, скрывавшихся от ужасов Первой мировой войны. Эта группа, состоявшая в начале из художников Ганса Арпа, Софи Таубер и поэта Рихарда Хульзенбека, собравшихся вокруг актера и политического активиста Хуго Балла, составила костяк участников «Кабаре Вольтер», в котором собственно и родился дадаизм. Т. был принят в группу в день открытия кабаре 5 февраля 1916 г. и, поразив всех своей неистощимой энергией и остроумием, вскоре занял ведущую роль в группе, уступая только самому организатору Баллу. Одним из первых изобретений Т. было введение в программу кабаре «симультанных поэм», в которых несколько разных стихотворений читались участниками одновременно, причем на разных языках под аккомпанемент барабана, свистка и трещотки. Нарочито какофонический эффект являлся прямым выпадом против как общепризнанной сущности поэзии и музыки, так и коммуникации в целом. По замечаниям современников, все языки, звучащие одновременно, но говорящие о разном, подразумевали пародию на конфликт националистических пропаганд, доминировавших во время войны....
2. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ДАДА
Входимость: 4. Размер: 11кб.
Часть текста: культура XX века. ДАДА В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ш Э Ю Я ДАДА ДАДА (Dada), дадаизм. Авангардное (см.: Авангард ) движение в художественной культуре, существовавшее в период 1916-1922 гг, в Европе и Америке. Есть несколько версий происхождения термина «дада». По одной из них - это первое слово, которое бросилось в глаза основателю Д. румынскому поэту Т. Тцара при произвольном раскрытии «Словаря» Лярусса. По-французски dada означает деревянную лошадку. По другой версии - это имитация нечленораздельного лепета младенца. Один из основателей Д. немецкий поэт и музыкант Хуго Балл считал, что «для немцев это показатель идиотской наивности» и всяческой «детскости». «То, что мы называем Дада, - писал он, - это дурачество, извлеченное из пустоты, в которую обернуты все более высокие проблемы; жест гладиатора, игра, играемая ветхими останками,.. публичное исполнение фальшивой морали». Прямым предтечей Д. считают Марселя Дюшана, с 1915 г. жившего в Нью-Йорке и выставлявшего там свои реди-мейд - композиции из предметов повседневного употребления и их элементов. Считая их истинными произведениями...
3. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДРА"-"ДЮФ")
Входимость: 4. Размер: 52кб.
Часть текста: культуры и передовой опыт искусства Византии и балканских стран, древнерусское искусство создало выдающиеся памятники церковной и светской архитектуры, замечательные мозаики, фрески, миниатюры, рельефы, декоративные изделия. ДРЕВС, АРТУР ДРЕВС, АРТУР (Drews) (1.11.1865, Итерзен, - 19.7.1935, Ахерн), немецкий философ-идеалист, последователь Э. Гартмана. Профессор политехнического института в Карлсруэ (с 1898 г.). В основе бытия, по Д., лежит иррациональная и божественная стихия, обретающая самосознание в религиозно-философском творчестве человека. С позиции этого «конкретного», или «динамического», пантеизма Д. выступил против христианства, утверждая веру в бессознательный божественный дух. Д. приобрел известность как плодовитый популяризатор т. н. мифологической школы в религиеведении. Его интерпретация образов Христа и других новозаветных персонажен как безличных астральных символов основана на гипотезах Дж. Фрейзера, Дж. Робертсона и других историков религии. В конце жизни разрабатывал расовую «германскую религию» (книга о Р. Вагнере «R. Wagner», 1934, толкование свастики и т. п.), смыкаясь с идеологией нацизма. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь ДУССЕЛЬ ДУССЕЛЬ - Энрике Дуссель (Dussel) (р. 1934) аргент. философ и теолог, в наст. время живет в Мексике. Д. - своеобразный продолжатель "философии лат.-амер. сущности" Л.Сеа. Основываясь на теор. вопросах, разработанных предшественниками (проблема взаимосвязанности аутентичности и универсальности, необходимость культурной самоидентификации народов Лат. Америки и др.), Д. предложил способ их практич. разрешения в концепции "инаковости" Лат. Америки, вырастающей в "философию...
4. ЭРН Владимир Францевич (1882 - 1917)
Входимость: 3. Размер: 12кб.
Часть текста: знания”, 1914; докт. — “Философия В. Джоберти”, 1916, — автор не успел ее защитить). В 1916 Э. был избран членом Моск. Психол. об-ва. Однако научные, историко-филос., как, впрочем, и пед., интересы не составляли осн. направления мыслит, деятельности Э. В центре его внимания постоянно находились религиозно-филос. вопросы бытия и его церковного обновления, решаемые в духе онтологизма платонич. типа и теургич. идеи Вл. Соловьева, и проблематика типологии мировых культур и цивилизаций, — прежде всего сравнит, изучения культурной семантики России и Запада. Этими интересами Э. определялся круг ближайшего общения (среди его единомышленников — Флоренский, В.П. Свенцицкий, А.В. Ельчанинов, С.Н. Булгаков, А. Белый, в конце жизни — Вяч. Иванов) и институциональные формы его творч. самореализации. В годы “первой рус. революции” он — активный участник подпольного религиозно-филос. об-ва “Христ. Братство Борьбы” (образовано в 1905, некрое время возглавлялось Э. вместе с его другом Свенцицким), ставившего задачи создания рус. христ. социализма, основанного на идеалах соборности, христ. общественности, всеобщей любви — началах...
5. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАД"-"ДЕР")
Входимость: 3. Размер: 53кб.
Часть текста: Дада - это дурачество, извлеченное из пустоты, в к-рую обернуты все более высокие проблемы; жест гладиатора, игра, играющая ветхими останками, ... публичное выполнение предписаний фальшивой морали". Прямым предтечей Д. считают Марселя Дюшана, с 1915 жившего в Нью-Йорке и выставлявшего там свои ready-mades - композиции из предметов повседневного употребления и их элементов. Считая их истинными произведениями искусства, Дюшан отрицал традиц. эстетич. ценности. Эту линию на разрыв со всеми традициями продолжил и собственно Д. - движение, возникшее в Цюрихе в 1916 по инициативе X. Балля, поэта и основателя журнала "Дада" Т. Тзара, писателя Р. Хюльзенбека, художника Г. Арпа. Тзара опубликовал в 1916 дадаистский "Манифест господина Антипирина" (свой неологизм антипирин он переводил как "лекарство от искусства"). Движение Д. не имело к.-л. единой позитивной худож. или эстетич. программы, единого стилистич. выражения. Оно возникло в самый разгар Первой мир. войны в среде эмигрантов из разных стран, и его природа и формы проявления были жестко обусловлены истор. ситуацией. Это было движение молодежи - поэтов, писателей, художников, музыкантов, к-рые были глубоко разочарованы жизнью, чувствовали отвращение к варварству войны и выражали тотальный протест против традиц. обществ. ценностей, сделавших эту войну возможной. Они представляли себя разрушителями, иконоборцами, революционерами; они восприняли и преувеличили футуристич. поэтику грубой механич. силы и провокационный пафос необузданных нападок на стандарты и обычаи респектабельного об-ва, атакуя насмешками и окарикатуривая культуру, к-рая, как им казалось, созрела для самоуничтожения. Под их атаку попало все искусство, в т.ч. и довоенные авангардные худож. движения. Сатирич. пародиями на искусство они пытались подорвать самую концепцию искусства как такового. Д. - не...
6. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "М" (часть 3, "МАЯ"-"МЕТ")
Входимость: 3. Размер: 64кб.
Часть текста: Идея М.д. возникла из концепции двух видов циклич. движений: циклизма на основе невыполненной истор. задачи, и циклизма на основе ее выполнения. Пример циклизма на основе выполненной задачи - чередование стилей в Европе Нового времени. Все эти стили можно разбить на две группы - "романтич." и "классич.", обращенные к рационально непостижимому Целому или к рац. освоению предметного мира в пространстве и времени. Ренессанс, классицизм (вместе с Просвещением), позитивистский реализм и натурализм 19 в. тяготеют ко второму; барокко, романтизм, символизм - к первому. Чередование эпох можно понять как переходы от доминанты интуитивно целостного к доминанте рационально расчленяющего мышления, от "правостороннего" к "левостороннему" (ср. модель мозга). Первым толчком к пониманию М.д. было исследование творчества Достоевского от реализма "Бедных людей" к романтизму "Белых ночей" и "Хозяйки", а затем снова к реализму. Сравнение с лит-рой Запада показало, что "Бедные люди" - стадиальная антология просветит. реализма, четкое противопоставление доброго маленького человека порочному аристократу; в романтич. период Достоевский открывает "ночную сторону души", видит "деспота и мучителя" в душе "униженных и оскорбленных", а затем уже находит возможность показать драму бунта, драму преступления и наказания в будничной, "реалистич." обстановке. Взгляд на Европу через призму романа Достоевского раскрывает иллюзорность прогресса и необходимость торможения дифференциации в романтич. эпохи. Развитие сознается как развитие, расчленение, угроза разрушения целого, "ценностей незыблемой скалы", иерархии культуры. Мандельштам предлагал рассматривать всю историю лит-ры как историю потерь: мы никогда больше не сумеем создать ни гомеровского эпоса, ни трагедий Эсхила и...
7. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "С" (часть 4, "СОЛ"-"СРА")
Входимость: 3. Размер: 88кб.
Часть текста: в виде листа ивы или лавра. Хозяйство - охота. СОН СОН - 1) культурная универсалия, образ и мифологема альтернативной реальности; 2) специфично пограничное состояние сознания, описанное в терминах инобытия и теологии успения; 3) эстетич. аналог условной смерти. Первое значение термина актуализовано мифологией С. как онтологич. извода яви и формы временного покоя. С. вписывается в общий круг мифологич. жизнеотношения как реальность, усредняющая оппозиции "мир людей / мир демонов", "здесь / там", "зримое / незримое", "обычное / экстраординарное". Произвольная "логика" сновидения трактуется бодрственным сознанием как извне формируемая причинность иного порядка. Спящий не удивляется диковинным событиям С., и проснувшийся числит их какое-то время в ряду повседневного событийного ряда. С. есть магия бытия и параллельная жизнь. Это форма диалога с богами в пространстве их голосов, указаний и намеков ("вещий С."); здесь осуществляется профетически опознаваемый замысел божеств. руководительства поступками людей, сакрального оберега и упреждающей заботы. Реальность С. чудесна и не нуждается в объяснении: в ней нет ничего, чего бы не было в действительности и в памяти; это делает С. убедительнее и ценнее внесновидч. мира (чудо внутри С. не осознается как диво и небывальщина). Метафора "жизнь=С." закрепляет эту самоценность С. как формы свободы от обыденной детерминации и как прорыва в ...
8. ДЬЮИ (Dewey) Джон (1859-1952)
Входимость: 3. Размер: 4кб.
Часть текста: объединенной следственной комиссии (1937) для ведения т.н. “контр-процесса” о “вине” Л. Троцкого, допрашивал последнего в Мексике. Становление Д. как ученого начиналось, под влиянием Г.С. Морриса, с изучения Гегеля, и выработанное в работе над гегелевскими текстами увлечение логикой стало основой его научного пути. Под влиянием У. Джеймса Д. пришел к прагматизму, развил последний в концепцию, названную “инструментализм”. Ее осн. тезис — “идея есть продукт и функция опыта”, все личное понимается как биол. функция (“Очерки экспериментальной логики”, 1916). Акт познания в философии Д. носит экспериментальный и инструментальный характер. Человеч. мышление по своей природе целенаправлено, т.к. исходит из данной ему в опыте ситуации и стремится решить поставленную этой ситуацией проблему. Но толчок к мышлению может дать только ситуация, разл. элементы к-рой активно несовместимы друг с другом. Проблема в том, что мышление не только следствие, но и продукт опыта. Его работа над конкрет. ситуацией осложнена тем, что мышление имеет дело не только с материалом этой ситуации, но и с накопленными в опыте предвзятыми мнениями и готовыми предположениями. Этот комплекс социально обусловленных ложных и неложных навыков мышления, симпатий и антипатий, традиц. представлений о понятиях и есть культура. В определении Д., культура как условие жизни в об-ве значительно усложняет основы, на к-рых общаются и существуют люди. Задача анализирующего мышления — пересмотреть этот комплекс с целью “установить, какого рода культура настолько свободна ...
9. Большой толковый словарь по культурологии. ЭРН
Входимость: 3. Размер: 15кб.
Часть текста: идеями Платона и платонизмом; в процессе изучения философии на историко-филол. ф-те Моск. ун-та (1900-04), особенно под влиянием лекций С.Н. Трубецкого (см. Трубецкой, Сергей ) по античной и Л.М. Лопатина по новоевроп. философии, к-рых впоследствии Э. считал своими учителями, задумал исследование платоновских диалогов и платонич. традиции в отеч. и зарубеж. философии, реализации к-рого посвятил всю свою недолгую творч. жизнь. После окончания ун-та был оставлен при кафедре всеобщей истории, впоследствии - доцент и проф. Моск. ун-та, по окончании к-рого нек-рое время живет в Германии и Швейцарии; в 1906 в Германии слушает лекции Гарнак а. Именно в это время окончательно сформировался филос. выбор Э. в пользу религ. метафизики. Дис. Э. были посвящены проблемам неоплатонизма в истории итал. католич. философии (магистерская - "А. Розмини и его теория знания", 1914; докт. - "Философия В. Джоберти", 1916, - автор не успел ее защитить). В 1916 Э. был избран членом Моск. Психол. об-ва. Однако научные, историко-филос., как, впрочем, и пед., интересы не составляли осн. направления мыслит. деятельности Э. В центре его внимания постоянно находились религиозно-филос. вопросы бытия и его церковного обновления, решаемые в духе онтологизма платонич. типа и теургич. идеи Вл. Соловьева, и проблематика типологии мировых культур и цивилизаций, - прежде всего сравнит. изучения культурной семантики России и Запада. Этими интересами Э. определялся круг ближайшего общения (среди его единомышленников - Флоренский , В.П. Свенцицкий, А.В. Ельчанинов, С.Н. Булгаков , А. Белый , в ...
10. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "О" (часть 2, "ОРА"-"ОЧЕ")
Входимость: 3. Размер: 38кб.
Часть текста: ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ - ☼ ценностно-нормативный аспект социальной организации сооб-тв и их сегментов, задающий мировоззренч., идейные и нравств. основания для социальной консолидации, регуляции, коммуникации и воспроизводства человеч. коллективов. При этом под социальной организацией понимается форма устойчивого объединения людей, преследующих некие групповые цели и удовлетворяющих связанные с их коллективным существованием интересы и потребности, что обеспечивается относительно стабильным уровнем упорядоченности в структурном построении, разделении функций и согласованности действий субъектов сооб-ва. Такого рода упорядоченность в формах сосуществования и коллективной жизнедеятельности людей детерминируется не только сходством их социально значимых целей, интересов и потребностей прагматич. характера (жизнеобеспечение, оборона, размножение и пр.), но и близостью (или единством) их наиболее важных ценностных установок, элементов социального опыта, миропредставлений, верований, образов самоидентификации, идеологии, нравств. принципов и иных экстраутилитарных скреп социальной консолидированности, представляющих собой идеациональную составляющую их социальной организации. Становление и изменчивость О.с. сооб-в базируется на исторически обретенном и селектированном социальном опыте (см. Социальный опыт ) коллективного общежития и взаимодействия людей, к-рым и определяются преобладающие черты системно-структурной упорядоченности процессов и процедур осуществления социально значимой деятельности, преобладающие технологии регуляции социокультурной (см. Регуляция социокультурная ), к-рый прямо или...