Народы и религии мира
Статьи на букву "А" (часть 3, "АПО"-"АШУ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 3, "АПО"-"АШУ")

АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Апо́стольская це́рковь Великобрита́нии, пятидесятническая конфессия, которую относят к группе апостольских пятидесятников.

Основана в 1916 братьями Д. П. Уильямсом (1882—1947) и У. Дж. Уильямсом (1891—1945) в результате откола от Церкви апостольской веры, основанной за восемь лет до этого в Борнемуте, уэльсских ассамблей. Через два года к вновь образованной церкви присоединилась действовавшая в Шотландии пятидесятническая организация — Ассамблеи горящего куста, а позже примкнули и некоторые другие церкви.

Церковь придерживается основных пятидесятнических положений. В отличие от некоторых других конфессий, последователи Апостольской церкви Великобритании считают, что милость Божья может и «отпадать» от человека.

Если большинство пятидесятнических организаций управляются выборными, периодически сменяемыми органами, то Апостольская церковь Великобритании пожизненно назначаемыми «живыми апостолами» и «пророками». Впрочем, проводятся и ежегодные собрания. Местом их проведения является город Пенигроэс в графстве Кармартен в Уэльсе, который одновременно служит и центром, где сосредоточены управленческие учреждения церкви. Апостольская церковь Великобритании содержится на поступающие от её членов десятину и пожертвования, причём они имеют обязательный характер.

Апостольская церковь Великобритании, в отличие от большинства быстро увеличивающих свои ряды пятидесятнических церквей, наоборот, постепенно теряет своё влияние. C 1970число приверженцев этой церкви (вместе с детьми) снизилось с 40 тыс. до 10 тыс.

Апостольская церковь Великобритании ведёт миссионерскую работу в ряде европейских стран (Франции, Италии, Дании), а также в других регионах мира (Новой Зеландии, Нигерии).

П. И. Пучков

АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ НИГЕРИИ

Апо́стольская це́рковь Ниге́рии, одна из крупных пятидесятнических церквей Нигерии.

Возникла в 1931 в результате прозелитической деятельности в Нигерии миссии Апостольской церкви Великобритании и некоторое время находилась под её опекой, однако затем обрела самостоятельность.

По вероучению, культу и организации тождественна Апостольской церкви Великобритании, относясь вместе с ней к группе апостольских пятидесятнических церквей.

Численность последователей Апостольской церкви Нигерии (вместе с детьми) — около 1 млн. человек.

П. И. Пучков

АПОСТОЛЬСКИЕ КАТОЛИКИ

апо́стольские като́лики, последователи одной из христианских конфессий, положение которой среди других вероисповедных групп весьма спорно. Одни исследователи относят их к неримским католикам, другие — к маргинальным протестантам (что более обоснованно), третьи — называют ранними пятидесятниками.

Апостольские католики представлены двумя основными церквами: Католическая апостольская церковь и Новоапостольская церковь.

П. И. Пучков

АРАК

арак, арака, арагы (тюрк.), архи (монг.), ерех (чуваш.), крепкий алкогольный напиток из молока, винограда, картофеля, зерна у народов Средней и Передней Азии и Кавказа.

АРБА

арба (тюрк. араба), вид повозки, преимущественно двухколесной с большими колёсами. Распространена главным образом в Средней Азии, на Кавказе, в южных районах России.

АРГЕНТИНЦЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРГОББА

арго́бба, народ на востоке Эфиопии. Живут в исторической области Йифат, главным образом к северу от города Аддис-Абеба. Численность 15 тыс. человек. Родственны амхара. Говорят на диалекте амхарского языка. Аргобба — христиане-монофиситы, небольшая группа к югу от города Харэр — мусульмане-сунниты.

Основные занятия — пашенное земледелие с искусственным орошением, а также разведение крупного и мелкого рогатого скота, ослов, кур. Развито огородничество. Растёт отходничество в районы крупного плантационного хозяйства и в города (главным образом Аддис-Абебу и Дыре-Дауа).

Материальная культура сходна с амхарской.

Ю. М. Кобищанов

Этнонимы: аргобба

АРМИЯ СПАСЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРМЯК

армяк (тюрк.), мужская верхняя длиннополая одежда из сукна. Первоначально — ткань из верблюжьей шерсти.

АРМЯНО-КАТОЛИКИ

армя́но-като́лики, группа католиков-униатов, придерживающаяся армянского обряда. Хотя отдельные общины армян поддерживали контакты с Римом очень давно (часть армян воссоединилась с католической церковью ещё в 1198, но затем этот союз распался; попытки воссоединения продолжались и позже, например, в 1335 было создано Армянское униатское общество), в качестве самостоятельной церковной организации армяно-католики существуют с 1740, когда для них была создана отдельная иерархия во главе с католикосом.

Вступив в унию с Римско-католической церковью, данная группа армян полностью признала её догматику, но сохранила свою старую обрядность.

Эта обрядность, принятая также в Армянской апостольской церкви, во многом сходна с византийской. Литургия в основном совпадает с используемой православными и греко-католиками литургией св. Василия. Литургическим языком служит древнеармянский язык (грабар). Алтарь отделён от остальной части церкви не иконостасом, а занавесом. Хотя целибат для армяно-католического духовенства не является обязательным требованием, подавляющее большинство священников не женаты.

Церковь возглавляется армяно-католическим патриархом Киликии, имеющим резиденцию в Бейруте. Армяно-католики признают верховенство римского папы.

Общая численность армяно-католиков 144 тыс. человек. Они сосредоточены в первую очередь в Сирии (22 тыс.), Ливане (18 тыс.), США (27 тыс.), Франции (15 тыс.), Грузии (18 тыс.), Турции (8 тыс.), Иране (2 тыс.), Армении (2 тыс.).

П. И. Пучков

АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Армя́нская апо́стольская це́рковь, одна из древнейших христианских церквей, придерживается монофиситского направления христианства. Члены этой церкви обычно именуются армяно-григорианами. Последнее название связано с тем, что основателем Армянской апостольской церкви считается Григор Просветитель (около 240-332), обративший в 301 в христианство царя Армении Тиридата III (по преданию, первые христиане появились в Армении уже в 34, после посещения этой страны апостолом Фаддеем, однако достоверные сведения об армянских христианах относятся ко II в.). Армения стала первой страной мира, где христианство было объявлено государственной религией. В начале V в. монах Месроп Маштоц вместе с католикосом Сааком перевели Библию на армянский язык (по-видимому, со старосирийского). Независимая армяно-григорианская церковь, отвергшая постановления Халкидонского вселенского собора, существует с 506.

Вероучение Армянской апостольской церкви аналогично вероучениям других монофиситских церквей. Армяно-григориане принимают решения трёх первых вселенских соборов, но не признают решения последующих.

Совершение таинств в Армянской апостольской церкви отличается следующими особенностями: 1) крещение младенцев совершается троекратным окроплением и троекратным погружением в воду; 2) миропомазание соединено с крещением; 3) хлеб при причащении употребляется незаквашенный, а вино не разбавленное водой; 4) причащение совершается только по воскресеньям и по особым обстоятельствам сразу вслед за крещением и миропомазанием путём дотрагивания элементами причастия уст младенцев; 5) соборование совершается только в отношении духовенства, причём не при жизни, а тотчас после смерти.

Богослужения в армяно-григорианских церквах часто совершаются ночью. Языком богослужения является древнеармянский язык грабар, хотя проповедь священник говорит на новоармянском языке. Крестное знамение у армяно-григориан является троеперстным. Армянская апостольская церковь сохраняет григорианский календарь.

Возглавляется Армянская апостольская церковь патриархом-католикосом всех армян и Синодом. Патриарх-католикос избирается на специально созываемом Синоде в городе Эчмиадзин, в котором участвуют представители всех епархий Армянской апостольской церкви. Все епископы Армянской апостольской церкви должны быть рукоположены патриархом-католикосом.

Несколько особое положение внутри Армянской апостольской церкви занимает Киликийский католикосат, глава которого имеет резиденцию в Антелиасе (Ливан). Этому католикосату подчинены армяно-григорианские епархии в южной Турции, на Кипре, в Ливане, Сирии и некоторых других регионах мира. Епархии в Стамбуле (Константинополе, Турция) и Иерусалиме (Палестина, Израиль, Иордания) возглавляются патриархами.

Численность армяно-григориан составляет 4,6 млн. человек. Они дисперсно расселены в различных регионах земного шара. Самая крупная группа армяно-григориан находится в Армении (2,6 млн., или 78% всего населения страны). Немало их в США (800 тыс.), Канаде (15 тыс.), Бразилии (15 тыс.), России (450 тыс.), Грузии (340 тыс.), Азербайджане (80 тыс.), на Украине (40 тыс.), в Туркмении (27 тыс.), Казахстане (10 тыс.), Франции (230 тыс.), Великобритании (20 тыс.), Германии (20 тыс.), Болгарии (20 тыс.), Румынии (12 тыс.), Иране (170 тыс.), Ливане (150 тыс.), Сирии (120 тыс.), Турции (45 тыс.), Ираке (20 тыс.), на Кипре (18 тыс.), в Индии (10 тыс.), Египте (13 тыс.), Австралии (12 тыс.) и многих других странах.

По этнической принадлежности подавляющее большинство армяно-григориан - армяне. Кроме них к этой деноминации принадлежит часть удин (проживающие в селе Нидж Куткашенского района на севере Азербайджана), небольшая группа азербайджанских татов (так называемые таты-армяне в селе Матраса Шемахинского района и в селе Кильвар Дивичинского района), а также цыгане боша, живущие в Армении и в Сирии и в сильной степени ассимилированные армянами.

П. И. Пучков

АРХАЛУК

архалук (от тюрк. Арка — спина), архалыг (талыш.), ахалухи (груз.), распашная одежда у народов Кавказа и Передней Азии: короткий мужской кафтан типа бешмета, местами — женскре распашное платье.

АРХИ

архи, молочная водка у народов Монголии и Южной Сибири. Ср. Арак.

АРЫК

арык (тюрк.), оросительный канал в Средней и Передней Азии. В поселениях арыки часто проходят вдоль улиц.

АСАФО

асафо, военная организация у народов Западной Африки.

АССАГАЙ

ассагай, охотничье и боевое оружие у народов Африки, главным образом юго-восточных банту — метательное копье длиной около 2 м.

АССАМБЛЕИ БОГА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АССИМИЛЯЦИЯ

ассимиля́ция (от лат. assimilatio — подражание, уподобление, сходство) этническая, частичная или полная утрата культуры в пользу другой, обычно доминирующей культуры, включая и смену этнической идентичности (см. Самосознание этническое). Ассимиляция — одна их наиболее распространённых форм межэтнических взаимодействий в результате контактов этнических и государственной политики в отношении меньшинств этнических. Этнической ассимиляции, как правило, предшествует культурная ассимиляция (аккультурация), то есть частичная или полная утрата своей культуры в пользу другой. Ассимиляции подвергаются, прежде всего, малочисленные группы с приниженным социальным и политическим статусом. Обычно ассимиляция носит добровольный характер как результат миграций, смешанных браков, стремления интегрироваться и повысить социальный статус в рамках доминирующих культур и более широких гражданских сообществ (см. Интеграция). В России ассимиляция происходит главным образом в пользу русской культуры и языка. Ассимиляция может осуществляться и через структурное или прямое насилие, когда государство препятствует распространению языка и другие.гих форм культуры этнических меньшинств и даже отказывает им в признании и в предоставлении гражданских прав (например, курды в Турции и Ираке).

В. А. Тишков

АТАЛЫЧЕСТВО

аталы́чество (от тюрк. аталык — заменяющий отца), характерная для традиционных или традиционно ориентированных обществ форма установления родства искусственного — обычай отдачи ребёнка на воспитание в другую семью.

АТАПАСКИ

атапаски

Атапаски Аляски.

Фото 1902.

Вашингтон, Смитсоновский институт.

атапа́ски, дене, на-дене (самоназвание — "люди"), группа индейских народов в США и Канаде. Численность 220 тысяч человек, из них 210 тысяч человек в США. Языки эяк-атапаскской семьи макросемьи на-дене, распадаются на три группы: северные (атна, карриер, чилкотин, чипевайан, хан, ингалик, коюкон, кучин, танаина, танана, догриб и др.), тихоокеанские (хупа, маттоле и др.) и апаче. Верующие — христиане (протестанты, католики), часть сохраняет традиционные верования.

Предки атапасков были одними из последних переселенцев из Северо-восточной Азии в Америку (5—4-е тысячелетие до нашей эры). В процессе расселения на юге распались на три группы.

1. Северные атапаски — на Западе субарктической зоны, включают три подгруппы: восточные (бассейн реки Макензи) — чипевайан, тацанотины, или йеллоунайф, слэйви, догриб, каучадины, или хэйр, дэнеза, или бивер; атапаски Кордильер — секани, талтаны, цецаут, кучины, карриер, тутчоны, чилкотины и др.; атапаски Аляски — кенайцы, или танаина, танана, атна, коюкон, ингалики, колчан. Культура северных атапасков была типична для индейцев Субарктики (Смотри в статье Индейцы). Северные атапаски в отличие от других индейцев не были поселены в резервациях, занимают часть исконных земель. Среди северных атапасков утвердился общий этноним дене.

2. Южные атапаски — навахо и апачи, мигрировавшие до XIV века из бассейна реки Макензи на юго-запад США и Северной Мексики.

3. Тихоокеанские атапаски — толова, хупа, вилкут, като, кокил и другие.гие, мигрировавшие в Северную Калифорнию и Южный Орегон в конце 1-го тысячелетия нашей эры. Культура типична для индейцев Калифорнии.

Для традиционной социальной организации всех атапасков характерны сохранившиеся до XX века черты материнского рода.

В. А. Тишков

Этнонимы: атапаски, апаче, атна, дене, догриб, ингалик, карриер, коюкон, кучин, маттоле, на-дене, танаина, танана, хан, хупа, чилкотин, чипевайан

атапаски

Атапаски. Традиционная женская одежда из замши.

АТО

ато, квартал в традиционном поселении филиппинских горных народов.

АУЛ

аул (от тюрк. авул, авыл, айыл, агыл, аил, аал, чуваш. йал, ял, монг. аил), традиционное поселение, стойбище, община у тюркских народов, а также у других народов Средней Азии и Кавказа.

АУМ СИНРИКЁ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АФРИКАНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Африка́нская апо́стольская це́рковь, афрохристианская синкретическая секта. Другие названия — Африканская апостольская церковь Джохана Маранке, Бапостоло. Основана в 1932 в Южной Родезии Джоханом Маранке, утверждавшим, что на него снизошёл Святой Дух.

Вероучение секты по ряду положений близко к доктринам апостольских пятидесятников. Оно основывается на так называемом Евангелии шона (основного народа Южной Родезии, ныне Зимбабве), написанном основателем секты. В нём утверждается, что белые миссионеры скрыли от африканцев всю полноту учения Святого Духа и исказили Священное Писание, и что лишь Джохан Маранке сумел возродить его в первозданной чистоте. В секте допущено многожёнство (её основатель имел 16 жён), сохранены некоторые языческие обряды, в частности жертвоприношения духам предков. Признаются некоторые христианские таинства — крещение, исповедь и др.

Африканская апостольская церковь имеет сложную иерархическую структуру, включающую 5 степеней — младшую, старшую, третий, второй и высший ранги. В каждой из этих 5 ступеней имеются 4 формы служения — евангелист, креститель, пророк и целитель. Принадлежность к тем или иным рангам и формам служения определяется монограммами и символами. Члены Африканской апостольской церкви проводят общие собрания, на которых читается Евангелие шона, поются духовные песни, произносятся проповеди, совершается ритуал отпущения грехов.

Африканская апостольская церковь насчитывает около 700 тыс. приверженцев, сосредоточенных в основном в Зимбабве (550 тыс.) и Демократической Республике Конго (100 тыс.). Последователи этой церкви есть также в Мозамбике, Ботсване, Замбии и Малави.

Р. А. Силантьев

АФРИКАНСКАЯ ВНУТРЕННЯЯ МИССИЯ

Африка́нская вну́тренняя ми́ссия, одна из крупнейших межденоминационных протестантских миссионерских организаций, благодаря деятельности которой в христианство обращено несколько миллионов африканцев.

Миссия была образована в конце XIX в. с целью христианизации населения глубинных районов Африканского континента и с самого начала имела межденоминационный характер.

Обращённые в христианство Африканской внутренней миссией коренные жители Африки создали свои независимые церкви, которые продолжают поддерживать тесные контакты с Африканской внутренней миссией, оказывающей им финансовую и прочую помощь.

Среди «дочерних» церквей Африканской внутренней миссии — Африканская внутренняя церковь Кении, Африканская внутренняя церковь Танзании, Африканская внутренняя церковь Судана, Евангелическая община Центральной Африки (Демократическая Республика Конго), Центральноафриканская евангелическая церковь (Центральноафриканская Республика). Самая многочисленная из них — Африканская внутренняя церковь Кении — объединяет 2,4 млн. человек (1/3 из этого числа — камба, есть также календжин, кикуйю и др.) и является крупнейшей протестантской церковной организацией страны. Довольно влиятельна также Африканская внутренняя церковь Танзании, насчитывающая около 780 тыс. сторонников (4/5 из них сукума) и занимающая по числу адептов 3-е место среди протестантских организаций этого государства. Меньшее число последователей у Евангелической общины Центральной Африки в Демократической Республике Конго (около 180 тыс.), Африканской внутренней церкви Судана (около 90 тыс. — мади, лотуко, ачоли), Центральноафриканской евангелической церкви в Центральноафриканской Республике (около 80 тыс., в основном занде).

П. И. Пучков

АФРИКАНСКАЯ МЕТОДИСТСКАЯ ЕПИСКОПАЛЬНАЯ СИОНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Африка́нская методи́стская епископа́льная сио́нская це́рковь, вторая по численности последователей афроамериканская методистская церковь США.

Истоки Африканской методистской епископальной сионской церкви относятся к 1796, когда афроамериканцы Нью-Йорка, недовольные тем, что им не разрешают участвовать в церковных конференциях, а также проповедовать (в том числе и в качестве странствующих проповедников), обратились к епископу Методистской епископальной церкви с просьбой разрешить им проводить свои собственные собрания. Такое разрешение было получено. В 1800 они построили своё первое помещение для богослужения и назвали его Сионом (откуда одно из определений церкви, которое было официально добавлено к её названию в 1848). В 1801 было разрешено организовать Африканскую методистскую епископальную церковь города Нью-Йорка. Хотя в этой церкви через 12 лет произошёл раскол, позже афроамериканские группы штата Нью-Йорк и некоторых других районов сумели объединиться и, отказавшись от предложения присоединиться к другой афроамериканской церкви — Африканской методистской епископальной церкви, создали в 1821 Африканскую методистскую епископальную сионскую церковь.

В докринальном отношении Африканская методистская епископальная сионская церковь близка к Объединённой методистской церкви и Африканской методистской епископальной церкви. Она принимает «25 статей», другие методистские вероучительные документы. Сходны у этих организаций и церковные обряды.

Африканская методистская епископальная сионская церковь в организационном отношении придерживается епископального устройства. Верховным административным органом в церкви является созываемая раз в 4 года Генеральная конференция, разрабатывающая программу церковной деятельности. В период между сессиями конференции церковь управляется Советом епископов. Церковный центр находится в городе Арлотт в штате Северная Каролина.

Церковь ведёт переговоры с двумя другими крупными афроамериканскими методистскими церквами — Африканской методистской епископальной церковью и Христианской методистской епископальной церковью об объединении.

Численность последователей Африканской методистской епископальной сионской церкви в США — 1,3 млн. человек.

Африканская методистская епископальная сионская церковь ведёт миссионерскую работу в африканских и американских странах, хотя и не в таких масштабах, как Объединённая методистская церковь или Африканская методистская епископальная церковь. Наиболее крупные филиалы Африканской методистской епископальной сионской церкви созданы в Гане (36 тыс.), Нигерии (15 тыс.), а также на Ямайке (24,5 тыс.).

П. И. Пучков

АФРИКАНСКАЯ МЕТОДИСТСКАЯ ЕПИСКОПАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ

Африка́нская методи́стская епископа́льная це́рковь, вторая по численности последователей методистская церковь в США и крупнейшая из афроамериканских методистских церквей.

Появление этой церкви связано с трениями, возникшими в середине 80-х гг. XVIII в. между «чёрными» и «белыми» прихожанами церкви св. Георга в Филадельфии. Трения эти привели к тому, что группа афроамериканцев, возмущённых дискриминационным отношением, покинула церковь и создала в 1787 свою богослужебную группу, названную Свободным африканским обществом. Общество возглавили выкупившиеся из рабства Ричард Аллен (1760—1831) и Абесалом Джонс (1746—1818). В 1794 Свободное африканское общество разделилось на 2 группы: Бетельскую африканскую методистскую епископальную церковь, возглавленную Р. Алленом, и Африканскую епископальную церковь св. Фомы, во главе которой встал А. Джонс. Бетельская африканская методистская епископальная церковь продолжала находиться в подчинении преимущественно «белой» Методистской епископальной церкви, но по решению суда в 1816 получила полную самостоятельность. В том же году эта церковь объединилась с другими сформировавшимися к тому времени африканскими методистскими церковными группами, в результате чего была создана Африканская методистская епископальная церковь. Р. Аллен, который ещё в 1799 стал первым африканским рукоположенным священнослужителем, был избран епископом новой церкви.

Африканская методистская епископальная церковь приняла «25 статей», а также другие церковные установки Методистской епископальной церкви, наследницей которой стала Объединённая методистская церковь, и в доктринальном и культовом отношениях очень близка последней.

Сходны и организационные структуры двух церквей. Африканская методистская епископальная церковь имеет епископальное устройство. Возглавляет её международная генеральная конференция, собираемая раз в 4 года. Церковь делится на 18 епископских округов, 13 из которых действуют на территории США (во всех 50 штатах), Канады и Бермудских островов. 5 остальных округов осуществляют контроль над миссионерской работой (церковь занимается ею с 1824), которая проводится главным образом среди лиц африканского происхождения в Вест-Индии (в Гаити, Доминиканской Республике, на Ямайке, Барбадосе и другие.гих островах) и Южной Америке (в Гайане и Суринаме), а также в 20 странах Африки.

Церковь ведёт с Объединённой методистской церковью переговоры о слиянии. В течение длительного времени ведутся также переговоры об объединении 3 афроамериканских методистских церквей: Африканской методистской епископальной церкви, Африканской методистской епископальной сионской церкви и Христианской методистской епископальной церкви.

Численность приверженцев Африканской методистской епископальной церкви в США — 3,5 млн. человек (по другим данным, 2,8 млн. человек). Подавляющее большинство членов церкви (в США — 99%) — афроамериканцы, хотя имеются также и представители других расовых групп.

Наиболее крупные филиалы Африканской методистской епископальной церкви имеются в ЮАР (300 тыс.), Замбии (82 тыс.), Зимбабве (40 тыс.), Лесото (13 тыс.), Гане (12 тыс.), Намибии (11 тыс.), Либерии (9 тыс. — именно эта страна стала в 1824 первым объектом миссионерской работы Африканской методистской епископальной церкви), Гаити (15 тыс. — миссионерская работа ведётся с 1827).

П. И. Пучков

АФРИКАНСКАЯ РЕФОРМИРОВАННАЯ ЦЕРКОВЬ

Африка́нская реформи́рованная це́рковь, синкретическая афрохристианская секта, одна из «эфиопских церквей». Другое название — растафаризм. Основана в 30-х гг. XX в. на Ямайке проповедником М. Гарвеем после провозглашения Тэфэри Мэконнына императором Эфиопии под именем Хайле Селассие I.

Вероучение Африканской реформированной церкви опирается в первую очередь на положение о божественности Хайле Селассие, объявленного мессией — растафари. Как считают сектанты, мессия должен вернуть всех африканцев на родину, предварительно освободив их от гнёта «белых», и построить в Африке истинный Израиль. Основной составляющей божественности мессии — растафари, по мнению Африканской реформированной церкви, является так называемая раста — всеобъемлющий жизненный опыт, некая божественная энергия. Согласно догматическим положениям Африканской реформированной церкви, все люди равны перед Богом и все они пронизаны мистическим духом «джа», причём этот дух сообщает «чёрным» особую благодать. Обделёнными благодатью считаются не только «белые», но и все женщины. Авторитет Библии сектантами признаётся, однако, по их признанию, Ветхий Завет играет в ней главную роль. На их толкование Библии значительное влияние оказали протестантские миссионеры. Последователи Африканской реформированной церкви часто называют себя эфиопами и при этом подчёркивают, что считают себя «неделимой частью ямайкского народа».

Культовая практика Африканской реформированной церкви ярко не выражена и нередко сводится к проповедям о «мистическом откровении растафари» и прослушиванию музыки стиля «рэгги», сочинённой членом организации Каунтом Осси. Растафариты стараются ограничить своё участие в общественной жизни, а также воздерживаются от службы в армии, следуя провозглашённому в секте принципу пацифизма. В секте допущено употребление наркотиков, характерной чертой внешнего вида сектантов является так называемая «устрашающая грива» — длинные волосы, напоминающие гриву льва и обычно покрашенные в красный цвет. В секте выделяется группа «узких» растафаритов, которые не едят мяса и не пьют вина.

Несмотря на практически проповедуемый «чёрный расизм», Африканская реформированная церковь имеет последователей не только среди «чёрного» населения Ямайки и другие.гих стран Карибского бассейна. Общины растафаритов во многом благодаря музыке «рэгги» появились в Африке, Европе, Австралии, а также в России. Точная численность последователей Африканской реформированной церкви неизвестна, так как подсчёт затруднён наличием большого числа дочерних организаций. По различным данным, число сектантов составляет от 6 до 50 тыс. человек.

Р. А. Силантьев

АФРОАМЕРИКАНСКОЕ ВУДУ

Афроамерика́нское ву́ду, одна из наиболее крупных сект вуду, действующая в США. Секта основана «верховной жрицей» вуду «мадам» Арбос в середине XX в. Вероучение Афроамериканского вуду в целом близко к общевудуистскому, однако имеет и свои особенности. В секте, в частности, признаётся авторитет Библии, которая, считается, раскрывает истинный смысл вуду. Во главе пантеона в секте стоит «лоас» (бог) Дамбалла-уэдо, считающийся помимо всего прочего и богом мудрости. Остальные лоасы рассматриваются как второстепенные божества и помощники Дамбалла-уэдо. Дамбалла-уэдо изображается в виде змея, который отождествляется со змеем, воздвигнутым Моисеем в Синайской пустыне. Основой жизни каждого человека в Афроамериканском вуду считается так называемый путь трилистника — вера, любовь и удовольствие от добрых дел.

Культовая практика секты состоит преимущественно из ритуальных танцев, проводимых каждое полнолуние. Широко распространены магические обряды, некоторые из них имеют черты тотемизма — человек посвящается какому-либо животному. Символом мужчины в Афроамериканском вуду считается шестиконечная звезда, женщины — пятиконечная. Жреческая иерархия секты соответствует общевудуистской. Численность последователей секты достигает 40 тыс. человек, сосредоточены они в основном в южных и западных штатах США.

Р. А. Силантьев

АФРОХРИСТИАНСКИЕ ТЕЧЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АХАЛУХИ

ахалухи, верхняя мужская одежда у грузин. Ср. Архалук.

АХЛ-И ХАКК

а́хл-и ха́кк («люди истины»), шиитская секта. Другое название секты — али-илахи («обожествляющие Али»). Точное время возникновения неизвестно. Последователи секты обожествляют Али, считают, что он вечен в своей божественной природе, хотя внешне представляется как имам. В секте существует вера в семь последовательных воплощений божества в людях, причём вторым воплощением был Али. Сектанты ждут пришествия «владыки времени», который должен явиться, чтобы обновить мир. Тайные собрания секты происходят ночью, сопровождаются жертвоприношениями и ритуальными трапезами, плясками и самоистязаниями. Священные книги ахл-и хакк тщательно скрываются от суннитов и шиитов-имамитов.

Общую численность ахл-и хакк, в связи с тайным характером секты, определить трудно. По одной из оценок, она достигает 15 млн. человек. Наибольшее число сторонников секты имеется в Турции (в первую очередь среди курдов-заза), есть они также в Иране и Афганистане. Маленькая группа ахл-и хакк находится в Азербайджане (среди курдов).

Б.-Р. Логашова

АХМАДИЕ

ахмади́е (ахмадийя, ахмадия), мусульманская секта; полное название «Общество ахмадие» («Анджоман-и ахмадие»). Основатель — Мирза Гулам Ахмад Кадиани (1835—1908) в 1889 объявил себя махди (мусульманским мессией) и реформатором XIV века хиджры. Учение Ахмада Кадиани носило синкретический характер и стремилось примирить ислам с христианством и индуизмом (секта активно функционировала в Пенджабе). Последователи секты признают догматы ислама, вероучение индуистского бога Кришны, заповеди Иисуса Христа; причём Ахмад Кадиани заявил, что обнаружил могилу Христа, который будто бы избежал смерти на кресте, переселился в Индию, проповедовал там Евангелие и умер в возрасте 120 лет. Себя Ахмад Кадиани выдавал за воплощение Христа и Мухаммеда и претендовал на обладание пророческим даром. Некоторые догматы ислама он разъяснял в соответствии со своими представлениями. Например, джихад он трактовал как пропаганду религии мирными средствами.

Высшее мусульманское духовенство объявило учение Ахмада Кадиани еретическим, однако идеи о равенстве людей перед Богом привлекли в секту многочисленных сторонников, хотя секта придерживалась проанглийской ориентации.

Идеи Ахмада Кадиани распространились в Индии, Пакистане, в меньшей степени в странах Юго-Западной Азии, Африки, Европы и Америки. Общая численность последователей ахмадие 12 млн. человек; наиболее значительные группы — в Пакистане и Индии. Немало сторонников ахмадие в Гане и Нигерии. В 1914 произошёл раскол и образовались две секты: кадиани и лахори. Последователи секты кадиани признают Ахмада Кадиани пророком, сторонники лахорской секты считают его только реформатором.

Б.-Р. Логашова

АШУГ

ашуг, ашик (тюрк. — влюблённый), певец и сказитель у народов Кавказа и Турции; поёт под аккомпанемент саза, тара или кеманчи.

Предыдущая страница Следующая страница