Поиск по материалам сайта
Cлово "1930"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. ЛОСЕВ Алексей Федорович (1893-1988)
Входимость: 4. Размер: 12кб.
2. Большой толковый словарь по культурологии. ЛОСЕВ
Входимость: 4. Размер: 15кб.
3. Мифы народов мира. ХАОС
Входимость: 3. Размер: 26кб.
4. Культурология XX век энциклопедия
Входимость: 3. Размер: 48кб.
5. Россия. Страноведческий словарь. КУЛАК
Входимость: 3. Размер: 4кб.
6. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДИФ"-"ДОР")
Входимость: 3. Размер: 45кб.
7. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "З"
Входимость: 3. Размер: 42кб.
8. ГЕНОН (Guenon) Рене-Жан-Мари-Жозеф (1886-1951)
Входимость: 2. Размер: 7кб.
9. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "М"
Входимость: 2. Размер: 54кб.
10. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "С"
Входимость: 2. Размер: 57кб.
11. ЧИЖЕВСКИЙ Александр Леонидович (1897-1964)
Входимость: 2. Размер: 7кб.
12. Народы и религии мира. ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В АМЕРИКЕ (1988)
Входимость: 2. Размер: 10кб.
13. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГЕН"-"ГИС")
Входимость: 2. Размер: 56кб.
14. Альтернативная культура. Энциклопедия. РАСТА
Входимость: 2. Размер: 12кб.
15. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Ч"
Входимость: 2. Размер: 11кб.
16. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Л"
Входимость: 2. Размер: 39кб.
17. Словарь культуры XX века (В.П. Руднёв). ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ
Входимость: 2. Размер: 7кб.
18. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛАЗ"-"ЛЕМ")
Входимость: 2. Размер: 65кб.
19. Словарь культуры XX века (В.П. Руднёв). ВЕРИФИКАЦИОНИЗМ
Входимость: 2. Размер: 6кб.
20. Народы и религии мира. Статьи на букву "А" (часть 2, "АКК"-"АНТ")
Входимость: 2. Размер: 38кб.
21. Словарь культуры XX века (В.П. Руднёв). ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ АПОЛОГЕТИКА
Входимость: 2. Размер: 6кб.
22. Мифы народов мира. Статьи на букву "Ц" (часть 2, "ЦЗЮ"-"ЦЮН")
Входимость: 2. Размер: 39кб.
23. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "К" (часть 3, "КОН"-"КЬЕ")
Входимость: 2. Размер: 53кб.
24. УАЙТ (White) Лесли Элвин (1900-1975)
Входимость: 2. Размер: 23кб.
25. Народы и религии мира. ОБЪЕДИНЁННЫЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ ХРИСТИАН ВЕРЫ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ
Входимость: 2. Размер: 9кб.
26. НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА КОНЦЕПЦИИ
Входимость: 2. Размер: 26кб.
27. Мифы народов мира. САМОДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 2. Размер: 26кб.
28. Россия. Страноведческий словарь. ТРОЦКИЙ Л.Д.
Входимость: 2. Размер: 5кб.
29. Словарь культуры XX века (В.П. Руднёв). МАСТЕР И МАРГАРИТА
Входимость: 2. Размер: 10кб.
30. Россия. Страноведческий словарь. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
Входимость: 2. Размер: 12кб.
31. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛЕН"-"ЛИТ")
Входимость: 2. Размер: 58кб.
32. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАЛ"-"ДИА")
Входимость: 2. Размер: 48кб.
33. Россия. Страноведческий словарь. КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ
Входимость: 2. Размер: 6кб.
34. Словарь культуры XX века (В.П. Руднёв). ЯЗЫКОВАЯ ИГРА
Входимость: 2. Размер: 7кб.
35. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Ф" (часть 3, "ФРА"-"ФУТ")
Входимость: 2. Размер: 49кб.
36. Этнопсихологический словарь. Статьи на букву "М"
Входимость: 2. Размер: 46кб.
37. Словарь культуры XX века (В.П. Руднёв). ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА
Входимость: 2. Размер: 12кб.
38. Альтернативная культура. Энциклопедия. МОНТАЖ АТТРАКЦИОНОВ
Входимость: 2. Размер: 6кб.
39. Большой толковый словарь по культурологии. НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА КОНЦЕПЦИИ
Входимость: 2. Размер: 29кб.
40. РИККЕРТ (Rickert) Генрих (1863-1936)
Входимость: 2. Размер: 6кб.
41. ДИФФУЗИОНИЗМ
Входимость: 2. Размер: 6кб.
42. РАЙХ (Reich) Вильгельм (1897-1957)
Входимость: 2. Размер: 9кб.
43. Мифы народов мира. ЗМЕЙ
Входимость: 2. Размер: 20кб.
44. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "С" (часть 2, "СВЯ"-"СИМ")
Входимость: 2. Размер: 47кб.
45. Большой толковый словарь по культурологии. УАЙТ
Входимость: 2. Размер: 26кб.
46. Россия. Страноведческий словарь. КОЛХОЗ
Входимость: 2. Размер: 7кб.
47. Россия. Страноведческий словарь. БИБЛИОТЕКА ЛЕНИНА
Входимость: 2. Размер: 6кб.
48. Словарь культуры XX века (В.П. Руднёв). ПИГМАЛИОН
Входимость: 2. Размер: 9кб.
49. Мифы народов мира. ИСТОРИЯ И МИФЫ
Входимость: 2. Размер: 23кб.
50. Россия. Страноведческий словарь. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 Г.
Входимость: 2. Размер: 11кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. ЛОСЕВ Алексей Федорович (1893-1988)
Входимость: 4. Размер: 12кб.
Часть текста: неоплатонич. диалектики (в ее христ. переосмыслении) и структурно-типологич. интеллектуальной техники новоевроп. типа в применении к разл. областям философии, культурологии, эстетики, теории лит-ры, семиотики, лингвистики, музыковедения, оснований математики. Автор философско-психол. прозы (“Женщина-мыслитель”, “Трио Чайковского”, “Метеор”, “Жизнь”, “Встреча”, “Театрал” и др.). Родился в Новочеркасске в семье народного учителя. Еще в юношеском возрасте (1911) формулирует важнейший императив “высшего синтеза” науки, религии, искусства и нравственности. Платон и Вл. Соловьев — их творчество неизменно вдохновляло его с гимназич. лет до последних дней жизни, составляло и неизменный предмет критич. изучения, и стимул ктворч. дерзанию. Будучи студентом Моск. ун-та, активно посещает Религиозно-филос. об-во и Психол. об-во. Заканчивает ун-т (1915) по двум отделениям — классич. филологии и философскому, избирается (1919) проф. Нижегород. ун-та. На протяжении 20-х гг. интенсивно работает в Гос. Академии худож....
2. Большой толковый словарь по культурологии. ЛОСЕВ
Входимость: 4. Размер: 15кб.
Часть текста: ЛОСЕВ - Алексей Федорович Лóсев (1893-1988) философ и религиозный мыслитель, переводчик и комментатор античной и средневек. (в т.ч. богословской) лит-ры, продолжатель, а в череде мыслителей серебряного века рус. культуры и завершитель отеч. традиций символизма и всеединства, давший значит. образцы органичного сопряжения неоплатонич. диалектики (в ее христ. переосмыслении) и структурно-типологич. интеллектуальной техники новоевроп. типа в применении к разл. областям философии, культурологии, эстетики, теории лит-ры, семиотики, лингвистики, музыковедения, оснований математики. Автор философско-психол. прозы ("Женщина-мыслитель", "Трио Чайковского", "Метеор", "Жизнь", "Встреча", "Театрал" и др.). Родился в Новочеркасске в семье народного учителя. Еще в юношеском возрасте (1911) формулирует важнейший императив "высшего синтеза" науки, религии, искусства и нравственности. Платон и Вл. Соловьев - их творчество неизменно вдохновляло его с гимназич. лет до последних дней жизни, составляло и неизменный предмет критич. изучения, и стимул к творч. дерзанию. Будучи студентом Моск. ун-та, активно посещает Религиозно-филос. об-во и Психол. об-во. Заканчивает ун-т (1915) по двум отделениям - классич. филологии и философскому, избирается...
3. Мифы народов мира. ХАОС
Входимость: 3. Размер: 26кб.
Часть текста: - 124). У схолиастов X. мыслится то как вода (с фантастической этимологией от cheo, «лью», «разливаю»), то как разлитой воздух (со ссылкой на Вакхилида и Зенодота), то по-платоновски как место разделения и расчленения стихий. Из досократиков Акусилай (9B2D) и ферекид (7В1а) считали X. началом всякого бытия. При этом Ферекид отождествлял X. с водой, т. е. с заполненным пространством. Ни Гомер, ни Пиндар, ни Эсхил, ни Софокл ни разу не употребляют этот термин. У Еврипида X. является пространством между небом и землёй (TGF, frg. 448 N.-Sn.), а Проб, который приводит этот фрагмент из Еврипида, считает X. воздухом, заполняющим место между небом и землёй. В космогонии Аристофана («Птицы», 691-702) X. фигурирует в качестве первопотенций наряду с Эре-бом. Ночью и тартаром (о Земле говорится, что вначале её не было). От Эреба и Ночи - мировое яйцо, а из мирового яйца - Эрос. Эрос же из смеси всего порождает Землю, небо, море, богов и людей. От X. Эрос порождает в тартаре птиц, которые тоже, очевидно, понимаются здесь как одно из первых космогонических начал (так, X. у Аристофана выступает уже как мифологический персонаж, порождающий мировую жизнь, на пародийном языке Аристофана - птиц). Либо это собственная космогония Аристофана, либо это пародия на орфическую космогонию, где тоже фигурирует мировое яйцо, порождённое Ночью. В «Облаках» X. вместе с Облаками и Языком является богом Сократа (Nub. 424), и тот даже им клянётся (627). Так, к концу классического периода в Греции существуют две концепции X., исходящие из гесиодовской концепции. Одна выдвигает на первый план понятие X. как физического пространства, пустого или чем-нибудь наполненного; а другая понимает X. как нечто живое и животворное, как основу мировой жизни. Первая концепция...
4. Культурология XX век энциклопедия
Входимость: 3. Размер: 48кб.
Часть текста: АЗИАТСКИЕ КУЛЬТУРЫ АККУЛЬТУРАЦИЯ АКМЕИЗМ (от греч. - расцвет, вершина, острие) АКСИОЛОГИЯ (от греч. - ценность) АЛПАТОВ Михаил Владимирович (1902-1986) АМЕРИКАНОЦЕНТРИЗМ АМЕРИКАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА АМЕРИКАНСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА АМСТЕРДАМСКАЯ ШКОЛА АНГАЖИРОВАННОСТЬ (фр. вовлеченность) АНДРЕЕВ Даниил Леонидович (1906-1959) АНТИНОМИЧНОСТЬ КУЛЬТУРЫ “АННАЛОВ” ШКОЛА АНТРОПОГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА АНТРОПОЛОГИЯ АНТРОПОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ АНЦИФЕРОВ Николай Павлович (1889-1958) АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ АРСЕНЬЕВ Николай Сергеевич (1888-1977) АРТЕФАКТ (от лат. - искусственно сделанный) АРТЕФАКТ КУЛЬТУРНЫЙ АРХЕОЛОГИЯ АРХЕТИП (греч.) АРХЕТИПЫ КУЛЬТУРНЫЕ АССИМИЛЯЦИЯ АССМАН (Assmann) Ян (р. 1938) АТТАЛИ (Attali) Жак (р. 1943) АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА АУЭРБАХ (Auerbach) Эрих (1892-1957) АФРОЦЕНТРИЗМ Б   БАЛЛИ (Bally) Шарль (1865-1947) БАРНС (Barnes) Харри Элмер (1889-1968) БАРТ (Barthes) Ролан (1915-1980) БАРТ (Barth) Томас Фредерик Вейбю (р. 1928) БАХТИН Михаил Михайлович (1895-1975) БАШЛЯР (Bachelard) Гастон...
5. Россия. Страноведческий словарь. КУЛАК
Входимость: 3. Размер: 4кб.
Часть текста: Россия. Страноведческий словарь. КУЛАК В начало словаря По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я КУЛАК Богатый крестьянин , частный собственник, систематически использующий наёмный труд. Кулаки как особый социальный слой появились в России в 1860-е гг. в результате начала капиталистического развития деревни и социального расслоения крестьян. В начале XX в. кулацкими были 20% крестьянских дворов (см. двор ), они производили до 50% товарного хлеба . В первые годы советской власти кулацкие хозяйства продолжали существовать, но, начиная с 1929 г., политика партии (см. КПСС ) и государства по отношению к ним, как и ко всем частным собственникам, стала непримиримой - был взят курс на ликвидацию кулачества как класса. Были отменены законы об аренде земли и найме рабочей силы. Семьи кулаков было запрещено принимать в колхозы (см. колхоз ), началось их принудительное переселение в отдаленные районы страны, конфискация имущества. В 1930-е гг. было ликвидировано не менее одного миллиона кулацких хозяйств (до 15% крестьянских дворов. Этот процесс получил название раскулачивание . В современной русской речи слово кулак может быть использовано для негативной оценки хозяйственного, стремящегося к обогащению и скупого человека. В ироническом смысле иногда используется глагол раскулачить в значении ‘лишить кого-либо денег или вещей’. Плакат 1930-х гг.: Плакат 1930-х гг.: В начало словаря
6. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДИФ"-"ДОР")
Входимость: 3. Размер: 45кб.
Часть текста: культурной активности, как хоз. культура, религ., худож. практика, политика, право и т.п. В свою очередь в рамках хоз. культуры вычленяются сначала охотничья культура, потом - земледельческая, в рамках последней - подсечное, потом пашенное земледелие, животноводство, огородничество, садоводство и т.п. В трактовку Д.к. немалый вклад внесли представители эволюц. подхода, позже - исследователи структурно-функционального подхода. Последние связывали Д.к. с ростом плотности населения, интенсивностью межкультурных контактов, межгрупповых и межличностных связей в совр. культуре. Лит. : Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.,1994. Г.А. Аванесова. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996 ДИФФУЗИОНИЗМ ДИФФУЗИОНИЗМ - теоретическая модель историко-культурного процесса; методология культурологич. и культурантропологич., этногр. исследований. Д. зародился во вт. пол. 19 в. в Германии и Австрии. После Второй мир. войны его влияние ослабевает, получают распространение другие научные методологии: Неоэволюционизм , Структурализм , системный анализ, психоанализ, Семиотика , Герменевтика и др. Развитие идей Д., связано с работами нем. ученых: Фробениус а (1873-1938), Гребнера (1877-1934), австр. этнологов В. Шмидта (1868-1954), В. Копперса (1886-1961), англ. антропологов Риверса (1864-1922), Г. Чайлда (1892-1957) и др. Истоки Д. в антропогеогр. учении нем. географа и этнографа Ратцеля (см. Ратцель ). В отличие от эволюционистов, рассматривавших каждое явление культуры как звено в цепи эволюции, отвлеченно от конкр. условий его бытования, Ратцель стремился изучать явления культуры в связи с конкр.,...
7. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "З"
Входимость: 3. Размер: 42кб.
Часть текста: Евангелии от Луки. Захария был священником Иерусалимского храма «из Авиевой чреды» (Лк. 1:5), т. е. принадлежал к одной из 24 наследственных групп, поочередно исполнявших свои культовые обязанности; средневековые легенды иногда делали его первосвященником. Елисавета тоже была из священнического рода потомков Аарона. Они были «праведны пред Богом», однако у них, как у Иоакима и Анны, другой четы новозаветных родителей, до старости не было детей. Когда Захария служил в храме, ему явился Архангел Гавриил, предсказавший, что у 3. и Е. родится сын, которого следует назвать Иоанном и которому суждено стать «предтечей» Мессии. Захария сомневается в возможности исполнения обещанного, ссылаясь на преклонный возраст свой и жены (срв. такое же сомнение Авраама, Быт. 17:17, и Сарры, Быт. 18:12). Как знамение и одновременно наказание за маловерие ему дается немота, которая должна разрешиться только вместе с рождением младенца. Елисавета пять месяцев скрывает свою беременность. Между тем Дева Мария, родственница Елисаветы (1:36), девственно зачавшая Иисуса Христа во время шестого месяца беременности Елисаветы, отправляется из Галилеи в Иудею навестить Елисавету; та ...
8. ГЕНОН (Guenon) Рене-Жан-Мари-Жозеф (1886-1951)
Входимость: 2. Размер: 7кб.
Часть текста: (Т. Буркхардт, Ф. Шуон, А. Кумарасвами, М. Лингс, К. Мутти, Ч.А.Дж. Эвола), а также на франц. “новых правых” философов. Свою цель Г. видел в воссоздании универсального миросозерцания, в реконструкции духовных основ человеч. бытия. Истина синтетична по своей природе: она лежит по ту сторону всех мыслимых оппозиций, и для ее понимания непригоден методол. арсенал зап. философии Нового времени с ее культом разума и страстью к анализу. Подлинная мудрость сверхразумна и постигается посредством интеллектуальной интуиции, к-рой обладает лишь тот, кто достиг “метафизич. реализации”. Г. резко выступает против “философии ценностей”, отражающей присущее совр. миру тяготение к материальному и колич. аспектам бытия, он отказывается от детального анализа феноменов культуры и стремится к обобщенному видению ее сущности, пользуясь масштабом цивилизационных космич. циклов. Метафизика культуры Г. исходит из представления об изначальной “гиперборейской” традиции, имеющей трансцендентное происхождение. Из этого источника возникает все многообразие традиц. культур, в основу к-рых положены одни и те же исходные принципы. В совр. Европе живая связь с традицией утеряна: в католицизме лишь формально присутствуют истины эзотерич. доктрины. Только на Востоке, в мире ислама, традиция сохранила первозданную чистоту и духовность. По Г., человечество — лишь одна из преходящих манифестаций подлинного бытия, не имеющая права на привилегированное положение в иерархии универсума. Земная цивилизация переживает поел. фазу упадка в очередном космич. цикле. В ...
9. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "М"
Входимость: 2. Размер: 54кб.
Часть текста: жизни М. было начато сооружение его гробницы, которое завершила жена М. Артемисия. Усыпальница получила название Мавсалейион (считалась одним из семи чудес древнего мира). От него происходит слово «мавзолей». МАГИСТРАТУРА МАГИСТРАТУРА (от лат. magistratus - начальник, должностное лицо) государственная должность в Риме; эти должности появились в период становления Республики, на рубеже VI - V вв. до н.э. Поскольку должности м. считались почетными, никакой платы магистраты не получали. Первоначально все м., кроме народных трибунов, занимали исключительно патриции, в нач. III в. до н.э. они стали доступны плебеям. Все м. были временными (как правило, на один год) и коллегиальными. Различались м. ординарные (выборные) и экстраординарные (по назначению), высшие (избирались в центуриатных комициях) и низшие (избирались в трибутных комициях), курульные (привилегией которых было наличие специального курульного кресла) и некурульные. К ординарным м. принадлежали высшие курульные м. (консулат, претура, цензура) и низшие (курульный эдилитет, а также народный трибунат и квестура). Экстраординарными, высшими и курульными м. были должности диктатора, начальника конницы, децемвиров и интеррекса. По закону Виллия 180 г. до н.э. (lex Villia annalis) м. предоставлялась только после военной службы, повторное занятие должности разрешалось через три года; квестуру можно было занимать в возрасте не моложе 27 лет, эдилитет - 30, претуру - 33, консулат - 36. Корнелиев закон 81 г. до н.э. (lex Cornelia de magistratibus) установил другие возрастные цензы: квестура не ранее 29 лет, претура (после обязательного 10-летнего перерыва) - 39 лет, консулат - 42 лет; второй консулат можно было занимать только через десять лет после первого. Избрание в указанном возрасте называлось «избрание в свой ...
10. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "С"
Входимость: 2. Размер: 57кб.
Часть текста: субъективности в новейших направлениях современной науки при помощи философско-эстетических методов. Акцент делается на общих проблемах постмодернистской науки и эстетики. Основная мысль С. заключается в том, что существует переход между точными науками и науками о человеке. Он подобен узкому ледяному лабиринту, соединяющему Атлантику и Тихий океан - северо-западному проходу. Преодолеть его может лишь тот, кто способствует коммуникации между двумя ветвями современной культуры. Для осуществления такой коммуникации С. предлагает метод «беспорядочного энциклопедизма». Он исходит из неразделимости искусства, науки, мифологии, единства пространства-времени культуры, где Лукреций, Золя, Мишле, Тернер - наши современники. Хаос, изобретения и случайности поэтического мира Лукреция - прообраз множественности, сложности, поливалентности постнеклассического знания, проза Золя - предвосхищение физических открытий, пьесы Мольера - социологического изучения общества. С. считает эстетическое знание более комплексным, полным и гибким...