Этнопсихологический словарь
Статьи на букву "М"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М"

Малочисленные народы

Малочисленные народы - народы России, сохранившие за многовековую историю развития страны свои языки, самобытную культуру, способы ведения традиционного хозяйствования и промыслов и отличающиеся небольшой численностью своих представителей.

М.н. - потомки тех, кто населял страну в прошлом и вошел в состав Российского государства, а ныне проживает на его территории с момента установления существующих административных или государственных границ. В соответствии с этим сейчас на территории РФ проживает примерно 60 малочисленных народов. Общее их количество достигает немногим более 440 тыс. человек, что составляет примерно 0,3% всего населения Российской Федерации. Самые крупные из малочисленных народов: ненцы (около 35 тыс. человек), абазины (33 тыс. человек) и др. Самые малочисленные: кереки (100 человек), водь (200 человек), тазы (300 человек) и др. Малочисленные народы проживают на Севере, в Сибири, на Дальнем Востоке, в республике Дагестан, а также в Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Карелия, Ставропольском крае, Ленинградской области, в Москве и Санкт-Петербурге.

Манси

Манси - представители древнего народа, родственного хантам (см.), населяющего районы Западной Сибири по Оби и ее притокам.

Манси отличаются практическим складом ума, большой сообразительностью, трудолюбием, выдержкой и выносливостью, художественными способностями.

Маргинал

Маргинал (от фр. marginal - побочный, предельный, написанный на полях) -человек, находящийся в промежуточном, пограничном положении между какими-либо социальными группами, утративший прежние социальные связи и не приспособившийся к новым условиям жизни; лицо, находящееся на периферии общества; люмпен, бродяга, бомж.

Маргинальная личность

Маргинальная личность - человек, живущий и сознательно участвующий в культурной жизни и традициях двух разных народов. Он никогда не может совершенно порвать (даже если ему будет дана такая возможность) со своей прошлой жизнью и ее традициями и никогда не будет принят в новое общество, в котором теперь пытается найти для себя место. Он - человек на рубеже двух культур и двух обществ, которые никогда полностью не совпадут.

М.л. является продуктом миграции населения, тех разнообразных процессов, в результате которых человек определенной культуры вынужден осваивать иные, чуждые ему культурные ценности, социальные роли, образ жизни.

Маргинальность этническая

Маргинальность этническая - этнокультурная одновременная принадлежность двум этническим культурам, порождающая двойственное этническое самосознание.

М.э. - следствие длительного проживания человека среди представителей других этнических общностей и зависит от того, каким является его этническое окружение - дружественным или нет. Обычно М. э. сопровождает процессы аккультурации и ассимиляции (см.). Она характерна для потомков этнически смешанных браков, а также для представителей этнических меньшинств, включенных в иноэтническую среду.

В современных условиях М.э. часто связана с экспансией унифицированной "европейской" урбанистической культуры, сталкивающейся с этнически специфическими традиционными культурами. В российских условиях М.э. часто возникает при интеграции представителей различных народов в унифицированную культуру русскоязычного населения, особенно в городах.

Обычно М. сопровождается представлением о неравенстве социального статуса культур и психологически выражается в осознании индивидом своей неполной приобщенности к более "высокой" по статусу культуре и неполного разрыва с исходной более "низкой". В этом случае М. характеризуется состоянием этнопсихологической "двойственности" представителей той или иной национальной общности, выражающейся в глубоких, субъективных переживаниях, которые затрагивают их этнический статус.

М.э. сопровождает появление предпосылок для внутреннего конфликта этнической идентичности (см.), развития интенсивной окрашенности эмоциональной сферы национального сознания людей, возникновения негативного отношения к воздействию других культур. Во втором поколении маргинальная группа стремится по-скорее избавиться от черт исходной культуры, в третьем же - часто наблюдаются возврат к традиционной культуре, усиленное возрождение этнической специфики (напр, у многих подвергшихся ассимиляции народов-бывшего СССР).

Марийцы

Марийцы - представители одного из финно-угорских народов (см.), проживающего в Волжско-Ветлужско-Вятском междуречьи, Прикамьи и Приуральи и по своей национальной психологии и культуре похожего на чувашей.

Марийцы трудолюбивы, гостеприимны, скромны, стремятся к знаниям, терпеливы, расчетливы и экономны, в многонациональном коллективе своим поведением почти ничем не отличаются от чувашей и русских, разве что чуть более замкнуты и сдержанны. Старательно и очень внимательно относятся к выполнению' своих профессиональных и общественных обязанностей, дисциплинированны, исполнительны, самолюбивы.

Межнациональная культура

Межнациональная культура - термин, которым в культурологии обозначают формирующуюся мировую культуру, многие элементы которой уже можно конкретно описать и которые характеризуются высокой художественной культурой различных регионов, а также общей продукцией массовой культуры, едиными элементами культуры быта, форм досуга, спорта, элементов, поведения и организации, политической и правовой культуры и т. д.

М.к. находит поддержку у различных международных организаций. Высокие ее достижения находят признание на различных международных конкурсах, фестивалях, спортивных состязаниях, художественных выставках и в том или ином виде рекомендуются международной общественности как образцы. В этом случае международное право, этикет, научные и культурные достижения не замыкаются в рамках нации, а становятся межнациональными.

Межнациональная рознь

Межнациональная рознь - конфликтные отношения между представителями различных этнических общностей, наследие прошлого, оказывающее негативное влияние на материальную и духовную жизнь любого государства.

Межнациональное общение (на личностном уровне)

Межнациональное общение (на личностном уровне) - взаимодействие, в котором отдельные личности выступают как представители различных этнических общностей.

Межэтнические конфликты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Межэтническое реконструирование жизненного мира

Межэтническое реконструирование жизненного мира - социологическая и психологическая модель завершения межэтнического конфликта, принятая в западной социологической науке, разработанная в соответствии с основными положениями базисной теории социального конфликта -теории человеческих потребностей (Р.Фишер, Д.Девис, К. Ледерер, Д. Бертон, О. Надлер).

Согласно межэтническому реконструированию жизненного мира, межэтнический конфликт возникает как следствие существующих различий миров. Каждый этнос, этническая группа представляет собой особый мир, отличающийся от других, и при взаимодействии различных миров возможно возникновение сложных конфликтных ситуаций. Отличительной особенностью "миров" является их некритическое отношение к своему "миру", а попытка рефлексии означает выход за его пределы.

Специфическая особенность конфликтов между "мирами" заключается в принципиальной невозможности их различения с помощью логики, рационализма (О. Надлер). Основной причиной, способствующей сохранению "миров", является потребность в значении, т.е. потребность создания собственного мира как условия безопасности, жизнедеятельности, самореализации, идентификации. Любой другой "мир" рассматривается как враждебный и угрожающий существованию данного "мира". Конфликт "миров" означает столкновение способов реализации человеческих потребностей.

Традиционные аналитические методы урегулирования конфликта в ситуации конфликта "миров" являются неэффективными, т.к. субъекты конфликта проявляют нежелание идти на компромисс, уступки, полагая, что осуществляется посягательство на их жизненно важные ценности и потребности. Подобные конфликты могут быть разрешены с помощью метода межэтнического реконструирования жизненного мира - путем создания нового мира. Согласно межэтническому реконструированию жизненного мира, межэтнический конфликт может быть разрешен в ходе постепенных структурных изменений.

Менталитет национальный

Менталитет национальный (от франц. mentalite - духовность) - это: а) свойственный данной этнической общности стиль жизни, культуры; б) присущая данной нации система ценностей, взглядов, мировоззрения, черт характера, норм поведения.

М.э. характеризуется устойчивыми неизменностью, постоянством, консерватизмом. Он слабо подвержен воздействию извне, попыткам идеологического, административного, правового или управленческого давления. На индивидуальном уровне этнический менталитет формируется в процессе обучения и воспитания, самореализации личности, выбора своей роли, усвоения ею национальной культуры, идентификации себя с ближайшим социальным, этническим окружением.

Как элемент духовной жизни М.э. тесно связан с формированием национального самосознания и на обыденном уровне нередко носит мистический эмоциональный или религиозный характер. С учетом индивидуальных психологических особенностей, темперамента и черт характера личностное восприятие и усвоение духовной культуры своего этноса и соответственно М.э. может иметь двойственное значение: полное принятие элементов культуры и духовных ценностей на веру или, наоборот, слишком рациональное, критическое к ним отношение и усвоение. В зависимости от личной позиции, особенностей восприятия и усвоения культурных ценностей и склада мышления может сформироваться различный уровень идентификации представителя той или иной народности или группы со своим национальным и социальным окружением.

Исследование М.э. в рамках предмета этнопсихологии имеет важное значение для определения степени сплоченности, интеграции, этнической общности, группы, а также осознание места и роли личного "Я" в системе категорий "мы" - "они", "свои" - "чужие".

Меньшинство этническое

Меньшинство этническое - группа людей той или иной этнической принадлежности, значительно уступающая по численности окружающему иноэтническому населению на данной территории.

М.э. чаще всего образуются вследствие миграции. Им может стать коренное население данной территории в результате ее колонизации, либо, напротив, группа иммигрантов. М.э. обычно подвергаются процессу ассимиляции со стороны иноэтнического окружения, поэтому в международном праве предусмотрена защита их интересов по сохранению этнической (языковой, культурной) специфики (см.: Национальная политика).

В ходе национально-государственного строительства в СССР для многих М.э. были созданы национальные округа, районы и сельсоветы, в большинстве своем ликвидированные в середине 1930-х гг. В дальнейшем из них сохранились лишь национальные (автономные) округа.

Метаэтническая общность

Метаэтническая общность - группа этносов, сложившаяся в результате их этногенетической близости или длительного культурного взаимодействия и связей.

Обычно выделяют этноязыковые (славяне, германцы, тюрки, арабы и т. п.), этнорасовые, этнокультурные (напр. народы Кавказа, Поволжья, Сибири), этно-конфессиональные, этнополитические (напр. британцы, швейцарцы, индийцы и т. п.) метаэтнические общности. Все эти М.о., помимо основного выделяющего признака - языка, расы, религии, государственной принадлежности и т. п. - характеризуются наличием общей культуры и общего этнического самосознания.

Метод моделирования в этнопсихологии

Метод моделирования в этнопсихологии - совокупность способов и приемов для создания моделей определенного периода в развитии психики представителей конкретных этнических общностей, а также их национально-психологических особенностей, необходимых для выявления и осмысления наиболее характерных и существенных черт.

Метод опроса в этнопсихологии

Метод опроса в этнопсихологии - один из наиболее распространенных методов этой науки. Он используется как основной метод исследования и как дополнительный в комплексе с другими этнопсихологическими методиками. Форма опроса может быть разной. Устный о., осуществляемый в виде беседы или интервью, применяется, когда для исследования важен не только формальный ответ, но и реакция, которой он сопровождался, тон, поза, интонация, жесты и т.д. представителей конкретной этнической общности. Письменный о. проводится, как правило, в форме анкетирования и позволяет опросить большое число респондентов, что очень важно для этнопсихологического исследования. Устный и письменный опросы могут проводиться в свободной или стандартизированной форме.

В зависимости от способа общения исследователя с респондентом различают также очный (личный) о., который реализуется в форме непосредственного контакта, и заочный о., где непосредственный контакт не предусмотрен.

Метод подбора черт и свободного описания в этнопсихологии

Метод подбора черт и свободного описания в этнопсихологии - метод этнопсихологического исследования, с помощью которого выявляются типичные характеристики национальной психологии представителей того или иного народа.

Впервые он был применен в 1933 году в США А. Катцем и У. Брейли. Предварительно исследователями был составлен список из 84 личностных характеристик, из которых испытуемым предлагалось выбрать такие, которые, с их точки зрения, характерны для каждой из десяти национальных групп: американцев, англичан, китайцев, немцев, итальянцев, евреев, негров, турок и японцев. В результате была установлена высокая согласованность в приписывании респодентами типичных для той или иной этнической общности личностных качеств вне зависимости от того, контактировали ли когда-либо опрашиваемые с лицом данной национальности или нет. Совокупность черт, выбранная испытуемыми как характеристика определенного этноса, отражала, по мнению авторов, существующий в американском обществе стереотипный образ данной национальной группы.

Аналогичные исследования, проводимые затем и на Западе и в СССР (в Азербайджане, Ленинграде, Казахстане, Нальчике, Улан-Удэ, Элисте), показали, что у людей в обыденном сознании представления о наличии специфических национальных черт имеют достаточно

глубокие корни и их нужно изучать в интересах регулирования межнациональных отношений, снятия конфликтности во взаимодействии с представителями других этнических общностей. Например, данные исследования 120 казахов и 20 русских, проживающих в Казахстане, с одной стороны, выявило, что для казахов русские предстают трудолюбивыми, дружелюбными, общительными и отзывчивыми людьми, а для русских казахи - трудолюбивыми, щедрыми, консервативными, властолюбивыми, высокомерными. С другой стороны, эксперимент позволил вовремя зафиксировать негативизм в отношениях русских к казахам и принять соответствующие меры для улучшения взаимоотношений между ними (см. Актуальные проблемы психологии и педагогики в Казахстане. - Алма-Ата, 1990).

Методологические принципы этнопсихологии

Методологические принципы этнопсихологии - это наиболее общие обобщенные представления о содержании, формах и закономерностях ставителей конкретных этнических общностей.

М.э. определяется свойствами ее предмета: чтобы успешно исследовать национально-психологические особенности людей, нужно верно представить себе их содержание, закономерности их развития, соотношение с другими элементами общественного сознания, влияние на другие явления. Лишь познание реальных свойств и закономерностей развития национальной психики помогает определить те методы и использовать те методики, с помощью которых она может эффективно изучаться наукой.

Обычно различают три уровня методологии этнопсихологии. Общая методология обеспечивает наиболее правильные и точные представления об общих законах развития объективного мира и психике человека, их своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли национально-психологических явлений. Специальная методология (методологические принципы) этнопсихологии позволяет формулировать свои собственные законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует (см.: Методологические принципы этнопсихологии). Наконец, частная методология этнопсихологии представляет собой совокупность методов, способов, приемов и методик исследования конкретных этнопсихологических феноменов, которые составляют предмет и объект ее анализа.

Методология этнопсихологии

Методология этнопсихологии (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение) - термин, употребляемый для обозначения учения об идейных позициях этой науки, общей концепции принципов построения, форм, методов, способов и приемов познания ею своего объекта исследования - психики представителей конкретных этнических общностей.

М.э. определяется свойствами ее предмета: чтобы успешно исследовать национально-психологические особенности людей, нужно верно представить себе их содержание, закономерности их развития, соотношение с другими элементами общественного сознания, влияние на другие явления. Лишь познание реальных свойств и закономерностей развития национальной психики помогает определить те методы и использовать те методики, с помощью которых она может эффективно изучаться наукой.

Обычно различают три уровня методологии этнопсихологии. Общая методология обеспечивает наиболее правильные и точные представления об общих законах развития объективного мира и психике человека, их своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли национально-психологических явлений. Специальная методология (методологические принципы) этнопсихологии позволяет формулировать свои собственные законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует (см.: Методологические принципы этнопсихологии). Наконец, частная методология этнопсихологии представляет собой совокупность методов, способов, приемов и методик исследования конкретных этнопсихологических феноменов, которые составляют предмет и объект ее анализа.

Методы и приемы воздействия на национальные чувства, сознание и поведение

Методы и приемы воздействия на национальные чувства, сознание и поведение - стихийно сложившиеся, исторически и социально обусловленные народные способы решения задач воспитания подрастающих поколений, целесообразного взаимодействия взрослых с детьми.

Народные методы и приемы воздействия на ум и эмоции ребенка являются одним из главных вопросов предмета этнопедагогики и этнопсихологии. Реестр этно-педагогических и этнопсихологических методов и приемов воздействия в ходе воспитания включает: убеждение, пример, требование, приказ, разъяснение, поверье, приучение, упражнение, пожелание, благословение, просьбу, совет, намек, одобрение, запрет.

Амплитуда воздействия таких методов на чувства, сознание, поведение детей и взрослых представителей конкретной этнической общности очень велика и предполагает подключение в ходе педагогически целесообразного общения воспитателей и воспитуемых их самых разных эмоций, начиная от позитивных (похвала, поощрение) через ряд нейтральных и до негативно окрашенных (угроза, проклятие). Практическая реализация указанных методов в каждом конкретном случае своеобразна и зависит от этнической специфики, педагогического опыта и таланта воспитателей.

У всех народов одной из самых действенных форм использования народно-педагогических методов воспитания были средства словесные, такие, как пословицы, поговорки, песни, сказки, эпические произведения, а также национально особенные фольклорные феномены. Емкие образы и идеи фольклорной педагогики в зависимости от обстановки и повода исполнения, в зависимости от жестов, интонации, мимики, целевой педагогической установки становятся ситуативно значимыми воспитательными рычагами. Так, пословично-поговорочное сравнение человека с одним и тем же объектом, в зависимости от установочной цели говорящего и ситуационной обстановки, может прозвучать иронически (насмешка), нейтрально (совет), с обидой (упрек), благожелательно (пример, похвала) и т. д. Как правило, одно только упоминание соответствующего имени или события вызывает в сознании объекта воздействия целый ряд ассоциаций и выводов, направляет его в нужное поведенческое русло, так как народная символика и образность, пронизывая всю духовную и материальную культуру, проникают с самого детства в кровь и плоть человека, - поэтому даже подросток может воспринимать не только прямой смысл прозвучавшего в его адрес наставления, но и его переносное глубинное значение.

Методы изучения национальной психики

Методы изучения национальной психики - относительно однородные приемы и способы исследования национально-психологических особенностей людей. Среди этих методов выделяются: наблюдение, эксперимент (ассоциативный и естественный), беседа, опрос, обобщение результатов деятельности, метод "подбора черт" и "свободного описания" (см.), метод изучения этнических стереотипов (см.), метод моделирования (см.) и др.

Наблюдение - общенаучный метод исследования, который в психологии предполагает целенаправленную, систематическую фиксацию проявлений поведения личности, коллектива, группы людей, или же их отдельных: психических функций, реакций. Н. может быть сплошным и выборочным; включенным и простым; неконтролируемым и контролируемым (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); полевым (при наблюдении в естественных условиях) и т.д. При изучении национальной психики особенно ценны наблюдения первых дней, недель, месяцев пребывания в стране. Это объясняется тем, что человек в период адаптации более чутко, тонко улавливает различия в поведении, традициях, обычаях и т. д. В дальнейшем эта способность естественно ослабляется. Так, по мнению российских журналистов В. Пескова и В. Стрельникова, американцы по своим психологическим особенностям практичны, деловиты, точны, обязательны, общительны; на фоне представителей других наций могут быть развязными, в своей среде более скромны; нелюбознательны; расчетливы, экономны, но не скупы; любят хвастаться; главными их ценностями: являются время, деньги, престиж. Результаты наблюдений представлены обычно в самой различной литературе, в газетах, журналах и т. д.

Беседа - один из методов психологии, который предполагает получение информации об изучаемом явлении на основе вербальной коммуникации как от исследуемой личности, членов изучаемого коллектива,, группы, так и от окружающих их людей. В последнем случае беседа выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик. Беседа с лицами, побывавшими в другой стране, с конкретными представителями данной национальности является важным методом изучения национальной психологии. Необходимо добиваться, чтобы эти беседы носили целенаправленный характер и проводились с различными категориями людей. Так, мнение мелкого бизнесмена о национально-психологических особенностях населения может отличаться от мнения рабочего, ученого и т. д. Это связано с тем, что различные социальные группы граждан включены все же в систему строго определенных межличностных отношений. Это с одной стороны. С другой, представители различных социальных, профессиональных и иных групп по-разному воспринимают национально-психологические особенности других людей. В процессе бесед при этом важно уметь отделить национально-психологическое от социально-психологического.

Опрос - важный метод изучения национально-психологических особенностей. Опросы проводятся в развитых зарубежных странах довольно часто по различным проблемам. Например, информация о любимых, привычных темах беседы американцев может помочь в понимании их национальных особенностей. Так, по данным исследований, американцы готовы чаще всего вести разговоры о работе, здоровье, деньгах, спорте, текущих событиях в стране и за рубежом. Англичане имеют иные склонности в беседе. Они реже говорят в свободное время о работе. Это их национальная особенность. Японцы редко говорят открыто на темы секса и т. д. Знание результатов опроса, их анализ помогают глубже понять национально-психические особенности.

Методы изучения этнических стереотипов

Методы изучения этнических стереотипов - использование специальных методик исследования устойчивых ценностных ориентации, установок, представлений (истинных или искаженных) об этнических общностях и психологии их представителей.

Пока еще нет универсальных методик, которые бы позволяли выявлять все компоненты этнического стереотипа, все его характеристики. Каждая из имеющихся сегодня методик имеет свои достоинства и недостатки. Среди российских психологов известны исследования, проведенные Петренко В. Ф., Конюховым Н. И., Крысько В. Г., Коневой Е. Л., Кцоевой Г. У.

В настоящее время больше всего применяются психосемантические методики. В качестве примера ис-лользования одной из наиболее известных среди них можно привести методику изучения семантического дифференциала. Стимульный материал представляет собой 40 оценочных биполярных шкал, в основном из варианта вербального семантического дифференциала русской лексики, разработанного В. Ф. Петренко (см. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании.-М., 1983). Сравнительный анализ этнических стереотипов проводится по десяти выделенным факторам, в соответствии с которыми по всей выборке дифференцируются образы исследуемых народов, что позволяет изучить стереотипы на уровне образа. Эта методика дает возможность более глубоко исследовать и механизмы стереотипизации.

Широко применяется и методика "множественной идентификации", разработанная В. Ф. Петренко, с помощью которой можно проводить сопоставление ролевых позиций и выявление стоящих за ними идентификаций через описание характерных поступков. Апробация методики проводилась на материале русской и азербайджанской выборок (девушек-студенток от 20 до 30 лет), для которых было выделено 90 возможных поступков из семейно-бытовой сферы: "познакомиться с парнем на улице", "стремиться к высшему образованию", "распоряжаться семейным бюджетом", "курить сигареты", "изменить мужу в ответ на его измену" и т.д. Поступки выделялись с учетом их типичности для сопоставляемых культур и естественности для исследуемой социальной группы. Испытуемые оценивали значимость каждого поступка по шестибалльной шкале с 12 ролевых позиций: 1) я сама; 2) моя мать; 3) идеал женщины с моей точки зрения; 4) идеал женщины, принятый в обществе; 5) типичная женщина; 6) женщина 40 лет назад; 7) женщина через 20 лет; 8) женщина с неудавшейся личной жизнью; 9) презираемая мною женщина; 10) русская (для азербайджанок) и азербайджанка (для русских); 11) грузинка; 12) эстонка. Формой отработки данных и одновременно формой их представления явилось построение семантических пространств с использованием факторного анализа, который позволил свести множество поступков к обобщенным "типичным" показателям, объединяющим сходные поступки в одно измерение.

Механизм да - нетного отражения

Механизм да - нетного отражения - закономерность, при которой в эмоционально насыщенной ситуации этническая психика человека пытается как бы рассортировать все факты на положительные и отрицательные, "белые" и "черные".

Эмоции, бессознательное порой реагируют по принципу: "за - против". При этом первая эмоциональная реакция может оказаться ошибочной по своей сути, но тем не менее предопределять некоторое время активность представителей той или иной нации, народности.

Механизм реактивной реакции (этнопсихологической)

Механизм реактивной реакции (этнопсихологической) - явление, заключающееся в формировании, функционировании, демонстративном проявлении таких черт представителей той или иной нации, народности, которые противоположны вытесненным в бессознательное и существующим в скрытом виде.

Так, за внешним проявлением крайней любезности может скрываться как осознанная, так и неосознаваемая интенсивная враждебность и т. д. Такие примеры встречаются не всегда, не часто, но это в принципе характерно для человеческой психики.

Вероятность проявления механизма реактивной реакции увеличивается при применении элементов принуждения. Обстоятельства могут заставить представителя конкретной нации, народности быть внешне терпимым, лояльным по отношению к тем, кто применяет принуждение, но в то же время в глубине души будет копиться, аккумулироваться ненависть к субъекту принуждения. Причем это может не осознаваться самими людьми.

Механизм трансситуационного научения

Механизм трансситуационного научения - исторически сложившийся у различных народов способ непроизвольного формирования их представителями целостного жизненного (этнокультурного) опыта, регулирующий межличностное и межгрупповое общение и взаимодействие.

М.т.н. проявляется только коллективно и время его интенсивного освоения приходится на период раннего и позднего детства, когда научение протекает неосознанно и осуществляется в контексте реальной жизнедеятельности через непосредственное участие в межличностных ситуациях, составляющих воспитывающую ребенка среду.

Миграции

Миграции (от лат. migratio - переселение) -перемещения людей, связанные с постоянной или временной переменой места жительства.

Понятие М. включает разнообразные типы переселения, движущие силы, мотивы и организационные формы которых чрезвычайно разнообразны: от расселения этносов (напр, восточных славян по Восточно-Европейской равнине в 1-2 тыс. н.э.); или переселения их на дальние расстояния (напр, тюркских племен в степи Евразии) и до движения значительных групп населения СССР на целинные земли Казахстана и на новостройки; или современного процесса притока населения из сел местности в города. Иногда под М. понимаются любые передвижения, в том числе не связанные с переменой района жительства, напр. кочевничество, маятниковые перемещения из пригородов в города и обратно трудового и культурно-бытового характера, поездки делового назначения и др.

Важнейшим основанием для классификации М. являются временной и географический признаки. По первому из них М. делятся на постоянные ("переселенческие"), т.е. совершаемые с целью окончательной смены места жительства и временные, совершаемые на ограниченный срок. Одним из распространенных видов временных М. являются сезонные М. на заработки (отходничество), напр. из сел местности в города в европейской России в IX в. По второму признаку М. подразделяются на межконтинентальные, межгосударственные и внутригосударственные. Первые два вида М, связанные с необходимостью пересечения государств границ в новое время, регулируются эмиграционным и иммиграционным законодательством, поощрительным или рестрикционным. Внутригосударственные М., в свою очередь, могут быть разделены на межрайонные и внутрирайонные, а также из сел местности в города.

Третьим существенным признаком для классификации М. являются их мотивы. Наиболее распространены М. по экономическим мотивам. Их вызывают, как правило, кризисные явления в экономике, напр. аграрные М. второй половины XIX в. из европейской части Российской империи в Сибирь вследствие отмены крепостного права и последовавшего за ней массового разорения крестьян.

Экономические причины лежат в основе большинства этнических М., особенно характерных для раннего Средневековья (напр. т.н. "Великое переселение народов"). М. внеэкономического характера могут иметь разнообразные мотивы (политические, религиозные и др.), напр. в СССР массовые депортации этнических и социальных групп 1930-40-х гг., эмиграция евреев 1970-90-х гг., в последнее время русских из получивших суверенитет национальных республик и др. М. приводят к территориальному перераспределению населения и могут существенно менять его этническую структуру. Они усиливают этнические контакты и активизируют этнические процессы. М. в пределах этнического ареала способствуют консолидации этноса и устранению партикуляризма отдельных его частей. М. части этноса за пределы этнической территории могут привести к этнической сепарации.

Мид (Mead) М.

Мид (Mead) М. (1901-1978) - американский антрополог, профессор Иельского и Колумбийского университетов, ученица Ф. Боаса (см.) и Р. Бенедикт (см.).

Центральной темой научного поиска М. было исследование своеобразия культурного характера общественного сознания этноса, под которым она понимала совокупность закономерностей психической жизни людей, обусловленных культурой. Ради этого М. в течение 25 лет осуществляла полевые исследования архаических культур и народов с помощью специально разработанных ею методик.

М. показала большое разнообразие культур различных народов, а также решающую роль культуры в формировании социальных установок и поведении людей. М. была первым антропологом, изучившим практику воспитания детей у различных народов.

Рассматривая взаимоотношения между культурой и миром детства, М. выявила и описала три типа культуры: пост фигуративный (дети прежде всего учатся у своих предшественников), конфигуративный (дети и взрослые учатся у своих сверстников) и префигуративный (взрослые также учатся у своих детей).

В 1944 г. М. основала Институт сравнительной культурологии, который представлял некоммерческую организацию, где исследовались поведение, обычаи, психологическая и социальная организация во всех культурах мира.

В окончательном итоге М. пришла к выводу о том, что характер общественного сознания в конкретной культуре определяется набором ключевых для этой культуры типичных норм и их интерпретацией, воплощенных в традициях, привычках и способах национально своеобразного поведения людей.

Миксация

Миксация (от лат. mixatio - смещение) - вид объединительных этнических процессов, смешение нескольких конкретных этносов (или частей этносов).

Образующаяся при этом новая этническая общность сочетает элементы культур вошедших в нее этносов. Причем часть этих элементов является в ней преобладающей, другие же прослеживаются в качестве субстрата. Поэтому М. близка к процессу ассимиляции (см.), например, М. восточно-славянских, угро-финских и балтских элементов при формировании древнерусского этноса.

Мобилизация этническая

Мобилизация этническая (от фр. mobilisation, лат. mobiles - подвижный) - термин, принятый для обозначения целенаправленной деятельности, связанной с активизацией этнической идентификации (см.),формированием и распространением идей объединения всех представителей того или иного этноса.

Конечная цель М.э. - организация действий, направленных на этническое самоутверждение и самоопределение.

Мобильность социальная

Мобильность социальная (от лат. mobiles - подвижный)-перемещение индивида или социальной группы из одной социальной позиции в другую, изменение места того или иного социального субъекта в социальной структуре.

Мобильность этническая

Мобильность этническая - термин, употребляемый в этнографии и культурологии для обозначения целенаправленной деятельности, направленной на этническое самоутверждение и самоопределение.

Молдаване

Молдаване - представители народа, проживающего в Европе в Восточных Карпатах (бывшая Молдавская ССР).

Для них присущи такие национально-психологические особенности, как: высокая степень импульсивности и энергичности; быстрый переход от эмоционального воодушевления к душевному спаду; постепенно нарастающие и медленно затухающие напористость и ответственность; податливость и безропотность в восприятии велений судьбы; достаточно высокая степень ответственности за свои действия и поступки.

Деятельность и общественная активность М. носят довольно неровный характер, результаты их часто достаточно сложно предугадать, и они не имеют большой эффективности. Вместе с тем принято считать, что М. достаточно удачливы, особенно в тех видах деятельности, которые требуют быстрых решений и нестандартных форм активности, например быстрого достижения выгоды.

Кроме того, М. быстро заимствуют передовые идеи у своих оппонентов или партнеров, своеобразно их модифицируют, адаптируя к своим национальным условиям. В некоторых случаях они могут вести себя излишне высокомерно, становятся неуступчивыми и жесткими во взаимоотношениях с представителями других этнических общностей, особенно тогда, когда затрагивается их национальное достоинство и не уважаются их национальные чувства.

Монтескье (Montesquieu) Ш.

Монтескье (Montesquieu) Ш. (1689-1755) - выдающийся французский мыслитель, философ, правовед, историк. Занимал наследственный пост президента парламента в Бордо, был членом Бордоской и Парижской академий. Его сочинения "Персидские письма" (1721), "Об обязанностях" (1725), "Размышления о причинах величия и падения римлян" (1734), "О духе законов" (1748) и др. пользовались большой популярностью во Франции XVIII в.

М. отвергал теологическую картину мира, а вселенную представлял на основе достижений естествознания и физики того времени. Согласно М., бытие материи определяется не богом, а законами, внутренне присущими ее составным частям. М. признавал всеобщий характер движения материи, изменчивости материального мира.

Общество рассматривалось им как социальный организм со своими закономерностями, которые концентрированно выражались в общем характере, общем духе нации. По М., для того чтобы понять сущность общества и особенности его политико-правовых установлений, необходимо выявить общий дух нации (народный дух), под которым он понимал своеобразные психологические черты народа. По его мнению, народный дух формируется объективно, под воздействием физических и моральных причин.

Признавая решающую роль среды в возникновении и развитии того или иного общества, М. разработал теорию факторов общественного развития, наиболее полно изложенную им в "Этюдах о причинах, определяющих дух и характер" (1736). К физическим факторам, влияющим на историю общества на первых этапах его развития и общий дух нации, он относил географическое положение, климат, почвы, ландшафт. При этом климат назывался главным среди них. К моральным же причинам он причислял законы, религию, нравы, обычаи и нормы поведения, которые приобретают большее значение в цивилизованном обществе.

Теория факторов общественного развития, разработанная М., стала основой "географического направления" в западной социологии.

Мордва

Мордва - представители одного из финно-угорских народов России, проживающих в дельте Волги. Мордвины просты и добродушны в общении с представителями других этносов, обладают живостью ума, хорошей памятью, постоянством и стабильностью поведения, честолюбием. У них высоко развито чувство национальной гордости, но они предпочитают, чтобы прежде всего отмечали их индивидуальные заслуги и личное достоинство.

Мотивационно-фоновые национально-психологические особенности

Мотивационно-фоновые национально-психологические особенности - это такие национально-психологические особенности, которые обусловливают специфику функционирования и проявления мотивации поведения и направленности деятельности представителей конкретных этнических общностей.

К ним относятся такие качества, как работоспособность, деловитость, осмотрительность, степень усердия, инициативности, настойчивости и т. д. Нельзя считать при этом, что, например, работоспособность присуща одному народу, а настойчивость - другому. И первое и второе качества общечеловеческие. Поэтому речь может идти не столько о каких-то определенных наборах этих характеристик, сколько о степени выраженности той или иной черты, о специфике их у представителей конкретных этнических общностей. Установлено, например, что по сравнению с русскими у украинцев в большей мере проявляется работоспособность, которая часто сопровождается большой активностью и настойчивостью.

Кроме того, мотивацией поведения и деятельности представителей определенных этнических общностей могут выступать национальные чувства и настроения (например, чувство любви к родине, ненависть к ее захватчикам), уходящие глубокими корнями в прошлое, историческое развитие, а также национальные ценности и интересы, закрепленные в общественном сознании народа. В этом случае М.-ф. н.-п.о. проявляются и функционируют очень активно, мобилизуя людей только на очень эффективные во всех отношениях действия и поступки.

Предыдущая страница Следующая страница