Поиск по материалам сайта
Cлово "1951"
Входимость: 5. Размер: 48кб.
Входимость: 4. Размер: 53кб.
Входимость: 3. Размер: 45кб.
Входимость: 3. Размер: 26кб.
Входимость: 3. Размер: 40кб.
Входимость: 3. Размер: 60кб.
Входимость: 3. Размер: 53кб.
Входимость: 3. Размер: 20кб.
Входимость: 3. Размер: 29кб.
Входимость: 3. Размер: 81кб.
Входимость: 3. Размер: 19кб.
Входимость: 2. Размер: 7кб.
Входимость: 2. Размер: 44кб.
Входимость: 2. Размер: 57кб.
Входимость: 2. Размер: 19кб.
Входимость: 2. Размер: 88кб.
Входимость: 2. Размер: 52кб.
Входимость: 2. Размер: 59кб.
Входимость: 2. Размер: 10кб.
Входимость: 2. Размер: 73кб.
Входимость: 2. Размер: 10кб.
Входимость: 2. Размер: 7кб.
Входимость: 2. Размер: 70кб.
Входимость: 2. Размер: 56кб.
Входимость: 2. Размер: 6кб.
Входимость: 2. Размер: 6кб.
Входимость: 2. Размер: 38кб.
Входимость: 2. Размер: 49кб.
Входимость: 2. Размер: 49кб.
Входимость: 2. Размер: 12кб.
Входимость: 2. Размер: 61кб.
Входимость: 2. Размер: 79кб.
Входимость: 2. Размер: 11кб.
Входимость: 2. Размер: 40кб.
Входимость: 2. Размер: 72кб.
Входимость: 2. Размер: 68кб.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Входимость: 1. Размер: 37кб.
Входимость: 1. Размер: 68кб.
Входимость: 1. Размер: 46кб.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Входимость: 1. Размер: 22кб.
Входимость: 1. Размер: 12кб.
Входимость: 1. Размер: 33кб.
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Входимость: 1. Размер: 61кб.
Входимость: 1. Размер: 17кб.
Входимость: 1. Размер: 58кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 5. Размер: 48кб.
Часть текста: В Г Д Е Ж 3 И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Втупительное слово От редакционной коллегии А АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО (беспредметное, нефигуративное) АБСУРД АВАНГАРД АДАПТАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ АДЛЕР (Adler) Альфред (1870-1937) АДОРНО, Визенгрувд-Адорно (Wiesengrund-Adorno) Теодор (1903-1969) АЗИАТСКИЕ КУЛЬТУРЫ АККУЛЬТУРАЦИЯ АКМЕИЗМ (от греч. - расцвет, вершина, острие) АКСИОЛОГИЯ (от греч. - ценность) АЛПАТОВ Михаил Владимирович (1902-1986) АМЕРИКАНОЦЕНТРИЗМ АМЕРИКАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА АМЕРИКАНСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА АМСТЕРДАМСКАЯ ШКОЛА АНГАЖИРОВАННОСТЬ (фр. вовлеченность) АНДРЕЕВ Даниил Леонидович (1906-1959) АНТИНОМИЧНОСТЬ КУЛЬТУРЫ “АННАЛОВ” ШКОЛА АНТРОПОГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА АНТРОПОЛОГИЯ АНТРОПОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ АНЦИФЕРОВ Николай Павлович (1889-1958) АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ АРСЕНЬЕВ Николай Сергеевич (1888-1977) АРТЕФАКТ (от лат. - искусственно сделанный) АРТЕФАКТ КУЛЬТУРНЫЙ АРХЕОЛОГИЯ АРХЕТИП (греч.) АРХЕТИПЫ КУЛЬТУРНЫЕ АССИМИЛЯЦИЯ АССМАН (Assmann) Ян (р. 1938) АТТАЛИ (Attali) Жак (р. 1943) АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА АУЭРБАХ (Auerbach) Эрих (1892-1957) АФРОЦЕНТРИЗМ Б БАЛЛИ (Bally) Шарль (1865-1947) БАРНС (Barnes) Харри Элмер (1889-1968) БАРТ (Barthes) Ролан (1915-1980) БАРТ (Barth) Томас Фредерик Вейбю (р. 1928) БАХТИН Михаил Михайлович (1895-1975) БАШЛЯР (Bachelard) Гастон (1884-1962) БЕЙТСОН (Bateson) Грегори (1904-1980) БЕЛЛ (Bell) Дэниел (р. 1919) БЕЛЫЙ Андрей (БУГАЕВ Борис Николаевич) (1880-1934) БЕНВЕНИСТ (Benveniste) Эмиль (р. 1902-1976) БЕНЕДИКТ (Benedict) Рут Фултон (1887-1948) БЕНН (Benn) Готфрид (1886-1956) БЕНУА (Benoist) Ален де (р. 1947) БЕНЬЯМИН (Benjamin) Вальтер (1892-1940) БЕРГЕР (Berger) Питер Людвиг (р. 1929) БЕРГСОН (Bergson) Анри (1859-1941) БЕРДЯЕВ Николай...
Входимость: 4. Размер: 53кб.
Часть текста: КААБА КААБА («куб») - мусульманская святыня, камень кубической формы, метеоритного происхождения, по преданию посланный Аллахом. Этим термином называют также мечеть в г. Мекке, куда мусульмане совершают свой ежегодный хадж (паломничество). КАББАЛА КАББАЛА (др.-евр., букв. - предание), мистическое течение в иудаизме. К. соединила пантеистические построения неоплатонизма и мифологемы гностицизма с иудейской верой в Библию как мир символов; она представляет типологическую аналогию таким явлениям, как тайная доктрина исмаилитов. Термин «К.» появляется лишь в XIII в., однако корни К. уходят еще в эллинистическо-римскую эпоху, когда складывается практика мистических медитаций над началом Книги Бытия (т. н. «Маасе Берешит» - «рассказ о начале») и видением Иезекииля (Иез. 1, т. н. «Маасе Меркава» - «рассказ о Колеснице»), а также над буквами еврейского алфавита (включая оперирование их числовым значением). Уже трактат «Книга творения», созданный между III и VIII вв. и представляющий собой первый опыт абстрактного умозрения на древнееврейском языке, учит о 32 элементах мироздания, к которым относятся не только 10 первочисел (как в греческом пифагореизме), но и 22 буквы еврейского алфавита. К. в собственном смысле слова складывается в нач. XIII в. среди евреев Испании и Прованса и развивается в сложных отношениях взаимосвязи и противоборства с арабско-еврейским философским движением в Андалусии. Основополагающий памятник К. - «Книга сияния», или «Зогар», написанная на арамейском ...
Входимость: 3. Размер: 45кб.
Часть текста: разнообразие: значительную группу образуют рассказы, разоблачающие жадность, лицемерие церковников («Завещание осла»), в другой группе с большой симпатией и сочувствием показана жизнь простых людей, полная лишений, прославляется их ум, смекалка («Тытам», «О бедном торговце» и др.). В ф. широко отображена жизнь Франции XII-XIII вв.: быт и нравы города, жизнь рыцарского замка и деревни. Главные герои ф.: ловкий крестьянин или горожанин, жадный купец, представители духовенства, плутоватый судья, хитрая жена и др. Занимательность сюжетов ф. обеспечила им популярность среди всех сословий фр. общества. Многие сюжеты ф. использовали в своих произведениях писатели последующих эпох (Дж. Боккаччо, Ф. Рабле, Мольер, Ж. Лафонтен и др.). Лит.: Фаблио: Старофранцузские новеллы. М., 1971; Михайлов АД. Старофранцузская городская повесть «фаблио» и вопросы специфики средневековой пародии и сатиры. М., 1986. ФАБЛЬО ФАБЛЬО (от лат. fabula - басня, рассказ) - один из жанров фр. гор. лит. XII-нач. XIV в. Это небольшие стихотворные новеллы, целью которых было развлекать и поучать слушателей. Поэтому грубоватый юмор соседствует в ф. с моральным поучением. Авторами ф. были люди различного соц. положения, клирики, но главным образом жонглеры. Ф. отличает тематич. разнообразие: значительную группу образуют рассказы, разоблачающие жадность, лицемерие церковников («Завещание осла»), в другой группе с большой симпатией и сочувствием показана жизнь простых людей, полная лишений, прославляется их ум, смекалка («Тытам», «О бедном...
Входимость: 3. Размер: 26кб.
Часть текста: членов данной группы (и группу в целом) от представителей других групп. Для разл. Н.х.к. были характерны попытки выведения особенностей истор. развития народа, его культуры, лит-ры, искусства, религии, философии и т.д. из этих особых черт нац. характера. Как писали А. Инкелес и Д. Левинсон, “изучение нац. характера, в конечном счете, может оказать нам помощь в понимании того, что является отличительным для отд. наций, а что — относительно универсальным для чело-веч. об-ва вообще”. Развитию совр. Н.х.к. предшествовала долгая история осознания и истолкования нац. различий. Уже в “Истории” Геродота (5 в. до н.э.) была предпринята попытка выделить типичные групповые черты азиатов и греков. Различия между народами, наличие у каждого народа своего особенного характера констатируются в соч. Платона и Аристотеля. Культурные различия, своеобр. особенности образа жизни разных народов, непривычные экзотич. традиции других племен, разные способы направления культурной энергии долгое время вдохновляли мыслителей, путешественников, купцов и миссионеров на размышления; так постепенно закладывалась основа для описат. сравнит, психологии народов. В 18 в. Монтескье использовал понятие “разл. характеры народов” (divers caracteres des nations), связывая эти нац. различия с разными климатич. условиями; аналогичная идея высказывалась также Вольтером. Руссо считал, что у каждого народа обязательно есть или, по крайней мере, должен быть свой нац. характер. Гердер примерно в то же время ввел понятие “народный дух”. Рассматривая народ как “корпоративную личность”, он полагал, что основу ее образует народный дух, одухотворяющий культуру народа и находящий выражение в его языке, обычаях, традициях и ценностях. “Каждый народ — есть ...
Входимость: 3. Размер: 40кб.
Часть текста: Им много написано об олимпиониках - победителях Олимпийских игр. В. соперничал с поэтом Пиндаром, но в своем творчестве не достиг самобытности и идейной глубины последнего. Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980. ВАЛЕНТИНИАН ВАЛЕНТИНИАН (лат. Valentinianus ) имя трех римских императоров. 1. Флавий В. I (321 - 375 н.э.) - сын Грациана; в 366 г. изгнал алеманнов из Галлии, успешно вел оборонительные войны с франками и саксами на рейнской границе: по Рейну и Дунаю по его указанию была построена система пограничных укреплений. В. I восстановил римскую власть в Британии, подавил восстание в Африке в 372 - 374 гг.; был ортодоксальным христианином, но к язычникам относился терпимо. 2. Флавий В. II (371 - 392 н.э.) - император с 375 г., сын Флавия В. I. Его резиденция находилась в Милане; был убит франкским военачальником Арбогастом. 3. Флавий Плацид В. III (419 - 455 н.э.) - император Западной Римской империи с 425 г., сын полководца Констанция. В. Ill находился под влиянием полководца Аэция. Несмотря на усилия по укреплению империи, процесс распада Западной Римской империи шел быстрыми темпами: вандалы захватили Африку, англы, саксы и юты - Британию, свевы стали римскими федератами в Испании, франки, аланы, вестготы, бургунды - в Галлии, алеманны - в предальпийских областях. Восстания багаудов опустошали Галлию и Испанию. И все же Аэций разбил гуннов в 451 г. на Каталунских полях. Аттила был отброшен в Сев. Италию. Резиденциями В. III были Равенна и Рим. В 455 г. его убили приверженцы Аэция. ВАЛЕНТ, ФЛАВИЙ ВАЛЕНТ, ФЛАВИЙ (лат. Valens ) (328 - 378 н.э.) император Восточной Римской империи с 364 г., брат Валентиниана I; в 367 - 369 гг. победил готов на Нижнем Дунае, в 370 - 378 гг. вел войны с персидским царем Шапуром II; погиб в битве при Адрианополе в 378 г. н.э. ВАЛЕРИАН ВАЛЕРИАН (лат. Valerianus ) (ок.193 - после 260 н.э.) римский император 253 - 260 гг. н.э., отец императора Галлиена; был провозглашен императором своими войсками....
Входимость: 3. Размер: 60кб.
Часть текста: Французский теоретик кино. После Второй мировой войны, во время которой Б. принимал участие во французском Сопротивлении, начинает писать статьи о кино для журналов «L'Ecran francais» и «La Revue du Cinema». В 1951 г. вместе с Ж.Дониоль-Валькрозом организует журнал «Cahiers du Cinema», ставший одним из известнейших теоретических журналов, посвященных киноискусству. В этом журнале под руководством Б. начинали работать в качестве критиков будущие знаменитые режиссеры французской «новой волны» (Годар, Трюффо, Риветт, Шаброль, Ромер). После смерти Б. его статьи были изданы в четырех томах с названием «Что такое кино?» Концепция кино, по Б., получившая наименование «онтологического реализма», опиралась на опыт феноменологии и философию Бергсона. Ключевые теоретические положения Б. выделяют фотографию и кино в качестве особых, кардинально новых средств выразительности. Б. пытается подойти к фотографическому изображению через то, что он назвал «комплексом мумии», извечным стремлением человека победить время, закрепив телесную видимость существа, обреченного на смерть и исчезновение. Историческое стремление к этому виду пластических искусств находит свое завершение в фотографии. Б. отмечал, что с возникновением фотографии происходят кардинальные изменения в самом понимании взаимосвязи искусства с действительностью. Фотография воздействует как феномен самой реальности, в ней запечатленной, а потому обладает иррациональной силой достоверности; она изменяет статус авторства (влияние личности художника оказывается крайне ослаблено); заставляет искать новые способы интерпретации художественного образа. Б. полагал, что фотография связана с процессом «естественного» творчества, в отличие от традиционно доминировавшего...
Входимость: 3. Размер: 53кб.
Часть текста: "И" В начало словаря По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница Следующая страница Статьи на букву "И" ИБН МАДЖИД АХМЕД ИБН МАДЖИД АХМЕД (XV в.) - араб, мореплаватель, автор выдающихся для своего времени работ по навигации. Родился в Омане, потомственный мореход. На основе собственного опыта, а также опыта предшествовавших араб, и др. азиатских мореплавателей составил «Собрание итогов о главных принципах знания о морях» (1462) и «Книгу польз об основах и правилах морской науки» (закончена в 1490 г.). В них излагались сведения о побережье, островах, морских путях Индийского океана, а также частично Тихого океана (Южно-Китайское море, о-ва Индонезии). И.М.А. описал примерно половину Красного моря, вост. побережье Африки до 24° ю. ш., о-в Мадагаскар. Им даны подробные описания южно-аравийского побережья, Персидского залива. Важное значение имели приводимые И.М.А. сведения о юго-вост. побережье Индии. Он оставил описание Цейлона (Шри-Ланки), изложил сведения о Мальдивских и Андаманских о-вах, о побережье Бирмы, о п-ове Малакка. Ему были известны ряд индонезийских о-вов (Ява, Сула-веси, Суматра и др.). Конечно, в сведениях И.М.А. есть и немало ошибок (напр., в размерах о-ва Мадагаскар, ряда индонезийских о-вов, в форме п-ова Малакка и т.д.). Помимо описаний суши и морей И.М.А. в своих трудах приводит ряд морских и океанских маршрутов, описывает режимы ветров в различных регионах, дает приметы, свидетельствующие о близости земли, и т.д. В 1497-1498 гг. И.М.А. был лоцманом экспедиции Васко да Гамы, в ходе которой европейцы впервые открыли морской путь в Индию. Его деятельность сыграла...
Входимость: 3. Размер: 20кб.
Часть текста: и Л. Ноно так называемую «Дармштадтскую сериальную школу». Музыкальное образование завершил в 1952 г. в Париже у О. Мессиана, у которого проходил специальные «Курсы ритмики и эстетики», и у Д. Мийо. Одновременно экспериментирует в группе «Musiqie concrete» Французского Радио. С 1953 г. Ш. - постоянный сотрудник «Студии Электронной Музыки» Западно-Немецкого Радио (WDR) в Кёльне, а с 1963 по 1977 г. - ее художественный руководитель. С 1953 по 1974 гг. - доцент ежегодных Международных Летних Курсов Новой Музыки в Дармштадте. С 1954 по 1956 г. изучает в Боннском университете в классе проф. Майер-Эпплера фонетику и теорию информации. С именем Ш. связано открытие принципов сериальной музыки и алеаторики, а также возникновение и дальнейшее развитие электронной музыки, статистической музыки, пространственной музыки, разработка и реализация художественной концепции космической музыки, специальных принципов композиции групп, пуантилистской, вариабельной и многозначной композиции, момент-композиции, полифонической процесс-композиции, интуитивной музыки, сценической музыки, всемирной и универсальной музыки, художественного...
Входимость: 3. Размер: 29кб.
Часть текста: Я НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА КОНЦЕПЦИИ - ☼ основаны на понятии "нац. характера", обычно используемого для описания устойчивых личностных особенностей, характерных для членов той или иной нац. (или этнич.) группы; при этом исследуются доминирующие в группе паттерны внешнего поведения, или некие общие "глубинные" психол. механизмы, характерные для членов данной группы. При обилии всевозможных интерпретаций "нац. характера" неизменно предполагается наличие у представителей той или иной культурной традиции таких общих личностных элементов и структур, к-рые обеспечивают общие для всех них (или доминирующие у них) формы мировосприятия, поведения и мышления. Эта совокупность особых личностных и поведенч. качеств отличает членов данной группы (и группу в целом) от представителей других групп. Для разл. Н.х.к. были характерны попытки выведения особенностей истор. развития народа, его культуры, лит-ры, искусства, религии, философии и т.д. из этих особых черт нац. характера. Как писали А. Инкелес и Д. Левинсон, "изучение нац. характера, в конечном счете, может оказать нам помощь в понимании того, что является отличительным для отд. наций, а что - относительно универсальным для человеч. об-ва вообще". Развитию совр. Н.х.к. предшествовала долгая история осознания и истолкования нац. различий. Уже в "Истории" Геродота (5 в. до н.э.) была предпринята попытка выделить типичные групповые черты азиатов и греков. Различия между народами, наличие у каждого народа своего особенного характера констатируются в соч. Платона и Аристотеля. Культурные различия, своеобр. особенности образа жизни разных народов, непривычные экзотич. традиции других племен, разные способы направления культурной энергии долгое время вдохновляли мыслителей, путешественников, купцов и миссионеров на размышления; так...
Входимость: 3. Размер: 81кб.
Часть текста: "К" КАБИРЫ КАБИРЫ (финик., греч. Kabeiroi ) в греческой мифологии божества малоазийского (фригийского) происхождения, покровители плодородия, подземного огня, мореплавания. Их культ был распространен на островах Эгеиды, где К. отождествляли с Деметрой (о-в Самофракия) и Гефестом (о-в Лемнос), а также на побережье Малой Азии и частично в Сев. и Сред. Греции. КАВДИНСКОЕ УЩЕЛЬЕ КАВДИНСКОЕ УЩЕЛЬЕ (лат. Furculae Caudinae ) узкое, заросшее лесом ущелье в горах Самния, возле г. Кавдия (Сред. Италия), где в 321 г. до н.э. римская армия потерпела поражение от самнитов. После капитуляции римские воины вынуждены были пройти безоружными и полураздетыми «под ярмом» - двумя копьями, воткнутыми в землю и соединенными третьим сверху. «Пройти под кавдинским ярмом» означает подвергнуться сильному унижению. КАДМ КАДМ (греч. Kadmos ) в греческой мифологии сын финик. царя Агенора и Телефассы. Основал в Беотии крепость Кадмею, ставшую ядром города Фивы. Традиция приписывает К. введение в Элладе финик. алфавита. КАЗАНЛЫКСКАЯ ГРОБНИЦА КАЗАНЛЫКСКАЯ ГРОБНИЦА - купольная гробница в Болгарии, в 75 км к северо-востоку от Пловдива; обнаружена 19 апреля 1944 г. Над гробницей возвышался курган высотой 7,20 м и диаметром основания 40 м. Часть кладки и штукатурки была повреждена корнями деревьев, росшими на кургане, роспись же осталась нетронутой. Этот уникальный памятник эллинистической живописи кон. IV - нач. III в. до н.э. стал культурным достоянием не только Болгарии, но и всего мира. Расписывал гробницу, по мнению ученых, мастер, который был хорошо знаком с греческим искусством, но жил и работал у фракийцев и отлично знал их быт. Еще в древности К.г. вскрыли и ограбили. И все же в 1944 г. здесь были найдены украшения, посуда и оружие. В преддверии гробницы обнаружены лошадиные кости. Вероятно, это останки любимого коня знатного фракийца,...