Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Статьи на букву "А" (часть 2, "АЛЬ"-"АХЕ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 2, "АЛЬ"-"АХЕ")

АЛЬТИНГ

АЛЬТИНГ - вече в Исландии; учреждено в 930 г. А. был как судебным и законодательным собранием исландцев, так и центром культурной жизни, местом регулярного общения расселившихся по обособленным хуторам бондов.

АЛЬФРЕД ВЕЛИКИЙ

АЛЬФРЕД ВЕЛИКИЙ (ок. 849 - ок. 900) - король англосакс, королевства Уэссекс с 871 г. Объединил под своей властью ряд соседних англосакс, королевств. Провел реформы с целью устроения своего государства и подготовки к дальнейшей борьбе с датчанами: построил флот и сильные пограничные укрепления, реорганизовал армию, провел значительные реформы в области управления. А. В. собрал и издал все старые англосакс, законы в виде единого свода - «Правды короля Альфреда» (ок.890), включив в него и новые королев, постановления, отражавшие развитие в стране феод, отношений. Консолидация Англии при нем была связана с идейным и культурным подъемом, с развитием школ, просвещения и лит. Изучив латынь, А. В. перевел на англосакс, (древнеангл.) язык лат. сочинения филос, теологич. и ист. характера и поощрял к этому членов небольшого кружка образованных людей, приближенных к королю (некоторое подобие Академии Карла Великого, но более скромного по масштабам и результатам деятельности). Сам король, как утверждает традиция, перевел трактат Боэция «Об утешении философией» - одного из самых популярных соч. европ. Средневековья - и «Церковную историю англов» Беды Достопочтенного. Благодаря переводческой деятельности А. В. и его кружка образованной верхушке стали доступны произведения ант. и христиан, лит. При А. В. были восстановлены многие монастырские школы, разрушенные в период датских нашествий, и созданы новые, в том числе и светские, школы для детей знати. А. В. оказал большое влияние на современную ему анналистику. Некоторые части уэссекской редакции «Англосаксонской хроники» носят на себе отпечаток взглядов самого А.В., его просветительских идей и литературных трудов.

Лит.: Алексеев М.П. Литература средневековой Англии и Шотландии. М., 1984; Duckett E.S. Alfred the Great and his England. London, 1957.

АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ

АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ (340 - ок.397) - епископ Милана, один из «отцов церкви». Ярый сторонник независимости церк. власти от светской (его девиз - «Император в церкви, а не над церковью»), один из основоположников доктрины папизма, нашедшей свое воплощение во взаимоотношениях церкви и гос. власти в Зап. Европе. A.M. первым в зап. христианстве ввел антифонное песнопение (т.е. поочередное исполнение двумя хорами), которое и ныне принято в католич. богослужении.

АМУЛЕТ

АМУЛЕТ (от араб. hamala - носить) - предмет, якобы обладающий чудодейственной силой и способный придавать его владельцу сверхъестественную власть над людьми и явлениями природы, а также охранять человека от болезней и несчастных случаев, «злых чар» и т.д.

АНАФЕМА

АНАФЕМА (греч. anathema - проклятие, отлучение) - церк. проклятие, отлучение от церкви. Введена Халкидонским вселенским собором (451). В средние века отлучение от церкви имело самые тяжелые последствия для человека, вплоть до смертной казни. Предание а. лишало человека всяких шансов на загробное спасение («Вне церкви нет спасения» - этот постулат сформулировал еще в сер. III в. Киприан Карфагенский). Отлучение от церкви применялось к еретикам, раскольникам, тяжким грешникам. Папы римские использовали его и как средство полит, борьбы. Так, в ходе конфликта папы Григория VII с герм, королем Генрихом IV папа дважды предавал короля а-е. Трижды (в 1227,1239 и 1245 гг.) папы Григорий IX и Иннокентий IV отлучали от церкви императора Священной Рим. империи Фридриха II, не желавшего подчиняться им.

АНГЕЛЫ

АНГЕЛЫ -

1) династия визант. императоров (1185-1204), выходцы из крупной землевладельческой знати. Пришли к власти после свержения Андроника I Комнина. К А. принадлежали Исаак II Ангел (правил с 1185 по 1195 г. и с 1203 по 1204 г. - совместно с сыном Алексеем IV) и его брат Алексей III Ангел (1195-1203). А. проводили политику раздачи проний и привилегий, усилили налоговый гнет, растрачивали казну на пиры и увеселения. Правление А. - время ослабления государства, обострения внутренних противоречий и династич. борьбы. Армия слабела, флот находился в плачевном состоянии. Империя в целом переживала кризис, резко сокращались ее границы. А. поддерживали торговые привилегии Генуи и Пизы, в результате чего до крайности обострились отношения с Венецией. Они отразили нападение сицилийских норманнов, но потерпели ряд поражений в войнах с сельджуками. При А. происходили 3-й и 4-й крестовые походы. Во время 4-го крестового похода императоры из дома А. были свергнуты с престола. Византия временно перестала существовать. В 1204-1318 гг. А. - династия правителей Эпирского государства.

Лит.: Горянов Б.Т. Поздневизантийский феодализм. М., 1962; Дашков СБ. Императоры Византии. М, 1996; История Византии. Т. 2. М, 1967.

2) (греч. angelos, лат. angelus - вестник, посланник) - бесплотные существа, населяющие сверхъестественный мир, посредники между Богом и людьми, проводники Божьей воли. Понятие ортодоксальной иудейской религии, она же распределила а. по разрядам. Христианство переняло основных а. иудаизма; их дифференциация получила распространение и в христиан, мифологии. В IV в. визант. богослов Псевдо-Дионисий Ареопагит разработал иерархию а. Наибольшим почитанием в христиан, мифологии пользовались 4 ангела-предводителя - Михаил, Рафаил, Гавриил и Уриил (окончание «ил» в их именах означало «Бог»). На самой вершине иерархич. пирамиды находился князь а., вождь небесной рати Михаил (его имя означает «кто, как Бог»). Гавриил считался вестником Бога (согласно евангелиям, объявивший Марии о грядущем рождении Христа), Рафаил - целителем, а Уриил - ангелом раскаяния. Архангелам приписывалась функция представления людей на суд Божий. Средневековое искусство насыщено изображениями финальной сцены земного существования человека, когда душа умершего в виде маленького человечка взвешивается на весах Страшного суда архангелом Михаилом. К высшим разрядам а. относились также серафимы и херувимы. Считалось, что а. высшего разряда находились в непосредственной близости к Богу, низшие - к человеку. Первоначально а. имели облик женщин. Так, в первом иерусалимском храме стояли 2 жен. изваяния, изображающие херувимов. Впоследствии их сменили два совокупленных херувима, один из которых имел облик мужчины, второй - женщины (II в. до н.э.). В библ. текстах а. представлены в обликах мужчин. В IV в. утвердилось представление о бестелесности а., их стали изображать крылатыми. Существовали а. Света и а. Тьмы; падший ангел - Сатана (Люцифер).

Лит.: Лннаньель Тристан. Христианство: догмы и ереси. СПб., 1997.

АНГЕЛЬСКИЙ ДОКТОР

АНГЕЛЬСКИЙ ДОКТОР (лат. doctor angelicus) - утвердившийся в Высоком Средневековье почетный титул Фомы Аквинского.

АНГЛОСАКСОНСКИЕ КОРОЛЕВСТВА

АНГЛОСАКСОНСКИЕ КОРОЛЕВСТВА - семь крупных королевств, которые образовались из более мелких, возникших на территории Британии после завоевания ее англосаксами в период со второй пол. V до нач. VII в.: Уэссекс, Суссекс, Эссекс (королевства саксов), Мерсия, Нортумбрия, Вост. Англия (королевства англов) и Кент (королевство ютов). Этот период носит в истории название гептархии (семикоролевье). А.к. вступили в ожесточенную борьбу между собой, в ходе которой более сильные королевства установили свою гегемонию. Во второй пол. VII в. выдвинулась Нортумбрия, в VIII в. - Мерсия. В 829 г. почти все англосакс, области объединились под главенством уэссекского короля Экберта. С этого времени объединенное государство стало называться Англией. Но дальнейший процесс полит, объединения был заторможен нашествием датчан, которые во второй пол. IX в. захватили почти всю Англию; борьбу с ними взяло на себя Уэссекское королевство.

АНГЛОСАКСОНСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ

АНГЛОСАКСОНСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ - длительный процесс завоевания кельт. Британии герм, племенами англов, саксов, ютов и фризов. А.з. началось с сер. V в. массовым вторжением герм, племен с сев. побережья Германии и Ютландии. Англы и саксы составляли среди этих племен большинство, и поэтому все вторгшиеся в Британию и поселившиеся здесь затем племена называют англосаксами. Сопротивление кельт, населения было настолько упорным, что процесс а.з. затянулся более чем на полтора века и завершился в нач. VII в. Герм, племена колонизовали большую часть территории острова (за исключением Уэльса и Шотландии). Значительная часть кельт, населения была истреблена, часть постепенно слилась с герм, завоевателями. Избежавшие истребления кельты переселились на континент, на п-ов Арморика (будущая Бретань).

АНДЖЕЛИКО

АНДЖЕЛИКО (собств. фра Джованни да Фьезоле; прозвище Беато Анджелико) (ок.1400-1455) - ит. художник Раннего Возрождения. С 1408 г. - монах-доминиканец во Фьезоле, получивший в монастыре имя «фра (брат) Джованни»; в дальнейшем его стали называть фра Беато (блаженный) Анджелико (ангельский) - за добродетельную жизнь и благочестие (по словам Вазарй, он не брался за кисть, не совершив молитвы), а также за изысканность стиля и одухотворенность его мастерства. Вероятно, А. учился у монастырского миниатюриста конца XIV в., близкого к готич. стилю. Он работал во Фьезоле, Флоренции, в Кортоне, Орвието и Риме, был настоятелем монастыря Сан-Марко во Флоренции. А. относят к флорентийским живописцам; его ранние работы - «Страшный суд» (1430- 1433) и «Коронование Марии» (1434- 1435) - по манере близки позднеготич. миниатюре с ее слабым развитием пространственных отношений. Работы А. отличаются религ. чувством, но лишены аскетизма Средневековья. Поздние его работы - цикл фресок в монастыре Сан-Марко во Флоренции (1439-1445) и росписи капеллы св. Николая в Ватикане (1447-1455) - выполнены в обобщенной манере с использованием средств передачи объема и пространства.

Лит.: Дмитриева НА. Краткая история искусств. Вып. 1-2. М., 1968-1975; История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под редакцией Ц.Г. Несселынтраус. М., 1982.

АНЖУ

АНЖУ - область на северо-западе Франции в бассейне Ниж. Луары; с IX в. - графство. В 1154 г. граф А. Генрих Плантагенет стал англ. королем Генрихом II Плантагенетом, а А. - частью англ. владений во Франции, поскольку была основана Анжуйская держава. В 1202-1204 гг. территория А. была отвоевана фр. королем Филиппом II Августом. В 1268 г. граф Карл Анжуйский завоевал Сицилийское королевство (Неаполь и Сицилию), установив там власть Анжуйской династии: на Сицилии до 1282 г. (до т.наз. «сицилийской вечерни»), в Неаполитанском королевстве - до 1442 г. С 1360 г. А. - герцогство. В 1481 г. фр. король Людовик XI присоединил А. к королев, домену.

АНЖУЙСКАЯ ДЕРЖАВА

АНЖУЙСКАЯ ДЕРЖАВА - условное название владений Генриха II Плантагенета, простиравшихся по обе стороны Ла-Манша, - вся Сев., Зап. и Юго-Зап. Франция, а также Англия.

АНЖУЙСКАЯ ДИНАСТИЯ

АНЖУЙСКАЯ ДИНАСТИЯ - общее название ряда королев, династий западноевроп. стран, происходивших из рода фр. графов Анжу. В Англии к анжуйской линии относились Плантагенеты. В Юж. Италии А.д. правила с 1268 по 1442 г., в Венгрии - в 1308-1387 гг., в Польше - в 1370-1382 и 1384-1385 гг.

АННА КОМНИНА

АННА КОМНИНА (1083-1153/1155) -визант. писательница, старшая дочь императора Алексея I Комнина, жена гос. деятеля и писателя Никифора Вриенния. Хотя она была выдана замуж вопреки ее воле, ее семейная жизнь сложилась счастливо: она стала верным другом и помощницей мужа, добродетельной супругой и матерью 4 детей. А.К. занималась лит., увлекалась философией, теологией, астрологией и медициной. Блестяще образованная женщина, она обладала недюжинным умом и сильным характером. В 1118 г. А.К. потерпела неудачу в попытке возвести на престол своего мужа (после смерти отца), подверглась опале и удалилась в монастырь, где и провела оставшуюся часть жизни. Здесь же на склоне лет она закончила ист. труд, который посвятила прославлению жизни и деятельности своего отца. Поэтому она и назвала свои мемуары «Алексиадой». Это - основной источник сведений о полит, истории Византии 1069- 1118 гг. и вместе с тем один из лучших памятников визант. прозы.

Лит.: Анна Комнина. Алексиада / Вступ. ст., пер., комм. Я.Н. Любарского. М., 1965; Алексидзе АД. Литература XI-XII вв. // Культура Византии. Вторая пол. VII- XII в. М., 1989; Фрейберг Л.А., Попова Т.В. Византийская литература эпохи расцвета. IX-XV вв. М., 1978.

АННАЛЫ

АННАЛЫ (лат. annales, от annus - год) - средневековые летописи, запись значительных событий по годам. А. вели монастыри с VI в. В VIII- IX вв. появились а., описывающие события в масштабах государства; составлялись они при королев, дворах: «Королевские анналы» при дворе Карла Великого, «Англосаксонская хроника», или Большие Лоршские анналы (по месту хранения в Лоршском монастыре близ Вормса), - при дворе Альфреда Великого в Англии. А. составлялись до XIII-XIV вв. После а. велись хроники.

АННАТЫ

АННАТЫ (позднелат. annata, от лат. annus - год) - единовременные сборы в пользу папской казны с епископов, аббатов и др. лиц, получавших вакантный церк. бенефиций; сначала сбор равнялся их годовому доходу (отсюда название), затем - какой-то части этого дохода. Существовал в Зап. Европе с сер. XIII в., в нач. XIX в. отменен во всех странах кроме Италии, где сохранился и поныне.

АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ

АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ (1033- 1109) - философ и теолог, сторонник крайнего реализма. Родился в г. Аоста (Италия), преподавал в школах Нормандии, большую часть жизни провел в Англии. С 1093 г. - главное лицо в англ. церкви - архиепископ Кентерберийский. Отстаивал тезис о примате веры над разумом - «Верю, чтобы понимать», т.е. для того чтобы верить, не обязательно понимать, но для того чтобы понимать, необходимо верить. В борьбе между светской властью и папством за инвеституру защищал идеи Григория VII о верховенстве папы над светскими государями, за что дважды изгонялся из Англии (1087-1100, 1103-1106). В соч. «Прибавление к рассуждению» выдвинул онтологич. доказательство бытия Бога.

Лит.: Ансельм Кентерберийский. Сочинения / Пер., комм. И.В. Купреевой. М., 1995; История философии. Т. 1. М., 1957; Рассел Б. История западной философии. М., 1959; Соколов В. В. Средневековая философия. М., 1979; Трахтенберг О. В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. М., 1957; Штеклъ А. История средневековой философии. М., 1912.

АНСЕЛЬМ ЛАНСКИЙ

АНСЕЛЬМ ЛАНСКИЙ (? - ок.1117) - видный фр. богослов, пользовавшийся в свое время большим авторитетом; представитель ранней схоластики. Возглавлял школу в Лане, которая являлась одним из центров богослов, образования. Школа А.Л. воспитывала в своих стенах наиболее преданных церкви служителей, и последняя всячески прославляла преподавательскую деятельность А.Л., называя его «украшением всех латинских земель», «ценнейшим источником знаний» и т.д. В школе обучались школяры из всех стран Европы. В 1113 г. с целью углубления своего богослов, образования слушателем школы А.Л. стал Абеляр (но вскоре разочаровался и покинул ее). А.Л. одним из первых выработал литературную форму, характерную для созревавшей схоластики, написав «Книгу сентенций». В ней были собраны различные «мнения», почерпнутые в Священном писании и произведениях «отцов церкви».

Лит.: Сидорова Н.А. Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. М., 1953; Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

АНТИФОНИЯ

АНТИФОНИЯ (от греч. antifon - звучащий в ответ) - церк. пение, построенное на принципе попеременного звучания двух хоров. А. введена Амвросием Медиоланским и усовершенствована при папе Целестине I. Текст антифонов, как правило, состоял из законченных духовных песен или стихов, взятых из Библии.

АНТОНИЙ ПАДУАНСКИЙ

АНТОНИЙ ПАДУАНСКИЙ (Лиссабонский) (1195-1231) - католич. святой; родился в Лиссабоне, в 1210 г. вступил в августинский орден (см. Августинцы), в 1221 г. перешел к францисканцам, был миссионером в Марокко. Особенно был известен своей проповеднической деятельностью, которую вел в Юж. Франции и Сев. Италии среди еретиков. С одобрения Франциска Ассизского А.П. стал первым в ордене преподавателем теологии. Преподавал в Болонье, Монпелье и Тулузе в 1222-1230-х гг. Умер в Падуе, был канонизирован папой Григорием IX в 1232 г. Считается покровителем Португалии.

АНТРУСТИОНЫ

АНТРУСТИОНЫ - дружинники франкских королей Меровингов, привилегированная группа франкского общества. К VIII в. название исчезло.

АПАНАЖ

АПАНАЖ (от позднелат. арраnо - снабжаю хлебом) - часть наследственных земельных владений или денежное содержание, которые передавались некоронованным членам королев, семьи.

АПОКАВК АЛЕКСЕЙ

АПОКАВК АЛЕКСЕЙ - см. Гражданская война в Византии.

АПОСТОЛИКИ

АПОСТОЛИКИ - христиан. крестьянско-плебейская секта второй пол. XIII - нач. XIV в. в Сев. Италии, возникшая в обстановке острого социального недовольства. А. резко критиковали католич. духовенство и рим. курию, выступали против светских феодалов, требовали возвращения к апостольским временам раннего христианства (отсюда и название), призывали к бедности, отказу от имущества, к социальному равенству. Секту основал Сегарелли (ок.1260), с 1300 г. ее возглавлял Дольчино. В 1304 г. ересь а. приняла форму вооруженного восстания, которое было подавлено в 1307 г.

АПОСТОЛЫ

АПОСТОЛЫ (греч. apostolos - посланник) - в раннем христианстве странствующие проповедники. Первыми а. были 12 учеников Иисуса Христа.

АРАГОН

АРАГОН - графство, возникшее в IX в. на р. Арагон. В нач. XI в. входило в состав Наварры. После распада в 1035 г. обширной державы Санчо Великого А. приобрел юр. статус королевства. В 1137 г. в результате подписания унии с Барселонским графством (Каталонией) корона А. перешла к графу Барселоны. После отвоевания у мавров в 1238 г. Валенсии А. приобрел свой окончательный вид - своеобразной конфедерации собственно А., Каталонии и Валенсии. В 1282- 1302 гг. короли А. утвердились на Сицилии, в 1326 г. - на Сардинии, в 1442 г. - в Неаполитанском королевстве. После династич. унии А. и Кастилии (1479) на территории Европы появилось новое государство - Испания.

Лит.: Альтамира-и-Кревеа Р. История Испании. Т. 1. М., 1951; Кудрявцев А.Е. Испания в средние века. Л., 1937; Пискорский В.К. История Испании и Португалии. СПб., 1909.

АРАГОНСКАЯ ДИНАСТИЯ

АРАГОНСКАЯ ДИНАСТИЯ - королев, династия, которая была основана на территории Сицилии в 1282 г. арагон. королем Педро III (в Сицилии - Пьетро I), на территории Неаполитанского королевства - в 1442 г. арагон. королем Альфонсом V (в Неаполе - Альфонс I).

АРБАЛЕТ

АРБАЛЕТ - метательное оружие; состояло из деревянного ложа с укрепленным на нем стальным луком и воротом для натягивания тетивы. По сравнению с луком а. увеличивал дальность полета стрелы и точность попадания в цель. А. получил широкое распространение во многих армиях европ. государств, особенно в эпоху Раннего Средневековья.

АРЕЛАТ

АРЕЛАТ - название королевства Бургундия в IX - нач. XI в.

АРЕНДА ЗЕМЛИ

АРЕНДА ЗЕМЛИ (от ср.-лат. аrrendare - отдавать внаймы) - передача собственником земли земельного участка другому лицу (арендатору) во временное пользование за вознаграждение (арендную плату). Существовала в Византии, Юж. Италии, на Сицилии; затем, в период развитого феодализма, арендаторы этих районов стали зависимыми крестьянами. В дальнейшем а.з. получила распространение в связи с развитием денежной ренты и товарного производства, как правило, в виде держаний «на срок» - несколько лет или всю жизнь. Позже а.з. получила распространение в Сев. и Сред. Италии (XIII в.), что было связано с ликвидацией личной зависимости крестьян и потерей ими земельных держаний, ввиду чего большая часть ит. крестьянства превратилась в арендаторов-испольщиков. В конце XIII в. получила распространение аренда домениальной земли в Англии, вскоре дополнившаяся межкрестьянской арендой. А.з. была краткосрочной и денежной. Во Франции а.з. была распространена среди феодалов. В Германии (особенно на северо-западе) с XIII в. получила развитие т.наз. «мейерская аренда».

АРИАНСТВО

АРИАНСТВО - учение в христианстве, основоположником которого был александрийский пресвитер Арий (нач. IV в.). Арий утверждал, что Сын Божий (Иисус Христос) не единосущ, а подобносущ Богу-Отцу, так как Сын сотворен Отцом и, следовательно, не является предвечным, как Бог-Отец. Это означало отрицание одного из главных догматов церкви о единосущии Бога-Отца и Бога-Сына. Несмотря на скорое осуждение как ереси (Никейский вселенский собор 325 г.), а. в IV в. стало наиболее массовым еретич. движением в Рим. империи, а при Констанции II (337-361 гг.) пользовалось поддержкой императора. В конце IV в. законами императора Феодосия а. было запрещено.

Но дольше всего а. просуществовало среди варварских герм. народов, под натиском которых рухнула Зап. Рим. империя. А. приняли остготы, вестготы, вандалы, бургунды, свевы, лангобарды и др. племена. В созданных ими государствах а. было господствующим исповеданием, арианские церкви варваров подчинялись королям, богослужение велось на родном языке. Покоренное же население в основном придерживалось ортодоксального христианства. Франки, принявшие христианство сразу в его ортодоксальном виде, нередко использовали различие в исповедании с др. герм, племенами как повод для войн против них. Главным образом, внешнеполит. расчеты привели к тому, что короли многих варварских государств отказались от а., ряд же государств (остготов в Италии, вандалов в Сев. Африке) вместе с их арианскими церквами был уничтожен в результате визант. завоевания при императоре Юстиниане.

Лит.: Корсунский Л.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств. М., 1984.

АРКА

АРКА (от лат. arcus - дуга, изгиб) - полукруглое или криволинейное перекрытие проема, имеющее выпуклую форму. В архитектуре средних веков получила распространение стрельчатая а. с изломом в центре, особенно характерная для готики.

АРМАНЬЯКИ И БУРГУНДЦЫ

АРМАНЬЯКИ И БУРГУНДЦЫ - полит, группировки во Франции в нач. XV в. во главе с Иоанном Бесстрашным, герцогом Бургундским, и Бернаром VII, графом Арманьяка, тестем Людовика Орлеанского, боровшиеся за контроль над душевнобольным королем Карлом VI. После убийства в 1407 г. Людовика Орлеанского гос. власть перешла к бургундцам. Инициатива была перехвачена арманьяками в 1413 г. после захвата Парижа. После возобновления Столетней войны в 1415 г. бургундцы вернули себе контроль над Парижем (1418) и подписали с англичанами союзный договор (1420). Завершение борьбы а. и б. связано с подписанием англо-бургундско-фр. мирного договора в Аррасе (1435).

АРНАЛЬДО ДЕ ВИЛАНОВА

АРНАЛЬДО ДЕ ВИЛАНОВА - Арнольд из Вилановы (1235-1313) - исп. врач, алхимик, автор «Салернского кодекса здоровья». Дал описание ядов, противоядий, лечебных свойств различных растений и способы их употребления.

Лит.: Арнольд из Вилановы. Салернский кодекс здоровья. М., 1964.

АРНОЛЬД БРЕШИАНСКИЙ

АРНОЛЬД БРЕШИАНСКИЙ (ок.1100- 1155) - ит. религиозный и обществен ный деятель. Уроженец г. Брешии. В юности несколько лет прожил во Франции, где стал учеником Пьера Абеляра. По возвращении в Брешию, будучи уже священником, А. Б. воз главил борьбу горожан против сеньоpa-епископа. За это II Латеранским собором (1139) был лишен должности и изгнан из Италии. Снова ока завшись во Франции, А. Б. вместе с Абеляром повел ожесточенную борьбу против высших иерархов церкви, лидером которых выступал Бернар Клервоский.

А. Б. проповедовал, что духовные лица не должны обладать богатствами и светской властью. Он обвинял папу, епископов, аббатов в роскоши, разврате, потакании грабежам и убийствам, в покупке церк. должностей за деньги. Идеалом А. Б. было первоначальное христианство, бедная, но непорочная церковь.

В 1140 г. папа римский осудил взгляды Абеляра и А. Б. как еретические и предписал заточить обоих в монастырь, а их книги сжечь. А.Б. вынужден был покинуть Францию и несколько лет прожил в Цюрихе, где продолжал проповедовать свое учение. Из Цюриха он был изгнан по настоянию Бернара Клервоского. Находясь в отчаянном положении, А.Б. в 1145 г. прибыл к папе Евгению III и испросил у него прощения, дав клятву верности церкви. Это позволило А.Б. оказаться в Риме, жители которого в 1143 г. восстали против своего сеньора-папы и провозгласили республику.

В Риме зазвучали прежние проповеди А.Б., пользовавшиеся огромной популярностью у горожан. Не занимая никаких официальных постов в руководстве рим. республики, именно А. Б. стал ее фактическим руководителем и идеологом, а значит, и главным врагом папы, изгнанного из города. В 1155 г. через 4 дня после наложения на Рим интердикта рим. сенат вынужден был выполнить требование папы и выслать из города А.Б., который бежал на север Италии. Там А. Б. попал в плен к Фридриху I Барбароссе, двигавшемуся на Рим по просьбе папы. В Риме А.Б. был выдан папе Адриану IV и 18 июня 1155 г. казнен. Он был повешен, затем тело было сожжено, а пепел выброшен в Тибр, чтобы останки А. Б. не почитались его многочисленными приверженцами.

Лит.: Федосик В А. В борьбе с папой //И живы памятью столетий. Мн., 1987.

АРНОЛЬФО ДИ КАМБИО

АРНОЛЬФО ДИ КАМБИО (ок.1245- до 1310) - ит. скульптор и архитектор, представитель Проторенессанса. Выполнил гробницу кардинала де Брей (1228), построил церковь Сан-Доменико в Орвието (1282), церковь Санта-Кроче (строительство было начато в конце XIII в.). Одна из лучших работ мастера (совместно с отцом и сыном Пизано) - фонтан Фонте Маджоре на площади в Перудже (1278), украшенный многочисленными статуями и рельефами. Из этого фонтана запрещалось поить животных и брать воду в грязную посуду. Фигуры, выполненные А. ди К. для фонтана, сохранились во фрагментах.

АРПАН

АРПАН - земельная мера во Франкском государстве. Составляла примерно 0,1 га.

АРРАС

АРРАС - город во Франции, где в 1435 г. прошел первый общеевроп. мирный конгресс с целью выработки условий мирного соглашения между Англией и Францией. В работе конгресса кроме непосредственных участников конфликта (Англия, Франция, Бургундская держава Валуа) приняли участие посол Базельского церк. собора, легат папы римского, представители Священной Рим. империи, Кастилии, Арагона, Наварры, Португалии, Неаполитанского королевства, Сицилии, Польши, Кипра, Бретани, герцогства Миланского.

АРСИНА

АРСИНА - см. «Дурные обычаи».

АРТУР

АРТУР (от кельт. artos - медведь) - герой кельт. эпоса, впоследствии персонаж европ. средневековых повествований о рыцарях Круглого стола, Граале и др. (см. Артуровские легенды).

АРТУРОВСКИЕ ЛЕГЕНДЫ

АРТУРОВСКИЕ ЛЕГЕНДЫ - кельт. народные сказания (главным образом обитателей Уэльса и Корнуолла), в центре которых образ короля бриттов (племена кельт. происхождения) Артура (V-VI вв.), борющегося против герм, племен англосаксов. Об ист. Артуре были сложены многие легенды, о нем упоминают кельт, и бретонские барды (в VIII в.); Артур - центральная фигура соч. Готфрида Монмутского «История бриттов» (или «История королей Британии»). Эпос о короле Артуре и его рыцарях Круглого стола стал источником для многих рыцарских романов в стихах и прозе. Во Франции легенды об Артуре были использованы Кретьеном де Труа, в Германии - Гартманом фон Ауэ. На темы А.л. написан лучший англ. рыцарский роман в стихах «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь» (XIV в.), а также роман в прозе «Смерть Артура» Т.Мэлори (XV в.).

АСКЕТИЗМ

АСКЕТИЗМ (от греч. asketes - упражняющийся в чем-либо) - религиозно-этич. учение, проповедующее подавление естественных желаний и влечений. А. основан на противопоставлении греховного телесного, земного мира (царства зла) миру загробному - царству божественной благодати. Воспитывал в человеке отказ от удобств, проповедовал ограничения в пище и сне, поощрял причинение себе физ. страданий, лишений, с помощью которых можно соучаствовать в страданиях Христа для искупления грехов. А. является составным элементом христианства, буддизма, брахманизма.

АССИЗЫ

АССИЗЫ (от позднелат. assisae - заседания).

1) Заседания вассалов, созываемые сеньором.

2) Собрания королев, совета, суда; с XII в. - юр. акты, утвержденные этими заседаниями.

3) Королев, указы; сборники феод, права.

Существовали в Англии и Франции. В Англии известны Великая ассиза Кларендонская (1166) и Нортгемптонская ассиза (1176), расширившие компетенцию королев, суда. Англ. а. ввели также новую форму суд. процесса - рассмотрение уголовных и гражданских дел через присяжных. В XII-XV вв. а. в Англии называли также особые формы суд. исков о фригольде, которые разбирались с помощью присяжных в королев, судах, а также выездные суд. сессии в графствах, рассматривавшие эти иски.

Важное значение имеют Иерусалимские а. - сборник феод, права, главный судебник Иерусалимского королевства. Они ограничивали власть короля феод, советом («Высокая палата»), оговаривали случаи, когда феодал мог отказаться от повиновения королю, и т.д.

Лит.: Памятники истории Англии. XI-XIII вв. / Пер. и введ. Д.М. Петрушевского. М., 1936; Петрушевский Д.М. Очерки из истории английского государства и общества в средние века. М., 1937.

АСТРОЛОГИЯ

АСТРОЛОГИЯ (от греч. astron - звезда и logos - знание) - учение о якобы существующей связи между расположением звезд и планет и событиями в жизни людей и народов. Астрологи по расположению небесных тел и при помощи гороскопа предсказывали исход тех или иных событий, будущее людей, народов и государств.

Особое влияние на судьбы людей приписывали планетам. Судьбу человека определяли на основании их взаимного расположения и положения относительно 12 знаков зодиака и частей горизонта к моменту рождения человека. А. была популярна в Арабском халифате, распространилась в Зап. Европе, преподавалась в ун-тах, процветала при княжеских и королев, дворах.

АСТУРИЯ

АСТУРИЯ - королевство, возникшее на севере Пиренейского п-ва после 718 г. и положившее начало Реконкисте. С 924 г. известно по названию своей новой столицы - Леон. В 1230 г. А. окончательно объединилась с Кастилией.

Лит.: Альтамира-и-Кревеа Р. История Испании. Т. 1. М., 1951; Кудрявцев А.Е. Испания в средние века. Л., 1937; Пискорский В.К. История Испании и Португалии. СПб., 1909.

АСЫ

АСЫ - боги у древних скандинавов.

АУТОДАФЕ

АУТОДАФЕ (исп. и португ. auto de fe - акт веры) - торжественное оглашение приговора инквизиции, а также само исполнение приговора (главным образом публичное сожжение на костре). Особое распространение получило в средневековой Испании. Впервые было применено в XIII в. Обычно происходило в праздничные дни на главной площади города в присутствии короля, двора, гор. властей и толпы народа. Присутствие на а. считалось проявлением благочестия. После оглашения приговора осужденных передавали светской власти, которая и производила публичную казнь. Тех, кто раскаивался, перед сожжением удушали, всех остальных сжигали живыми. В число осужденных попадали не только еретики, но и неугодные светской власти. Имущество казненных поступало в королевскую или церк. казну. Последнее а. было совершено в Валенсии (Испания) в 1826 г.

АХЕН

АХЕН - город в Германии. Известен с I в. н. э. В конце VIII - нач. IX в. - резиденция Карла Великого и столица его империи. Вплоть до XVI в. А. был местом коронации герм. королей.

Предыдущая страница Следующая страница