Поиск по материалам сайта
Cлово "1957"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "А" (часть 1, "ААХ"-"АЛЬ")
Входимость: 6. Размер: 50кб.
2. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 7, "КОС"-"КУК")
Входимость: 4. Размер: 78кб.
3. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "К" (часть 1, "КАА"-"КАР")
Входимость: 4. Размер: 53кб.
4. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "И"
Входимость: 4. Размер: 31кб.
5. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "М" (часть 1, "МАВ"-"МАР")
Входимость: 4. Размер: 68кб.
6. Мифы народов мира. ХАОС
Входимость: 3. Размер: 26кб.
7. ОТ КОММУНИКАЦИИ К КУЛЬТУРЕ, ИЛИ ЗАЧЕМ СЭРУ ЭДМУНДУ ЛИЧУ НУЖНО ПОНЯТЬ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА. Я.В. Чеснов
Входимость: 3. Размер: 49кб.
8. Мифы народов мира. Статьи на букву "В" (часть 6, "ВОС"-"ВЯЙ")
Входимость: 3. Размер: 58кб.
9. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "М" (часть 2, "МЕЛ"-"МЭЛ")
Входимость: 3. Размер: 38кб.
10. Античная культура. Словарь-справочник. Статьи на букву "А"
Входимость: 3. Размер: 78кб.
11. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Д"
Входимость: 3. Размер: 49кб.
12. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "С" (часть 2, "СИР"-"СЮР")
Входимость: 3. Размер: 44кб.
13. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Л"
Входимость: 3. Размер: 39кб.
14. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛАЗ"-"ЛЕМ")
Входимость: 3. Размер: 65кб.
15. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "А"
Входимость: 3. Размер: 128кб.
16. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Б"
Входимость: 3. Размер: 34кб.
17. Мифы народов мира. ХЕТТСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 3. Размер: 16кб.
18. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "С"
Входимость: 3. Размер: 59кб.
19. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Б" (часть 3, "БИБ"-"БОГ")
Входимость: 3. Размер: 42кб.
20. Большой толковый словарь по культурологии. МЁРТОН
Входимость: 3. Размер: 16кб.
21. КАЛЕР (Kahler) Эрих фон (1885-1970)
Входимость: 3. Размер: 10кб.
22. Мифы народов мира. Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГЕР"-"ГИП")
Входимость: 3. Размер: 58кб.
23. Культурология XX век энциклопедия
Входимость: 3. Размер: 48кб.
24. Мифы народов мира. ТИБЕТСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 3. Размер: 25кб.
25. МЕРТОН (Merton) Роберт Кинг (р. 1910)
Входимость: 3. Размер: 14кб.
26. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "Д"
Входимость: 3. Размер: 25кб.
27. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "Б"
Входимость: 3. Размер: 60кб.
28. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "И"
Входимость: 3. Размер: 53кб.
29. Мифы народов мира. Статьи на букву "Ц" (часть 1, "ЦАГ"-"ЦЗЫ")
Входимость: 3. Размер: 44кб.
30. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "В" (часть 4, "ВИТ"-"ВЫШ")
Входимость: 3. Размер: 76кб.
31. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Д"
Входимость: 3. Размер: 67кб.
32. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "К" (часть 4, "КОН"-"КУЛ")
Входимость: 3. Размер: 79кб.
33. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "О" (часть 2, "ОРА"-"ОЧЕ")
Входимость: 3. Размер: 38кб.
34. Россия. Страноведческий словарь. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 Г.
Входимость: 3. Размер: 11кб.
35. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "А" (часть 2, "АЛЬ"-"АХЕ")
Входимость: 3. Размер: 40кб.
36. Народы и религии мира. Статьи на букву "Е" (часть 1, "ЕВА")
Входимость: 3. Размер: 38кб.
37. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. КАМЮ
Входимость: 2. Размер: 12кб.
38. Мифы народов мира. Статьи на букву "Ч" (часть 1, "ЧАК"-"ЧИ")
Входимость: 2. Размер: 31кб.
39. ИНТЕГРАЦИЯ культурная
Входимость: 2. Размер: 11кб.
40. Мифы народов мира. Статьи на букву "М" (часть 8, "МНЕ"-"МУЛ")
Входимость: 2. Размер: 57кб.
41. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "М"
Входимость: 2. Размер: 54кб.
42. БИБЛИОГРАФИЯ
Входимость: 2. Размер: 7кб.
43. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАД"-"ДЕР")
Входимость: 2. Размер: 53кб.
44. Мифы народов мира. Статьи на букву "П" (часть 7, "ПТА"-"ПЯТ")
Входимость: 2. Размер: 60кб.
45. Мифы народов мира. МАЗДА
Входимость: 2. Размер: 13кб.
46. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. АЛЕАТОРИКА
Входимость: 2. Размер: 10кб.
47. Мифы народов мира. ИУДАИСТИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 2. Размер: 52кб.
48. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Э"
Входимость: 2. Размер: 53кб.
49. Мифы народов мира. Статьи на букву "Д" (часть 5, "ДИВ"-"ДОГ")
Входимость: 2. Размер: 70кб.
50. Россия. Страноведческий словарь. ЛОМОНОСОВ М.В.
Входимость: 2. Размер: 7кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "А" (часть 1, "ААХ"-"АЛЬ")
Входимость: 6. Размер: 50кб.
Часть текста: и подчинялись непосредственно папе римскому. В VIII- IX вв. и позднее титул а. давали по приказу светских государей мирянам за особые заслуги. АББАТИСА АББАТИСА - настоятельница жен. католич. монастыря. АББАТСТВО АББАТСТВО - католич. монастырь под управлением настоятеля - аббата (или аббатисы). Аббатства являлись наиболее крупными и богатыми монастырями ( Сен-Дени , Клюни, Сен-Галлен, Сент-Олбанс, Монтекассино, Клерво, Фульда и др.); они подчинялись епископу, а иногда непосредственно папе римскому. Аббатства владели обширными землями, являлись феод, сеньориями. Имели значительное полит, и экономич. влияние. АБЕЛЯР, ПЬЕР АБЕЛЯР, ПЬЕР (1079-1142) - фр. философ, теолог, писатель, поэт. Родился недалеко от Нанта (Сев. Франция) в семье рыцаря. Должен был пойти по стопам отца, однако с раннего детства проявил большую тягу и способности к наукам. В отроческие годы стал школяром. Попал в Компьен на лекции Иоанна Росцелина, который считается основателем номинализма - одного из течений ранней схоластики. Затем учился в Париже (после того как Росцелин был осужден собором), был слушателем богослова Гилъома де Шампо. Вскоре вступил с ним в...
2. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 7, "КОС"-"КУК")
Входимость: 4. Размер: 78кб.
Часть текста: обнаружено в Бубастисе - центре их культа и Бени-Хасане). Богиня Бубастиса Баст, связанная с радостью и весельем, обычно изображалась в виде женщины с кошачьей головой, один из её атрибутов - эгида с головой кошки. Случайное нанесение ущерба кошкам, посвящённым Баст, и особенно их убийство могли караться смертью. Баст-кошка нередко смешивается с богинями-львицами Тефнут и Сехмет (Васт иногда изображается с головой львицы), а позже и с Исидой, что обнаруживает связь образа К. с идеей царственности. В «Книге мёртвых» К., сражающийся при дереве ишед (сикимора) в Гелиополе со змеем Ими-Ухенеф, выступает как одна из ипостасей бога солнца Ра (ср. восхваление Ра в надписях на гробницах царей XIX и XX династий: «Ты - великий кот, мститель богов»). В других традициях (например, в ряде литовских мифологических текстов) К.-змееборец инвертируется в противника змееборца, выступающего в отдельных случаях в виде К.: противник Перкунаса (в частности и прежде всего чёрт) может превращаться в кошку или К. чёрной масти, иногда с красными глазами (ср. мотив поражения Перкунасом чёрного и красного камня). В латышской фольклор-номифологической традиции чёрный чёрт с коровьими ногами, сталкиваясь с громом-молнией, превращается в чёрного К., старающегося спрятаться около человека. В К. может превращаться и змееборец, сказочный герой, победитель чудовища, например...
3. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "К" (часть 1, "КАА"-"КАР")
Входимость: 4. Размер: 53кб.
Часть текста: "К" (часть 1, "КАА"-"КАР") В начало словаря По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "К" (часть 1, "КАА"-"КАР") КААБА КААБА («куб») - мусульманская святыня, камень кубической формы, метеоритного происхождения, по преданию посланный Аллахом. Этим термином называют также мечеть в г. Мекке, куда мусульмане совершают свой ежегодный хадж (паломничество). КАББАЛА КАББАЛА (др.-евр., букв. - предание), мистическое течение в иудаизме. К. соединила пантеистические построения неоплатонизма и мифологемы гностицизма с иудейской верой в Библию как мир символов; она представляет типологическую аналогию таким явлениям, как тайная доктрина исмаилитов. Термин «К.» появляется лишь в XIII в., однако корни К. уходят еще в эллинистическо-римскую эпоху, когда складывается практика мистических медитаций над началом Книги Бытия (т. н. «Маасе Берешит» - «рассказ о начале») и видением Иезекииля (Иез. 1, т. н. «Маасе Меркава» - «рассказ о Колеснице»), а также над буквами еврейского алфавита (включая оперирование их числовым значением). Уже трактат «Книга творения», созданный между III и VIII вв. и представляющий собой первый опыт абстрактного умозрения на древнееврейском языке, учит о 32 элементах мироздания, к которым относятся не только 10 первочисел (как в греческом пифагореизме), но и 22 буквы еврейского алфавита. К. в собственном смысле слова складывается в нач. XIII в. среди евреев Испании и Прованса и развивается в сложных отношениях взаимосвязи и противоборства с арабско-еврейским философским движением в Андалусии. Основополагающий памятник К. - «Книга сияния», или «Зогар», написанная на арамейском языке в Кастилии в конце XIII в. и принадлежащая, по-видимому, Моисею Леонскому (Моше де Леон), который, однако, предпочел выдать ее за наследие талмудического мудреца II в. Симона бен Йохаи; она имеет характерную форму аллегорического толкования на библейские тексты. К. понимает Бога как...
4. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "И"
Входимость: 4. Размер: 31кб.
Часть текста: названиях Статьи на букву "И" В начало словаря По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "И" ИБЕР (ГИБЕР) ИБЕР (ГИБЕР) (лат. Hiberus ) река в Испании (совр. Эбро). До 2-й Пунической войны по реке проходила граница римского и карфаген. влияния на Пиренейском п-ве. ИБЕРИЯ ИБЕРИЯ (греч. Iberia , лат. Hiberia ). 1. У греческих и римских географов и историков название Пиренейского п-ва. Его население - иберы, кельты и финикийцы. Центром иберийской цивилизации была южная часть полуострова, где античная традиция локализует древнейшее Тартесское царство. Финикийские колонисты появились на Пиренейском п-ве в конце II тыс. до н.э.; на рубеже VI - V вв. до н.в. иберийский город Гадес был подчинен Карфагену. В результате Пунических войн И. стала римской провинцией. Материалы к истории Иберии (Древней Испании) // ВДИ. 1939. № 2; Армичева В.И. Ремесленное производство в Испании в период ранней империи // ВДИ. 1985. № 3; Мишулин А.В. Античная Испания. М., 1952; Циркин Ю.Б. Финикийская культура Испании. М., 1976; Blazquez J.M. Tartessos у los origenes de colonizacion fenicia. 2 ed. Salamanea, 1975. 2. Область Закавказья в...
5. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "М" (часть 1, "МАВ"-"МАР")
Входимость: 4. Размер: 68кб.
Часть текста: т.е. заимствование, переиначение зап.-европ. моделей и категорий и приспособление их для выражения собственной самобытности. Формулу "М.р." впервые применил нем. искусствовед Ф. Ро в 1925 по отношению к авангардистской живописи. Она активно использовалась европ. критикой в 30-е гг., но позже исчезла из научного обихода. В Лат. Америке ее возродил в 1948 венесуэл. писатель и критик А. Услар-Пьетри для характеристики своеобразия креольской лит-ры. Наибольшее распространение термин получил в 60-70-е гг., в период т.н. "бума" лат.-амер. романа. Понятие М.р. обретает целесообразность только в том случае, если применяется по отношению к конкр. кругу произв. лат.-амер. лит-ры 20 в., к-рые имеют ряд специфич. черт, принципиально отличающих их от европ. мифологизма и фантастики. Эти черты, ясно воплотившиеся в первых произв. М.р. - повести А. Карпентьера "Царство земное" и романе М.А. Астуриаса "Маисовые люди" (оба 1949), таковы: героями произв. М.р., как правило, являются индейцы либо негры; в качестве выразителей лат.-амер. самобытности они рассматриваются как существа, отличающиеся от европейца иным типом мышления и мировосприятия. Их дорациональное сознание и магич. мировидение делает весьма проблематичным, а то и невозможным их взаимопонимание с белым человеком; в героях М.р. личностное начало приглушено: они выступают как носители коллективного мифол. сознания, к-рое становится гл. объектом изображения и тем самым произв. М.р. обретает черты психол. прозы; писатель систематически заменяет свой...
6. Мифы народов мира. ХАОС
Входимость: 3. Размер: 26кб.
Часть текста: протяжение»). Согласно Гесиоду, X. располагается среди первопотенций наряду с Геей, тартаром и Эросом (Theog. 116); им даётся одновременно и физическое (X. как бесконечное и пустое мировое пространство; 700), и мифологическое понимание X. (он порождает из себя Эреб и Ночь, а они Эфир и Гелиру-день, Theog. 123 - 124). У схолиастов X. мыслится то как вода (с фантастической этимологией от cheo, «лью», «разливаю»), то как разлитой воздух (со ссылкой на Вакхилида и Зенодота), то по-платоновски как место разделения и расчленения стихий. Из досократиков Акусилай (9B2D) и ферекид (7В1а) считали X. началом всякого бытия. При этом Ферекид отождествлял X. с водой, т. е. с заполненным пространством. Ни Гомер, ни Пиндар, ни Эсхил, ни Софокл ни разу не употребляют этот термин. У Еврипида X. является пространством между небом и землёй (TGF, frg. 448 N.-Sn.), а Проб, который приводит этот фрагмент из Еврипида, считает X. воздухом, заполняющим место между небом и землёй. В космогонии Аристофана («Птицы», 691-702) X. фигурирует в качестве первопотенций наряду с Эре-бом. Ночью и тартаром (о Земле говорится, что вначале её не было). От Эреба и Ночи - мировое яйцо, а из мирового яйца - Эрос. Эрос же из смеси всего порождает Землю, небо, море, богов и людей. От X....
7. ОТ КОММУНИКАЦИИ К КУЛЬТУРЕ, ИЛИ ЗАЧЕМ СЭРУ ЭДМУНДУ ЛИЧУ НУЖНО ПОНЯТЬ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА. Я.В. Чеснов
Входимость: 3. Размер: 49кб.
Часть текста: Его творчество отвечало общественному интересу ко всеобщим условиям человеческого существования. Лич действительно занимался тем, что в широком смысле можно назвать экологией человека. Для этого он привлекал методы естественных и социальных наук, а также философии и никогда не чурался политических дебатов. Все это проявилось уже в его первой, очень талантливой монографии «Политические системы Верхней Бирмы» (1954) 1 . В ней он скрупулезно изучил «демократическую» и «аристократическую» политические системы у качинов и шанов Мьяммы, видя решение проблемы их балансирования в искусственно созданной экологической среде на основе подсечно-огневого земледелия у первых и орошаемого — у вторых 2 . Но такую, довольно узкую постановку социально-политических проблем он постоянно расширял, став одним из теоретиков структурно-функционального метода. Этому сопутствовало вовлечение в орбиту его научного внимания самых разных обществ, начиная с архаических и кончая современными. Интересы Лича были разносторонними, а его творчество отличалось интеллектуальной глубиной. Он изучал горные и равнинные народы Юго-Восточной Азии, мифы древней Греции и сюжеты из Ветхого Завета, магию и антропологию человеческого тела, архитектурную эстетику и социологию «гидравлических» обществ (основанных на экономике с искусственным орошением). Последняя тема связана со знаменитой теорией Карла Виттфогеля 3 , вызвавшей бурные дискуссии в середине только что прошедшего столетия и достигшей наших пределов в связи с обсуждением азиатского способа производства. Такую широту интересов никак нельзя поставить в вину исследователю-антропологу; но за что, пожалуй, можно его критиковать, так это за желание 1 Leach E. Political Systems of Highland Burma. L, 1954. 2 Чеснов Я. Е. Концепция этнической общности в работах Э. Лича. — Этнологические исследования за рубежом. М. , 1973, с. 126—142. 3 Wittfogel K. A. Oriental Despotism: A Comprehensive Study of Total Power. New Haven, 1957. следовать...
8. Мифы народов мира. Статьи на букву "В" (часть 6, "ВОС"-"ВЯЙ")
Входимость: 3. Размер: 58кб.
Часть текста: (?) через колесо, Сын гор, Огромный жёлтый, Пёстрый рыжий (с чёрной гривой и хвостом) и Зелёное ухо («Жизнеописание сына неба My»). В других сочинениях имена коней иные. Некоторые из этих восьми коней на скаку не касались ногами земли, другие мчались быстрее, чем птица, и за одну ночь могли проскакать десять тысяч ли, у одного на спине росли крылья, и он мог летать. В, с. - постоянная тема китайской живописи и поэзии. б. р. ВОСКРЕСЕНИЕ ВОСКРЕСЕНИЕ - Иисуса Христа (греч. Άνάστασις, лат. Resurrectio), в христианских религиозно-мифологических представлениях возвращение Иисуса Христа к жизни после его смерти на кресте и погребения. Евангелия рассказывают, что Христос неоднократно предсказывал свою насильственную смерть и В. «в третий день» (напр., Матф. 16, 21; 17, 23; 20, 19). Этот срок, символически соотнесённый с ветхозаветным прототипом - трёхдневным пребыванием Ионы в утробе морского чудища (Матф. 12, 40: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи»), назван в соответствии со счётом дней, принятым в...
9. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "М" (часть 2, "МЕЛ"-"МЭЛ")
Входимость: 3. Размер: 38кб.
Часть текста: и повествованиях артуровского цикла. Возможно, прообразом М. был бард Мирддин Дикий (VI в.), упоминаемый в валлийских поэмах X в. В XII в. образ М. стал популярным благодаря сочинениям Галъфрида Монмутского, который дал жизнеописание М. и привел его пророчества. Традиционный круг сюжетов средневековых повествований о М. начал складываться с XIII в.: рождение М. от инкуба, учреждение М. «Круглого стола», служба Артуру, заточение М. феей Вивианой в воздушную темницу Броселианды и др. Наряду с письменной традицией, образ М. имел место и в устной народной традиции (напр., в бретонской). МЕРОВИНГИ МЕРОВИНГИ - первая королев, династия во Франкском государстве, в период правления которой у франков зародились феод, отношения. Название произошло от имени полулегендарного родоначальника М. - Меровея. В VII в., после раздробления Франкского государства, в его составе обособились самостоятельные области, которые возглавили короли из дома М. Главные представители М. и их годы правления: Хильдерик I (457- 481), Хлодвиг! (481-511), Хильперик I (561-584), Хлотарь II (584-629) - в Нейстрии до 613 г., Дагоберт I (629-639), Хильдерик III (743-751). Последний был свергнут Пышном Коротким. В конце VII в. власть во всех областях королевства фактически оказалась в руках майордомов, по воле которых назначались и смещались короли из дома М. Поэтому М. получили прозвище «Ленивые короли». Лит.: История Франции. Т. 1....
10. Античная культура. Словарь-справочник. Статьи на букву "А"
Входимость: 3. Размер: 78кб.
Часть текста: АВГУСТИН, АВРЕЛИЙ - рим. писатель и теолог, крупнейший представитель раннехрист. философии. Происх. из Сев. Африки. Учился в ритор, школах Мадавра и Карфагена. В Карфагене основал свою собств. школу, в к-рой преподавал ок. 10 лет. В 384 переехал в Рим, где изучал философию. В том же году А. возглавил придвор. школу риторики в Медиолане (Милан). В 387 принял крещение и через год возвратился в Тагаст (Сев. Африка). В 396 избирается епископом Гиппона. К этому периоду относятся наиболее знач. соч. А.: «Исповедь» и «О Граде Божием». Для филос. взглядов А. характерна последовательная эволюция от антич. миросозерцания в сторону ортодокс, христианства. Критика эпикуреизма с позиций стоиков сменяется у А. критикой стоицизма с позиций неоплатоников и христ. критикой неоплатонизма. Концепция А. предполагает всестороннее оправдание веры разумом («Верю, чтобы понимать»). Бол. место у А. занимает объяснение разумного пути к вере в результате духовного развития личности. А. придает огромное знач. самопознанию: «Исповедь» (автобиогр.) А. раскрывает подсознательное бездны личностного становления, тонко рисует психол. свойства челов. разума. Божественная истина недоступна челов. уму, ограниченность к-рого делает веру необходимой. Только Бог обладает свойствами субстанционального и совершенного бытия и наивысшего блага. Изменяемые предметы 16 располагаются между небытием (зло) и бытием (добро). Время у А. имеет причинное начало, т. к. сотворено Богом вместе с миром. А. считал, что не существует прошлого и будущего, есть лишь настоящее, по-разному отражаемое в челов. разуме. А. разделял субъективное (протяжение) и объективное (соотношение вещей) понятие времени. Бог творит мир не произвольно, а сообразуясь с разумом и благом, но поскольку он создал его из ничего, совершенство мира наталкивается на ограниченность челов. восприятия. Признавая...