Поиск по материалам сайта
Cлово "1965"
Входимость: 7. Размер: 70кб.
Входимость: 7. Размер: 48кб.
Входимость: 6. Размер: 53кб.
Входимость: 5. Размер: 50кб.
Входимость: 5. Размер: 74кб.
Входимость: 5. Размер: 35кб.
Входимость: 5. Размер: 63кб.
Входимость: 4. Размер: 49кб.
Входимость: 4. Размер: 54кб.
Входимость: 4. Размер: 57кб.
Входимость: 4. Размер: 19кб.
Входимость: 4. Размер: 53кб.
Входимость: 3. Размер: 33кб.
Входимость: 3. Размер: 43кб.
Входимость: 3. Размер: 78кб.
Входимость: 3. Размер: 7кб.
Входимость: 3. Размер: 47кб.
Входимость: 3. Размер: 16кб.
Входимость: 3. Размер: 59кб.
Входимость: 3. Размер: 47кб.
Входимость: 3. Размер: 58кб.
Входимость: 3. Размер: 57кб.
Входимость: 3. Размер: 35кб.
Входимость: 3. Размер: 53кб.
Входимость: 3. Размер: 75кб.
Входимость: 3. Размер: 52кб.
Входимость: 3. Размер: 7кб.
Входимость: 3. Размер: 56кб.
Входимость: 3. Размер: 41кб.
Входимость: 2. Размер: 41кб.
Входимость: 2. Размер: 31кб.
Входимость: 2. Размер: 13кб.
Входимость: 2. Размер: 21кб.
Входимость: 2. Размер: 58кб.
Входимость: 2. Размер: 5кб.
Входимость: 2. Размер: 62кб.
Входимость: 2. Размер: 54кб.
Входимость: 2. Размер: 14кб.
Входимость: 2. Размер: 61кб.
Входимость: 2. Размер: 7кб.
Входимость: 2. Размер: 47кб.
Входимость: 2. Размер: 64кб.
Входимость: 2. Размер: 18кб.
Входимость: 2. Размер: 21кб.
Входимость: 2. Размер: 62кб.
Входимость: 2. Размер: 40кб.
Входимость: 2. Размер: 5кб.
Входимость: 2. Размер: 10кб.
Входимость: 2. Размер: 10кб.
Входимость: 2. Размер: 64кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 7. Размер: 70кб.
Часть текста: «дикий», происходящими из «божий»: ср. укр. дивий - «дикий», старослав. «дивии», болг. «див», польск. dziwy, «дикий» при латыш. dieva zuosis, «дикий гусь» - первоначально в значении «гусь бога»; ср. также родственное хеттское šiu - «бог» в šiunaš huitar, «животные богов», т. е. «дикие звери»; и типологические кетские параллели - Esdδ Sel, «дикий олень», т. е. «олень бога Эся». Развитие в славянском отрицательных значений типа «дикий» иногда связывают с влиянием иранской мифологии, в которой родственное слово из общеиндоевропейского значения «бог» (см. также Дый ) превратилось в обозначение отрицательного мифологического персонажа - дэва (см. Дэвы ). В значении «бог» у иранцев выступило переосмысленное обозначение доли (др.-инд. bhaga): ср. слав. Бог; оба эти взаимосвязанных процесса объединяют славянские и иранские языки и мифологии. След древнего индоевропейского значения «бог ясного неба» (см. Индоевропейская мифология ) можно видеть в мотиве падения Д. на землю, имеющем соответствия в древнеиранском (patat dyaoš, «сверзился с неба») и древнегреческом (διοπετής,«сверженный с неба»; ср. также хеттский миф о боге луны, упавшем с неба, и т. п.). Лит.: Иванов В. В.. Топоров В. Н„ К проблеме достоверности поздних вторичных источников в связи с исследованиями в области мифологии, в кн.: Труды по знаковым системам, т. в, Тарту, 1973. В. В. Иванов, В. Н. Топоров. ------------------- ДИВ - небо, отец богов и людей, правитель Вселенной и создатель молний (тождествен Святовиту и Сварогу). Старинные русские памятники говорят о поклонении богу Диву, и если в этом свидетельстве вероятнее видеть указание на светлое небесное божество, то все-таки не может быть сомнения, что уже в отдаленной древности со словом «дивы» связывалось понятие о драконах и великанах туч....
Входимость: 7. Размер: 48кб.
Часть текста: КУЛЬТУРНАЯ АДЛЕР (Adler) Альфред (1870-1937) АДОРНО, Визенгрувд-Адорно (Wiesengrund-Adorno) Теодор (1903-1969) АЗИАТСКИЕ КУЛЬТУРЫ АККУЛЬТУРАЦИЯ АКМЕИЗМ (от греч. - расцвет, вершина, острие) АКСИОЛОГИЯ (от греч. - ценность) АЛПАТОВ Михаил Владимирович (1902-1986) АМЕРИКАНОЦЕНТРИЗМ АМЕРИКАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА АМЕРИКАНСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА АМСТЕРДАМСКАЯ ШКОЛА АНГАЖИРОВАННОСТЬ (фр. вовлеченность) АНДРЕЕВ Даниил Леонидович (1906-1959) АНТИНОМИЧНОСТЬ КУЛЬТУРЫ “АННАЛОВ” ШКОЛА АНТРОПОГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА АНТРОПОЛОГИЯ АНТРОПОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ АНЦИФЕРОВ Николай Павлович (1889-1958) АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ АРСЕНЬЕВ Николай Сергеевич (1888-1977) АРТЕФАКТ (от лат. - искусственно сделанный) АРТЕФАКТ КУЛЬТУРНЫЙ АРХЕОЛОГИЯ АРХЕТИП (греч.) АРХЕТИПЫ КУЛЬТУРНЫЕ АССИМИЛЯЦИЯ АССМАН (Assmann) Ян (р. 1938) АТТАЛИ (Attali) Жак (р. 1943) АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА АУЭРБАХ (Auerbach) Эрих (1892-1957) АФРОЦЕНТРИЗМ Б БАЛЛИ (Bally) Шарль (1865-1947) БАРНС (Barnes) Харри Элмер (1889-1968) БАРТ (Barthes) Ролан (1915-1980) БАРТ...
Входимость: 6. Размер: 53кб.
Часть текста: мир в терминах, именах и названиях Статьи на букву "Р" В начало словаря По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница Следующая страница Статьи на букву "Р" РАВЕННСКИЙ ЭКЗАРХАТ РАВЕННСКИЙ ЭКЗАРХАТ - визант. провинция на Апеннинском п-ове (северо-восток Италии) с центром в г. Равенна. Известен с 584 г. как форпост против наступления варваров. Был завоеван лангобардами в 751 г. После завоевательных походов Пипина Короткого (754, 756) земли Р.э. от лангобардов перешли к франкам. Затем Пипин Короткий «подарил» их вместе с Рим. областью рим. папе, что положило начало Папскому государству. РАДЕГУНДА РАДЕГУНДА - франкская королева (521-587), жена Хлотаря I. Ушла в монастырь после того, как он убил в борьбе за власть во Франкском королевстве своего брата. В 567 г. Р. основала монастырь в Пуатье; духовником Р. в монастыре был поэт Фортунат Венанций. РАЗДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ 1054 Г. РАЗДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ 1054 Г. - окончательное разделение христиан. Церкви на католич. (западную) и православную (восточную). Начало процессу р.ц. было положено разделом в конце IV в. Рим. империи на Западную и Восточную. В дальнейшем этот процесс обусловливался различными...
Входимость: 5. Размер: 50кб.
Часть текста: инстинкт самосохранения. Следствием этого является разрушение биосферы планеты и среды обитания человека как вида. Экологи сформулировали три заповеди поведения человека по отношению к природе: «Не вреди!», «Уподобляйся» и «Черпай полной мерой». В этом контексте развиваются идеи экологической этики, в основе которой лежит осознание коэволюции человеческого «я» и природы. ЭКСЛИБРИС ЭКСЛИБРИС (греч. ex libris - из книг) - книжный знак, указывающий на принадлежность книги какому-либо владельцу. ЭКСПОЗИЦИЯ ЭКСПОЗИЦИЯ (лат. expositio - выставление на показ, изложение) 1) в музеях и на выставках - размещение экспонатов в определенной системе (хронологической, типологической и пр.); 2) в литературном произведении изображение расстановки персонажей и обстоятельств, непосредственно предваряющих начало развертывания фабульного действия; 3) (муз.) начальный раздел сонатной формы, в котором излагаются основные темы произведения. ЭКСПРЕССИОНИЗМ ЭКСПРЕССИОНИЗМ (лат. expressio - выражение) - направление в литературе и искусстве 1-й четв. ХХ в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение - главной целью искусства. ЭКХАРТ ЭКХАРТ (Eckhart) Иоганн Мейстер (ок. 1260, Хоххейм, близ Готы, - кои. 1327 или нач. 1328, Авиньон), немецкий...
Входимость: 5. Размер: 74кб.
Часть текста: труда «Описание Эллады» в 10 кн., своеобразного путеводителя по наиболее известным памятникам истории и культуры Аттики и Мегар (кн. I), Коринфа (кн. II), Пелопоннеса (кн. III-VIII), Беотии и Фокиды (кн. IX-X). Книга представляет особую ценность для искусствоведов, поскольку П. дал детальное и точное описание многих произведений скульптуры, архитектуры, живописи. Павсаний. Описание Эллады / Пер. С.П. Кондратьева. В 2 т. М., 1938-1940; История греческой литературы: В 3 т. Т.3. М., 1960. С. 203-207. ПАЛАТИН ПАЛАТИН (лат. Palatinus ) один из холмов, на которых возник Рим; здесь сохранились остатки оборонительных укреплений VIII в. до н.э. На П. находились храмы Юпитера и Виктории; в эпоху Империи он превратился в огромный дворцовый ансамбль. ПАЛЕОГРАФИЯ АНТИЧНАЯ ПАЛЕОГРАФИЯ АНТИЧНАЯ (от греч. palaios - древний, grapho - пишу) историческая дисциплина, изучающая историю греческого и латинского письма. Выявляет и исследует закономерности античных графических форм. П.а. тесно связана с античной эпиграфикой и папирологией. Как отрасль науки п.а. возникла в XVII - XVIII вв. благодаря трудам ученых Ж. Мабильона и Б. Монфокона. Добиаш-Рождественская О.А. История письма в средние века. М.; Л., 1936; Люблинская А.Д. Латинская палеография. М., 1969....
Входимость: 5. Размер: 35кб.
Часть текста: (т.е. областей юга Франции, говорящих на окситанском наречии langue d'oc - Прованса, Перигора, Лимузена, Оверни, Гаскони, Тулузена и др.) кон. XI-XIII вв., писавших на народном языке. Слово trobador происходит от романского глагола trobar, означающего «находить», «изобретать новое»; в поэтической практике Т.ов этот глагол (в субстантивированной форме) обладал семантикой, близкой к современному понятию «стиль»: манера, способ создавать поэтические произведения; таким образом, trobador - это стихотворец, поэт. Искусство Т.ов было лирическим в античном смысле, т.е. имело синкретический характер: будучи одновременно поэтами и музыкантами, они писали мелодии к своим стихам, а иногда и сами исполняли их, аккомпанируя себе на инструменте типа виолы или лиры; блестящую формулу подобного синкретизма дал один из поздних Т.ов Фолькет Марсельский: строфа без музыки -все равно что мельница без воды. Т.ы явились родоначальниками европейской лирики на народном языке, иными словами, создателями первого в Европе народного поэтического языка, функционально эквивалентного латыни: благодаря их творчеству langue...
Входимость: 5. Размер: 63кб.
Часть текста: тело модели, так и его фотографии, муляжи. Композиции создаются по принципу живых картин. Философско-эстетич. специфика связана с повышенным интересом к пограничным экзистенциальным ситуациям: жизнь - смерть, Эрос - Танатос, сознание - бессознательное, искусство - неискусство. Другая доминанта - социальная, расовая, нац., сексуальная самоидентификация, фрейдистская символика, садомазохистские мотивы. Боль, насилие, риск, телесные страдания - эпицентр творч. интересов: Ж. Пан (Франция) публично причиняет себе боль, К. Бёрден (США) побуждает своего друга выстрелить в него в выставочном зале, Р. Шварцкоглер (Австрия) по кусочку отрезает собственную плоть и умирает от потери крови, что запечатлевается на фотопленку. Эти темы обретают особую актуальность в 70-е гг., когда Б.-а. становится достоянием панк-культуры с ее пристальным вниманием к проблемам агрессии и саморазрушения. Тело как первичный объект собственности, право распоряжаться им, его жизнью и смертью, проблематика аутоназии и сексуальных домогательств, мотив тела-фетиша, тела-вещи - совр. концептуальные аспекты Б.-а....
Входимость: 4. Размер: 49кб.
Часть текста: движения небесных светил. Был привлечен к суду инквизиции. ДАМИАНИ, ПЕТР ДАМИАНИ, ПЕТР (1007-1072) - ит. церк. деятель, теолог, философ, лат. писатель, аскет. Представитель ранней схоластики, возглавлял монастырскую школу в Равенне (Сев. Италия), епископ , затем - кардинал. По главному вопросу схоластики - об отношении веры и разума - заявлял, что разум ничтожен перед верой, а философия может быть только «служанкой богословия». Утверждал всемогущество Бога и его ничем не ограниченной воли, недоступной человеч. сознанию. Сторонник теократач. программы подчинения светской власти государей духовной власти рим. папы. ДАМУАЗО ДАМУАЗО - слуга и оруженосец, проходивший 7-летнее обучение у опытного рыцаря, сеньора, реже отца, если он являлся крупным сеньором. Ступень, предшествовавшая вступлению в рыцарское сословие. ДАНИЛОВ, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ДАНИЛОВ, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (1916-1980) - доктор ист. наук, профессор, действ, член АПН СССР (с 1967 г.), заслуженный деятель науки РСФСР, министр просвещения РСФСР (с...
Входимость: 4. Размер: 54кб.
Часть текста: критич. теория Франкфурт. школы, переосмысленная в свете новых реалий капиталистич. об-ва, в значит. мере утратившая прежний негативный критич. пафос, дополненная идеями психоанализа, феноменологии, аналитич. философии, совр. социологии. Согласно X., экон. закономерности капиталистич. производства модифицировались под влиянием гос-ва, получившего нек-рые возможности планирования и регулирования производства и распределения. Политически это позволяет гос-ву добиваться классового компромисса в рамках существующих формально-демократич. структур. Источник и способы разрешения кризисов, следовательно, переместились из экономич. в административно-управленч. сферу. Изменилась и природа кризисов. Они имеют теперь, считает X., социокультурный характер: управление, основанное на принципах производственно-трудовой рациональности, входит в конфликт с реально господствующей в об-ве поведенч. мотивацией. С одной стороны - инструментальная манипуляция, "техн. вопросы", с другой - интерсубъективное понимание, "практич. вопросы"; с одной стороны - институциональные структуры об-ва, с другой - социокультурный " Жизненный мир ". В этом противоречии - источник кризиса легитимации совр....
Входимость: 4. Размер: 57кб.
Часть текста: и бог наслал на греческое войско моровую язву, которую он прекратил также по просьбе X., как только Агамемнон вернул X. дочь (Нот. П. I 9-43; 430-457). В историческое время в Хрисе находился храм Аполлона со статуей работы Скопаса (Strab. XIII 1 604); 2) внук X. (1), сын Агамемнона и Хрисеиды, которая выдавала его за сына Аполлона. Во время бегства Ореста и Ифигении из Тавриды X. старший, у которого они искали прибежища, хотел выдать беглецов преследовавшему их царю тав-ров Фоанту, но, узнав от дочери, что X. - брат Ореста и Ифигении по отцу, помог им спастись. Сюжет был обработан в не дошедшей трагедии Софокла «X.». в. я. ХРИСАОР ХРИСАОР (Χρυσαωρ, «златомеч»), в греческой мифологии сын Посейдона и горгоны Медузы, появившийся на свет, когда горгону обезглавил Персей (Hes. Theog. 278-283). X. и океанида Каллироя - родители чудовищного трёхголового Гериона (287 след.). а. т.-г. Горгона Медуза и Хрисаор. Горгона Медуза и Хрисаор. Центральная часть скульптурной композиции западного фронтона храма Артемиды на острове Керкира. Известняк. Около 590 до н. э. Керкира. Музей. ХРИСИПП ХРИСИПП...