Поиск по материалам сайта
Cлово "1977"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Библиография
Входимость: 24. Размер: 47кб.
2. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДРА"-"ДЮФ")
Входимость: 5. Размер: 52кб.
3. Мифы народов мира. КИТАЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 5. Размер: 45кб.
4. Мифы народов мира. Статьи на букву "Т" (часть 5, "ТРА"-"ТУС")
Входимость: 4. Размер: 55кб.
5. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "С"
Входимость: 4. Размер: 57кб.
6. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "В" (часть 2, "ВЕС"-"ВСЕ")
Входимость: 4. Размер: 39кб.
7. Словарь средневековой культуры. ТРУВЕРЫ
Входимость: 4. Размер: 20кб.
8. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "Ф"
Входимость: 4. Размер: 21кб.
9. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "С" (часть 2, "СВЯ"-"СИМ")
Входимость: 4. Размер: 47кб.
10. Мифы народов мира. КОРЕЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 4. Размер: 29кб.
11. Мифы народов мира. Статьи на букву "Ч" (часть 1, "ЧАК"-"ЧИ")
Входимость: 3. Размер: 31кб.
12. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ЛЕВИ-СТРОС
Входимость: 3. Размер: 10кб.
13. Мифы народов мира. Статьи на букву "В" (часть 6, "ВОС"-"ВЯЙ")
Входимость: 3. Размер: 58кб.
14. CEPP (Serres) Мишель (р. 1930)
Входимость: 3. Размер: 6кб.
15. ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ
Входимость: 3. Размер: 27кб.
16. Мифы народов мира. ПРАЗДНИК
Входимость: 3. Размер: 20кб.
17. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФОЛ"-"ФЬЕ")
Входимость: 3. Размер: 41кб.
18. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПАС")
Входимость: 3. Размер: 34кб.
19. Мифы народов мира. ХЕТТСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 3. Размер: 16кб.
20. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "С"
Входимость: 3. Размер: 59кб.
21. ДУССЕЛЬ (Dussel) Энрике (р. 1934)
Входимость: 3. Размер: 3кб.
22. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 3, "КАР"-"КАЮ")
Входимость: 3. Размер: 53кб.
23. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Э"
Входимость: 3. Размер: 40кб.
24. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "П"
Входимость: 3. Размер: 74кб.
25. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Б" (часть 2, "БИБ"-"БЮР")
Входимость: 3. Размер: 51кб.
26. Мифы народов мира. Статьи на букву "Ц" (часть 1, "ЦАГ"-"ЦЗЫ")
Входимость: 3. Размер: 44кб.
27. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПИГ")
Входимость: 3. Размер: 53кб.
28. Мифы народов мира. Статьи на букву "Х" (часть 4, "ХРЕ"-"ХЭХ")
Входимость: 3. Размер: 57кб.
29. Большой толковый словарь по культурологии. ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ
Входимость: 3. Размер: 30кб.
30. Этнопсихологический словарь. Список использованной литературы
Входимость: 3. Размер: 13кб.
31. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "К"
Входимость: 3. Размер: 81кб.
32. Мифы народов мира. БЛИЗНЕЧНЫЕ МИФЫ
Входимость: 3. Размер: 18кб.
33. Большой толковый словарь по культурологии. СИМВОЛИЗМ
Входимость: 3. Размер: 31кб.
34. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Б" (часть 2, "БЕЛ"-"БЕС")
Входимость: 3. Размер: 41кб.
35. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Б" (часть 4, "БОД"-"БЭС")
Входимость: 3. Размер: 63кб.
36. СИМВОЛИЗМ
Входимость: 3. Размер: 28кб.
37. Мифы народов мира. Статьи на букву "В" (часть 2, "ВАЛ"-"ВАС")
Входимость: 3. Размер: 53кб.
38. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Ф"
Входимость: 2. Размер: 36кб.
39. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛИТ"-"ЛЮЦ")
Входимость: 2. Размер: 33кб.
40. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "К" (часть 2, "КАТ"-"КОН")
Входимость: 2. Размер: 58кб.
41. Россия. Страноведческий словарь. СОВЕТ
Входимость: 2. Размер: 6кб.
42. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. МЕТЦ
Входимость: 2. Размер: 9кб.
43. ПАНОФСКИ (Panofsky) Эрвин (1892-1968)
Входимость: 2. Размер: 7кб.
44. ПОСТМОДЕРНИЗМ
Входимость: 2. Размер: 10кб.
45. Народы и религии мира. Статьи на букву "Ц" (часть 2, "ЦЕР"-"ЦЯН")
Входимость: 2. Размер: 44кб.
46. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "К" (часть 3, "КЛА"-"КОН")
Входимость: 2. Размер: 43кб.
47. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Х"
Входимость: 2. Размер: 54кб.
48. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГЕН"-"ГИС")
Входимость: 2. Размер: 56кб.
49. Мифы народов мира. Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАА"-"ТАО")
Входимость: 2. Размер: 64кб.
50. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Н"
Входимость: 2. Размер: 27кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Библиография
Входимость: 24. Размер: 47кб.
Часть текста: Н. С. Фуко М. // Современная западная философия: Словарь / Сост.: Малахов В. С., Филатов В. П., — М., 1991. — С. 361 —363. 5. Анастасьев Н. А. В поисках формы// Литература США в 70-е годы XX века. М., 1983. — С. 111 —140. 6. Андреев Л. Г. Актуальные проблемы зарубежной литературыXX века: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. Андреев Л. Г. — М., 1989. — 175с. 7. Андреев Л. Г. Порывы и поиски двадцатого века // Называть вещи своими именами: Прогр. выступления мастеров западноевроп. лит. XX в. / Сост., предис., общ. ред. Андреева Л. Г. — М., 1986. — С. 3-18. 8. Андреев Л. Г. Французская литература и "конец века". // Вопр. лит. — М., 1986. — № 6. — С. 81 — 101. 9. Балашова Т. В. Методология "новой критики" // Теории, школы, концепции. — М., 1975. — С. 64-108. 10. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Косикова Г. К. — М.. 1989. — 616 с. 11. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975. — 502 с. 12. Бахтин М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном ...
2. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДРА"-"ДЮФ")
Входимость: 5. Размер: 52кб.
Часть текста: 4, "ДРА"-"ДЮФ") В начало словаря По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДРА"-"ДЮФ") ДРАМА ДРАМА (греч. drama - действие) - род литературы, в котором дается изображение жизни через события, поступки, столкновения героев, т.е. через явления, составляющие внешний мир. ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО - искусство древнерусских государственных образований IX - XIII вв. Вобрав в себя традиции восточнославянской культуры и передовой опыт искусства Византии и балканских стран, древнерусское искусство создало выдающиеся памятники церковной и светской архитектуры, замечательные мозаики, фрески, миниатюры, рельефы, декоративные изделия. ДРЕВС, АРТУР ДРЕВС, АРТУР (Drews) (1.11.1865, Итерзен, - 19.7.1935, Ахерн), немецкий философ-идеалист, последователь Э. Гартмана. Профессор политехнического института в Карлсруэ (с 1898 г.). В основе бытия, по Д., лежит иррациональная и божественная стихия, обретающая самосознание в религиозно-философском творчестве человека. С позиции этого «конкретного», или «динамического», пантеизма Д. выступил против христианства, утверждая веру в бессознательный божественный дух. Д. приобрел известность как плодовитый популяризатор т....
3. Мифы народов мира. КИТАЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 5. Размер: 45кб.
Часть текста: даосской, буддийской и поздней народной мифологии. Древнекитайская мифология реконструируется по фрагментам древних исторических и философских сочинений («Шуцзин», древнейшие части 14-11 вв. до н. э.; «Ицзин», древнейшие части 8-7 вв. до н. э.; «Чжуан-цзы», 4-3 вв. до н. э.; «Ле-цзы», 4 в. до н. э.- 4 в. н. э.; «Хуайнань-цзы», 2 в. до н. э.; «Критические суждения» Ван Чуна, 1 в. н. э.). Наибольшее количество сведений по мифологии содержится в древнем трактате «Шань хай цзин» («Книга гор и морей», 4-2 вв. до н. э.), а также в поэзии Цюй Юаня (4 в. до н. э.). Одна из отличительных черт древнекитайской мифологии историзация (эвгемеризация) мифических персонажей, которые под влиянием рационалистического конфуцианского мировоззрения очень рано начали истолковываться как реальные деятели глубокой древности. Главнейшие персонажи превращались в правителей и императоров, а второстепенные персонажи - в сановников, чиновников и т. п. Эвгемеризация мифов способствовала и характерному для К. м. процессу антропоморфизации героев, который продолжался в народной мифологии вплоть до позднего времени. Большую роль играли тотемистические представления. Так, иньцы, племена и считали своим тотемом ласточку, племена ся - змею. Постепенно змея трансформировалась в дракона (лун), повелевающего дождём, грозой, водной стихией и связанного одновременно с подземными силами, а птица, вероятно, в фэн-хуан - мифическую птицу - символ государыни (дракон стал символом государя). Миф о хаосе (Хунъ-тунь), являвшем собой бесформенную массу, по-видимому, относится к числу древнейших (судя по начертанию иероглифов хунь и тунь, в основе этого образа лежит представление о водяном хаосе). Признаки нерасчленённости (сросшиеся ноги, зубы) обнаруживаются и у ряда мифических первопредков. Согласно трактату...
4. Мифы народов мира. Статьи на букву "Т" (часть 5, "ТРА"-"ТУС")
Входимость: 4. Размер: 55кб.
Часть текста: страница   Следующая страница Статьи на букву "Т" (часть 5, "ТРА"-"ТУС") ТРАЭТАОНА ТРАЭТАОНА - Трайтаона (авест.), Фретон (ср.-перс.), Фаридун, Феридун (перс.), в иранской мифологии божество, убийца дракона Ажи-Дахаки, сын Атвйи. В «Авесте» ядром мифа о Т. является его поединок с Ажи Дахакой; он убивает Ажи Дахаку «с тремя пастями, с тремя головами, сильнейшего демонского друджа» («Яшт» XIX 36-37, ср. также V 34, IX 14, XV 24, XVII 34). То, что Ажи Дахака - друдж (от авест. «ложь»), позволяет предположить связь Т. с аша («правда»). Имя Т. мотивируется исходя из сакральной роли числительного «третий», от которого оно происходит (ср. Трита в «Авесте» и «Ригведе» и особенно ведийский Траитана, РВ I 158, 5). Мотив троичности присутствует во всех эпизодах мифа о Т. Трижды Т. обезглавливает дракона (трёхголового), его подвиг трёхкратен. На основании ряда авестийских фрагментов восстанавливается мифологический мотив освобождения Т. третьим из братьев (в «Шахнаме» два других - Пормайе и Кеянуш), которые его предали, пленённых Ажи Дахакой сестёр Йимы Арнавач и Сахавач, на которых он женится. В «Шахнаме» главный мотив поединка вводится в более широкий контекст: преследования Заххаком (Ажи Дахакой) Атибина (Атвйи), отца Фаридуна, - рождение Фаридуна - скитание в пустыне - встреча с сёстрами Джамшида (Иимы) Арнаваз и Шахриназ - победа над Заххаком - освобождение сестёр (иногда говорится о дочерях Джамшида; в пехлевийских источниках упоминаются три сестры) - испытание Фаридуном сыновей (их трое - Салм, Тур и Эрадж) - раздел мира между сыновьями [Салму достаются Рум и запад, Туру - Чин (Китайский Туркестан) и Туран, Эраджу - Иран и Арабистан] - их междоусобная вражда - убийство третьего (младшего) из них Эраджа (с этого начинается борьба между Ираном и Тураном) - месть убийцам внуком Эраджа Манучехром - смерть Фаридуна. Мифологическая в своей основе...
5. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "С"
Входимость: 4. Размер: 57кб.
Часть текста: в том, что существует переход между точными науками и науками о человеке. Он подобен узкому ледяному лабиринту, соединяющему Атлантику и Тихий океан - северо-западному проходу. Преодолеть его может лишь тот, кто способствует коммуникации между двумя ветвями современной культуры. Для осуществления такой коммуникации С. предлагает метод «беспорядочного энциклопедизма». Он исходит из неразделимости искусства, науки, мифологии, единства пространства-времени культуры, где Лукреций, Золя, Мишле, Тернер - наши современники. Хаос, изобретения и случайности поэтического мира Лукреция - прообраз множественности, сложности, поливалентности постнеклассического знания, проза Золя - предвосхищение физических открытий, пьесы Мольера - социологического изучения общества. С. считает эстетическое знание более комплексным, полным и гибким по сравнению с естественнонаучным. Философия, литература, миф, сказка способны увидеть те горизонты, которые сегодня еще недоступны физике и математике, и тем самым стимулируют научный прогресс. При этом эстетика не стремится занять все пространство культуры,...
6. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "В" (часть 2, "ВЕС"-"ВСЕ")
Входимость: 4. Размер: 39кб.
Часть текста: сомнения в реальности экспедиций, о которых повествовал В. Тем не менее именно он предложил назвать земли Зап. полушария к югу от экватора Новым Светом. В 1507 г. картограф из Лотарингии Мартин Вальдземюллер предложил назвать эту часть света «страной Америго, или Америкой». Затем название «Америка» было распространено и на сев. часть земель Зап. полушария. Лит.: Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий: В 5 т. Т. 2. М., 1983. ВЕСТГОТСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ВЕСТГОТСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ - подъем культуры в Вестготской Испании в конце VI - нач.VII в. При вестготах в Испании сохранились традиции рим. образования, функционировали школы, имелись богатые библиотеки (напр., в Севилье). Вдохновителем и организатором культурного подъема стал Исидор Севильский , энциклопедист Средневековья. ВЕСТГОТЫ ВЕСТГОТЫ - герм, племя, зап. ветвь готов. В 418 г. создали королевство на территории Зап. Рим. империи с центром в Тулузе. После поражения в войнах с франками и утраты галльских владений столица была перенесена в Толедо. В 718 г. королевство вестготов было завоевано арабами. Лит.: Корсунский АР. Готская Испания. М., 1969. ВЕСТМИНСТЕР ВЕСТМИНСТЕР - часть Лондона, где находится Вестминстерское аббатство с готич. собором (1245), место коронации и...
7. Словарь средневековой культуры. ТРУВЕРЫ
Входимость: 4. Размер: 20кб.
Часть текста: под непосредственным воздействием лирики трубадуров, стало первым проявлением национальной французской поэзии; впервые в Европе провансальский язык утратил свой статус поэтического языка par excellence. Уже для Раймона Видаля, автора грамматического трактата «Пояснения к стихотворству» (Razos di trobar, нач. XIII в.), провансальское и французское наречия существуют именно как языки поэзии, со строгой дистрибуцией между ними: если язык «лиму-зинский» более других пригоден для кансон и сирвент, то «язык французский уместнее и приятнее для сложения романов и пастуре-лей». Своеобразие старофранцузского языка состояло прежде всего в лексическом богатстве: далекий от окончательной кодификации, допускающий множество диалектальных вариантов, он предоставлял поэту огромный выбор экспрессивных возможностей. Жанровая система, а следовательно, тематика и поэтика Т.ов обнаруживают значительное сходство с провансальским образцом. Основным жанром северофранцузской куртуазной лирики выступает любовная песнь (chanson) - аналог кансоны. Альба (aube), «песнь крестовых походов» (chanson de croisade), дескорт (descort, другое название - jeu parti, воспроизводит структуру тенсоны или партимена) напрямую перенимаются у трубадуров. Спорным является вопрос о про-исхождении французской сирвенты (serventois): ряд исследователей полагает, что этот жанр, наряду с пастурелью (pastourelle), наоборот, впервые возник на севере. Так или иначе, актуальная религиозно-политическая тематика, позволяющая сопоставить многие песни, например, Конона де Бетю-на или Т.а, известного под именем «мэтр Рено» (автора пылкой ...
8. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "Ф"
Входимость: 4. Размер: 21кб.
Часть текста: влечений, комплексов, либидозных пульсаций, эдипова кольца и т. д. Н.M. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА Статья большая, находится на отдельной странице . ФЕХНЕР Статья большая, находится на отдельной странице . ФИЛОНОВ Статья большая, находится на отдельной странице . ФЛОРЕНСКИЙ Статья большая, находится на отдельной странице . ФЛУКТУАЦИЯ ФЛУКТУАЦИЯ (англ. fluctuation) Феномен виртуализации психологии эстетического восприятия. В восприятии виртуальной реальности участвует ряд органов чувств. Колеблющееся, мерцающее, зыбкое, текучее «флуктуационное» восприятие, спровоцированное парадоксальностью виртуальных объектов, напоминает «схватывание» в интуитивизме Бергсона: воздействуя на подсознание, художественная виртуальная реальность обеспечивает мгновенное осознание целостности пакета эстетических воздействий, способствуя расширению сферы эстетического сознания и видения картины мира. Н. М. ФОВИЗМ ФОВИЗМ (от фр. les fauves - дикие (звери)) Локальное направление в живописи нач. XX в. Наименование Ф. было в насмешку присвоено группе молодых парижских художников (А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э.-О. Фриез, Ж. Брак, А.-Ш. Манген, К. ван Донген), совместно участвовавших в ряде выставок 1905-1907 гг., после их первой выставки 1905 г. Название было принято самой группой и прочно...
9. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "С" (часть 2, "СВЯ"-"СИМ")
Входимость: 4. Размер: 47кб.
Часть текста: и крещения Христа. По народной традиции, святки, совпадающие с празднованием нового года, сопровождались гаданием, пением, переодеванием и плясками. СВЯТЫЕ СВЯТЫЕ - мифические или исторические лица, которым в различных религиях приписываются «благочестие», «праведность», «богоугодность», посредничество между богом и людьми. Широко распространен куль святых в христианстве и исламе. СВЯЩЕННИК СВЯЩЕННИК (иерей, поп) - православный священнослужитель, допущенный к самостоятельному богослужению; официальное обращение - «Ваше преподобие», бытовое разговорное - «отец», «батюшка». СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ - религиозные книги, составляющие Библию. В иудаизме священным писанием считается лишь Ветхий завет, в христианстве - Ветхий и Новый заветы. В исламе роль, аналогичную святому писанию, играет Коран. СВЯЩЕНСТВО СВЯЩЕНСТВО - 1) христианский обряд (таинство) посвящения в сан священнослужителя. Совершается в торжественной обстановке и сопровождается пышным ритуалом (дача клятвы вступающим, рукоположение, литургия); 2) сан, духовное звание. В христианстве три степени священства: архиерей (епископ), пресвитер (священник) и дьякон. СЕА СЕА - Леопольдо Сеа (Zea) (1912-2004) ☼ мекс. философ, виднейший представитель т.н. "философии лат.-амер. сущности". Научная мысль С. во многом связана с концепцией "перспективизма" Ортеги-и-Гассета (см. Ортега-и-Гассет ), воспринятой через исп.-мекс. философа X. Гаоса. От своих учителей С. унаследовал принцип включения в филос. рефлексию конкретности обстоятельств и множественности...
10. Мифы народов мира. КОРЕЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 4. Размер: 29кб.
Часть текста: Восточной Азией и островным миром Тихого океана, прежде всего Японией. Всё это отразилось и на характере К. м. Современные корейские фольклористы обычно пользуются общим термином «сорхва» (сказание) для обозначения всей совокупности жанров народной прозы, куда входят и мифы. (Некоторые ученые склонны даже отрицать существование К. м., рассматривая мифологические рассказы как предания.) Первоначальные записи мифов о «родоначальниках» были сделаны в почти не сохранившихся древних хрониках корейских государств Когурё, Пэкче и Силла. Самые ранние сведения по К. м. содержатся в китайских династийных историях. Более широко и систематизированно К. м. нашла отражение в первой корейской официальной летописи «Самгук саги» («Исторические записи трёх государств», 1145) Ким Бусика. Поздние мифы вошли в «Корё са» («История Корё», 1454). Фрагментарны и близки к жизнеописаниям из официальных историй записи ряда мифов и в эпиграфических памятниках Кореи (напр., записи мифа о Чумоне на стелах,...