Статьи на букву "Ф"
ФАБИЙ, ПИКТОР КВИНТ (лат. Quintus Fabius Pictor) (2-я пол. III в. до н.э.) первый римский историк, основатель т. наз. старшей анналистики; происходил из знатного рода Фабиев, был сенатором, понтификом. Его почти не сохранившееся сочинение «Анналы» написано под влиянием греческой историографии; в нем Ф. излагал события от прибытия в Италию Энея до завершения 2-й Пунической войны. История римской литературы: В 2 т. Т.1. М.,1959. С. 120-122. |
ФАВН (лат. Faunus) в римской мифологии бог лесов и полей, покровитель стад и пастухов. В честь Ф. в Италии 15 февраля праздновали Луперкалии. |
ФАКЦИЯ (лат. factio) - команда гонщиков, участвовавшая в скачках во время цирковых игр в Риме; различались по цветам одежды и снаряжения - красному, голубому, зеленому и белому. При императоре Домициане появились еще два цвета - золотистый и алый. Приверженность зрителей к определенной ф. нередко бывала причиной кровопролитных схваток на ипподроме, переходивших в народные волнения. |
ФАЛАНГА (от греч. phalanx - ствол, обрубок) боевой порядок греческого войска в виде плотно сомкнутого строя гоплитов из 8-16, иногда даже 25 рядов; такой порядок окончательно оформился в IV в. до н.э. Спартанская ф. состояла из 8 шеренг и насчитывала 8 тыс. воинов; такой же по своей структуре была и афинская ф. Македонская ф. состояла из 8, 10,12 или 24 шеренг и насчитывала 15-18 тыс. воинов; она была усовершенствована Филиппом II: он ввел в ее состав пелтастов (легковооруженных лучников) и конницу. Большая македонская ф. насчитывала 16 384 гоплита, 8192 пелтаста и 4096 всадников. Наиболее неудобным местом для боевых действий ф. считалась пересеченная местность. Римский легион первоначально (до IV в до н.э.) выстраивался в 8 шеренг подобно ф. Позже этот строй был заменен подвижными подразделениями - манипулами и когортами. К ф. в Риме возвратились лишь в IV в. н.э., во время борьбы с варварами. |
ФАЛЕС (греч. Thales) (ок. 625-547 до н.э.) греческий философ, математик, астроном и политический деятель; по одной версии, коренной милетянин из знатного рода, по другой - имел финикийское происхождение. Согласно преданию, Ф. был первым провозглашен мудрецом, а затем к нему присоединили еще шестерых (см. Семь мудрецов). Первоосновой всех вещей Ф. считал воду и полагал, что космос полон божественных сил; он разработал теорию затмений, предсказав солнечное затмение 28 мая 585 г. до н.э., перенес в греческую практику египетское деление года на 365 дней. Исходя из явлений притягивания магнезийским камнем (магнитом) металлов, Ф. настаивал на всеобщей одушевленности мира. Он учился у египтян геометрии и первым из греков вписал прямоугольный треугольник в круг. По преданию, Ф. говорил, что благодарен судьбе за три вещи: «Во-первых, за то, что я родился человеком, а не зверем; во-вторых - что мужчиной, а не женщиной; в-третьих - что эллином, а не варваром». Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. С. 100-115; Маковельский А. Досократики. Ч.1. Казань, 1914. С. 9-14; Михайлова Э.Н., Чанышев А.Н. Ионийская философия. М., 1966. С. 25-50. |
ФАЛИСКИ - см. Латины. |
ФАМА (лат. fama - слух, репутация) в римской мифологии и поэзии персонификация молвы. |
ФАРМАКОН (греч. pharmakos) в Греции человек, символически приносимый в жертву во время праздника Аполлона Таргелия - бога лета и жатвы. Как правило, избирали двух преступников, украшали их гирляндами цветов и под звуки флейт изгоняли из города или бросали в море, тотчас спасая. Обряд был отзвуком древнего жертвоприношения людей. |
ФАРНАБАЗ - см. Алкивиад. |
ФАРНАК - см. Боспорское царство, Митридат. |
ФАСТЫ (лат. fasti) у римлян первоначально название дней, благоприятных для ведения государственных дел. В период Республики ф. называли календарь, а также списки имен высших правительственных лиц (консулы, преторы и т.п.), жрецов и триумфаторов. Ф. хранились в Царском доме на Форуме и впервые стали доступны непосвященным в 304 г. до н.э., когда их выставили в виде записей на досках. Обнародование ф. явилось толчком к развитию римской историографии. |
ФАСЦИИ - см. Ликтор. |
ФАТУМ (лат. fatum - рок) в этрусской и римской мифологии воплощение неотвратимой судьбы; отождествлялся с греческими мойрами и выступал в облике трех персонажей - фатов. Согласно этрусскому религиозному учению, можно было с помощью жертвоприношений и молитв избежать ф. |
ФАУСТУЛ - см. Акка Ларенция. |
ФЕБ - см. Аполлон. |
ФЕДР (лат. Phaedrus) (ок. 15 - 70 н.э.) римский баснописец, выходец из Македонии; попал в Рим юношей как пленный, где стал вольноотпущенником Августа. Перевел на лат. язык басни Эзопа в стихотворной форме. Федр и Бабрий. Басни / Пер. М.Л. Гаспарова. М., 1962; Гаспаров М.Л. Античная литературная басня (Федр и Бабрий). М., 1971. |
ФЕМИДА (греч. Themis) в греческой мифологии титанида, жена Зевса, мать гор и мойр, богиня правды, законопорядка и предсказаний; получила от матери Геи Дельфийский оракул, который передала своей сестре Фебе, бабке Аполлона. Ф. в переносном смысле означает правосудие, закон; жрецами Ф. называют юристов. Ф. всегда изображалась с повязкой на глазах (символ беспристрастности), с рогом изобилия и весами в руках. |
ФЕМИСТОКЛ (греч. Themistokles) (ок. 525 - 469 до н.э.) афинский государственный деятель и полководец периода Греко-перс. войн; благодаря его плану была выиграна битва при Саламине (480 до н.э.). Неоднократно занимая должности архонта и стратега, Ф. выражал интересы торгово-ремесленных слоев населения и бедноты, стремился превратить Афины в сильную морскую державу. В 493 г. до н.э. афиняне по инициативе Ф. укрепили Пирей, превратив его в военную гавань. При Ф. было начато строительство Длинных стен, соединивших Пирей с Афинами. Плутарх в биографии Фемистокла рассказывает, что тот «старался и весь город приспособить к морю; он держался политики, некоторым образом противоположной политике древних афинских царей. Последние, как говорят, старались отвлечь жителей от моря и приучить их к жизни земледельцев, а не мореплавателей. Поэтому они распустили басню, будто бы Афина, споря с Посейдоном из-за этой страны, показала судьям маслину и победила. Фемистокл не то чтобы «приклеил Пирей» к городу, как выражается комик Аристофан, а город привязал к Пирею и землю к морю. Этим он усилил влияние демоса в борьбе против аристократии, придав ему смелости, так как сила перешла в руки гребцов, келевстов (начальники корабельных гребцов. - Ред.) и рулевых» (Фемистокл. XIX). Политические реформы Ф. в 487 - 486 гг. до н.э. (выборы архонтов по жребию, предоставление всадникам возможности занимать эту должность, а также освобождение коллегии стратегов от контроля ареопага) привели к дальнейшему усилению афинской рабовладельческой демократии. В результате недовольства этой политикой Ф. со стороны афинской знати и спартанской олигархии его в 471 г. до н.э. подвергли остракизму. Последние годы жизни Ф. провел у персидского царя Артаксеркса I. |
ФЕНИКС (греч. Phoinix). 1. В греческой мифологии фессалиец, научивший Ахилла красноречию и военному делу. 2. Сказочная птица, сжигавшая себя в старости, чтобы возродиться молодой. Ф. в современном языке - символ вечного обновления. |
ФЕОГНИД (греч. Theognis) (2-я пол. VI в. до н.э.) поэт родом из Мегары, выходец из старого аристократического рода; после поражения аристократии лишился имущества, был изгнан, много скитался, возможно, служил наемником. Сохранились его «Элегии» в 2 кн. Многие стихи Ф. обращены к его любимцу Кирну, которому поэт стремился привить нравственные традиции своего сословия. Дошедший сборник Ф., скорее всего, был составлен позже из фрагментов его элегий. В его стихах нравственные советы переплетаются с пиршественными мотивами. Ф., как поэт-аристократ, критикует социальные перемены, в результате которых к власти пришли демократические силы. Феогнид. Элегии / Пер. А. Пиотровского. Пг., 1922; Парнас. Антология античной лирики. М., 1980. С. 43-60. |
ФЕОКРИТ (греч. Theokritos) (конец IV в. - 1-я пол. III в. до н.э.) греческий поэт, выходец из Сиракуз, один из наиболее видных представителей александрийской поэзии; известен как автор идиллий, сценок из жизни пастухов и земледельцев. Вместе с тем Ф. показывает в своих произведениях и реалии городской жизни, создает галерею образов представителей самых различных профессий и социальных слоев - врачей, воинов, купцов, атлетов, гадалок, молодых бездельников, флейтисток и т.д. |
ФЕОФРАСТ (ТЕОФРАСТ) (греч. Theophrastos) (372 - 287 до н.э.) философ, любимый ученик Аристотеля; после смерти учителя в течение 35 лет стоял во главе созданной Аристотелем философской школы. Ф. работал во многих отраслях знаний, ему приписывают 227 сочинений. Во многих направлениях науки он оказался первым серьезным исследователем: его считают отцом ботаники; разрабатывая начатую Аристотелем классификацию характеров, Ф. создал блестящий по меткости характеристик цикл «Характеры». Этот труд являлся основой для разработки комических ситуаций авторами комедий, в частности Менандром. Труды Ф. в области ораторского искусства не сохранились, но известно, что его сочинение «О стиле» оказало большое влияние на античные теории ораторского искусства, в том числе и Цицерона. Феофраст. Характеры / Пер. Г.А. Стратановского. Л., 1974; История греческой литературы: В 3 т. Т.3. М., 1960. С. 104-117; Токарев В. Забытая работа Теофраста // Наука и жизнь. 1982. № 4. |
ФЕРМОПИЛЫ (греч. Thermopylai) горный проход на границе Фессалии и Средней Греции, где в 480 г. до н.э. союзническое войско (ок. 5 тыс.) во главе со спартанским царем Леонидом преградило путь многочисленной армии персидского царя Ксеркса. Когда же персам удалось с помощью изменника выйти в тыл грекам, Леонид отослал войско на защиту Афин, а сам с 300 воинами-спартанцами упорно продолжал обороняться, пока все не погибли. |
ФЕСТ, СЕКСТ ПОМПОНИЙ (лат. Festus) (II в. н.э.) римский грамматик и антиквар, составитель словаря «О значении слов», являющегося сокращением обширного словаря Веррия Флакка, вольноотпущенника Августа. |
ФЕСТСКИЙ ДИСК - терракотовый диск диаметром 15,8 - 16,5 см и толщиной 1,6 - 2,1 см, найденный в 1908 г. археологом Л. Пернье во время раскопок Фестского дворца на о-ве Крит; покрыт с двух сторон пиктограммами (более 240), уложенными в затейливый спиральный орнамент. Ф.д. был предметом внимания исследователей разных стран - Э. Мейера, А. Эванса, Э. Грумаха, Вл. Георгиева, А.А. Молчанова и др., однако по сегодняшний день расшифровать его не удалось. Молчанов А.А. Таинственные письмена древних европейцев. М., 1980. |
ФЕТИДА (греч. Thetis) в греческой мифологии нереида, дочь Нерея и Дориды, мать Ахилла. Когда Зевс, добивавшийся руки Ф., узнал от Прометея, что ее и его сыну суждено будет стать могущественнее отца, он решил уступить Ф. простому смертному - фессалийскому царю Пелею. Чтобы избежать брака, Ф. стала изменять внешность, но делала это не всегда удачно и в конце концов ей пришлось стать женой Пелея. |
ФЕТЫ (греч. thetes - поденщик) название обедневшей, разоренной части населения дополисной Греции (XI - IX вв. до н.э.). В Аттике архаического периода ф. - низшая имущественная группа населения, в которую, согласно реформе Солона, входили граждане с годовым доходом с земли менее 200 медимнов зерна: мелкие землевладельцы, арендаторы, слуги, наемные работники и городская беднота. Ф. освобождались от податей, в армии служили легковооруженными воинами, матросами и гребцами. Принимали участие в народных собраниях и суде присяжных. Их политическая роль возросла при Фемистокле, Перикле и Клеоне; в конце IV в. до н.э. ф. получили доступ ко всем гос. должностям. |
ФЕЦИАЛЫ (лат. fetiales) члены древнейшей римской жреческой коллегии, в обязанности которых входило объявлять войну, провозглашать мир, заключать договоры и т.д. Ф. избирались пожизненно из знатных семей, они пользовались правом неприкосновенности, могли выступать послами Римского государства. Основание коллегии приписывалось легендарным римским царям Нуме Помпилию или Анку Марцию. |
ФИБУЛА (лат. fibula - шпилька, застежка) металлическая застежка для одежды, служившая одновременно и украшением. Многие ф. изготовлялись из благородных металлов, украшались драгоценными камнями с изображением спиралей, змеек и т.п. |
ФИВЫ (греч. Thebai, Thebe) главный город Беотии, который, согласно легенде, основал Кадм, а стены построили Зет и Амфион. В Ф. родились, по преданию, Дионис и Геракл, с городом связаны мифы о царе Эдипе. В период Греко-персидских войн Ф. выступили на стороне персов, а во время Пелопоннесской войны - на стороне Спарты. Однако в 394 г. до н.э. Ф. присоединились к антиспартанской коалиции. Победив спартанцев в битве при Левктрах (371 до н.э.), они стали самым сильным полисом Эллады. После битвы при Херонее (338 до н.э.) Ф., как и другие греческие полисы, попали в зависимость от македон. царя. После смерти Филиппа Ф. восстали против македон. гегемонии, за что были жестоко наказаны Александром: город был разрушен, а жители - проданы в рабство. |
ФИДИЙ (греч. Pheidies) (сер. V в. до н.э.) известнейший скульптор Эллады, друг Перикла; руководил работами по строительству афинского акрополя, создал рельефы Парфенона, статую Афины Промахос из бронзы и Афины Парфенос из золота и слоновой кости. В Олимпии, в храме Зевса, стояла статуя верховного бога из золота и слоновой кости работы Ф., которую греки относили к семи чудесам античного мира. Ривкин Б.И. Античное искусство. М.; 1972. С. 133-137; Чубова А.П. Фидий. М.; Л., 1962. |
ФИЛА (греч. phyle - род, племя). 1. Родоплеменное объединение в Греции. Ф. была средоточием политической, военной и религиозной стороны жизни греков в период родового строя. С отмиранием родовых отношений ф. утратила свое первоначальное значение: вместо родовых ф. были созданы территориальные. Периандр в Коринфе, напр., утвердил 8 таких ф., а Клисфен в Афинах - 10 (впоследствии их стало 12). В Спарте было 3 ф.: Гиллеи, Диманы и Памфилы. 2. Отряд пехотинцев или всадников, выставлявшийся от каждой аттической территориальной ф. |
ФИЛИПП (греч. Philippos) имя нескольких македон. царей. Самый известный среди них - Ф. II Македонский (382 - 336 до н.э.), сын Аминты III, отец Александра. Ф. II стал царем после смерти брата, Пердикки III, в 359 г. и заключил союз с эпирским царем, дочь которого Олимпиада стала его женой. Он объединил племена Македонии, укрепил ее финансовое положение и провел военную реформу. Покорив южную часть Фракии и Иллирию, Ф. II начал экспансию в Грецию, где в 338 г. при Херонее одержал победу; в следующем году в Коринфе он созвал конгресс представителей греческих полисов (Панэллинский конгресс), на котором была признана гегемония Македонии в Элладе. Главным итогом работы конгресса было провозглашение всегреческого мира и подготовка похода на Восток, который был приостановлен смертью Ф. Согласно Павсанию (VIII, 7, 6), Ф. II был убит в возрасте 46 лет. Это убийство некоторые историки связывают со скандалами в семье царя: Ф. II решил пренебречь своей женой Олимпиадой и взял вторую жену из знатного македон. рода Атталидов, что угрожало положению сына Олимпиады - Александра. И хотя убийца Павсаний из числа приверженцев Атталидов действовал по личным мотивам, он ускорил разрешение династического вопроса. Есть и другие версии убийства Ф. II; по самой распространенной из них, убийца был подкуплен персами, так как Ф. II готовился к походу на Восток. Юстин в эпитоме Помпея Трога (IX, 8) рассказывает о Ф. следующее: «Царь этот больше любил оружие, чем пиры, и самые огромные богатства были для него только средствами для войны; он более заботился о приобретении богатств, чем об их сохранении, поэтому, постоянно занимаясь грабежом, он постоянно нуждался. К милосердию и к вероломству он был одинаково склонен. Любой прием, который вел к победе, не был постыдным в его глазах. В беседах был льстив и коварен, на словах обещал больше, чем выполнял. Мастер на серьезные дела и на шутки. Друзей ценил по выгоде, а не по достоинству. Ненавидя, притворяться милостивым, сеять ненависть между двумя друзьями и при этом ладить с обоими - вошло у него в привычку. Как оратор он был красноречив, изобретателен и остроумен; изощренность его речи сочеталась с легкостью, и сама эта легкость была изощренной». Фролов Э.Д. Коринфский конгресс 338/7 г. до н.э. и объединение Эллады // ВДИ. 1974. № 1; Шофман А.С. История античной Македонии. Ч.1. Казань, 1960. |
ФЛАВИИ (лат. Flavii) римский плебейский род, к которому принадлежали императоры Веспасиан, Тит и Домициан (I в. н.э.), Валентиниан, Валент (III в. н.э.), Констанций Хлор и Константин (IV в. н.э.). См. Иосиф Флавий. |
ФЛАМИНИЙ, ГАЙ (лат. Gaius Flaminius) (? - 217 до н.э.) выходец из плебейского рода, римский политический деятель (народный трибун 232 г., цензор 220 г., консул 223 и 217 гг.); провел законы, способствовавшие демократизации римского общества: аграрный закон 232 г. о распределении земель Пицена и Галлии и закон 220 г. о причислении вольноотпущенников к 4 городским трибам. Известен своей строительной деятельностью (цирк Ф. на Марсовом поле, Фламиниева дорога, которая соединяла Рим с Аримином на побережье Италии). В 223 г. успешно вел войну с инсубрами в Галлии. Погиб 23 июня 217 г. во время 2-й Пунической войны в битве у Тразименского озера вместе с большинством возглавляемого им войска. |
ФЛАМИНЫ (лат. flamines - зажигатели огня) члены коллегии жрецов в Риме, ведавших культом отдельных богов. Эта коллегия была учреждена Нумой Помпилием; состояла из трех старших ф., которые ведали культом Юпитера, Марса и Квирина, и двенадцати младших, отвечавших за культ Вулкана, Флоры, Цереры и др. |
ФЛОРА (лат. Flora) в италийской мифологии богиня цветов, юности и плодородия. Культ Ф. первоначально появился у осков и сабинян, назвавших в ее честь один из месяцев своих календарей. В Риме праздник Ф. - Флоралии отмечался в течение нескольких дней в конце апреля - начале мая и сопровождался народными играми и увеселениями с участием мимов и исполнением откровенных сценок и скабрезных песенок, якобы стимулирующих плодородие. |
ФЛОР, ЛУЦИЙ АННЕЙ (лат. Lucius Anneus Florus) (1-я пол. II в. н.э.) римский историк и поэт, выходец из Африки. Сохранились две книги его эпитом истории всех римских войн за 700 лет, где Ф. широко использовал сочинения Ливия, Саллюстия и др. историков. Однако в отличие от Ливия он пользовался иными принципами в распределении фактического материала и периодизации истории. Иногда Ф. нарушал хронологическую последовательность событий II в. до н.э. Балеарскую войну он поместил между Критской и Кипрской войнами, происходившими в 1 в. до н.э.; история римского народа трактуется им по подобию развития человеческого организма: младенчество (Эпоха царей), отрочество (история Республики до завоевания Римом Италии), зрелость (Республика до Августа) и старость (Империя от Августа до Траяна). Немировский А.И., Дашкова М.Ф. Луций Анней Флор - историк древнего Рима. Воронеж, 1977. |
ФОРТУНА (лат. Fortuna) в италийской и римской мифологии богиня счастья, судьбы и успеха. В древнейшую эпоху почиталось несколько Ф., каждой из которых поручалось покровительство урожаю, плодородию, деторождению. В Риме имелось несколько храмов Ф., главный из них был на Марсовом поле. Культ Ф. возник в городах Лация - Пренесте и Анции; она изображалась молодой женщиной с рогом изобилия, иногда на шаре или колесе, с повязкой на глазах. В начале периода Империи Ф. была покровительницей императоров. Немировский А.И. Идеология и культура раннего Рима. Воронеж, 1964. |
ФОРУМ (лат. forum - рыночная площадь) городская площадь в Риме и др. городах Италии, центр торговой и политической жизни, соответствующий греческой агоре. Место древнейшего римского форума - болотистая равнина между Палатином и Капитолием, которая первоначально использовалась для выпаса скота и погребений. В годы правления царей этрусского происхождения (Тарквиниев и Сервия Туллия) ф. был осушен, замощен, застроен общественными сооружениями и храмами. На ф. проходили народные собрания, собирался в курии сенат, происходили гладиаторские игры, осуществлялась церемония прощания с покойниками из числа патрициев. Ю. Цезарь рядом с древним ф. соорудил свой собственный, заплатив лишь за его место 100 миллионов сестерциев. По примеру Цезаря свои ф. построили Август и Траян, украсив их великолепными постройками и портиками. На ф. Траяна, сооруженном по плану Аполлодора, находились триумфальная арка с конной статуей императора, базилика Ульпия, монументальная колонна Траяна и храм - два столетия спустя Аммиан Марцеллин назвал его «сооружением, единственным в мире и достойным удивления самих богов». |
ФРАКИЙЦЫ (греч. Thrakioi) общее название группы племен, заселявших еще во II тыс. до н.э. вост. часть Балканского п-ва, называвшуюся Фракией. Ф. занимались земледелием и скотоводством, преимущественно коневодством, славились производством металлов и керамики. В сер. I тыс. до н.э. ф. пережили распад первобытнообщинных отношений и зарождение классовых. Важную роль в их социально-экономическом развитии сыграли контакты с греками, в частности торговля с афинянами (экспорт леса, смолы, рабов). В период греческой колонизации на фракийском побережье возникли греческие колонии Амфиполь, Абдера, Дикея, Месембрия, Перинф, Селимбрия, Византий, Одессос и Томы. Дарий I включил Южную Фракию в состав Перс. государства. После Греко-персидских войн ф. стали независимыми. Накануне Пелопоннесской войны царь одрисов Ситалк объединил большинство фракийских племен. В 342 г. до н.э. племена Южной Фракии были завоеваны Филиппом II; с 323 по 281 г. до н.э. ф. пребывали под властью Лисимаха, одного из диадохов, после смерти которого они снова стали независимыми. В нач. I в. до н.э. ф. вошли в союз с Митридатом, а после его смерти в 63 г. до н.э. попали под влияние Рима. Во времена правления династии Юлиев-Клавдиев основная территория, заселенная ф., была превращена в римскую провинцию Фракия. Данов Х.М. Древна Тракия. София, 1969; Златковская Т.Д. Возникновение государства у фракийцев VII - V вв. до н.э. М., 1971; Михайлов Г. Траките. София, 1972; Фол А. Демографска и социална структура на древна Тракия. I хилядолетие преди новата ера. София, 1970. |
ФРАКИЯ - см. Фракийцы. |
ФРАНК, ТЕННИ (FRANK) (1876-1939) американский историк античности. Наиболее известные его труды - «Экономическая история Рима» (1920), «Рим и Италия в период Республики» (1933) и «Рим и Италия в период Империи» (1940). По мнению Ф., в Риме на рубеже нашей эры преобладали выходцы из вост. провинций, заполнившие вакуум, который образовался в результате снижения численности населения из-за потерь в ходе внешних и гражданских войн, а также разорения свободного крестьянства. Общественный прогресс или регресс Ф. ставил в прямую зависимость от «национального духа», определявшегося этническими качествами населения. Михайлов В.М. Тенни Франк об аграрных отношениях в Древнем Риме // Вопросы всеобщей истории. Чебоксары. 1973. С. 122-133. |
ФРАТРИЯ (греч. phratria - братство, род) в Греции до классического периода одна из форм социальной организации, занимавшая промежуточное положение между родом и филой. Члены ф. имели общее имущество, органы управления, были связаны общими культами. |
ФРИГИДАРИЙ (от лат. frigeo - холод). 1. Прохладная комната, а также помещение для холодного купания в римских термах. 2. Холодная кладовая для хранения продуктов. |
ФУКИДИД (греч. Thukydides) (ок. 460 - 400 до н.э.) греческий историк; происходил из знатного афинского рода; принимал участие в политической жизни Афин, в 421 г. был стратегом и командовал эскадрой у берегов Фракии во время Пелопоннесской войны. Поскольку Ф. не смог помешать спартанскому полководцу Брасиду овладеть Амфиполем, он был осужден на изгнание. В Афины Ф. смог вернуться только в конце Пелопоннесской войны, в 404 г. Его сочинение об этой войне - «История» в 8 кн. - охватывает события 431 - 411 гг. до н.э. Ф. считается родоначальником реалистического метода в греческой историографии. Его подход к источникам характеризуется критическим отношением к тому материалу, на котором он строит свои суждения. Кроме мифологической и историографической традиции Ф. широко использовал археологические данные, в частности надписи, и свои собственные наблюдения. Ф. был талантливым оратором: согласно Плутарху (Марк Катон. II), римский политический деятель Катон совершенствовался в красноречии, изучая Ф. и Демосфена. По своим политическим симпатиям Ф. не был сторонником радикальной демократии и стоял на позициях умеренной олигархии, считая ее разумным слиянием элементов демократии и олигархии. Сущность и содержание истории для Ф. - это борьба за власть, которая ведется народами, государствами и группами людей и которая трактуется им как закон природы; для него главным было восстановление истинного хода событий и выявление их причин. В то время как Геродот осуществил революцию в области художественного изложения истории, Ф. осуществил ее в области изложения научного. Фукидид. История / Изд. подгот. Г.А. Стратановский, А.А. Нейхардт, Я.М. Боровский. Л., 1981; История греческой литературы: В 3 т. Т.2. М., 1955. С. 69-100; Лосев А.Ф. Античная философия истории. М., 1977. С. 98-110; Немировский А.И. Рождение Клио: У истоков исторической мысли. Воронеж, 1986. С. 72-99; Паршиков А.Е. О некоторых теориях в Фукидидовской литературе (Фукидид и Афинская держава) // ВДИ. 1971. № 2. |
ФУЛЛОН (лат. fullon) суконщик, валяльщик, сукновал в Риме. Ф. обрабатывали шерстяную ткань и превращали ее в сукно. Сукновальня в древности была одновременно и прачечной. Чтобы смыть с шерсти грязь, ткань замачивали в смеси глины с мочой, потом ее топтали, колотили, вытягивали в корытах или ямах; затем она окуривалась серою, сушилась и ворсовалась. После этого следовала чистка щеткой, стрижка и прессовка. Ф. образовывали артели (фуллоники) и коллегии, а 19 марта отмечали свой праздник в честь своей покровительницы Минервы. Сергеенко М.Е. Римские фуллоны // Ремесленники древнего Рима. Л., 1968. С. 18-28,147. |
ФУРИИ - см. Сибарис, Эринии. |