Поиск по материалам сайта
Cлово "1994"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Г" (часть 4, "ГРА"-"ГУС")
Входимость: 11. Размер: 43кб.
2. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "П" (часть 4, "ПРА"-"ПУТ")
Входимость: 10. Размер: 100кб.
3. Этнопсихологический словарь. Список использованной литературы
Входимость: 9. Размер: 13кб.
4. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "Г"
Входимость: 8. Размер: 48кб.
5. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "С" (часть 1, "САГ"-"СВЯ")
Входимость: 7. Размер: 47кб.
6. ЛОСЕВ Алексей Федорович (1893-1988)
Входимость: 7. Размер: 12кб.
7. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГЕН"-"ГИС")
Входимость: 7. Размер: 56кб.
8. Большой толковый словарь по культурологии. ЛОСЕВ
Входимость: 7. Размер: 15кб.
9. РЕРИХ (Рерих) Николай Константинович (1874-1947)
Входимость: 7. Размер: 20кб.
10. Большой толковый словарь по культурологии. РЕРИХ
Входимость: 7. Размер: 22кб.
11. Введение
Входимость: 7. Размер: 17кб.
12. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "З"
Входимость: 7. Размер: 42кб.
13. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Б" (часть 3, "БИБ"-"БОГ")
Входимость: 6. Размер: 42кб.
14. ЭРИСТИКА в культуре 20 в
Входимость: 6. Размер: 31кб.
15. Большой толковый словарь по культурологии. ЭРИСТИКА
Входимость: 6. Размер: 34кб.
16. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Т" (часть 4, "ТРА"-"ТЫН")
Входимость: 6. Размер: 46кб.
17. ГУМИЛЕВ Лев Николаевич (1912-1992)
Входимость: 5. Размер: 8кб.
18. ПЕРСОНАЛИЗМ
Входимость: 5. Размер: 14кб.
19. ГЕНОН (Guenon) Рене-Жан-Мари-Жозеф (1886-1951)
Входимость: 5. Размер: 7кб.
20. Большой толковый словарь по культурологии. ПЕРСОНАЛИЗМ
Входимость: 5. Размер: 17кб.
21. Часть вторая
Входимость: 5. Размер: 29кб.
22. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФЕТ"-"ФРА")
Входимость: 5. Размер: 61кб.
23. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "В" (часть 3, "ВЕР"-"ВИС")
Входимость: 5. Размер: 45кб.
24. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "К" (часть 4, "КОН"-"КУЛ")
Входимость: 5. Размер: 79кб.
25. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "А" (часть 2, "АДА"-"АЛЬ")
Входимость: 5. Размер: 64кб.
26. ЗОЛОТАРЕВ Алексей Алексеевич (1879-1950)
Входимость: 5. Размер: 7кб.
27. ГУССЕРЛЬ (HusserI) Эдмунд (1856-1938)
Входимость: 5. Размер: 9кб.
28. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАВ"-"БЕР")
Входимость: 5. Размер: 40кб.
29. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛИТ"-"ЛЮЦ")
Входимость: 4. Размер: 33кб.
30. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Входимость: 4. Размер: 15кб.
31. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "К" (часть 2, "КАТ"-"КОН")
Входимость: 4. Размер: 58кб.
32. КУЛЬТУРА 20 века
Входимость: 4. Размер: 44кб.
33. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "С"
Входимость: 4. Размер: 57кб.
34. Библиография
Входимость: 4. Размер: 21кб.
35. Большой толковый словарь по культурологии. КУЛЬТУРА 20 ВЕКА
Входимость: 4. Размер: 47кб.
36. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТЕЛ")
Входимость: 4. Размер: 57кб.
37. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "М" (часть 3, "МАЯ"-"МЕТ")
Входимость: 4. Размер: 64кб.
38. АНТРОПОЛОГИЯ
Входимость: 4. Размер: 16кб.
39. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГИЛ"-"ГУФ")
Входимость: 4. Размер: 62кб.
40. Большой толковый словарь по культурологии. ЮНГ
Входимость: 4. Размер: 15кб.
41. ЮНГ (Jung) Карл Густав (1875-1961)
Входимость: 4. Размер: 13кб.
42. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "И" (часть 2, "ИЛЬ"-"ИНТ")
Входимость: 4. Размер: 44кб.
43. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "К" (часть 1, "КАБ"-"КАТ")
Входимость: 4. Размер: 54кб.
44. ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович (1882-1937)
Входимость: 4. Размер: 9кб.
45. ЗАПАД И ВОСТОК (парадигматика)
Входимость: 4. Размер: 20кб.
46. Большой толковый словарь по культурологии. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Входимость: 4. Размер: 19кб.
47. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "Б"
Входимость: 4. Размер: 60кб.
48. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "И"
Входимость: 4. Размер: 53кб.
49. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "П"
Входимость: 4. Размер: 46кб.
50. Словарь средневековой культуры. ЛИЧНОСТЬ
Входимость: 4. Размер: 42кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Г" (часть 4, "ГРА"-"ГУС")
Входимость: 11. Размер: 43кб.
Часть текста: Статьи на букву "Г" (часть 4, "ГРА"-"ГУС") В начало словаря По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Г" (часть 4, "ГРА"-"ГУС") ГРАФФИТИ ГРАФФИТИ (ит. graffiti, букв. - нацарапанные) - древние и средневековые посвятительные, магические, бытовые надписи, нацарапанные на стенах зданий, сосудах и т.п. ГРЕВС ГРЕВС - Иван Михайлович Гревс (1860-1941) историк, педагог, публицист, краевед. Учась на историко-филол. ф-те С.-Петербург. ун-та (1879-83), участвовал в "Ольденбургском кружке" (Ф.Ф. и С.Ф. Ольденбурги, В.И. Вернадский , Д.И. Шаховской и др.). Изучая историю рим. землевладения, подолгу работал в Италии и Париже, испытав влияние историка Н.Д. Фюстель де Куланжа. В дис. (опубл. в 1900) обосновывалась мысль, что Римская империя сохраняла прочность автономного дома - "ойкоса"; отвергалось представление о капиталистич. характере рим. хозяйствования. В 1890-х гг. Г. - один из самых популярных проф. Высших женских курсов (Бестужевских); с 1902 - в ун-те. Ученики (среди них Федотов , Карсавин , Анциферов ) называли Г. padre (отцом) и мейстерзингером культуры. В 1917-18 Г. проявил себя как публицист. Приняв Февральскую революцию как ниспровержение всего устаревшего и давящего, он вместе с тем отмечал ее "разрушительную силу". Уйдя в 1923 из ун-та вследствие несогласия с возобладавшими установками М.Н. Покровского, Г. читал лекции об изучении жизни городов и архитектурных ансамблей. О совр. краеведах говорил: "Это подвижники: в старину спасали душу в монастырях, а теперь (ее) поддерживают краеведением". Написал книгу о Данте (не издана) и четыре работы о Тургеневе (две опубликованы). В 1934 продолжил работу в Ленингр. ун-те. В монографию "Тацит" Г. вложил плоды многолетних раздумий, в ее последней главе много личного (1946, нем. перевод 1952)....
2. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "П" (часть 4, "ПРА"-"ПУТ")
Входимость: 10. Размер: 100кб.
Часть текста: разл. ситуациями, к-рые квалифицируются как отрицательные. Противопоставление П. повседневности довольно точно повторяет противопоставление сакрального профанному; характернейшей чертой всякого П. является именно его связь со сферой сакрального (см. Сакральное ). Существование светских П. возможно только в период кризиса веры, и в качестве прообраза такие П. все же всегда имеют соотнесение с сакральной сферой. В любом случае в основе П. лежит некий прецедент, к-рый может подвергаться или не подвергаться сакрализации. Поэтому всякий П. так или иначе соотнесен со временем и, более того, участвует в конституировании самого феномена времени. П. играет важную роль и в конституировании совместного пространства, поскольку Пространство культуры , как и ее время, не дано, а создается усилиями особого рода. Характерная черта П. - его незанятость, "пустота" в смысле отсутствия дел (в рус. и ряде др. языков это выражено особенно отчетливо; ср.: "не-деля", "П." как нечто "порожнее"). Вместе с тем, эти незанятость и пустота осмысляются как разрывы в течении времени, и в П. времени просто нет, поскольку оно и создается П. Точно так же в П. творится пространство. Такое единое для данной общности пространство-время, однажды созданное, подвержено закону культурной энтропии и требует возобновления создавших его усилий. Этим объясняется значение прецедента для формирования подлинного П. Поэтому П. не может быть создан искусственно. П. всегда повторяет преодоление нек-рой опасности, он всегда сопряжен с риском, с опасением, что повторно овладеть экстремальной ситуацией не удастся. Без этого осн. переживания содержание П. выхолащивается, и он превращается в обряд, условность по поводу к-рой можно рефлектировать и иронизировать. С др. стороны, отмена того или иного П. всегда сопряжена с опр. условиями. В языч. культурах ни один П. не может быть произвольно отменен по той простой причине, что язычники подвержены страху перед многими богами, с...
3. Этнопсихологический словарь. Список использованной литературы
Входимость: 9. Размер: 13кб.
Часть текста: методы и некоторые результаты исследования. - М., 1984. Афанасьев В. Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. - Якутск, 1979. Бадмаев П. А. Мудрость в русском народе. - Петроград, 1917. Бороноев А. О. Нравственно-психологическое единство образа жизни советского народа. - Л., 1978. Бороноев А. О., Павленко В. Н. Этническая психология. - Л., 1994. Бороноев А. О., Смирнов П. И. Россия и русские: характер и судьбы страны. - Л., 1992. Бромлей Ю. В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. - 1989. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. - М., 1981. Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. - М., 1987. Бурмистрова Т. Ю., Дмитриев С. А. Дружбой сплоченные: культура межнационального общения в СССР. - М., 1986. В лабиринтах самоопределения. Этнополитический облик Молдовы.-М., 1993. Ватутин М. К. К возрождению славяно-русского самосознания.- Петроград, 1911. Волков Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа. - Чебоксары, 1970. Вопросы национальной психологии. - Черкесск, 1972. Воронов Н. Г. Старые и молодые народы и наследственность. -М., 1888. Гаджиев А. X. Методологические и прикладные проблемы...
4. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "Г"
Входимость: 8. Размер: 48кб.
Часть текста: и волшебного. Печатью такого синтеза отмечено воображаемое место действия многих произведений писателя - Макондо. Причудливое переплетение юмора и фатализма, карнавальности и политической сатиры, мифологии и магии, рационального и иррационального, реального и галлюцинаторного, инте-риорного и экстериорного, физиологического и химерического создает неповторимый колорит главной книги Г.М. - «Сто лет одиночества» (1967). История Макондо обретает здесь эпический размах. Классический жанр историко-семейной хроники трансформируется изнутри путем его интертекстуального скрещивания с народными латиноамериканскими верованиями и магическими практиками. Метаповествование ведется в жанре палимпсеста, являющегося основой культурных трансгрессий и деконструкций. В этом контексте самые невероятные, фантастические события трактуются автором как абсолютно нормальные; такой подход и составляет концептуальное ядро магического реализма. Прихотливый ассоциативный ряд создает аллюзивную связь между семейным крахом, спровоцированным инцестуальным желанием, и национально-государственным статусом стран Латинской Америки в постколониальную эпоху. Многослойность, многоуровневая архитектоника романа позволяют трактовать его и как сатиру на западную цивилизацию, и как компендиум латиноамериканских историко-политических и культурных подходов, и как критику буржуазно-либерального колумбийского пути, и как пародию на исторический роман, и как постмодернистское (см.: Постмодернизм ) исследование границ литературного повествования. Все эти...
5. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "С" (часть 1, "САГ"-"СВЯ")
Входимость: 7. Размер: 47кб.
Часть текста: САГИ САГИ - древнеисландские прозаические произведения. Так называемым родовым (исландским) сагам, авторство которых не установлено, присущи исторический и бытовой реализм, психологизм, эпическая простота. Существуют также саги о королях Норвегии и саги о епископах и вождях Исландии. САКРАЛЬНОЕ САКРАЛЬНОЕ - от лат. - "посвященное богам", "священное", "запретное", "проклятое". святое, священное, важнейшая мировоззренческая категория, выделяющая области бытия и состояния сущего, воспринимаемые сознанием как принципиально отличные от обыденной реальности и исключительно ценные. Во многих языках такой смысл заложен изначально в семантич. строе слова, принятом для наименования С.: лат. - sacer, древнеевр. - gadosh связаны со значением отделенности, сокрытости, неприкосновенности. Для слав. *svet-, восходящего к индо-европ. *k'wen-, устанавливаются значения "увеличиваться", "набухать", в более конкретном культурном контексте - "исполненное благодатной иночеловеческой силой". В картине мира С. выполняет роль структурообразующего начала: в соответствии с представлениями о С. выстраиваются другие фрагменты картины мира и складывается их иерархия. В аксиологии С. задает вертикаль ценностных ориентаций. Исторически во всех без исключения...
6. ЛОСЕВ Алексей Федорович (1893-1988)
Входимость: 7. Размер: 12кб.
Часть текста: вдохновляло его с гимназич. лет до последних дней жизни, составляло и неизменный предмет критич. изучения, и стимул ктворч. дерзанию. Будучи студентом Моск. ун-та, активно посещает Религиозно-филос. об-во и Психол. об-во. Заканчивает ун-т (1915) по двум отделениям — классич. филологии и философскому, избирается (1919) проф. Нижегород. ун-та. На протяжении 20-х гг. интенсивно работает в Гос. Академии худож. наук, где заведует музыкально-психол. комиссией и комиссией по изучению истории эстетич. учений, сотрудничает в исследоват. группах по проблемам худож. формы и худож. терминологии; одновременно в Моск. консерватории ведет курс “Истории эстетич. учений” с тематич. охватом от античности до 20 в., а в неофиц. обстановке, хотя и не конспиративно, участвует в собраниях моек. кружка имяславцев. Чета Лосевых принимает (1929) тайный монашеский постриг. В течение двух лет, предшествующих аресту (апрель 1930 г.), в советской прессе разворачивается кампания травли вплоть до инвектив Кагановича с трибуны XVI съезда ВКП(б) и неожиданно злобного выпада Горького в статье “О борьбе с природой”. Формальным поводом для ареста послужили вставки “контрреволюц. содержания” в книгу “Диалектика мифа” (1930), сделанные автором после ее утверждения...
7. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГЕН"-"ГИС")
Входимость: 7. Размер: 56кб.
Часть текста: (греч. genetikos - относящийся к происхождению) наука о законах наследственности и изменчивости организмов. Генетика занимает одно из центральных мест в комплексе биологических дисциплин; ее объектом является генотип, выполняющий функцию управления живой системой. ГЕНИЙ Статья большая, находится на отдельной странице . ГЕНОН ГЕНОН - Рене-Жан-Мари-Жозеф Генóн (Guenon) (1886-1951) франц. мыслитель и мистик. Пройдя период увлечения теософией и оккультизмом, Г. в 1912 принял ислам, а в 1930 переехал в Каир, связав свою жизнь и лит. деятельность с исламским миром. Его творчество оказало значит. влияние на сторонников идей традиционализма (Т. Буркхардт, Ф. Шуон, А. Кумарасвами, М. Лингс, К. Мутти, Ч.А.Дж. Эвола ), а также на франц. "новых правых" философов. Свою цель Г. видел в воссоздании универсального миросозерцания, в реконструкции духовных основ человеч. бытия. Истина синтетична по своей природе: она лежит по ту сторону всех мыслимых оппозиций, и для ее понимания непригоден методол. арсенал зап. философии Нового времени с ее культом разума и страстью к анализу. Подлинная мудрость сверхразумна и постигается посредством интеллектуальной интуиции, к-рой обладает лишь тот, кто достиг "метафизич. реализации". Г. резко выступает против "философии ценностей", отражающей присущее совр. миру тяготение к материальному и колич. аспектам бытия, он...
8. Большой толковый словарь по культурологии. ЛОСЕВ
Входимость: 7. Размер: 15кб.
Часть текста: З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я ЛОСЕВ ЛОСЕВ - Алексей Федорович Лóсев (1893-1988) философ и религиозный мыслитель, переводчик и комментатор античной и средневек. (в т.ч. богословской) лит-ры, продолжатель, а в череде мыслителей серебряного века рус. культуры и завершитель отеч. традиций символизма и всеединства, давший значит. образцы органичного сопряжения неоплатонич. диалектики (в ее христ. переосмыслении) и структурно-типологич. интеллектуальной техники новоевроп. типа в применении к разл. областям философии, культурологии, эстетики, теории лит-ры, семиотики, лингвистики, музыковедения, оснований математики. Автор философско-психол. прозы ("Женщина-мыслитель", "Трио Чайковского", "Метеор", "Жизнь", "Встреча", "Театрал" и др.). Родился в Новочеркасске в семье народного учителя. Еще в юношеском возрасте (1911) формулирует важнейший императив "высшего синтеза" науки, религии, искусства и нравственности. Платон и Вл. Соловьев - их творчество неизменно вдохновляло его с гимназич. лет до последних дней жизни, составляло и неизменный предмет критич. изучения, и стимул к творч. дерзанию. Будучи студентом Моск. ун-та, активно посещает Религиозно-филос. об-во и Психол. об-во. Заканчивает ун-т (1915) по двум отделениям - классич. филологии и философскому, избирается (1919) проф. Нижегород. ун-та. На протяжении 20-х гг. интенсивно работает в Гос. Академии худож. наук, где заведует музыкально-психол. комиссией и комиссией по изучению истории эстетич. учений, сотрудничает в исследоват. группах по проблемам худож. формы и худож. терминологии; одновременно в Моск. консерватории ведет курс "Истории эстетич. учений" с тематич. охватом от античности до 20 в., а в неофиц. обстановке, хотя и не конспиративно, участвует в собраниях моск. кружка имяславцев. Чета Лосевых принимает (1929) тайный монашеский постриг. В течение двух лет, предшествующих...
9. РЕРИХ (Рерих) Николай Константинович (1874-1947)
Входимость: 7. Размер: 20кб.
Часть текста: историей (особенно Др. Русью и варяжским влиянием на нее), мечтал о путешествиях. В 1891 друг семьи скульптор М.О. Микешин обратил внимание на худож. способности и склонность к рисованию Р. и стал первым учителем будущего художника. В 1893 Р. окончил частную гимназию К.И. Мая, где его однокашниками были А. Бенуа, К. Сомов, Д. Философов, и одновременно поступил в Академию художеств и на юрид. ф-т Петербург, ун-та (где прослушал полный курс истор. дисциплин). Свои юрид. изыскания в ун-те Р. посвятил правовым актам и другим документам русского средневековья, нормировавшим жизнь и творчество художников. В Академии художеств Р. попадает в мастерскую А. Куинджи (1895), у к-рого он творчески перенимает колористическое и декоративное мастерство, утонченное понимание цвета и света, формы и ритма (особенно заметны традиции Куинджи в пейзажных полотнах Р.). К этому времени относится знакомство Р. с худож. и муз. критиком В. Стасовым, заведовавшим худож. отделом Публичной библиотеки; под его влиянием Р. начинает серьезно изучать древние рукописи (летописи, апокрифы, грамоты), увлекается фольклором, знакомится с композиторами (Римским-Корсаковым, Глазуновым, Лядовым, Аренским и др.) и становится завсегдатаем Беляевских симфонич. концертов в Дворянском собрании и концертов Рус. муз. об-ва в консерватории. Сотрудничество с Римским-Корсаковым привело Р. к теории “цветового звукосозерцания” и “цветному слуху”. Талантливый во всем, Р. начинает заниматься и ...
10. Большой толковый словарь по культурологии. РЕРИХ
Входимость: 7. Размер: 22кб.
Часть текста: философ, писатель, ученый, путешественник, обществ. деятель; создатель оригинального нравственно-филос. и религиозно-эстетич. учения, в центре к-рого стоит культура. Родился в семье известного юриста, принадлежавшего обрусевшему датско-норв. роду, обосновавшемуся в России в нач. 18 в. В доме Рерихов часто бывали ученые, профессора Петербург. ун-та, писатели. Р. много читал, увлекался историей (особенно Др. Русью и варяжским влиянием на нее), мечтал о путешествиях. В 1891 друг семьи скульптор М.О. Микешин обратил внимание на худож. способности и склонность к рисованию Р. и стал первым учителем будущего художника. В 1893 Р. окончил частную гимназию К.И. Мая, где его однокашниками были А. Бенуа, К. Сомов, Д. Философов, и одновременно поступил в Академию художеств и на юрид. ф-т Петербург. ун-та (где прослушал полный курс истор. дисциплин). Свои юрид. изыскания в ун-те Р. посвятил правовым актам и другим документам русского средневековья, нормировавшим жизнь и творчество художников. В Академии художеств Р. попадает в мастерскую А. Куинджи (1895), у к-рого он творчески перенимает колористическое и декоративное мастерство, утонченное понимание цвета и света, формы и ритма (особенно заметны традиции Куинджи в пейзажных полотнах Р.). К этому времени относится знакомство Р. с худож. и муз. критиком В. Стасовым, заведовавшим худож. отделом Публичной библиотеки; под его влиянием Р. начинает серьезно изучать древние рукописи (летописи, апокрифы, грамоты), увлекается фольклором, знакомится с композиторами (Римским-Корсаковым, Глазуновым, Лядовым, Аренским и др.) и становится завсегдатаем Беляевских симфонич. концертов в Дворянском собрании и концертов Рус. муз. об-ва в консерватории. Сотрудничество с Римским-Корсаковым привело Р. к теории "цветового...