Поиск по материалам сайта
Cлово "ALEXANDER"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 1, "АБА"-"АВИ")
Входимость: 2. Размер: 35кб.
2. ДЮРКГЕЙМ (Durkheim) Эмиль (1858-1917)
Входимость: 1. Размер: 10кб.
3. Мифы народов мира. ИНДЕЙЦЕВ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 23кб.
4. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДРА"-"ДЮФ")
Входимость: 1. Размер: 52кб.
5. Краткий словарь мифологии и древностей. Статьи на букву "А"
Входимость: 1. Размер: 134кб.
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Л" (часть 6, "ЛИТ"-"ЛЮЦ")
Входимость: 1. Размер: 65кб.
7. Реальный словарь классических древностей. АЛЕКСАНДР
Входимость: 1. Размер: 32кб.
8. Мифы народов мира. Статьи на букву "Ц" (часть 2, "ЦЗЮ"-"ЦЮН")
Входимость: 1. Размер: 39кб.
9. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ПРЕКРАСНОЕ
Входимость: 1. Размер: 36кб.
10. Мифы народов мира. ПРОСТРАНСТВО
Входимость: 1. Размер: 18кб.
11. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Т" (часть 3, "ТЕМ"-"ТИБ")
Входимость: 1. Размер: 67кб.
12. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Г" (часть 6, "ГЕР"-"ГИГ")
Входимость: 1. Размер: 70кб.
13. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Н" (часть 4, "НИС"-"НУР")
Входимость: 1. Размер: 44кб.
14. Словарь античности. Статьи на букву "А" (часть 2, "АГР"-"АЛИ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 1, "АБА"-"АВИ")
Входимость: 2. Размер: 35кб.
Часть текста: 1, "АБА"-"АВИ") АБАДДИР АБАДДИР - Abaddir, см. Βαίτυλος, Байтилы . АБАК АБАК - Abăcus, ά̉βαξ, αβάκιον, всякий для особенного употребления предназначаемый стол; так, у римлян, в особенности стол о трех ногах, на котором во время обеда или только напоказ выставлялась золотая и серебряная посуда - поставец для посуды (Cic. Verr. 2, 4, 16. 25. Plin. 37, 2, 6). Доска такого стола была по большей части мраморная, иногда серебряная, реже из дерева citrus, из кленового или кедрового дерева; форма ее обыкновенно была четырехугольная, реже круглая, иногда с возвышенными вокруг краями; ножка делалась из слоновой кости или дорогой делосской бронзы. Словом abaci обозначаются также гладкие поля в искусственной мраморной облицовке стен (Plin. 33, 56. Vitr. 7, 3, 10), иногда и пестрые поля мозаичных полов (αβάχιοχος,); затем - доски (Suet. Nero. 22), на которых играли камешками или костями (alea), кроме того - так называемые пифагоровы столы, усыпавшиеся песком или мукою, для математических вычислений и чертежей (Pers. 1. 131); наконец, abacus называлась плита (обыкновенно четырехсторонняя), покрывавшая сверху колонну и находившаяся непосредственно под архитравом (Vitr. 4, 1). см. Columna., Колонна . АБАНТ АБАНТ - Abas, 'Άβας, 1. см. Δαναός, Данай .; 2. спутник Энея. Verg. Aen. 1, 121. АБАНТИАД АБАНТИАД - Abantiădes, см. Perseus, Персей . АБАНТЫ АБАНТЫ - 'Άβαντες, по предположению некоторых новых ученых, народ ионийского происхождения, а по Аристотелю (Strab. 445) - фракийцы, переселившиеся из Фокиды на Эвбею и давшие свое имя древнейшим обитателям этого острова, а отсюда (Hdt. 1, 146) переселившиеся в Ионию в Малую Азию; с Евбеи же они под предводительством Элефенора на 40 кораблях отправились под Трою (Il. 2,...
2. ДЮРКГЕЙМ (Durkheim) Эмиль (1858-1917)
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Часть текста: внедрить в ней рац. принципы и методы естеств. наук. Гл. принцип методологии Д. заключен в его знаменитом афоризме: “Социальные факты нужно рассматривать как вещи”, — что означало установку на изучение социальных явлений не путем интроспекции (явной и скрытой), а извне, через их внешним образом фиксируемые признаки, как это происходит с изучением объектов природного мира. Из социологии следует устранить все “предпонятия”, т.е. понятия, сформировавшиеся вне науки. По Д., объект социологии — социальная реальность; она включена в универсальный природный порядок и так же фундаментальна и “прочна”, как и другие виды природной реальности, поэтому подобно им она не поддается произвольному манипулированию. Обосновывая самостоятельность социологии, ее особое место в системе наук, он доказывал специфичность социальной реальности и ее несводимость к биопсихич. реальности, воплощенной в индивидах. Отсюда его критика биол. и особенно психол. редукционизма в социологии и требование “чисто” социол. объяснения, т.е. такого, при к-ром социальные факты объясняются другими социальными фактами, а не процессами, происходящими в психике и поведении индивида. В то же время социология, по Д., в значит, мере совпадает с “коллективной психологией”, основанной на представлении о специфич. характере об-ва или социальной группы. Д. признает, что об-во — результат взаимодействия индивидов, но, раз возникнув, оно существует как самостоят. реальность, воздействующая на индивидов и обладающая определенными свойствами. Т.о., он отстаивает умеренный вариант социального, или социол. реализма в истолковании об-ва. В книге “Правила социол. метода” (1895) он определяет предмет социологии как...
3. Мифы народов мира. ИНДЕЙЦЕВ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 23кб.
Часть текста: от первых завоевателей и миссионеров до современных этнографов. Дополнительные сведения даёт анализ памятников искусства, особенно росписи на сосудах. В И. Ю. А. м. почти или совсем отсутствуют мифы о создании мира. В редких случаях кратко упоминается о том, что были созданы небо и земля (кечуа), только земля (мосетене), вообще мир (у вайка). Более характерно представление о создании мира как его перестройке, переходе тех или иных явлений в свою противоположность. Так, в мифах тоба земля некогда была на месте неба, а небо на месте земли, потом они поменялись местами. Появлению элементов современного мира, как правило, предшествует история космической катастрофы, уничтожившей более древний мир. Мифы о катастрофе распространены в Южной Америке повсеместно. Чаще всего говорится о пожаре или потопе, реже о наступлении холода, тьмы, нашествии чудовищ. Во время катаклизма (согласно мифам мочика и яуйо) или грядущей гибели нынешнего мира (у чиригуано) на людей набрасывались ожившие предметы; камни, рассвирепевшие домашние животные. Сцены сходного мифа изображены на вазах культуры мочика сер. 1-го тыс. н. э. В мифах других племён рассказывается о серии катастроф, каждая из которых уничтожила населявшие землю существа. Мифы о сменяющих друг друга мирах не связаны в...
4. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДРА"-"ДЮФ")
Входимость: 1. Размер: 52кб.
Часть текста: восточнославянской культуры и передовой опыт искусства Византии и балканских стран, древнерусское искусство создало выдающиеся памятники церковной и светской архитектуры, замечательные мозаики, фрески, миниатюры, рельефы, декоративные изделия. ДРЕВС, АРТУР ДРЕВС, АРТУР (Drews) (1.11.1865, Итерзен, - 19.7.1935, Ахерн), немецкий философ-идеалист, последователь Э. Гартмана. Профессор политехнического института в Карлсруэ (с 1898 г.). В основе бытия, по Д., лежит иррациональная и божественная стихия, обретающая самосознание в религиозно-философском творчестве человека. С позиции этого «конкретного», или «динамического», пантеизма Д. выступил против христианства, утверждая веру в бессознательный божественный дух. Д. приобрел известность как плодовитый популяризатор т. н. мифологической школы в религиеведении. Его интерпретация образов Христа и других новозаветных персонажен как безличных астральных символов основана на гипотезах Дж. Фрейзера, Дж. Робертсона и других историков религии. В конце жизни разрабатывал расовую «германскую религию» (книга о Р. Вагнере «R. Wagner», 1934, толкование свастики и т. п.), смыкаясь с идеологией нацизма. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь ДУССЕЛЬ ДУССЕЛЬ - Энрике Дуссель (Dussel) (р. 1934) аргент. философ и теолог, в наст. время живет в Мексике. Д. - своеобразный продолжатель "философии лат.-амер. сущности" Л.Сеа. Основываясь на теор. вопросах, разработанных предшественниками (проблема взаимосвязанности аутентичности и универсальности, необходимость культурной самоидентификации народов Лат. Америки и др.), Д. предложил способ их практич. разрешения в концепции "инаковости" Лат....
5. Краткий словарь мифологии и древностей. Статьи на букву "А"
Входимость: 1. Размер: 134кб.
Часть текста: Эвбею. АБАРИС Абарис (Abaris, Αβαρις). Мифическое лицо, жрец Аполлона, который, по преданию, не принимал земной пищи и летал по воздуху на золотой стреле, полученной в дар от Аполлона; жил около 570 г. до Р. X. АБДЕРЫ Абдеры (Abdera, τά Αβδηρα). Город во Фракии, близ устья реки Неста. Это место рождения Демокрита, Протагора, Анаксарха и других замечательных людей. Несмотря на это, Абдеры считались городом глупцов и "абдерит" было прозвищем нелестным. АБЕЛЛА Абелла или Авелла (Abella = Avella, Άβέλλα). Халкидская колония в Кампании, славившаяся своими яблоками, за что Виргилий назвал ее malifera, т. е. приносящая яблоки. АБИДОС Абидос (Abydus, Αβυδος). 1) Город в Египте, известный храмом Осириса, развалины которого сохранились до настоящего времени, а также оракулом. 2) Город на Геллеспонте, известный любовью Геро и Леандра (см. Леандр ). Отсюда Ксеркс начал строить мост из лодок для перехода персидского войска в Грецию. АБИИ Абии (Abii, Αβιοι). Народ, упоминаемый Гомером, вероятно, живший во Фракии. Они питались молоком, отличались целомудрием и нелюбовью к войне. АБИЛА Абила (Abila) 1) Город в Целе-Сирии, впоследствии Клавдиополь. (Abyla) 2) Гора в Африке против мыса Кальпе в Испании (ныне Гибралтар), отстоящего от нее на три мили; вместе с мысом Кальпе гора Абила составляла ...
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Л" (часть 6, "ЛИТ"-"ЛЮЦ")
Входимость: 1. Размер: 65кб.
Часть текста: их домашнем быту. В гомеровские времена употреблялись особого рода светильники (λαμπτη̃ρες), состоявшие из жаровен, покоившихся на высоких подставках или ножках и наполнявшихся сухим деревом и смоляными сосновыми лучинами (δα̃δες), которые зажигались. Для поддержания пламени рабыни должны были время от времени вытряхивать золу из жаровен и подкладывать новые лучины. Другой род λύχνων назывался φανός или φανή; они состояли из деревянных полок, пропитанных варом, смолою или воском, которые плотно связывались и вставлялись в середину чашки. Последняя служила для того, чтобы задерживать падающие вниз уголья или капающую смолу. Подобного рода факелы можно было или носить в руках, или же ставить; в последнем случае рукоятка их обыкновенно делалась длиннее и к ним прикреплялись ножки; такие факелы (по Гулю и Конеру) назывались χυτρόπους, λαμπτήρ, λυχνου̃χος. Масляные лампы у греков...
7. Реальный словарь классических древностей. АЛЕКСАНДР
Входимость: 1. Размер: 32кб.
Часть текста: Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДР - Alexander, Άλέξανδρος, 1. см. Paris; Парис ; 2. племянник тирана Полифрона Ферэйского (в Фессалии), убил его и сам сделался тираном в 369 г. до Р. X. Plut. Pel. 29. Его жестокость к подданным и вероломство в отношениях к гражданам других городов дали повод ларисской фамилии Алевадов призвать А. II Македонского. Но после того как А. II вскоре оттуда удалился, тиран снова начал производить жестокие притеснения; тогда фессалийцы обратились за помощью в Фивы; знаменитый полководец фиванский Пелопид заставил А. прекратить угнетения. Вскоре потом Пелопид и Исмений, возвращаясь из Македонии, куда были посланы, чтобы удалить некоторые раздоры, были коварно захвачены в плен А. Эпаминонд с войском вступил в Фессалию и заставил Александра возвратить пленных, 368 г. до Р. X. Plut. Pel. 27-29. Nep. Pel. 5. Но вскоре опять фессалийские города были вынуждены призвать фиванцев на помощь, и Пелопид разбил А. (в 364 г. до Р. X.) в битве при Киноскефалах, в...
8. Мифы народов мира. Статьи на букву "Ц" (часть 2, "ЦЗЮ"-"ЦЮН")
Входимость: 1. Размер: 39кб.
Часть текста: краёв золотыми шпильками. Бросили в вазу монету, и она тотчас же наполнилась деньгами. Вазу перенесли в дом и стали ею пользоваться для добывания денег и ценностей. Собрав огромное богатство, старики стали помогать своим близким, за что старик был назван живым цай-шэнем. (богом богатства). Не исключено, что представление о Ц. восходит к буддийскому образу супры, так как в китайских буддийских храмах в качестве бога богатства часто почитается толстобрюхий Ми-лэ, со слитком серебра в руке, у ног которого стоит Ц. Лит.: Алексеев В. М., Китайская народная картина, М., 1966, с. 162-63. Б. Л. Рифтин. ЦЗЮЙ-ЛИН ЦЗЮЙ-ЛИН (букв. «огромный холм»), в древнекитайской мифологии титан, менявший течение рек. Согласно «Дунь цзя кай шань ту» (ок. 1 в. н. э.) Ц.-л. родился вместе с первоначальной субстанцией (юань-ци). Ему приписывается магическое знание законов земли и умение создавать горы и реки. В средневековых источниках, не связанных с даосской традицией, Ц.-л. - божество реки. Некогда, рассказывает предание, гора Хуашань (см. также У юэ ) преграждала путь течению Хуанхэ. Ц.-л., расшатывая гору руками и пиная её ногами, расколол её надвое. Отпечатки его ладоней и ступней долго сохранялись на склонах горы. Лит.: Юань Кэ. Мифы древнего Китая, [пер. с кит.], М., 1966, с. 36, 323. Б. Р. ЦЗЮ ТЯНЬ ЦЗЮ ТЯНЬ («девять небес»), в китайской космогонии и мифологии девять небесных сфер, расположенных друг над другом и составляющих небо. Одновременно с представлением об этой вертикальной модели неба...
9. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ПРЕКРАСНОЕ
Входимость: 1. Размер: 36кб.
Часть текста: словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ш Э Ю Я ПРЕКРАСНОЕ ПРЕКРАСНОЕ - Одна из главных этно-социо-исторически детерминированных категорий классической эстетики, характеризующая традиционные эстетические ценности, выражающая одну из основных и наиболее распространенных форм неутилитарных субъект-объектных отношений, генерирующих в реципиенте эстетическое наслаждение (см.: Эстетическое ) и комплекс вербально-смысловых образований в семантических полях совершенства, оптимального духовно-материального бытия, идеала и идеализации. Наряду с благом и истиной П. - одно из древнейших сущностных понятий культуры, богословия, философской мысли. В имплицитной эстетике с древнейших времен термины «П.» и «красота» употреблялись в контекстах космологии, метафизики, богословия и практически - как синонимы, хотя, «П.» чаще использовался в качестве широкой оценочной категории, а «красота» - для обозначения совершенства универсума и его отдельных составляющих, т. е. носил праонтологический характер. В средиземноморском ареале представления о красоте и П. восходят к древнеегипетской культуре. Уже во II тысяч. до н. э. мы встречаем множество текстов, в которых П. (нефер) выступает высшей характеристикой богов, фараонов, людей, предметов окружающего мира. При этом в человеке (особенно в женщине) выше всего ценится физическая гедонистическая красота, связывавшаяся египтянами с чувственными наслаждениями. Само слово «нефер» нередко входило в официальный титул фараонов: перед именем царицы Нефертити добавлялось «Нефер-нефру-Атон» (прекрасен красотами Атон). Египетская поэзия наполнена описаниями красоты богов и фараонов. Египтяне саму жизнь считали прекрасной; под...
10. Мифы народов мира. ПРОСТРАНСТВО
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Часть текста: Э Ю Я ПРОСТРАНСТВО ПРОСТРАНСТВО - П., будучи одним из важнейших элементов мифопоэтической архаичной модели мира, осмысливалось в рамках этой модели совершенно отлично от того, как оно представляется современному человечеству под воздействием научных взглядов (особенно после Галилея и Ньютона), которые постулировали геометризованное, гомогенное, непрерывное, бесконечно делимое П., равное самому себе в каждой его части. Это «рационализированное» пространство не существовало в мифопоэтической модели мира (как нередко не было и самого слова для «П.»). В архаичной модели мира П. оживотворено, одухотворено и качественно разнородно. Оно не является идеальным, абстрактным, пустым, не предшествует вещам, его заполняющим, а наоборот, конституируется ими. Оно всегда заполнено и всегда вещно; вне вещей оно не существует. Воплощением отсутствия П. (не-П.) является хаос до начала творения; в условиях уже наличествующего творения, когда складывается оппозиция: П. в космосе (в центре) - отсутствие П. в хаосе (на периферии); наконец, внутри самого космоса - в остатках хаотического начала, ещё не переработанного космическими силами, когда хаотическое отсутствие П. (не-П.) помещается в центре космоса, который окружает своим...