Поиск по материалам сайта
Cлово "CORPUS"
Входимость: 15. Размер: 47кб.
Входимость: 6. Размер: 261кб.
Входимость: 4. Размер: 53кб.
Входимость: 2. Размер: 61кб.
Входимость: 2. Размер: 49кб.
Входимость: 2. Размер: 20кб.
Входимость: 2. Размер: 23кб.
Входимость: 2. Размер: 54кб.
Входимость: 2. Размер: 53кб.
Входимость: 1. Размер: 61кб.
Входимость: 1. Размер: 66кб.
Входимость: 1. Размер: 52кб.
Входимость: 1. Размер: 46кб.
Входимость: 1. Размер: 62кб.
Входимость: 1. Размер: 17кб.
Входимость: 1. Размер: 46кб.
Входимость: 1. Размер: 26кб.
Входимость: 1. Размер: 45кб.
Входимость: 1. Размер: 54кб.
Входимость: 1. Размер: 38кб.
Входимость: 1. Размер: 27кб.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Входимость: 1. Размер: 54кб.
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Входимость: 1. Размер: 100кб.
Входимость: 1. Размер: 36кб.
Входимость: 1. Размер: 50кб.
Входимость: 1. Размер: 71кб.
Входимость: 1. Размер: 31кб.
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Входимость: 1. Размер: 59кб.
Входимость: 1. Размер: 44кб.
Входимость: 1. Размер: 52кб.
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Входимость: 1. Размер: 61кб.
Входимость: 1. Размер: 60кб.
Входимость: 1. Размер: 37кб.
Входимость: 1. Размер: 49кб.
Входимость: 1. Размер: 58кб.
Входимость: 1. Размер: 43кб.
Входимость: 1. Размер: 56кб.
Входимость: 1. Размер: 29кб.
Входимость: 1. Размер: 78кб.
Входимость: 1. Размер: 47кб.
Входимость: 1. Размер: 51кб.
Входимость: 1. Размер: 67кб.
Входимость: 1. Размер: 44кб.
Входимость: 1. Размер: 31кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 15. Размер: 47кб.
Часть текста: буквы "A-Z" AB EPISTULIS AB EPISTULIS (лат. секретарь) придворное ведомство в Римской империи, ведавшее служебной корреспонденцией императора. Первоначально возглавлялось императорским рабом, затем, начиная с правления Клавдия, вольноотпущенником, а при Адриане - высокопоставленным чиновником из сословия всадников. AGENS IN REBUS AGENS IN REBUS (лат.), агент императорской секретной службы. Ее сотрудники выходили из службы обеспечения армии (фрументарии), носили особую униформу и составляли полицейскую стражу. Надел, полнотой власти, они вызывали страх у населения. При Диоклетиане получили новое должностное обозначение. AGER CAPTIVUS AGER CAPTIVUS (лат.), завоеванные рим. земли, которые становились частью рим. государств, терр. AGER COLONICUS AGER COLONICUS (лат.), часть рим. государств, земли, которая предоставлялась рим. гражданам или союзникам при основании колоний. AGER COMPASCUUS AGER COMPASCUUS (лат.), часть рим. государств, терр., которая не использовалась для земледелия (например, леса, пастбища, каменоломни). AGER DESERTUS AGER DESERTUS (лат.), земли, покинутые владельцами; пусгошные земли, площадь которых в Римской империи стала особенно расти начиная со 2 в. н. э. AGER OCCUPATORIUS AGER OCCUPATORIUS (лат.). 1. Возделанные рим. государств, земли, которые не являлись чьей-либо собственностью и мот ли передаваться к.-л. в безвозмездное пользование. 2. Завоеванная, но еще не возделанная терр., аналогичная ager captivus, которую могли обрабатывать рим. граждане. Являлась частью рим. государств, земельного фонда. AGER PEREGRIN US AGER PEREGRIN US (лат. чужая земля), терр., которая не являлась рим. государств. владением, а была собственностью другого государства или союза, с которыми Рим находился в союзнич. отношениях. AGER PRIVATUS AGER PRIVATUS (лат.), земля, находившаяся в частной собственности рим. граждан...
Входимость: 6. Размер: 261кб.
Часть текста: INFAMIS INSCRIPTIONES GRAECAE INTERCESSIO LAPIS NIGER LAPIS SATRICANUS LATHE BIOSAS LECTIO DIFFICILIOR LEGENDE AUREA LEMAN US LACUS LIMITANEI LUDI SCAENICI MAGISTER MILITUM MAGNA GRAECIA MAGNA MATER MAIESTAS MANCIPATIO MANDATUM MANSIO MANUMISSIO MANUS MARMOR PARIUM MATERIA PRIMA MONS SACER MONUMENTA GERMANIAE HISTORICA MONUMENTUM ANCYRANUM NOLI TURBARE NON LIQUET NOTITIA DIGNITATUM NOTITIA URBIS CONSTANTINOPOLITANAE OPUS INCERTUM, OPUS RETICULATUM PARAKLAUSITHYRON PATER FAMILIAS PATER PATRIAE PAX PORTA SEMPER IDEM SENATUS CONSULTUM ULTIMUM SOMA-SEMA THESAURUS LINGUAE LATINAE TRACTATUS COISLINIANIJS VERNA VICUS VIRTUS VULGUS А А АБАК АБАНТ АББРЕВИАТУРА АБДЕРА АБЕЛЯР АБЕНДЛАНД АБИДОС АБИССИНИЯ АБЛЯТИВ АБРАКСАС АВАРИК АВАРЫ АВГА АВГИЙ АВГУРЫ АВГУСТ АВГУСТА АВГУСТА ТРАЯНА АВГУСТИН АВРЕЛИЙ АВЕНТИНСКИЙ ХОЛМ АВЕРНСКОЕ ОЗЕРО АВЕРРОЭС АВИАН АВИДИЙ КАССИЙ АВИЕН АВИЦЕННА АВКСИЛИЯ АВЛИДА АВЛОС АВРЕЛИАН АВРЕЛИИ АВРОРА АВСОНИЙ АВТАРКИЯ АВТОБИОГРАФИЯ АВТОЛИК АВТОМАТ АВТОНОМИЯ АВТОРИТЕТ АВТОХТОНЫ АГАВА АГАЛЬМА АГАМЕМНОН АГАПЕ АГАСИЙ АГАТАРХИД АГАФИЙ АГАФОКЛ АГАФОН АГЕНОР АГЕСАНДР АГЕСИЛАЙ АГИА ТРИАДА АГИОГРАФИЯ АГИС АГЛАВРА АГЛАЯ АГНОЗИЯ АГОН АГОНИСТИКИ АГОРА АГОРАНОМЫ АГРАРНЫЕ ЗАКОНЫ АГРИГЕНТ АГРИКОЛА АГРИППА АГРИППИНА АДАМКЛИССИ АДВОКАТ АДИАБЕНЕ АДИАФОРА АДИТОН АДМЕТ АДОНИС АДОНИЧЕСКИЙ СТИХ АДОПТАЦИЯ АДОРАНТ АДРАСТ АДРИАН АДРИАНОПОЛИС АДРИАНОПОЛЬ АДРИАТИЧЕСКОЕ МОРЕ АДРИЯ АДСКРИПТИЦИЙ АЗИАНИЗМ АЗИАТСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА АЗИЯ АИД АКАДЕМИЯ АКАНТ АКАРНАНИЯ АКАТАЛЕКТИЧЕСКИЙ СТИХ АКВЕДУК АКВИЛА АКВИЛЕЯ АКВИНК АКВИТАНИЯ АКВЫ АКИД АКИЛИИ АКИНАК АККА ЛАРЕНЦИЯ АККЛАМАЦИЯ АКОНТИЙ АКРАГАНТ АКРОЛИФ АКРОПОЛЬ АКРОТЕРИЙ АКСУМ АКТЕОН АКТЕР АКТОВЫЙ ХРАМ АКУСТИКА АКУШЕРСТВО АКЦЕНТ АКЦИЙ АКЦИЯ АЛА АЛАБАСТР АЛАНЫ АЛАРИХ АЛБАНИЯ АЛГЕБРА АЛГОРИФМ АЛЕЗИЯ...
Входимость: 4. Размер: 53кб.
Часть текста: их действиями, применяя при необходимости те или иные формы принуждения. Отец семейства наделен В.ю над домочадцами, аббат над монахами, городской совет над бюргерами, епископ над паствой, магистр над студентами, сеньор над крестьянами и т.п. Самой высокой реальностью и наибольшей безусловностью для средневекового христианина обладала В. Бога над людьми и всем миром вообще. В каждом из таких отдельных случаев В. вырастала из своего особого варианта отношений между людьми, имела свои источники, формы и пределы реализации. В. государей в средневековой Европе основывалась на весьма различных историко-культурных традициях, материальных, организационных, а также социально-психологических предпосылках и складывалась на основе отношений между общественными группами, все социальные характеристики которых на протяжении средневековья претерпевали существенные изменения. 1. Историко-культурные традиции На характер В.и в средние века оказали сильное воздействие три основные историко-культурные традиции: древнегерманская, римская и тесно связанная с ней церковная. а) У древних германцев, как и во многих других архаических обществах, В. племенного вождя обуславливалась дарованной ему свыше харизмой - особыми качествами сакрального свойства, приносящими удачу в войнах с врагами, мир и материальное довольство внутри племени. Такая харизма считалась достоянием не столько отдельной личности, сколько определенного знатного рода, из которого и избирался германцами «кунинг». Харизма должна постоянно подтверждаться; утративший ее вождь может потерять и свою В. В. вождя распространяется на свободных соплеменников и включает в себя и функцию посредничества между миром людей и миром богов. Последнее видно, помимо прочего, из обычного у древних германцев (но не у кельтов, например) выполнения вождями жреческих обязанностей. Отношения между наделенным харизмой вождем, ближайшими к нему людьми (чаще всего дружинниками) и остальными...
Входимость: 2. Размер: 61кб.
Часть текста: 2, "ДЕР"-"ДИС") ДЁРПФЕЛЬД ДЁРПФЕЛЬД (нем. Dorpfeld) Вильгельм (1853 - 1940), нем. архитектор и археолог, принимал участие в многочисл. раскопках, в т. ч. в Олимпии, Трое, Микенах, Тиринфе, Афинах. Основоположник совр. исследований построек в классич. археологии. Будучи близким сотрудником Шлимана, внес большой вклад в развитие научных методов проведения раскопок. Главные труды Д. - «Троя и Илион» (1902), «Древняя Олимпия» (1935), «Древние Афины и их агора» (1937 - 1939). ДЕСПОТИЯ ДЕСПОТИЯ (греч. неограниченная власть). Потребность др.-вост. государств в деспоте как организаторе общественно необходимых работ была объективным явлением. В ходе развития общества деспот стал представителем правящего меньшинства. В своих трудах греки с гордостью противопоставляли греч. демократию перс. Д. (например, «Персы» Эсхила, «История» Геродота). ДЕСЯТИЧНАЯ СИСТЕМА ДЕСЯТИЧНАЯ СИСТЕМА - система счисления, в основу которой положено число 10. В античности Д. с. была менее распространена, чем в наше время. Использовалась наряду с шестидесятеричной системой, в основу которой было положено число 60. ДЕФЕНЗОР ДЕФЕНЗОР (лат. defensor civitatis), управляющий процессами в городе или в корпорации. Валентиниан I создал должность Д. (сначала в Иллирии) для защиты плебеев от злоупотреблений...
Входимость: 2. Размер: 49кб.
Часть текста: периоды оно простиралось до Сирии, занимало т. Айлана, совр Эйлат в зал. Акаба, Синайский полуостров, вocт. побережье Красного м. до Эгры). С сер. 1 в. до н. э. находилось в зависимости от Рима, в 106 н. э. превращено в рим. пров. Аравия со столицей в Бостре. Надписи, найд. в Путеолах и Риме, свидетельствуют о широких торговых связях Набатейского царства. НАБИС НАБИС - тиран Спарты с 207 по 192 до н. э. Продолжил общественно-политич. реформу, начатую Агисом IV и Клеоменом 111; дал периэкам и илогам права гражданства. Был побежден коалицией, opганизострованной Римом (куда входили и ахейцы ), и в 192 был убит этолийцами. С его гибелью народное движение в Спарте было подавлено; Спарта, окончательно утратив самостоятельность, вступила в Ахейский союз. НАВАРХ НАВАРХ (греч. nauarch), в Спарте со времен Пелопоннесской войны (431 404 до н. э.) командующий флотом, имевший заместителя эпистолевса. В Афинах 5 в. до н. э. капитан одного из кораблей, принадлежавших государству («Саламиния», «Парал», «Аммоний»). Начальники афинских военных кораблей (не только триер) именовались триерархами. Во флоте Александра Македонского - командир одного корабля. НАВИГАЦИЯ НАВИГАЦИЯ (греч., лат. navigatio). Вопрос о...
Входимость: 2. Размер: 20кб.
Часть текста: РИТУАЛ - Не претендуя на полноту и законченность определения, Р.ом можно назвать упорядоченную последовательность действий, слов и вещей, пускаемых в ход социальной группой в символических целях. Такое понимание основополагающих аспектов Р.а не чуждо средневековым авторам. На рубеже XIИ в. Иоанн Белет выделял четыре элемента богослужения: Ioca, tempora, personae, res («время», «место», «лица», «вещи»). В самом деле, Р. предполагает или, лучше сказать, создает присущие ему пространство (церковь, городская площадь, пиршественная зала, турнирное ристалище и т. д.) и время (общая продолжительность, ритм, перерывы и кульминационные моменты). Ритуальны бывают жесты и слова, одежда и эмблематика; Р. включает манипуляцию символическими объектами инсигныи в ходе коронации, кольцо при венчании, вино и хлеб в обряде евхаристии и т. д.). «Эксплуатируя» общественные символы, содержание и символические функции Р.а, тем не менее, не существуют помимо самого ритуального действа. Иными словами, король предстает королем в полном смысле слова только тогда, когда публично...
Входимость: 2. Размер: 23кб.
Часть текста: на Восточную и Западную, чем вполне объяснима тождественность структуры христианской М.ы в римском католицизме и греко-русском православии. С этого времени М.а - главный обряд всех получивших крещение христиан. Тем не менее сам термин появляется поздно и во множественном числе: так, говорили о missarum solemnia, «праздновании M.», возможно, подразумевая под «М.ами» центральную часть литургии евхаристии, из которой в первые столетия христианства были исключены (missi, «отосланы») не только катехуме-ны, или подготавливающиеся к крещению, но и сами миряне. Слову «М.а» авторы раннего средневековья предпочитали другие выражения, обозначающие содержание, а не форму, - такие, как sanguinis et corporis Christi mysterium, «таинство крови и тела Христовых» (Ратрамн Корбийский, ок. 840 г.), sacrum misterium, eucharistiae sacramentum, «святое таинство», «таинство евхаристии» (Петр Ломбардский, ок. 1155 г.), и поистине тот же дух движет византийско-русским православием, когда М.а выступает под именем theia leitourgia, «божественной литургии». Мемориал, священная трапеза, жертвенное поглощение плоти Бога под видом хлеба и вина, диковинное людоедство - обряд евхаристии представляет собой наиболее полную...
Входимость: 2. Размер: 54кб.
Часть текста: другими оракулами, то Д. должна была уступить Гере свое место возле Зевса и до такой степени была забыта, что многие стали принимать ее не более как за додонскую нимфу. ДИОНИС Статья большая, находится на отдельной странице . ДИОНИСИАД ДИОНИСИАД - Dionysiădes, Διονυσιάδης, родом из Киликии, трагический поэт, живший в период после Александра Великого. Под его именем упоминается драматический альбом, χαρακτη̃ρες или φιλοκωμωδός, род театрального альманаха. ДИОНИСИИ ДИОНИСИИ - Dionysia, τα Διονύσια, см. Dionysus, Дионис , 6. ДИОНИСИЙ Статья большая, находится на отдельной странице . ДИОПЕЙТ ДИОПЕЙТ - Διοπείθης, уроженец сунийский, современник Демосфена, один из наиболее выдающихся афинских полководцев последних времен независимости, который, однако, часто должен был уступать свое место людям менее способным. Когда Филипп Македонский во время мира хотел покорить города на Херсонесе, Д. помешал ему в 343 г. до Р. X. Демосфен защищал его, обвиненного Филиппом в Афинах в нарушении мира и даже Фокион ...
Входимость: 2. Размер: 53кб.
Часть текста: глина + сила). Как способность физич. системы производить работу Э. в античности не определялась, впервые на это обратили внимание алхимики (Зосима из Панополиса, «24 книги об энергии»). ЭНИАЛИОС ЭНИАЛИОС (греч. enyalios - воинственный) дополнительное имя или прозвище греч. бога войны Ареса. ЭНКАУСТИКА ЭНКАУСТИКА (греч. enkausis - выжигание), техника рисования, при которой жидкая восковая краска посредством разогревания вплавляется в грунтовую основу (например, в дерево). В античности Э. применялась в числе прочего для изготовления портретов мумий. ЭНКЛИТИКА ЭНКЛИТИКА (греч. примыкающее слово), слабоударное слово, фонетически примыкающее к предыдущему полноударному; образует с ним единое ударение; в греч. яз. обычно теряет собств. акцент. ЭНКОМИЙ ЭНКОМИЙ (греч. хвалебные стихи, хвалебная речь), хвалебная песнь в честь богов или людей (лат. laudatio), исполняется во время праздничных шествий (komos), близка застольным песням (сколиям). Пиндар в качестве инструментов, сопровождающих его победные песни, называет формингу, лиру и флейту ( авлос ). Э. в честь князей, победителей...
Входимость: 1. Размер: 61кб.
Часть текста: культуры)" (1881).В ней он ввел противопоставление двух типов социальных связей - "общины" (Gemeinschaft) и "об-ва" (Gesellschaft). Это противопоставление связано с наличием у людей двух типов воли: "сущностной" (Wesenwille) и "избирательной" (Kurwille). "Сущностная" воля представляет собой волю об-ва как целостного "тела"; она преимущественно иррациональна и внеиндивидуальна; это "воля, поскольку в ней содержится мышление". "Избирательной" же Т. называет суверенную волю индивида, стоящего перед рац. выбором; это "мышление, поскольку в нем содержится воля", расчлененная социальная воля. Человеку в любом об-ве присущи оба типа воли; и оба они находят выражение в его социальном поведении. Проявлением "сущностной" воли в об-ве является аффективное, традиц. и ценностнорац. поведение, проявлением "избирательной" - целерац. поведение, направленное на достижение рационально поставленной цели и использующее для этого рационально адекватные средства (прежде всего базирующееся на рац. обмене). "Сущностная" воля создает условия для общения и является фундаментом "общинных" социальных связей, включающих родств. отношения, отношения соседства и отношения дружбы; в общинных социальных связях значит. место занимают элементы эмоц. привязанности и спонтанности. Сфера "общинной" жизни является сферой преимущественного проявления "женственности": это мир личного общения, домашней жизни и домашнего хозяйства, обществ. единения людей, ремесла и рукоделия, мир деятельности как самоцели, мир спонтанности и наивной красоты. К преимущественно "общинным" типам хозяйственной деятельности относятся земледелие (как сфера единения человека с землей) и ограниченное узкими семейными или цеховыми рамками ремесленное производство. "Общинные" социальные связи доминируют в сельской...