Поиск по материалам сайта
Cлово "ENGEL"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Мифы народов мира. Статьи на букву "С" (часть 4, "СВА"-"СЕР")
Входимость: 2. Размер: 61кб.
2. Словарь античности. Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭКК"-"ЭНЕ")
Входимость: 1. Размер: 54кб.
3. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАА"-"НАР")
Входимость: 1. Размер: 55кб.
4. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "Э"
Входимость: 1. Размер: 57кб.
5. Мифы народов мира. СУДЬБА
Входимость: 1. Размер: 22кб.
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Э" (часть 1, "ЭАГ"-"ЭГИ")
Входимость: 1. Размер: 47кб.
7. Словарь средневековой культуры. ИНЫЕ ЗЕМЛИ
Входимость: 1. Размер: 19кб.
8. Мифы народов мира. Статьи на букву "М" (часть 6, "МЕН"-"МИК")
Входимость: 1. Размер: 37кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Мифы народов мира. Статьи на букву "С" (часть 4, "СВА"-"СЕР")
Входимость: 2. Размер: 61кб.
Часть текста: против язычества, культ Сварожича был связан в славянском переводе хроники Иоанна Малалы (12 в.) с древнегреческим Гефестом. В древнерусском пантеоне особо тесные связи соединяли С. с Дажь-богом, названным в летописи сыном С. («... сего ради прозваша и богъ Сварогъ... и по семь царствова сынъ его именемъ Солнце, его же наричють Дажьбогъ... Солнце царь сынъ Свароговъ еже есть Дажьбогъ», Ипатьевская летопись 1114 г.). Отрывок о Свароге, отце солнца, связан с вставкой о Совий в «Хронике» Иоанна Малалы. Оба эти текста, видимо, отражают общую культурную традицию, связанную с введением трупосож-жения (см. Совий ). У балтийских славян Сварожич (иначе называвшийся Радгостом, Radegast, Radigast, Redigost, Riedigost) почитался в культовом центре редариев Ретре-Радгосте как один из главных богов, атрибутами которого были конь и копья (ср. Свентовит ), а также огромный вепрь, согласно легенде, выходивший из моря (ср. вепря как зооморфный символ солнца). У чехов, словаков и украинцев со С. можно связать огненного духа Рарога; ср. также Страха (-Раха) в восточнославянских заговорах. Лит.; Jakobson R., Selected writings, v. 2. The Hague - P., 1971, p. 640-41. В. П., В. Т....
2. Словарь античности. Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭКК"-"ЭНЕ")
Входимость: 1. Размер: 54кб.
Часть текста: и мире, высшая законодательная власть, компетенция в отношении государств, процессов и право высылки). Теоретически Э. обладала верховной властью, однако на практике реализация демократии была затруднена не только из-за олигархич. устройства, но и огранич. числа самих граждан - участников Э. 2. В раннем христианстве обозначение собраний отдельных общин (и мест богослужения), а также всей церкви. В христианской скульптуре Э. распространилась с 9 в. в виде женского олицетворения церкви, победоносной по отношению к синагоге. ЭКЛЕКТИЗМ ЭКЛЕКТИЗМ (греч., лат. отбор), в философии возникшее в позднеэллинистич. время течение, в котором смешивались элементы философии Платона, Аристотеля, стоиков и скептиков, проявлялось с 1 в. до н. э. во всех философских школах, не говоря уже об эпикурейцах. Э. не занимались самостоятельными исследованиями, ограничиваясь поверхностными связками чужих мыслей. Гл. целью Э. было создание нравств. норм поведения человека в условиях распада рабовладельческого общества, поэтому эклектики преим. занимались этич. наблюдениями. Центром Э. была т. н. Новая академия, представители которой под руководством Антиоха из Аскалона (ум. в 68 до н. э.) искали средний эклектич. путь в этике между взглядами Аристотеля, Платона и стоиков, отказавшись от скептицизма. Э....
3. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАА"-"НАР")
Входимость: 1. Размер: 55кб.
Часть текста: древностей Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАА"-"НАР") В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАА"-"НАР") НААРМАЛХ НААРМАЛХ - Naar malcha, Νααρμάλχας, самый большой из каналов, соединяющих Евфрат и Тигр; греки называли его ο̉ βασίλειος ποταμός, η̉ β. διω̃ρυξ, а римляне regium flumen; то и другое - перевод туземного названия. Теперь он называется также Наар-ель-Мальк. Он уже существовал, кажется, во время Геродота (Hdt. 1, 193). Strab. 16, 747. Polib. 5, 51, 6. Plin. 6, 26, 30. НАБАЛИЯ НАБАЛИЯ - Nabalĭa, река в Северной Германии, которую упоминает только Тацит (Tac. hist. 5, 26). Одни принимают ее за реку Иссель или Фехту, другие - за восточный рукав Рейна, у устьев которого находилась крепость, называемая Птолемеем...
4. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "Э"
Входимость: 1. Размер: 57кб.
Часть текста: Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Э" Эванс-Причард Эдуард (Эван) Эванс-Причард Эдуард (Эван) (Evans-Pritchard, Sir Edward, Evan) (1902-73), англ, этнограф. Его полевые исследования в Судане в 1920-30-х гг. привели к созданию двух наиб, известных трудов по этнографии Черной Африки. Кн. Э.-П. Колдовство , оракулы и магия азанде (1937) и Нуэры (1940) внесли много нового в изучение таких категорий, как родство , магия, религия, политическая организация и разрешение споров. Ранний этап деят-ти Э.-П. часто рассматривают как дань школе функционализма, сам ученый находился под сильным влиянием франц. социологов, в частности Дюркгейма, тем не менее он утверждал, что антропология , как и история, по существу иск-во, а не наука вроде биологии и должна заниматься описанием и толкованием конкретных культур, не пытаясь создавать общие теории. Эволюционная социология Эволюционная социология (evolutionary sociology), социология , подчеркивающая преемственность биол. и социокультурной эволюции. Получила развитие в трудах брит, социолога Уолтера Рансимена, к-рый писал: Нельзя не признать, что любая подлинно социальная теория не может не быть эволюционной. Эта оценка вызвала жаркие споры среди социологов. Его эволюционизм был подвержен стандартной критике, направленной против эволюционной теории в совр. социологии ( социальная эволюция ). Однако широта взглядов и глубина анализа Рансимена, особенно стремление изучать социальную эволюцию с т.зр. историч....
5. Мифы народов мира. СУДЬБА
Входимость: 1. Размер: 22кб.
Часть текста: от тех, которые установлены от рождения. Психобиологические и социологические аспекты представлений о С. в значительной степени объясняются их сопряжённостью с фундаментальными оппозициями мифологического сознания «жизнь - смерть» («рождение - смерть») и «добро - зло». Стремление материализовать, «во-плотить» представления о С. и тем самым снять её обезличенность и принципиальную непознаваемость реализуется в различных типах персонификаций С. Первоначально представления о С. не отчленяются от восходящих к тотемизму и культу предков представлений о добрых и злых духах - спутниках человека, рождающихся и живущих вместе с ним. В числе таких персонификаций греческие демоны [даймоны - δαίμων; Пиндар, в частности, упоминает «демона рождения» (01. XIII 105)], римские гении (genius, от gigno, «рождать») и юноны; ср. скандинавский термин hamingja как обозначение духов-покровителей и личной удачи. Представления о демонах и гениях как воплощении некой жизненной силы, определяющей характер человека и его С., согласуется с понятиями «шеду» и «алад» в шумеро-аккадской традиции (при том, что термин «алад» происходит от общесемитского корня со значением ...
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Э" (часть 1, "ЭАГ"-"ЭГИ")
Входимость: 1. Размер: 47кб.
Часть текста: будто бы именем Эгины; там она родила Эака. Э. стал царем этого острова и за свое благочестие и кротость - любимцем богов. По сказанию, передаваемому Овидием, население острова совершенно вымерло от чумы; тогда Э. помолился Зевсу, и тот превратил рой муравьев в людей, которых Э. по их происхождению ( от μύρμηκες, муравьи) назвал мирмидонами (Ov. met. 7, 520). Он же будто бы во время засухи, усердно помолясь и принеся жертву, упросил богов послать дождь, за что благодарные эгинцы построили ему святилище Αίάκειον. Сам он построил тогда храм Зевсу Панелленскому на горе Панеллении. Вместе с Аполлоном и Посейдоном Э. построил стены Трои; на ту часть стены, которую построил смертный человек - Э., впоследствии взошли Теламон и Пирр, герои из Эакова рода. Pind. ol. 8, 30. По смерти Э. за свою справедливость был сделан судьей в подземном мире (см. Orcus, Орк ) наравне с Миносом и Радаманфом. На Эгине и в Афинах Э. чтили как героя. Сыновьями Э. и Ендеиды были Пелей и Теламон; от Псамафен у него был сын Фок. Последний был убит своими...
7. Словарь средневековой культуры. ИНЫЕ ЗЕМЛИ
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Часть текста: чудес и экзотики. Средневековое воображение населяло их диковинными чудовищами или добрыми дикарями, которые, по всей вероятности, не знали грехопадения. Проецируя свои собственные фантазии, люди средневековья представляли И.е З.и миром наоборот, где повсюду сокровища, изобилие и сексуальная распущенность; в этом потерянном рае нагота, инцест и эротика являются вещами естественными. О нехристианских землях существовало мало конкретных сведений, часто отсутствовал непосредственный контакт с ними (например, с Индией). Все это открывало простор для воображения и нагнетания стереотипов. На средневекового человека влиял «груз прошлого» - античные «авторитеты» - библейские (иудео-христианские) и языческие (греко-латинские). Первые были окружены благочестивым ореолом, вторые - ореолом научности. Эмпирические данные о нехристианских странах стремились согласовать с библейскими топосами (такими, как, например, упоминаемые в Библии «народы Гога и Магога» или земной рай ) и античными стереотипами (рассказами о «чудесах Индии» или мифами о гиперборейцах). Подлинные названия городов и стран средневековые авторы соотносили с античными и библейскими. Обычаи и верования других народов становились понятными постольку, поскольку они рассматривались в связи с аналогичными традициями, существовавшими в древности. На известную со времен античности оппозицию «варварство - цивилизация» накладывалась присущая культурному сознанию средневековья оппозиция «язычество - христианство». Чуждость дохристианского прошлого увязывалась с чуждостью внехристи-анского настоящего. Жившие за пределами христианской Европы народы отождествлялись в средние века с теми, которые существовали в античную эпоху. Наиболее известными источниками информации об И.ых З.ях были «Естественная история» Плиния Старшего, сочинения популярного в средневековье автора III в....
8. Мифы народов мира. Статьи на букву "М" (часть 6, "МЕН"-"МИК")
Входимость: 1. Размер: 37кб.
Часть текста: изготовлению пива. Совершала ритуальные возлияния, была связана с культом мёртвых. Р. Р. МЕНРВА МЕНРВА - в этрусской мифологии богиня материнства, покровительница рожениц. Древнейшее материнское божество эгейско-анатолийского ареала. Позднее почиталась как покровительница ремесла и ремесленников и воительница. Считалась также защитницей этрусских городов и в городе Вейи почиталась как царица. Изображалась в полном вооружении и с копьём в руке. Вместе с Тином и Уни входила в этрусскую триаду богов, соответствовавшую римской триаде (Юпитер, Юнона, Минерва). а. Я. МЕНТ МЕНТ (mn t ), в египетской мифологии богиня-львица. В греко-римский период отождествлялась с Сехмет и Тефнут. Р. Р. МЕНТОР МЕНТОР (Μέντωρ), в греческой мифологии: 1) отец Имбрия; в облике М. Аполлон побуждал к сражению Гектора (Нот. II. XIII 171); 2) итакиец, друг Одиссея, принявший попечение над Телемахом и другими домочадцами отправившегося под Трою царя (Od. XXII 235; II 225 след.; XXIV 456). В облике М. обычно является Афина, когда ей нужно показаться Одиссею и не быть узнанной другими (XXII 205-240). Функция М. - «маска божества» - в литературе нового времени была вытеснена функцией «воспитателя» («Приключения Телемака» Ф. Фенелона, «Тилемахида» В. К. Тредиаковского). Имя М. вошло в обиход европейских языков как нарицательное со стилистическим оттенком одиозности («менторский тон»); 3) сын Эврисфея (Apollod. II 8, 1); 4) сын Геракла (II 7, 8). Г. Ч. Гусейнов. МЕНХИТ МЕНХИТ (mnhj.t), в египетской мифологии богиня-львица. Жена Хнума. Почиталась в городе Летополис, очевидно, как богиня войны, её эпитет - «воинственная». Отождествлялась с Сехмет, Тефнут, Небтуи. Р. Р. МЕРЕМ...