Поиск по материалам сайта
Cлово "HES"
Входимость: 9. Размер: 68кб.
Входимость: 9. Размер: 58кб.
Входимость: 6. Размер: 17кб.
Входимость: 6. Размер: 41кб.
Входимость: 5. Размер: 45кб.
Входимость: 5. Размер: 57кб.
Входимость: 5. Размер: 57кб.
Входимость: 5. Размер: 44кб.
Входимость: 5. Размер: 67кб.
Входимость: 4. Размер: 59кб.
Входимость: 4. Размер: 51кб.
Входимость: 4. Размер: 53кб.
Входимость: 4. Размер: 56кб.
Входимость: 4. Размер: 49кб.
Входимость: 3. Размер: 61кб.
Входимость: 3. Размер: 59кб.
Входимость: 3. Размер: 61кб.
Входимость: 3. Размер: 48кб.
Входимость: 3. Размер: 52кб.
Входимость: 3. Размер: 78кб.
Входимость: 3. Размер: 70кб.
Входимость: 3. Размер: 68кб.
Входимость: 3. Размер: 25кб.
Входимость: 2. Размер: 43кб.
Входимость: 2. Размер: 44кб.
Входимость: 2. Размер: 43кб.
Входимость: 2. Размер: 39кб.
Входимость: 2. Размер: 78кб.
Входимость: 2. Размер: 48кб.
Входимость: 2. Размер: 32кб.
Входимость: 2. Размер: 56кб.
Входимость: 2. Размер: 50кб.
Входимость: 2. Размер: 38кб.
Входимость: 2. Размер: 64кб.
Входимость: 2. Размер: 56кб.
Входимость: 2. Размер: 54кб.
Входимость: 2. Размер: 61кб.
Входимость: 2. Размер: 46кб.
Входимость: 2. Размер: 22кб.
Входимость: 2. Размер: 53кб.
Входимость: 2. Размер: 46кб.
Входимость: 2. Размер: 58кб.
Входимость: 1. Размер: 55кб.
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Входимость: 1. Размер: 12кб.
Входимость: 1. Размер: 23кб.
Входимость: 1. Размер: 46кб.
Входимость: 1. Размер: 65кб.
Входимость: 1. Размер: 46кб.
Входимость: 1. Размер: 41кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 9. Размер: 68кб.
Часть текста: ГБАДЕ - в дагомейской мифологии младший сын Хевиозо, его любимец; он непослушен и могуществен. Согласно мифам, Г., которому мать завещала гнев, легко возбуждается и стремится всё истребить. Он посылает зигзаги молний, его голос - громовые раскаты; от них раскрываются яйца ящериц, питонов и крокодилов. Всюду за ним следует его мать, вслед. за громом слышен её укоряющий голос: «Не убивай, успокойся». Г. приходит на землю, чтобы наказать людей, делающих зло. Когда вдали собираются облака и слышны отдалённые раскаты грома, это означает, что Г. навещает другие страны. Согласно некоторым мифам, Г. от отца получил радугу-змею Айдо-Хведо, которая переносит его на землю. е. к. ГВЕЛИСПЕРИ ГВЕЛИСПЕРИ («змееподобный»), в грузинской мифологии помощник божества, выступающий в образе змея или дракона, сидящего на цепи. Г. наносит поражение врагам божества и помогает его преданным слугам в несчастье. Вместе с тем спускаемый с цепи, Г. несёт наказание непокорным почитателям божества. а. ч. ГЕБ ГЕБ (gb), в египетской ...
Входимость: 9. Размер: 58кб.
Часть текста: на букву "Г" (часть 3, "ГЕР"-"ГИП") ГЕРМЕС ГЕРМЕС (Έρμής), в греческой мифологии вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших. Г. - сын Зевса и Майи, одной из дочерей Атланта, рождённый ею в Аркадии в пещере Киллены (Hymn. Hom. Ill I-5). Олимпийское божество, хотя и догреческого, возможно, малоазийского происхождения. На фетишистскую древность Г. указывает его имя, понимаемое как производное от греч. έρμα- груда камней или каменный столб, которыми отмечались в древности места погребений. Гермы были путевыми знаками (Plat. Hipp. 228d-229a), фетишами - охранителями дорог, границ, ворот (отсюда Г. «привратный» - «Пропилей») (Paus. II 38, 7); повреждение герм считалось страшным святотатством (Thuc. VI 27). Фетишистские рудименты бога обнаруживаются в таких непременных атрибутах Г., как «амбросийные» (букв. «бессмертные») золотые крылатые сандалии и золотой жезл - средоточие магической силы (Hom. Od. V 44-50). В руках с этим жезлом, усыпляющим и пробуждающим людей, Г. выполняет одну из своих древнейших функций проводника душ умерших в аид, «психопомпа» или помощника на пути в царство...
Входимость: 6. Размер: 17кб.
Часть текста: род. п. Διός «Зевс, бог ясного неба», лат. deus - «бог», dies - «день»; др.-инд. Dyaus pitar, др.-греч. Ζεύς πατήρ- лат. Jup(p)iter, Diespiter). В античности этимология слова «З.» связывалась с корнями греч. слов «жизнь», «кипение», «орошение», «то, через что всё существует». З. - сын Кроноса (отсюда имена З. Кронид, Кронион) и Реи (Неs. Theog. 457), он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение - титанов. Отец З., боясь быть низложенным своими детьми, проглатывал каждый раз только что рождённого Реей ребёнка. Рея обманула мужа, дав ему проглотить вместо родившегося З. завёрнутый камень, а младенец втайне от отца был отправлен на Крит на гору Дикта (453-491). Согласно другому варианту, Рея родила З. в пещере горы Дикта и поручила его воспитание куретам и корибантам, вскормившим его молоком козы Амалфеи (Apollod. I 1, 5-7). Именно на Крите сохранились древнейшие фетишистские символы почитания З. Критского: двойной топор (лабрис), магическое орудие, убивающее и дающее жизнь, разрушительная и созидательная сила. Изображение этого двойного топора встречается на ритуальных вещах между рогами быка, который на Крите также являлся зооморфным воплощением З. (в образе быка З. похитил Европу). Главным местопребыванием З. Лабриса, или З. Лабрандского, считался лабиринт (ср. этимологическое родство названий лабрис - лабиринт); чудовищный миксантропический Минотавр - обитатель лабиринта и есть одна из ипостасей З. Критского. Образ архаического З. сближается с Загреем, который впоследствии мыслился как сын З. В системе мифов о З. Олимпийском пребывание его на Крите является одним из архаических рудиментов и обычно связано с мотивом тайного воспитания младенца З. В Дельфах же почитался архаический фетиш омфал («пуп земли») - камень, проглоченный Кроном, или камень как пуп младенца...
Входимость: 6. Размер: 41кб.
Часть текста: в лице единого бога, вобравшего в себя всех до того бывших богов (ср. «Бог богов» - 'ĕlôhçy hâĕlôhĭm - Втор. 10, 17). Подобная форма множественного числа слов - обозначений бога встречается и в других, более древних семитских мифологиях, например в аккадской, где она свидетельствовала о предпочтении данному богу среди прочих богов; однако в русле иудаистического монотеизма такая форма была переосмыслена как обозначение единого бога. В греческом переводе Библии - Септуагинте слово «Э.» передаётся существительным единственного числа - ŏθχός-(«бог»). Корень слова «Э.» - 'ç1 (Эл) представляет собой вариант общесемитского обозначения бога (см. Илу , Аллах ). Имя Эл также встречается в Библии как самостоятельно, так и в составе божественных имён (напр., во вложенной в уста Мельхиседека формуле 'el 'elîôn - «бог всевышний», Быт. 14, 18, отражающей реальное бытование обоих компонентов у западносемитских народов) и имён теофорных [напр., Михаил (Михаэл), Рафаил (Рафаэл) и др.]. Предполагается, что вследствие того, что слово 'ç1 обозначало у семитских народов верховное божество, главу пантеона, особенно в завоёванном иудеями Ханаане, ими была принята форма Э., которую они этому слову противопоставили как обозначающую бога единого. Архаизирующая библейская поэтическая образность сохранила, однако, некоторые реликты древнейших семитских представлений об Эле как крылатом солнечном боге, известные на почве Финикии, Гебала (Вибла); таковы образы...
Входимость: 5. Размер: 45кб.
Часть текста: водного потока. С. - древнее стихийное божество, генеалогически, однако, связанное уже с героической мифологией. С. - зять Пелея, отец Менесфия, участника Троянской войны (Ноm. П. XVI 173-176). Ахилл обещал посвятить С. свои волосы, если вернётся невредимым на родину (но принёс их в жертву у погребального костра Патроклу, XXIII 141-151). А. Т.-Г. СПОРЫШ СПОРЫШ (рус.), Спарыш (белорус.), в восточнославянской мифологии воплощение плодородия. С. представляли в виде белого кудрявого человека, который ходит по полю (иногда вместе с богом и Раем). Первоначально наименованием С. обозначали двойное зерно или двойной колос, который в восточно- и южнославянской традициях рассматривался как близнечный символ плодородия, называемый «царь-колос». При отправлении архаичных аграрных обрядов из двойных колосьев - С. плели венки, варили общее («братское») пиво, откусывали эти колосья зубами. В Псковской области из сдвоенных колосьев изготовлялась особая кукла - спорынья. Из них сплеталась и пожинальная «борода», посвящавшаяся святым,...
Входимость: 5. Размер: 57кб.
Часть текста: девять дочерей (915- 917). Согласно сообщению Павсания (IX 39, 8) в Лейбадее (Беотия), вблизи пещеры Трофония, находились два источника: Леты - забвения и М.- памяти (см. в ст. Лета ). А. Е.-Г. МОДА-АВА МОДА-АВА - Мастор-ава (мода, мастор, «земля», ава, «мать, женщина»), в мордовской мифологии хозяйка - «держательница» земли, воплощение земли и её плодородия. Её молили об урожае («что сеем в тебя - подними, вырасти»), но ей же приписывали и насылание порчи, болезни. Падение на землю считалось вызванным гневом М.-а. В марийской мифологии М.-а. соответствует Мланде-ава. МОДЕЛЬ МИРА Статья большая, находится на отдельной странице . МОЖЖЕВЕЛЬНИК МОЖЖЕВЕЛЬНИК - кедр, кипарис. Мифопоэтические представления о М., кедре, кипарисе и других сходных растениях, отражённые и в ритуальной практике, чаще всего ориентируются на такие их свойства, как вечнозелёность, хвойность, характерный «бальзамический» запах (особенно при сжигании). С М. (так же как с кедром и кипарисом) устойчиво связывается символика смерти и её преодоления как начала вечной жизни. С древнейших времён ведёт происхождение распространённый обычай сжигания ветвей М. при похоронах и устилание ими последнего пути умершего. Особое место занимает сжигание М., кедра или других близких растений с целью ритуального окуривания, благовонного каждения; характерно, что и греч. χέδρο, и некоторые названия М. типа нем. диалектного Kaddig...
Входимость: 5. Размер: 57кб.
Часть текста: между собой и породивших новое поколение богов: Прометей, Гелиос, музы. Лето и др. (Hes. Theog. 132-138). Имя Т., связанное, возможно, с солнечным жаром или владычеством, догреческого происхождения. Младший из Т. Кронос по наущению матери Геи серпом оскопил Урана, чтобы прекратить его бесконечную плодовитость (154- 182), и занял место верховного бога среди Т. Родившемуся от Кроноса и Реи Зевсу, в свою очередь, было суждено лишить власти отца и стать во главе нового поколения богов - олимпийцев (453-457). Т. (кроме Океана) выступили с Офрийской горы; боги, рождённые Кроносом и Реей, - с Олимпа (отсюда их название олимпийцы); сражение (титаномахия) между Т. и олимпийцами длилось десять лет, пока на помощь Зевсу не пришли сторукие. Побеждённые Т. были низринуты в тартар, где их стражами стали сторукие (629- 735). Т. - архаические боги, олицетворявшие стихии природы со всеми её катастрофами. Т. не ведают разумности, упорядоченности и меры, их орудие - грубая сила. Поэтому они не слушают советов Прометея и Геи-Фемиды, чтобы хитростью поладить с Зевсом (Aeschyl. Prom. 199-213). Первобытная дикость Т. уступает место героизму и мудрой гармонии космоса олимпийского периода греческой мифологии; в этом процессе отразилась борьба догреческих богов балканского субстрата с новыми богами вторгшихся с севера греческих племён. Лит.: Jungеr F. G., Die Titanen, Fr/M., 1944; см. также лит. при ст. Кронос . А. Ф. Лосев. ТИТИЙ ТИТИЙ (Τιτυός), в греческой мифологии великан, рождённый Зевсом и Эларой, дочерью Орхомена (сына Миния, родоначальника племени миниев) или Мииия (Apollod. I 4, 1; вариант: Т. - сын Геи, Hom. Od. XI 576). Т. - хтонического происхождения: рождён в недрах земли, куда Зевс скрыл от гнева ревнивой Геры свою...
Входимость: 5. Размер: 44кб.
Часть текста: начало от первого существа (или пары существ), с которыми связан акт творения, поколения людей и промежуточные поколения (чудовищ, карликов, великанов и т. п., хотя великаны могут входить и в поколения богов; так, в греческой мифологии титаны предшествуют богам актуального пантеона). Иногда устанавливается соответствие между П. богов и П. людей (напр., греческий золотой век называют веком Крона). Сама идея П. характерна для развитых пантеонов и отчасти представляет собой способ упорядочения слишком разросшейся мифологической системы, осложнённой вариантами (вплоть до приурочения вариантов одного мифа к разным поколениям богов - в греческой традиции Афродита Урания и Афродита Пандемос отстоят друг от друга на два поколения). П. богов сменяются в большинстве случаев насильственно. Классическими примерами такого конфликта можно считать греческий и хурритский. В обоих случаях павшее (старшее) поколение богов производит новое чудовище, чтобы отомстить победителям (Рея рождает Тифона, Кумарби - Улликумме), причём это чудовище в сущности является братом предполагаемых жертв. Сходные мотивы можно найти у хеттов, шумеро-аккадцев, финикийцев. Интересный пример мифологической разработки темы П. даёт сказание о героическом детстве культурного героя - трикстера Ворона (Иель) у северо-западных индейцев-тлинкитов. Борьба молодого Иеля со старым Вороном с истоков реки Насс трактуется как месть старику, убивавшему (из страха инцеста} своих племянников и наследников. На глубинном уровне этот ...
Входимость: 5. Размер: 67кб.
Часть текста: в греческой мифологии морские божества, дочери Нерея и океаниды Дориды (Hes. Theog. 240-242). Их пятьдесят (244- 264; Apollod. I 2, 7), имена указывают на изменчивость, глубину, стремительность и прихотливость моря. Н. благожелательны к людям и помогают им в бедствиях. Среди Н. выделяются Амфитрита, супруга Посейдона; Фетида, мать Ахилла; Галатея, в которую влюбился Полифем; Немертея (греч. nç-merteia, «истина»). а. т.-г. Тритон и Нереида. Тритон и Нереида. Картина А. Бёклина. 1875. Берлин. Национальная галерея. Тимофей. Нереида на коне. Акротерий храма Асклепия в Эпидавре. Начало 4 века до н.э. Нерей и нереиды. Нерей и нереиды. Фрагмент росписи краснофигурного килика Дуриса. Около 480 до н. э. Мюнхен. Музей античного прикладного искусства. НЕРЕЙ НЕРЕЙ (Νηρύς), в греческой мифологии божество моря, отец нереид. Именуется также «морским старцем». Н.- сын Геи и Понта. Он ненавидит ложь и даёт добрые советы (Неs. Theog. 233-236). Н. обладает даром предвидения, но для того чтобы он дал прорицание, им надо овладеть, так как он, подобно морской стихии, меняет свой облик; так, Геракл, связав Н., заставил его указать путь к саду Гесперид (Apollod. II 5, 11). А. г.-л НЕРТУС НЕРТУС (Nerthus), в древнегерманской мифологии богиня плодородия, растительности, возможно, богиня земли (ср. сканд. Ерд - мать Тора). Её культ у континентальных германцев описан Тацитом. В ритуале изображение Н. возили на телеге, в которую были впряжены коровы. Н.- точный...
Входимость: 4. Размер: 59кб.
Часть текста: присутствует при проповеди дхармы Шакьямуни вместе с Д. После того как кушанский правитель Канишка (78-123, есть и другие датировки) присвоил себе титул «девапутра» (перевод титула китайского императора «сын неба»), слово «Д.» стало обозначать также правителей и великих учителей. л. м. ДЕВАТА ДЕВАТА (др.-инд. devátâ, «божество»), в древнеиндийской мифологии божество, существо божественной природы. Это обозначение относится как к богам вообще (во множественном числе, нередко в собирательном значении), так и особенно к разным классам низших богов. Последние сохраняются и в индуистском культе Шивы или Вишну, так или иначе (часто довольно внешне) приспосабливаясь к ним. Во многих сельских местностях и сейчас чтут т. н. «грамадеват» (grâmadevátâ - деревенское божество), охраняющих местное население от болезней, неурожая, падежа скота, порчи, стихийных бедствий; они же могут даровать богатство, силу, потомство. Им посвящаются особые культовые сооружения, святилища («девагриха», др.-инд. devagrha-, букв. «божий дом»), в них помещаются изображения «грамадеват» - от антропоморфных статуй до груды камней или дерева, символизирующих эти деревенские божества; за ними ухаживали: омывали их, кормили, приносили им жертвы и т. д. Культ Д., лучше всего известный по поздним источникам, восходит тем не менее к глубокой древности, где он связан с коллективными божествами плодородия. Не случайно, что «грамадеваты» нередко называются «матерями» (ср. связь «матерей» с древнейшим культом «Великой матери», хорошо известным в Индии). в. т. ДЕВАТАУ СОТАПАН ДЕВАТАУ СОТАПАН (букв. «духи, победившие водный поток»), в мифологии монов (мон-кхмерская группа) в Нижней Бирме группа духов. Рассматриваются как мужские по природе в противоположность хтоническим водным божествам нагам, женским. Культ Д. с. вытеснил культ последних. Д. с. были...