Поиск по материалам сайта
Cлово "HISTORIA"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. CEA (Zea) Леопольдо (р. 1912)
Входимость: 5. Размер: 4кб.
2. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "С" (часть 2, "СВЯ"-"СИМ")
Входимость: 5. Размер: 47кб.
3. Словарь античности. Статьи на букву "К" (часть 2, "КАН"-"КВЕ")
Входимость: 3. Размер: 62кб.
4. Словарь античности. Статьи на букву "П" (часть 4, "ПЕР"-"ПИС")
Входимость: 3. Размер: 47кб.
5. Глава II. ПРОЗА МИРА 1. ЧЕТЫРЕ ТИПА ПОДОБИЯ
Входимость: 3. Размер: 24кб.
6. Словарь античности. Статьи на букву "З"
Входимость: 2. Размер: 59кб.
7. Словарь античности. Статьи на букву "Б" (часть 2, "БЛЕ"-"БЮС")
Входимость: 2. Размер: 61кб.
8. Кельтская мифология. Энциклопедия. ГЛАВА 26. УПАДОК И НИЗВЕРЖЕНИЕ БОГОВ
Входимость: 2. Размер: 43кб.
9. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Ю"
Входимость: 2. Размер: 36кб.
10. Словарь античности. Статьи на букву "Ф" (часть 1, "ФАБ"-"ФЕР")
Входимость: 2. Размер: 53кб.
11. Мифы народов мира. Статьи на букву "Ч" (часть 2, "ЧИА"-"ЧЭН")
Входимость: 2. Размер: 40кб.
12. Словарь античности. Статьи на букву "И" (часть 3, "ИПП"-"ИШТ")
Входимость: 2. Размер: 62кб.
13. 2. ЕСТЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Входимость: 2. Размер: 12кб.
14. Кельтская мифология. Энциклопедия. Статьи на букву "Д"
Входимость: 1. Размер: 21кб.
15. Словарь античности. Статьи на букву "Г" (часть 6, "ГОР"-"ГУТ")
Входимость: 1. Размер: 68кб.
16. Большой толковый словарь по культурологии. БИБЛИЯ
Входимость: 1. Размер: 44кб.
17. Кельтская мифология. Энциклопедия. Статьи на букву "Н"
Входимость: 1. Размер: 13кб.
18. Словарь античности. Статьи на букву "Ц"
Входимость: 1. Размер: 54кб.
19. Словарь античности. Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГЕР"-"ГЕС")
Входимость: 1. Размер: 53кб.
20. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ЭСТЕТИКА
Входимость: 1. Размер: 62кб.
21. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДРА"-"ДЮФ")
Входимость: 1. Размер: 52кб.
22. Словарь античности. Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭКК"-"ЭНЕ")
Входимость: 1. Размер: 54кб.
23. Мифы народов мира. Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛАТ"-"ЛЕР")
Входимость: 1. Размер: 43кб.
24. Кельтская мифология. Энциклопедия. Статьи на букву "А"
Входимость: 1. Размер: 24кб.
25. 4. ПИСЬМЕННОСТЬ ВЕЩЕЙ
Входимость: 1. Размер: 20кб.
26. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "И" (часть 4, "ИРИ"-"ИЦИ")
Входимость: 1. Размер: 66кб.
27. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Л" (часть 6, "ЛИТ"-"ЛЮЦ")
Входимость: 1. Размер: 65кб.
28. Мифы народов мира. ИРАНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 32кб.
29. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЭСТЕТИКА
Входимость: 1. Размер: 16кб.
30. Кельтская мифология. Энциклопедия. Статьи на букву "Б"
Входимость: 1. Размер: 34кб.
31. ДУССЕЛЬ (Dussel) Энрике (р. 1934)
Входимость: 1. Размер: 3кб.
32. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Т"
Входимость: 1. Размер: 46кб.
33. Словарь античности. Статьи на букву "О" (часть 1, "ОБЕ"-"ОПИ")
Входимость: 1. Размер: 60кб.
34. Мифы народов мира. ПИСЬМЕНА
Входимость: 1. Размер: 15кб.
35. Словарь средневековой культуры. АВТОБИОГРАФИЯ
Входимость: 1. Размер: 17кб.
36. Словарь античности. Статьи на букву "П" (часть 5, "ПИС"-"ПОД")
Входимость: 1. Размер: 65кб.
37. Мифы народов мира. Статьи на букву "Г" (часть 4, "ГИП"-"ГРА")
Входимость: 1. Размер: 64кб.
38. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Э" (часть 3, "ЭКС"-"ЭЛЬ")
Входимость: 1. Размер: 44кб.
39. Реальный словарь классических древностей. ГЕОГРАФИЯ
Входимость: 1. Размер: 24кб.
40. Древний мир. Энциклопедический словарь. Статьи на букву "Б" (часть 1, "БА"-"БЕН")
Входимость: 1. Размер: 60кб.
41. Словарь античности. Статьи на букву "Е"
Входимость: 1. Размер: 34кб.
42. Словарь средневековой культуры. ЛИЧНОСТЬ
Входимость: 1. Размер: 42кб.
43. Словарь античности. Статьи на букву "У"
Входимость: 1. Размер: 27кб.
44. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 5, "КЕЦ"-"КЛИ")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
45. Словарь средневековой культуры. ИСТОРИОГРАФИЯ
Входимость: 1. Размер: 38кб.
46. Реальный словарь классических древностей. КСЕНОФОН
Входимость: 1. Размер: 15кб.
47. Кельтская мифология. Энциклопедия. Статьи на букву "М"
Входимость: 1. Размер: 34кб.
48. Словарь античности. Статьи на букву "Н" (часть 3, "НИК"-"НУС")
Входимость: 1. Размер: 45кб.
49. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "З"
Входимость: 1. Размер: 11кб.
50. Словарь античности. Статьи на букву "М" (часть 1, "МА"-"МАР")
Входимость: 1. Размер: 50кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. CEA (Zea) Леопольдо (р. 1912)
Входимость: 5. Размер: 4кб.
Часть текста: мысли проблематике поиска и утверждения этнокультурной самоидентичности. Задавшись в нач. 40-х гг. вопросом о том, существует ли подлинно лат.-амер. философия, С. попытался ответить на него с т.зр. специфики “истории идей” в Лат. Америке, рез-том чего стали работы “Позитивизм в Мексике” (1943), “К вопросу об амер. философии” (1945) и “Два этапа испано-амер. мысли” (1949), расширенный вариант под названием “Латиноамер. мысль” — 1965. Следующим этапом творчества С. стало рассмотрение поставленной проблемы в универсальном контексте (“Америка как сознание”, 1953, и “Америка в истории”, 1957), после чего С. приступает к разработке собственно лат.-амер. философии, варьируя свои идеи в кн. “Амер. философия как философия” (1969), “Сущность американского” (1971) и “Философия амер. истории” (1978). Последняя группа работ С. идеологически связана с т.н. “философией освобождения”: “Зависимость и освобождение в лат.-амер. культуре” (1974), “Лат. Америка, третий мир” (1977), “Лат. Америка на перекрестке истории (1981), “Америка как самооткрытие” (1986) и “Окраинные миры цивилизации” (1988). В этой последней кн. инаковость лат.-амер. мира как окраинного по отношению к зап.-европ. цивилизации интерпретируется в типологич. сопоставлении с “окраинностью” бывших имперских миров — российского, иберийского и британского. Мысль С. отличает мощный типологизирующий охват, позволяющий выстраивать весьма нетривиальные схемы глобальных цивилизац. процессов. Однако оперирование масштабными геополит. блоками сообщает размышлениям С. опр. схематизм, игнорирующий духовно-психол. параметры лат.-амер. “сущности”. Характерный для С. моделеобразующий импульс, интеграционно-ассимилирующее мышление и стремление к конституированию собств. цивилизац. образа на основе диффузных познават. установок делают С. ярким выразителем лат.-амер. самоидентификационной...
2. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "С" (часть 2, "СВЯ"-"СИМ")
Входимость: 5. Размер: 47кб.
Часть текста: (7января) по 6 (19) января. Установлены христианской церковью в память мифического рождения и крещения Христа. По народной традиции, святки, совпадающие с празднованием нового года, сопровождались гаданием, пением, переодеванием и плясками. СВЯТЫЕ СВЯТЫЕ - мифические или исторические лица, которым в различных религиях приписываются «благочестие», «праведность», «богоугодность», посредничество между богом и людьми. Широко распространен куль святых в христианстве и исламе. СВЯЩЕННИК СВЯЩЕННИК (иерей, поп) - православный священнослужитель, допущенный к самостоятельному богослужению; официальное обращение - «Ваше преподобие», бытовое разговорное - «отец», «батюшка». СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ - религиозные книги, составляющие Библию. В иудаизме священным писанием считается лишь Ветхий завет, в христианстве - Ветхий и Новый заветы. В исламе роль, аналогичную святому писанию, играет Коран. СВЯЩЕНСТВО СВЯЩЕНСТВО - 1) христианский обряд (таинство) посвящения в сан священнослужителя. Совершается в торжественной обстановке и сопровождается пышным ритуалом (дача клятвы вступающим, рукоположение, литургия); 2) сан, духовное звание. В христианстве три степени священства: архиерей (епископ), пресвитер (священник) и дьякон. СЕА СЕА - Леопольдо Сеа (Zea) (1912-2004) ☼ мекс. философ, виднейший представитель т.н. "философии лат.-амер. сущности". Научная мысль С. во многом связана с концепцией "перспективизма" Ортеги-и-Гассета (см. Ортега-и-Гассет ), воспринятой через исп.-мекс. философа X. Гаоса. От своих учителей С. унаследовал принцип включения в филос. рефлексию конкретности обстоятельств и множественности реальностей. Творч. деятельность С. и представляемого им направления совпала с кризисом авторитета европ. цивилизации на мировой арене и с пробуждением нац....
3. Словарь античности. Статьи на букву "К" (часть 2, "КАН"-"КВЕ")
Входимость: 3. Размер: 62кб.
Часть текста: возникновения минускульного письма; до нового времени включительно встречается в надписях. Различаются квадратное и рустичное капитальное письмо. В основе находившего применение еще в позднеантичных рукописях квадратного письма лежал шрифт надписей императорской эпохи. Весь текст писался слитно, без промежутков между отдельными словами и предложениями (scriptura continua). К немногим из сохранившихся образцов этого письма принадлежит фрагмент из Вергилия, т. н. «Vergilius Augusteus» (5 в.; Берлинская государств, библиотека). Более распростран. было рустичное капитальное письмо с узкими буквами. горизонтальные поперечные черточки которых (у Е, F, L, Т) едва были обозначены. Рустичное капитальное письмо можно встретить уже на папирусах. Сохранились 4 рукописи Вергилия, написанные рустичным капитальным письмом и названные «Litterae Vergilianae». рис. Квадратное капитальное письмо (из рукописи Вергилия в Немецкой Государственной библиотеке, Берлин , 3-4 вв.). КАПИТЕЛЬ КАПИТЕЛЬ (лат. capitellum, букв, головка), венчающая часть колонны или пилястры, на которой лежал архитрав; неотъемлемая часть художеств.-архитектурной организации колонны. рис. Коринфская капитель. деталь памятника Лисикрата, 4 в. до н. э. КАПИТОЛИЙ КАПИТОЛИЙ (лат. Mons Capitolinus или Capitolium). В широком смысле - один из семи рим. холмов; в узком смысле - одна из двух вершин Капитолийского холма; на другой вершине находилась рим. крепость (агх). К. издревле был политич. и культовым центром Рима. При Тарквинии Древнем было начато, а при Тарквинии Гордом закончено строительство храма трех богов - Юпитера, Юноны и Минервы (Templum Iovis Capitolini); к этому храму восходили рим. полководцы во время триумфальных шествий. На К. находился...
4. Словарь античности. Статьи на букву "П" (часть 4, "ПЕР"-"ПИС")
Входимость: 3. Размер: 47кб.
Часть текста: характер богини, ее судьба и особенно похищение П. (Прозерпины) являются одним из любимых сюжетов в искусстве: скульптура Бернини, живопись Рубенса, Брейгеля Младшего, Рембрандта; драма Гёте, эпос Клавдиана, мелодрама Стравинского, оперы Монтеверди, Люлли. ПЕРСИЙ ФЛАКК ПЕРСИЙ ФЛАКК - Авл (род. 4. 12. 34 в Волатеррах, Этрурия, ум. 24. 11. 62 в Риме). Рим. поэт, богатый аристократ этрусского происхождения, ребенком попал в Рим. Его учителем и другом был стоич. философ А. Корнут, который издал поэтич. сочинения П. Ф. после его смерти: шесть созданных по образцу Луцилия и Горация гекзаметрич. сатир с прологом, написанным холиямбом. В них П. Ф. пересказал стоич. жизн. мудрость, излож. согласно искусству популярного наставления, диатрибы, и критиковал совр. порядки. Его житейская мудрость, которую он в юности почерпнул не из жизни, а из книг, привела его к употреблению необычного, мрачного, подчас претенциозного, сложного языка. П. Ф. как поэта чтили современники, в средние века ценили за его этическую позицию. Впервые П. Ф. критиковали в новое время за манерность языка и начетнич. житейскую мудрость. ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ПЕРСОНИФИКАЦИЯ (от понятия prosopopoiia). В архаич. время обожествление сил и образа действия олимпийских богов ( Ника , Зевс , Эрос), редко почитаемых в виде культа, в мифе, поэзии, искусстве. Посредством П. воплощали политико-социальные, духовные и культурные понятия ( Эвномия , Дике Гесиода), их генеалогия абстрактна. Рядом с ними стоят такие персонажи народных сказок, как Старость, Смерть. П. как аллегория начинается с Еврипида и софистов...
5. Глава II. ПРОЗА МИРА 1. ЧЕТЫРЕ ТИПА ПОДОБИЯ
Входимость: 3. Размер: 24кб.
Часть текста: — вот как именовался любой язык, вот как он возвещал о себе и утверждал свое право на самовыражение. Нам следует остановиться немного на том моменте времени, когда категория сходства начнет сбрасывать путы своей принадлежности к знанию и, по крайней мере частично, исчезать с горизонта познания. Как мыслилось подобие в конце XVI и еще в начале XVII столетия? Каким образом оно могло организовывать фигуры знания? И если верно то, что сходных между собой вещей бесконечное множество, то возможно ли установить по меньшей мере те формы, посредством которых одним вещам случалось уподобляться другим? В XVI веке список значений для выражения сходства очень богат: Amicitia, Aequalitas (contractus, consensus, matrimonium, societas, pax et similia), Consonantia, Concertus, Continuum, Paritas, Proportio, Similitudo, Conjunctio, Copula 1 . Имеется еще много других понятий, которые на поверхности мышления сплетаются, чередуются друг с другом, усиливают или ограничивают друг друга. Пока что достаточно указать на основные фигуры, 1 P. Grégoire. Syntaxeon artis mirabilis, Cologne, 1610, p. 28. определяющие строение знания в рамках категории сходства. Таких основных фигур, несомненно, четыре. Прежде всего — это пригнанность (convenientia). По правде говоря, по самому смыслу слов соседствование мест здесь подчеркнуто сильнее, чем подобие вещей. «Пригнанными» являются такие вещи, которые, сближаясь, оказываются в соседстве друг с другом. Они соприкасаются краями, их грани соединяются друг с другом, и конец одной вещи...
6. Словарь античности. Статьи на букву "З"
Входимость: 2. Размер: 59кб.
Часть текста: ЗАВЕЩАНИЕ ЗАВЕЩАНИЕ (греч. diatheke, лат. testamentum). Первое З. было составлено предположительно еще до 6 в. до н. э. в Риме или Великой Греции. Согласно первым З., завещатель мог определять наследника всего своего состояния. По Законам 12 таблиц в Риме состояние могло быть поделено завещателем между неск. наследниками. В Греции такая форма З. была принята лишь в 3 в. до н. э. В свое время Солон дополнил закон о З. тремя новыми положениями: приемные сыновья не могли быть наследниками; З. могло быть составлено даже в том случае, если у завещателя не было законных сыновей; З. могло быть составлено только по доброй воле. Сначала завещатель выражал свою последнюю волю устно, в присутствии свидетелей, позже она уже стала фиксироваться письменно, этот документ скреплялся печатью и передавался довер. лицу. В эпоху эллинизма в Египте З. оформлял государств, чиновник, у которого оно и хранилось. В момент составления документа завещатель должен был быть совершеннолетним и правоспособным. Слабоумным и душевнобольным людям запрещалось составлять З. В Афинах женщины обладали огранич. правом завещания своего имущества, а в Риме они вообще его не имели ( закон , по которому женщины не могли быть завещателями, был отменен Адрианом). Наследниками могли стать только свободные граждане, а...
7. Словарь античности. Статьи на букву "Б" (часть 2, "БЛЕ"-"БЮС")
Входимость: 2. Размер: 61кб.
Часть текста: опустошительные набеги на Египет. Остается открытым вопрос, с каким нубийским племенем эпохи фараонов Б. можно идентифицировать. БЛОНДУС БЛОНДУС - Флавий (итал. Флавио Бьёндо) (1392 - 1463), род. в г. Форли в Романье, в эпоху итал. Ренессанса занимался изучением истории др. времен. К числу произведений Б. принадлежат рим. история со времен завоевания Рима Аларихом в 410 («Historiarum Romani imperii decades III»), топография Рима («Roma instaurata»), топографии античной и Ср.-век. Италии («Italia illustrata»), а также сочинение о рим. древностях «Roma triumphans». БЛЮМНЕР БЛЮМНЕР - Гуго (1844-1919); с 1877 профессор археологии в Цюрихе. Занимался др. реалиями. Осн. труд - «Технология и терминология ремесел и искусств греков и римлян», в 4 т., Лейпциг, 1875, 1884, 1887, 1897 (переиздание в 1978). БОГ (греч. theos, лат. deus). В истории античной религии нет достоверных сведений о преддеистич. динамистич. стадии. Уже у Гомера и Гесиода божества персонифицированы под определ. именами, обладают своим характером и выполняют определ. функции. Греч, понятие о демоне поэтому не связано с религиозным атавизмом, оно сформировалось в качестве поздней формы развития религии. В отдельных группах отмечается единобожие (не только в иудаизме и христианстве), но для античности были характерны поли и генотеизм, а также синкретизм , поэтому различные боги могли идентифицироваться, а их функции и святилища - смешиваться. Позднеантичное восприятие в эпоху неоплатонизма развивалось в сторону пантеизма. В истории рим. религии преобладал духовный элемент, боги выступали прежде всего как носители образов и в меньшей степени как существа с собств. волей. БОГЕМИЯ БОГЕМИЯ - упоминается уже в античные времена под назв. Boi (о) haemum («родина бойев»); в 8 в. до н. э. была захвачена маркоманами под предводительством Марбода. Спорным остается вопрос, произошли ли баварцы (лат. bai (u) varii - жители страны бойев)...
8. Кельтская мифология. Энциклопедия. ГЛАВА 26. УПАДОК И НИЗВЕРЖЕНИЕ БОГОВ
Входимость: 2. Размер: 43кб.
Часть текста: О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю Я Предыдущая глава   Следующая глава ГЛАВА 26 УПАДОК И НИЗВЕРЖЕНИЕ БОГОВ Если для сознания небожителей доступно такое понятие, как жажда славы, то оба этих божества, образы которых трансформировались в Артура, вправе считать себя счастливцами. Да, они лишились своего божественного статуса, но их новые роли или, лучше сказать, инкарнации, превратившие их в героев рыцарских романов, принесли им куда больше славы. Имена рыцарей Артура и рыцарей Круглого стола хорошо знакомы всем и каждому, тогда как имена богов, не удостоившихся чести восседать за Круглым столом, можно встретить разве что в антикварной лавке. Да, в отдаленных районах Уэльса в XII веке еще бытовали старинные предания, в которых так или иначе упоминались имена Гвидиона, Гвина, Аранрод и Дилана, но они были настолько перепутаны и употреблялись до такой степени бессистемно, что по ним нет никакой возможности восстановить нить древнего мифа. Они не имели никакой связи с современными им гэльскими народными преданиями, изложенными в предыдущих главах и сохранившими память о таких персонажах, как Гоибниу, Луг, Киан, Мананнан, Этлин и Балор. Были, однако, и другие пути, по которым слава старых богов могла дойти до потомков, давным-давно утративших веру в их божественный статус. Скрижали ранней истории Британии с готовностью распахивались навстречу бесчисленному множеству мифических персонажей - при условии, что легенды, связанные с ними, обладали достаточнойпритягательностью. Так, знаменитая книга Гальфрида Монмутского, несмотря на все ее пышные претензии на роль исторически достоверного труда, является памятником ничуть не менее мифологическим, чем "Смерть Артура" или даже "Мабиногион". Анналы, хранящие имена ранних британских святых, тоже не составляют исключения. Древнего бога, традиция почитания которого была слишком развитой, чтобы попросту игнорировать ее, церковные круги обычно ...
9. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Ю"
Входимость: 2. Размер: 36кб.
Часть текста: преследованию за свои связи с последним и навлек на себя вражду Цезаря. Plut. Pomp. 12. App. 1, 80. Именно когда в 63 г. до Р. X. Ю., по поручению отца, прибыл в Рим с целью воспротивиться поддерживаемому Цезарем аграрному закону Сервилия, который по отношению к Нумидии мог повлечь за собою потерю ее полей, в Риме обратили внимание на его отношения к Помпею; но в 62 г. Цезарь, возмущенный поведением Ю. относительно одного нумидийца, которому он покровительствовал, нанес личное оскорбление Ю. Suet. Caes. 71. Позднее, когда разгорелась междоусобная война, Ю., не надеясь на снисходительность Цезаря, выдержал сначала жестокую борьбу с его полководцем К. Скрибонием Курионом (49 г.), который в качестве трибуна предложил отнять от Ю. его царство. Vell. Pat. 2, 48. Когда Курион высадился на берег, Ю. заманил его хитростью в равнину и, окружив его здесь, уничтожил со всем войском. Caes. b. c. 2, 40. За эти и другие подвиги, в которых Ю. не пренебрегал ни коварством, ни насилием, он получил от Помпея титул царя. Когда впоследствии Цезарь сам явился в Африку, Ю., кичась своими заслугами, изъявил притязание на главное командование помпеянцами и получил бы его от столь гордого, но не способного Сципиона, если бы этому не воспротивился Катон. App. b. с. 2, 46. Таким образом, главнокомандующим стал Сципион. Оскорбленный этим, Ю. сначала удалился, но когда Цезарь был заперт в Руспине, снова явился, однако принужден был вторично уйти, т. к. с запада, конечно не без участия Цезаря, в его владения вторглись туземные князья, завидовавшие его могуществу, а на юге восстали племена морисков (Caes. b. Afr. 25. 57. 77). Только настоятельные просьбы Сципиона и обещание расширить пределы его царства побудили его снова примкнуть к римскому войску, после чего он высокомерно обращался с Сципионом (Caes. b. Afr. 57). После несчастной битвы при Taпce, в которой он первый обратился в...
10. Словарь античности. Статьи на букву "Ф" (часть 1, "ФАБ"-"ФЕР")
Входимость: 2. Размер: 53кб.
Часть текста: вел против войск Ганнибала сдерживающую войну (отсюда прозвище Кунктатор - Медлитель); в кон. 2-й Пунической войны был противником наступательной стратегии Сципиона. Энний характеризовал его так: «Единственный муж, который благодаря своей медлительности восстановил государство» «Unus homo nobis cunctando restituit rem»). 2. Кв. Ф. Пиктор - рим. историк. В 216 до н. э. возглавил рим. посольство к святилищу Аполлона в Дельфах. Составил первое рим. историч. описание от Энея до 2-й Пунической войны, раздел, на годичные отрезки, на греч. яз. ( Анналы ). ФАБРИКА ФАБРИКА (от лат. fabricae - мастерская). Термин устоялся в 17 в. Можно провести известные параллели между античными мастерскими и предприятиями нового времени с мануфактурным разделением труда. Производство эпохи эллинизма специализировалось в крупных мастерских, возрастающие требования к количеству и качеству продукции приводили к углублению разделения труда, но необходимый объем производства достигался и без средств механизации. Система рабского труда и принудительных корпораций обеспечивала нужный уровень производства (за редким исключением). Птолемеи и Селевкиды на своих предприятиях организовывали выпуск товаров, предназнач. на экспорт; папируса, масла, вина, льна, красителей, керамики. Во времена Римской империи на частном предприятии, производившем необходимое для армии снаряжение, трудилось до 1000 человек (до Юлиана Отступника). Мн. отличительные признаки фабричного производства в том смысле, в каком мы его понимаем сегодня, отсутствовали, недоставало машин для рациональной механизации рабочих процессов. Широкое использование людей в качестве тягловой силы и источника энергии исключало технич. развитие. Рабский труд был малопроизводительным (из-за отсутствия материальной заинтересованности рабов в своем...