Поиск по материалам сайта
Cлово "PLAT"
Входимость: 6. Размер: 21кб.
Входимость: 5. Размер: 17кб.
Входимость: 4. Размер: 47кб.
Входимость: 3. Размер: 15кб.
Входимость: 2. Размер: 48кб.
Входимость: 2. Размер: 25кб.
Входимость: 2. Размер: 59кб.
Входимость: 2. Размер: 66кб.
Входимость: 2. Размер: 57кб.
Входимость: 2. Размер: 58кб.
Входимость: 2. Размер: 46кб.
Входимость: 2. Размер: 43кб.
Входимость: 2. Размер: 42кб.
Входимость: 2. Размер: 56кб.
Входимость: 2. Размер: 20кб.
Входимость: 2. Размер: 25кб.
Входимость: 2. Размер: 51кб.
Входимость: 1. Размер: 55кб.
Входимость: 1. Размер: 26кб.
Входимость: 1. Размер: 45кб.
Входимость: 1. Размер: 52кб.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Входимость: 1. Размер: 68кб.
Входимость: 1. Размер: 52кб.
Входимость: 1. Размер: 39кб.
Входимость: 1. Размер: 57кб.
Входимость: 1. Размер: 35кб.
Входимость: 1. Размер: 60кб.
Входимость: 1. Размер: 59кб.
Входимость: 1. Размер: 48кб.
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Входимость: 1. Размер: 35кб.
Входимость: 1. Размер: 56кб.
Входимость: 1. Размер: 38кб.
Входимость: 1. Размер: 42кб.
Входимость: 1. Размер: 65кб.
Входимость: 1. Размер: 58кб.
Входимость: 1. Размер: 35кб.
Входимость: 1. Размер: 57кб.
Входимость: 1. Размер: 58кб.
Входимость: 1. Размер: 42кб.
Входимость: 1. Размер: 56кб.
Входимость: 1. Размер: 49кб.
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Входимость: 1. Размер: 17кб.
Входимость: 1. Размер: 47кб.
Входимость: 1. Размер: 50кб.
Входимость: 1. Размер: 70кб.
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 6. Размер: 21кб.
Часть текста: находится человек от окружающей его природы, наполненной неосязательными духами. Если человек успокаивается на этой зависимости от объективных сил, не стараясь противодействовать им, то его чувства носят религиозный характер. Напротив того, при помощи чародейства человек старается сделаться господином этих стесняющих его объективных властей и подчинить себе их силы, а именно сверхъестественным образом, не обращая внимания на естественные средства. Отсюда мы различаем два вида М. - дивинаторскую и оперативную или гадательную и действующую, т. е. мантику и собственно М. в тесном смысле. Посредством мантики (см. Divinatio, Дивинация ) человек старается сверхъестественным образом узнать будущее, судьбу и т. п., посредством М., не пользуясь естественными средствами, действует на объективный мир, на природу, богов и людей. М., как и религия, существует издревле; мы находим ее, так же как и религию, у всех народов. В Азии считались великими чародеями индийцы, затем персидские маги, халдеи, египтяне; в позднейшее время были очень распространены чародеи. Малая Азия, особенно Фригия - место культа...
Входимость: 5. Размер: 17кб.
Часть текста: др.-инд. Dyaus pitar, др.-греч. Ζεύς πατήρ- лат. Jup(p)iter, Diespiter). В античности этимология слова «З.» связывалась с корнями греч. слов «жизнь», «кипение», «орошение», «то, через что всё существует». З. - сын Кроноса (отсюда имена З. Кронид, Кронион) и Реи (Неs. Theog. 457), он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение - титанов. Отец З., боясь быть низложенным своими детьми, проглатывал каждый раз только что рождённого Реей ребёнка. Рея обманула мужа, дав ему проглотить вместо родившегося З. завёрнутый камень, а младенец втайне от отца был отправлен на Крит на гору Дикта (453-491). Согласно другому варианту, Рея родила З. в пещере горы Дикта и поручила его воспитание куретам и корибантам, вскормившим его молоком козы Амалфеи (Apollod. I 1, 5-7). Именно на Крите сохранились древнейшие фетишистские символы почитания З. Критского: двойной топор (лабрис), магическое орудие, убивающее и дающее жизнь, разрушительная и созидательная сила. Изображение этого двойного топора встречается на ритуальных вещах между рогами быка, который на Крите также являлся зооморфным воплощением З. (в образе быка З. похитил Европу). Главным местопребыванием З. Лабриса, или З. Лабрандского, считался лабиринт (ср. этимологическое родство названий лабрис - лабиринт); чудовищный миксантропический Минотавр - обитатель лабиринта и есть одна из ипостасей З. Критского. Образ архаического З. сближается с Загреем, который впоследствии мыслился как сын З. В системе мифов о З. Олимпийском пребывание его на Крите является одним из архаических рудиментов и обычно связано с мотивом тайного воспитания младенца З. В Дельфах же почитался архаический фетиш омфал («пуп земли») - камень, проглоченный Кроном, или камень как пуп младенца З. (Paus. X 16, 3; Strab. IX 3, 6). Омфал был поставлен З. в Пифоне под Парнасом как памятник на диво всем смертным (Неs. Theog. 497-500). Возмужавший З. вывел своих братьев и сестёр из...
Входимость: 4. Размер: 47кб.
Часть текста: древностей Статьи на букву "С" (часть 10, "СОС"-"СТА") В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница Следующая страница Статьи на букву "С" (часть 10, "СОС"-"СТА") СОСФЕН СОСФЕН - Sosthĕnes, Σωσθένης, знатный македонянин, в 280 г. до Р. X. заставил слабого царя Антигона отречься от престола, изгнал из страны разбойнических галлов и, отклонив от себя царский титул, стал во главе правительства как полководец. Однако в 279 г. он пал при вторичном вторжении галлов под начальством Бренна. Justin. 24, 5 сл. СОТАД СОТАД - Sotădes, Σωτάδης, 1. из Афин, поэт средней комедии. Известны еще заглавия двух его комедий; 2. из Маронеи во Фракии, первый и главнейший поэт, занимавшийся скабрезными сюжетами. Этот род поэзии (λόγος κιναιδολόγος) был назван по нему сотадовым. Содержание было взято большей частью из мифологии, изложение, полное грубого сладострастия, рассчитано на устное чтение, рифма - преимущественно Ionici a minore - намеренно неровна и без достоинств. Он жил при Птолемее Филадельфе и, говорят, им был брошен в море в свинцовом ящике за издевательство над его браком с собственной сестрой Арсиноей. Athen. 14, 620 сл. СОТЕР СОТЕР - Σωτήρ, Σαώτης, Servator, спаситель, покровитель, прозвище всех богов, защищающих страну и...
Входимость: 3. Размер: 15кб.
Часть текста: милость. (Об очистительной Ж. см. Lustratio, Очищение .) Под понятие Ж. подходят и священные подарки, которые отличаются от Ж. в собственном смысле тем, что они назначаются для постоянного пользования богам, между тем как собственно Ж. доставляет им только моментальное наслаждение. К Ж. относятся также и те предметы, которые клали или вешали в храм, но которые там долго не оставались, напр., первые плоды, цветы и т. п. (α̉κροθίνια, primitiae). У греков и римлян Ж. была главной частью культа и самым важным актом большей части праздников. Ж. приносились как в праздничные дни, так и в обыкновенные, и притом как частными лицами, семействами, родами, так и от лица всего государства, и приносились при всяком значительном событии в жизни как частного лица, так и народа. Ж. можно разделить на два главных вида: кровные и бескровные. 1. К бескровным относятся - первые плоды полей, что составляет самый древний вид Ж. еще младенческого периода (Plat. legg. 6, p. 782. С....
Входимость: 2. Размер: 48кб.
Часть текста: 113. Paus. 1, 27, 6.); здесь же победил Агесилай беотийцев в 394 г. (Хеn. Hell. 4, 3, 15 слл. Plut. Ages. 18). КОРОНИДА КОРОНИДА - Corōnis, Κορωνίς, 1. дочь Флегия, см. Άσκλήπιoς, Асклепий ; 2. дочь Коронея, царя фокидского, превращенная Афиною в ворону в то время, когда преследовал ее Посейдон. Ov. met. 2, 551 слл. КОРСИКА КОРСИКА - Corsĭca, Κορσική, впрочем, у древних греков, обыкновенно, ή Κύρνος, остров на Средиземном море, к северу от Сардинии, от которой его отделяет пролив Тафрос (н. St. Bonifazio), шириною в 90 стадий (8 римских миль). Горный хребет, Aureus Mons, το Χρυσου̃ν όρoς, η. Monte d'Oro, вышиною в 1 600 метров, прорезывающий этот остров на всю его длину, разделяет его на восточную, несколько обработанную половину, и на западную, исключительно покрытую лесом. В западной части находится еще и горный хребет Rhoetium (н. Punta del Pinsolo). Самый северный мыс - Prom. sacrum (Ίερόν άκρον), н. Саро Corso. Из рек особенно замечательны: на восточном берегу - Тула, н. Golo, которая впадает около Марианы, южнее - Ротан ('Ρότανος), н. Tavignano, впадающий в море близ Алерии. Кроме упомянутых городов, на восточном берегу особенно важны: на севере Mantinorum urbs, близ н. Bastia, и Clunium (н. St. Catharina); на западе - Centurium (н. Porto du Centuri), Urcinium (h. Ordne), Раиса; на южном берегу Marianum и Pella. Лучшею гаванью был Syracusanus portus (Συρακόσιος λιμήν), н. Porto Vecchio. Главными продуктами были: строительный лес, смола, деготь, мед , воск и скот. Жители этой довольно суровой страны, Corsi...
Входимость: 2. Размер: 25кб.
Часть текста: Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я АПОЛЛОН АПОЛЛОН (Άπόλλων), в греческой мифологии сын Зевса и Лето, брат Артемиды, олимпийский бог, включивший в свой классический образ архаические и хтонические черты до-греческого и малоазийского развития (отсюда разнообразие его функций - как губительных, так и благодетельных, сочетание в нём мрачных и светлых сторон). Данные греческого языка не позволяют раскрыть этимологию имени А., что свидетельствует о неиндоевропейском происхождении образа. Попытки древних авторов (напр., Платона) разгадать значение имени А. не подлежат научному обсуждению, хотя для них и характерна тенденция соединить в одно нераздельное целое ряд функций A. (Plat. Crat. 404 е- 406 а): стреловержца, губителя, прорицателя, блюстителя гармонии космической и человеческой. Образ А. соединяет воедино небо, землю и преисподнюю. А. родился на плавучем острове Астерия, принявшем возлюбленную Зевса Лето, которой ревнивая Гера запретила вступать на твёрдую землю. Остров, явивший чудо рождения двух близнецов - А. и Артемиды, стал именоваться после этого Делосом (греч.δηλόω, «являю»), а пальма, под которой...
Входимость: 2. Размер: 59кб.
Часть текста: в древнеиндийской мифологии божество, существо божественной природы. Это обозначение относится как к богам вообще (во множественном числе, нередко в собирательном значении), так и особенно к разным классам низших богов. Последние сохраняются и в индуистском культе Шивы или Вишну, так или иначе (часто довольно внешне) приспосабливаясь к ним. Во многих сельских местностях и сейчас чтут т. н. «грамадеват» (grâmadevátâ - деревенское божество), охраняющих местное население от болезней, неурожая, падежа скота, порчи, стихийных бедствий; они же могут даровать богатство, силу, потомство. Им посвящаются особые культовые сооружения, святилища («девагриха», др.-инд. devagrha-, букв. «божий дом»), в них помещаются изображения «грамадеват» - от антропоморфных статуй до груды камней или дерева, символизирующих эти деревенские божества; за ними ухаживали: омывали их, кормили, приносили им жертвы и т. д. Культ Д., лучше всего известный по поздним источникам, восходит тем не менее к глубокой древности, где он связан с коллективными божествами плодородия. Не случайно, что «грамадеваты» нередко называются «матерями» (ср. связь «матерей» с древнейшим культом «Великой матери», хорошо известным в Индии). в. т. ДЕВАТАУ СОТАПАН ДЕВАТАУ СОТАПАН (букв. «духи, победившие водный поток»), в мифологии монов (мон-кхмерская группа) в Нижней Бирме группа духов. Рассматриваются как мужские по природе в противоположность хтоническим водным божествам нагам, женским. Культ Д. с. вытеснил культ последних. Д. с. были канонизированы в числе 36 в 15 в. правителем монского государства в Пегу. Это число связано с делением средневекового государства Раманадесы на 32 округа,...
Входимость: 2. Размер: 66кб.
Часть текста: Следующая страница Статьи на букву "П" (часть 9, "ПИТ"-"ПЛО") ПИТТАК ПИТТАК - Pittăcus, Πίττακος, один из «семи мудрецов Греции», родился в Митилене на Лесбосе ок. 648 г., освободил свой родной город с помощью Алкея (см. Алкей ) от тирании Меланхра, потом поссорился с ним и сделался эсимнетом (см. Eurypylus, Еврипил ), когда изгнанный Алкей хотел осаждать город. Plut. Sol. 14. Он отличался умеренностью и бескорыстием, издавал разумные законы и мудро управлял городом. В Сигейской войне он выступил также полководцем и победил хитростью афинского полководца Фринона, набросивши ему на голову спрятанную за щитом сетку. Он сложил с себя правление ок. 580 г., как кажется, добровольно и умер частным человеком в глубокой старости, по мнению одних, более 70 лет, по мнению других, 100 лет от роду. Его любимым изречением было: «Замечай удобное время!» Подарки Креза он отверг, говоря, что он имеет вдвое больше, чем сколько ему нужно. Его элегии и сочинения о законах не дошли до нас, но сохранилось маленькое стихотворение и письмо к Крезу. Arist. Polib. 2, 9, 9. Strab. 13, 600. Plat. Prot. p. 343 A. Paus. 10, 24, 1. ПИТФЕЙ ПИТФЕЙ - Pittheus, см. Theseus, Тесей . ПИФАГОР ПИФАГОР - Pythagŏras, Πυθαγόρας, 1. знаменитый философ, с ...
Входимость: 2. Размер: 57кб.
Часть текста: Статьи на букву "М" (часть 4, "МАТ"-"МЕЛ") МАТИН МАТИН - Matīnus, гора и мыс в Апулии, недалеко от Венузии, почему Гораций часто упоминает о них в своих стихотворениях (Od. 1, 28. 3. 4, 2, 27. epod. 16, 28); н. Matinata. МАТИСКО МАТИСКО - Matisco, город эдуев в лугдунской Галлии на реке Араре, н. Mâсon. Caes. b. g. 7, 90. МАТРОНА МАТРОНА - I. Matrōna, общее название для каждой честной замужней женщины. Оно свидетельствует о том уважении, которое всегда в Риме оказывалось женщинам. Только матроны носили длинную столу, vittae и т. п. II. Matrŏna, н. Марна, река в Галлии, берет начало у города Andematunum в земле лингонов, недалеко от реки Мосы, и соединяется после северо-западного течения при Лютеции с Сеной. Caes. b. g. 1, l. МАТРОНАЛИИ МАТРОНАЛИИ - Matronalia, см. Iuno, Юнона , под сл. 'Ήρα, Гера , 5. МАТТИАКИ МАТТИАКИ - Mattiăci, германский народ, принадлежавший к племени хаттов, между реками Рейном, Майном и Ланом. Римляне имели в их области укрепления и серебряные рудники (Tac. Germ. 29, ann. 11, 20); там же находились знаменитые горячие ключи Aquae Mattiaсае, н. Висбаден. Упоминаемый Тацитом (Tac. ann. 1, 56) главный город хаттов Mattium (Ματτιακόν) не есть теперешний Марбург, но деревня Маден при реке Эдере (Adrana). МАТУТА МАТУТА - Matŭta, Mater Matuta, древнеиталийская богиня утра, смешиваемая с греческой Левкофеею и с Альбунеею. В Риме во время праздновавшихся в честь ее матралий (Matralia), 11 июня, матери брали себе на руки вместо собственных детей детей...
Входимость: 2. Размер: 58кб.
Часть текста: Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница Следующая страница Статьи на букву "Э" (часть 6, "ЭПИ"-"ЭРА") ЭПИКИД ЭПИКИД - EpicСћdes, Έπικύδης, 1. афинский демагог, соперник Фемистокла. Plut. Them. 6; 2. сиракузянин, родившийся в Карфагене, был отправлен, одновременно с братом своим Гиппократом, в Сиракузы к Гиерониму с поручением поддержать интересы карфагенян, 215 г. Когда сиракузяне, по умерщвлении Гиеронима, возобновили приязненные сношения с римлянами, он отправился к леонтийцам, побудил к восстанию, вернулся затем в Сиракузы, руководил отчасти защитой против Марцелла, переселился после завоевания Сиракуз в Агригент и, кажется, возвратился в Карфаген в 210 г., когда Агригент завоеван был Валерием Левином. Liv. 24, 6. 25. 25, 23. 40. 26, 40. ЭПИКЛЕРОС ЭПИКЛЕРОС - Έπίκληρος, см. Hereditas, Наследства право , 3. ЭПИКНЕМИДИИ ЭПИКНЕМИДИИ - Epicnemidii, см. Locris, Локры , 4. ЭПИКРАТ ЭПИКРАТ - Epicrătes, Έπικράτης, из Амбракии, поэт периода...