Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "П" (часть 5, "ПЕА"-"ПЕН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 5, "ПЕА"-"ПЕН")

ПЕАН

ПЕАН - Paean, Παιάν, Παιήων, Παιών, «целитель»,

1. у Гомера это особое мифическое лицо - врач олимпийских богов. Ноm. Il. 5, 401. 899. Позднее это был эпитет различных освобождающих от страданий и дарующих исцеление богов, как-то: Аполлона (Soph. О. Т. 154), Асклепия (Verg. Aen. 7, 769), Диониса, а также избавляющего от земных страданий демона смерти (Eur. Hippol. 1373);

2. см. Lyrici, Лирики, 3.

ПЕАНИЙ

ПЕАНИЙ - Paeanius, Παιάνιoς, греческий софист, ок. 380 г. от Р. X., перевел Breviarium Эвтропия (см. Eutropius, Евтропий) на греческий язык (μετάφρασις ει̉ς τὴν του̃ Ευ̉τροπίου ΄Ρωμαϊκὴν ι̉στορίαν, изд. Sylburg, 1590; было неоднократно печатаемо и после в изданиях Евтропия и отдельно).

ПЕВКА

ПЕВКА - Реuсе, Πεύκη, остров в Нижней Мисии, образуемый двумя южнейшими рукавами устья Дуная, получил название от множества растущих на нем сосен. Остров этот, имеющий треугольное очертание, есть, вероятно, нынешний остров Личина или остров Св. Георгия между Бабадагом и Измаилом. То же название носил один из рукавов устья ι̉ερòν στόμα. Strab. 7, 306.

ПЕВКЕСТ

ПЕВКЕСТ - Peucestes, Πευκέστης, полководец Александра Великого, спас ему в Индии жизнь (Plut. Alex. 63. Curt. 9, 5), за что благодарный царь сделал его наместником Персии. В этом звании он выказал чрезвычайную осторожность и предусмотрительность и приобрел себе полнейшее расположение подданных тем, что изучил персидский язык и придерживался персидских обычаев и одежды, но тем же самым возбудил сильное негодование в строгих македонянах. Arr. 6, 30. 7, 6. И после смерти Александра он оставался еще наместником, сражался на стороне Евмена против Антигона, но высказывал большую притязательность и тщеславие, стремясь сделаться главнокомандующим, хотя вовсе не обладал способностями великого полководца. Он был виновником поражения при Гадамарте, в Мидии, в 316 г., и после падения Евмена перешел на сторону Антигона, который лишил его наместничества. Plut. Eum. 14. 16.

ПЕВКЕТИЙ

ПЕВКЕТИЙ - Peucetĭus, см. Oenotrus, Энотр, (Ο'ίνωτρος).

ПЕВКЕТИЯ

ПЕВКЕТИЯ - Peucetĭa, Πευκετία, название части Апулии, на восточном берегу Италии от Бария до Брундузия, с городами: Barium, Egnatia, Silvium, Rudiae, Butuntum. Жители этой области, Πευκέτιοι (Peucetii), переселились сюда, вероятно, из Эпира; в дальнейшей истории они не встречаются. Strab. 5, 211. 6, 277. 281 слл.

ПЕГАС

ПЕГАС - Pegăsus, Πήγασος собственно «ключевой конь», крылатый конь, который вместе с Хрисаором родился от Посейдона и горгоны Медузы на источниках Океана, выскочив из туловища Медузы, когда Персей обезглавил ее. Он поднялся к бессмертным и пребывает теперь в чертогах Зевса, которому он носит гром и молнию. Hesiod. theog. 278 слл. Ov. met. 4, 784. 797. 6, 119. Отсюда П. - громовой конь Зевса. Древние считали его конем богини Эос и причисляли его к созвездиям. Беллерофонт поймал его, когда он пил воду у источников Пирены (Pind. ol. 13, 63 слл.), или же получил его укрощенным и выезженным от Афины или Посейдона и победил при помощи его Химеру, амазонок и Солимера. Hesiod. theog. 325. Pind. ol. 13, 86. П. считают также конем муз, т. к. он, по совету Посейдона, помешал Геликону подняться к небесам, ударив его копытом, когда тот, в восторге от пения муз, стал подыматься вверх (Ov. met. 5, 256), и произвел таким образом источник муз - Гиппокрену. Ov. met. 2, 256. Подобным же образом, по сказаниям, он произвел также Гиппокрену близ Трезена и Пирену близ Коринфа. П. - конь поэтов, который вызывает вдохновение в последних. Он сделался конем поэтов только в новейшее время вследствие того, что сказания о Беллерофонте смешивали со сказаниями о Гиппокрене; но греки были чужды этому толкованию.

ПЕГНИЯ

ПЕГНИЯ - Παίγνια, вообще всякий предмет, служащий для шутки, забавы, а в частности, в приложении к поэтическому искусству, всякая поэзия шуточного содержания (Plat. legg. 7, p. 816 Ε. ο комедии), особенно мелкие лирические, шутливые стихотворения, восхваляющие вино и любовь.

ПЕГОМАНТИЯ

ПЕГОМАНТИЯ - Πηγομαντεία, см. Divinatio, Дивинация, 12.

ПЕДАГОГ

ПЕДАГОГ - Paedagogus, см. Педагогия.

ПЕДАГОГИЯ

ПЕДАГОГИЯ - Παιδαγωγός, см. Educatio, Воспитание, 5.

ПЕДАНИИ

ПЕДАНИИ - Pedanĭi, 1. T. Pedanius, отличился в сражении с карфагенянами при Беневенте в 212 г. до Р. X. Liv. 25, 14;

2. Ped., которому император Август поручил быть членом суда над сыновьями Ирода в Берите. Jos. b. Iud. 1, 27;

3. Ped. Secundus, был убит при Нероне рабом (61 г. от Р. X.); по этой причине все его рабы были умерщвлены на основании старого закона. Tac. ann. 14, 42 слл.

ПЕДАРИИ

ПЕДАРИИ - Pedarĭi, см. Senatus, Сенат, 2.

ПЕДАС

ПЕДАС - Pedăsus, Πήδασος,

1. город Мисии на Сатниоенте. Ноm. Il. 6, 34. 20, 92. 21, 87. Strab. 13, 605;

2. город в Мессении (Ноm. Il. 9, 152), позднейшая Мефона.

ПЕДАСА

ПЕДАСА - Pedăsa, Πήδασα, древний город лелегов в Карии между Милетом, Галикарнасом и Стратоникеей (Hdt. 5, 121. 6, 20); позже он был во власти галикарнасцев, а во время процветания Рима пришел в упадок. Strab. 13, 611.

ПЕДЕРАСТИЯ

ПЕДЕРАСТИЯ - Παιδεραστία, любовь к мальчикам, явление в своем чистом виде столь же безупречное и нравственное, сколько в своем извращении безнравственное и порочное; в греческой жизни, соответственно особенностям разных племен, оно принимало различный характер. В самом первоначальном своем виде оно является в дорийских государствах, сохранивших древний племенной характер доризма и лучше всего может быть узнана из законодательств критского и Ликургова. Здесь это были чисто нравственные отношения, одобряемые и даже предписываемые правилами воспитания. В Спарте любящий назывался ει̉σπνήλας, и любовь с его стороны обозначалась словом ει̉σπνει̃ν (вдыхать), а предмет любви назывался α̉ΐτας (слушатель), так что уже в самих обозначениях выражалась духовная сущность этих отношений. Каждый мальчик безупречного поведения имел своего поклонника, и каждый благовоспитанный муж должен был искать себе предмет любви. Обыкновенно начало такой связи шло от поклонника, а иногда они начинались и по добровольной просьбе самого мальчика. Взаимные отношения были задушевные и близкие и находили себе полное признание в общественной жизни. Мужчина был примером и образцом для мальчика, в битве имея его возле себя и в народном собрании являясь заступником; величайшая верность и преданность сохранялась часто до самой смерти. На острове Крите, в стране, которая иногда называется матерью любви к мальчикам, для благовоспитанного мальчика считалось позором не иметь поклонника; поэтому предмет любви назывался κλεινός (прославленный), а любящий - φιλήτωρ. Как в Спарте похищали невест, так здесь похищали мальчиков; за три дня об этом намерении заявлялось родным, но серьезное сопротивление оказывалось ими в том лишь случае, если похититель казался недостойным. После двух месяцев, которые мальчик и его друг проводили вместе, занимаясь большею частью охотой, первый с богатыми подарками был отпускаем домой. Если после того он чувствовал влечение к этому другу, он вступал с ним в боевое побратимство и тогда во всех битвах сражался рядом с ним. Отсюда развивались благороднейшие и прекраснейшие отношения, не раз трогательным образом проявлявшие свою силу. Но эта одушевленная привязанность мужчин к мальчикам, во всяком случае, основывалась не на одних только нравственных преимуществах последних, а также и на чувственном восхищении отроческой свежестью, красотой и пластичностью форм. За злоупотребление такими отношениями предмет любви мог преследовать виновного по суду; наказанием полагалась атимия, изгнание и даже смерть. В самую выдающуюся эпоху фиванской истории любовь к мальчикам стояла там, вероятно, в близкой связи с учреждением политических обществ или гетерий, как это видно из личных отношений, объединявших священный отряд трехсот фиванцев, павших смертью героев при Херонее. Напротив, в жизни древних ахеян, как можно заключить из гомеровских поэм, встречались, как кажется, не более как одни только зародыши такой задушевности дружбы и боевого побратимства. Но, вероятно, уже с раннего времени эти отношения считались привлекательным сюжетом для поэтического произведения, который и был обрабатываем лириками в 'ύμνοι παιδικοί. Но эта любовь к мальчикам, по несомненно справедливому предположению К. О. Мюллера, была совершенно различна от мужеложства, перешедшего к грекам, вероятно, из Лидии; в Греции уже в ранние времена являются законы, карающие его тяжкими наказаниями, даже смертью. Тот, кто обращал себя в орудие этого, лишался доступа к государственным и почетным должностям, в храмы и на религиозные празднества и в более древнее время этот вид разврата встречался, вероятно, лишь очень редко, пока во времена, последовавшие за Пелопоннесской войной, и особенно в македонский период оплот строгости нравов не был окончательно прерван. У римлян чистая и благородная любовь к мальчикам, по всей вероятности, никогда не имела для себя твердой почвы; напротив, этот отвратительный, порок особенно во времена Империи, пользовался постыднейшей распространенностью. ср. особенно Fr. Cramer, Geschichte der Erziehung und des Unterrichts 1, 255 слл.

ПЕДИАН

ПЕДИАН - Pediānus, см. Asconius, Асконий Педиан.

ПЕДИИ

ПЕДИИ - Pedĭi, процветали в последнее время Республики:

1. Q. Pedius, сын сестры Цезаря, принимал участие в галльском походе, был претором в 48 г. (Caes. b. c. 3, 22) и легатом Цезаря в Испании в 45 г. По смерти дяди его ему осталось громадное наследство, которое он предоставил Октавиану (Suet. Caes. 83. Abb. b. с. 3, 94); с помощью Октавиана он достиг консульства по смерти Гирция при Мутине, в 43 г. до Р. X. Tac. dial. 17. Он был посредником в сношениях Октавиана с Антонием и Лепидом и принимал, кажется, участие в заключении триумвирата. Он умер скоропостижно в год заключения триумвирата. Dio Cass. 47, 15;

2. Ped. Blaesus. Нерон лишил его места в сенате вследствие жалобы киренейцев на подлог с его стороны, но Отон возвратил ему через 10 лет это место. Tac. ann. 14, 18. Tac. hist. 1, 77.

ПЕДИЭИ

ПЕДИЭИ - Πεδιαι̃οι, см. Partes, Партии.

ПЕДИЭЯ

ПЕДИЭЯ - Pediēa, Πεδίεια, селение в Фокиде на Кефиссе, между Неоном и Тритеей. Hdt. 8, 33.

ПЕДОН

ПЕДОН - Pedo, Albinovanus, сверстник и близкий друг Овидия, который посвятил ему десятое письмо 4 книги epistolae ex Ponto. Овидий ставит его (там же 4. 16, 6) наравне с эпическими поэтами - Марсом, Рабирием и Макром (Macer) и называет его sidereus. Как эпика, Квинтилиан ставит его наряду с Рабирием (10, 1, 20), но прибавляет: non indigni cognitione, si vacet. На основании намеков Овидия можно заключить, что он написал Фесеиду; у Сенеки (suas. 1, 14) сохранился хороший отрывок эпического стихотворения о подвигах Германика: de navigatione per Oceanum septemtrionalem. Марциал, как кажется, знал его эпиграммы (5, 5. 2, 77), в связи с которыми находятся анекдоты у Квинтилиана (6, 3, 61). Причисление его к элегикам произошло вследствие предположения Иосифа Скалигера (Catal., р. 94), будто 3 элегии: de obitu Maecenatis (вернее Epicedion Maecenatis), de Maecenate moribundo и consolatio ad Liviam Augustam de morte Drusi (Epicedion Drusi) - написаны им. Думают, что первые две элегии, довольно посредственные, составлены в позднейшее время; что же касается 3-й элегии, то она принадлежит времени Августа, последнюю приписывали даже Овидию, в сочинениях которого она обыкновенно помещалась. На том основании, что не существует никакой рукописи, что в ней видны новые наслоения и что части не сходны между собой по содержанию, M. Haupt (opusc. I, p. 315 слл.) в недавнее время доказал, что эта элегия есть подделка 15 в. Нubnеr (Hermes, 13, 145 слл.) пытался доказать, что она относится ко 2 в., a Bährens (poet. Lat. min., I, p. 97 слл.) полагает даже, что она написана в год смерти Друза (9 г. до Р. X.). Bucheler отстаивает также ее подлинность.

ПЕДОНОМ

ПЕДОНОМ - Παιδονόμος, см. Βίδεοι, Бидеи, и Educatio, Воспитание, 11.

ПЕДОТРИБЫ

ПЕДОТРИБЫ - Παιδοτρίβαι, см. Gymnasium, Гимнасий.

ПЕДУМ

ПЕДУМ - Pedum, в древнейшей истории часто упоминаемый город Лациума, который позже пришел в упадок; он лежал на via Lavicana на восток от Рима, н., вероятно, Галликано. Liv. 2, 39, 8, 12. 13. 14. Cic. ad Att. 9, 18. Horat. ер. 1, 4, 2. Вблизи него лежало поместье поэта Тибулла.

ПЕДУЦЕИ

ПЕДУЦЕИ - Peducaei, плебейского сословия. Сюда принадлежат:

1. Sext. Peducaeus, принимавший участие, как народный трибун, в одном процессе против весталок, в 113 г. до Р. X. Cic. de n. d. 3, 30, 74;

2. L. Ped., известен как безупречный и ученый человек. Будучи в 75 г. претором в Сицилии, он приобрел всеобщую любовь; он не был в дружбе с Верресом, почему жалоба, поданная на него немного позже, не имела никакого последствия. Cic. Verr. 2, 64. 3, 93. Он помогал Цицерону, который был при нем квестором в Сицилии, в его действиях против партии Каталины;

3. L. Ped., сын предыдущего; кажется, очень ученый и сведущий человек, т. к. его друг Аттик очень высокого мнения об его суждениях. Cic. ad Att. 9, 7, 2. 15, 3. 1, 3. В гражданских войнах он был на стороне Цезаря, а потом Октавиана. Cic. ad Att. 16, 11, 1.

ПЕЙФО

ПЕЙФО - Πειθώ, олицетворение убеждения, спутница Афродиты, Харит и красноречивого Гермеса. В Сикионе на рынке ей был посвящен храм. Имя ее служит также прозвищем других божеств, как Афродиты и Артемиды. У Гермесианакта одна из Харит называется Πειθώ. У римлян богиня убеждения и красноречия называется Suada, Suadela. Horat. ер. 1, 6, 38. Cic. Brut. 15, 59.

ПЕКУЛИЙ

ПЕКУЛИЙ - Peculĭum, (уменьшительное от pecus), вообще имущество, в тесном смысле - имущество, переданное главой семейства (pater familias) сыну или рабу для заведования, но которое всегда могло быть взято от них обратно. Заведующие не имели права ни завещать, ни даже подарить отдельной части, так что, напр., сын не мог освободить ни одного раба. Имущество, приобретенное сыновьями на войне (жалованье, добыча) или по наследству от друга на поле сражения или подаренное родителями и родственниками для военной службы, называлось peculium castrense и, по обычаю, издревле уже считалось собственностью сына (Juv. 16, 51 слл.). Только Августом право со стороны сына завещать это peculium castrense было узаконено, а Нервой и Траяном было повторено.

ПЕЛАГОНЫ

ПЕЛАГОНЫ - Pelagŏnes, Πελαγόνες, народ пeласгического племени в Македонии, живший первоначально в долине реки Аксия. Ноm. Il. 21, 154-160. Позже они переселились на восток, к Эригону; область эта с тех пор называлась Πελαγονία; таким образом, они сделались соседями линкестийцев. Главный город, также называвшийся Пелагонией, - нынешний Монастырь или Битолия. Liv. 45, 29. Впрочем, по Ливию (42, 53. 44, 2), еще один пелагонийский триполис (Азорон, Пифион и Долиха) лежал далее на юг, на восточной стороне Олимпа, в верхней равнине Титаресия.

ПЕЛАСГ

ПЕЛАСГ - Pelasgus, Πελασγός, мифический родоначальник пеласгов,

1. аркадский туземец или сын Зевса и Ниобы, отец Ликаона;

2. сын Арестора, внук Ясона, основатель аркадского города Паррасии;

3. сын Триона и Сайды, брат Ясона; или сын Форонея, основатель пеласгического Аргоса, где и находится его могила; он принимал в Аргосе Деметру во время ее поисков дочери и был первым распространителем земледелия;

4. основатель фессалийского Аргоса, сын Посейдона или Гемона и Лариссы, брат Ахея и Фтия или отец Гемона, дед Фессала;

5. см. Gelanor, Геланор.

ПЕЛАСГИ

ПЕЛАСГИ - Pelasgi, см. Graeci, Греция, 9.

ПЕЛАСГИОТИДА

ПЕЛАСГИОТИДА - Pelasgiōtis, см. Thessalia, Фессалия, 4.

ПЕЛАТЫ

ПЕЛАТЫ - Πελάται, см. Φυλή, Фила, 4.

ПЕЛЕЙ

ПЕЛЕЙ - Peleus, см. Aeacus, Эак; и Acastus, Акаст.

ПЕЛИГНЫ

ПЕЛИГНЫ - Paeligni (Peligni), сабинское племя в Средней Италии, граничившее на юго-западе с марсами, на севере с марруцинами, на юге с Самнием и френтанами (река Sagrus), на востоке также с френтанами. В их стране, нынешней Сульмонской долине, находились города Corfinium и Sulmo; гаванью Aternum они владели сообща с вестинами и марруцинами. Храбрый народ пелигнов после нескольких войн с римлянами (Liv. 9, 41) заключил с ними союз вместе с марсами, марруцинами, френтанами. Liv. 9, 45. Позднее они принимали участие в союзнической войне, по окончании которой уже редко упоминаются, напр., у Тацита (Tac. hist. 3, 59), где они принимают сторону Веспасиана.

ПЕЛИЙ

ПЕЛИЙ - Pelĭas, Πελίας, сын Посейдона или Крефея и Тиро, дочери Салмонея, брат Нелея, Эсона, Ферета и Амифаона (Ноm. Od. 11, 234 слл.), правитель в Иолке, муж Анаксибии (дочери Амфиона), отец Акаста, Писидики, Пелопеи, Гиппофои, Алкестиды. Об остальном см. Argonautae, Аргонавты.

ПЕЛИНЕЙСКАЯ ГОРА

ПЕЛИНЕЙСКАЯ ГОРА - Pelinnaeus mons, Πελινναι̃ον или Πέλιννα, укрепленный город фессалийской области Гестиеотиды, на Пенее, на востоке от Трикки. Liv. 36, 10. 14. Strab. 9, 437. сл.

ПЕЛИНЕОН

ПЕЛИНЕОН - Πελιναι̃ον 'όρoς, см. Chios, Хиос.

ПЕЛИОН

ПЕЛИОН - Pelĭon, τò Πήλιον 'όρoς, н. Plessidi, суровый, лесистый хребет в фессалийской области Магнесии, на юго-восток от Оссы, между озером Бебейским (Βοιβηὶς λίμνη) и Пагасейским заливом, где образует два мыса: Сепиадский и Эантийский, с вершинами в 2-5 тысяч футов; этот хребет и поныне славится богатством и красотой своих лесов и фруктовыми садами. Гиганты взгромоздили Оссу и Олимп на П. или П. и Оссу на Олимп, чтобы занять небо. Ноm. Od. 11, 314. Pind. pyth. 8, 15. Horat. Od. 3, 4, 49. По преданиям, здесь жил кентавр Хейрон, который имел пещеру почти на вершине горы, богатой целебными травами. На вершине находилось святилище Зевса Актея. Strab. 9, 428 слл.

ПЕЛЛА

ПЕЛЛА - Pella, Πέλλα,

1. древний македонский город в области Боттиеи на реке Лудии, в 120 стадиях от ее устья; ныне развалины близ Янницы. Hdt. 8, 124. С Филиппа Македонского, который здесь родился и сделал этот город своей столицей, начинается процветание этого города; с этих пор имя его чаще встречается. Ливий (44, 46) дает о нем обстоятельные сведения;

2. самый южный город в Перее в Палестине, завоеванный Антиохом Великим, разрушенный потом Александром Ианнеем, т. к. македонские жители не хотели принять иудейской веры; восстановлен был Помпеем .

ПЕЛЛАНА

ПЕЛЛАНА - Pellāna, см. Laconica, Лаконика, 7.

ПЕЛЛЕНА

ПЕЛЛЕНА - Pellēne, Πελλήνη или Πελλάνα, самый восточный город из 12 ахейских городов, на укрепленной высоте, в 60 стадиях от моря; гавань Аристонавтов (вернее, Аргонавтов). Hdt. 1, 145. Во время Пелопоннесской войны жители его были на стороне пелопоннесцев (Thuc. 2, 9. 8, 3). Во время коринфской войны особенно отличился гражданин этого города - Промах. Во время ахейско-этолической войны нападения на этот город и занятия его причинили ему большие убытки. Остатки его находятся теперь на Зугрской вершине. Strab. 8, 385. слл.

ПЕЛОПИД

ПЕЛОПИД - Pelopĭdas, Πελοπίδας, фивянин, сын Гиппокла, из благородной и богатой фамилии, друг Епаминонда. Т. к. он примкнул к национально-демократической партии Исмения, то должен был оставить Фивы и искать убежища с 400 единомышленниками в Афинах, когда олигархи в 382 г. завоевали Фивы при помощи Спарты. Несмотря на молодость, он стал во главе единомышленников по смерти Андроклеида. Когда в Фивах был подготовлен политический переворот, он пробрался с 12 беглецами из Фрии в родной город. При помощи тамошних заговорщиков олигархи были умерщвлены, а демократия снова восстановлена, осенью 379 г. Plut. Pelop. 8-12. Хеn. Hell. 5, 4. Вместе с Хароном и Меллоном он был выбран в беотархи и занимал одну из высших должностей в государстве. В начале войны, возгоревшейся между Фивами и Спартой, он принудил спартанца Сфодрия вторгнуться в Аттику и занять Пирей; этим он привлек Афины на сторону фивян. Он старался принудить остальные беотийские города составить союзное государство под предводительством Фив. В это время он впервые приобрел воинскую славу блестящей победой, одержанной им у Тегиры над двумя спартанскими морами, возвращавшимися из Локриды в Беотию, в 376 или 375 г. до Р. X. Plut. Pelop. 16 слл. При Левктрах (371 г.) он командовал священным отрядом, который обязан своей организацией преимущественно ему. С Эпаминондом он вступил (370-369 гг.) в Пелопоннес; по возвращении он был привлечен вместе с Эпаминондом к ответственности за то, что пробыл в должности беотарха лишних 4 месяца, но с честью был оправдан. С этих пор (369 г.) он направил свою деятельность преимущественно на север. Фессалийские города просили помощи против Александра Ферского. Он направился туда с войском и принудил Александра заключить договор, одним из условий которого была, без сомнения, автономия городов. Призванный в Македонию как третейский судья, он решил дело в пользу Александра и взял в заложники брата его Филиппа. Однако порядок дел, введенный им, просуществовал недолго. Фессалийские города снова были притесняемы, и Александр Македонский был убит Птолемеем Алорским. П. вторично пошел в Македонию, но т. к. наемники оставили его, то он должен был заключить с Птолемеем договор, по которому государство было разделено между Птолемеем и Пердиккой (368 г.). Когда теперь он пришел в Фессалию с Исмением в качестве посла, то был схвачен тираном вопреки международному праву; только при приближении фиванского войска он был отпущен. Скоро затем он отправился послом в Сусы, где был принят с почетом; но ему не удалось осуществить мирный договор, предложенный персидским царем, хотя, впрочем, Анталкидов мир перестал быть основой взаимных отношений греческих государств. Хеn. Hell. 7, 1. В 364 г. он снова отправился на помощь фессалийским городам; затмение солнца (13 июня 364 г.) заставило большую часть греческих войск остановиться, только он с 300 всадников пошел далее, надеясь на беспорядки в собственном доме тирана. При Киноскефалах сделал он нападение на более сильное войско последнего; но в то время, когда он с ожесточением напирал на Александра, телохранители тирана убили его. Фивяне, продолжавшие бой с большей еще яростью, одержали полную победу. Plut. Pelop. 31 слл. Diod. Sic. 15, 80. Стремление Фив на севере прекратилось со смертью П.

ПЕЛОПОННЕС

ПЕЛОПОННЕС - Peloponnēsus, см. Graecia, Греция.

ПЕЛОПОННЕССКАЯ ВОЙНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕЛОПС

ПЕЛОПС - Pelops, Πέλοψ, внук Зевса, сын Тантала (см. Тантал), царя в Синиле в Малой Азии, и Дионы, дочери Атланта. Когда он был мальчиком, отец убил его, разрезал на части и приготовил из него кушанье, чтобы угостить богов, которые были у него на пиру. Боги, которые заметили обман, не прикоснулись к ужасному блюду, кроме Деметры, которая, в печали о пропавшей дочери, съела одно плечо. Боги возвратили мальчику тело и жизнь через Гермеса, который сварил раздробленные члены в котле, а вместо съеденного Деметрой плеча вставил плечо из слоновой кости. Этот рассказ возник вследствие предания, будто все члены рода пелопидов имели белое пятно на плече. Ov. met. 6, 404. Verg. Georg. 3, 7. Pind. оl. 1, 25 слл. Юношей П. отправился в Пису, чтобы свататься за Гипподамию, дочь тамошнего царя Эномая (сына Арея и Гарпинны, дочери Асона) и Плеяды Стеропы. Т. к. Эномаю было предсказано, что он умрет, если его дочь выйдет замуж, то он ставил женихам условие, чтобы они состязались с ним на колеснице от Писы до Посейдонова храма на Истме; если Эномай догонял жениха, то пронзал сзади копьем. Так погибло уже много юношей; только П., любимец Посейдона, победил Эномая, благодаря тому, что подкупил возницу его Миртила (Мирсила), сына Гермеса, который не укрепил колес колесницы на концах оси посредством чек, вследствие чего Эномай упал и умер или же сам причинил себе смерть, когда увидел себя побежденным. По Пиндару (оl. 1, 87), П. одержал победу не обманом, но благодаря быстроте коней, подаренных ему Посейдоном. П. обещал Миртилу половину царства, которое он получит вместе с рукой Гипподамии; но потом он бросил его в море, чтобы уклониться от исполнения своего обещания. Миртил проклял его и весь его род. Это проклятие и гнев Гермеса причинили много бед потомству П. Кроме Писы он приобрел еще Олимпию, где возобновил еще в более пышном виде игры. Он был самым сильным государем Пелопоннеса, который и получил от него имя. В Олимпии, на его могиле, приносили ему кровавые жертвы, как герою и покровителю состязаний. Pind. оl. 1, 90. От Гпподамии он имел сыновей: Атрея, Фиеста, Дия, Киносура, Коринфия, Гиппалкма, Гиппаса, Клеона, Аргея, Алкафоя, Элия, Питфея, Трезена и дочерей: Никиппу и Лисидику; по Пиндару - только 6 сыновей. От Аксиохи (или Данаиды) у него был сын Хрисипп, которого остальные братья возненавидели за то, что отец отдавал ему предпочтение перед другими. Атрей и Фиест, по наущению Гипподамии, убили его. П. выгнал за это своих сыновей из своей земли; они рассеялись по Пелопоннесу. Атрей и Фиест бежали в арголидскую Мидею, куда бежала и Гипподамия. По смерти Гипподамии П. перенес прах ее в Олимпию.

ПЕЛОР

ПЕЛОР - I.

Πέλωρ,

см. Cadmus, Кадм.

II.

Pelōris или Pelorias, Pelorus, -um,

Πελωρίς (Cic. Verr. 5, 3. Thuc. 4, 25), или Πελωρίας, низменный северо-восточный выступ Сицилии, на северо-восток от Мессаны, в Сицилийском проливе, будто бы названный так по имени кормчего Ганнибала, которого Ганнибал убил здесь в гневе и похоронил. Конечно, правильнее производить это слово от πέλωρ, πελώριος. На мысу находился храм Посейдона и маяк, на который указывает также и настоящее название Capo-di-Faro. Strab. 3, 171. Diod. Sic. 4, 83 слл.

ПЕЛУСИЙ

ПЕЛУСИЙ - Pelusĭum, Πηλούσιον, в Ветхом Завете - Син, т. е. болотный город. Он лежал в Нижнем Египте на восточном нильском рукаве, получившем от него же название, в 20 стадиях от моря, и был окружен болотами и топями. П. был ключом Египта с востока (Liv. 45, 11. Caes. b. Afr. 27); поэтому был сильно укреплен и подвергался частым нападениям. Здесь было прогнано Сефоном войско Санхериба (Hdt. 2, 141); недалеко от него произошло сражение между Камбизом и Псамменитом (Hdt. 3, 10 слл.). В 374 г. он был осаждаем и завоеван Фарнабазом и Ификратом, а позже, в 309 г., персами. Diod. Sic. 15, 42. 16, 48 слл. После битвы при Акции этот город достался Октавиану. Plut. Anton. 74. Развалины его находятся в Tineh близ Дамиетты.

ПЕЛЬТА

ПЕЛЬТА - Pelta, см. Arma, Оружие, 7.

ПЕЛЬТЫ

ПЕЛЬТЫ - Peltae, Πέλται, город во Фригии. Хеn. Anab. 1, 2, 10. Eutr. 4, 2.

ПЕМАНЫ

ПЕМАНЫ - Paemāni, бельгийский народ в Галлии, к востоку от Мааса, в области нынешнего Люттиха; по Цезарю (Caes. b. g. 2, 4), они вместе с кондрусами, церэсами и эбуронами выставляли 40.000 воинов. След их имени сохранился в названии местности Famene.

ПЕНАТЫ

ПЕНАТЫ - Penātes, домашние божества римлян, которые охраняли единство и целость семьи. Слово это стоит в связи с penus, penitus, penetralia - словами, которые выражают собой понятие чего-то внутреннего, тайного. Их изображения стояли в той части дома, которая называлась penetralia, в большой зале, которая была обыкновенным местопребыванием семьи и считалась средоточием дома; помещались они в шкафу, вблизи очага, на котором всегда горел неугасаемый огонь; здесь члены семьи находили себе защиту и убежище от преследования. П. принимали постоянное участие в судьбе семьи, поэтому при всех важнейших событиях дома им приносили благодарственную жертву. Число, имена и пол их совершенно неизвестны. К ним принадлежали также разнообразные божества, которые считались покровителями дома, как, напр., Веста, Юпитер, Лары и др. Римляне называли их dii penetrales, domestici, familiares, patrii, греки - πατρω̃οι, γενέθλιοι, κτήσιοι, μύχιοι, 'έρκιοι. Государство, как большая семья, имело также своих П., majores, publici, в противоположность к частным, minores, privati; они всегда были скрыты в потаенной части penetralia храма Весты.

ПЕНЕЙ

ПЕНЕЙ - Penēus, Πηνειός,

1. главная река Фессалии, н. Саламбрия, берет начало на Пинде (главным образом на Лакмоне), течет сначала по узкой долине на восток, образуя большую дугу, обращенную внешней стороной к югу, потом поворачивает на северо-восток и увеличивается от многих притоков (с левой стороны особенно - Лефеем и Титаресием, с правой - Енипеем) и пробивается между Олимпом и Оссой через узкую Темпейскую долину (см. Темпейская долина) к Фермейскому заливу. Его часто воспевали поэты за чистую и прекрасную воду и за Темпейскую долину. Pind. pyth. 10, 56. Verg. 9. 4, 317;

2. река в Элиде, берет начало у подошвы Эриманфа, на западном склоне; недалеко от Пилоса принимает приток Ладон, протекает затем через город Элиду; в древние времена он изливался в море к востоку от мыса Хелоната, теперь же, вследствие низкой наносной почвы, он изменил устье и изливается в море к востоку от названного мыса. Теперь эта река называется Gastuni, в верхнем течении также Вервенской рекой, по имени ущелья, по которому она протекает. Strab. 8, 338.

ПЕНЕЛЕЙ

ПЕНЕЛЕЙ - Penelĕus, Πηνέλεως, сын Гиппалкма и Астеропы, отец Офелта, аргонавт, предводитель беотийцев в Троянской войне. По сказаниям послегомеровским, он был убит Эврилохом, сыном Телефа. Ноm. Il. 2, 494. 14, 487. 16, 341. 17, 597.

ПЕНЕЛОПА

ПЕНЕЛОПА - Penelŏpe, см. Odysseus, Одиссей.

ПЕНЕСТЫ

ПЕНЕСТЫ - Πενέσται, см. Helotes, Илоты.

ПЕНИЯ

ПЕНИЯ - Πενία, у римлян Paupertas, олицетворение бедности. По одному платоновскому мифу, она родила Эрота в день рождения Афродиты от Пороса (Πόρος), бога изобилия, сына Метиды (Μη̃τις). Plat. Symp., p. 203 В. У Аристофана (Plut. 415 слл.) она является представительницей искусств и ремесел. Theocr. 21, 1. Flaut. Stich. 1, 3, 23.

Предыдущая страница Следующая страница