Поиск по материалам сайта
Cлово "PRIORI"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. ПРЕДИСЛОВИЕ
Входимость: 2. Размер: 27кб.
2. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
Входимость: 2. Размер: 11кб.
3. Словарь античности. Статьи на букву "К" (часть 1, "КАБ"-"КАН")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
4. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "Т"
Входимость: 1. Размер: 15кб.
5. Большой толковый словарь по культурологии. МЕТАФОРА СНОВИДЕНИЯ
Входимость: 1. Размер: 30кб.
6. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "А" (часть 2, "АНА"-"АЯТ")
Входимость: 1. Размер: 59кб.
7. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Ж"
Входимость: 1. Размер: 19кб.
8. ЖИЗНЕННЫЙ МИР
Входимость: 1. Размер: 5кб.
9. МЕТАФОРА СНОВИДЕНИЯ
Входимость: 1. Размер: 27кб.
10. Фразеология и критика языка
Входимость: 1. Размер: 22кб.
11. Реальный словарь классических древностей. ТАЦИТ
Входимость: 1. Размер: 16кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. ПРЕДИСЛОВИЕ
Входимость: 2. Размер: 27кб.
Часть текста: Императору, б) бальзамированных, в) прирученных, г) молочных поросят, д) сирен, е) сказочных, ж) бродячих собак, з) включенных в настоящую классификацию, и) буйствующих, как в безумии, к) неисчислимых, л) нарисованных очень тонкой кисточкой из верблюжьей шерсти, м) и прочих, и) только что разбивших кувшин, о) издалека кажущихся мухами». Предел нашего мышления — то есть совершенная невозможность мыслить таким образом — вот что сразу же открывается нашему взору, восхищенному этой таксономией; вот какое экзотическое очарование иного способа мыслить предстает перед нами под покровом аполога. Что же именно нельзя осмыслить, о какой невозможности идет речь? Каждой из этих необычных рубрик можно дать точную интерпретацию и конкретное содержание; некоторые из них и в самом деле включают фантастические существа — сказочных животных или сирен; но выделяя их, китайская энциклопедия как раз препятствует возможности отождествить их со всеми прочими; она тщательно отличает реально существующих животных (буйствующих, как в безумии, или только что разбивших кувшин) от существующих лишь в воображении. Опасные смешения предотвращены, гербы и басни нашли свое специфическое место; нет больше немыслимых амфибий, нет когтистых крыльев, нет омерзительной чешуйчатой кожи, нет и этих многоликих, бесовских, огнедышащих чудищ. Чудовищность облика 1 Борхес, Хорхе Луис (1899—1984) — аргентинский писатель, поэт, прозаик, философ. — Прим. ред. не характеризует ни существующих реально, ни воображаемых зверей; она не лежит в основе и какой-либо странной способности. Ее вообще не было бы в этой классификации, если бы она не проникла во все пробелы, во все промежутки, разделяющие одни существа от других. Невозможность кроется не в «сказочных» животных, поскольку они так и обозначены, а в их предельной близости к бродячим собакам или к тем животным, которые издалека кажутся мухами. Именно сам...
2. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
Входимость: 2. Размер: 11кб.
Часть текста: культура XX века. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ш Э Ю Я ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ - Наиболее общая категория эстетики; метакатегория, с помощью которой обозначается ее предмет и выражается сущностное родство и системное единство всего семейства эстетических категорий. В качестве категории сформировалась в эстетике в XX в. на основе предиката «эстетический», активно употреблявшегося со времен Канта применительно к особому опыту, особым субъект-объектным отношениям, изящным искусствам, специфическому сознанию и т. п. - ко всей сфере явлений, изучаемых эстетикой. В XX в. прилагательное субстантивировалось в среде эстетиков и превратилось в термин для обозначения предмета науки (das Asthetische - в немецком; the aesthetic - в английском; l'esthetique - во французском - один термин для обозначения эстетики и эстетического, которые различаются достаточно четко по контекстуальному смыслу во франкоязычной эстетике XX в.). Чаще всего под эстетическим понимается та сфера субъект-объектных отношений, в которой восприятие объекта или представление о нем сопровождается незаинтересованным удовольствием. На этом основании далеко не всеми исследователями эстетическое оценивалось однозначно и позитивно. Некоторые ученые еще с конца XIX в. отождествляли его с...
3. Словарь античности. Статьи на букву "К" (часть 1, "КАБ"-"КАН")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
Часть текста: Статьи на букву "К" (часть 1, "КАБ"-"КАН") КАБИРЫ КАБИРЫ (греч.), в др.-греч. религии хтонич. божества, вероятно, малоазийского происхождения, особенно почитавшиеся на о. Самофракия; божества плодородия и покровители мореплавателей. В связи с вопросом о количестве К. иногда упоминалось число четыре. К числу наиболее известных мест культового поклонения К. относится святилище на о. Самофракия, в эллинистич. эпоху ставшее центром совершения мистериальных действ наряду с Элевсином (в этом культе К. именовали «Великими богами»), а также храм К. подле Фив, на о. Имброс и на о. Лесбос. В фиванском храме К. и в захоронениях, находящихся неподалеку от Фив, найдены вазы чернофигурного стиля, оригинально расписанные: сцены из мифов и бытовые сцены представлены здесь в комич. духе. КАВДИЙ КАВДИЙ - в древности город самнитов на Аппиевой дороге, недалеко от Кавдинского ущелья, где в 321 до н. э. рим. легионы попали в засаду, устроенную самнитами, и сдались. Чтобы унизить римлян, их прогнали под «ярмом» (воротами, сооруж. из копий). Отсюда образное выражение - «пойти под Кавдинским ярмом», т. е. подвергнуться крайнему унижению. КАВКАЗ КАВКАЗ (лат. Caucasus). Впервые греки познакомились с К. в 6 в. до н. э. благодаря колонии Диоскуриада, основанной милетцами в Колхиде на вост. побережье Черного м. Согласно преданию, Зевс повелел приковать Прометея к скале в Колхиде. По представлениям ионийских географов, К. находился на вост. оконечности Земли, и потому после походов Александра Македонского это название было перенесено на горы, располож. в сев. части Индии (Гиндукуш, Памир, Гималаи). Только благодаря Помпею в 65 до н. э. были получены более точные сведения о К. Еще в античности было известно, что К. можно пересечь с С. на Ю. там, где сейчас Военно-грузинская дорога, и с З. на В. по перевалу от Дербента. КАДМ КАДМ - сын мифич. финикийского царя Агенора. Отец отправил его и братьев на поиски сестры Европы, похищ. Зевсом. К. выполнил указание...
4. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "Т"
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Часть текста: Статьи на букву "Т" В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Т" ТАШИЗМ ТАШИЗМ (от франц. tache - пятно) Европейская разновидность абстрактного экспрессионизма. Термин был введен в 1950 г. бельгийско-французским художественным критиком М.Сёфором (Seuphor) для обозначения живописной техники группы художников, среди которых главное место занимали немец Вольс (Wols - Вольфганг Шульце), француз Жорж Матьё (Mathieu), испанец Антонио Саура и некоторые др. Впервые работы ташистов были выставлены в Париже в 1947 г. Метод их работы сводился к импульсивному спонтанному нанесению красок на холст и приближался к тому, что в США в это же время называлось живописью действия (action painting). Изобретатель этого метода Вольс отрицал, однако, абсолютную случайность в своей работе. Он, как и его последователи, считал, что, отталкиваясь от неких визуально воспринимаемых «следов»-форм реальной действительности, интуиция художника ведет его к выражению каких-то глубинных процессов бытия. В результате из-под кисти (хотя не все из ташистов пользовались кистью в прямом смысле слова) ташистов выходили резкие, остро напряженные по цвету и по форме, часто бьющие по психике, драматические абстрактные полотна, выражающие в целом трагико-пессимистический взгляд на универсум и вершащиеся в нем процессы. В 50-е - нач. 60-х гг. Т. имел много приверженцев среди художественной интеллигенции Европы. Лит.: Tapie M. Un art autre ou il s'agit de nouveaux devidages du reel. P., 1952; Mathieu G. Au-dela Tachisme. P., 1963. Л.Б. ТЕКСТ ТЕКСТ - см.: Барт ТЕЛЕСНОСТЬ Статья большая, находится на отдельной странице . ТЕРМЕН ТЕРМЕН - Лев Сергеевич (1896-1993) Выдающийся изобретатель, музыкант, пионер электронного искусства. В 1920 г. изобрел уникальный электромузыкальный инструмент «терменвокс», экспериментировал в области...
5. Большой толковый словарь по культурологии. МЕТАФОРА СНОВИДЕНИЯ
Входимость: 1. Размер: 30кб.
Часть текста: сознания и психики. Сновидение метафорично по природе и одновременно само служит метафорой для понимания опр. типов реальности - виртуальной, лит. и худож. Вопрос о значении сновидения стоял всегда, шла ли речь об истолковании исторически значимых пророчеств и предсказаний, как в знаменитом сне Сципиона - Карфаген должен быть разрушен! - или знаков и символов индивидуальной судьбы. Будь то сон-предсказание или сон как "путь внутрь самого себя", он всегда требует истолкования, перевода, поскольку языки его многозначны и укоренены в разных представлениях и культурах. В этом смысле Ю. Лотман и высказал свою знаменитую идею: сон - это семиотич. окно. Фрейд вопрос о значении и содержании сновидений сделал исходным основанием своей концепции, понимая, что сновидение очень редко дает точную репродукцию действит. сцен. Он исследовал, в частности, такую "работу сновидения", как превращение скрытых мыслей сновидения в явное его содержание. Каждая скрытая мысль выражается несколькими элементами, причем ассоциации не идут просто от неявных мыслей к содержанию сновидения, а многократно скрещиваются и переплетаются, создавая опр. ситуацию и "драматизируя" ее. При этом, чтобы скрыть, исказить, а в конечном счете вытеснить , к.-л. нежелат. смысл сновидения, осуществляется смещение , напр., выдвижение на первый план второстепенных элементов, маскирующее этот смысл, что напоминает один из осн. приемов поэтич. речи - принцип сдвига,...
6. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "А" (часть 2, "АНА"-"АЯТ")
Входимость: 1. Размер: 59кб.
Часть текста: страница Статьи на букву "А" (часть 2, "АНА"-"АЯТ") Анализ затрат и результатов Анализ затрат и результатов (cost-benefit analysis), метод оценки инвестиционных проектов (инвестиции), при к-ром в расчет принимается не только отток денежных ср-в и их ожидаемый приток в пользу инвесторов, но и социальные последствия с учетом внеш. (сопутствующих) воздействий на др. составляющие экономики. Данный метод используется, как правило, нац. и местными пр-вами при определении целесообразности осуществления крупных инвестиционных проектов, как гос., так и частных. А.з. и р. подразумевает присвоение всем затратам или рез-там соответствующих денежных значений, к-рые отражают либо снижение, либо повышение обществ, благосостояния в целом. Нек-рые типы затрат и рез-тов с трудом поддаются численному выражению, как, напр., уничтожение естественных мест обитания животных или снижение риска дорожно-трансп. происшествий. Методы, используемые для оценки этих затрат, включают, напр., оценку того, сколько люди готовы заплатить за сохранение среды обитания животных или подсчет стоимости ранений и смертей в рез-те дорожно-трансп. происшествий. Анализ рисков Анализ рисков (risk analysis), анализ возможных...
7. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Ж"
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Часть текста: наступивший с распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий и оружия. Сменил бронзовый век в основном в начале I тыс. до н.э. Применение железа дало мощный стимул развитию производства и тем самым ускорило общественное развитие. ЖЕСТОВ ЯЗЫК ЖЕСТОВ ЯЗЫК (язык кинетический, язык линейный) - система жестов и телодвижений, используемая как средство общения наряду со звуковой речью или взамен ее в бытовом общении, а также в связи с обрядами, культовыми запретами и т.д. ЖИВОПИСЬ ЖИВОПИСЬ - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись - важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей, обладает существенным социальным содержанием и разнообразными идеологическими функциями. ЖИЗНЕННЫЙ МИР ЖИЗНЕННЫЙ МИР - термин, введенный основоположником феноменологии Гуссерлем (см. Гуссерль ), пытавшимся переосмыслить существующее отношение к миру...
8. ЖИЗНЕННЫЙ МИР
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Часть текста: из к-рых вырастают ценности культуры, научные конструкции, филос. установки. Проблема “объективно-истинного” мира — проблема вторичных и специальных интересов. Ж.м. имеет объективность совершенно другого рода, к-рая раньше игнорировалась и не принималась в расчет позитивными науками как нечто субъективное, аморфное, подлежащее преодолению. В частности, центр, проблемой Ж.м. становится проблема живого осмысленного созерцания, рассматриваемого совр. наукой как неопределенное и смутное понятие, как нечто малоценное по сравнению с общезначимостью логического. На самом деле очевидности логики научного познания нуждаются в очевидностях Ж.м., в жизненно-мировых априори как более ранних и более универсальных. Только возвращение, “откапывание” из-под более поздних пластов мира этих жизненно-мировых априори может дать действительно радикальное и подлинно научное обоснование совр. объективно-логич. наук, вернуть питательную почву совр. культуре в целом, открыть возможности построения других картин мира, др. перспектив и возможностей развития культуры. “Гуссерль, — писал Сартр по поводу открытия Ж.м., — возродил исполненный эмоционального воздействия мир пророков и...
9. МЕТАФОРА СНОВИДЕНИЯ
Входимость: 1. Размер: 27кб.
Часть текста: значимых пророчествах и предсказаниях, как в знаменитом сне Сципиона — Карфаген должен быть разрушен! — или знаках и символах индивидуальной судьбы. Будь то сон-предсказание или сон как “путь внутрь самого себя”, он всегда требует истолкования, перевода, поскольку языки его многозначны и укоренены в разных представлениях и культурах. В этом смысле Ю. Лотман и высказал свою знаменитую идею: сон — это семиотич. окно. Фрейд вопрос о значении и содержании сновидений сделал исходным основанием своей концепции, понимая, что сновидение очень редко дает точную репродукцию действит. сцен. Он исследовал, в частности, такую “работу сновидения”, как превращение скрытых мыслей сновидения в явное его содержание. Каждая скрытая мысль выражается несколькими элементами, причем ассоциации не идут просто от неявных мыслей к содержанию сновидения, а многократно скрещиваются и переплетаются, создавая опр. ситуацию и “драматизируя” ее. При этом, чтобы скрыть, исказить, а в конечном счете вытеснить, к.-л. нежелат. смысл сновидения, осуществляется смещение, напр., выдвижение на первый план второстепенных элементов, маскирующее этот смысл, что напоминает один из осн. приемов поэтич. речи — принцип сдвига, транспозиции. Осуществляется также прием сгущения, напр., исчезает альтернатива “или — или”, прямое отрицание, происходит сближение в пространстве и во времени; психич. материал предстает в наглядной форме. Фрейд исследовал в сновидениях “скрытые мысли”, к-рые являются нам не в рац. словесных формах, а выражаются символически, посредством сравнений и метафор, как в образном ...
10. Фразеология и критика языка
Входимость: 1. Размер: 22кб.
Часть текста: фразеологии - один из способов интерпретации культуры. Лексикон как ключ к истории и культуре - это исследовательская стратегия, провозглашенная Анной Вержбицкой, теория фразеологии как языка культуры предложена и описана В.Н. Телия. 40 В лингвокультурологической концепции В.Н. Телия субъект языка получает дополнительное членение как субъект культуры, и связующим звеном между ними является культурная коннотация - результат интерпретации денотата в категориях культуры. При этом особое внимание уделяется внутренней форме: образность языка постулируется как „ниша для кумуляции видения", которая может свидетельствовать о „[...] культурно-национальном опыте и традициях". 41 Внутренняя форма сигнализирует наличие в структуре знака мотивирующего элемента, знания, которое разделяется носителями культуры и придает знаку прозрачность именно среди „своих", т. е. тех субъектов, которые разделяют условия такой мотивации с членами собственного сообщества. Культурная коннотация, таким образом, и...