Поиск по материалам сайта
Cлово "VOGEL"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "К" (часть 11, "КРИ"-"КУТ")
Входимость: 2. Размер: 63кб.
2. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДИА"-"ДИО")
Входимость: 1. Размер: 63кб.
3. Мифы народов мира. Статьи на букву "М" (часть 1, "МАА"-"МАМ")
Входимость: 1. Размер: 50кб.
4. Мифы народов мира. ДРЕВО МИРОВОЕ
Входимость: 1. Размер: 26кб.
5. Мифы народов мира. Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАБ"-"НАР")
Входимость: 1. Размер: 46кб.
6. Словарь средневековой культуры. ПОКАЯНИЕ
Входимость: 1. Размер: 15кб.
7. Мифы народов мира. ОРЕЛ
Входимость: 1. Размер: 19кб.
8. Словарь средневековой культуры. МЕССА
Входимость: 1. Размер: 23кб.
9. Мифы народов мира. ПТИЦЫ
Входимость: 1. Размер: 23кб.
10. Мифы народов мира. ДРЕВО ЖИЗНИ
Входимость: 1. Размер: 16кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "К" (часть 11, "КРИ"-"КУТ")
Входимость: 2. Размер: 63кб.
Часть текста: стекла, которое мы называем также хрусталем. Plin. 37, 2, 11. Juv. 6, 155. КРИТ Статья большая, находится на отдельной странице . КРИТИЙ КРИТИЙ - I. Critias, Κριτίας, 1. сын Дропида, родственник Солона, через сына своего Каллайсхра дед Крития Младшего, а через дочь своего сына Главкона прадед философа Платона; 2. К. Младший, ученик Горгия Леонтинского и Сократа, сначала заявил себя приверженцем демократии и при разбирательстве дела об убиении Фриниха (411 г. до Р. X.) настоял на том, чтобы сперва было произведено расследование относительно образа действий Фриниха, вследствие чего это убийство было признано делом законным. В течении следующих лет он находился в изгнании во Фракии и Фессалии, после же низвержения демократии в 404 г. встречаем мы его опять в Афинах, в числе тридцати. Здесь сначала К. действовал в союзе с Фераменом (см. Theramenes, Ферамен ), но вскоре устранил последнего, как человека, мешавшего его планам, и после этого занял самое видное место между 30-ю олигархами, но своею чрезвычайной жестокостью возбудил против себя ненависть народа и пал в борьбе против Фрасибула в 403 г. Nep. Thras. 2. Хеn. Socrat. 1, 2, 12. Хеn. Hell. 2, 4, 8. 19. К. по воспитанию своему принадлежал к числу самых образованных людей в Афинах. Он отличался как поэт и как оратор; впрочем, из его речей ничего не сохранилось, а из его элегий дошло лишь несколько отрывков. Платон высоко ценил его, как показывают частые упоминания о К. и в диалоге, названном именем К. Отрывки собр. N. Bach (1827) и Bergk, poet. lyr. Graec., p. 662 слл. II. Critius,...
2. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДИА"-"ДИО")
Входимость: 1. Размер: 63кб.
Часть текста: ДИАСИЯ ДИАСИЯ - Διάσια, τα, главный праздник в честь Зевса Умилостивителя (Μειλίχιος), празднуемый в Афинах 23 числа месяца Антесфериона (день гнева богов), для искупления народа приношением некровавых жертв на берегу Илисса, близ храма Зевса. Thuc. 1, 126. ДИАСКЕВАСИС ДИАСКЕВАСИС - Διασκεύασις, Διασκευασταί, см. Homerus, Гомер , 7. ДИАТРЕТА ДИАТРЕТА - Diatrēta, sc. pocula или vasa, сосуды прорезной работы, особенно стеклянные вазы с выточенными фигурами. Подобные вазы часто находят в могилах, и красота их заставляет удивляться искусству древних. ДИВИНАЦИЯ Статья большая, находится на отдельной странице . ДИВИЦИАК ДИВИЦИАК - Divitiăcus, глава одной партии между эдуями в начале Галльской войны, некоторое время должен был уступать брату своему Думноригу, стоявшему во главе национальной партии и соединившемуся с гельветами и с Ариовистом, но затем вновь возвысился, благодаря тесному союзу с Цезарем и римлянами. Победив гельветов, он от имени многих народов просил о поддержке против Ариовиста и участвовал в войне против него, равным образом и в борьбе против бельгов в следующем году. Затем он, кажется, опять потерял свое значение. Caes. b. g. 1, 16 сл. 2, 4. 5. 6, 12. Во время своего пребывания в Риме Д. познакомился с...
3. Мифы народов мира. Статьи на букву "М" (часть 1, "МАА"-"МАМ")
Входимость: 1. Размер: 50кб.
Часть текста: культа M. относится к началу Древнего царства, M. упоминается в «Текстах пирамид». Начиная с III династии (нач. 3-го тыс. до н. э.) фараоны включают имя M. в свои эпитеты («владыка M.»). M. считалась дочерью бога Ра и как таковая участвовала в сотворении мира, когда был уничтожен хаос и установлен порядок. Большую роль играла M. в загробном суде Осириса; на одну чашу весов клали сердце покойного, на другую - статуэтку M. Равновесие означало, что покойный оправдан (его «голос был праведным») и достоин блаженства в царстве Осириса. В противном случае его пожирало чудовище Амт (лев с головой крокодила). M. иногда называлась «Маати» (двойственное число), так как существовало представление о двух сестрах M.; зал суда назывался «залой двух правд». Эмблемой судей была статуэтка M., которую они носили на груди. Жрецом M. был везир; центром культа - Фиванский некрополь. Р. р. Маат и Тот в образе ибиса. Около 600 до н.э. (26 династия). МААХИСЫ МААХИСЫ («жители земли»), маанвэки («земной народ»), мааналайсы («подземные»), в финской мифологии подземные духи. M. антропоморфны, безобразны (одна ступня у них повёрнута назад и т. п.), но могут иметь...
4. Мифы народов мира. ДРЕВО МИРОВОЕ
Входимость: 1. Размер: 26кб.
Часть текста: гора», «мировой человек» («первочеловек»), храм, триумфальная арка, колонна, обелиск, трон, лестница, крест, цепь и т. п.] воедино сводятся общие бинарные смысловые противопоставления, служащие для описания основных параметров мира. Образ Д. м. выявлен или реконструируется на основе мифологических, в частности космологических представлений, зафиксированных в словесных текстах разных жанров, памятниках изобразительного искусства (живопись, орнамент, скульптура, глиптика, вышивка и т. п), архитектурных сооружениях (прежде всего культовых), утвари в широком смысле слова, ритуальных действиях и т. д. Прямо или косвенно образ Д. м. восстанавливается для разных традиций в диапазоне от эпохи бронзы (в Европе и на Ближнем Востоке) до настоящего времени [ср. автохтонные сибирские, американские (индейские), африканские, австралийские традиции]. Образ Д. м. играл особую организующую роль по отношению к конкретным мифологическим системам, определяя их внутреннюю структуру и все их основные параметры. Эта роль наглядно выступает при сравнении с тем, что предшествовало «эпохе Д. м.» в том виде, как эту стадию представляли себе люди последующей эпохи. Речь идёт о довольно стандартных описаниях беззнакового и беспризнакового хаоса, противостоящего знаково организованному космосу. Космогонические мифы описывают становление мира как результат последовательного введения основных бинарных семантических оппозиций (небо - земля и т. п.) и градуальных серий типа растения-> животные->люди и т. п. и создания космической опоры в виде Д. м. или его эквивалентов. В противоположность этому самые ранние знаковые системы, созданные человеком и восстанавливаемые по древнейшим источникам, восходящим к верхнему палеолиту (наскальная живопись и т. д.), не обнаруживают сколько-нибудь отчётливых следов противопоставлений с...
5. Мифы народов мира. Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАБ"-"НАР")
Входимость: 1. Размер: 46кб.
Часть текста: что родство Мардука и Н. - вторично и связано с близостью Вавилона и Борсиппы, но возможно, что и значение Н., постепенно всё возраставшее, объясняется родством с главным богом. В 15 в. до н. э. культовыми центрами Н. становятся также Ниневия и Калху. Культ Н„ в котором он поднимается до уровня космических божеств, прослеживается вплоть до селевкидского времени. К рангу высших божеств Н. причисляется и как писец таблиц судеб, иногда он считается их обладателем и тогда наделяется эпитетами Мардука. В одном из новоассирийских текстов Н. называют «открывающий источники» и «руководитель роста урожая» (снова перенос на Н. космических черт Мардука). На статуе 8 в. до н. э. есть характерная надпись: «доверяйся Набу и никакому другому богу». Особенно почитался в нововавилонский период, когда постепенно стал вытеснять Мардука. В мифах, как сравнительно поздно появившийся бог, Н. не встречается. В одном заклинании из Ашшура Н. назван сыном Эйя (Энки) и фигурирует в функции Ассалухи-Мардука. Супруга Н. - богиня судьбы Ташмету. Символ Н., как и шумерской богини Нисабы (с которой его роднят многие черты), - писцовый грифель. Часто его изображают стоящим на священном...
6. Словарь средневековой культуры. ПОКАЯНИЕ
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Часть текста: В сущности, этот ритуал воспроизводит процедуру судебного разбирательства, где грешник предстает одновременно и как преступник, и как пострадавший, а священник - проводит расследование и определяет меру и способ искупления вины. 1. Раннехристианская форма П.я является модификацией иудаистского покаянного режима, отстранявшего кающихся от посещения синагоги. Она просуществовала в Европе до VII в. Подобное П.е как путь искупления прегрешений было доступно мирянам, но не клирикам. В отличие от позднейших систем, контроль над кающимся и совершение всех соответствующих обрядов являлись прерогативой одного лишь епископа. Правилом в эпоху христианской античности были частная исповедь, совершаемая перед священником, хотя последний и мог, если считал это полезным, обязать грешника покаяться в грехах в присутствии других членов церковной общины. Напротив, публичный характер неизменно носили все другие существенные элементы пенитенциарного режима. Пенитенты составляли особый ordo poenitentium: по религиозному и социальному положению, а также внешнему виду они отделены от остального общества; община призывалась молиться за кающихся и скорбеть о них. Ритуал вхождения в ordo poenitentium осуществлялся в понедельник после первого воскресенья великого поста, а с VII в. - в пепельную среду на пасхальной неделе. Епископ возлагал на грешника руки, кающегося посыпали пеплом, постригали ему волосы, одевали в черную одежду и передавали ему власяницу. Продолжительность П.я могла достигать...
7. Мифы народов мира. ОРЕЛ
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Часть текста: его сыне Акхате. Мотив отламывания крыльев у О. объединяет угаритский эпос с древнемесопотамским, где львиноголового священного О. Анзу (Анзуд) должны одолеть сражающиеся с ним боги. В Древней Месопотамии О. был символом божества войны шумерской Нинурты (Нингирсу), в Древней Греции - Зевса (ср. изображение Зевса в виде О. на Крите), в Риме - Юпитера. У финнов, самодийских народностей, якутов, тунгусо-маньчжурских народов и других народов Сибири культ О. был связан с представлением его в виде помощника или олицетворения шамана (откуда обычные изображения О. на шаманской одежде) и культурного героя. Одним из главных подвигов О. как культурного героя в мифологиях Евразии (особенно Сибири) и Северной Америки является похищение им света или помощь, оказанная им людям в добывании огня. В мифе индейцев йокутов и моно О. помогает койоту высоко поднять украденное тем солнце и повесить его на востоке. У якутов О. связан с легендой о принесении им огня; при некоторых обрядах врачевания ритуал высекания огня мог совершать только ...
8. Словарь средневековой культуры. МЕССА
Входимость: 1. Размер: 23кб.
Часть текста: тождественность структуры христианской М.ы в римском католицизме и греко-русском православии. С этого времени М.а - главный обряд всех получивших крещение христиан. Тем не менее сам термин появляется поздно и во множественном числе: так, говорили о missarum solemnia, «праздновании M.», возможно, подразумевая под «М.ами» центральную часть литургии евхаристии, из которой в первые столетия христианства были исключены (missi, «отосланы») не только катехуме-ны, или подготавливающиеся к крещению, но и сами миряне. Слову «М.а» авторы раннего средневековья предпочитали другие выражения, обозначающие содержание, а не форму, - такие, как sanguinis et corporis Christi mysterium, «таинство крови и тела Христовых» (Ратрамн Корбийский, ок. 840 г.), sacrum misterium, eucharistiae sacramentum, «святое таинство», «таинство евхаристии» (Петр Ломбардский, ок. 1155 г.), и поистине тот же дух движет византийско-русским православием, когда М.а выступает под именем theia leitourgia, «божественной литургии». Мемориал, священная трапеза, жертвенное поглощение плоти Бога под видом хлеба и вина, диковинное людоедство - обряд евхаристии представляет собой наиболее полную квинтэссенцию отношений обмена между мирами небесным и земным. Воскресная служба В продолжение первых веков христианства каждое воскресенье (dominica dies, «божий день») епископ собирает вокруг себя верующих с тем, чтобы отслужить литургию евхаристии. Обряд распространяется затем на главные дни литургического года; далее, путем передачи полномочий, - на подчиненные епископской кафедре приходские церкви, где народ собирается вокруг священника, которому препоручен церковный приход. Память об этой М.е, изрекаемой епископом, запечатлелась в церковном обиходе и книгах, описывающих литургию евхаристии. Так, во франкских областях и Англии долгое время они сохраняли обычай ...
9. Мифы народов мира. ПТИЦЫ
Входимость: 1. Размер: 23кб.
Часть текста: изобилия, подъёма, восхождения, вдохновения, пророчества, предсказания, связи между космическими зонами, души, дитяти, духа жизни и т. п. Типология птичьих образов в мифах охватывает не только реально существующие виды П., но и фантастических П. (Анзуда в Месопотамии, Гаруды. у индийцев, Симурга, Варагны у иранцев, летающего Танифы у маори, Руха у арабов, Страха-Раха, Стратим-птицы, Ноготь-птицы, Ворона Вороновича, жар-птицы в русской традиции), или существ гибридной природы (сфинкс, химеры, сирены, горгоны, Пегас, грифоны, анчутка и т. п.), обладающих признаками П. (крылья, перья, умение летать). Ранние изображения П., имеющие сакральный характер, относятся к верхнему палеолиту (наскальная живопись и предметы т. н. «мобильного» искусства). Для неолита характерны изображения (нередко в сочетании с солярными знаками над П.) птичьих кортежей или симметричных «птичьих» композиций, вотивных повозок с П. На рельефе из VI слоя Чатал-Хююка изображены головы двух коршунов, охватывающих женские груди, под ними - обглоданные коршунами кости (тема...
10. Мифы народов мира. ДРЕВО ЖИЗНИ
Входимость: 1. Размер: 16кб.
Часть текста: о жизни во всей полноте её смыслов и, следовательно, противопоставлено древу смерти, гибели зла. Нередко Д. ж. способно отражать и отрицательный член противопоставления жизнь - смерть. Именно поэтому образ древа смерти несравненно менее распространён, чем образ Д. ж. Мифопоэтическому сознанию жизнь как некая субстанция, особая жизненная сила обычно представляется возникающей на заключительном этапе космогенеза и составляющей внутренний смысл и цель устройства космоса. Во многих мифологических системах изображается поэтапное появление носителей жизни (растения, животные, люди) и постепенное распространение жизненного начала, нарастание (в том же направлении) его интенсивности, чему нередко соответствует меньшая экстенсивность, т. е. меньшее количество потомков в следующем поколении (ср. Быт. 1, 11-12, 20-22, 24-30). После появления жизни в виде растительного, животного и человеческого царств начинается пора, когда на первое место выступают «культурные» приобретения (культурный герой и социальное устройство уже человеческого мира). Основное свойство жизни - в способности воспроизводить самоё себя во времени в дискретном виде, когда определённым временным отрезкам соответствует серия, последовательность поколений. При этом каждая отдельная жизнь проходит четыре стадии - рождение, рост, деградацию, смерть [встречаются и несколько иные схемы, напр. рождение - жизнь - смерть - возрождение (новое рождение), символизируемые соответственно деревьями четырёх направлений света]. В мифологических и религиозных системах особенно подчёркивается...