Поиск по материалам сайта
Cлово "ZEUS"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Мифы народов мира. ЗЕВС
Входимость: 8. Размер: 17кб.
2. Мифы народов мира. ЦАРЬ
Входимость: 2. Размер: 32кб.
3. Мифы народов мира. Статьи на букву "М" (часть 8, "МНЕ"-"МУЛ")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
4. Словарь античности. Статьи на букву "З"
Входимость: 1. Размер: 59кб.
5. Мифы народов мира. ОРЕЛ
Входимость: 1. Размер: 19кб.
6. Древнеегипетский словарь-справочник. Статьи на букву "А"
Входимость: 1. Размер: 41кб.
7. Мифы народов мира. ЗАПАДНОСЕМИТСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 26кб.
8. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "З"
Входимость: 1. Размер: 11кб.
9. Словарь античности. Статьи на букву "А" (часть 2, "АГР"-"АЛИ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
10. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "К" (часть 6, "КИК"-"КЛА")
Входимость: 1. Размер: 67кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Мифы народов мира. ЗЕВС
Входимость: 8. Размер: 17кб.
Часть текста: к третьему поколению богов, свергших второе поколение - титанов. Отец З., боясь быть низложенным своими детьми, проглатывал каждый раз только что рождённого Реей ребёнка. Рея обманула мужа, дав ему проглотить вместо родившегося З. завёрнутый камень, а младенец втайне от отца был отправлен на Крит на гору Дикта (453-491). Согласно другому варианту, Рея родила З. в пещере горы Дикта и поручила его воспитание куретам и корибантам, вскормившим его молоком козы Амалфеи (Apollod. I 1, 5-7). Именно на Крите сохранились древнейшие фетишистские символы почитания З. Критского: двойной топор (лабрис), магическое орудие, убивающее и дающее жизнь, разрушительная и созидательная сила. Изображение этого двойного топора встречается на ритуальных вещах между рогами быка, который на Крите также являлся зооморфным воплощением З. (в образе быка З. похитил Европу). Главным местопребыванием З. Лабриса, или З. Лабрандского, считался лабиринт (ср. этимологическое родство названий лабрис - лабиринт); чудовищный миксантропический Минотавр - обитатель лабиринта и есть одна из ипостасей З. Критского. Образ архаического З. сближается с Загреем, который впоследствии мыслился как сын З. В системе мифов о З. Олимпийском пребывание его на Крите является одним из архаических рудиментов и обычно связано с мотивом тайного воспитания младенца З. В Дельфах же почитался архаический фетиш омфал («пуп земли») - камень, проглоченный Кроном, или камень как пуп младенца З. (Paus. X 16, 3;...
2. Мифы народов мира. ЦАРЬ
Входимость: 2. Размер: 32кб.
Часть текста: жизни и победы над гибелью как космоса, так и человеческого коллектива. В изучении мифологии Ц. эпоху составила книга Дж. Фрейзера «Золотая ветвь», идеи которой были развиты учёными кембриджской школы (А. Б. Кук, Ф. М. Корнфорд, Дж. Харрисон и Г. Марри, отчасти А. М. Хокарт). В исследованиях этой школы реконструировался комплекс представлений о божестве неба, воды и смерти, о божестве древа мирового. Это божество - бог года, в котором сосредоточена сила сезонного плодородия, а репрезентант такого бога - божественный Ц. (divine king), которого ежегодно переизбирают или заменяют. Каждый новый божественный Ц. справляет священный брак, дарующий плодородие в течение года. Он отвечает за благополучие своего народа и порядок в человеческих делах; от него зависит правильное чередование времён года, выпадение дождей, избавление от мора и болезней. Смена Ц. происходит в результате состязания старого Ц. с претендентом или претендентами, в котором наградой служит универсальный символ власти - скипетр, посох, ветвь как аналог мирового древа. Иногда периодическое смещение царя совершается не через год, а по истечении какого-то иного определённого срока или при появлении признаков болезни, немощи, старения, когда опасность его естественной смерти грозит гибелью космосу: божественный Ц. воплощает «жизнь», он не может умереть, как...
3. Мифы народов мира. Статьи на букву "М" (часть 8, "МНЕ"-"МУЛ")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
Часть текста: дочерей (915- 917). Согласно сообщению Павсания (IX 39, 8) в Лейбадее (Беотия), вблизи пещеры Трофония, находились два источника: Леты - забвения и М.- памяти (см. в ст. Лета ). А. Е.-Г. МОДА-АВА МОДА-АВА - Мастор-ава (мода, мастор, «земля», ава, «мать, женщина»), в мордовской мифологии хозяйка - «держательница» земли, воплощение земли и её плодородия. Её молили об урожае («что сеем в тебя - подними, вырасти»), но ей же приписывали и насылание порчи, болезни. Падение на землю считалось вызванным гневом М.-а. В марийской мифологии М.-а. соответствует Мланде-ава. МОДЕЛЬ МИРА Статья большая, находится на отдельной странице . МОЖЖЕВЕЛЬНИК МОЖЖЕВЕЛЬНИК - кедр, кипарис. Мифопоэтические представления о М., кедре, кипарисе и других сходных растениях, отражённые и в ритуальной практике, чаще всего ориентируются на такие их свойства, как вечнозелёность, хвойность, характерный «бальзамический» запах (особенно при сжигании). С М. (так же как с кедром и кипарисом) устойчиво связывается символика смерти и её преодоления как начала вечной жизни. С древнейших времён ведёт происхождение распространённый обычай сжигания ветвей М. при похоронах и устилание ими последнего пути умершего. Особое место занимает сжигание М., кедра или других близких растений с целью ритуального окуривания, благовонного каждения; характерно, что и греч. χέδρο, и некоторые названия М. типа нем. диалектного Kaddig сопоставимы с терминами, обозначающими курение благовоний, каждение (ср. «кадить», «чадить» и т. п.). Такое благовонное окуривание описывают Геродот и римские авторы (Плиний Старший, Вергилий, Варрон и др.). В разных традициях Старого и Нового света М. используется для окуривания дома, конюшни, других хозяйственных помещений с целью предотвращения удара молнии или изгнания нечистых духов. По свидетельству «Авесты», последователям Заратуштры запрещалось использовать в...
4. Словарь античности. Статьи на букву "З"
Входимость: 1. Размер: 59кб.
Часть текста: лат. testamentum). Первое З. было составлено предположительно еще до 6 в. до н. э. в Риме или Великой Греции. Согласно первым З., завещатель мог определять наследника всего своего состояния. По Законам 12 таблиц в Риме состояние могло быть поделено завещателем между неск. наследниками. В Греции такая форма З. была принята лишь в 3 в. до н. э. В свое время Солон дополнил закон о З. тремя новыми положениями: приемные сыновья не могли быть наследниками; З. могло быть составлено даже в том случае, если у завещателя не было законных сыновей; З. могло быть составлено только по доброй воле. Сначала завещатель выражал свою последнюю волю устно, в присутствии свидетелей, позже она уже стала фиксироваться письменно, этот документ скреплялся печатью и передавался довер. лицу. В эпоху эллинизма в Египте З. оформлял государств, чиновник, у которого оно и хранилось. В момент составления документа завещатель должен был быть совершеннолетним и правоспособным. Слабоумным и душевнобольным людям запрещалось составлять З. В Афинах женщины обладали огранич. правом завещания своего имущества, а в Риме они вообще его не имели ( закон , по которому женщины не могли быть...
5. Мифы народов мира. ОРЕЛ
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Часть текста: Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я ОРЕЛ ОРЕЛ - орлица, символ небесной (солнечной) силы, огня и бессмертия; одно из наиболее распространённых обожествляемых животных - символов богов и их посланец в мифологиях различных народов мира. Типологически наиболее ранний этап культа О. отражён в тех мифологиях, где О. выступает в качестве самостоятельного персонажа (первоначально, вероятно,- тотемистического происхождения). Свидетельства обожествления О. в качестве особого предмета культа (Nasr, «О.-бог») известны в древней центральной и северной Аравии. Сохранение в этом ареале древних семитских (или даже общесемитских) представлений прослеживается при сопоставлении с угаритским мифоэпическим преданием о Данниилу и его сыне Акхате. Мотив отламывания крыльев у О. объединяет угаритский эпос с древнемесопотамским, где львиноголового священного О. Анзу (Анзуд) должны одолеть сражающиеся с ним боги. В Древней Месопотамии О. был символом божества войны шумерской Нинурты (Нингирсу), в Древней Греции - Зевса (ср. изображение Зевса в виде О. на Крите), в Риме - Юпитера. У финнов, самодийских народностей, якутов, тунгусо-маньчжурских народов и других народов Сибири культ О. был связан с представлением его в виде...
6. Древнеегипетский словарь-справочник. Статьи на букву "А"
Входимость: 1. Размер: 41кб.
Часть текста: Акеру (множественное число от Акер) и считается воплощением «духов земли» - змей. Иногда изображается в виде льва. В. Д. Гладкий АМАЗИС Амазис - египетский фараон (570-526 до н. э.), поддерживал хорошие отношения с греками; покровитель искусств, ремесел и торговли (греческими купцами Амазис Предоставлял в некотором роде торговую монополию в Навкратисе), союзник Поликрата и Креза, покровитель дельф. В. Д. Гладкий АМЕНЕМХЕТ Аменемхет - египетские фараоны эпохи Среднего царства (XII династия). Из них: 1) Аменемхет I (около 2000-1970 до н. э., последние 10 лет фактически правил его сын Сенусерт I) - первый представитель XII династии. Столицей Египта при Аменемхете I стала крепость Иттатуи («захватившая обе земли») возле Мемфиса. Аменемхет I снаряжал походы в Нубию, Ливию и пограничные азиатские области, вел борьбу за подчинение местных правителей-номархов, сохранивших значительную самостоятельность. Определял границы номов, утверждал номархов в их должности. При Аменемхете I усилилось влияние бога Амона. Сохранилось поучение Аменемхета I, адресов. Сенусерту I. 2) Аменемхет II (около 1934-1896 до н. э.) - сын Сенусерта I. При Аменемхете II укрепились экономические связи Египта с соседними странами. По данным Манефона, Аменемхет II погиб в результате дворцового заговора. 3) Аменемхет III (около 1849-1801 до н....
7. Мифы народов мира. ЗАПАДНОСЕМИТСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 26кб.
Часть текста: определённую информацию содержат произведения греческих и римских, а также эллинизированных ближневосточных авторов (указывающие, в частности, на соответствия западносемитских богов божествам других мифологий). Эти источники, однако, представляют тенденциозную интерпретацию- З. м. Более подробно известны мифологические представления населения Угарита (город-государство на территории Финикии) - по сохранившимся спискам богов, записям мифов, ритуальных текстов, сделанных в 14 в. до н. э. (самые ранние из известных материалов) со слов верховного жреца (местная храмовая традиция). У западносемитских народов не сложилась единая для всех этнических групп система мифологических представлений, несмотря на языковую близость, общность важнейших элементов культуры, постоянные контакты. В отдельных обществах складывались свои мифологические циклы, типологически тождественные, а часто и сюжетно близкие; наряду с существованием общих имелись и местные, локальные божества; на первый план могли выдвигаться разные боги, в их облике преобладали те или иные черты, появлялись новые. Наличие уже на ...
8. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "З"
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Часть текста: - 1-й пол. V в. до н.э. они составляли, по-видимому, основную массу свободного населения Аттики; служили в войске гоплитами, занимали низшие должности; при Клисфене в 509 г. до н.э. получили право избираться в коллегию стратегов, а начиная с 457 г. до н.э. - в архонты. ЗЕВС ЗЕВС (греч. Zeus ) в греческой мифологии царь богов и людей, сын Реи и Крона. Лишив власти своего отца и богов старшего поколения - титанов, З. поделился властью со своими братьями: над морем - с Посейдоном, над подземным царством - с Аидом, оставив себе верховную власть над миром. Его постоянным местожительством считалась самая высокая в Элладе гора Олимп. В Риме культ З. слился с культом местного божества Юпитера. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957. С. 89 - 269. ЗЕЛИНСКИЙ, ФАДЕЙ (ТАДЕУШ) ФРАНЦЕВИЧ ЗЕЛИНСКИЙ, ФАДЕЙ (ТАДЕУШ) ФРАНЦЕВИЧ (1859 - 1944) русский и польский исследователь в области классической филологии, профессор Петербургского (1887 - 1920) и Варшавского (1921 - 1935) университетов. Член Польской АН, многих зарубежных академий и научных обществ. В его творческом наследии свыше 300 научных трудов,...
9. Словарь античности. Статьи на букву "А" (часть 2, "АГР"-"АЛИ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
Часть текста: будущий император Калигула и Агриппина Младшая. После внезапной смерти Германика А. в 19 - 20 возвратилась в Рим и обвинила императора Тиберия в участии в отравлении мужа. Оппозиционные настроения А. по отношению к императору повлекли за собой ее ссылку в 29 на о. Пандатерия возле Неаполя, где она покончила с собой. 2. Юлия Младшая (6. 15. 15 - апрель 59 н. э.), рим . императрица, дочь Германика и А. Старшей. От ее первого брака с Гн. Домицием Агенобарбом родился будущий император Нерон. В 49 А. вышла замуж за своего дядю, императора Клавдия, на которого оказывала большое влияние и побуждала всячески продвигать своего сына. Наконец, чтобы посадить Нерона на императорский трон, она в 54 отравила мужа. В период правления Нерона, воспитание которого поручили философу Сенеке, огромная власть А. начала ослабевать. В итоге Нерон, у которого возникли определ. подозрения относительно намерений матери, приказал своим слугам убить ее в Байях. А. родилась в военном лагере Ара Убиорум, на месте которого в 50 в ее честь была основана колония Клавдия Ара Убиорум, ныне Кёльн. На этот сюжет опера Генделя (1709). АДАМКЛИССИ АДАМКЛИССИ - небольшой город в Румынии, в Юж. Добрудже, в котором находятся развалины монумента, построенного по указу императора Траяна в 109 н. э. в честь победоносного завершения войн с даками. Овальное сооружение диаметром 38 м покоилось на многоступенчатом цоколе и завершалось куполообразным конусом, увенчанным трофеем. Венец монумента опоясывал фриз, метопы которого были украшены барельефами, изображавшими сцены окончившейся войны. Отдельные обломки скульптур, среди которых и зубчатый барельеф, изображавший пленных варваров, хранится в оригинале в А. В непосредств. близости от победного монумента находятся развалины рим. г. Tropaei Traiani, преим. позднеантичного периода. рис. Монумент в Адамклисси (реконструкция) АДВОКАТ АДВОКАТ (греч. syndikos - сосудья,...
10. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "К" (часть 6, "КИК"-"КЛА")
Входимость: 1. Размер: 67кб.
Часть текста: море, названная так потому, что острова эти расположены кругом, quia in orbem jacent (Mela. 2, 7, 10), или, по позднейшему объяснению (Strab. 10, 485), потому, что они лежали вокруг (εν κύκλω) священного средоточия, т. е. острова Делоса. К. составляли как бы контраст с рассеянными островами, Спорадами, у азиатского берега. Все они вулканического происхождения. Древние первоначально насчитывали 12 Кикладских островов, оттого нынешнее название их Додеканисия; к ним относятся: Андрос , Тенос , Миконос, Делос , Кеос , Кифнос, Парос , Наксос , Мелос , Иос , Фера и Сифнос. КИКЛИЧЕСКИЕ ПОЭТЫ КИКЛИЧЕСКИЕ ПОЭТЫ - Cyclici poëtae, см. Epos, Эпос , 4. КИКЛОПЫ КИКЛОПЫ - Cyclōpes, Κύκλωπες, Κύκλωψ, ( от κύκλος и ω́ψ, круглоглазый). По Гесиоду (Hesiod. theog. 139 слл.), К. - дети Урана и Гайи, числом три: Бронт , Стероп и Арг (Βρóντης, Στερόπης, 'Άργης), страшные великаны с одним глазом, дававшие Зевсу гром и ковавшие для него молнию, существа, олицетворявшие стихийную силу грозы. Уран заточил их, как и всех своих детей, в недрах земли, и Кронос, которому они помогли достигнуть господства, также держал их в узах, пока наконец Зевс не освободил их и не сделал своими послушными слугами. Hesiod. theog. 503. Впоследствии они были убиты Аполлоном за то, что Зевс убил молнией сына его Асклепия. У Гомера К. являются совершенно в другом виде. Оставляя в стороне отношения их к Зевсу, Гомер представляет их грубым и сильным племенем великанов, живущим далеко на западе в диком состоянии и не знающим ни законов, ни...