Статьи на букву "В"
ВАЗА ФРАНСУА (ок. 560 до н. э.) аттич. кратер с волютами, подписанный гончаром Эрготимом и вазописцем Клитием; найден в 1844 близ Кьюзи (Италия) археологом А. Франсуа, по имени к-рого назван; хранится во Флоренции. Росписи, исполненные в чернофигур-ном стиле, расположены шестью горизонтальными фризами, покрывая всю вазу: «Калидонская охота», «Возвращение Тесея с Крита» (венлик), «Похороны Патрокла», «Кентавромахия» (плечики), «Свадьба Пелея и Фетиды» (тулово, центр, фриз), «Ахилл и Троил», «Возвращение Гефеста на Олимп» (тулово), «Битва пигмеев с журавлями» (ножка). Имена больш-ва героев, названия мн. предметов подписаны рядом с ними. Выбор сюжетов, отд. фигур, деталей, орнаментов, их взаимное расположение, соотношение росписи с формой вазы строго определены, взаимосвязаны и подчинены одной идее - воплощению образа мира-космоса. Лит.: Акимова Л. И. Анализ вазы Франсуа // Образ - смысл в античной культуре. М., 1990. О.Т. |
ВАЗОПИСЬ - разновидность изобр. иск-ва, самые ранние образцы к-рого в Др. Греции относятся к IV тыс. до н. э. (лепные сосуды примитивных форм с линейно-геометр. росписью темной краской по светлому фону из Фессалии). В росписях к IV - нач. III тыс. преобладают мотивы спирали и меандра (идея бескон. движения); формы сосудов подчеркнуто четкие, жесткие (материковая Греция) или округлые, мягкие (Крит), В к. III - 1-й пол. II тыс. ведущая роль принадлежит В. Крита: вазы стиля Камарес (период Старых дворцов, к. III - нач. II тыс.), исполненные на гончарном круге, разнообразных форм и размеров (от чашечек «яичная скорлупка» до бол. пифосов), со светлой полихромией росписью по темному фону, отличает изысканный декор стилизованных раст. мотивов и спиралей; в период Новых дворцов (к. XVIII - XV вв.) роспись темными красками по светлому фону с изображением трав, цветов, морских животных, раковин органично сочетается с «дышащими» формами ваз. В материковой Греции распространены сосуды с геометр, орнаментами, нанесенными матовой темной краской (XV в.), упрощенными раст. и морскими мотивами (влияние Крита), специф. микенскими сюжетами - воины, колесницы, исполненные контурным рисунком (XIV - XIII вв.). В В. XIII - XII вв. нарастают схематизм и геометризация. В. геометр, стиля (XI - VIII вв.) проходит неск. этапов - субмикенская (1-я пол. XI в.: сосуды округлых форм, декор из линий, полукружий, треугольников), протогеометр. (2-я пол. XI - X вв.; четкие формы, круги исполнены циркулем), геометр. (X - VIII вв.). Геометр, керамику (гл. центр - Аттика, местные варианты - Аргос, Мелос, Крит) отличает строгая архитектоника форм, подчеркнутая полосами меандра, крестов, треугольников и т. д., покрывающими сосуд от ножки до венчика. Орнаменты - знаки-символы, заключающие в себе весь мир. Высшая точка развития геометр, стиля - «дипилонские» вазы (по некрополю в Афинах, VIII в.), в декор к-рых впервые вводятся изображения животных и человека, сильно геометризированные, выделенные в центр, клейме или фризе. К VII в. В. геометр, стиля сменяется ориентализирующей (подражающей Востоку) или В. коврового стиля (гл. центры - Коринф, Аттика, ионийские школы, VII - VI вв.), для к-рой характерны небол. сосуды округлых форм (арибаллы, алабастры, пиксиды) с богатой полихромной росписью (светлая обмазка, коричневатый «лак», пурпур, процарапывание), мягкими контурами силуэтных фигур и густым заполнительным орнаментом. Фризы с изобр. животных, птиц, миф. существ, типичные для VII в., в нач. VI в. уступают место фигурам людей, сюжетным мифолог, сценам. В к. VII в. в Коринфе зарождается чернофигурная техника росписей, окончательно складывающаяся в Афинах в нач. VI в.: сплошной силуэт черным лаком наносится на оранжево-красный фон глины, детали даются процарапанными линиями, пурпуром, белой краской. В 1-й трети VI в. сохран. фризовая роспись (ваза Франсуа), позже изображение, обычно на мифолог, сюжет, заключается в клеймо - прямоуг. на тулове амфоры, кратера, круглое - на дне килика. Лучшие образцы чернофигурного стиля - работы Клития (сер. VI в.), Эксекия, мастера Амасиса - отличает строгий и точный рисунок, выразительность поз и жестов, гармоничная связь с формой вазы. Огран. возможности силуэтного рисунка в передаче движений, ракурсов, вызвали появл. ок. 530 до н. э. [мастерская Андокида (1)] краснофигурной техники: светлые фигуры выделяются на покрытом черным лаком фоне; чернофигурная техника используется еще в 1-й трети V в., а в декоре панафинейских амфор - до к. IV в. Росписи краснофигурных ваз «строгого» стиля (посл. четв. VI - нач. V в.) сохраняют плоскостность, графичность, декоративность чернофигурного рисунка, угловатость контуров [мастер Андокида (2), Евфроний, Бриг, Дурис]. Рис. мастеров «свободного стиля» (2-3-я четв. V в.) лаконичен и выразителен, смело и точно переданы движение, эмоциональное состояние героев - от сдержанного драматизма до буйного веселья. Монумент, иск-во высокой и зрелой классики (450 - 420 до н. э.) нашло отражение в гармоничных, обобщенно-идеализированных и возвышенных образах [Полигнот 1(2)], в попытках передать фигуру в пространстве (мастер Ниобид). Особое место в В. V в. занимают белофонные росписи (легкий контурный рис. светлыми - зеленой, голубой, розовой, коричневато-желтой - красками по белому фону), печально-элегич. (лекифы со сценами у надгробия) или утонченно-лирические (килики с мифолог, персонажами). В росписях «роскошного» стиля (420 - 390 до н.э.) грация, непринужденность жанрово-мифолог. сцен (мастер Мидия) сочетаются с общей тенденцией к пышности, усложненности, роскоши декора, нарастающими в В. поздней классики (390 - 320 до н. э.) и разрушающими былое единство формы сосуда и изображения. В IV в. ведущую роль в антич. В. играют школы Южн. Италии (Апулия, Кампания, Лукания, Пестум) и Сицилии. На рубеже IV - III вв. В. уступает место керамике, покрытой лаком, рельефной («мегарские» чаши) и сосудам со скромным орнаментальным декором (т. н. керамика зап. склона), типичным для эпохи эллинизма (Керамика). Лит.: Сидорова Н. А. Искусство Эгейского мира. М., 1972. О.Т. |
ВАКХИЛИД - др.-гр. поэт, представитель хоровой мелики. Род.на о-ве Кеос, племянник Симонида, вместе с к-рым бывал в Сицилии. В. признавался одним из выдающихся лириков, и соч. его были изданы александрийскими филологами в 9 кн. - no-вид., по видам мелики, т. к. В. писал гимны, дифирамбы, пеаны, эпиникии, энкомии. Одн. из всего его твор-ва до к. XIX в. были известны только незнач. отрывки; папирусная находка 1896 принесла в разной степени сохран. 14 эпиникиев, 6 дифирамбов В. и фр-ты др. его стихотв. В своих эпиникиях В. следовал уже сложившимся традиц.: прославляя победителя, не забывал напомнить ему об ограниченности челов. возможностей; при этом доблесть он считал не врожденным свойством, а способностью человека соответствовать стоящей перед ним жизненной задаче. Знач. место занимал у В. миф (напр., о судьбе Мелеагра в эпин. 5), не чужды были ему высказывания о собств. поэтич. призвании. Из дифирамбов В. особенно интересны «Юноши или Тесей» и «Тесей». Написанные под впечатлением побед афинян в Греко-персидских войнах, они прославляли подвиги легендарного героя Тесея, считавшегося основателем афинского гос. устройства. Язык В. отличается простотой и ясностью, мысль развивается без отступлений, столь характерных для Пиндара. В.Я. |
ВАЛЕРИЙ, МАКСИМ - рим. историк и ритор. Из соч. В. М. сохранился посвящ. имп. Тиберию (14 - 37) сб. коротких рассказов в 9 кн. на нравоуч. темы под назв. «Замечательные дела и слова», представляющий собой учебное пособие для школьной и ораторской практики. Е.О. |
ВАЛЕРИЙ ФЛАКК, ГАЙ СЕТИН БАЛЬБ (ум. до 92 или 93 н. э.) рим. эпич. поэт. Вер., принадлежал к жреч. коллегии. Из соч. В. Ф. до нас дошла неокон, поэма «Аргонавтика» (70), представляющая собой переложение одноим. поэмы Аполлония Родосского. Соч. В. Ф. было посвящ. имп. Веспасиану (69 - 79) и призвано прославить завоевательную политику рим. императоров на Востоке. Е.О. |
ВАРРОН, МАРК ТЕРЕНЦИЙ - крупнейший рим. ученый-энциклопедист, автор бол. числа науч. трактатов; по нек-рым свед. написал их 70 (в 620 кн.). Произв. В. были для поздней античн. средневековья и Нового вр. важнейшим источником сведений о лат. языке, рим. древностях, лит., иск-ве, юриспруденции, сел. хоз-ве. В. мы обязаны определением точного числа комедий Плавпга. Наиболее знач. место в твор-ве В. занимало языкознание. Им был написан ряд лингвистических работ. Бол. внимание уделял В. этимологическим разысканиям. Он сделал подробный разбор теор. взглядов на аналогию и аномалию (по мнению В., развитие языка обусловлено сочетанием этих закономерностей: в словообразовании господствует аномалия, а во флексии - аналогия). В. принадлежит первое детальное изложение учения о Latinitas, «хорошей латыни»; велики его заслуги в создании нормативно-описательной лат. грамматики. Вопр. языка затрагивались В. и в соч. по лит., истории, философии, в поэтич. произв. и даже в трактате «Сельское хозяйство». Это произв. В. - единственное сохран. целиком. От соч. «О латинском языке», состоявшего из 25 кн., дошли кн. 5 - 10; только фр-тами представлены написанные в прозе и стихах в защиту старорим. нравов «Менипповы сатиры». Из несохран. трудов дошли сведения о соч. «Образы» в 15 кн. (лит. портреты 700 извест. греков и римлян); «Науки» в 9 кн. (опиС. «свободных искусств»); «Исторические высказывания» в 76 кн. (сб. трактатов-диалогов на социально-филос. темы) и др. Соч.: Сельское хозяйство, М.;Л., 1963; О латинском языке // Вопросы теории языкознания. Калинин, 1975 Лит.: Дуров В. С. Жанр сатиры в римской литература. Л., 1987 М.Т. |
ВЕЛЛЕЙ ПАТЕРКУЛ (род. ок. 20 до н. э.) рим. историк. Первую часть жизни посвятил воен. службе, впосл. занялся лит. До нас дошло соч. «Римская история», поднесенное в кач-ве подарка консулу Марку Виницию и восхваляющее рим. императоров, особенно Тиберия. Начав с краткого очерка гр. истории, В. П. заканчивает современными ему событиями. Е.О. |
ВЕНЕРА МИЛОССКАЯ - мраморная статуя Афродиты в Лувре, сер. II в. до н. э. Найдена на о. Мелос. Лит.: Борисова З. Г. Лувр.Скульптура. М., 1984. Д.М. |
ВЕРГИЛИЙ, ПУБЛИЙ МАРОН - рим. поэт. Род. в дер. Анды ок. Мантуи (по одним свед. - в семье ремесленника, по др. - поденного рабочего). Образ, получил в Кремоне, Медиолануме (совр. Милан) и Риме, где обучался у извест. ритора Эпидия. Не проявив оратор, способностей, в 40 переехал в небол. поместье в окрестностях Неаполя для занятий лит. работой. После того как в 44 Октавиан и Марк Антоний стали конфисковывать землю у землевладельцев для раздачи ее ветеранам, В. чуть было не лишился родового имения, но с помощью Мецената вернул его себе. При поддержке Мецената получил имение в Капании и дом в Риме. Умер В. в 19 в Брундизии (совр. Бриндизи), возвращаясь из поездки по Греции, в к-рую отправился, чтобы увидеть места, где происходили события, описываемые в поэме «Энеида». Прах В. был перенесен в Неаполь и захоронен там. В молодости В. находился под идейным влиянием неотериков, составлял стихотв. в «новом стиле», подражал Катуллу. При этом испытал на себе влияние Лукреция, был близок к эпикурейцам (Сирону и Филодему), к-рые проповедовали преимущества ухода в част, жизнь, довольство малым. Такое мировоззрение В. устраивало Августа, стремившегося возродить старорим. нравы и не терпевшего опасных для себя полит, партий и группировок. Из принадлежавших В. произ. известны «Буколики», или «Эклоги» (42 - 39), «Георгики» (37 - 30) и «Энеида» (29 - 19). Авторство ряда разнообразных по тематике небол. стихотв., составивших сб. «Catalepta» («Безделушки»), не бесспорно. Поэма «Этна», ряд стихотв. («Деревенское кушанье», «Трактирщица», «Скопа», «Проклятия», «Лидия», элегии к Меценату) и пародийный эпиллий «Комар» могут быть приписаны В. условно. «Буколики», или «Эклоги» состоят из 10 стихотв., написанных в жанре пастушеских идиллий Феокрита. Влияние неотериков сказалось в поэтич. форме, до этого времени в рим. лит. практ. неизвестной. На примере размеренной и спокойной жизни деревенских пастухов В. проповедует идеал частной жизни, находящейся вне политики. Однако «Буколики» не совсем лишены актуальных для В. проблем. Так, описываемое в I эклоге возвращение пастуху Титиру конфискованного у него имения напоминает случившееся с самим В. и помощь, оказанную Августом. Особого внимания заслуживает эклога IV, посвящ. Асинию Поллиону, в к-рой автор возвещает скорое наступление века всеобщ, благоденствия и говорит о предстоящем рождении божеств, младенца, под к-рым с развитием христианства стали подразумевать Иисуса Христа. После буколик В. обратился к теме сельск. хоз-ва. В написанной по негласной воле Августа и адресованной ему и Меценату поэме «Георгики» («О земледелии») ставится вопрос о возрождении мелкого землевладения с целью наделения землей части горожан и отвлечения их от политики. Поэма состоит из 4 кн. (о хлебопашестве, виноградарстве, скотоводстве и пчеловодстве). Несмотря на профессиональные советы по сельск. хоз-ву, поэма не была предназначена простым деревенским жителям, а писалась с расчетом на широкий круг образованных читателей. Ее идейный смысл в проповеди нрав, ценностей сельск. жизни и земледелия. Худож. достоинство «Георгик» увеличивают лирич. отступления с описанием явлений природы, жизни пастухов и разл. народов, в т. ч. скифов. Мифическо-ист. поэма «Энеида», рассказывающая об основании троянским героем Энеем рим. гос-ва, была написана В. по желанию Августа, к-рый хотел видеть изобр. своих подвигов на фоне возрастающего могущества Рима. В. вполне удалось прославить Империю и Августа (будучи усыновлен Юлием Цезарем, он смог возвести свое происхож. к самой Венере). Поэма делится на 2 ч.: странствия Энея до его прибытия в Италию (I - VI кн.) и его войны с италийскими племенами (VII - XII кн.). Древние сравнивали 1-ю ч. «Энеиды» с «Одиссеей», а 2-ю - с «Илиадой». Между тем поэма очень далека от гомеровского эпоса хотя бы потому, что у В. мифолог, события тесно переплетены с современностью. Используя различные гр. образцы (Гомера, киклический эпос, «Аргонавтику» Аполлония Родосского), В. многочисл. деталями придает поэме рим. колорит. Из 1-й ч. читатель узнает о бегстве Энея с отцом Анхисом и сыном Асканием из горящей Трои, об их многочисл. злоключениях. Наиб, интересны II кн., повествующая о гибели Трои, IV кн., рассказывающая о любви Энея и карфагенской царицы Дидоны, а также VI кн., где описывается посещение гл. героем царства Аида для свидания с отцом, к-рый открывает Энею его судьбу, предрекает буд. величие рим. гос-ва и его правителей, в т. ч. Августа. После посещения Аида, приобщенный к тайнам мироздания, Эней возвращается для свершения того, что ему предначертано богами. 2-я ч. «Энеиды» посвящ. воен. действиям троянцев на италийской земле и кажется неск. затянутой из-за подробного описания сражений с многочисл. натуралистическими подробностями и перечислением имен погибших героев. Заканчивается поэма победой троянцев и заключ. мира с мест, племенами. Образ Энея достаточно противоречив, т. к. подвиги его определяются не внутр. потребностями героя, а продиктованы искл. волей богов, к-рой Эней безропотно подчиняется. Напротив, яркими красками обрисована Дидона, руководствующаяся в своих поступках собств. желаниями и страстями. В. с бол. мастерством изобразил внутр. мир героини. Поэма отличается образностью, яркостью языка, многочисл. сравнениями, часто в гомеровском стиле. В. писал поэму в теч. 10 лет, но она осталась незаконченной из-за его смерти. Автор первонач. составил план «Энеиды» в прозе и работал над разл. кусками, соединяя их впосл. между собой. Т. о. поэма складывалась из ряда вполне закон, эпизодов, к-рые, однако, составляют непрерывное развитие действия. Е.О. |
ВЕРГИНА - совр. поселение на месте погребения царей Македонии близ древних Эг, первой столицы царства. Одна из гробниц IV в. до н. э., где найдены изобр. царя и его семьи, оружие, доспехи с поножами, одна из к-рых короче другой, Авозм., пРи/чжала Филиппу II, хромому от рождения. Рядом найдены две гробницы с прекрасными росписями. Лит.: Манцевич: 27, 1980, № 3; Андроникос: 27, 1990, № 1. А.С. |
ВЕСТИБУЛ (лат.) небольшое помещение перед входом. Е.А.С. |
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ - сост. часть Библии, признанная священной кн. двух религий - иудаизма и христианства. Представляет собой сб. избранных произв. др.-евр. лит., созданных между XII и 11 вв. Масоретский, т. е. «традиц.», канонизированный в I - Пвв. текст и. 3 включает 39 кн., Септуагинта (др.-гр. пер. 111/11 вв.) насчитывает 50 кн Вошедшие в В. 3. памятники объединяются в 6 разд.: Пятикнижие (др.-евр. Тора - «учение»), Пророки, Писание. В значительной ч. это рассказ о том, как возник и осуществлялся договор (завет) между богом Яхве и избранным им народом - израильтянами и иудеями. Лит.: Шифман И. Ш. Ветхий Завет и его мир. М., 1987. Н.Ш. |
ВИЗАНТИЙ - др.-гр. город, основанный в сер. VII в. до н. э. Сохран. стадион эллинистическо-рим. вр. В 330 перестроен Константином Великим, переим. в Константинополь. С 395 столица Вост. Рим. империи; совр. Стамбул. Е.А.С. |
ВИЛЛА МИСТЕРИЙ - загородная вилла на окраине Помпеи; сооружена в III в. до н.э., перестроена во II - сер. I в. В окон, виде включала более 60 помещений, часть к-рых украшена росписями во II помпеянском стиле. Названа по сюжету фрески небол. зала (7 х 5 м), где на ярко-красном фоне изображены 29 фигур - Диониса Ариадны, сатиров, девушек. Сцена интерпретируется как РитуаГпосвящения в таинства дионисийских мистерии. О.Т. |
ВИТРУВИЙ, МАРК ПОЛЛИОН - рим. архитектор и инженер, автор трактат" Девять книг об архитектуре». Отождествляется с всадником Люцием В. Мамуррой, служившим у Помпея. Построил базилику, водопровод в Риме, мосты через р. Рейн в Галлии. Е.А.С. |
ВУЛЬГАТА (лат. простонародная) пер. Библии на лат. яз., выполненный в 381 Иеронимом. Объявленная в 1546 каноническим текстом В с нек-рыми изменениями используется католической церковью до наст. вр. |