Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "А" (часть 11, "АНФ"-"АПП")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 11, "АНФ"-"АПП")

АНФЕЛА

АНФЕЛА - Anthele, Άνθήλη, небольшое селение у входа в Фермопильское ущелье; здесь при храме Деметры происходили собрания амфикионов. Hdt. 7, 200. ср.: Thermopylae, Фермопилы.

АНФЕМА

АНФЕМА - 'Άνθεμα (антема) крестьянская пляска, о которой в частности говорит Афиней ("Пирующие софисты", стр. 449-470), которую мимировали (μιμούμενοι), припевая: "Где же розы, где фиалки, где красавица петрушка? Вон где розы, где фиалки, где красавица петрушка!"

АНФЕМУС

АНФЕМУС - Anthemus, ή Άνθεμου̃ς, древний македонский город на Халкидике, невдалеке от Фермейского залива, предоставленный Филиппом олинфянам. Thuc. 2, 99. Dem. Phil. 2, 20.

АНФЕМУСИЯ

АНФЕМУСИЯ - Anthemusia, Άνθεμουσία, город и область в Месопотамии близ Едессы, на восток от Анамеи, н. Серудж. Strab. 16, 747.

АНФЕРМ

АНФЕРМ - Anthermus, см. Sculptores, Скульптуры 3.

АНФЕСТЕРИИ

АНФЕСТЕРИИ - Άνθεστήρια, см. Διόνυσος, 8, Дионис.

АНФЕСФОРИЯ

АНФЕСФОРИЯ - Άνθεσφόρια, см. Δημήτηρ, Деметра.

АНФИЛЛА

АНФИЛЛА - Anthylla, 'Άνθυλλα, город в Нижнем Египте между Канопом и Навкратом; доходы с него со времени персидского владычества шли на покупку для царицы туфель или поясов. Hdt. 2, 97. 98.

АНХЕСМ

АНХЕСМ - Anchesmus, Άγχεσμός, город невдалеке к северо-востоку от Афин со святилищем Зевса, н. Турковуни.

АНХИАЛА

АНХИАЛА - Anhiăle, Άγχιαλη,

1. город во Фракии на Понте, н. Анхиали. Ov. trist, 1, 9, 36. Strab. 7, 319;

2. Άγχιαλη или Άγχίαλος, город в Киликии близ устья Кидна на реке Анхиалее; н. Мерсин. Strab. 14, 672. Arr. 2, 5, 2.

АНХИС

АНХИС - Anchīses, Άγχίσης, сын Капия и Фемиды, дочери Ила, царствовавший в Дардане у г. Иды в Троаде, родственник Приама. Родословная: Зевс, Дардан, Ерихфоний, Трои, Ассарак, Капий; братом Ассарака был Иль, отец Лаомедонта, отца Приамова. Il. 20, 215-240. Афродита полюбила А. и родила ему на г. Иде или у Симоента Энея. Hom. hymn. in Ven. Впоследствии, похвастав перед людьми своею близостью с Афродитой, А. был за это наказан: Зевсова молния, по одним сказаниям, убила его, по другим - ослепила, по третьим - сделала расслабленным. У Вергилия во время взятия Трои греками Эней уносит из города расслабленного А. (А. 3, 707 слл.), который затем сопровождает сына в странствованиях по морю в качестве верного спутника; в Сицилии (А. 2, 710). А. умирает, и его хоронят на Ерике.

АОН

АОН - Aon, 'Άων, сын Посейдона, древний беотийский царь, по имени которого назван один из древнейших народов, населявших Беотию, аоны, и часть этой страны, граничащая с Фокидой, Аония; эта часть, в которой находились Геликон и источник Аганиппа (Aoniae aquae, Ov. fast. 3, 456), часто упоминается поэтами, а затем имя Аония иногда распространяется и на всю Беотию, и музы называются Aonides или Aoniae sorores. Ov. met. 5, 333. 6, 2. Juv. 7, 58.

АОРН

АОРН - Aornus, 'Άορνος. Так называлось несколько разных городов и укреплений, лежавших на возвышенностях, а именно:

1. город в Бактрии, взятый Александром Великим. Arr. 3, 29, 1;

2. город в Индии, Arr. 4, 28, 1; по Страбону (15, 1, р. 688), у источников Инда, а правильнее сказать, в углу между реками Кофеном (Кабул) и Индом. Новейшие путешественники полагают, что это гора Азарнег;

3. см. Avernus lacus, Авернское озеро.

АПАГОГЭ

АПАГОГЭ - Άπαγωγή, назывался у афинян особенно тяжкий и по формам судопроизводства, и по последствиям вид публичного обвинения, существенно отличавшийся от υραωή (см. это слово). Тогда как при обыкновенном письменном обвинении (γραφή) начинанию процесса должно было предшествовать со стороны обвинителя приглашение в суд обвиняемого (πρόσκλσις), причем последний оставался на свободе и мог предупредить последствия ожидаемого осуждения добровольным удалением в изгнание, особенностью так называемой άπαγωγή было то, что обвинитель прямо, без соблюдения указанной формальности, приводил обвиняемого к той власти, которая по данному делу должна была производить дознание (часто такой властью по делам, дававшим основание к άπαγωγή, была коллегия одиннадцати), и в случае принятия жалобы обвиняемого, если он не представлял трех поручителей, тотчас по составлении протокола препровождали в тюрьму. При этом обвинитель обязан был письменно изложить предмет своей жалобы; этот документ назывался также άπαγωγή. Вообще эта форма судебного преследования могла быть применяема только в том случае, если преступник был застигнут на месте преступления, in flagranti (έπ αυτοφώρω). Чаще всего встречалась απαγωγη τω̃υ κακούργων; ей подлежали разбойники, а также и убийцы; последние в том случае, если они, после первой защиты добровольно удалившись в изгнания, затем снова без дозволения возвращались на родину или если убийство совершено было с целью грабежа. Впоследствии эта форма процесса распространена была также на колдовство, на ασέβεια, συκοφανια, на метиков, не уплативших το μετοίκιον, на κάκωσις ορφανω̃ν и др. Сродна с άπαγωγ - η̃εφήγησις, состоявшая в том, что обвинитель приводил то должностное лицо, которому по данному делу принадлежало право председательства на суде, с его служителями на место преступления, чтобы тут же схватить обвиняемого. Это делалось в том случае, когда обвинитель считал себя недостаточно сильным, чтобы самому привести преступника к надлежащей власти. Άπαγωή особенно часто применялась в правление «тридцати».

АПАМЕЯ

АПАМЕЯ - Араmēа, Άπάμεια. Так называлось несколько городов в Азии, отчасти по имени Апамы, супруги Селевка Никатора, а именно:

1. город на самой южной оконечности острова Месены при слиянии Тигра с Евфратом, н. Корна. Plin. 6, 27, 31;

2. город к западу от Едессы на Евфрате, н. Ром-Кала. Plin. 5, 24, 21;

3. Ар. ad Orontem s. Axium, расширенный Селевком главный город области Апамены в Сирии, близ озера Άπαμει̃τς λίμνη; здесь находились обширные конские заводы и содержались слоны. Эта А. была родиной стоика Посейдония. Strab. 16, 752;

4. A. Rhagiane (Ά. ή πρóς 'Ραγαι̃ς), основанный греками главный город области Хоарены на границе Парфии и Мидии, к югу от Каспийских ворот. Sir ab. 11, 514;

5. A. Cibotus (Κιβωτός), или Ар. ad Maeandrum, н. Динеир, у слияния Меандра и Марсия, значительнейший город Фригии, вел оживленную торговлю и в римские времена был местом так называемого conventus iuridicus. Strab. 12, 577. Liv. 38, 13. Cic. ad. fam. 15, 4;

6. A. Myrlion (Μυρλειω̃ν) в Вифинии в 0, 25 часа пути от южного берега Кианского залива, с гаванью. Strab. 12, 561.

АПАТУРИИ

АПАТУРИИ - Άπατούρια, τά, (от α=α́μα и πατóρια, сходка фраторов), греческое и особенно ионийское празднество, при котором граждане представляли своих детей своим фраторам и вносили в списки фратрий. В Афинах этот праздник совершался в месяце Пианепсионе (октябрь-ноябрь), т. е. в то время, когда прекращалось мореплавание, в течение 3 дней; первый день назывался δορπία от δόρπον, ужин, потому что фраторы собирались в этот день за трапезой в доме одного из состоятельнейших членов фратрии; второй день назывался от жертв, приносимых на общественный счет Зевсу Фратрию и Афине, ανάρρυσις (от αναρρύειν=αυερύειν, приносить в жертву). Третий день назывался κουρδω̃τις, как говорят, от того, что тогда стригли юношей и посвящали богам. Вероятно, в течение всех этих трех дней, а не только в третий день, дети, родившиеся в текущем году, а также и те, которые хотя родились раньше, но еще не были занесены в списки фраторов, представляемы были собранию фратрии и после клятвенного заверения законности их происхождения их отцами принимались в состав фратрии, причем имена их вносились в список фраторов (φρατορικον γραμματι̃ον). За каждого из представляемых детей приносилась в жертву (κούρειν или μει̃ν) коза или овца и после внесения в списки имен совершалась жертвенная трапеза. Если кто-либо протестовал против принятия ребенка во фратрию, то отводил жертвенное животное от алтаря, и тогда присутствующие посредством голосования решали, причислить ли ребенка, о котором шла речь, к фратрии или нет. На третий день, кроме того, отцы устраивали нечто вроде испытания для тех из своих сыновей, которые посещали школу; при этом дети декламировали отрывки из читанных в школе авторов; наиболее отличившимся давались награды (Plat. Tim. p. 21, В).

АПЕКС

АПЕКС - Apex, собственно всякое остроконечие, затем оконечность шляпы (pileus) с тонким, обмотанным шерстью прутом, vigra oleaginea, также и самый pileus, остроконечный головной убор, особенно шляпа жрецов, сходная с греческой κυρβασία; ее носили преимущественно фламины и салии, a flamen Dialis имел постоянно на голове, когда находился вне своего дома; по преданию, употребление ее введено было Асканием. Шляпа эта была белого цвета, имела форму конуса и сшивалась из шкуры жертвенного ягненка. Liv. 6, 41. Lucan. 1, 604. Слово А. иногда употребляется в том же смысле, как tiara (так называлась шапка персидских государей, также кверху конусообразно суживавшаяся), и имеет то же переносное значение, как наше «корона». Cic. Cat. m. 17, 60. Liv. 1, 36. Horat. Od. 1, 34, 14 сл. 3, 21, 20. В шлеме А. называлось то углубление, в которое вставлялся султан.

АПЕЛЛЕС

АПЕЛЛЕС - Apelles, Άπελλη̃ς, см. Pictores, 5, Живопись.

АПЕЛЛЯЦИЯ

АПЕЛЛЯЦИЯ - Apellatio, называется обращение за помощью к известному должностному лицу, чтобы оно посредством своего veto воспрепятствовало совершению несправедливости (interecedere); напротив, provocatio есть обращение за помощью к народу, делаемое с той целью, чтобы народ, как верховный судья, отменил несправедливый, по мнению лица, делающего такое обращение, приговор. В республиканские времена эти два термина строго различались (Liv. 3, 56. 8, 33. 37, 51), но во времена Империи они употреблялись безразлично в смысле обращения к высшей инстанции, т. к. император своей особой был представителем maiestatis populi и соединял в себе всю власть прежних должностных лиц и трибунское veto. С апелляцией в республиканский период можно было обращаться ко всем властям, которые или были равны той власти, против которой помощь требовалась, или стояли выше ее (Cic. legg. 3, 4), но у трибуна можно было искать помощи не только против его же коллег, но и против всех остальных властей (см. Tribuni plebis, Трибуны народные). При императорах выработался определенный порядок инстанций для апелляций, и сам император мог не только кассировать постановленные приговоры, но и видоизменять их, чего прежде не дозволялось ни одной из властей, т. к. каждое лицо оставалось только один год в своей должности (см. Provocatio, Воззвание). Об апелляции по аттическому праву см. 'Έφεσις, Апелляция аттическая.

АПЕЛЛЯЦИЯ АТТИЧЕСКАЯ

АПЕЛЛЯЦИЯ АТТИЧЕСКАЯ - 'Έφεσις.

Против приговора суда гелиастов собственной апелляции не могло быть. Лишь при приговоре за неявку в суд обвиненный мог апеллировать (την μη ου̃σαν α́ντιλαχει̃ν, если процесс велся перед диэтетами; την ε́ρημον αντιλαχει̃ν, если он велся перед судьями) под тем предлогом, что на извинение его в неявке не было обращено должное внимание или что он замедлил обвинением без своей вины. Наоборот, апелляция на приговор диэтета к суду гелиастов случалась часто, причем апеллировавший должен был внести особую судебную пошлину, παράβολον (см. Διαιτητής, Диэтет). Другие случаи см. Meier und Schömann, Att. Process, стр. 766 след.

АПЕННИНЫ

АПЕННИНЫ - Apennīnus, также Apennīnus mons, о́ Άπέννινος, главная горная цепь Италийского полуострова, продолжение так называемых Alpes maritimae, имеет в длину 90 географических миль. На этих большей частью голых, изрезанных ущельями известковых горах, на западе заканчивающихся очень крутыми обрывами, находятся истоки всех почти рек Италии. Древние смотрели на эту цепь как на водораздел между реками, впадающими в Адриатическое и Тирренское моря (Cic. de or. 3, 19. Lucan. Phars. 4, 404). Наибольшей высоты (свыше 9000 футов) она достигает в Самнии, затем делится на 2 ветви, из которых западную заканчивает мыс Левкопетра (С. delP Armi), восточную prom. Salentinum или lapigium (С. Maria di Leuca). Из гор Апеннинского хребта особенно замечательны: Mons Argentarius (M. Argentaro) у этрусского берега близ Козы; M. Ciminus или Ciminius (M. Cimino) y озера того же имени в Этрурии; M. Soracte (M. di S. Oreste), горная вершина в 5 географических метрах к северу от Рима; M. Algidus (Ariano), M. Albanus (Monte Cavo), M. Massicus (M. Dragone) y кампанской границы (знаменито вино, выделывавшееся в виноградниках, которые находились на этой горе); M. sacer, отдельный холм близ Anio, в 3 милях к северу-востоку от Рима, известный по secessio piebis, совершившейся в 494 г. до Р. X. (Liv. 2, 32); M. Gaurus близ Путеол; M. Vesuvius (см. это слово), М. Garganus и M. Volfur в Апулии и др.

АПИДАН

АПИДАН - Apidănus, Άπιδανός, река, вытекающая из северных склонов Офриса, близ Фарсала принимающая в себя Енипей и затем через Фессалиотиду направляющаяся в Пеней.

АПИОН

АПИОН - Apĭon, Άπίων, александрийский грамматик, учивший в 1-й половине 1 в. от Р. X. в Риме и написавший много известных нам только по отрывкам сочинений. Между ними особенно важны были γλω̃σσαι Όμηρικαί; он же был и последним из тех критиков, которые занимались исправлением текста гомеровских песен. Существующие под его именем γλω̃σσαι Όμηρικαί - позднейшего происхождения. Составленная им по поручению жителей Александрии и обращенная к императору Калигуле жалоба «на Иудеев» известна по возражению на нее, написанному Флавием Иосифом.

АПИС

АПИС - Apis, Άπις, священный бык, бывший предметом религиозного почитания для египтян. В Мемфисе жилищем ему служил храм с двумя приделами и обширным двором. Многочисленные жрецы ходили за А., окружая его царской роскошью; он ел и пил из золотых сосудов. А. служил и оракулом: старались угадать будущее, наблюдая, в который придел он войдет, съест ли предложенную пищу или нет и т. п. Иногда ему приносили в жертву быков красной масти. Ежегодно в честь его в продолжение приблизительно месяца во всем Египте совершался праздник, оканчивавшийся в день рождения А.; в этот день его выводили во всем его священном убранстве. Когда А. доживал до 25 лет, его топили в известном только жрецам колодце, затем бальзамировали и хоронили в золотом гробе. Если он умирал раньше 25 лет, то по всей стране соблюдался траур, пока не находился новый А. Когда таковой был найден, его привозили в Нилополь (в Верхнем Египте) и там 40 дней держали в храме, затем на корабле в золотой каюте отправляли в Мемфис. Верили, что А. зарождается от луча небесного света. Приметами А. были: совершенно черный цвет шерсти, былое треугольное или четырехугольное пятно на лбу, белое, в форме полумесяца пятно на правом боку, подобный жуку черный мясистый нарост под языком и хвост с двоякими волосами. Обожание А. основано на почитании животных у египтян; А. считался оболочкой души Осириса Hdt. 3, 27 сл. Diod. Sic. 1, 21, 85. Strab. 17 p. 562. Plin. 8, 46.

АПИУМ

АПИУМ - Apĭum, σέλινον, собственно «пчелиная трава» (отсюда и название), сельдерей, растение, встречающееся во многих разновидностях; корни его употреблялись древними в пищу, а пахучие (Theocr. 3, 23) листья этого гибкого растения (отсюда udum Horat. Od. 2, 7, 23, πολυγναμπτον, Theocr. 7, 68) шли на венки; такими венками чтили, напр., победителей на Истмийских и Немейских играх, и именно на первых - венками из болотного сельдерея (έλεοσέλινον), а на вторых - из горного (ορεοσέλινον). Не менее употребительны были такие венки и на пирах (Horat. Od. 1, 36, 16. 2, 7, 24. 4, 11, 3); иногда их же употребляли при похоронных процессиях и возлагали на гробницы. Plin. n. h. 30, 11.

АПИЦИИ

АПИЦИИ - Apicius, M. Gavius, знаменитый лакомка и мот времен Августа и Тиверия, получивший прозвище Apicius от имени другого ранее жившего кутилы Апиция, бывшего современником П. Рутилия (Tac. ann. 3, 66. Athen. 4, 168); у римских писателей упоминается (Tac. ann. 4, 1) часто почти так, как будто бы его имя стало нарицательным обозначением людей с известными указанными свойствами. Расточив большую часть своего состояния, но все еще обладая значительным достатком, он отравился, полагая, что тот образ жизни, какой ему пришлось бы вести с ограниченными средствами, есть умирание с голоду. Под именем Целия A. (Caelius Apicius; может быть, следует читать: Caelii Apicius, так что Apicius будет заглавие произведения, как в выражениях Ciceronis Laelius или Taciti Agricola) до нас дошло приблизительно из 3 в. от Р. X. сочинение о поваренном искусстве (de re coquinaria) в 10 книгах, из которых каждая имеет особое греческое заглавие; есть в сочинении и другие признаки, указывающие на заимствование из греческих источников. Изд. Schuch (1865).

АПИЯ

АПИЯ - Apia, Άπία и Άπίη, древнее название Пелопоннеса, происшедшее будто бы от имени сына Айгиалеева. Aesch. Suppl. 790. В гомеровской формуле τηλόθεν εξ απίης γαίης (Il. 1, 270. Ноm. Od. 8, 25) этим словом означается вообще отдаленная страна.

АПОГРАФА

АПОГРАФА - Άπογραφή, a) в аттическом праве - обвинение в утайке общественных денег, казнокрадстве, то же, что у римлян peculatus;

b) письменный перечень конфискованных или по закону подлежащих конфискации имуществ, а затем и сопровождаемое перечнем обвинение против тех, которые владели таким имуществом и не сдавали его государству;

c) кадастр. Для обложения налогами в Элладе, как в Персидском государстве и в Египте, был в обычае кадастр, который в различных местах производился на различных основаниях. Демосфен в речи против своих опекунов дает оценку имущества своего отца. В некоторых государствах ежегодно, в других, больших, каждые 2 или 4 года производилась новая оценка и предпринималась ανασύνταξις - новая раскладка податей (см. Πρόσοδοι, 11, Доходы государства). Составление и сохранение поземельных кадастровых описей лежало, вероятно, до Клисфена на обязанности 48 навкраров, а впоследствии на обязанности демархов (Harpocr. s. v. δήμαρχος).

АПОДЕКТЫ

АПОДЕКТЫ - Άποδέκται, см. Πρόσοδοι, 13, Доходы государства.

АПОКОЛОКИНТОСИС

АПОКОЛОКИНТОСИС - Apocolocynithösis, см. Seneca, Сенека.

АПОЛЛИНАРИЙ

АПОЛЛИНАРИЙ - I.

Άπολλινάριος,

александриец, грамматик и пресвитер в Лаодикее в 4 в. от Р. X.; с целью вытеснить светское чтение, перелагал исторические книги Ветхого Завета в гекзаметры и составлял из них, подражая в слоге Еврипиду, Менандру и Пиндару, трагедии, комедии и гимны. Сохранилась под именем А. только μετάφρασις του̃ ψαλτη̃ρος δια στίχων ήρωικω̃ν [но она, как доказал A. Ludwich. (Hermes XIII, стр. 355 слл.), принадлежит другому А., жившему в 5 в.]. Изд. Sylburg (1569) и [и Ludwich (1880)].

II.

Apollinaris,

1. см. Sidonius; Сидоний;

2. см. Sulpicii, Сульпиции, 24.

АПОЛЛИНОПОЛЬ

АПОЛЛИНОПОЛЬ - Apollinopolis, Άπόλλωνος πόλις, название нескольких городов Египта,

1. A. magna (πόλις μεγάλη Άπόλλωνος) в Фиваиде на западном берегу Нила, н. Едфу, с развалинами великолепных храмовых построек;

2. Ά. ή μικρά в Фиваиде на восточном берегу Нила, значительный торговый город; н. Кус.

АПОЛЛОДОР

АПОЛЛОДОР - Apollodōrus, Άπολλόδωρος,

1. трагический поэт из Тарса; заглавия 6 его трагедий перечисляет Свида; другой А., Тарсийский, был грамматик и писал о «Медее» Еврипида;

2. знаменитый комик из Кариста на Эвбее;

3. комик из сицилийского города Гелы, современник Менандра, писатель новой комедии, см. Comoedia, Комедия. 5. Которому из этих двух комиков принадлежали те пьесы, которые Теренций переработал в своих «Несуга» и «Phormio» - неизвестно, неизвестно и то, как следует распределять между этими соименниками сохранившиеся под именем А. отрывки (изд. Meineke, fragm. com. Gr. IV; 438 слл.);

4. см. Pictores, 2, Живопись.

5. см. Architecti, 9, Архитекторы.

6. А. Афинский, жил ок. 140 г. до Р. X., сын Асклепиада, ученик грамматика Аристарха и Панетия, у которого познакомился со стоической философией; плодовитый, многосторонний писатель. Из сочинений его сохранилась (в 3 книгах, в конце, к сожалению, с пробелами) Βιβλιοθήκη, богатый, хорошо расположенный мифологический сборник, излагающий мифологию по кикликам и логографам, начиная с древнейших Феогоний до Фесея.

Изд. С. G. Неупе (1803) с прекрасным комментарием, 1. Bekker (1864), Hercher (1874). Утрачены прочие его сочинения: Χρονιά в 4 книгах - бывшее в большом употреблении у римлян хронологическое обозрение всемирной истории [ср. Diels, Rheinisches Museum, т. 31, стр. 1 слл.] и Γη̃ς περίοδος - хорография (оба эти сочинения были написаны ямбическими триметрами); περι νεω̃ν или περι του νέω̃ν καταλόγου - комментарий в 12 книгах к «каталогу кораблей» (Il. 2), τα περι Σώφρονος, περι Έπιχάρμου и др.; особенно важно было большое сочинение в 24 книгах περι θεω̃ν. Отрывки сочинений А. собр. Müller, fragm. hist. Gr., 1, 428 слл.;

7. А. Пергамский, ритор, родился до 104 г. до Р. X., в Аполлонии был учителем Октавиана, с которым и прибыл в Риме; здесь основал особенную риторическую школу, по своему направлению противоположную школе Феодора (Apollodorei и Theodorei, Quint. 2, 11, 2).

АПОЛЛОН

АПОЛЛОН - Apollo, Άπόλλων, сын Зевса и Лето (Латоны), дочери титана Койя. Hesiod. theog. 918. Ноm. Il. 1, 21, 36. У Гомера и Гесиода не указывается место рождения А.; а по гимну к А. Делосскому, он родился на острове Делос у подошвы горы Кинфа (Δήλιος, Κύνθιος) вместе с Артемидой; здесь мать их, Лето, преследуемая ревнивой Герой, нашла себе наконец безопасное убежище. А. пречистый (Φοι̃βος) есть бог блага и порядка; он охранитель закона, всего доброго и прекрасного в природе и в человеческой жизни. Он объявляет людям волю Зевса, правителя мира и высшего покровителя всякой законности, с которым А. связан самым тесным образом; он же наблюдает за исполнением воли Зевса. Кто противится Зевсову закону, того карает гнев А.; стрелами своими, летающими с серебряного лука, он, издали попадающий в цель (έκηβόλος, ε́κάτος, έκάεργος, αργυρότοξος, κλυτότοξος, arcipotens, arcitenens), поражает ослушника смертью. Это испытали на себе Алоады (От и Ефиальт), гордая Ниоба со своими детьми и греки в лагере под Троей (Ноm. Il. 1). Но как, с одной стороны, А. - бог губитель (Άπόλλων от απόλλυμι?), посылающий смерть, мор, повальные болезни, так, с другой - он же дает благоденствие и спасает от бед (άλεξίκακος, ακέσιος, σωτήρ, Παιήων, Παιών, Παιάν, medicus), он дарует силу для победы. Из этого его свойства можно объяснять и его значение как покровителя стад; он дает стадам обильный приплод и отвращает от них падежи и волков (λυκοκτόνος). Он - сам пастух и пасет стада Адмета и Лаомедонта. Il. 1, 766. 21, 448. Как вестник воли Зевса, он бог предсказаний и оракулов. От его ясного, провидящего взора ничто не скрыто, но изречения его часто темны для ограниченного человеческого ума, поэтому А. называется Λοξίας, темный. Знаменитейшее из мест, где он дает предсказания - Дельфы или Пифо (поэтому он Πόθιος); он завладел этим местом вскоре после своего рождения, поразив дракона Пифона. Нутп. in Apoll. Pyth. 104. 282 слл. Прежде этот оракул принадлежал Гее (и Посейдону) и - после нее - Фемиде. Aeschyl. Eum. 1. слл. Аполлоновские оракулы находились также в Абахе в Фокиде. близ Фив на Йемене, на источнике Тильфоссе в Беотии, в Кларе близ Колофона, в Дидимах близ Милета и т. д. (Άβαι̃ος, Ίσμήνιος, Κλάριος, Θυμβραι̃ος, Παταρεύς). Аполлоновы пророчественные изречения имели сильнейшее влияние на общественные дела греков, на их государственные учреждения, на расселение племен и основание колоний; он основатель городов и предводитель колоний (αρχηγέτης, κτίστης), охранитель городов и улиц (αγυιεύς); он сам выстроил стены Трои (Il. 7, 452) и Мегар (см. Alcathous, Алкафой). Всеведущий бог, объявляющий божественную волю, владеет также даром поэзии, пения, музыки. У Гомера (Il. 1, 603) он во время пира богов играет на форминге, а Музы сопровождают его игру своим пением, но здесь он не является еще богом пения. Впоследствии А. представляется богом всех изящных искусств и предводителем Муз (Μουσαγέτης). Со всевидящим богом Гелием всеведающий светлый (Ιύκειος) Феб А. был отождествлен лишь в поздние сравнительно времена. А. был одним из верховных богов у греков; культ его был распространен повсеместно и имел чрезвычайно значительное влияние на греческую образованность; но особенно высоко чтили А. доряне. Главными местами почитания А. были: Темпейская долина, Дельфы, откуда служение ему распространилось по Беотии и далее, Крит, Делос, малоазиатское побережье. Аполлоновские праздники падают большей частью на весенние месяцы; в это время года во многих местах совершались в честь А. праздники очищения и искупления; таков у афинян и вообще у ионян был праздник Θαργήλια. Пифийские игры, в которых принимала участие вся Греция, происходили обыкновенно поздним летом каждые 4 года. На мысе Акции, Actium, где Α. 'Άκτιος имел храм, построенный, по преданию, аргонавтами, каждые 3 года совершалось празднество с состязаниями, происходившими на суше и на море; со временем Августа это празднество ('Άκτια, Actia, Actiaca) справлялось с особенным великолепием каждые 5 лет. Очень многочисленно, по мифологии, было потомство Α.; сыновьями его назывались преимущественно пророки, певцы и герои, основатели тех городов, где его особенно почитали. Ему посвящены были, кроме других животных, лебедь и волк, из растений оливковое дерево, пальма, лавр. Что касается последнего, то известно сказание о том, как нимфа Дафна, преследуемая влюбленным в нее А., превратилась в лавровое дерево (δάφνη). Ov. met. 1, 452 слл. Пластическое искусство представляет А. прекраснокудрым (Άκερσεκόμης), сильным юношей, стройным, высоким, с гордыми, ясными чертами лица. Самая древняя из сохранившихся статуй найдена около Теней в Пелопоннесе (н. находится в Мюнхене), а самая знаменитая - это А. Бельведерский в Ватикане; он изображен здесь с эгидой, которую держит пред собою, распространяя ее страх и смятение среди своих врагов (в том же приблизительно положении, как в Il. 15, 318). Голова А., соответствующая А. Бельведерскому, прежде находилась в собрании Джустиниани, а ныне составляет собственность графа Pourtalès-Gorgier. Статуя из Пио-Клементинского собрания представляет А. Мусагета в длинном ионическом одеянии аедов. К римлянам почитание А. перешло от греков. Уже во времена царей, как говорят, римляне вопрошали дельфийского оракула: в 432 г. до Р. X. А. построен был первый храм в Риме; здесь этот бог чествовался как A. medicus, как бог, спасающий от мора; именно эта сторона представления о божестве всего более и выступает в почитании А. у римлян. Во 2-ю Пуническую войну в честь его установлены были Аполлоновы игры (Ludi Apollinares, см. Ludi, Игры). Август, особенно высоко чтивший этого бога, дал новое устройство столетним играм (ludi saeculares), перенеся часть чествования, принадлежавшего прежде Плутону и Прозерпине, на А. и Диану.

АПОЛЛОНА МЫС

АПОЛЛОНА МЫС - Apollǐnis promunturium, Άπόλλωνος α́κρον,

1. мыс у входа в Карфагенский залив на север от Утики, вероятно, то же, что Pr. pulchrum, на котором высадился Сципион Африканский Старший и за который, по первому римско-карфагенскому договору, не могли заходить римские корабли; н. С. Farinas или Рас Цибиб. Liv. 30, 24;

2. мыс близ Цезарей в Мавритании, н. Кап-Мостаган.

АПОЛЛОНИДА

АПОЛЛОНИДА - Apollōnis, Άπολλωνίς, город в Лидии между Пергамом и Сардами. Жители назывались Apollonidenses. Cic. ad Qu. fr. I, 2, 3. Cic. ad Att. 5, 13. Cic. Flacc. 21, 29. 32. Tac. ann. 2, 47.

АПОЛЛОНИЙ

АПОЛЛОНИЙ - Apollonius, Άπολλώνιος,

1. А. Родосский, эпический поэт и грамматик из Александрии, современник Птолемеев Эвергета (247-221 гг. до Р. X.) и Филопатора (221-204 гг. до Р. X.), ученик Каллимаха, с которым впоследствии разошелся во взглядах на задачи поэзии. Каллимаху нравилось напыщенное и ученое изложение, и, отвергая для своего времени возможность возрождения древнего эпоса, он полагал, что новые эпические поэты должны ограничиваться разработкой незначительных по объему сюжетов; напротив, А. старался подражать простоте гомеровского стиля и создать большое эпическое произведение: он написал сохранившуюся и до нашего времени поэму Άργοναυτκά. Он публично читал ее в Александрии, но будто бы, вследствие интриг влиятельного Каллимаха, поэма не имела успеха. Тогда А. отправился на Родос, где приобрел большое к себе расположение как учитель грамматики; здесь же вновь переработанная им поэма доставила ему большую славу и права родосского гражданства (поэтому он и называется Родосским). Позднее он возвратился в Александрию, снова читал там свою эпопею, и на этот раз она заслужила всеобщее одобрение; автор в 196 г. до Р. X., в царствовавние Птолемея Эпифана получил место библиотекаря; в этой должности он, вероятно, и умер. Кроме указанной эпопеи, он написал еще Κτισεις (рассказы об основаниях городов) и эпиграммы, направленные в особенности против Каллимаха. Поэма Άργοναυτικά состоит из 4 книг; в них, без достаточно глубокого понимания характеров и положений, без творческой фантазии излагается в непрерывной временной последовательности, просто и без напыщенности (Quint. 10, 1, 45) сказание об аргонавтах; для оживления рассказа, который сам по себе довольно сух, там и сям искусно введены прекрасные сравнения, пространные эпизоды, описания местностей и т. д. В языке А. старался подражать Гомеру; но выражения александрийского поэта вообще гораздо короче, более сжаты, искусственны и тяжеловаты, так что в общем поэма, сравнительно с простотой и естественностью поэзии Гомера, кажется искусственным произведением ученой кропотливости. Построение стиха вполне правильно и очень искусно. У римлян эта поэма, как и вообще александрийская поэзия, имела много поклонников и подражателей; подражали то отдельным частям, как, напр., Вергилий в 4 книге «Энеиды», то целому произведению, напр. Валерий Флакк в своих Argonantica. Изд. Merkel (1854). До нас дошло прекрасное собрание схолий к А., впервые как следует изданное Keil-ем (в Меркелевом издании Аполлония). ср.: Weichert, über d. Leben u. Gedicht dess Apoll, v. Rh. (1821);

2. А. родом из Перги (в Памфилии), «великий геометр», как его называли уже в древности, жил во 2-й половине 3 в. до Р. X. и написал сочинение о конических сечениях, κωνικα στοιχει̃α, в 8 книгах; оно составило эпоху в науке, и его метод до сих пор сохраняет свое значение. Только 4 первые книги существуют теперь в оригинале, три следующие в арабском переводе, а последняя совсем утрачена. Изд. Halley (1710). Из арабского же перевода известны две книги περι λόγου απότομη̃ς, а содержание других сочинений А., напр. περι νεύσεων περί διωρισμέης τομη̃ς, передает Папп;

3. А. из Тианы (в Капподокии), жил, вероятно, ок. 50 г. от Р. X. большей частью в Айгах в храме Асклепия; он был приверженцем пифагорейской философии, к которой в те времена примешивались в изобилии воззрения неоплатонические и восточные. Раздав полученное от отца имущество бедным, он путешествовал по Азии до Индии, по Европе и Африке и наконец прибыл в Рим. Оттуда он должен был удалиться в силу распоряжения, которым запрещалось жить в Риме всем вообще философам, и отправился в Испанию и Египет, но позднее вернулся в Рим, а умер, кажется, в глубокой старости в Эфесе. Строго аскетический образ жизни А., согласованный с мнимо пифагоровскими правилами, и приписывавшиеся ему чудеса доставили ему чрезвычайное уважение среди язычников; его считали великим знатоком магии, о нем ходили разные фантастические повествования. Филострат составил в 8 книгах его жизнеописание, имеющее, впрочем, скорее характер романа, чем исторического рассказа. Язычники сопоставляли А. с Иисусом Христом; против таких сопоставлений возражали христианские писатели (Евсевий Памф.). А. приписывалось несколько едва ли действительно ему принадлежавших сочинений; сохранилось под его именем только 85 писем;

4. А. из Алабанды (в Карий), у Страбона называемый Μαλακός, переселившись на Родос, преподавал там риторику. Там слушал его в 120 г. до Р. X. Сцевола (Cic. de or. 1, 17, 28);

5. А. Молон (Μόλων, Appolonius Molon; это неправильные обозначения; на самом деле лицо, о котором идет речь, называлось просто Μόλων) переселился из родного города своего Алабанды на Родос, а в 88 г. до Р. X. стал учить красноречию в Риме, но не долго здесь оставался (Cic. Brut. 89). В 80 г. родосцы отправили его послом в Рим, чтобы выхлопотать там для Родоса вознаграждение за военные издержки, и при этом случае он снова преподавал в Риме риторику (т. ж. 90). Цицерон в 78 г. слушал А. на Родосе (т. ж. 91), чтобы отучиться от азианского красноречия; Цезарь также был его слушателем (Suet. Caes. 4);

6. А. по прозванию Sophista, александриец, сын Архибия, учитель Апиона, современник Августа. Сохранившиеся под его именем Λεξικόν, заключающий в себе толкование гомеровских глосс, издал впервые Villoison (1773), а затем I. Bekker (1833);

7. А. Александрийский, сын Мантифея, грамматик, за серьезность своих исследований прозванный ó Δύσκολος. Он бывал в Риме, где обратил на себя внимание императора М. Антонина Пия, потом возвратился в Александрию, где и умер, состоя членом Музея. А. - основатель науки грамматики и поэтому по преимуществу о τεχνικός. Из сочинений его сохранились 4:

a) περί αντωνυμίας (изд. Bekker, 1818);

b) περι επιρρημάτων (в Беккеровых Anecd., gr. II, p. 527-626);

c) περι συνδέσμων (т. ж., стр. 477-526 сочинения, 2-е и 3-е изд., еще R. Scneider, Apollonii scriptaminora, 1878) и

d) περί συντάξεως в 4 книгах (изд. Bekker, 1817, на нем. яз., перевод А. Buttmann, 1878). Присциан, который называет его (8, 439) summus artis auctor grammaticae, в своих institutiones grammaticae взял в основание систему А. [ср.: Добиаш, Синтаксис Аполлония Дискола, 1878.] Наверное, не принадлежат этому грамматику сохранившиеся под именем Аполлония ίστορίαι θαυμασιάι, которые были издаваемы большей частью вместе с сочинением Антонина (Liberalis) и между парадоксографами;

8. А. из Минда (в Карий), занимался астрономией, особенно распространял халдейские взгляды на нее и писал о кометах. Sen. qu. nat. 7, 3, 17.

АПОЛЛОНИЯ

АПОЛЛОНИЯ - Apollonia, Άπολλωνία,

1. город на северном берегу Сицилии. Cic. Verr. 3, 43. 5, 33;

2. город этолийцев у Навпакта. Liv. 28, 8;

3. значительный город при устье Аоя в Иллирии (н. развалины Поллина), колония коринфян и коркирян, в римские времена была одним из важнейших центров греческой учености; в ее школах учились и многие знатные римляне (Октавиан, Мещенат). Thuc. 1, 26. Caes. b. c. 3, 6 и в др. местах. А. была в то же время крепостью и имела сильную цитадель; жители назывались Apolloniatae и Apolloniates;

4. колония милетцев во Фракии у Понта (н. Сизеболу) с храмом и колоссальной статуей Аполлона, впоследствии перевезенной Лукуллом в Рим. Hdt. 4, 90, 93. Justin. 15, 2. Liv. 34, 49. 43, 21. Cic. Phil. 11, 11. Ov. trist, 1, 19. 35;

5. город на Халкидике;

6. город на Крите;

7. город в Киренаике, гавань Кирены, один из городов Пентаполя, родина географа Эратосфена; н. Марса Суса. Были еще и др. города, называвшиеся А.

АПОН

АПОН - Apŏnus fons или Apŏni fons, (от α́πονος, унимающий боли), н. Абано, город к юго-западу от Патавия в Верхней Италии, с горячими целебными серными источниками (aquae Patavinae) и оракулом. Plin. 31, 32. Suel. Tib. 14. Sil. 12, 218.

АПОН, АПОНСКИЙ ИСТОЧНИК

АПОН, АПОНСКИЙ ИСТОЧНИК - Apŏnus fons или Apŏni fons,

(от απονος, унимающий боли), н. Абано, город к юго-западу от Патавия в Верхней Италии, с горячими целебными серными источниками (aquae Patavinae) и оракулом. Рliп. 31, 32. Suel. Tib. 14. Sil. 12, 218.

АПОНСКИЙ ИСТОЧНИК

АПОНСКИЙ ИСТОЧНИК - см. Апон.

АПОСТОЛЕИ

АПОСТОЛЕИ - Άποστολει̃ς, афинские чиновники, числом десять; они должны были наблюдать за тем, чтобы триремы были как следует снаряжены и вовремя отправлены в плавание; они же имели право заключать в оковы триерархов, не исполнивших к указанному сроку своего дела (τριήραρχος ουδεις ουχ ύπο τω̃ν αποστολέων εδέθη. Demosth. de cor. p. 262). Есть указания, что αποστολει̃ς были председателями на суде при разборе дела о казенных, но находящихся в пользовании у частных лиц принадлежностях снаряжения кораблей. Demosth. р. 1147, 1.

АПОТЕКА

АПОТЕКА - Apotheca, Άποθήκη, кладовая, особенно для дорогих, уже разлитых в амфоры вин. Эти винные кладовые помещались всегда в верхней части дома и часто над дымовой камерой (fumarium), откуда в кладовую мог проникать дым (fumum bibere). Horat. Sat. 2, 5, 7. Od. 3, 8, 9 слл. Напротив, cella vinaria (οίνων) находилась в нижнем помещении дома, и в ней хранились не разлитые, еще бродящие вина.

АПОТРОПЕЙ

АПОТРОПЕЙ - Άποτρόπαιος, см. Averruncus, Аверрунк.

АПОФЕОЗ

АПОФЕОЗ - Άποθέωσις, обоготворение людей. Верование, что герои удостаиваются обращения в богов, уже в давние времена существовало у греков. У Гомера единственный пример представляет Левкофея (Ноm. Od. 5, 334). Первоначально предполагалось, что и тело героя, становящегося богом, переносится в царство богов; такие верования существовали, напр., относительно Геракла, Ахилла и др. (ср. сказания римлян об исчезновении Ромула и Энея); позднее явилось представление, что тело героя, причисляемого к сонму бессмертных, состоящее из частиц смертных и бессмертных, перед обожествлением очищается от первых действием огня. Особенный род А. в поздейший период греческой истории состоял в том, что историческим деятелям после их смерти изречением оракула или постановлением коллегии жрецов усвоилось право пользоваться божескими почестями; так, напр., обожествлены были Ликург Спартанский, Гармодий и Аристогитон, воины, павшие при Марафоне и Платее; а в позднейшие времена извращения религиозного сознания такие почести определялись для некоторых лиц еще при жизни последних; первый удостоился такого А. Лисандр, а столетием позже Димитрий Полиоркет. Новый период в истории греческого обоготворения властителей и военных героев начинается с Александра и Птолемеев. Это греческое обожание власти после падения республиканской свободы перенесено было в Рим. Юлий Цезарь, которому еще при жизни были оказываемы божеские почести, после смерти причислен был к сонму богов (Suet. Caes. 88); с этого началось постоянное религиозное чествование императоров. Обряд обоготворения императоров, а иногда и императриц, так называемые conseratio, совершался на основании решения сената и по предложению нового императора, наследовавшего обоготворяемому. После погребения во дворце выставлялось в течение 7 дней на носилках из слоновой кости восковое изображение умершего, затем всадники и сенаторы несли его на форум, а оттуда на Марсово поле. Здесь это изображение, великолепно изукрашенное, ставилось на костер, усыпанный благовониями; новый император зажигал костер; с высоты костра взлетал ореол: по народному верованию, он уносил душу императора к богам. С этих пор умершему воздавали божеские почести, его называли Divus, строили ему храмы и назначали жрецов. Herodian. 4, 2.

АПОФОРА

АПОФОРА - Άποφορά, 1. подать, которую Спарта, как предводительница союза, взимала с отдельных греческих городов для ведения войны против персов, позднее, во времена гегемонии Афин, эта подать называлась φόρος;

2. оброк, который илот платил своему господину, в размере 70 медимнов ячменя на мужчину, 12 на женщину и соответственного количества масла и вина;

3. наемная плата, которую рабы, работавшие на других хозяев, ежедневно доставляли своему господину (ср. Δου̃λος, Рабство, 8).

АПОФОРЕТА

АПОФОРЕТА - Apophorēta, Άποφόρητα, τά, назывались прежде всего подарки, состоявшие из съестного и дававшиеся после пиров гостям на дом, затем вообще подарки, которые давали друг другу во время праздников, особенно во время празднования Сатурналий. Четырнадцатая книга Марциала содержит в себе эпиграммы, которыми сопровождались подарки, посланные им друзьям, и потому носит заглавие Apophoreta.

АПОФРАДЫ

АПОФРАДЫ - Άποφράδυς ήμέραι, те дни, εν αι̃ς τοι̃ς κατοιχομένοις χοας επιφέρουσιν (Tim. lex.), праздники в честь мертвых; жертва, тогда приносившаяся, называлась ενάγισμα. Пример Aesch. Pers. 615 слл., см. также Άφετοι ήμέραι, Афеты. Вообще αποφρ. ήμ. назывались все несчастные дни, в которые остерегались предпринимать что-либо важное; это то же, что в Риме dies nefasti или atri.

АППАРИТОР

АППАРИТОР - Apparĭtor, общее название таких служителей при должностных лицах, как scribae, lictores, viatores, praecones; они образовывали особые корпорации и постоянно оставались на службе, напротив, accensi не составляли корпораций и служили исключительно известному лицу, занимающему должность, так что вместе со службой их начальника кончалась и их служба. Служителями провинциальных должностных лиц были: interpretes, statores, tabellarii. Кроме того, в распоряжении должностных лиц находились многочисленные servi publici. Во времена императоров штат этих служителей делался все многочисленнее (см. Officium, Официум). ср.: Mommsen, röm. Staatsrecht, I, стр. 318 слл.

АППИАН

АППИАН - Appiānus, Άππιανός, родился в Александрии, жил в 1-й половине 2 в. от Р. X., сперва был адвокатом в Риме, затем прокуратором императорского фиска в Египте. Написал 'Ρωμαϊκά или 'Ρώμαϊκην ίστορίαν, сочинение, распадавшееся на несколько отделов, из которых в каждом излагалась в этнографическом порядке история какой-нибудь отдельной страны и ее народа до слияния ее с Римской империей. Сочинение заключало в себе 24 книги, из них первые 5 отчасти, а многие другие совсем утрачены; сохранились следующие: 6, 7 (Испания, война с Аннибалом), 8 (карфагенская история), 11 (история Сирийского царства и история войны с парфянами; последняя подложна), 12 (Митридат), 13-17 (римские междоусобные войны, часть, важнейшая из всех) и 23 (иллирийская история). Как историк, А. стоит на чисто римской точке зрения, считая Римское государство созданием божества. В своих сообщениях он довольно небрежен, имена и числа у него часто искажены и нет критики источников, которыми он пользовался, притом он и указывает их лишь изредка. Изложение правильно, легко и просто; рассказ ясен, но сух. Изд. Schweighäuser (1785), I. Bekker (1852), Nendelssohn (1879-1881).

АППИЕВА ДОРОГА

АППИЕВА ДОРОГА - Appia via, см. Via, Дороги.

АППИЯ ВИА

АППИЯ ВИА - Appia via, см. Via.

Предыдущая страница Следующая страница