Наши партнеры

Работа Доставка цветов в Дивеево dostavka-byketov.ru.

Этнопсихологический словарь
Статьи на букву "З"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З"

Задачи этнопсихологии как науки

Задачи этнопсихологии как науки - направления ее развития, отражающие в своем содержании главные приоритетные интересы и включающие:

1) исследование мотивационно-фоновых, интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых и коммуникативно-поведенческих национально-психологических особенностей представителей различных этнических общностей;

2) научное осмысление и обобщение данных о факторах и источниках формирования национально-психологических особенностей людей и выявление на этой основе своеобразия социально-политического, экономического, исторического и культурного развития конкретных народов, определившего специфику развития их психологии;

3) сравнительное (кросскультурное) изучение черт национального характера представителей различных этнических общностей с целью выявления и описания закономерностей формирования, функционирования и развития национально-психологических явлений;

4) обоснование важнейших направлений учета национально-психологических особенностей людей в интересах повышения эффективности политической, воспитательно-просветительской, социальной и культурно-массовой работы с ними;

5) выявление национально-психологических предпосылок предотвращения конфликтов между представителями различных этнических общностей, совершенствование характера их межнациональных отношений;

6) прогнозирование развития социально-политических, экономических, национальных и др. процессов в конкретных политических регионах на основе специфики проявления психологии населения, в них проживающего.

Решение задач, стоящих перед этнопсихологией, достигается как посредством экспериментальной и аналитической деятельности только ее ученых, так и в результате их сотрудничества с историками, социологами,, этнографами, политологами и др. исследователями (см.: Связь этнопсихологии с др. науками).

Заимствование культуры

Заимствование культуры - освоение тех или иных элементов культуры одного общества другими.

В социальной антропологии этот процесс часто рассматривается как аккультурация (см.), которой подвергаются индивиды, социальные группы, районы, нации или страны. Она может носить прямой (через влияние интеллигенции или иммигрантов на принявшую их социальную среду) или же косвенный характер (через воздействие средств массовой информации, потребляемые товары, университеты, научные центры и т. д.).

Закавказские народы

Закавказские народы - представители коренных наций республик Закавказья - Грузии, Армении, Азербайджана (см. Азербайджанцы, Армяне, Грузины, - длительное время входившие в состав России и вместе с ее народами прошедшие длительный путь совместных преобразований и лишений.

Жители 3. н. наделены:

- высоко развитым, обостренным чувством национальной гордости, самолюбия и самоуважения, большой приверженностью национальным традициям и привычкам, этнородовой сплоченностью и ответственностью;

- главным образом, чертами холерического и сангвинического типов темперамента, взрывной эмоциональностью, повышенной чувствительностью к чужим поступкам и суждениям, ярко выраженным стремлением к самопрезентации;

- большой самостоятельностью, активностью и инициативностью, упорством и настойчивостью в достижении поставленных целей во всех видах деятельности, особенно в тех, которые индивидуально или национально предпочтительны и выгодны для них;

- подчеркнутым вниманием и уважением к старшим по возрасту, социальному положению и должности;

- достаточно высоким образовательным уровнем, хорошей физической подготовкой, относительна слабым знанием русского языка;

- стремлением к лидерству среди представителей других этнических общностей и в многонациональных коллективах, а также образованию многочисленных микрогрупп по земляческому признаку.

В условиях повседневной трудовой деятельности и общения с представителями других национальностей у жителей Закавказья заметна тенденция к образованию микрогрупп по национальному признаку. Обладая достаточно хорошими организаторскими способностями, коммуникативными качествами, самостоятельностью, они стремятся стать неформальными лидерами в коллективах.

В данном случае проявляются особенности воспитания мальчиков в семьях, принятые на Кавказе. С детства они сориентированы на значимость социальной роли мужчины, отца, брата; их с малых лет приучают заботиться о младших братьях и сестрах. В семьях культивируется особая любовь к младшим, помощь им во всем, что превратилось, по сути дела, в национальную потребность и традицию. Дети на Кавказе, мальчики в особенности, растут самостоятельными, в условиях минимума запретов, почти не подвергаются наказаниям.

На Кавказе у всех народов популярны национальные виды борьбы, бокс. Занятия этими видами спорта, а также народная педагогика с ранних лет формируют сильную волю, развивают физическую активность, постоянную готовность к отпору. Такие качества представителей различных народов Закавказья позволяют им довольно быстро адаптироваться к разнообразным условиям жизни и деятельности.

Весьма своеобразно и понимание старшинства на Кавказе. Безоговорочное уважение и подчинение старшим вместе с тем проявляется дифференцированно. Если его жители считают, что те или иные распоряжения руководителей в коллективе, принадлежащих к другим этническим общностям, задевают их национальное достоинство и самолюбие, то они способны воспротивиться выполнению их указаний. Встречая в подобных случаях жесткую требовательность, решительность и уверенность в действиях своего непосредственного начальства, представители народов Кавказа вместе с тем быстро осознают бесперспективность такого поведения, однако перестраиваются с большим трудом.

Здесь большую роль играют терпение и последовательность в действиях руководителя, его способность найти пути продуктивного взаимодействия со своими подчиненными и сослуживцами, учитывая их национально-психологические особенности.

Закономерность социальная (национальная)

Закономерность социальная (национальная) - теоретическая конструкция, имеющая эмпирическое подтверждение, обозначающая устойчивую и повторяющуюся последовательность, устойчивую структуру взаимосвязей.

В этнопсихологических исследованиях используется для интерпретации получаемых данных в качестве точки соотнесения.

Замещение этнопсихологическое

Замещение этнопсихологическое - механизм психологической защиты (см. "Защита психологическая"), действующий бессознательно, при котором недосягаемая или неприемлемая цель, эмоция или какой-либо объект замещаются более приемлемыми.

При этом та или иная потребность удовлетворяется путем переноса активности субъекта с неприемлемого объекта на приемлемый. Так, ненависть, негативные чувства к господствующей нации подменяются у представителей малых наций и народностей критикой своих вождей за недостаточно эффективную борьбу в интересах национальной независимости и др.

Запад

Запад - термин, широко используемый в социальной философии и культурологии для обозначения специфической цивилизации, фундаментом которой является романо-германская культура.

Специалисты обычно выделяют четыре основных начала для его характеристики: византийское христианство, германское рыцарство, эллинская эстетика и философия, римская муниципальность (городское начало). В различных взаимоотношениях этих начал на протяжении длительного времени оформились специфические мировоззренческие и социально-психологические установки западной цивилизации: в области христианской религии - забота о всеобщем практическом благе, в области морали - идея одинаковых личных прав каждого, а в области государственного устройства -ориентация на демократию, экономическое, умственное, половое равенство.

Западничество

Западничество - направление в русской общественной мысли (сер. XIX в.), представители которого: выступали за развитие России по западноевропейскому пути; критиковали официальную теорию народности, крепостничества, самодержавия; выдвигали проекты освобождения крестьян с землей.

Представителями 3. были виднейшие деятели русской науки и культуры: П. В. Анненков, В. П. Боткин, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин и др.

Застой этнокультурный

Застой этнокультурный - состояние длительной неизменности и повторяемости норм, ценностей,, смыслов и знаний; приверженность общества к неизменным традициям; разное ограничение или запрет (в явном и неявном виде) нововведений.

Однако определенная устойчивость обычаев, норм, стилей и т. д. тем не менее необходима для сохранения самобытности данного общества (нации) и не означает непременного застоя.

Защита психологическая

Защита психологическая - бессознательные, спонтанные регулятивные механизмы устранения тревоги, неприятных, психотравмирующих переживаний, эмоций, любого психического дискомфорта, связанного с осознанием конфликта.

Функцией З. п. является "ограждение" сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний. З.п. ведет к специфическому изменению содержания национального сознания и национальной психики.

З. п. осуществляется с помощью защитных механизмов. Защитные механизмы в национальной психике -это действующие приемы и средства преодоления противоречий между осознанным и бессознательным в национальном самосознании. Среди большого многообразия защитных механизмов можно выделить следующие: вытеснение, идентификация, компенсация, гиперкомпенсация, рационализация, замещение (перенос), проекция, символизация, фиксация, регрессия, сопротивление и др. (см. также "Этноса защита психологическая").

Здравый смысл

Здравый смысл (от англ. common sense) - совокупность взглядов людей на окружающую действительность и самих себя, используемых в повседневной практической деятельности и лежащих в основе моральных принципов.

З. с. не поднимается до уровня научного и философского осмысления действительности, однако противопоставляется оторванным от жизни искусственным построениям. Верная по существу точка зрения З. с., как правило, ограничивается поверхностным взглядом и не проникает глубоко в суть явлений.

Предыдущая страница Следующая страница