Этнопсихологический словарь
Статьи на букву "И"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И"

Идентификация

Идентификация - процесс неосознаваемого отождествления себя с субъектом общения, деятельности (личностью, социальной общностью, нацией и т. п.), с объектом идентификации (с другим человеком, с определенной группой, общностью людей, другой нацией, народностью), в результате которого резко интенсифицируются процессы обмена ценностями, типом, характером отношений данных объектов и субъектов идентификации.

В результате И. происходит как бы воображаемый перенос субъектом своих качеств на объект идентификации (эмпатия), а также усвоение в результате активизации внушения, норм, ценностей объекта идентификации.

Импульсивность

Импульсивность - особенность поведения человека, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций.

Импульсивность национальная

Импульсивность национальная - характерная особенность мышления и поведения, черта характера представителей различных этнических общностей, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций.

Ингуши

Ингуши - представители родственного чеченцам (см.) вайнахского народа. Для них свойственны неспешность в действиях и поступках; проницательность и сообразительность; большая, чем у чеченцев, выдержанность и умение контролировать свое поведение, общение.

Ингуши предпочитают улаживать свои отношения с представителями других этнических общностей на основе взаимопонимания и сотрудничества, корректного отношения к обычаям и привычкам других народов.

Инокультурный режим коммуникации

Инокультурный режим коммуникации - специфика проявления в процессе межнационального общения совокупности языка, менталитета, особенностей национальной психологии, норм и правил поведения представителей другой этнической общности.

При незнании И.р.к. (или зная лишь язык) люди чаще всего общаются с носителями иной культуры и оценивают их на основе собственных национальных норм, что особенно затрудняет коммуникацию между ними. Кроме того, взаимное незнание И.р.к. общающимися

представителями разных общностей является одной из причин формирования у них стойких искаженных стереотипных представлений друг о друге, меняющихся медленно. Например, своеобразные эмоциональная сдержанность, стремление не смотреть в глаза собеседнику, непрестанные этикетные улыбки в общении с незнакомыми людьми и другое своеобразие мимики и жестов у японцев долгое время способствовали распространению среди русских мнения о хитрости и двуличии японцев, хотя их национальный коммуникативный код ориентирован прежде всего на проявление скромности и вежливости. В данном случае это обусловлено, с одной стороны, предвзятым восприятием более активной жестикуляции и мимики, принятых у русских, а с другой -меньшей по сравнению с японцами степенью вежливости публичного поведения русских (в частности, менее активной ролью этикетной улыбки, являющейся у наших людей прежде всего средством выражения дружеских чувств, личной симпатии).

Вместе с тем при длительном общении национальные режимы коммуникации взаимно влияют на людей, вынуждая их адаптироваться. Так, напр., психологи отмечают, что при длительном пребывании в Японии нередко поведение русских делается подчеркнуто учтивым и церемонным, а японцы в таких же обстоятельствах становятся активнее в выражении личного плана, раскованнее в контактах и т. п. Однако глубокое различие И.к.р. способно приводить к внутреннему антагонизму, принимающему, особенно в инокультурной среде, вид адаптационного кризиса. Он может выражаться в активном неприятии этой среды или же, напротив, в ощущении размывания и утраты человеком индивидуальности.

Институализация межэтнического конфликта

Институализация межэтнического конфликта - определение и закрепление в обществе правовых, политических, социальных, традиционных норм, регулирующих порядок разрешения конфликта между общностями, группами и индивидами с различной этнической принадлежностью.

В обществах с жестко регламентируемой системой отношений происходит накопление проблем в процессе качественного и количественного изменения наций, поэтому деструктивная форма разрешения межэтнических конфликтов является типичной для подобных условий. Отсутствие регламентирующих межэтнические взаимоотношения институтов, неопределенность процедур разрешения спорных проблем, обострившихся противоречий ведет к значительным препятствиям при разрешении межэтнических конфликтов.

Такая ситуация складывается в обществах, находящихся также в состоянии трансформации, перехода от одной социальной системы к другой. Традиционные общества имеют жесткую систему взаимоотношений, основанную на обычаях, культах, традициях, авторитетах власти. Демократические политические общества создали правовую систему, регламентирующую взаимоотношения между представителями различных наций, этническим меньшинством и большинством, а также регулирующую миграционные процессы.

Наряду с государством неправительственные общественные организации, многонациональные корпорации, партии и объединения принимают активное участие в формировании межэтнической, межнациональной ситуации. И.м.к. предполагает частичное или полное признание и закрепление этнических различий, право на свободу и возможности для реализации интересов этнических групп и общностей. В то же время И.м.к. в ряде случаев может ограничивать право на свободу и возможности в соответствии с имеющимися ресурсами в обществе, определять нормативные средства, которые в дальнейшем могут быть использованы для урегулирования возникшего межэтнического конфликта.

Интеграция групповая

Интеграция групповая - согласованность, упорядоченность и стабильность системы внутригрупповых процессов.

Интеграция межэтническая

Интеграция межэтническая (от лат. integratio - восстановление, восполнение) - объединение этносов в рамках многонациональных государств (напр, "американцы", "бельгийцы" и др.). В странах, где этот процесс не завершен, И.м. близка к явлению консолидации.

Интеграция этническая (национальная)

Интеграция этническая (национальная) - процесс сближения этнических общностей. Как правило, И.э. является эффективным средством экономического, политического и духовного возрождения и развития нации или народности. По мере развития этнической группы, общности, она вступает во все возрастающее количество разнообразных связей и взаимоотношений (политического, экономического, социального, культурного характера) с другими этносами.

Главным критерием для оценки направленности процесса И.э. (его допустимых границ) являются социально-экономическая, культурная самостоятельность и самобытность этнической группы, общности. При неблагоприятных условиях И.э. может замедлиться и начаться обратный процесс - дезинтеграция - т. е. разрыв связей и отношений между этническими общностями. Негативные последствия этого явления связаны с потерей этнической самобытности и самостоятельности данной этнической общности. Нередко она стремится сознательно ограничить сферу влияния чужой культуры, рассматривая это как угрозу своей целостности.

Процесс И.э. может существенно тормозиться по вине отдельных политических лидеров или в связи с активным сопротивлением этому объединению большинства жителей страны. Экономическая интеграция является общепризнанным и благоприятным условием развития этносов. Политической интеграции этносов в границах независимых государств способствует создание международных организаций и объединений.

Социокультурная интеграция этносов способствует росту и развитию их духовной жизни, обмену достижениями науки, литературы и искусства, повышению качества образования. Интеграция в области этнической культуры осуществляется путем укрепления связей и контактов между людьми, в том числе и на бытовом уровне (напр., растет количество смешанных браков).

В настоящее время в отношениях наций и народностей превалирует процесс сближения культур и создания общемировой культуры. Этнические особенности и различия при этом не исчезают, а сохраняются. Процесс И.э. происходит как на уровне отдельных государств, так и внутри них, отдельного этноса, нации, общества, многоэтнической страны. Межнациональная рознь, дезинтеграция тормозят этническое развитие. И.э. близка к явлению консолидации (см.: Консолидация этническая).

Интеллектуальная собственность нации

Интеллектуальная собственность нации - термин, применяемый для выражения отношения по поводу присвоения нацией результатов интеллектуальной деятельности своих членов, представленных в форме произведений науки, литературы и искусства, в т. ч. открытий, изобретений, рационализаторских предложений, промышленных образцов, программ для ЭВМ, баз данных, торговых знаков, фирменных наименований и т. д. Духовной основой суверенитета всякой нации является ее интеллектуальный потенциал.

Интеллектуально-познавательные национально-психологические особенности

Интеллектуально-познавательные национально-психологические особенности - это такие национально-психологические особенности, которые определяют специфику интеллектуально-познавательной активности представителей конкретных этнических общностей.

Особое сочетание таких характеристик, как степень приверженности логике, широта и глубина абстрагирования, скорость мыслительных операций, специфика организации мыслительной деятельности и др., обусловливает своеобразные параметры интеллектуальной активности. Например, у французов присутствуют математический склад ума и прирожденная интеллектуальная изобретательность. У англичан - высокая способность к интеллектуальному восприятию мира, слабая скорость мыслительных операций, нелюбовь к абстрактным умозаключениям и интеллектуальный практицизм. Считается, что у некоторых азиатских и африканских народов мышление несколько заторможенное.

Соотношение разных по силе, глубине, целостности, активности и избирательности восприятий, полноте и оперативности представлений, яркости и живости воображения и т. д. порождают специфические познавательные характеристики мыслительной деятельности представителей разных народов. В частности, для французов свойственны богатство воображения, настойчивая пытливость и смелость в познании окружающего мира. А для англичан - слабое воображение, недостаточная активность в абстрагировании, немцам и китайцам присущ познавательный практицизм.

Согласно современным исследованиям нейрофизиологов и психологов И.-п. н.-п.о. являются следствием вовлечения в работу разных зон коры головного мозга представителей различных этнических общностей, а также результатом разной взаимозависимости активности этих зон.

Интеракция

Интеракция (от англ. interaction, лат. inter + activus деятельный) - термин, используемый в социальной психологии и культурологии; обозначает взаимодействие, взаимное влияние людей или воздействие групп друг на друга как непрерывный диалог.

В социальной психологии Дж. Мида И. - непосредственная межличностная коммуникация ("обмен символами"), важнейшей особенностью которой признается способность человека "принимать роль другого", представлять себе (ощущать), как его воспринимает партнер по общению (или группа).

Интервью в этнопсихологическом исследовании

Интервью в этнопсихологическом исследовании - метод, используемый для первоначального знакомства с проблемой при изучении национально-психологических особенностей людей.

Впервые И. применил профессор Амстердамского университета Ван Дейк. Он исходил из того, что в основе порождения понимания текста, рассказа лежат ситуационные модели, сущностью которых являются не абстрактные стереотипные знания, а результат воздействия реальной ситуации из личного опыта слушающего и говорящего. Из этих реальных ситуаций строятся схемы моделей, состоящие из ограниченного числа категорий, находящихся в определенной последовательности и взаимозависимости. Когда кто-либо слушает или старается понять текст (рассказ), интерпретируя его для себя, он тем самым актуализирует свою схему, наполняя ее конкретной информацией.

Модель, согласно Ван Дейку, есть когнитивный аналог ситуации, она не остается неизменной на протяжении жизни. Из каждой новой ситуации, через которую человек проходит, он извлекает новую информацию о мире, которая аккумулируется в памяти в идеальных образах-моделях, тем самым постоянно наполняя их новым содержанием. Типовая модель лежит в основе любого текста, рассказа представителей различных этнических общностей, которую и необходимо анализиро-.вать.

Апробация В. Ф. Петренко данного метода показала, что анализ текстов (рассказов), собранных в ходе интервью, дает исключительно богатую информацию о своеобразии этнического сознания, особенно если в процедуру проведения внести следующие изменения, позволяющие более полно использовать все возможности: а) И. нужно строго формализовать, чтобы рассказы респондентов были более сопоставимы; б) И. должно быть не о национально-психологических особенностях в целом, а о ситуациях взаимодействия с представителя-ми конкретных этнических групп.

Интересы национальные, государственные, интернациональные

Интересы национальные, государственные, интернациональные - те реальные, вполне очевидные устремления, лежащие в основе непосредственных действий, мотивов, побуждений, в которых соучаствуют индивиды, социальные группы, нации, государства.

В самом широком плане интересы включают широкий круг интеллектуальных, исторических, нравственных и культурных ценностей. Выяснение сущности понятия "национального интереса" невозможно без учета культурно-исторических традиций и национальных ценностей. Национальная идентичность является неотъемлемым элементом национального интереса. В научной литературе общественный интерес представляется как осознание потребности субъекта или социальной общности, вытекающие из условий их существования и деятельности. В то же время интерес - это отношение потребности к условиям его реализации. Соответственно: национальный интерес - это осознание и отражение в деятельности его лидеров коренных потребностей государства.

Представляется вполне допустимым определить национальный интерес как совокупность потребностей и устремлений народа (народов) того или иного государства в создании необходимых для себя жизненных условий, сознании своего суверенитета, установлении взаимовыгодных отношений с народами других стран. Необходимо отметить, что понятия "национальный интерес" и "государственный интерес" в научной литературе часто отождествляют. При этом важно иметь в виду, что если национальный интерес может выражать потребности какого-то одного доминирующего этноса (коренной нации), то государственный интерес всегда сопряжен с соблюдением следующих обязательных условий: а) в его основе лежат интересы людей, граждан данного государства, б) он обеспечивается всем обществом, в) особо строгое следование закону и праву.

Государственный интерес характеризуется наличием ряда важных признаков. Во-первых, он должен быть выражением интересов всех слоев и групп общества, а не какой-то одной его части. Во-вторых, государственный интерес по тому или иному вопросу может быть выявлен (замерен) с помощью опроса населения. В-третьих, результаты референдума могут стать самыми авторитетными поводами для принятия правительством соответствующих решений.

В-четвертых, государственный интерес интегрирует в себе все основные потребности общества - от экономических до оборонных и поэтому является своеобразным комплексным критерием в политике государства.

Реализуя свои собственные интересы, государства обязательно втягиваются, вступают во взаимоотношения между собой, что ведет к расширению участников международных отношений. Современный мир богат новыми элементами, которые способствуют перераспределению мощи, концентрировавшейся раньше в руках великих военных держав. Эти новые элементы в перераспределении власти (например, частные транснациональные субъекты) ведут и к усложнению национальных интересов, в связи с чем соперничество в международной политике усложняется.

Это подвело международное сообщество к выработке определенных норм и правил взаимодействия. В его основу были положены два взаимосвязанных и взаимообусловленных принципа: защищая и способствуя реализации собственных интересов, любой субъект международных отношений должен уважительно относиться и к интересам других государств. И в этом контексте правомерно вести речь об универсальных интернациональных (т. е. международных) интересах всего мирового сообщества. Это означает, что разум государства, выраженный в его национальном интересе, состоит в сознании как собственной сущности и природы, так и природы окружения. Это и пытается осмыслить сегодня Россия, разрабатывая концепцию внешней политики и национальной безопасности.

Интернализация

Интернализация (от лат. interims - внутренний) - термин применяется в социологии, психологии, педагогике и культурологии для обозначения процесса освоения индивидом или группой людей социальных ценностей, норм, установок, стереотипов, принадлежащих тем, с кем она, он или они взаимодействуют.

В результате И. структуры, внешние по отношению к данной личности или группе, превращаются в их внутренние регуляторы поведения. Механизмы И. очень сложны и пока еще слабо изучены. Между тем их научное исследование имеет существенное значение для оптимизации прежде всего воспитательной работы.

Интернализация национальная (этническая)

Интернализация национальная (этническая) - развитие взаимодействия, связей и отношений между народами, способствующее устранению национальной обособленности, сближению их социальных взглядов, формированию единства общих коренных интересов.

Интернационализация

Интернационализация (от лат. inter - между + natio народ) - закономерный процесс выхода какого-либо явления или процесса за рамки одной страны или народа (этноса), в результате чего происходит расширение и углубление межнационального, межгосударственного взаимодействия во всех сферах общественной жизни, преодоление замкнутости и обособленности, интенсивное взаимообогащение накопленным опытом и его достижениями, повышение места и роли общего, интернационального вплоть до формирования межнациональных и межгосударственных объединений.

Интернациональное воспитание

Интернациональное воспитание - целенаправленное и систематическое формирование у людей верности идеям интернационализма, солидарности с людьми всех стран, глубокого уважения к правам и национальной независимости народов, чувства дружбы, равенства и взаимопомощи народов.

Испанцы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ительмены

Ительмены - один из коренных народов, населяющих два полуострова, - Чукотку и Камчатку. Ительмены отличаются большой неприхотливостью, старательностью, силой воли и выдержкой. Они доброжелательны и снисходительны в отношениях с представителями других этнических общностей, всегда готовы прийти на помощь, отдать последнее, если это требуется.

Предыдущая страница Следующая страница