Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник
Модернизм

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э

Модернизм

Модернизм (от фр. moderne - современный, общее название художественных течений, возникших на рубеже XIX и XX вв. Возникновение в истории культуры и, в частности, художественной культуры новых школ, стилей, направлений, совпадало с разными периодами утверждения человеческой индивидуальности. Художественные направления, возникающие в рамках модернизма в конце XIX - начале XX века, отражают черты оторванности, одиночества человека в мире. Основными причинами появления модернизма был кризис западной культуры, имевший под собой глубокие социально-экономические основания и вызвавший стремление художников уйти от подражания реальности, такому стремлению в немалой степени способствовало появление кино и фотографии (которые отобразили действительность как она есть лучше, чем кто-либо из художников). Модернизм включал ряд направлений: Кубизм (родина - Франция, теоретики - поэт Г. Аполлинер, живописцы Ж. Меицен-же, А. Глез. Великий художник этого направления - Пабло Пикассо (Возможны два ударения так как он по происхождению -испанец, можно на втором слоге, но он же и парижанин, жил в Париже - ударение на последнем слоге). Началом кубизма считают картину Пикассо «Авиньонские девицы» (или «Авиньонские красавицы»). Для кубизма характерен жанр натюрморта (так же, как для импрессионистов - природа). Его отличает отказ от передачи атмосферы, света, трехмерного пространства: разработка новых форм неглубокой многомерной перспективы, позволяющей увидеть и представить объект в виде множества пересекающихся полупросвечивающихся плоскостей (разнообразных многоугольников), сосредоточенных вдоль различно расположенных осей. По мнению кубистов, полотно должно изображать не внешний вид объекта, а представлять знание о нем. Кубисты указывали на схожесть всех предметов в мире. На первом этапе в кубизме преобладал аналитический характер, на втором, с 1912 г.- синтетический, когда стали более абстрактными натюрморты, более яркими и контрастными цвета.

Экспрессионизм (от слова «выражение, выразительность») -направление европейского искусства 10-20 гг. XX века. Философскими основами выступают интуитивизм Бергсона, феноменология Гуссерля. Цель направления - не изображение действительности, а «ВЫРАЖЕНИЕ» ее сути. Родина -Германия. Социально-психологические причины - урбанизация, мировая война, революционная ситуация, неустойчивость мира, пессимизм, отчаяние. Мир - беспокойное движение, хаотическое столкновение с силами, враждебными человеку. Экспрессионизм идеологически не однороден. Одно крыло аполитично, другое - революционно, исповедовавшее надежду на революционное обновление мира. Стилистика экспрессионизма - стилистика «антиклассичности», отказ от гармонических форм, от ясности, тяготения к абстрактному обобщению, яростной экспрессии, взвинченности художествеппой интонации, устремленность к сознательной деформации. Экспрессионизм проявился во всех видах искусства (например, в кино -«Кабинет доктора Калигари» Р. Вине. Фейдт К., в литературе - Ф. Кафка).

В изобразительном искусстве развитие получила графика - О. Кокошка, Э. Нольде, IL Клее, Э. Кирхнер, М. Бекман, Кандинский, Мунк.

Абстракционизм - возник в начале XX века (Россия, Франция). Его характеризует отказ от изображения форм реальной действительности. Ярким представителем его явля

ется русский художник Василий Кандинский. Абстракционизм включал два основных направления: стремление к гармонизации бесформенных цветовых сочетаний и создание геометрических абстракций. Первое направление (В. Кандинский) довело до логического конца поиски экспрессионизма и фо-визма. Главное - выразительная ценность цвета, музыкальныы ассоциации цветовых сочетаний (Кандинский находится у истоков цвето-музыки). С помощью цвета можно выразить «истины бытия», «космические сущности». Второе направление последовательно представляет творчество П. Мондриана. Родоначальники направления - постимпрессионисты, в частности - Сезанн. Для них характерно сочетание всевозможных геометрических форм. Разновидности абстракционизма: районизм (лучизм) М. Ларионова, супрематизм Малевича. Другие представители: Дж. Поллак; Де Кунинг; Ротко; Горки.

Сюрреализм: 20-е годы (Франция). Идейные основы: философия интуитивизма; восточные, мистико-религиозные учения; фрейдизм; идея дзен-буддизма. Предтечи - Г. Апол-линар, художник Дж. Кирико. Наиболее известный художник-Сальвадор Дали. Другие представители: X. Миро, И. Танги, М. Эрнст, А. Массой. Эстетика сюрреализма изложена в «Манифестах сюрреализма» А. Бретона (1896-1966). В качестве сверхзадачи и художественного манифеста выступает требование освобождения человеческого «я» от логики, разума, морали, традиционной эстетики. Подлинные истины находятся в сфере бессознательного. Искусство призвано выявить эти истины. Для данного направления характерны: опора художника на сновидения, галлюцинации, бред; воспоминания младенческого возраста; мистические видения; обострение приемов алогичности, парадоксальности, неожиданности; соединение несоединимого.

В сюрреализме нет абсолютного отхода от образности, изобразительности, как, например, в абстракционизме, но всегда представлена особая, ирреальная художественная данность. Сюрреализм - один из самых популярных, принятых и понятных направлений модернизма.

Другие направления: фовизм (в основном искусство цвета - Матисс), дадаизм (основа -детские рисунки); футуризм (цвет, движение, в России - Филонов); конструктивизм (Татлин); неопримитивизм: пуантилизм (точечные мазки).

В начало словаря