Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник
Статьи на букву "П"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П"

Пайдейя

Статья большая, находится на отдельной странице.

Папуасская культура

Папуасская культура - возникает среди народов, населяющих Новую Гвинею. В своей непосредственной форме, которая существовала до проникновения европейской культуры, отличалась специфичностью. Ее особенность была обусловлена множеством (нескольких сотен) самостоятельных этнических образований, которые были достаточно замкнуты. Это привело к тому, что сформировалось несколько десятков замкнутых, локальных культурных целостностей. Они были основаны на родо-племенных отношениях. Несмотря на множественность, эта культура содержала ряд устойчивых социо-культурных схем.

Так, можно было в чистом виде зафиксировать образ жизни этих этносов без каких бы то ни было наслоений. Элементы мифологического сознания присутствовали во всех формах деятельности. Бытовые операции, семейные и половые отношения, магические действия, вся хозяйственная деятельность, предметы и символы так или иначе были связаны с мифосознанием.

Кроме того, весь строй жизни был не только обоснован мифосознанием, но и слит с ним. Миф как таковой и нормы социального поведения, наличные технологии у папуасов находились в неразрывной связи (синкретичность). Архаичность такого строя жизни, в частности, заключалась в относительной неразвитости словесной стороны сознания (вербальности). В значительной мере осознание общества и ее технологическая сторона передавались в этой культурной традиции ритуальными действиями и моделями.

К невербальной ритуалистике можно отнести танцы, пантомиму, «театр» масок, язык одежды, украшений, красок, орнамента, музыки. Эти формы очень трудно осознавать представителям других, особенно западных, культур. Эта культура, представляет собой просто другую жизнь. Многие антропологи сравнивают ее с чудесным сном. В то же время исследование этих культур позволяет понять нам самих себя.

Парадигма

Парадигма - совокупность предпосылок, которые определяют характер научного исследования. Парадигма является основанием для выбора проблем. Она есть также модель, образец для решения исследовательских задач.

В каждый исторический период развития науки существуют ведущие, главные представления о методах получения новых знаний - парадигмы. Парадигмы в это время позволяют разрешать возникшие в исследовательской работе затруднения. Они направляют научно-исследовательский поиск. В период научных революций старые парадигмы разрушаются и возникают новые.

Парк

Парк (от позднелат. parricus - отгороженное место) - 1. Декоративный сад, роща с естественными или искусственными насаждениями, с дорожками для гуляния, площадками для игр и т. д.; 2. Учреждение культуры, ориентированное на создание условий для активного оздорОБИтельно-развлекательно-го, развивающего отдыха, группового и индивидуального, для общения в природной среде и пр.

Парсонс Талкотт

Парсонс Талкотт (1902- 1979) - американский социолог. Создатель теории действия и системно-функциональной школы в социологии. Парсонс пытался построить общую аналитическую логико-дедуктивную теоретическую систему, охватывающую человеческую реальность во всем ее многообразии.

Специфику человеческого действия Парсонс усматривал в символичности (то есть в наличии таких символических механизмов регуляции, как язык, ценности и т. п.), в нормативности (то есть в зависимости индивидуального действия от общепринятых ценностей и норм), в волюнтаристичности (то есть в известной иррациональности и независимости от условий среды, но в зависимости от субъективных «определений ситуации»). Парсонс исследует ситуацию взаимодействия социальных субъектов, связанных между собой системой «взаимных ожиданий» в том смысле, что их действия ориентированы на ожидания партнера. Четкое аналитическое развитие потребностей и ценностей позволило Парсонсу развести и разграничить такие подсистемы действия, как личность и культура. Парсонс показал несостоятельность как представлений о полностью независимой спонтанной личности, так и представлений о жестко культурно запрограммированных индивидах.

В работах 60-х годов Парсонс обратился к проблемам эволюции обществ, положив в основу, своей эволюционной доктрины идею дифференциации. Парсонс различает три типа обществ: «примитивные», «промежуточные» и «современные». На примитивном уровне дифференциация отсутствует. Развит тие происходит путем последовательного развертывания эволюционных универсалий. Переход к «промежуточной» фазе определяется появлением письменности, социальной стратификации и культурной легитимизации. Переход к «современному» типу совершается с отделением правовой системы от религиозной, формированием административной бюрократии, рыночной экономики и демократической избирательной системы.

В 70-е годы Парсонс сосредоточился на завершении разработки теории системы человеческого действия, а затем на анализе ее взаимосвязей со средой, то есть такими подсистемами мироздания, как мир физических объектов, биосфера и трансцендентный мир «конечных смыслов бытия».

Парткикуляризм

Парткикуляризм - способ рассмотрения элементов социокультурной жизни как отдельных, ситуативных, своеобразных, уникальных.

Первичные институты социализации - элементы культуры, выполняющие основную роль в процессе воспитания детей в обществе, такие как семья, детские учреждения, первичные возрастные группы.

Первочеловек

Первочеловек - представляет собой космическое тело, которое выступает в мифосознании началом мира. Этот антропоморфный сюжет использовался для одного из объяснений происхождения мира в космогонической традиции. Он имел две основные формы. Одна сводилась к происхождению Вселенной из тела первочеловека, из его отдельных членов. Другая, наоборот, основывалась на происхождении тела предка человека из Вселенной или ее частей. Причем, сюжет происхождения Вселенной из тела первочеловека встречался чаще.

Человек и его разнообразные функции часто становились основой для моделирования мира и его элементов. Так, организм человека был основой для пространственной ориентации (верх-низ, право-лево), арифметических начал (чет-нечет), объяснения происхождения стихий (вода, огонь, прах, земля), цветов (белый, красный, черный - молоко, кровь, выделения) и т. д. Подобные представления по мнению многих исследователей воплощались, в частности, в практике жертвоприношений, включая и человеческие. Например, были широко распространены способы гадания по внутренностям жертвенного организма.

В древнеегипетской культуре первочеловеком являлся бог Птах. Он наполнял вселенную. Производные боги были частями его тела, одновременно являясь элементами, частями космоса. В различных литературных источниках говорится, что в членах Птаха заключена вся Вселенная, что в его теле заключены все боги. В Книге мертвых сказано, что у покойника нет членов, которые не были бы богами. Существуют объяснения обряда мумифицирования фараонов как продление вечности Вселенной.

Подобные взгляды можно найти и у индийцев. В ведийской литературе Пуруша -бог, заполняющий Вселенную. В китайской культуре Пань-гу - персонаж, из тела которого творится мир.

Пережитки

Пережитки - сохранившиеся в культуре нефункциональные элементы; образцы, свойственные более ранним периодам культурного развития.

Периодизация истории цивилизации в России

Статья большая, находится на отдельной странице.

Перун

Перун (др.- рус. Перунъ, обществ. Регипъ)-в славянской мифологии Бог грозы и грома (бог-громовник). Этот славянский культ восходит к древнейшей индоевропейской традиции. В балтийской традиции аналогичным богом выступал Перкунас. Выступал как глава языческого пантеона (Зевс у греков), выполнял функции военного предводителя, покровителя военных дружин и их предводителей. У восточных славян - покровитель княжеской власти.

Образ Перуна - идол с серебряной головой и золотыми усами. В индоевропейской традиции главный атрибут Перуна - борода, которая давала ему громовую силу. Молнии Перуна имели образ камней, каменных молний или топоров. В поздней традиции Перун превращается в святого Петра или Илью (Георгия) - он на коне с копьем-молнией, которой поражает змея - темную силу.

Обычно Перун побеждает своего соперника - бога темных сил (иногда Белеса - бога скота и царства мертвых), после чего освобождаются воды, идет дождь с молнией и громом. Ритуал вызывания дождя очень широко распространен в славянской культуре; это обливание водой женщины, культ связан с дубом, с дубовыми рощами, с возвышенностями, на которых устанавливались идолы.

В балтийской и славянской традиции имеется связь Перуна со сторонами света, в других культурах с ним связывают четырех-, восьмичленную) структуру священного пространства. Бог был соотнесен с календарем, ему был посвящен день « четверг ».

В северной части русской территории отмечалось обилие Перунов. Это обстоятельство исследователи связывают с географической и сезонной множественностью функций и ипостасей божества. Кое-где формы Перуна получали самостоятельное воплощение в подчиненных божествах. В Киеве Перун возглавлял пантеон, идол стоял на берегу Днепра вместе с другими главными персонажами.

Пиетет

Пиетет (от лат. pietas - благочестие) - у римлян ничем не омраченные дружеские отношения между богами и людьми. Благочестие, набожность человека стали обозначать словом «пиетет» («pius» - носитель пиетета). Вне религии это слово употребляется в смысле глубокого уважения к кому-либо или чему-либо.

Пиетизм

Пиетизм - направление протестантизма конца XVII - XVIII в. в.. Пиетизм стремился к пробуждению и обновлению религиозного чувства, подчеркивая при этом значение практического переустройства жизни. Пиетизм нашел отражение в творчестве Гсте, немецкого романтизма.

Подход социокультурный (многофакторный)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Политическая культура

Статья большая, находится на отдельной странице.

Популизм

Популизм (от лат. populus - народ) - 1) французская литературная школа конца 20-х годов XX века, декларировавшая реалистическое изображение быта городской и сельской бедноты, ставшая фактически разновидностью натурализма; 2) заигрывание с народными массами, которое основано на легковесных обещаниях, демагогических лозунгах и т. д.

Потоп

Потоп - один из самых распространенных сюжетов в сознании обществ с традиционно-религиозной культурой. Обозначает как реальные наводнения, которые происходили в определенной местности, так и метафору - вселенский потоп. Вселенский потоп как разновидность всепланетной катастрофы посылается богами за грехи людей. Грехи перевешивают всякую меру, поэтому происходит уничтожение всего живого с последующим возрождением, которое, как правило, означает начало новой культуры, нового времени.

Схема вселенского потопа достаточно универсальна. Всесильный Бог карает греховных людей за нарушение «табу», «зарока», уничтожение жизненно важных элементов (животных, растений, воды). Справедливость Бога позволяет людям, которые не грешили (праведники), получить от него «весть», и подготовиться к спасению. Праведники строят плавучее убежище или скрываются от стихии на горе, высоком дереве и т. д.

В культурах скотоводческих и земледельческих спасение сопровождается сохранением прежней культуры. Так, Ной в Библии в ковчег помещал кроме своей семьи всех животных и растения. Потоп происходит либо из-за ливня, либо из-за гигантских волн, в зависимости от географических условий. Например, существует гипотеза (Д. Мережковский), что библейский потоп и гибель Атлантиды - одно явление. Продолжительность потопа имеет сакральную (священную) продолжительность: 7, 12, 40 дней, 6 месяцев и т. д.

Для удостоверения в окончании потопа выпускается птица или грызун, корабль пристает к горе или острову, возрождение жизни без греха происходит в полном культурном объеме. Как правило, возрождение обеспечивается одной культурной парой - прародителями общности.

Сюжет потопа - один из мощных способов устрашения грешников в религиозном сознании.

Поэт

Поэт - (певец, рапсод) - в мифоэпической традиции образ обладателя коллективной социальной памяти, пророк и ясновидящий. В обществе интеллектуально слаборазвитом - человек, исчерпывающим образом владеющий содержанием общественной жизни, а также воплощающий ее в гармоничную словесно-музыкальную форму. В доолимпийской системе сознания поэт - нарицатель имен, персонаж сверхъестественного сознания.

Традиционное сознание видело в мире, созданном в словеснообразной форме, такой же реальный мир) как и материальный, сотворенный демиургом. Это приводило к устойчивому обожествлению как непосредственных поэтов, так и к созданию коллективного образа, который персонифицировался, воплощался в имя. Например, до сих пор неясно, был ли Гомер исторической личностью, или его имя воплощает коллективный образ. То же самое можно сказать по поводу славянского Баяна и т. д.

С другой стороны, на уровне традиционной культуры гармония вызывала у людей чувство сверхъестественного более глубокое, чем у современного человека. Это эстетическое переживание общения с поэтом также превращало его в сверхъестественную личность, возвышало его на уровень божества.

В традиционной культуре поэт близок но социальной роли со жрецом. Он также поддерживает мир в равновесии, он осуществляет в форме слова и музыки то же, что и жрец в воспроизводстве культа. Поэт получает магическую силу, говорит от имени Бога, влияет на гармонию мира. Например, Орфей спасает Эвридику из загробного царства. Садко посещает водяного царя.

Поэт знает прошлое, настоящее и будущее. Ясновидение выражается, зачастую, через физиологическую слепоту. Он - пророк, охватывающий небо и землю, посредник между Богами и людьми. Поэт самодостаточен как человек - только Боги и гармония могут судить его!

Православие и русский культурный архетип

Статья большая, находится на отдельной странице.

Праздник

Статья большая, находится на отдельной странице.

Престиж

Престиж (от франц. preslige, первонач.- обаяние, очарование) - оценка отдельных личностей, социальных групп, организаций, различных сторон деятельности людей (социального положения, профессии, психологических качеств, физических достоинств, различных благ и услуг). Эта оценка производится с соответствии с разделяемой членами данного общества или группы шкалой ценностей.

Прометей

Прометей - в греческой традиционной культуре бог, сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса. Его имя означает «предвидящий». Персонаж воплощает переход от старой именной культуры к олимпийской. Поскольку в олимпийской системе должен быть один Бог - творец, Прометей конкурирует с Зевсом тем, что становится жертвой, мучеником.

По некоторым версиям Прометей делает для людей многое, что превращает их в существа культурные. Так, увидев, что человек «наг и не обут, без ложа и без оружия», Прометей выкрадывает умение Гефеста и Афины - при помощи огня создавать технику - создав основу для западной культуры. Он делает людей умными, учит их строить дома, заниматься ремеслом, носить одежду и т. д. В других источниках об этой его функции не говорится ничего.

В различных мифах по-разному трактуется роль Прометея. Во многих версиях Прометей более древний бог, он снисходителен к людям и их слабостям. Зевс - бог новых патриархальных отношений - он строг, часто подвергает людей каре (потоп). Прометей, помогая людям, обманывает Зевса. Тот мстит за это Прометею и людям. Много культурных сюжетов располагаются вокруг огня. Прометей неоднократно вводит огонь в культуру людей, Зевс, наказывая, отбирает его.

Самый известный сюжет - Зевс наказывает Прометея за его самоуправство - тот вернул людям огонь, который Зевс у них отобрал. Зевс приказывает приковать Прометея цепями к горам Кавказа в Скифии. Орел выклевывает каждый день его печень, которая отрастает вновь.

Прометей знает будущее, он знает, что Зевс породит сына, от которого погибнет. Для того, чтобы овладеть знанием своего брата, Зевс посылает на Кавказ Геракла, который освобождает его. В эпоху Троянской войны о Прометее вспоминают мало. Современные люди Прометея чтут за то, что он принял страдания за человека.

Просвещение

Просвещение - политическая идеология, философия и культура эпохи крушения (феодализма и утверждения капиталистического общества. Термин «просвещение» впервые употреблен Вольтером и Гердером; в 1784 г. в статье «Ответ на вопрос, что такое просвещение?» Кант предлагал рассматривать просвещение как необходимую историческую эпоху развития человечества, сущность которой состоит в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса. Считая просвещение выражением родовой сущности человечества, Кант был убежден, что успешное развитие и применение разума возможно при условии преодоления всех форм несвободы путем длительного морального совершенствования человеческого рода. Отстаивая неотъемлемое право человечества на свободное пользование достижениями культуры. Кант, однако, отрицал необходимость революционного уничтожения социальных учреждений, препятствующих развитию просвещения. Гегель характеризовал просвещение как рационалистическое движение XVIII века в области культурной и духовной жизни, основанное на отрицании существующего способа правления, государственного устройства, политической идеологии, права и судопроизводства, религии, искусства, морали.

Возникнув в XVII веке в Англии (Локк), просветительская идеология получает широкое распространение во Франции XVIII века (Монтескье, Гельвеций, Вольтер, Гольбах), где выдающиеся философы готовили почву для приближающейся революции. Во 2-ой половине XVIII века и первых десятилетиях XIX века антифеодальная идеология просвещения развивается в Северной Америке (Б. Франклин, Г. Купер, Г. Пейн), Германии (Лессинг, Кант), России (А. Н. Радищев, П. С. Новиков, Я. П. Козельский) и странах Восточной и Юго-Восточной Европы.

В философии просвещение выступало против всякой метафизики. Оно содействовало развитию любого рода рационализма, в науке - развитию естествознания, достижения которого оно частично использует для обоснования научной правомерности взглядов и веры в прогресс. В области морали и педагогики просвещение проповедовало идеалы гуманности и отвечающую запросам времени систему воспитания молодежи; в области политики, юриспруденции и общественно-экономической жизни - освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом; последнее представляет собой понятие, разработка которого является главным образом заслугой просвещения.

Однако уже в конце XVIII века Фихте указывал на отрицательные стороны просвещения. В конце XIX века возвращение к метафизике привело к частичному преодолению философии просвещения.

Пространственные факторы хозяйственной культуры

Пространственные факторы хозяйственной культуры - это особенности климата, ландшафта, местонахождения страны, наличие в ней водных и иных путей сообщения, расположение хозяйственных единиц на занимаемой ею территории.

Психотехника

Психотехника - контролируемые способы работы со своей психикой. Их цель - кардинальное изменение личности. Эзотерическая психотехника включает в себя такие процедуры, как трансформация форм восприятия, достижение пограничных состояний сознания, переосмысление фундаментальных представлений, культивирование идей, соответствующих эзотерическому учению. Включает культивирование состояний, отвечающих эзотерической реальности, причем без опоры на чувственные впечатления внешнего мира; подавление других состояний, не отвечающих этой реальности; достижение пограничных состояний измененного сознания, когда внутренний опыт и мир становятся на место внешнего.

Публика

Публика - собрание людей, пользующихся средствами массовой коммуникации для получения социально значимой информации (синоним; аудитория).

Путь

Путь - в мифоэпической и религиозных культурах - связь между двумя жизненными обстоятельствами. Зачастую, связан с пространством и его преодолением. Одно из -свойств пути - те трудности, которые постоянно возникают при его осуществлении. В культуре героев трудности постоянно возрастают, достигая своей кульминации в конце пути (герой кормит птицу своим мясом, последняя схватка с драконом, у которого отрастают срубленные головы).

Преодоление пути в традиционной культуре - всегда подвиг, подвижничество, которое дается герою за его самоотречение ради общности людей. Начало пути и сам путь почти не описываются (скоро сказка сказывается, не скоро дело делается). Главное в пути - его цель, окончание, достижение тех ценностей, ради которых начинался путь. Цель пути обычно заключена в сакральных достижениях, либо в подвигах, которые сопутствовали достижению цели.

Географически путь выражается в продвижении к воплощенной сакральности (дом-храм, дом-небо), содержательно происходит перерождение человека (Иван-дурак - герой). Путь в царство мертвых означает возвращение утраченного. Его основная трудность - проникнуть туда и вернуться назад. Путь в горизонтальном пространстве доступен героям (вплоть до «пройди туда, не знаю куда»), путь по вертикали могут преодолеть мифологические персонажи или служители культа.

В ряде культур распространена вера, что путь преодолевается непосредственным образом. Эта культура связана с шаманством. В современной литературе описана К. Кастане-дои, Ф. Доннер и другими антропологами «мистического» плана. В буддизме и его разновидностях развита вера в астральные путешествия, которые осуществляются человеком с разделяющимся «физическим» и «астральным» телами или «планами» (Л. Рампа и другие писатели).

Предыдущая страница Следующая страница