Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник
Сорокин, Питирим

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э

Сорокин, Питирим

Сорокин, Питирим (1889-1968), русский социолог, философ и культуролог. По его мнению, человечество проходит ряд стадий, но не поступательно, а циклически. Все люди вступают в систему социальных взаимоотношений под влиянием бессознательных регуляторов, включающих в себя значения, нормы и ценности. То или иное общество может быть понято и описано только с их помощью. Социоэмнирические исследования этих культурных качеств позволяют выделить в истории человечества периоды, в течение которых проявляются близкие культурные образцы. На этом основании Сорокин строит свое понимание истории культуры, выводит типы культуры. В основе их выделения лежат представления о природе объективного мира, потребностей человека, методах их удовлетворения.

С его точки зрения, культурно-ценностные системы формируются под воздействием «двойственной» природы человека, который является и мыслящим, и чувствующим. В те иди иные периоды истории преобладала одна из сторон, другая при этом никогда полностью не исчезает. В случае баланса имеет место культура-посредник, которую Сорокин называет идеалистической.

Из этого, по Сорокину, вытекает, что существует три типа культуры - умозрительная, «основанная на принципе сверхчувствительности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности», чувственная, которую автор называет «сенсорной, эмпирической, светской» и «соответствующей этому миру» и идеалистическая, основной посылкой которой является то, что «объективная реальность частично сверхчувственна и частично чувственна». На протяжении всей истории человечества эти культуры сменяли друг друга, что Сорокин иллюстрирует множеством примеров (даты, таблицы, цитаты и пр.).

Развитие культуры у него происходит циклически, колеблясь между двумя типами культур, подобно тому, как колеблется значение синусоиды: при это единственное отличие состоит в том, что оба основных типа культуры располагаются не по принципу «выше - ниже», а в одной плоскости, они совершенно разнозначны. Сорокин особо подчеркивает, что мы, живя в век чувственной культуры (он, конечно, говорит о своем времени - книга, в которой изложены его воззрения, «Социокультурная динамика», вышла в 1941 г.) склонны преуменьшать достижения культуры умозрительной, но это неверно. Он указывает на то, что не всем культурам удается совершить следующий виток в развитии, были и такие, что «или погибали или исчезали, или обрекались на загнивание и полуживое существование».

Большое внимание Сорокин уделяет проблеме кризиса культуры. Рассматривая его как смену формы культуры, образа жизни, системы ценностей, Сорокин подробно исследует различные области культуры (изящные искусства, наука, философия, религия, этика, право), показывая, как кризис характерен для современной культуры. В настоящее время, по Сорокину (он имеет в виду середину XX в), «мы живем, мыслим, действуем в конце сияющего чувственного дня, длившегося шесть веков», и следует ждать прихода идеалистической культуры, которая все больше вступает в свои права.

Иначе, по Сорокину, и быть не может, так как чувственная культура уже достигла пика своих возможностей, и ее достоинства переросли в недостатки. Так, искусство стало простым средством развлечения, поверхностным, превратилось в «океан хаоса», страдает гигантоманией и зависимостью от техники. Не лучше обстоит дело и в «системах истины» - пауке, философии и религии. Их чертами в чувственной культуре являются «отрицание или... равнодушное отношение к любой сверхчувственной реальности или ценности», «предпочтение изучению чувственного мира». Сорокин перечисляет в качестве признаков кризиса чувственной культуры стирание границ между истиной и ложью, реальностью и вымыслом, законностью и утилитарной условностью, релятивизм, временный характер истины, утерю взгляда на человека как на нечто священное. Самое главное - падение нравов, моральная деградация с ее стремлением к удовольствиям, нигилизмом и эгоизмом.

Кризис культуры, тем самым, является сигналом напряженного поиска новых ценностей. По мнению Сорокина, выход из кризиса возможен на путях религиозного преображения общества, его нравственного возрождения.

В начало словаря